Оригами как средство развития творческих способностей дошкольников презентация

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 15.09.2024

Автор: Миненко Надежда Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Автор: Табатчикова Татьяна Анатольевна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Пояснительная записка.

Мы считаем, в настоящее время занятия художественной деятельностью, в том числе и оригами, являются актуальными для современного ДОУ, т. к. создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; снимают нервное напряжение, страхи, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать занятия по оригами в педагогический процесс.

Цель: рассмотреть специфические особенности влияния оригами на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

  1. изучение проблемы в психолого-педагогической литературе;
  2. выявление влияния оригами на развитие творческих способностей детей;
  3. разработать систему занятий по оригами, способствующих развитию творческих способностей детей.

1. Теоретические основы формирования детского творчества.

Сегодня огромное значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка.

С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А.В.Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и оригами.

Детское конструирование, в том числе и оригами, из-за его созидательной природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника при определённой организации может носить подлинно творческий характер.

Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек: он становится творческой личностью. А формирование творческой личности - одна из важнейших задач, педагогической теории и практики на современном этапе.

На сегодняшний день творчество перестаёт быть неким таинством, в которое, по мнению ряда учёных (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.)

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем является новизна результата. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаётся то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, т. к. в нём проявляется индивидуальность творца.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребёнка отличается большой эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это- вторая особенность детского творчества.

Данные особенности демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов ребёнка, что естественно в этом возрасте. И учёт этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

В процессе аппликации, лепки и оригами ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов.

Как же определяют детское творчество известные отечественные учёные?

Педагог В.Н. Шацкая считает: в условиях общего эстетического воспитания детское творчество скорее рассматривается как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.

Исследователь детского творчества Е.А. Флёрина оценивает его как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом.

А.А.Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. В творческой деятельности взрослых принимает участие ум, характер, чувство. Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество.

И.Я. Лернер так определяет черты творческой деятельности ребёнка:

* самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

* видение новой функции предмета (объекта);

* видение проблемы в стандартной ситуации;

* видение структуры объекта;

* способность к альтернативным решениям;

* комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

И.Я. Лернер утверждает: творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Выделенные выше художественно – творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действия.

Таким образом, при всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчётливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно – творческому выражению (художественно – творческие способности).

2. Проблемы детского изобразительного творчества.

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла.

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.

Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой поисковой деятельности (экспериментирования), её целенаправленности и в то же время вариативности.

3. Нахождение новых приёмов решения, когда старых уже недостаточно.

Этот показатель – своего рода следствие проявления двух первых.

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно отнести беглость (количество способов), гибкость (вариативность способов).

Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской деятельности:

1. Нахождение адекватных (соответствующих) средств для воплощения образа. Под этим показателем следует понимать соответствие конечного результата поставленной творческой задаче.

3. Соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детской поделки, как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учётом специфики взаимодействия этих качеств.

Условия развития творчества:

1. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребёнка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного нравственного творчества.

2. Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

3. Единая позиция педагогов и взаимодействие между ними. Чем больше педагогов работает с детьми, тем больше взаимодействие должно быть между ними.

4. Учёт индивидуальных способностей. Важно учесть и характер, и темперамент, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребёнка в день, когда предстоит творческая работа.

Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.

Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б. М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.

Разводова Ирина Петровна , воспитатель
Красноярский край, с. Зыково.

Цель Создание условий для развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста через использование техники оригами.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

План по самообразованию

воспитателя 1 квалификационной категории

__подготовительной Б группы

на 2020-2021 учебный год

Воспитатель: Разводова Ирина Петровна.

Цель: Создание условий для развития конструктивных способностей детей дошкольного возраста через использование техники оригами.

-Развивать конструктивное мышление.

-Развивать внимание, память,пространственное воображение.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

-Обучить различным приемам работы с бумагой.

-Познакомить детей с базовыми формами оригами.

-Формировать умение следовать устным инструкциям.

-Воспитать интерес к искусству оригами.

-Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки детей (аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место).

Актуальность: Одним из путей подготовки детей к школе является развитие конструктивного творчества дошкольников, т.к. недостаточное развитие конструктивных умений замедляет работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает результативность деятельности ребенка. Самым распространенным материалом для конструирования является бумага. Несмотря на это, конструирование из бумаги- оригами, требует от детей сложной пространственной ориентировки, необходимости представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики. В процессе изготовления оригами в игровой форме решаются серьезные математические задачи: дети делят целое на части, находят параллели и диагонали, получают различные виды треугольников и многоугольников, учатся ориентироваться на листе бумаги. В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию психических процессов. Поэтому я решила использовать технику оригами для развития конструктивных способностей дошкольников в частности и подготовки к школе в целом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему в.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности дет.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.








Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости из.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии со взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способносте.

Цель данного исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в процессе игры. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей дошкольников в игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия: 1) создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада; 2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя; 3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей (см. приложение №2) пок.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей (см. приложение №2) показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненно - мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Слайд 2

Слайд 3


Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Слайд 4


Актуальность опыта
Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы передачи детям творческого опыта через приобщение к народной культуре, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности. Процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически: использовать на занятиях по декоративному рисованию элементы национальных орнаментов; различные техники исполнения изображения; народные и пальчиковые игры, художественное слово.

Слайд 5

Слайд 6

Читайте также: