Поделка средневековая деревня

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

— обработка господской пашни;

— строительство и починка его дома, мостов;

— долю продуктов своего хозяйства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

(Проверка выполнения задания.)

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили ) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

Нажмите, чтобы узнать подробности

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование:

Раздаточный материал (Приложение 1).

Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

II Проверка домашнего задания:

- Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы освоили эту тему. Работа с раздаточным материалом и выполнение задания №2 стр.35-36 в рабочей тетради.

III Введение в тему.

Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Посмотрите слайды и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

- Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную.

- Какой период времени мы с вами проходим?

- Значит тема урока сегодня, какая?

Запись в тетради: дата, тема.

- Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

II. Новая тема.

1. Господская земля и крестьянские наделы.

- Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

- Кому принадлежала земля и власть?

- Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.е. феодалам.

- Вспомним, кто такие феодалы.

- Феодалы – это землевладельцы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами.

-Кто жил и работал на земле феодала?

-На землях феодалов жили и работали крестьяне.

- Как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Поземельная и личная зависимость







Ответы учеников: отдача под покровительство, захват земли силой, пожалования короля, закабаление за долги.

Работа со словарем

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Слайд Перед вами феодальное поместье. Господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд Пахотная и прочая земля делились на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. Собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2 Феодал и зависимые крестьяне.

- Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

- Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей?

- Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Работа со словарём:

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Записать в тетрадь определения.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 87-88 и заполнить таблицу:

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяй­ства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изде­лия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

(Проверка выполнения задания).

Задание 2: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?

Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам? Почему?

Почему крестьяне вынуждены были подчиняться феодалам?

У какой категории крестьян было самое тяжелое положение? Почему?

- Ещё одним из налогов крестьян был церковный налог. Он назывался церковная десятина. Каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется.

Слайд Физкультминутка.

3 Крестьянская община.

На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания).

Причины объединения крестьян в общины

Ведала хозяйственными делами

Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства

Поддерживала порядок на своей территории

Помогал беднякам выплачивать налоги

Опекала вдов и сирот

Проводила празднества и игры

Оказывала сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей.

4 Как жили и трудились крестьяне.

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нуж­но отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жер­дей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузы­рями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в по­толке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котел­ке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлеб­ка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в поме­щении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за сто­лом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колес­ным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за ра­боту.

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Кре­стьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, нема­ло его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не раз­бирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца пол­ны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сго­вариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед цер­ковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жа­луется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть иму­щества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит моло­дой семейный крестьянин.

Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще слу­чались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо высту­павший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин сна­рядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем же­стоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с ко­локольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допраши­вали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпо­роли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так же­стоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора - это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались об­работка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет.

5. Натуральное хозяйство

Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем).

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

- Укажите две причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

Техника сельского хозяйства ___________ , поэтому урожаи были ________ .

Во всех поместьях производили ________ , поэтому нечем ________

III. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос:

- Что мы сегодня изучили на уроке?

- Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили.

- Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

IV Домашнее задание и выставление оценок в журнал

1 Выучить новые слова

2 Для сильных учеников - § 11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

- У кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предлагает школьникам совершить путешествие в прошлое и изучить средневековую деревню. Цель урока – рассказать об особенностях средневековой деревни, описать её обитателей, их быт, традиции и другие интересные вещи. Показаны иллюстрации, на которых запечатлена крестьянская деревня.

Средневековая деревня Выполнил: Учитель Истории : Ромашкин Р.В.

Ромашкин Р.В.

4

В средние века действовало правило:

Феодалы – собственники земли (поместье) – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне Феодальная вотчина Господская земля Крестьянские наделы В 9-10 веках, возникла феодальная вотчина (хозяйство феодала)

Феодалы – собственники земли

(поместье) – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне

Среди многих интересных уроков в школе мне по душе история. Это интересный и увлекательный предмет. Можно, сидя на месте, пуститься в путешествие. Мне интересно узнать, какие были дома, вещи и многое другое сотни лет назад. Как, например, жили люди в те времена, когда о многих современных изобретениях они тогда не знали. О таких вещах, как телефон, пылесос или телевизор на всю стену, они и представить себе не могли!

Цель моей работы: Познакомиться с жизнью и бытом средневековых крестьян.

ВложениеРазмер
proekt_po_istorii_6klass_zhurba.doc 588 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ученик 6 класса

Григорьева Татьяна Александровна учитель истории и обществознания

2. Средневековая деревня. 4

3. План средневековой деревни.

4. Как выглядела средневековая деревня . 5

  1. Господский двор. 6
  2. Крестьянский двор. 1
  3. Крестьянский дом. 1

5. Повинности крестьян. 1

Среди многих интересных уроков в школе мне по душе история. Это интересный и увлекательный предмет. Можно, сидя на месте, пуститься в путешествие. Мне интересно узнать, какие были дома, вещи и многое другое сотни лет назад. Как, например, жили люди в те времена, когда о многих современных изобретениях они тогда не знали. О таких вещах, как телефон, пылесос или телевизор на всю стену, они и представить себе не могли!

Цель моей работы: Познакомиться с жизнью и бытом средневековых крестьян.

1. Найти информацию

1. Работа с новыми понятиями и терминами, создать словарь;

2. Создать образ средневековой деревни.

План средневековой деревни

Большая часть населения Европы в эпоху Средневековья проживала в деревнях. Эти поселения отличались друг от друга.

План средневековой деревни всегда зависел от местности, в которой она располагалась.

- Если это равнина с плодородными землями и просторными лугами, то количество крестьянских дворов могло достигать пятидесяти.

- Чем менее полезными были земли, тем меньше дворов насчитывалось в деревушке.

Дом в эпоху Средневековья можно было транспортировать на специальной повозке в любое место. Потому средневековая деревня постоянно менялась, немного перемещалась в пространстве.

Кучевая деревня - состояла из беспорядочно расположенных улочек, многие из которых заканчивались глухими тупиками. (Приложение №1)

Крестообразное поселение - тип средневекового поселения состоял из двух улиц. Они пересекались друг с другом под прямым углом, образуя, таким образом, крест. В месте пересечения дорог лежала главная площадь, где располагалась либо часовня, либо поместье феодала. (Приложение №2)

Деревня-дорога - этот тип поселения в эпоху Средневековья был характерен для местностей, где встречались крупные реки. Все дома собиралась в одну улицу. (Приложение №3)

Лучевые деревни - самый популярный тип поселения. В центре деревни располагалась главная площадь, которую занимала часовня. Неподалеку от него дом феодала. От центральной площади все улицы расходились в разные концы поселения, как лучи солнца. (Приложение №4)

Для каждого региона был характерен свой тип строительства домов. Где-то использовалась глина, где-то - камень, в других местах возводились каркасные жилища. Благодаря этому историки могут идентифицировать, какому именно народу принадлежало то или иное поселение.

Как выглядела средневековая деревня

В период Средневековья основной ценностью была земля, которая принадлежала феодалам или сеньорам. Примерно к девятому-десятому веку сложились феодальные вотчины и поместья-хозяйства, на землях которого работали попавшие в зависимость крестьяне. Вся земля делилась на две части: господская вотчина и крестьянские наделы.

Центром вотчины был господский двор.

В него входили: дом феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, мастерские ремесленников, мельница, сад. (Приложение №5)

Чаще всего строили низкие дома из жердей, обмазанных глиной. Иногда применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой. Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. (Приложение №6)

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам. Деревенская пашня делилась на равные участки (полосы), составлявшие крестьянские наделы - чересполосицу. За пашней располагались угодья: луга, леса, реки и озера. (Приложение №7).

Во многих средневековых деревнях жили как свободные, так и зависимые люди. Их дома и участки располагались вперемешку, но всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев. В большинстве случаев, население средневековой деревни было безграмотным и жило в нищенстве.

Крестьянин трудился ежедневно. Жители деревень занимались скотоводством, земледелием, охотой, бортничеством, некоторые занимались каким-то ремеслом. Женщины готовили пищу, ткали и пряли. Работали не только взрослые, но и дети, они продолжали дело родителей. Зачастую родители обучали детей своей профессии: так сын ремесленника уже к 17 годам мог стать самостоятельным ремесленником. Распространенны были ранние браки. В семьях было от 3 до 7 детей. В редких случаях, дети могли получить начальное образование в школах при церквях.

Хозяйство средневековой деревни имело натуральный характер, то есть всё производилось для личного потребления, а не для продажи. Недостающие вещи, например, соль, железо, крестьяне получали путём обмена у бродячих торговцев или на ярмарках.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья. З емля пахалась легким плугом, рыхлили бороной. Урожай срезали серпами, молотили цепом. Зерно мололи на господской мельнице. ( Приложение № 8)

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Дом состоял из одной комнаты. Внутри дома всегда стоял большой стол, вдоль стен располагались скамьи и сундуки с одеждой.

Спали крестьяне на широких кроватях или на скамьях. В доме хранилось множество хозяйственной утвари. Печи были без дымоходов, из-за чего стены чернели от копоти. В котелке обычно готовили всю еду: каши, вареные овощи и зерно, очень редко рыба и мясо. Пили крестьяне ячменное пиво и фруктовые вина собственного производства. ( Приложение№9)

Вот такая деревня была в средневековье!

За пользование наделами крестьяне несли повинности - выполняли определённые работы для феодала .

Основными повинностями были барщина и оброк.

Барщина- это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Оброк заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей: пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда. За плохую работу на барщине крестьянина вызывали в суд феодала.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Крестьяне были объединены в общину , где решались многие вопросы: помощь нуждающимся, хозяйственные дела, отвечала перед феодалом за выплату оброка и работу на барщине, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

Поместье - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Натуральное хозяйство - хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальная вотчина - наследственное земельное владение феодала.

Повинности – определенные работы для феодала.

Барщина - все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Оброк - выплата феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег .

Как известно, в эпоху раннего Средневековья большая часть европейского населения – примерно 80% от общего числа жителей – проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти сельские поселения отличались друг от друга постройкой домов, способом обработки земли и орудиями труда.


Феодальный уклад жизни средневековой деревни на европейской территории мало чем отличался друг от друга. Собственником земли выступал феодал (сеньор). В его поместье трудились зависимые крестьяне, которые за пользование землей несли повинности. Главными повинностями были барщина и оброк. Барщина подразумевала все даровые работы в поместье феодала (обработка земли, ловля рыбы и тому подобное), а оброком называется доля продуктов личного хозяйства или изготовленные изделия, которые крестьянин отдавал господину.


Население средневековой деревни обычно состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земледельцы обрабатывали участки земли, скотоводы ухаживали за крупным и мелким рогатым скотом, ремесленники специализировались в гончарном, ткацком и ювелирном промыслах. Все эти труженики должны были отдавать часть своего труда феодалу, а также платить десятую часть своего дохода церкви – церковную десятину. Но общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества во многом зависели от того, были ли его крестьяне, проживающие в нем, свободными или находились под властью сеньора.

Как свободные, так и зависимые люди во многих средневековых деревнях зачастую селились вперемешку, но дома крестьян всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев – свободны они или лично или поземельно зависимы. Свободные крестьяне пользовались гораздо большими правами и свободами, чем зависимые от феодала.

В большинстве случаев население, неважно, зависимое оно или свободное, было безграмотным и жило в нищете. Как ни старались крестьяне обрабатывать свои наделы, урожаи были низкими, треть надо было оставить на семена, часть отдать феодалу в виде оброка и десятину – церкви. Урожай зависел также и от погоды, большой бедой были заморозки и засухи, поэтому крестьянские семьи нередко голодали.


Крестьянское хозяйство требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на ловлю рыбы и на вырубку леса, следить за тем, чтобы их личный скот и птица не пересекали границы другого села, иначе крестьян ждала суровая кара от феодала и соседей. Крестьянина, нарушившего правила, могли даже изгнать вместе с семьей из родной деревни.

Во времена раннего Средневековья крестьянину, если он хотел переселиться в другие края, очень сложно было продать землю. Для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому очень часто жители средневековой деревни объединялись в общины, которые ведали хозяйственными делами. Члены крестьянской общины на сборах, которые обычно проводились возле церкви, принимали решения о постройке общего имущества (амбаров, мельниц), решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также обсуждали, где и что посеять, когда начать жатву и другие хозяйственные вопросы. Если деревня была не свободна, а находилась в собственности феодала, часто на таких сборах присутствовал какой-либо рыцарь – представительское лицо сеньора.

Обычно средневековые деревни были совсем небольшими, они насчитывали примерно 13 – 15 домов, где проживало столько же семей. В тех странах, где были благоприятные условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50, соответственно, увеличивалось и количество жителей. В горных районах Франции и Германии деревень практически не было – люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15 – 20 человек, а землю обрабатывали сообща.


Обычно дом европейского крестьянина представлял собой низкое строение из деревянных жердей, камня или бревен, которые затем обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши чаще всего покрывали соломой или дерном. В доме обычно было узкое окно, которое затыкали бычьим пузырем, наподобие стекла. Кроме того, помимо дома, у крестьянина имелся двор, где находились хлев, сарай и прочие хозяйственные постройки. Если крестьянин был достаточно зажиточным, то он мог иметь небольшой виноградник, огород или даже сад.

Как и в городах средневековой Европы, среди крестьян часты были ранние браки, и количество детей в семьях доходило до 7, а иногда до 10 человек. Образования крестьянские дети в основном не получали, лишь в редких случаях какой-либо сын зажиточного крестьянина мог получить начальное образование в школе при монастыре.

Зачастую родители с малолетства обучали детей своей профессии: так, к примеру, сын портного уже к 15 – 16 годам мог стать самостоятельным тружеником и не зависеть от родителей. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у сеньора, срок которой устанавливался сам господин.

Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь в средневековой деревне была достаточно тяжела для крестьян. Даже свободные, а не только лично зависимые крестьяне должны были платить феодалу и церкви налог, обеспечивать продуктами своего производства сеньора, его семью, слуг и гостей. Но, в отличие от раба, крестьянин имел право на какие-то плоды своего труда, дом и некоторое имущество, что, несомненно, говорит в пользу феодального строя над рабовладельческим.

Читайте также: