Оригами ангел петропавловского собора

Обновлено: 05.07.2024

Благодаря этому шпилю Петропавловский собор долгое время считался самым высоким храмом в России – целых 122,5 метров, настоящий небоскреб! Шпиль установили на куполе храма в 1723 году. Из-за этого Петропавловский собор приобрел ни на что не похожий вид. Он похож на пронзающую небо иглу. Но первый шпиль был деревянным.

Шпиль и ангел Петропавловской крепости

История шпиля

Из-за сильных ветров и бурь шпиль несколько раз страдал – в 1756, 1777 и 1829 годах. Особенно пострадала фигура Ангела. Пришлось возводить леса и даже делать нового Ангела с крестом. А после бури 19 века простой кровельщик Петр Телушкин отремонтировал шпиль и ангела осенью 1830 года, поднявшись туда просто на веревках! В награду император разрешил ему пить бесплатно в любом трактире России.

В 50-е годы 19 века соорудили уже металлический шпиль, который позолотили. Кстати, на покрытие его драгоценным металлом пошло 8 килограмм настоящего золота высокой пробы. Золочение фигуры Ангела проводилось химиками под руководством академика Г. Струве.

Башня

На башню, ведущую к шпилю, можно подняться во время экскурсии. Она тоже очень интересная. С высоты 16 м начинается шахта часового механизма, ведущая вверх на 30 м. Раньше в этой шахте поднимались и опускались гири, и часы таким образом заводились.

Башня

Карильон

Выше шахты находится уникальный карильон. О нем стоит рассказать отдельно. В Западной Европе, особенно на севере – Бельгия, Голландия, север Франции – есть очень интересная архитектурная штука, карильоны. Это колокольни со множеством небольших колоколов. Только они украшают не церкви, а светские здания, в основном, ратуши. Так мэры и городские советы подчеркивали свою значимость.

Но однажды ночью, во время бури 1756 года, в него ударила молния и полностью сожгла. Через 20 лет там установили новый карильон, которому повезло больше. Но в середине 19 века его разобрали из-за ветхости. Только в 1991 году, бельгийцы сделали новый карильон и подарили его Петербургу. Этот карильон состоит из 51 колокола, и на нем можно сыграть любую мелодию – от классики до джаза.

Карильон

Колокольня

Карильон представляет собой одну из достопримечательностей башни Петропавловского собора. Выше, на высоте 42 метров, находится русская звонница, которая звучит только перезвоном. Там находится 27 колоколов, но их можно слышать только во время службы. Они были отлиты в 1905 году, а самый большой из них весит 5 тонн. Его поднимали на шпиль с помощью сложной системы веревок. Поэтому сейчас в башне Петропавловского собора находится уникальное собрание из 130 колоколов, как старинных, так и современных.

Колокольня

Часы-куранты

Экскурсантов водят только до уровня колокольни. А выше можно попасть, только получив особый пропуск. Там находятся знаменитые часы-куранты собора. Они очень сложные, и их можно смело назвать компьютером 18 века. Детали для них сделал в Голландии мастер Оорт Красс в 1760 году, а собрали уже в Питере. Интересно, что часы тогда не имели стрелки, а время обозначалось при помощи разных мелодий, которая менялась каждые 15 минут. Мелодии же исполнялись благодаря карильону.

Часы-куранты

Шпиль

Кирпичная башня заканчивается на высоте 72 метров, в помещении с окнами интересной формы. Из-за него оно носит название Фонарик. Туда ведет винтовая лестница. Дальше уже высится металлический шпиль, весом в 86 тонн. Но стержни, которые его поддерживают, чтобы он не упал, начинаются уже от уровня часов.

Винтовая лестница продолжается и внутри металлического шпиля до высоты 92 метров. А еще 8 метров идет прямая лестница, потому что шпиль становится слишком узким. Выше ста метров находится площадка и люк, откуда можно выбраться к Ангелу. На такой высоте шпиль уже раскачивается, но он рассчитан на порывы очень сильного ветра, так что можно не переживать.

Кстати, интересно, что шпиль храма больше страдал от непогоды, чем от военных действий. Во время блокады Ленинграда шпиль замаскировали, закрасив серой краской. Это сделали альпинисты, жившие под лестницей, ведущей на колокольню.

Шпиль

Музеи Петропавловской Крепости

Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.

Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.

Музеи Петропавловской Крепости

Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.

Музеи Петропавловской Крепости

Музей истории денег

Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.

В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.

Музей истории денег

В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.

На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.

Музей истории денег

Музей космонавтики спб петропавловская крепость

Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.

Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты. Это железный метеорит, очень тяжелый.

А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.

Музей космонавтики спб петропавловская крепость

Музей керамики

Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.

Музей керамики

Бастионы Петропавловской Крепости

Известно, что Петропавловская крепость, была построена по плану, который создавал лично Петр I, для войны со шведами. Она обнесена толстыми крепостными стенами или куртинами, построенными как можно ближе к берегу, чтобы десант врага не смог высадиться. Кроме того, по всем правилам военного искусства, в крепости построили шесть выдвинутых бастионов.

Там стояли пушки, а расположение бастионов увеличивало зону обстрела артиллерии таким образом, чтобы противник не мог приблизиться. Бастионы были пятиугольной формы, высотой 12 метров, а их стены с узкими амбразурами – толщиной до 6 метров. На то время они считались практически неприступными. Вначале их строили из земли и дерева, но после 1709 года они все были уже из камня.

Всего в Петропавловской крепости построили шесть бастионов. Пять из них курировали сподвижники императора, а шестой – сам Петр. Поэтому они названы в честь тех государственных деятелей, которые отвечали за их строительство – Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Меньшиков. А бастион, возведением которого руководил Петр, соответственно, назывался Государев.

Самым известным бастионом стал Трубецкой, но вовсе не из-за особой конструкции или участия в военных действиях, а потому что в нем стала располагаться тюрьма для заключенных Тайной канцелярии.

Бастионы Петропавловской Крепости

Тюрьма Трубецкого бастиона

Все бастионы строились таким образом, что были соединены между собой подземными ходами. Кроме того, там находились казематы, где должны были жить солдаты. Но казематы Трубецкого бастиона уже при жизни Петра использовались как застенки. Здесь держали сына императора, Алексея Петровича, и убили его там же.

В 70-е годы 19 века Трубецкой бастион был перестроен в настоящую тюрьму. Это была главная следственная тюрьма России. Она состояла из двух этажей и повторяла пятиугольную форму бастиона. Заключенные здесь сидели только в одиночных камерах в условиях полной изоляции. Им не разрешалось иметь книг, устраивать свидания с родными переписываться, и так далее. Поэтому некоторые заключенные сходили с ума или совершали самоубийство.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Сюда лучше приходить с экскурсией – посетить одиночные камеры, и карцер, а также посмотреть на восковые фигуры надзирателей.

Нарышкин бастион

Этот бастион, названный в честь одного из сподвижников Петра, находится в центре крепости со стороны Невы. Поэтому там стоит пушка, которая стреляет во время различных городских праздников, еще с 18 века. Отсюда открывается потрясающий вид на дворцы Петербурга.

Нарышкин бастион

Недаром императрица Анна Иоанновна любила любоваться панорамой Петербурга именно с этого бастиона. Поэтому для удобства государыни здесь построили специальную Флагшточную башню. Это был смотровой павильон с панорамными окнами. Внутри него находилась комната, где императрица пила кофе и любовалась своей столицей.

Продолжаем отвечать на вопросы о Петербурге. Сегодня узнаем, почему на вершине самого высокого православного собора города не просто крест, а целый ангел.

Откуда ангел на шпиле Петропавловского собора?

Легенда гласит, что, таким образом, Петр Первый хотел поставить над городом, на самой высокой точке, ангела-хранителя, который сберег бы Петербург от всех напастей.

На самом деле, идея водрузить на верхушку шпиля Петропавловского собора ангела принадлежала даже не Петру Первому, а строившему собор архитектору Доменико Трезини, главному зодчему той эпохи. Первоначально там предполагалось просто водрузить золоченый крест. Но знаток традиций европейской архитектуры Трезини предложил поставить еще и ангела, который стал бы одновременно флюгером.

Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Фигура тогдашнего ангела держалась двумя руками за ось, которая приводила в действие поворотный механизм.

Изначально, кстати, Петр предлагал для подъема деталей наверх соорудить лифт, но впоследствии от этой идеи отказались.

Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке. Ее несколько раз меняли: то гроза разобьет, то ураган крыло обломает. В конце прошлого десятилетия шпиль и ангела ремонтировали.

Новые подробности реставрации скульптуры ангела на Петропавловском соборе - спустя полсотни лет - http://www.tv100.ru/

Безрассудство, вызов режиму, халатность и любовь - это не трейлер к фильму, а скорее описание того, в каких условиях полсотни лет назад реставрировали Петропавловскую крепость. Советские верхолазы в прошлом веке в обшивке ангела на шпиле спрятали секретное письмо потомкам.

Сегодня наш корреспондент Роман Закурдаев встретился с единственным оставшимся в живых верхолазом, работавшем тогда на реставрации и живущим сейчас в Сан-Франциско, поговорил с единственной женщиной забравшейся тогда на шпиль и восстановил в своем репортаже послевоенную эпоху.

Не было этикетки. Они писали в своих воспоминаниях, что бутылка была из-под лимонада. Это, конечно, не тот случай, когда чужие письма читать нехорошо. Тем более, что сам автор послания, естественно, рассчитывал на то, что стеклянную капсулу рано или поздно найдут. Нашли в начале 90-х. Прочли. И чуть не забыли. И вот только сейчас пожелтевшее письмо раскрывает некоторые детали реставрации Петропавловского собора.

Надежда Глотова, старший научный сотрудник Государственного музея Санкт-Петербурга:

Очень смелые для середины 50-х строчки о плохой работе и невнимательном начальстве, могли стоить их автору не только карьеры, но и свободы.

Свое послание потомком в июне 1957 верхолазы оставили в правой ноге ангела. Она съёмная, крепится на нескольких болтах. Внутри нога пустая - самое подходящее место для бутылки с письмом.

Мнения, разняться, но вероятнее всего стеклянную капсулу в ноге ангела оставил известный советский архитектор Юрий Спегальский, входивший в группу реставраторов собора.

Константин Клецко, мастер спорта СССР международного класса по альпинизму:

В июне 57-го ему было всего 23. Молодого, подающего надежды альпиниста Костю Клецко включили в бригаду верхолазов. Им предстояло реставрировать шпиль Петропавловского собора.

Константин Клецко, мастер спорта СССР международного класса по альпинизму:

Работали в авральном режиме. Нужно было успеть обновить символ Ленинграда к 250-летнему юбилею города, празднование которого из-за смерти Сталина отложили на целых четыре года.

Константин Клецко, мастер спорта СССР международного класса по альпинизму:

Вынужденное проявление халатности осталось не замеченным. Ещё один случай надолго остался семейной тайной и одновременно гордостью. Тамара Каменева - супруга опытнейшего ленинградского верхолаза Олега Тихонова поспорила с мужем на то, что она самостоятельно покорит высоту архитектурного творения Доменико Трезини.

Каменева Тамара Степановна, супруга верхолаза Олега Тихонова:

В год 300-летия со дня закладки, Петропавловский собор снова облачен в строительные леса. Идет реставрация! Может, и о ней напишут письмо в будущее.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

От первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини, при всем масштабе его профессиональной деятельности, осталось не так уж много документов. В основном это письма, чертежи, планы. Его единственное сохранившееся художественное произведение – рисованный эскиз ангела для шпиля Петропавловского собора. Удивительно, что до последнего времени в открытых источниках не было точной информации о том, где хранится этот ценнейший памятник. В книгах, еще с советского времени, и в сетевых публикациях воспроизводились не слишком качественные фотокопии рисунка с устаревшим указанием источника.

Специально к публикации этих документов давний друг нашего конкурса Мария Кочиева, историк, специалист Государственного музея истории Санкт-Петербурга, рассказала об истории создания первого ангела Трезини.

Первый ангел Трезини



Д. Трезини. Ангел для шпиля Петропавловской крепости. РГАДА. Ф. 198. Оп. 1. Д. 969. Л. 9 (два варианта электронной копии)

В 1718 году деревянный шпиль по чертежам голландца был собран, покрыт масляной краской и установлен на верхнем фонарике колокольни. В следующем году приступили к созданию золотого наряда самой высокой башни города. Предстояло обить шпиль колокольни медными листами, вызолотить их, сделать и установить кугель (яблоко, шар), крест и фигуру ангела.

12 апреля 1722 года Д. Трезини из Петербурга пишет письмо генерал-губернатору Петербурга А. Д. Меншикову, находящемуся с марта месяца в Москве. Там же был и Петр I вместе с семьей, приближенными, военными чинами, иностранными министрами и гостями. В древней столице государь широко праздновал Светлое Христово Воскресение. Затем последовало еще одно важное событие – 8 апреля состоялась свадьба дочери князя-кесаря и главы Преображенского приказа Ивана Федоровича Ромодановского Екатерины и молодого графа Михаила Головкина, сына канцлера страны Гаврилы Ивановича Головкина. Торжество отмечалось широко и пышно, безусловно, с праздничным фейерверком.

Государь принимал личное участие в устройстве этой свадьбы, что говорило о большом уважении к Ромодановскому-старшему и самому жениху. То, что сама императрица была посаженной матерью невесты, Александр Данилович Меншиков – посаженным отцом жениха, а княгиня Меншикова – посаженной матерью жениха, свидетельствовало о статусности этого события. Названные родители по традиции благословляли молодых перед венчанием. А вскоре была сыграна еще одна свадьба: на этот раз канцлер Г. И. Головкин выдавал замуж свою младшую дочь Анастасию за князя Никиту Юрьевича Трубецкого. Свадебные чины и в этом случае были самого высокого уровня: Петр I и княгиня Меншикова выступали в роли посаженных родителей жениха, а императрица и князь Меншиков – невесты.




Письмо Д. Трезини князю А. Д. Меншикову. РГАДА. Ф. 198. Оп. 1. Д. 969. Лл. 5-6.


Конец письма Трезини князю Меншикову с подписью архитектора.

Наконец, в 1724 году ангел, державший в вытянутых руках крест, засиял над еще не достроенным храмом. Эскиз первого ангела Петропавловского собора хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. Безусловно, он является частью творческого наследии Доменико Трезини и считается единственным дошедшим до нас акварельным изображением мастера.

Приложение. Текст письма Д. Трезини князю А. Д. Меншикову, расшифровку выполнила Мария Кочиева

Светлейший Князь

Премилостивый Государь мой и патрон.

Посылаю до Вашей Высококняжей Светлости План Васильевскаго острова, на котором назначены места, которые Его Императорское Величество изволил указать ныне роздавать и на том же плане назначены дворы, строенные по первому чертежу, которые надлежит переносить на улицу по новому чертежу и мере;
Также посылаю до Вашей Высококняжей Светлости роспись, коликое число назначено мест под строение на всем плане Васильевского острова, сколко под каменное строение и что под деревянное

(лист 5, оборот)

и из того числа сколко роздано и что не роздано и сколко зачато строить, и другую таковую ж роспись по сему посланному плану, по которому роздавать ныне велено.
И посылаю до Вашей Высококняжей Светлости план местам от перваго канала, которой подле полат Вашей Светлости, до втораго канала подле полат Господина Волкова.
И на тех местах назначены элевации полат, которые будут ныне строить, и на них назначена ж аризонталная линея точками погребных окошек вышина против прежних строенных полат, назначенной литере А до литеры В. И у тех полат погребные окошки, которые строится будут между обоих каналов, по той ли прежней мере строить или выше на 3 фута, как назначено на чертеже, повыше тех точек,

(лист 6)

Понеже весь берег строен по прежней мере от ординальной воды до погребных окошек вышиною 9 фут 7 дуймов и ныне по новой мере вышиною будет 12 фут 7 дуймов.
И посылаем ныне рисунок Ангела, которой будет поставлен наверху кугеля на святой церкве Петра и Павла, по которому ныне делают из меди таким видом, толщиною будет на 4 дуйма. А, ежели делать весь по препорции круглую фигуру, то будет от ветров тягость и железо будет гнуть, на котором крест поставится.
И ныне золотари золотят на обивание куполов и шпица медные листы со всяким поспешением в Городе.

При сем остаюсь Вашей Высококняжей Светлости покорнеишим слугою
D. Trezzinj

1722 году
апреля 12
Санкт Питербурх

Читайте также: