Поделка план местности

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Презентация на тему: " Как Незнайка рисовал план местности рпрпр id 036 Бруквина Ираида Валентиновна, МБОУ СОШ 8 г.Назарово, Красноярский край." — Транскрипт:

2 Как Незнайка рисовал план местности рпрпр id 036 Бруквина Ираида Валентиновна, МБОУ СОШ 8 г.Назарово, Красноярский край

7 ПЛАН- это уменьшенное изображение на плоскости участка земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

10 План имеет такие особенности:

11 1. На планах изображают небольшие участки местности. 2. При составлении планов кривизну шарообразной поверхности Земли не учитывают. 3. На планах направлением на север считается направление вверх (оно указывается стрелкой). 4. На плане предметы показывают такими, какие они есть на самом деле, но только уменьшенными в масштабе.

12 План лучше всего использовать при изучении своей местности. По нему можно ориентироваться, наметить маршрут движения.

13 Составить план можно с помощью несложных условных знаков

14 Давай вместе попробуем нарисовать некоторые знаки.

15 отдельно стоящее дерево Чем отличается этот знак от знака лиственного леса?

16 лиственный лес Какой цвет использован в качестве фона и почему?

17 хвойный лес На какие знаки похож этот знак и чем он отличается?

18 фруктовый сад Какие геометрические фигуры здесь использованы? Какой цвет выбран для фона?

19 родник Как ты думаешь, почему выбран знак такой формы и такого цвета для обозначения родника?

20 река Какой цвет и почему выбран для этого знака? Что показано стрелкой? р.Быстрая

21 озеро Как ты думаешь, какого элемента не хватает на знаке? оз. Тёплое

22 пашня Какой цвет использован в качестве фона? Почему кроме фона здесь нет значков? Какие значки сюда можно добавить, если внимательно посмотреть на фотографию?

23 грунтовая дорога На какие знаки похож этот знак, и чем он от них отличается?

24 холм Как называются эти линии? Что показывают цифры на знаке?

25 ПРОСТЫ В ИЗОБРАЖЕНИИ НЕПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА ПОХОЖИ НА ИЗОБРАЖАЕМЫЕ ПРЕДМЕТЫ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:

26 Площадные ВнемасштабныеЛинейные Пояснительные УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

29 Задание 2. Подберите номер, под которым изображен условный знак, соответствующей букве, обозначающей его значение. Например: 1-А; 2- В. А) обрыв; Б) болото; В) тропа; Г) кустарник; Д) луг

30 Задание 3. Масштабными или площадными условными знаками на планах местности обозначаются следующие объекты: А) болото, фруктовый сад, лес, пашня; Б) колодец, школа, родник, отдельно стоящее дерево; В) тропа, просека, река, овраг; Г) железная дорога, огород, завод, озеро.

31 Задание 4. Замените условные знаки текста словами. Однажды в теплый летний день мы с друзьями отправились гулять на.Чтобы добраться до цели нам нужно было доехать на троллейбусе по до Купив билеты на поезд, мы уютно расположились в вагоне. По пути в окне мы наблюдали смену пейзажей- сменялись, на горизонте виднелся. Мы немного устали и остановились отдохнуть у. На окраине села Лесного поезд проехал мимо цветущего Потом снова мы проехали густой массив, где виднелась широкая. И вот мы у цели. Перед нами открылась панорама тихой.


Планы местности широко используются в человеческой деятельности. В частности, в строительстве, сельском хозяйстве и др. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек примерно представлял, что же на них изображено.



Условные знаки, которые можно использовать при работе


Здания, грунтовая дорога, полевая дорога, река, озеро, кустарник, луг, овраг, обрыв, лес


Условные обозначения на зелёном фоне


Мост, линия электропередач, граница угодий, хвойный лес, болото, горизонтали


Дорожная сеть, рельеф, смешанный лес, фруктовые сады, луг, бурелом, дерево


Примеры условных знаков для плана местности и топографической карты


Фруктовые сады, луга, болото, ямы, ключи, пещеры, скала, церковь, мосты, паром


Много условных знаков



Населённые пункты, дороги, промышленные объекты, линии связи


Особенности плана местности


Отметки высот, полоски леса, овраги и промоины, редкие леса, кустарники, сады


Город, село, школа, шоссе, телеграф, просёлочная дорога, родник, река, мост


План местности в масштабе 1:10 000


Редколесье, кустарники, леса, луг, овраг, река, мосты, сад, болото, нас. пункт


Железная дорога, мельница, мосты, сад, луг, кустарник, озеро, пруд, река, тропы

НАША МЕСТНОСТЬ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ

Задача 5. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.

Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок.

Задача 7. 1) Назовите, какие объекты находятся на данной местности 2) Представьте, что вы стоите в точке A. (Обозначить эту точку на плане можно именно в момент выполнения задания.) Назовите, какие объекты вы видите. Какие объекты вы не видите? Почему?3) Представьте, что ваш друг стоит в точке B. Назовите, какие объекты он видит. Какие объекты он не видит? Почему? Видите ли вы вашего друга?

 Определение направлений по сторонам горизонта и взаимное расположение объектов

Домашнее задание. Задача 10. Составьте план известной вам местности. Для этого: Выберите местность, план которой вы будете рисовать (например, в окрестностях дачи, садового участка и т.д.).2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и увидели местность сверху. Какие наиболее крупные ее участки вы видите? Как они расположены относительно друг друга?3) Начертите на листе бумаги большой квадрат – будущий план местности. В центре него поставьте точку, над которой словно бы висит ваш воздушный шар.4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым карандашом) наиболее крупные участки местности (лес, железная или автомобильная дорога, поселок, линия электропередачи и т.д.).5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты (водонапорную башню, магазин, детскую площадку) следует указать на плане. Если нужно, придумайте для них условные знаки.6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план. Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными карандашами.7) Подпишите на плане необходимые названия, помня, какими цветами следует это сделать.8) Придумайте вопросы к составленному вами плану местности.

Краткое содержание русской народной сказки. ГУСИ-ЛЕБЕДИЖили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет. Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню. Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой. Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо. Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.


НАША МЕСТНОСТЬ НА ПЛАНЕ И КАРТЕ


Вид местности–все, что мы видим. Местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется – картой. Карта – подробное изображение земной поверхности. На карте вверху – СЕВЕР, внизу – ЮГ, справа – ВОСТОК, слева – ЗАПАД.


Ещё более подробное изображение местности дается на – ПЛАНЕ. План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть





Что такое план местности? Это изображение небольшого участка местности в крупном масштабе. Главное отличие плана от карты заключается в отсутствии искажений, вызванных шарообразностью поверхности Земли. Именно поэтому направления по сторонам горизонта – север – юг и запад – восток – обозначаются на плане прямыми линиями, пересекающимися под углом 900 План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть. Условные знаки плана местности отличаются: наглядностью;четкостью и простотой исполнения;индивидуальностью (трудно перепутать);ассоциируются с изображаемыми предметами (знак железной дороги обозначается черной линией, иногда с двойными поперечными черточками, которые напоминают шпалы между рельсами; знак линии электропередачи ассоциируется со столбами (мачтами) и проводами между ними). Трудно или легко: понять содержание условного знака (почему?); запомнить условные знаки (почему?); перепутать условные знаки (почему?); нарисовать условные знаки (почему?),




Следующим свойством условного знака является его цвет. Синий цвет – цвет воды, следовательно, именно им выделены на плане многочисленные водные объекты. Рис. 2. Условные знаки водных объектов Рис. 2. Условные знаки водных объектов Коллективное размышление: На местности есть родник. Из этого родника берет начало ручей. Назовем его Веселый. Название ручья тоже пишется синим. Невдалеке есть болото. Из него может вытекать река? Как мы ее назовем? Ручей Веселый впадает в реку Большую. Это правый или левый приток реки? Как это узнать? Как указать направление течения реки. Река впадает в озеро. Назовем его Тихое. Один берег озера заболочен…Фоновый цвет условных знаков


Черным цветом изображают объекты деятельности человека: все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая дорога и дорога с твердым покрытием, населенные пункты и их названия.


Зеленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не подписывают названия, но заливают площадь, которую занимают лес, кустарник и сад. С помощью условных значков уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель. Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей остаются на плане незакрашенными


Усвоение условных знаков Задание 1. Перепишите текст. При этом замените слова, где это возможно, условными знаками плана местности. В нашей местности есть очень красивое . Вдоль берега озера растет густой лес. Весной там много родников. Осенью мы ходим в лес собирать грибы и ягоды. В озеро впадает река. Она течет по широкому лугу с редкими отдельно стоящими деревьями. На лугу можно услышать шум поездов, которые ездят по железной дороге. Задание 2. Перепишите и дополните текст. При этом вставьте вместо пропущенных слов условные знаки. Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли _____________. Потом они вышли _______________. Было жарко, и мальчики остановились попить воды _______________. Потом они вышли _______________. Возможные варианты: Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли [по дороге; по тропинке; через лес (хвойный, лиственный); по мосту через реку; …]. Потом они вышли [к реке; к озеру; …]. Было жарко, и мальчики остановились попить воды [из родника; из колодца; у дома лесника; …]. Потом они вышли [ ]. Задание 3. Назовите, какие объекты находятся на местности


Задание 4. Нарисуйте фрагменты местности в заданных прямоугольниках А-3. Просека в еловом лесу. Б-2. Лиственный лес на берегу озера. На противоположном берегу озера – болото. А-1. Родник на лугу. В-3. Железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника. В-1. Вдоль правого берега реки тянется хвойный лес, на левом берегу – поселок.А123 Б123 В123


Задача 5. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.


Анализ планов местности с умышленным допущением ошибок.


Задача 7. 1) Назовите, какие объекты находятся на данной местности 2) Представьте, что вы стоите в точке A. (Обозначить эту точку на плане можно именно в момент выполнения задания.) Назовите, какие объекты вы видите. Какие объекты вы не видите? Почему?3) Представьте, что ваш друг стоит в точке B. Назовите, какие объекты он видит. Какие объекты он не видит? Почему? Видите ли вы вашего друга?


Определение направлений по сторонам горизонта и взаимное расположение объектов


Домашнее задание. Задача 10. Составьте план известной вам местности. Для этого: Выберите местность, план которой вы будете рисовать (например, в окрестностях дачи, садового участка и т.д.).2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и увидели местность сверху. Какие наиболее крупные ее участки вы видите? Как они расположены относительно друг друга?3) Начертите на листе бумаги большой квадрат – будущий план местности. В центре него поставьте точку, над которой словно бы висит ваш воздушный шар.4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым карандашом) наиболее крупные участки местности (лес, железная или автомобильная дорога, поселок, линия электропередачи и т.д.).5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты (водонапорную башню, магазин, детскую площадку) следует указать на плане. Если нужно, придумайте для них условные знаки.6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план. Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными карандашами.7) Подпишите на плане необходимые названия, помня, какими цветами следует это сделать.8) Придумайте вопросы к составленному вами плану местности.



Краткое содержание русской народной сказки. ГУСИ-ЛЕБЕДИЖили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет. Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню. Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой. Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо. Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.

Составить план местности (или, иначе говоря, произвести ее съемку) — значит изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков. Для составления плана местности вам потребуется планшет с закрепленным на нем листом бумаги, карандаш, ластик, линейка.

1. Начало работы — выбор точки, откуда будет производиться съемка

Карта острова Линкольна,
каким его представлял себе Жюль Верн

На северо-западе береговая линия напоминала своими очертаниями
приплюснутый череп хищного животного.
Здесь находился вулкан, на вершине которого стояли исследователи.

2. Подготовка к съемке

Как Сайрес Смит определил направление
сторон горизонта без компаса?

Необходимо изобразить участок местности протяженностью с запада на восток примерно 500 метров. Ширина листа нашего плана 10 см. Значит, на 1 см плана должно помещаться 500 : 10 = 50 (метров).

Итак, наш план будет составлен в масштабе: в 1 см — 50 метров.

КОММЕНТАРИИ

Произведения Жюля Верна выходят у нас обычно с классическими иллюстрациями, но имя их автора почему-то не указывается. Только на самих гравюрах можно прочесть: BARBANT. Рисунок, который приводят авторы статьи, любопытен тем, что художник очень точно следовал тексту писателя, но забыл, где происходит дело: прутики, которые втыкаются в землю всё ближе и ближе к шесту, ясно показывают, что конец тени перемещается справа налево, то есть солнце движется по небосводу слева направо. А между тем остров Линкольна находился примерно на 35° южной широты, то есть в любое время года солнце должно там перемещаться справа налево.
Вы можете наблюдать и за собственной тенью в своей местности. В полдень встаньте так, чтобы солнце светило вам прямо в лицо. Тогда ваша тень укажет направление на север, правая рука — на запад, левая — на восток, а вы будете смотреть на юг.

3. Измерение расстояний

На план, кроме мельницы, нужно будет нанести направления на четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол хлебного поля. Как же островитянам померить расстояния до этих точек, если у них нет рулетки?

Как перенести на план расстояния, измеренные на местности?

Как измерять на местности расстояния?

Юный Харберт предпочитал измерять расстояния шагами. От мельницы до южной оконечности озера Гранта было 167 шагов. Средняя длина его шага — 60 см. Определите, какое расстояние в метрах прошел Харберт.
Кроме того, пройденный путь можно приблизительно определить по средней скорости перемещения (для пешехода она составляет около 5 км/ч).

ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТО ДАЛЬНЕГО ВИДА

Название
точки

Расстояние
в метрах
от мельницы

То же расстояние
в см на плане

Южная оконечность озера Гранта

Исток Глицеринового ручья

Мостик через Глицериновый ручей

Ближний угол распаханного поля

Длине поля (200 м) на плане будут соответствовать 4 см, ширине (100 м) — 2 см.

4. Перенесение точек местности на план

Мельница — ориентир,от которого
производится построение плана

Чтобы перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от мельницы.
Таким же образом нанесем и остальные точки.

5. Оформление плана

Строительство моста,
который потом будет
обозначен на плане цифрой 4

Основные ориентиры помогут легко обозначить контуры главных объектов местности.
Соедините плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлите эту линию в северном и северо-западном направлениях. У вас получится схематичное очертание части береговой линии озера Гранта. Закрасьте полосу вдоль нее голубым карандашом. Нарисуйте Глицериновый ручей, вытекающий из озера, проведя линию от его истока (точка 3) к мостику (точка 4) и далее на юг. Можете указать направление течения ручья. Дорогу обозначьте знаком проселочной дороги. Чтобы обозначить поле, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник с вершиной в точке 5, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу.
Уберите все вспомогательные линии, подпишите географические названия и заголовок плана, любым из известных способов обозначьте его масштаб.

Забор, которым огорожено поле, спасает от животных, бегающих и ходящих по земле. От птиц же пришлось ставить пугала. Но их на плане обозначать необязательно

При помощи условных знаков обозначим, чем занята поверхность острова (луг, редколесье, смешанный лес, пашня, огород, песчаная отмель).

6. Маршрутная съемка

Общее правило составления плана местности

6. Используя нанесенные ориентиры, обозначьте контуры главных объектов местности (реки, овраги, дороги, озеро и т. п.).
7. С помощью условных знаков обозначьте, чем занята местность (лес, луг, болото, сад, пашня и
т. п.).
8. Сотрите вспомогательные линии. Подпишите необходимые названия. Дайте заголовок плану и обозначьте его масштаб.

Читайте также: