Поделка история одежды и текстильных материалов исторический костюм 4 класс технология презентация

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

ИСТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТКАНЕЙ Материалы урока технологии в 4 классах Разработала учитель изо ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Санкт- Петербурга Маркушева С.П.

ПОЯВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ… Одежда у древних людей появилась на заре возникновения самого человека. Изготавливали её из крупных и прочных листьев растений или шкур животных, соединяя отдельные части путём сшивания деталей с помощью костяных игл и сухожилий животных , используемых вместо ниток.

УЧИМСЯ У ПРИРОДЫ… Уже в те далёкие времена люди учились у животных и птиц плетению из лиан и стеблей растений, получая полезные в хозяйстве вещи – корзины, циновки, коврики, плетёную обувь . Один из способов получения одежды?

СЫРЬЕ ДЛЯ ПРЯЖИ В разных странах использовалась шерсть животных, стебли или плоды растений и даже коконы гусениц , которые служили сырьём –для изготовления тканей: 1 2 3 4 5

Прекрасные наряды из древности … Чудесные ткани и нарядную одежду из хлопка, льна, шерсти и шёлка люди научились делать по всему миру очень давно -несколько тысячелетий до нашей эры: в Индии и Китае , в Греции , Персии и на Руси. Но вся эта красота создавалась вручную, индивидуально или малыми семейными артелями . Ткани и одежда из них высоко ценились , продавались за большие деньги и вывозились в дальние страны на продажу.

ПОЛУЧЕНИЕ ПРЯЖИ в древнем мире … В разных странах Древнего мира, около 5 тысяч лет до нашей эры, расщепляя стебли некоторых растений, люди научились делать мягкое пушистое волокно , путём очистки стеблей от внешней жёсткой корочки и многочисленными ударами камнями или палками по стеблям растений. Затем эти заготовки вычёсывали деревянными гребнями и наконец, получали пушистые жгуты, которые соединяли между собой в пучки пряжи. В какое время и в какой стране происходит действие на картинке ?

КАК ПОЛУЧАЮТ НИТИ? Волокна свивали руками в нити пряжи рыхлой и толстой. Чтобы этот процесс был более удобен, волокно привязывали к вертикальной доске специального приспособления – прялки. Одной рукой вытягивая и скручивая волокна , пряха постоянно наматывала кончик полученной нити на удлинённую остроконечную палочку – веретено. Так во многих культурах народов мира появились новые полезные инструменты – прялка и веретено. Найди на фотографиях пряжу, веретено и прялку! 1 2 3

Первая ткань на ткацком станке Если нити закрепить в несколько рядов и переплести между собой разными способами, можно получить ткань. Самые древние тканые изделия – это пояса! Чтобы ткань была широкой и длинной, необходимо закрепить и переплести огромное количество ниточек. Для удобства плетения люди стали применять не очень сложный механизм – вертикальный ткацкий станок : нити завязывались вокруг горизонтальной палки, опирающейся на две распорки по бокам. К концам свисающих нитей привязывались грузики, чтобы нити свисали ровно. Третий элемент это большая игла с ниткой, которую ткач пропускал поперёк вертикальных рядов нитей, попеременно их переплетая.

ТКАЦКИЙ СТАНОК Как переплетаются нити в полотняном переплетении? Позднее, ткацкий станок постепенно усложнялся в конструкции , теперь полотно располагается в нём горизонтально. Работать за таким станком удобнее. Можно было сидя, работать не только руками, но использовать ножные педали. Все нити основы полотна разделялись на четные и нечётные ряды , привязывались к педалям, которыми нити приподнимались и разделялись между собой поочерёдно. Третий важный элемент – большая деревянная игла с нитью преобразовался в челнок, с катушкой внутри . Челнок пропускался туда-сюда между рядами ниток основы. Так получалось простое полотняное переплетение, где нити встречаются и переплетаются 1 раз.

Почти в течение более тысячи лет в ручном изготовлении тканей ничего не менялось. И только лишь в 1785 году английский механик Эдмунд Картрайт сконструировал механический ткацкий станок, а в 1789 году снабдил его для самостоятельного движения паровой машиной. Человек -оператор лишь только следил за подачей пряжи и ликвидировал обрывы нитей. С конца 18 века началось промышленное производство тканей по всему миру. Превращения ткацкого станка… Кто является изобретателем механического ткацкого станка?

ФАБРИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ТКАНЕй сегодня При самом быстром темпе и хороших умениях, ткачиха вручную в день могла соткать около 7 метров простого однотонного полотна…Один современный автоматический ткацкий станок с электронным управлением производит за один день столько ткани, сколько бы ткачиха соткала на своём ручном станке за год.

Сырье для тканей Позднее, уже в 19 веке, с развитием науки ХИМИИ, люди стали производить ткани из искусственных и синтетических волокон . В основу искусственных тканей положено растительное переработанное природное сырье, а основой синтетических тканей являются волокна, созданные химическим путём из нефти , газа и других веществ. НАТУРАЛЬНОЕ волокно ИСКУССТВЕННОЕ волокно СИНТЕТИЧЕСКОЕ волокно природное природное, переработанное созданное

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: Перечислите сырье для изготовления натуральных тканей Что такое пряжа? Какие инструменты необходимы для ручного прядения из природного волокна? Как выглядит полотняное переплетение ткани? Кто является изобретателем механического ткацкого станка?

В какой одежде ходили прежде (4-6 класс)

Презентация предназначена для урока окружающего мира в четвертом классе. Содержание показа также может быть использовано на занятиях по истории, технологии. Демонстрация слайдов формирует у юных зрителей представление об этапах развития моды, знакомит с культурными особенностями прошедших эпох. Любознательные дети могут просмотреть презентацию на домашнем компьютере и тем самым расширить свое представление об истории, культуре.

На экран выводятся изображения людей разных стран в национальных костюмах. Юным зрителям предстоит познакомиться с одеждой для детей и взрослых. К каждому тематическому рисунку прилагаются задания, ученикам предстоит угадать названия предметов одежды. Характер упражнений и способ предъявления нового материала обеспечат усвоение информации каждым школьником.

Мультимедийная разработка представлена четырнадцатью слайдами со следующим наполнением:

Ход урока

I. Организационная часть урока

II. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке истории мы совершим путешествие по истории нашей Родины - России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия .Левушкина.

За ясные зори, умытые росами
За русое поле, с колосьями рослыми
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россиею.
Россия, Россия,
Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства
И все же не можешь ни как наглядеться. (Слайд 2)

Мы уже познакомились с историей Москвы, с историей русской архитектуры, предметами быта.

А сегодня мы побываем в музее русской национальной одежды.

Знакомство с русской одеждой.

Учитель: Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? (защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)

В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

III. Объяснение нового материала. Презентация

Путешествие по музею (Слайд 3)

- А что такое музей?

Зал мужского костюма

("Экскурсоводами" являются заранее подготовленные ученики)

1. РУБАХА (Слайд 4)

Ученик: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Учитель: В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

2. ПОРТЫ (Слайд 5)

Ученик: Порты - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ОНУЧИ - узкие куски ткани длиной до 2 метров.

ЛАПТИ - плетенная обувь из лыка.

Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе - холщевые.

Ученик: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

4. КАФТАН (Слайд 8)

Ученик: Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово "КАФТАН"

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач.
На вкус как сахар сладок.
А сам похож на мяч. (арбуз)

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня.
В зеленом кафтане богач невелик.
А орешками наградит. (орешник)

Зал женского костюма

1. СОРОЧКА (слайд 9)

Ученица: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

2. САРАФАН (Слайд 10)

Ученица: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово "САРАФАН"

Нарядилась Алена
В сарафанчик свой зеленый,
Завила оборки густо
Узнаешь ее? . (капуста)

На лесной полянке
Красуется Татьянка.
Алый сарафан,
Белые крапинки. (земляника)

3. ДУШЕГРЕЯ (Слайд 11)

Ученица: Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Учитель: Как вы думаете как образовалось слово "ДУШЕГРЕЯ"?

(из двух корней от слов "душа" и "греть")

4. ПОНЕВА (Слайд 12)

Ученица: Понева - юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по залам музея русской народной одежды. Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Подробно о моде и одежде можно прочитать в книге из серии "Я познаю мир" - "История моды".

(класс делится на группы)

Учитель: А теперь мы с вами выполним творческие задания.

ОДЕНЬ КУКЛУ (бумажная)

Учитель: Найдите в своих волшебных конвертах куклу (юноша и девушка). На столе разложена одежда для кукол. Один человек от группы должен подойти, выбрать костюм, а группа одеть куклу. После поставить куклу на полянку.(на магнитную доску)

Физкультминутка (Слайд 13)

Учитель: Вышли на поляну красны девицы и добры молодцы, завели хоровод и запели песню.

    Во ку: во кузнице

Во ку:.во кузнице
Во кузнице молодые кузнецы
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они куют принаваривают
Молотами приколачивают.

К себе, к себе Дуню
К себе Дуню приговаривают
К себе Дуню приговаривают

Учитель: Найдите в своих конвертах Листы с изображением людей в национальных костюмах. Найдите пару в русских костюмах и раскрасьте.

    На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел. Не учась и лаптя не сплетешь.
  • По одежке встречают, по уму провожают.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • На воре шапка горит.
  • Работать спустя рукава.

3. РЕБУСЫ (Слайды 15-17)

Учитель: А теперь вам нужно каждой группе отгадать ребус.

1) В каком году было первое упоминание о Москве?

2) Кто из знаменитых людей был основателем Москвы?

А) Юрий Долгорукий

б) Александр Невский

в) Александр Македонский

3) В 1997 наша страна отмечала юбилей Москвы. Какую дату?

4) Как называлось жилище русского крестьянина?

5) Что в русской избе занимало самое почетное место?

6) Из какого материала изготавливалась русская посуда?

7) Что относится к русской посуде?

V. Подведение итогов и анализ урока

- Понравился ли вам урок? Что запомнилось?

Ой, ребята, мы забыли вспомнить еще одну русскую красавицу. А поможет нам вспомнить кто она - эта загадка:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (матрешка) (Слайд 20)

Чем знаменита Матрешка? Но пришла наша гостья не с пустыми руками, а принесла вам в подарок за отличный урок своих маленьких подружек, которых вы должны дома раскрасить.

Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наш урок такими словами

Берегите Россию.
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой.
Е.Синицына

Презентация

Эту презентацию подготовила моя ученица Губорева Таня к уроку литературного чтения . Ей захотелось сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем. Передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма. Ей помогала ее подруга.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Задачи: • Изучить все имеющиеся источники о русском национальном костюме. • Собрать материал о национальном костюме, о каждом его элементе. Предмет исследования • Русский национальный костюм.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Актуальность темы обусловлена: • Стремлением сохранить для потомков, для истории материал о национальном костюме в прошлом и настоящем. • Передать из поколения в поколение особенности шитья и украшения национального русского костюма. Гипотеза: Старинная русская одежда была очень удобна и практична. Сшита она была из натурального полотна и украшена вышитым рисунком, выполненным самой мастерицей. Полотно ткали из льна.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Методы исследования: • посещение библиотеки • посещение районного музея • чтение и анализ книг о русском национальном костюме • изучение интернет – ресурсов

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Маршрут движения к изучению темы Беседа со взрослыми Я Посещение библиотек и и музея Опрос учащихся Изучение документов Запись информации Беседа со взрослымиПосещение библиотеки и музеяИзучение документовЗапись информацииОпросучащихся

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Введение: Одежда русских поражала иностранных гостей своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Вся одежда четко разделялась в соответствии с тем, кто ее носил. Одежда простолюдина и крестьянина была скромная и бедная, одежда князей, бояр и царского двора – очень богатая и нарядная. Но как у знатных, так и у простолюдинов покрой одежды был весьма простым и практически одинаковым. Все русские одежды были длинные, свободные.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Мужская одежда РУБАХА Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. нешироким Мужская одежда

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

ОНУЧИ Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.). ЛАПТИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

ЗИПУН Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Женская одежда СОРОЧКА Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. Женская одежда

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

САРАФАН Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

ПОНЁВА Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Какое значение имели цвета? Красный – благополучие Жёлтый – тепло и ласка Синий – радость Чёрный – богатство Какое значение имели цвета?

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Какие мотивы встречались в вышивке? В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Эти традиционные образы наполнены ёмким содержанием и символикой. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила – солнца, дерево сливалось с образом Древа жизни. Какие мотивы встречались в вышивке?

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Из чего шили одежду? Лён Лен был самый распространённой, самой любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты. Из чего шили одежду?

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Результаты работы 1. Узнала о русском национальном костюме, о каждом его элементе. 2. Выяснила из чего шили и как украшали одежду. Вижу продолжение своей работы в: • подробном изучении истории русского женского головного убора;

Презентация " Из истории одежды"

Презентация

Заключени одежда — это е Работая над проектом я поняла необходимость изучения истории своего народа и в частности русского народного костюма. Ведь костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Национальная своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории гипотеза подтвердилась полностью. своего народа. Моя

Презентация на тему Презентация к уроку История одежды и текстильных материалов, предмет презентации: Технология. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Читайте также: