Поделка илия и пророки ваала

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 16.09.2024

*
*
*
*
*
*

image_4d6189f1620a2_(1)

В девятом веке до Рождества Христова на трон Израиля взошел царь Ахав, прозванный Нечестивым. Такую нелестную характеристику он получил за то, что установил в государстве языческий культ Ваала и отвратил большинство своих подданных от веры в Единого Бога. Возразить монарху-язычнику решился пророк Илия. Он предложил царю устроить своеобразное состязание – сложить на горе Кармил два жертвенника: один Ваалу, другой Саваофу. Принести на них жертвы, но не поджигать их. Чью жертву опалит огонь с неба – тот и есть Истинный Бог.

В начале двадцатого столетия в ходе археологической экспедиции в Палестину ирландский ученый Роберт Макалистер нашел материальное подтверждение того, что культ Ваала не только отвращал человека от Создавшего его Творца, но и заставлял совершать чудовищные преступления.

Во время раскопок древнего города Тель-Гезера было открыто несколько пещер, которые использовались как погребальные. В глиняных кувшинах здесь хранились останки новорожденных младенцев. Исследования показали, что детей живыми помещали в сосуды вниз головой, а затем хоронили в особом святилище. Служение Ваалу включало в себя принесение в жертву детей!

Позднее останки детей, принесенных в жертву Ваалу, были обнаружены археологами и на других территориях Палестины, где был распространен этот жестокий культ. Замурованные в стены кости младенцев нашли и на раскопках древнего города Мегиддо, в окрестностях которого произошло противостояние пророка Илии и четырехсот пятидесяти языческих жрецов. Эти открытия принадлежат группе американских археологов из Чикагского института Востоковедения под руководством Гордона Лауда, предпринявших экспедицию в Палестину в тридцатых годах двадцатого века.

Израильтяне, поселившиеся в Палестине после освобождения из египетского плена, оказались в тлетворной атмосфере суеверий и извращений населявших ее племен. Идолопоклонство на протяжении многих веков продолжало противостоять вере пришельцев. Информацию об этом противостоянии теперь можно почерпнуть не только в Библии, но и в отчетах археологических экспедиций.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.


2 августа Церковь празднует память святого пророка Илии — одного из самых почитаемых святых Ветхого Завета.

Пророк Илия — не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической Церквах. Пророк Илия — один из самых известных людей в истории человечества. Его почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе, а следы его образа присутствуют даже в языческих религиях.

Мы собрали самые интересные факты о пророке Илии.

1. Неизвестное имя пророка Илии

Мы ничего не знаем о происхождении пророка Илии, о его родословии, и даже его имя, возможно, не является именем собственным.


2. Проповедник Единого Бога

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.

В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.

Произошло это при следующих обстоятельствах.

Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он.

Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.


3. Живой на небе

Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.


4. Илия — предтеча Христа

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению — подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.


В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни — как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы — пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука — предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

5. Илия — собеседник Христа

О том, что Илия — величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.


6. Илия в иудаизме

Предание о пророке Элияху как предтече Машиаха (Мессии) существовало в древнем, еще дохристианском иудаизме, сохраняется оно и сейчас. Более того: считается, что Илья не просто вернется на землю перед приходом Мессии, но и помажет его на царство (поскольку другого указания, кроме как непосредственно Богом через пророка, на легитимного царя после многовекового перерыва в династиях быть не может).

Иудейская традиция также утверждает, что Элияху посещает дом каждой семьи, встречающей Песах (воспоминание об исходе из Египта) — поэтому во время ритуальной пасхальной трапезы на столе оставляют бокал для пророка.


7. Илия в исламе

Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию пророка: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу.

Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк — учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) — другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть и в исламе — считается, что он путешествует по миру вместе с Хидром.

В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.


8. Илья в фольклоре

Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка — на огненной колеснице.

В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты — огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.


9. Почитание пророка Илии на православной Руси

Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.

Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).


10. Чей покровитель пророк Илия?

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Как еврейский мужчина по имени Илия родом из города Фесвии Галаадского удела Древнего Израиля, родившийся почти три тысячи лет назад, стал великим святым пророком Божиим и сподобился телесного вознесения на небо на огненной колеснице? Можем ли мы стать подобными ему?

Действительно, часто святые, взирающие с дивных старинных икон на нас, кажутся очень далекими – отдаленными от нас границей между грешной землей (где мы) и Царством Небесным (где они) или тысячами лет. Часто они нам кажутся почти сказочными мифологическими персонажами или недосягаемым идеалом, которого нам никогда-никогда не достичь.

Но это были такие же люди, как и мы: из плоти и крови. Они болели и грустили, радовались и веселились, страдали и плакали, скорбели и боролись. Они ничем не отличались от нас. Господь им дал такое же духовно-телесное устроение, как и нам. Да, они несли на себе отпечаток времени: в своих привычках, характере, жизненных устоях, психике, но в их душах и сердцах свершалась та же борьба, которая происходит и в наших душах и сердцах – война добра со злом, результатом которой является уклонение человека в сторону образа Божьего или в сторону звериного образа, в ангелоподобность или бесоподобность. И вектор жизни человеческой всегда направлен вверх или вниз – в ад или в рай. Третьего не дано.

Этот призыв обращен к нам. Будем же достигать совершенства с помощью того арсенала спасительного, который нам предоставляет Православная Церковь. Будем же учиться на примерах святых! В частности на примере святого пророка Илии.

Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Урок первый: чревоугодие и беды, связанные с ним

Евреи с Божьей помощью победили народы Ханаана. Они вошли в землю обетованную, в которой текли молоко и мед, и кисти винограда были такими сочными и тяжелыми, что одну из них на палке пришлось нести нескольким мужчинам. В царствование святого пророка и царя Давида и следующее за ним правление его сына Соломона (примерно конец XI столетия – середина X до Рождества Христова) наступает золотой век расцвета еврейской религии, государственности, культуры, экономики. В последний период правления царя Соломона материальное процветание начинает негативно сказываться на иудеях. Оно постепенно поглощает их. Нега чрева и ласкание собственного животика приводят к ожирению души. Среди пиров, денег и самоуслаждения евреи уже не хотят поднять очи вверх к истинному Богу, но опускают их вниз. И здесь им, конечно же, пригодился языческий культ ханаанских народов, тешащий да услаждающий страсти – культ Ваала (о нем речь пойдет ниже). Народ во главе с царем Соломоном предался утехам языческим и отступил от истинного Бога, ведшего их по пустыне и так нежно, как заботливый Отец, оберегающего их.

Результатом языческих поклонений стал взрощенный гедонизм, индивидуализм и эгоизм и следующие за ним любовь к себе и нелюбовь, гнев и вражда к ближнему – к брату своему.

Как следствие, уже при сыне Соломона Ровоаме (годы правления ≈ 928–911) у евреев начинается междоусобная брань. Их царство раскалывается на Иудейское и Израильское (около 928 года до Рождества Христова).

Причем если еще в Иудее сохраняется вера в истинного Бога, то в Израиле она смешивается с язычеством и теряет свою освященность Господом.

В период жизнедеятельности святого пророка Ильи (IX век до Рождества Христова) Израильским царством правил нечестивый царь Ахав, который совершил поступок, прямо противоречащий религиозному закону евреев, преподанному им Богом в Пятикнижии Моисеевом. Он взял себе в жены женщину Иезавель из языческого народа филистимлян, враждебного евреям. Мало того, что она была язычницей по происхождению, так еще и убежденной последовательницей язычества – жрицей культа Ваала. Данный культ она ревностно стала насаждать в Израиле. Религия Ваала приобрела государственный статус в Израиле.

И в этот момент к израильтянам Господь посылает своего великого пророка Илью Фесвитянина.

Здесь наш первый урок подходит к концу. Какой же вывод мы можем с Божьей помощью из него сделать для нас – православных христиан XXI века?

Вот в чем гамлетовский вопрос нашего времени!

От пресыщенного чрева рождается разврат ума. От эгоизма – ненависть к брату своему. Какой же выход из этого всего предлагает нам святой пророк Илия?!

Поль Гюстав Доре. Пророк Илия воскрешает сына вдовы

Поль Гюстав Доре. Пророк Илия воскрешает сына вдовы

Урок второй: борьба с собой

Жизнь как бескровное мученичество. В этом суть подвига святого пророка Илии.

Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти.

В этом уроке из жизни святого прока Илии мы учимся здоровому воздержанию, обуздывающему тело и не дающему ему, как коню игривому и ослепленному, нестись в пропасть.

Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа.

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице

Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице

Урок третий: дела милосердия

За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой.

В женщине, вполне возможно хананеянке-язычнице (она жила в сиро-финикийском городе Сарепте Сидонской на побережье Средиземного моря), Господь узрел милосердное и любящее ближних сердце. Потому Илия послан был именно к ней. Не самовольно пришел. Святой пророк испытывает ее. Она делится с ним последним куском хлеба – всем своим и детским пропитанием.

Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы.

И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена.

Святой Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Святой Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда

Урок четвертый: Господь всегда знает, что Он делает, и все, что ни происходит с нами, Он обращает для нашего блага

Итак, в IX веке до Рождества Христова официальной религией Израильского царства являлся культ Ваала. Исповедники истинной веры в Бога были гонимы.

Культ Ваала был очень жесток и распутен. К примеру, так как Ваал считался богом-оплодотворителем, рождающим Вселенную, то основой псевдорелигиозного обряда ему были сладострастные оргии. Во время них жрецы культа в экстазе наносили себе порезы на теле, преимущественно на запястье и ладонях.

Вот с каким ужасом с Божьей помощью боролся пророк Илия! С ужасом, возведенным в ранг государственного закона. Но Бог поругаем не бывает никогда.

Царь Ахав все-таки имел в глубине души страх Божий, подобно Ироду, имевшему также нечестивую жену, но благоговевшему перед святым Иоанном Крестителем, он также благоговел перед святым пророком Илией. Царь и его народ, одурманенные, сбившиеся с пути, уже не знали, где истина, но они хотели ее отыскать. Потому по царскому повелению было устроено своеобразное религиозное состязание между Илией и жрецами Валовыми. Построили рядом два жертвенника: истинному Богу евреев и Ваалу. Было решено: на который жертвенник сойдет огонь с неба и попалит жертву – та религия истинна. На горе Кармил собрался весь народ Израильский. И милосердный Господь в который раз сжалился над несчастными, сбившимися с пути людьми. Конечно, как ни старались жрецы Ваала призывать небесный огонь, у них ничего не получилось.

Но о, вера безоговорочная святого пророка Ильи – чистая, детская и пламенная! Он велел поливать свой жертвенник водой, так что ров вокруг него ею наполнился. И все равно Божественный огонь ниспал и попалил жертву пророка. Истинная вера восторжествовала в Израиле! Люди поверили и обратились к Богу.

Вопрос: чем общество, узаконившее подобное ужасное явление абортов, лучше Вааловых жертвоприношений? Ответ: наверное, ничем.

Но поговорим о другом. В чем была основа жертвоприношения Илии? В безоговорочной вере своему Богу; в вере, что Он придет, поможет и спасет.

Так и мы должны поступать. Не отчаиваться в любой ситуации, но понимать, что Господь нас в жизни, как деточек Своих, несет на руках. И если мы будем молиться-призывать Его, то Он обязательно поможет. Сколько бы воды ни лили на наш душевный жертвенник скорби, болезни, горести и бедствия, если мы будем молиться Всевышнему и уповать на Него, небесный огонь снизойдет и согреет нас своим теплом.

Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Урок пятый: жизнь – это борьба с грехом до самой смерти, но внутри этой борьбы – радость и утешение Господне

Но Господь является ему в веянии тихого ветра и утешает святого. Он говорит о том, что сохранилось еще доброе зерно в израильском народе: семь тысяч мужей, не преклонивших колена перед Ваалом. И к ним нужно идти и вести их к истинному Богу.

Илья воспрянул духом. Он возвратился в Израиль и продолжил свое пророческое служение.

Лишь бы души наши не превратились в Иезавель, не огрубели и не ожесточились, не отвердели в упорстве следования страстям и злу вконец.

Заключение, или Урок шестой: колесница Илии приготовлена и для нас

Согласно Священным Писанию и Преданию, святой пророк Илия – один из трех святых, которые были взяты на небо телесно еще при жизни. Другие два – святой праотец Енох и апостол и евангелист Иоанн Богослов. После Своего Успения телесно восхищена на небо также Пресвятая Богородица.

Нам часто это все кажется совершенно недосягаемым. Но это не так.

Но ведь и нас также пеленали в Святом Крещении Ангелы, и благодать Святого Духа питала нас пламенем огненным при вкушении Тела и Крови Христовых.

И что такое Воскресение Христово, как не огненная колесница Илии, возводящая каждого из нас на небо – в рай?!

И тогда рано или поздно перед терпеливой, любящей и верной душой расступится Иордан жизни, и мы сподобимся обрести свою огненную колесницу, запряженных коней, готовых ввезти нас в Царствие Небесное – в блистающий и прекрасный горний град Иерусалим!


Согласно этим стихам Илья просит собрать 450 пророков Ваала и 400 пророков священного столба (Ашеры). Ахав собирает пророков у горы Кармил, недалеко от средиземного моря, но исходя из стиха 40 3-я Царств Илья приказывает убить только пророков Ваала в долине реки Кисон. О 400 пророках Ашеры не упоминается.

1-я Царств, глава 18, изображает пророков Ваала смехотворно глупыми. Они соглашаются с вызовом Илии, чтобы увидеть, какой бог - Яхве Илии или Ваала - мог приготовить тельца без зажжения огня. Когда он призвал их кричать и разбудить своего бога, пророки сделали то, что велел Илия, и они порезались ножами. После того, как они потерпели неудачу, Илия демонстративно использовал воду, чтобы доказать, что он не использовал уловку, а затем вызвал молнию от Господа, чтобы приготовить тельца. История Илии параллельна древним ближневосточным историям о богах штормов до такой степени, что весьма вероятно, что в предбиблейской версии этой истории Илия действительно был богом штормов. Таким образом, он знал абсолютно, что он мог вызвать молнию по желанию, не только в этом случае, но и нескольких других.

Читайте также: