Поделка статуя зевса в олимпии

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 28.09.2024

Статуя Юпитера в Эрмитаже — колоссальная скульптура верховного античного бога, созданная неизвестным римским мастером в конце I века н. э. Она является одним из самых известных экспонатов музея.

Статуя Юпитера — значимый памятник эпохи Флавиев, несущий характерные черты римского искусства данного периода. Статуя Юпитера изначально представляла собой горельеф из белого мрамора и бронзы, скорее всего, она помещалась непосредственно у стены. Немраморные детали были утрачены, а затем восстановлены из гипса.

Прообразом этой скульптуры стала созданная Фидием в V веке до н. э. легендарная статуя Зевса в Олимпии, почитавшаяся как одно из Семи чудес света. Найденная в конце XVIII века на вилле Домициана статуя Юпитера в итоге оказалась в коллекции маркиза Кампана. После его разорения она была выкуплена императором Александром II и доставлена в 1861 году в Эрмитаж. Это одна из самых больших и монументальных античных скульптур, хранящихся в музеях мира.



Древнегреческий город Олимпия был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.



Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Храм был построен за 10 лет архитектором Либоном из Элиды (сер. 5 в. до н.э.) и посвящался богу Зевсу.



По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64Ч27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.



В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имели мастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситель. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.



Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около 500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором, архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов, Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Таким образом была, очевидно, и его статуя Зевса, созданная для храма в Олимпии.



Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов. В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи.



Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.



Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: ".. хотя сам храм - очень большой, скульптор критикуется за то, что не учёл реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрётся головой в крышу храма".



Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.



.Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую, затем она была отреставрирована скульптором Димофонтом.. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г н. э. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.



После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. По одной из версий все, что осталось от знаменитой скульптуры в 475 по приказу Феодосия II вывезли из Греции в город Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.



Были сделаны и копии статуи, включая большой прототип в Курене (Ливия). Ни одна из них, тем не менее, не сохранилась до сегодняшнего дня. Ранние реконструкции как например, Эрлаха , как теперь полагают, являются неточными. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.



Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых помериться силой в самых разных видах спорта.

С 776 года до нашей эры в священной области Олимпия устраивались празднества, во время которых религиозные торжества сменялись ожесточённой борьбой, а назывались празднества — Олимпийскими играми.

Легенда гласит, на вершине одного из священных холмов Олимпии жил Кронос, который относился ко второму поколению богов — титанам. Однажды оракул предсказал Кроносу, что будет свергнут он собственным сыном. В страхе от предсказания Кронос проглатывал своих детей в первый же день их рождения. Родив шестого ребёнка Рея обманула мужа — вместо родившегося Зевса она завернула в пелёнку камень, который и проглотил Кронос.

Младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Возмужав, Зевс решил отомстить отцу за все злодеяния — напоил Кроноса рвотным средством, благодаря которому он изрыгнул на свет живыми и невредимыми пятерых сыновей и дочерей. Следом последовала беспощадная битва между отцом и сыном. Зевс одержал победу и низверг отца в Тартар. Зевс стал единовластным хозяином Олимпа, а в честь своей победы он учредил Олимпийские игры.

Изначально, первые Олимпийские игры имели местное значение — участвовали в них лишь молодые люди из близлежащих окрестностей. В священной роще на холме Кроноса сходились они, чтобы помериться силами в спортивных состязаниях. Архитектурный комплекс был весьма скудным и состоял из сокровищницы с дарами, здания с олимпийским огнём, храма Зевса и его супруги Геры и небольшого алтаря. Однако через триста лет Олимпия кардинально изменилась.

Небольшие региональные соревнования превратились в самые крупные и значительные всегреческие состязания. Участвовали в играх сильнейшие атлеты, а наблюдали за зрелищем тысячи зрителей со всей Греции. Размещались атлеты и приезжие зрители в палатках. Архитектурный комплекс превратился в настоящий ансамбль из статуй, больших и малых храмов и алтарей. Олимпия расцвела и ожила пуще прежнего. Во время игр лавочники вели бойкую торговлю, поэты декламировали свои произведения перед взыскательной публикой.

В 470 году до нашей эры в Греции объявили о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса. Пожертвовать мог каждый желающий и бедняк и богач. Пожертвования поступали со всех уголков страны — деньги, предметы искусства, украшения, оружие, одним словом всё, что могло было быть использовано в строительстве самого величественного храма невиданной красоты.

Строительство храма было завершено не позднее 456 года до нашей эры. В это же время его торжественно освятили. Возведён храм был на искусственном холме высотой в один метр. Фундамент сохранился до наших дней, что позволило установить точные его размеры — шестьдесят четыре на двадцать семь метров. На фундаменте были установлены тридцать четыре колонны из ракушечника и достигали они десять с половиной метров в высоту. На колоннах величественно и монументально возвышалась массивная крыша из мраморных плит. Однако главным элементом храма была целла и статуя Зевса.

Статуя Зевса считалась третьим чудом света и была единственной, которая находилась не под открытым небом. Работал над статуей известный античный скульптор Фидий. Статуя Зевса, сделанная Фидием, кардинально отличалась от представления бога до этой работы. Если раньше Зевс представлялся в виде бога, мечущего молнии и не гнушался прибегать к козням и лукавству, то в работе Фидия он предстал перед людьми старым умудрённым опытом человеком с добрыми чертами лица. С этого момента Зевс внушал людям доверие, а не страх. Одним словом, Зевс стал для верующих любящим отцом.

Зевс — верховный бог, отец богов и людей, которого боялись и которого уважали

Зевсу поклонялись в священной Олимпии, которая находилась в 260 километрах северо-западнее Афин. Зевс был покровителем Олимпийский игр и атлетов. В первый день состязаний спортсмены приходили к алтарю с жертвоприношениями, молились о победе и давали клятву вести честную борьбу. Вслед за этим начиналось пятидневное празднество. Молодые люди соревновались в различных видах спорта. Борьбу за олимпийскую победу они вели обнажёнными. Женщинам на игры вход был запрещён и допускались они лишь на церемонию награждения победителей у храма Зевса.

Некогда величественный олимпийский комплекс канул в веках. До наших дней уцелел лишь фундамент храма Зевса и некоторые скульптуры с фронта. Местонахождение статуи Зевса неизвестно. Достоверно лишь то, что во II веке она сильно пострадала от землетрясения. Восстановить картину прошлого и увидеть всё величие и роскошь статуи Зевса возможно лишь по оставшимся историческими документам и различным артефактам, например, античным греческим монетам. Так как же выглядела статуя Зевса?

Статуя Зевса, точнее её объёмный скульптурный каркас, был изготовлен из металла, дерева и гипса. Открытые части скульптуры — лицо, руки, ладони и ступни — были покрыты тщательно отполированным слоем из слоновой кости. Золотое убранство Зевса весило двести килограмм, а глаза бога были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. В высоту статуя Зевса достигала двенадцать метров, а фигура Ники была примерно с человеческий рост. Вот так выглядело третье чудо света.

Статуя Зевса, располагавшаяся в Олимпии – это уникальная работа Фидия, известного афинского скульптора своего времени. Для того, чтобы создать это великое творение, грекам пришлось немало потрудиться и дважды возвести храм для этого монумента. У Фидия были ученики, которые помогали ему в этом ответственном деле. Это был его брат Пенен и ученик Колот. День открытия этой статуи считается 435 год до н.э. Существует легенда, что к Фидию лично сошел с небес Зевс, чтобы позировать.

За период с момента создания статуи, ее пришлось несколько раз подвергать реставрации. Она несколько раз подвергалась сильным ударом молнии, землетрясению. Были моменты, когда пытались украсть дорогие детали изваяния. Римский правитель Калигула хотел перевести к себе в Рим статую Зевса. Попытка эта оказалась неудачной. По рассказам очевидцев, статуя начала громко хохотать и привела в страх и ужаса рабочих. В панике они разбежались кто куда, а изваяние Зевса так и осталась на своем месте в Олимпии.

Последний раз о ней упоминалось 363 годом нашей эры. После того, как большая часть населения приняла христианство (391год н.э.), было принято решений избавиться от всех языческих храмов. Их все, включая и храм, где стояла статуя Зевса, закрыли. Поговаривали, что в 5 веке ее перевезли в Константинополь, но в 475 году из-за сильнейшего пожара она была полностью разрушена.

Описание статуи Зевса

Это великое творение всех времен носило название статуя Зевса Олимпийского. Вся конструкция состояла из золота и слоновой кости. Золота потребовалось привести около 200 кг. Золотом украшали статую Зевса и его трон. Современники, описывали изваяние так: огромных размеров, расписанный золотом трон, на нем, держа в левой руке скипетр, а в правой Нику, богиню Победы сидел великий Зевс. На нем был плащ, украшенный изображениями животный и птиц, а голова была укрыта золотым венком. Сам трон стоял на высоком (9,5 метров) пьедестале, а ноги его стояли на скамейке.

Особое внимание привлекало украшение трона. На нем были запечатлены различные сцены из древней мифологии греков. Сам трон был выполнен из слоновой кости, черного дерева, а так же драгоценных камней. На каждой из четырех ножек трона было выбито изображение Ники. Перекладины между ножками были украшены военными сценами борьбы греков и амазонок, а так же различными спортивными состязаниями. Расписывал трон брат Фидия Паненом. На нем можно было увидеть изображения Геракла, Тезея, Посейдона, Афины, Геры, Гермеса, Ахилла, Аполлона, а так же самого Зевса. Современные источники утверждают, что размеры статуи могли доходить до 17 метров в высоту!

Интересные факты о статуе Зевса

Чтобы сохранить слоновую кость жрецы использовали масло. Стекало масло в специально вырытый бассейн в черном мраморном полу. Но существовало и еще одно значение углубления - масло, находящееся в этом бассейне отражалось от света в двери, это световое преломление освещало голову и плечи статуи. Тем самым создавая иллюзию, будто Зевс дарит свет людям.

Мастера работами скрытно и люди, не имевшие возможности видеть процесс, решили, что главный житель Олимпа лично спускается для позирования.

Композиционно скульптуры состоит из тела Зевса, сидящего на троне и демонстрирующего символы власти (фигурку богини Ники и жезл с изображением орла). Особо привлекали внимание детали скульптуры: лавровый венок на голове Бога, тога, оборачивающая торс, сандалии, скульптурки львов, героев и ангелов, украшавшие трон.

Мастер иллюзии Фидий, для большего эффекта, расположил у основания бассейн с тонкой плёнкой масла на поверхности воды. Эти блики озаряли статую и создавали у легковерных греков ощущение её одушевлённости.

Вызывает интерес хрисоэлефантинная техника изготовления. К деревянной основе прикрепляли элементы из лучших образцов слоновой кости и золота (200 кг.).

К 393 году до нашей эры статуя была частично разграблена. По преданию в 475 году до нашей эры, Феодосий II приказал перевезти статую Зевса из Олимпии в Константинополь, где она вскоре была уничтожена пожаром. Сведения о ней были восстановлены по описаниям и по изображению на монетах.

Судьба великого скульптора сыграла с ним злую шутку. Он был обвинён в растрате золота для статуи, а не сумев это доказать, его обвинили в непочтительном отношении к богам, за что и заточили в темницу. Свои последние годы он жил в нищете и в полном забвении обществом.

Материальным доказательством существования великого шедевра стали найденные в 1857 году останки храма.

На сегодняшний день, на месте Олимпийского храма располагается музей археологии.

Статуя Зевса в Олимпии

Популярные сегодня темы

Каждый человек хотя бы раз в жизни видел чудесные иллюстрации И. Я. Билибина в книгах. Врезающиеся в память образы Бабы-Яги и Кощея Бессмертного дети запоминают по рисункам этого мастера

В Воронеже, 21 сентября 1824 года, в семье мещанина родился сын, нарекли его Иваном по отцу Савичем. Его отец был владельцем лавки по продаже свечей.

Кудревич Владимир был замечательным живописцем-пейзажистом Белоруссии. Этот талантливый человек появился на свет в городе Чаусы в обычной семье. Учился он в училище искусств в Либавы

Леонардо да Винчи Творчество да Винчи считается воплощением гуманистических идеалов эпохи Возрождения. Он был мастером в различных видах искусства, но наибольшую известность получил именно

В большинстве случаев люди думают, что закаливание - обливание и купание в холодной воде, отчасти это правда. На самом деле закаливание организма - это влияние на организм самой природой и ра

Читайте также: