Поделка коромысло с ведрами

Обновлено: 20.05.2024

Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:

- Никто по воду не ходит. Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде - завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам её зелёным
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернёт одной рукой
Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.

Такой предмет, как коромысло, многие, наверное, уже забыли, а кто-то может о нём и вовсе не слышал. Тем более о его глубинной функции. А ведь когда-то коромысло было одним из важных помощников в хозяйстве и жизни и имелось в каждом дворе. Сейчас же коромысла можно встретить разве что в музеях, в далёкой сельской глубинке да на картинах художников…

Хоть коромысло предмет и незамысловатый, но пользоваться им нужно уметь. На Руси даже был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду.

  • Когда только идёшь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой.
  • Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие. Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.
  • Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды или выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину.
  • Порой воду приходилось носить на дальние расстояния. И чтобы было не так тяжело нести вёдра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое.

Может потому сейчас так много сутулых барышень, что нет в их жизни такого замечательного тренажёра?

За водой с коромыслом ходила девица.
Целый век - не могу на неё надивиться:
Эко статно ступает, воды не плеская,
Глаз лаская, - архангельская ли, тверская.

А вода из колодца – как тайна живая,
Достается глубинная, зоревая.
И летит, точно радуга вечного смысла,
На плечах расписное ее коромысло.

Шла девица ли, старица ли, молодица…
Наглядеться никак не могу, надивиться:
В рукавицах, как птица, в сугробах мелькая,
Вся такая сибирская ли, костромская…

Были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые и вырезные.


Первое представляло собой прямую круглую палку с небольшими крючками на концах. На таких коромыслах носили порой не только вёдра, но и выстиранное белье. Это, видимо, было самое древнее и не очень удобное коромысло.

Затем к нему догадались привязать крючья, и оно стало более удобным, так как появилась возможность придерживать вёдра руками. Но палка по-прежнему сильно давила на плечи…

Поэтому вместо неё стали применять коромысло, вырезанное из достаточно широкой и прочной доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах коромысла прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали вёдра.

Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого талантливого мастера был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.

Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечает древесина ивы, липы, осины и берёзы.

В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком. Коромысло украшают резьбой, раскрашивают, что придает ему нарядный и праздничный вид. Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести, которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами.

Такие коромысла получались достаточно прочными и в отдельных случаях могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.

Коромысло – предмет со смыслом

Все бытовые предметы, которые раньше создавал человек, имели под собой прочную смысловую основу. Они не просто были незаменимыми помощниками в хозяйстве, они ещё и помогали гармонизировать жизнь, привнося в неё высокий лад.

Так коромысло в своём масштабном проявлении – радуга. С помощью этого небесного коромысла богиня Громовница черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Хранится это коромысло на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы.

Кроме того, в более приземлённом смысле коромысло с вёдрами – символ отношений мужчины и женщины: когда оба ведра наполнены, то и нести их легко, а если одно пусто, а другое полно, то и идти будет неудобно – то в одну, то в другую сторону заносить будет, да и велика вероятность воду разлить. Так и отношения могут быть однобокими, да и скорее всего ничего путного из них не выйдет.

Вёдра на коромысле символ баланса и дело ношения воды было на Руси сугубо женским. Так и в отношениях – задача женщины сохранять баланс.

С помощью коромысла женщина училась удерживать баланс физически, а попутно с мышцами тренировался и мозг, исподволь овладевая искусством баланса.

Почему баланс – женская задача?

Потому, что по природе у женщины есть задатки для успешного выполнения этой задачи – её ум от природы более гибкий, более пластичный, чем мужской конкретно-действенный.

Таким образом, получается, что повседневное бытовое действие являлось тренажёром и выполняло задачи инициации.

Вы можете возразить, что не только женщины в ту пору носили воду, мужчины тоже брались за этот труд.

Сейчас коромысло кануло в прошлое, а вместе с ним и замечательная традиция утекла сквозь века. Возможно, потому и баланса во многих отношениях стало гораздо меньше, так как не тренируются в этом женщины ежедневно…

А вот произведения классической живописи ещё хранят воспоминания о коромысле и об искусно балансирующих женщинах:



Алексей Венецианов "Встреча у колодца"


К.Маковский "Девушка с коромыслом"



Ф.А.Малявин "Женщина с коромыслом"



И. Рязанова "Морозко"

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Коромысло

- Никто пó воду не ходит. Коромысла не берет.
Стали жить по новой моде - завели водопровод.
Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы?
Речка спятила с ума - по домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялися низко:
- Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!

А теперь двухлетний внучек повернет одной рукой
Ручку крана, точно ключик, - и вода бежит рекой!

Так сказало коромысло,
И на гвоздике повисло.


Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

На Брянщине с помощью коромысла носили в дом воду для питья и чтобы напоить скот, на речку тащили белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Бегаешь, бывало, постреленком, забежишь наперед к матери, попьешь воды прямо из ведра - и уйдет куда-то усталость, и будто новые силы прихлынут.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают.

У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Уверяем вас, это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. Будет тебе и от соседей нагоняй. На русских свадьбах невеста в день свадьбы должна принести ведра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли.

В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы. При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложилось на плечи женщины, придерживавшей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.

Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.

Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у русских встречалось редко. Оно было неудобно в использовании, так как палка сильно давила на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди крестьянки, другой - на плече идущей сзади.

О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:

Чаще всего изготавливают коромысла (рис. 1) из березы, орешника (лещины), клена, бука, реже - из сосны и ели. В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5. 7 см и длиной 190. 210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняют готовое изделие. На края коромысла крепят (привинчивают шурупами или прибивают гвоздями) металлические накладки с крючком (рис. 2). Коромысло украшают резьбой, раскрашивают (рис. 3), что придает ему нарядный и праздничный вид. Из природных деревянных заготовок изогнутой формы получается очень красивое коромысло.

Чтобы оно не треснуло, поверх пускают металлическую накладку из жести (рис. 1,в), которую к коромыслу прибивают гвоздями или приворачивают шурупами. Коромысла, как рассказывают старожилы-односельчане, служили в отдельных случаях 50 лет и более.

В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.


Картинки ?

Годное видео по теме ждёт вас в конце страницы

Во времена, когда люди еще не знали что такое центральное водоснабжение, им приходилось доставлять воду вручную из разных источников. Для облегчения этого процесса они придумали коромысло. Это деревянная дугообразная конструкция с изогнутыми краями для крепления двух ведер. Поэтому, даже хрупкие женские плечи, могли доставить воду в дом.

Коромысло

Коромысло

В словаре С.И. Ожегова: КОРОМЫСЛО – это предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.
На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Наиболее популярными были дугообразные коромысла. До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии. Чаще всего такие предметы, как коромысло, можно увидеть только в музее. В нашем школьном музее имеется два коромысла, предоставленные в дар жителями села.

Мы провели интервьюирование старожилов нашего села. Беседуя с ними, мы узнали, что важным предметом сельского быта считалось коромысло и у нас в Коченевском районе. По рассказам старожилов, пользовались им вплоть до начала 80–х годов XX века наши бабушки и прабабушки. Узнали мы о том, что существовало у нас в районе древнее ремесло – бондарное. В старые времена мастера, умевшие делать коромысла, были в каждой местности, в каждом селе. Называли такого мастера – бондарь, который сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО – изготовление из деревянных досок (клёпок) ёмкостей для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел: бочек, утвари; традиционное занятие населения лесной зоны Восточной Европы.

Тимохина Любовь Даниловна, 1938 года рождения является коренной жительницей нашего села Чистополья. Именно она в 2003 году предоставила одно из коромысел в дар школе. В интервью Любовь Даниловна сообщила, что воду ей самой приходилось носить зимой по сугробам с колодца или с озера из проруби. Ведра на коромысле поднимались высоко и не задевали за сугробы. Нести так было легче. В нашем селе в середине прошлого века было два колодца: маленький - на берегу озера и большой с журавлем в центре села. Коромысло для Любови Даниловны в 50-е годы XX века изготовил на заказ местный бондарь Ляпко Леонтий Григорьевич, который делал для жителей села коромысла и разную деревянную утварь. Любовь Даниловна указала, что сейчас в нашем селе живет внучка Леонтия Григорьевича – Шатова Людмила Васильевна. Она подтвердила, что ее дед был бондарем, и предоставила музею две фотографии своего дедушки.

В настоящее время большинство традиций сельских умельцев забыто. Не осталось на селе мастеров, которые передавали бы свой опыт от отца к сыну. Но продолжают жить творения из дерева и такое занятие как деревообработка. У нас в селе есть мастера, которые владеют мастерством резьбы по дереву. Это Франк Александр Андреевич, Шуринов Алексей Алексеевич. В школе уроки технологии уже много лет преподает Щербов Виктор Михайлович, который сам является замечательным мастером деревообработки. На уроках технологии ученики изучают бондарное ремесло, занимаются деревообработкой. Благодаря урокам Виктора Михайловича, у нас в музее появились макеты таких предметов быта как рубель, деревянные ведра для коромысла.
У нас в школе есть опыт проведения фольклорных праздников с использованием коромысла. Коромысло как музейный предмет позволяет повысить внимание молодежи к предметам быта. Всем хочется подержать его в руках, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Коромысло – культурное наследие, которое мы должны сберечь для своих потомков.

Обычаи и традиции, сопровождающие коромысло
(Из воспоминаний старожилов)

Частушки авторские про коромысло
Записано со слов Польниковой Нины Филипповны

Как у наших у ворот
Собрался честной народ.
Пыль столбом, дым коромыслом,
Наша Люба дроби бьет.

По воду зимой ходила,
В прорубь чуть не угодила.
Коромысло, два ведра,
Закружилась голова.

Бабы по воду пошли,
Взяли коромысла.
Пока всех пересудили,
Молоко прокисло.

У соперницы моей
Коромысло старое.
Милый мой, раскрой глаза,
Тебе она не пара.

С коромыслом за водой
К речке я ходила.
Своей статною походкой
Всех с ума сводила.

Читайте также: