Поделка крестовые походы

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 15.09.2024

Пастушки Николас и Стефан

В мае 1212 года войско немецких юных крестоносцев насчитывало не менее 25 тысяч "солдат", большинству из которых не исполнилось и 13 лет.

Примерно столько же крестоносцев собирается и во Франции.

Дети шли по городам и весям, несли хоругви, пели псалмы, выпрашивали у сердобольных жителей еду. Многие болели и умирали в пути. Как и в любом детском сообществе, в войске юных крестоносцев случались конфликты и жестокие драки.

Однако, чтобы объединить детей вокруг одной цели, сподвигнуть их на "подвиг" во имя гроба Господня, был нужен "пастырь добрый". В Германии таким пастырем стал юный пастушок Николас из Кельна. Во Франции - Стефан, который, по иронии судьбы, тоже был пастушком.

Оба пастушка увидели однажды чудной сон: им явился Иисус в образе белого монаха и приказал вести детей через море в Иерусалим. Юные, непорочные души невозможно уничтожить мечом, поэтому дети смело должны были отправляться в захваченные мусульманами земли и с именем Господа на устах без насилия и кровопролития освободить Иерусалим. Согласитесь, разумный план! Особенно если учесть, что Иисус якобы пообещал Стефану и Николасу развести в стороны море, позволив детям по дну морскому пройти прямо в Палестину.

Пастухи начали проповедовать увиденное во сне, да так неистово, что дети со всей Европы сбегали от родителей дабы присоединиться к Крестовому походу. Стефана и Николаса начали почитать как святых чудотворцев.

Альпийский поход

В конце мая 1212 года, когда войско пастушка Николаса превысило 30 тыс. детей, он заявил, что пора отправляться в Италию. Пройдя через всю Германию, дети оказались у Альп. Через 587 лет русская армия под предводительском генерал-фельдмаршала Александра Суворова с огромным трудом преодолеет эти горы. Но это были суровые русские солдаты, мужики, а Николас вел детей.

Неудивительно, что из 30 тысяч юных крестоносцев, поднявшихся в горы со стороны Германии, спустилось вниз в итальянские долины лишь 7 тысяч оборванных, изнуренных ребятишек. Двадцать три тысячи детей нашли свой вечный приют на заснеженных альпийских перевалах.

Казалось бы, выжившим можно было радоваться: вот она, солнечная Италия! Однако, не тут-то было. Итальянцы прекрасно помнили, как крестоносцы немецкого короля Фридриха I Гогенштауфена более известного по прозвищу Барбаросса разоряли их земли. В некоторых селениях в детей летели камни, и лишь немногие сердобольные итальянцы готовы были дать что-то съестное оголодавшей ребятне.

Кое-как добравшись до Генуи, юные крестоносцы получили новый страшный удар. Оказалось, что море вовсе не собирается расступаться перед ними! И организованный пастушком Николасом многочасовой молебен не помог.

Такого развития событий никто не ожидал. Детям пришлось временно остаться в Генуе, испытывая лишения и унижения. Часть детей отправились в Ватикан искать помощи и поддержки у Папы Римского. Аудиенция, действительно, состоялась, но папа Иннокентий посоветовал детям отправляться по домам к убитым горем родителям.

И дети отправились домой. Через Альпы, разумеется. Сколько юных крестоносцев вернулись обратно, точно неизвестно, но едва ли больше 200 человек. В обратном походе, по всей видимости, погиб и пастушок Николас. Во всяком случае, в истории о нем больше нет ни единого упоминания.

Крах французского похода

Тем не менее, судьба французского Крестового похода детей оказалась не менее трагичной, чем немецкого.

Добравшись до Марселя, дети совершили массовую молитву, чтобы Господь заставил море расступиться. Но, как оказалось, это так не работает.

Юным крестоносцам пришлось остаться в недружелюбном Марселе, который буквально кишел пиратами, бандитами и мошенниками всех мастей.

Ранним утром, распевая псалмы, дети погрузились на семь шхун. Всего от марсельского берега к Палестине отчалило примерно 4900 детей. После того, как корабли исчезли в туманной дымке, больше никто и никогда не видел ни одного из юных крестоносцев.

Позднее некий монах утверждал, что купцы оказались пиратами-работорговцами. Детей отправили прямо в Алжир, где они были проданы в рабство. Так юные крестоносцы вместо освободителей гроба Господня, стали рабами алжирских богачей: кто-то слугой, кто-то чесателем пяток, а кто-то и наложником.

Итоги

Крестовый поход детей 1212 года закончился колоссальной трагедией. По самой щадящей оценке, 30 тыс. человек погибло, судьба почти 5 тыс. подростков осталась неизвестной.

Родители, которые буквально на коленях отговаривали детей от рокового поступка, получили тяжелейшие моральные травмы.

Так религиозное мракобесие и привычка создавать из пастушков "пастырей добрых" привела к одной из самых тяжелых трагедий в истории Европы.

Всем доброго времени суток! Продолжаю рассказ про первый крестовый поход для тех, кому это интересно.

1

А всего, по подсчетам современных историков, число "принявших крест", вероятно, превосходило пятьсот тысяч человек, а возможно, и приближалось к миллиону. А ведь, согласно подсчетам американского историка Дж. К Рассела, в те времена население Франции, например, было менее 7 миллонов человек, а Британские острова насчитывали менее 2,5 миллионов человек.

Призыв Папы Урбана II к крестовому походу оказался на редкость своевременным, обеспечив успех пропаганды крестового похода. Почему же идея освобождения Гроба Господня вызвала столь колоссальный отклик среди столь разных социальных слоев? Что повело за тридевять земель от родного дома тысячи людей – тех людей, для которых до этого поездка в ближайший город была главным событием в жизни?

1


Паломники в Святую Землю. Миниатюра 15 века

Чтобы по-настоящему понять атмосферу тех дней, нужно представить себя на месте типичного человека той эпохи. А все мировоззрение тогдашних европейцев, от короля до последнего нищего было насквозь пронизано искренней, непоказной религиозностью. Духовная власть католической церкви была огромной. Страх перед Господним гневом, стремление замолить грехи и избежать наказания на том свете стали в XI веке одним из сильнейших стимулов всей человеческой деятельности. Церковь всячески подогревала эти настроения: ведь, помимо укрепления ее собственного владычества над умами верующих, они приносили ей и весьма серьезные материальные выгоды. Искренне верующий крестьянин охотнее платил десятину, светские владыки в припадке религиозности дарили церкви земли и основывали монастыри. Однако проповеди священнослужителей имели успех у прихожан еще и потому, что и для самих священников, а тем более монахов, меркантильный интерес стоял все же на втором плане. Церковники сами искренне верили в то, что говорили, и это усиливало эмоциональный отклик у их паствы.

Главным средством, причем исключительно выгодным для самой церкви, стала замена покаяния денежными штрафами. Год покаяния оценивался в двадцать шесть золотых монет – сумму, исключительно высокую по тем временам. Конечно, такие деньги могли выплатить только богатые люди, но даже для крупных феодалов это часто было крайне затруднительно: долг в триста лет мог разорить далеко не бедного барона, а то и графа. Что ж, церковь с удовольствием брала взамен денег земли, деревни с крестьянами, а зачастую и оформляла закладную на будущие поколения, и за грехи отцов расплачивались дети или даже внуки и правнуки.

1


Прибытие пилигримов к храму Гроба Господня

Для деревенской и городской бедноты и монахов, лишенных собственного имущества, покаяние могло быть заменено бичеванием. Здесь год покаяния, путем довольно фантастических вычислений, был приравнен к трем тысячам ударов плетью. Процедура довольно-таки болезненная, а при достаточном усердии бьющего – иногда и смертельная. Впрочем, и на этом поприще находились свои герои. Широкую известность приобрел случай с неким монахом Домиником, который за шесть дней непрерывного бичевания ухитрился скостить себе сто лет покаяния, то есть получил триста тысяч ударов плетью! Не зря потом он заслужил в народе почетное прозвище Доминик Броненосец.

И, наконец, третьим способом избежать слишком жесткого применения законов о покаянии было паломничество к святым местам. Обычно таковыми считались могилы святых или почитаемых отшельников, а также храмы, в которых хранились священные реликвии – например, гвозди, которыми был прибит к кресту Спаситель, или кусочки самого животворящего креста. Тут тоже была своя градация: далекое и трудное паломничество оценивалось церковью значительно выше, нежели экскурсия к могиле местного святого. Но и среди этих маршрутов благочестивых странствований особой святостью выделялись два: в Сант-Яго-де-Компостела – предполагаемое место последнего упокоения св. Иакова – апостола Иисуса Христа, и особенно в Святую Землю, в Иерусалим – город, где принял страдания и смерть сам Спаситель. В те времена подобного рода путешествия были исключительно трудными, сопряженными с огромной опасностью для жизни, и приравнивались церковью к духовному подвигу, снимающему разом все прошлые грехи. Именно таким святым паломничеством, духовным подвигом и объявил Урбан II крестовый поход в Палестину. Надо ли удивляться тому, что у всех слоев общества возможность в одночасье получить отпущение грехов вызвала самый восторженный прием.

Огромный ущерб крестьянству приносили бесконечные междоусобные войны и охотничьи забавы хозяев. Рыцарские дружины соседа-врага сжигали целые деревни, лишая крестьянина последнего имущества; охотничьи ватаги, в азарте погони за зверем, вытаптывали крестьянские посевы – единственное средство к существованию. Куда было податься бедному крестьянину? Кто мог – уходил в монастырь или становился отшельником; многие бежали в леса и промышляли там охотой, а то и разбоем. Впрочем, по феодальным законам, охота на господскую дичь (а она вся считалась господской) была ничем не лучше разбоя и наказывалась смертной казнью. Таким образом, беглецы автоматически становились преступниками перед законом и Богом. И среди этих невольных грешников обещание Урбана II простить грехи принявшим крест имело особенный успех.

1


Пилигримы из Европы поклоняются в Храме Гроба Господня в Иерусалиме

Совсем иные причины повели в крестовый поход рыцарство. В Европе в XI веке после того, как в 1000 году не наступил ожидаемый всеми конец света, люди поняли, что жизнь продолжается, и на первое место стало выходить стремление к богатой жизни. Всем хотелось носить удобную и красивую одежду из дорогих тканей, пить изысканные вина, есть из золотой и серебряной посуды. Но все это требовало денег, и немалых, причем все больше и больше, а выжать что-то еще из задавленных, умирающих от голода крестьян стало просто невозможно. Междоусобицы, захват новых земель были обоюдоострым оружием: они могли и обогатить феодала, и сбросить его в пучину нищеты. В этих условиях папский призыв идти в Палестину, где есть возможность завоевать богатство и новые земли, да к тому же еще и покрыть себя славой, не мог не вызвать самого горячего отклика у довольно значительной части феодального класса.

Не следует забывать и о том, что в ту эпоху главным и почти единственным занятием, достойным рыцаря, была война. И вот вместо привычных, но все же отягчающих душу несомненным грехом междоусобиц, разбоев и грабежей Урбан II предлагает рыцарству совсем другую войну – войну, справедливую по самой своей сути, ибо что может быть в глазах христианина более справедливым, чем защита христианских святынь? И какая прекрасная возможность показать свою воинскую доблесть и боевую выучку! А для тысяч Неимущих и Голяков это великолепный и, возможно, единственный шанс разорвать круг безысходности, выбиться из нищеты, причем самым благородным для рыцаря способом.

1


Воины рыцарской армии первого крестового похода

1


Папа Урбан объявляет крестовый поход

1


Священники воодушевляют крестоносцев

1


Крестоносец и его семья дают обет защищать Христа

Стоит, вероятно, отметить, что обещание папы римского, что церковь возьмет под свою защиту семьи уходящих в поход паломников и все их владения и имущество, в ту эпоху повальных грабежей и междоусобиц дорогого стоило. Крестоносец, отправляющийся в далекий и опасный путь, мог быть, по крайней мере, уверен в том, что, вернувшись, он не найдет на месте родного дома пепелище, а семью умирающей от голода. Кстати, довольно малоизвестен тот факт, что церковь, беря под защиту семьи крестоносцев, обязалась и следить за тем, чтобы община не дала им умереть с голоду и снабжала самым необходимым. Причем это обязательство было действительным до возвращения крестоносца домой, а в случае его смерти во время похода – до совершеннолетия его детей. Для сотен тысяч крестьян, а порой и для неимущих рыцарей это часто означало единственную возможность спасти свою семью от голодной смерти, и, возможно, еще и поэтому крестьянская и рыцарская беднота проявляла самое большое рвение в принятии крестоносных обетов и первой "рванула" на Восток.

1


Папа Урбан благословляет крестовый поход

Главные войска крестоносцев, как и было запланировано, выступили в середине августа (еще на Клермонском соборе Урбан II определил дату выступления в поход – 15 августа 1096 года) из различных пунктов Европы. Общее число участников не поддается определению. По одним источникам оно составляло 100 тысяч рыцарей и 600 тысяч пехоты. по другим, в целом не превышало 300 тысяч.

1


Отъезд "крестоносцев" в поход

1


Отъезд "крестоносцев". Фрагмент фрески, 15 в. Сиенна, Италия

1


Флот крестоносцев плывет в Константинополь

1


Тяжеловооруженный всадник

1


Атака конного рыцаря

1


Рыцари-"крестоносцы" в боевом облачении

1


Оружие "крестоносцев"

Собственно оружие рыцаря составляли тяжелый обоюдоострый меч из довольно качественной стали и длинное (порой до шести метров длиной!) деревянное копье с железным ромбовидным наконечником. Из-за того, что копья при столкновении с противником часто ломались, требовалось иметь их с собой в изрядном количестве. По этой же причине в бою рыцаря всегда сопровождал оруженосец, одной из задач которого было быстро снабдить господина новым копьем. К слову сказать, экипирование оруженосца, тоже стоившее немалых денег, было заботой рыцаря, а у крупного феодала таких оруженосцев было несколько (иногда десятки). Кроме того, у каждого рыцаря, помимо боевого коня, должен был быть и ездовой, а учитывая невероятную сложность предстоящего похода, то, конечно, и не один. Наконец, немалых средств стоили и доспехи: кольчуга, простая или двойная (кольца в ней искусно сплетались в два слоя, существовали и тройные кольчуги), или латы, в то время еще не сплошные, а также рыцарский шлем. И все это нужно было брать с запасом, так что вслед за крестоносными армиями двигались огромные обозы с доспехами, оружием и продовольствием. Среди физических качеств рыцаря прежде всего ценилась мускульная сила. Это и неудивительно: только очень сильный человек мог нести на себе латы и оружие весом в 70—80 килограммов.

1


Военное снаряжение "крестоносцев"

1


Рыцарь-"крестоносец"

1


Норманнский рыцарь

1


Шлем рыцаря


Рыцарский меч

1


Рыцарский доспех

Руководили этим походом:

От Прованса Раймунд IV Тулузский (1041 – 1105).

1


Раймунд IV Тулузский

1


Раймунд Тулузский дает клятву освободить Иерусалим

Французов и немцев с Рейна привели Годфруа Бульонский (1060 – 1100) и его брат Болдуин (1058 – 1118).

1


Годфруа Бульонский

1


Годфруа Бульонский. Гобелен времен Людовика XIII

1


Годфруа Бульонский

1


Меч Годфруа Бульонского в Брюсселе в штаб-квартире НАТО

1


Болдуин Бульонский

1


Болдуин Бульонский под стенами Эдессы

Нормандию представлял сын Вильгельма Завоевателя, Роберт Куртгёз (1054 – 1134).

1


Генрих I и Роберт Куртгёз (справа)

1


Роберт Куртгёз отправляется в Палестину

Норманнов Италии и Сицилии привели Боэмунд Тарентский (1057—1111) и его племянник Танкред.

1


Боэмунд Тарентский

1


Боэмунд Тарентский (рядом с двумя дамами, слева)

1


Танкред Тарентский

1


Годфруа Бульонский, Раймунд Тулузский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред Тарентский и другие участники крестового похода

Эти войска тоже двигались несколькими отрядами и тоже подошли к Константинополю в разное время.

1


Алексей Комнин приветствует Годфри Бульонского и его братьев

1


Восторг крестоносцев при виде роскоши Востока

1


Присяга рыцаря

1


Крестоносцы садятся на корабль чтобы отплыть в Святую Землю

Высадившись на Святой Земле, рыцарское ополчение шагало буквально по скелетированным останкам отрядов Готье (Вальтера) Неимущего и Петра Пустынника, усеивавшим дороги, ведущие к желанной цели. Тысячи и тысячи тел остались лежать неубранными - там, где люди и животные, измученные жаждой, голодом, усталостью, болезнями, ранами, падали и погибали. Наглядное свидетельство жертвы за веру. Эти трупы устилали путь в заветный Иерусалим. Что ждало эту новую волну "крестносцев" на враждебной земле?

1


"Крестоносцы" идут по останкам предыдущих отрядов

Факт №1. Крестоносцы были каннибалами!

Факт №2. Среди крестоносцев были дети.

Всего крестовых походов было девять. Четвертый завершился в 1204 году, пятый начался 1217 году. Но между ними был еще один, наверное, самый трагический из всех — крестовый поход детей. Все началось с того, что некоему подростку Стефану из Клуа, якобы, явился Иисус Христос. Он повелел мальчишке возглавить крестовый поход, и освободить Гроб Господень без оружия, а единственно, силой молитвы и непорочности юных душ. Стефан начал проповедовать и за ним пошли тысячи подростков и детей со всей Франции, а затем и Германии. По оценкам современников, проповедь Стефана собрала более 30000 человек. Вся эта орда не только молилась, но и воровала по дороге, чтобы как-то добыть пропитание. Кое-как добравшись до Марселя, а нужно учесть, что детям из Германии пришлось с невероятными трудностями преодолеть Альпы, юные крестоносцы встали перед необходимостью раздобыть транспорт. Наконец два местных купца предоставили им 7 кораблей. Подростки погрузились на эти галеры, отплыли, и с тех пор их никто не видел. Годы спустя в Европе объявились некие монахи, которые были в этом походе. Они рассказали, что корабли доставили детей прямиком в Алжир, где их уже поджидали мусульманские работорговцы, с которыми купцы из Марселя вступили в сговор.

Факт №3. Среди крестоносцев были женщины.

Да-да, многие прекрасные дамы, а так же простые горожанки и крестьянки отправлялись за море, чтобы участвовать в отвоевании Иерусалима, изведать приключений и увидеть далекие страны. Большинство из них, разумеется, и в условиях военного похода выполняли женские роли. Знатные дамы вдохновляли воинов и врачевали им раны, остальные стирали одежду и готовили еду. Однако, были среди женщин и такие, что налагали на себя крест и сражались бок о бок с мужчинами. Самой известной амазонкой времен крестовых походов стала Ита Австрийская. Красавица маркграфиня в 1101 году в составе южнонемецкого рыцарского войска преодолела Малую Азию — во время этого похода крестоносцы изнывали от голода и жажды — и попала в засаду. В этой стычке при городе Гераклее она и сгинула. По одной из версий, отважная красавица не погибла, а попала в плен и была продана в гарем в Хорасан. Кроме того, арабы рассказывали о необычном воинском отряде, попавшем в плен. Сарацины были изумлены, обнаружив, что это женщины. Пленниц продали в рабство пожилым мусульманкам, чтобы обеспечить защиту от посягательств на целомудрие.

Факт №4. Крестоносцы воевали с христианами.

Факт №5. Среди крестоносцев были перебежчики.

Трусы и предатели есть на любой войне. В битве при Хотине, в 1187 году, которая стала одной из главных катастроф рыцарского войска во время третьего крестового похода, на сторону Саладина перешли шесть рыцарей из войска графа Триполийского. Как сообщает хроника, они рассказали Саладину о том, в каком отчаянном положении находится мучимое жаждой и уставшее от длительного перехода войско крестоносцев, и побудили его напасть как можно скорее. Какова была дальнейшая судьба этих людей неизвестно. Можно предположить, что не особенно хорошая — Саладин предателей не жаловал.

Факт №6. Крестоносцы воевали не только в Азии, но и в Европе.

Первый крестовый поход начался, вдохновленный словами папы Урбана II, призывавшего убивать не только мусульман, но и всех, кто исповедует не католическую религию. Часть рыцарей поняла эти слова уж очень по-своему, и в 1096 году армия немецких крестоносцев двинулась в противоположную от Иерусалима сторону — через долину Рейна на север. Здесь они устроили кровавую резню евреев в Майнце, Кельне и других немецких городах. Это был первый случай массового преследования евреев в Европе. Но евреями крестоносцы не ограничивались. В XIII веке они совершили ряд военных операций в Прибалтике, население которой исповедовало древние языческие культы. Финны, карелы, эсты, литовцы, курши и другие племена стали объектом настоящей охоты со стороны воинов Христовых. Не обошли они стороной и княжества северной Руси, полагая православных такими же неверными, как язычников, иудеев и мусульман. Эти походы в Прибалтику впоследствии получили название Северных крестовых походов.

Факт №7. Крестоносцы существуют до сих пор.

Начало XIII века – не самое спокойное время в истории Европы. Многие еще грезили возвращением потерянного Гроба Господня, но во время IV Крестового похода был захвачен не Иерусалим, а православный Константинополь. Скоро армии крестоносцев снова пойдут на Восток и потерпят очередное поражение в Палестине и Египте. В 1209 году начались Альбигойские войны, одним из следствий которых стало создание в 1215 году папской инквизиции. Ливония была завоевана меченосцами. Никея воевала против сельджуков и Латинской империи.

Крестовые походы детей

– заявил Стефан королю.

Малолетние крестоносцы, по его словам, не нуждались в щитах, мечах и копьях, ибо их души безгрешны и с ними сила любви Иисуса.

Папа Иннокентий III поначалу поддержал эту сомнительную инициативу, заявив:


Скоро он раскается в этом, но будет поздно, и моральная ответственность за гибель и искалеченные судьбы десятков тысяч детей навсегда останется с ним. А вот Филипп II колебался.



Мэтью Пэрис, английский хронист, писал о Стефане-Этьене:




Тем временем в Германии



В результате до предгорий Альп сумели дойти лишь около половины тех, что вышли из Кельна: наименее стойкие и наиболее благоразумные отставали и возвращались домой, оставались в понравившихся городах и деревнях. Немало было заболевших и погибших в пути. Остальные слепо шли за своим малолетним вождем, даже не подозревая, что их ждет впереди.


Путь воинства Стефана проходил по территории родной Франции и оказался не в пример легче. В результате французы опередили немцев: уже через месяц они пришли в Марсель и увидели Средиземное море, которое, несмотря на искренние молитвы, ежедневно возносимые входящими в воду пилигримами, не расступилось перед ними.


Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое "войско" и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

Крестовый поход крестоносцы

Подборка из 32 красивых картинок по теме - Крестовый поход арт. Смотрите онлайн или можете скачать на телефон или компьютер в хорошем качестве совешенно бесплатно. Не забывайте оставить комментарий и посмотреть другие фотографии и изображения высокого качества, например Рождественские арты, Евгения Гончарова пиксель арт в разделе Красивые арты!

Читайте также: