Поделка на звук л

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: автоматизация звука "Л" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Л" в речи с помощью стихотворений и чистоговорок.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Содержание
Автоматизация твердого звука "Л"
Эти чистоговорки я использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Л" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "На улице тепло", ребенок - "Ло-ло-ло"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки мною используются, когда идет автоматизация звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЛА", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.
Вот некоторые из них.
Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу - я возьму метлу.
Лы-лы-лы - вымыли полы.
Ла-ла-ла - я домой ушла.
Ло-ло-ло - как на улице светло.
Лу-лу-лу - стекла осколки на полу.
лу-лу-лу - скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы - эти туфли мне малы.
Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.
Ла-ла-ла - туча мимо проплыла.
Ло-ло-ло - стелем одеяло.
Ло-ло-ло - внизу речка и село.
Ил-ил-ил - стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл - бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил - лампу лось купил.
Ел-ел-ел - дятел улетел.
Ол-ол-ол - в углу стоит стол.
Ал-ал-ал - я достал пенал.
Ил-ил-ил - блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал - едет, едет самосвал.
Ол-ол-ол - Володя в школу шел.
Ил-ил-ил - подмел палас Данил.
Ала-ала-ала - лшадка побежала.
Лат-лат-лат - Ане купим мы халат.
Алка-алка-алка - это слово галка.
Ула-ула-ула - говорю акула.
Илка-илка-илка - на столе лежала вилка.
Лок-лок-лок - побелили потолок.
Ела-ела-ела - ласточка запела.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

СКАЛА
Ла-ла-ла - вот стоит скала.
Лу-лу-лу - заберемся на скалу.
Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы - как слезем со скалы?

ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - я люблю футбол.
Ал-ал-ал - мяч в окно попал.

Ил-ил-ил - вот так гол забил!
Ал-ал-ал - меня папа наказал.
Ул-ул-ул - посадил в углу на стул.
Алка-алка-алка - себя мне очень жалко.

БАЛ
Ал-ал-ал - у нас будет бал.
Ол-ол-ол - в зале надо вымыть пол.
Ол-ол-ол - в зал поставили мы стол.
Ул-ул-ул - у стола поставим стул.
Ал-ал-ал - вот заходят гости в зал.
Ал-ал-ал - Леонид разбил бокал.
Лу-лу-лу - лежат осколки на полу.
Лы-лы-лы - надо подмести полы.
Ал-ал-ал - ах, какой веселый бал!

ВЕЛИКАН
Ил-ил-ил - великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл - он большущий очень был.
Ал-ал-ал - стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол - и к портному он пошел.
ел-ел-ел - сшить костюм портной сумел.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Л". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Взял я папину пилу.
Палку я пилой пилю.

Луша в школу не ходила,
Полгодочка Луше было.

Под столом клубок лежал.
Лапой кот клубок достал.

Ловит муху мухоловка.
Мух ловить умеет ловко.

Лаяла лайка за дальним селом,
Лайку услышал малыш за окном:
- Милая лайка, больше не лай,
Лаем своим малыша не пугай.

Кот - плутишка, шалунишка.
Ухватил кот лапой мышку.
Плохо было в лапах мышке,
Убежала от плутишки.

Увидала галка
На полу скакалку.
Поскакать хотела,
Только не умела.

На небе полная луна.
За волной бежит волна.
В догонялках при луне
Не догнать волну волне.

Автоматизация мягкого звука "Л"

Работа над автоматизацией мягкого звука "Л" ведется в такой же последовательности, что и с твердым звуком. Поэтому предлагаю вам только речевой материал.

Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.
Лю-лю-лю - я лису леплю.
Ли -ли-ли - нам гудели корабли.
Лю-лю-лю - пельмени я солю.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ель-ель-ель - я пью клюквенный кисель.
Аль-аль-аль - получи медаль.
Оль-оль-оль - эта цифра ноль.
Ель-ель-ель - воду лью под ель.
Оль-оль-оль - покупаем с мамой соль.
Ель-ель-ель - Коля постелил постель.
Ель-ель-ель - полосатый толстый шмель.
Али-али-али - Любе ландыш дали.
Ель-ель-ель - Павел лег в постель.
Оля-оля-ля - колол полено Коля.
Лин-лин-лин - к нам идет павлин.
Или-или-или - бабу снежную лепили.

Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.
Словно львы, цветы зевают.
Их из лейки поливают.

Если моль вы увидали
На любимой вашей шали,
То, пожалуй, вашу шаль
После моли станет жаль.

Гули-гули, гули-гули.
Туфли Голуби обули.
На балконе поплясали,
Хлеба с маслом поклевали.
Туфли с лапочек слетели.
Шу! Голубки полетели.

У малышки Валеньки
Маленькие валенки.
У большого Леши
Валенки побольше.

Голубые васильки
Ждали летние деньки.
Появились из земли
И в июле зацвели.

Цапля клюквы поклевала,
Клюква в клюве кислой стала.
- Нет, я клюкву не люблю,
Я лягушек половлю.

Заболела в полночь Юля.
Мама ей дала пилюли.
Ох, несладкие пилюли,
Не пила пилюли Юля.

Зеленел листок на клене.
Помахал листок Алене.
Словно маленький платочек,
Был зелененький листочек.





ЗАДАНИЕ 5. НАЗЫВАЙ ВСЕ КАРТИНКИ ПО ОЧЕРЕДИ. КОГДА НАЗОВЕШЬ "ЛАСТЫ", ХЛОПНИ В ЛАДОШИ, КОГДА НАЗОВЕШЬ "ЛАЙКУ", ПОДПРЫГНИ. СЛОВАРЬ: лайка, ладонь, ласты, лампа, ластик.


Задание 6. "Один-много": лампа - лампы, лапоть-лапти, лама-ламы, лавка-лавки, луковица-луковицы.







Задание 8 . Расскажи, сколько ягод клубники, клубков, клоунов и кукол увидела Клава в кладовке. "Клава увидела . (4 клоуна) в кладовке."


Задание 9 "Мама читаЛа о коЛобке. Мама читаЛа о соЛоминке" и т.д.





Задание 10. Вставь пропущенные гласные прочитай слово



Задание 11. Посчитай, сколько на картине клоунов, глобусов, платков. "Один клоун, два клоуна, . "

Лексический материал: прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, загадки, речевые разминки, название предметов, животных, овощей, инструментов, мебели, продуктов питания, игрушек и т.д.

Оборудование: карточки с заданиями, предметные картинки, Звукознайкин, Буквознайкин, Звук Л, Лисичка, слоговые таблицы, мешочки с крупой для развития мелкой моторики, лампочки для гирлянды со слогами (прямыми и обратными), ёлка с гирляндой, проектор и компьютер, указка, мел четырёх цветов (синий, белый, зелёный, красный), дом, индивидуальные зеркала, носовые платочки или салфетки, рабочая тетрадь, авторучка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный).

Ход занятия

I Орг. момент

- Какой звук был у нас в гостях на прошлом уроке? (Л)
- Какой звук принесли с собой на занятие? (Л)
- Чему будем учиться на занятии? (Правильно произносить звук Л)

Подготовительная работа

- А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

2.
Пять братьев:
Годами равные,
Ростом разные.
Кто такие? (Пальцы)

- Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

3.
Если б не было его,
не сказал бы ничего.
Это - … (язык, рот…)

- Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

- Вы научились правильно произносить звук Л. Он очень рад. Сегодня он пришёл к нам в гости. Мы будем учиться слышать его в слогах, словах, предложениях и правильно его произносить.

III. Характеристика звука Л по артикуляционным и акустическим признакам

- А теперь давайте вспомним, как произносится звук Л. Раскройте его тайну.

Работа в тетради.

- Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите. А какой день недели? Месяц? Время года?

- На что похож звук Л? (Пароход гудит, самолёт летит) (Презентация, Слайд №1)

- Это к нам Звукознайкин летит. Вы с ним знакомы? Кто он? (Сказочный герой, который знает всё о звуках)

- Вы научились правильно произносить звук Л. Звук Л очень рад и хочет познакомить Вас со своей подружкой буквой Л (Эль). Называйте её просто, как звук [Л]. Мы отправимся с ними в путешествие, будем выполнять вместе разные интересные задания. Только где же буква Л?

- А вот и Буквознайкин появился. Что он нам принёс? (Буквы!)

IV. Автоматизация звука Л в слогах

- Давайте найдём среди этих букв буквы Л и назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они могли с нами путешествовать. (Приложение 2)


- Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Её бывает трудно узнать. Давайте попробуем узнать её в разных нарядах. Называйте все буквы Л и подчёркивайте их. (Приложение 3)


- Буква Л решила поиграть с Вами в прятки. Найдите все буквы Л на картинках, покажите их указкой и назовите. (Слайд №2)


- Буква Л хочет вам рассказать о своих подружках - балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуйте запомнить их язык. (Слайд №3)


Логопед читает ребенку по три слога. Ребенку нужно запомнить и повторить за логопедом три слога подряд в том же порядке.

ЛА ЛО ЛУ (вопросительная интонация – пригласим ли мы их в гости?);
ЛА ЛО ЛУ (с просьбой);
ЛО ЛУ ЛЫ (утвердительно);
ЛВА ЛВО ЛВУ ЛВЫ (радостно!)

Тренировка звука на аналогах слов: (Дети читают слоги, выделяя ударные)

- Скоро новый год. Буква Л решила нарядить ёлку на Новый год. А какая же ёлка без гирлянды? Но в гирлянде несколько лампочек перегорели. Давайте поможем Л найти их. На перегоревших лампочках Л в конце слога. А на исправных лампочках Л …(- в начале слога). Читайте все слоги. (Приложение 4, Приложение 5)

Дети выбирают исправные разноцветные лампочки и украшают ими ёлку.


- Куда ещё кроме ёлки, можно повесить гирлянды.

V. Автоматизация звука Л в словах

- Л хочет построить улицу для своих друзей. Давайте поможем построить ей первый дом.

VI. Физминутка

VII. Автоматизация звука Л в словах

- На этой улице могут быть только домики, где живут картинки, в названии которых есть звук Л. Выберите картинки и расселите в этом доме. В первом подъезде будут жить те, где Л вначале, во втором, где Л в конце, а на чердаке те, где Л в середине. (Приложение 6)


- В этой комнате живет Л. Найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назовите эти предметы. (Слайд №6)


- В комнате стоит стеллаж Л. Сначала назовите, что находится на верхней полке, затем – на нижней и в конце – на остальных. Теперь Л будет задавать вам вопросы. Постарайтесь правильно ответить на них. (Слайд №7)

- Что находится между яблоком и луком? (Свёкла)
- Что находится слева от куклы и над яблоком? (Юла)
- Что находится под луком и справа от ложки? (Молоток)
- Что находится между лопаткой и молотком? (Лук)
- Что находится под юлой и над вилкой? (Яблоко)


VIII. Обучение элементам грамоты

- Мама дала букве Л задание написать слова с буквой Л. Но Л ещё недостаточно хорошо умеет писать. Помогите ей, пожалуйста, написать слова. (Слайд №8)

- С каким звуком работали? (Л)

- Маме понравилось выполненное задание. Выполнено правильно, чисто и красиво.

IX. Итог занятия

- Вам понравилось путешествие?




- Ой! А это кто? (Лисичка!)
- А почему она к нам прибежала? (В слове лисичка тоже есть звук Л)
- А чем он отличается от звука Л? (Он мягкий)
- С каким звуком будем работать на следующем уроке? (Со звуком Л’)

буква л

Рассмотрите с ребёнком картинку на 2 слайде. Спросите, что нарисовано на картинке, что знает ребёнок об этих предметах. Послушайте первый звук в словах лыжи, лопата. Это звук [л] – твёрдый согласный. В словах лейка, листья – первый звук [л']. Это мягкий согласный звук. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос, значит эти звуки звонкие согласные. Эти два звука обозначают одной буквой – буквой “эль”.

Посмотрите ролик о букве. Обсудите его содержание с ребёнком. Спросите, в каком слове слышался твёрдый звук [л], в каком – мягкий [л']. Приведите примеры слов с новыми звуками в начале слова, в середине слова, в конце слова. Определите твёрдый или мягкий звук в словах.

Прочитайте стихотворение на 5 слайде. Попросите ребёнка хлопать в ладоши, когда он услышит в слове новый звук.

Прочитайте стихотворение на 6 слайде. Спросите ребёнка. какие слова с новыми звуками он услышал. Определите, твёрдый или мягкий согласный в слове. распечатайте раскраску, заштрихуйте букву. нарисуйте букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до образа.

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Юридическое бюро предлагает услуги по оформлению недвижимости, профессиональную юридическую консультацию, досудебное урегулирование споров, представительство в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, у мировых судей по наследственным, земельным, административным, жилищным, семейным, трудовым и др. спорам, юридическое сопровождение покупки квартиры.

Эта запись была опубликована в рубрике Презентации о буквах и отмечена метками буква л, презентации о буквах. Добавить в закладки ссылку.

Читайте также: