Народная игрушка своими руками для детского сада младшая группа

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

В педагогической теории и практики большое применение нашел метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее.

Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное , познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребенка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых”. С этой целью и был разработан проект “ Игрушки”.

  • Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
  • Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
  • Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними.
  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.
  • Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
  • Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  • Развивать общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослым.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный.

  • пополнить представление детей об игрушках,
  • проявлять интерес и желание играть с игрушками,
  • развивать речевую активность детей,
  • научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог,
  • научить детей бережнее относиться к игрушкам,
  • развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым,
  • оформить выставку совместно с родителями “Игрушки”.
  • Активизировать словарь детей: играть вместе, любимая игрушка.
  • Научиться бережно относиться к играм, игрушкам.
  • Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым,

Итоговый продукт проекта: Коллективная работа детей с родителями по продуктивной деятельности: КОНКУРС: “ИГРУШКИ”. (Приложение 1).

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 этап – подготовительный.

  • Изучает методическую литературу по теме.
  • Определяет цели и задачи проекта.
  • Наблюдает за детьми.
  • Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.
  • Пополняет игровые уголки атрибутами.
  • Организует разные виды игр для детей.
  • Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
  • Рассматривают иллюстрации, рассматривание картины “Дети играют”.
  • Рассматривают игрушки.
  • Наблюдают за детьми.
  • Анкетирование родителей: “Игрушки”.

2 этап – формирующий..

  • Организует беседы, развивающие игры, наблюдения.
  • Чтение художественной литературы ( стихов, потешек, песенок).
  • Оказывает помощь при реализации деятельности.
  • Пополнение предметно – развивающей среды группы.
  • Подбор игрушек для игры “Какие бывают игрушки”.
  • Пытаются найти способы решения.
  • Играют с игрушками.
  • С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.
  • Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки.
  • Повторяют за воспитателем действия, слова и фразы стихотворений.
  • Привлекает родителей к осуществлению проекта.
  • Подготовка памятки: “Какие игрушки приобретать детям?”
  • Подготовка консультаций: “Игры для развития ребенка”, “Вы, ваши дети и игрушки”. (подбор художественной литературы, наблюдения).
  • Оформление уголка для родителей “Маленькие художники”.

3 этап – итоговый.

  • Анализирует работу.
  • Представляет конспекты.
  • Проводит мониторинг.
  • Пополняет развивающую среду группы.
  • Пополнение методической литературы.
  • Оформляет выставки детских работ.
  • Активно играют с игрушками.
  • Повторяют слова стихотворений об игрушках.
  • С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с родителями по изготовлению игрушки своими руками.
  • Повышение активности родителей в жизни группы.
  • Конкурс для родителей: “Игрушки” (изготовление игрушки своими руками вместе с детьми).

Вывод по окончании проекта:

В ходе работы над проектом, после проведения мониторинга (Приложение 2), дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.

Вместе с родителями ребята приняли участие в совместной продуктивной работе “Игрушки”, которая была проведена в нашем ДОУ.

Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.

Реализация проекта:

Образовательная область: “Познавательное развитие”.

Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”,“Угадай игрушку по описанию”.

Игры с водой (резиновые игрушки), “Пускаем бумажные кораблики”.

Д/ игры “Узнай на ощупь”, “Угадай, что звучит? ”, “Угадай игрушку по описанию”, “Солнечный зайчик”, “Чудесный мешочек”, Игры с водой (резиновые игрушки) , “Пускаем бумажные кораблики”.

С/ р. игры “Купание кукол”, “Уложим куклу спать””, “Магазин игрушек”, “Семья”.

Настольные игры: “Лото”, “Мозайка”, “Купание кукол”.

Рассматривание картины “Дети играют”.

Игровые ситуации “Из чего сделаны наши игрушки”, “Какие бывают игрушки”.

Игровое упражнение “Большие и маленькие”.

Ситуативный разговор об игрушках: кукла, мишка, заяц, машинка и т.д.

Чтение стихотворений А.Барто из серии “Игрушки”.

Беседы на темы “Зачем нужны игрушки? ”, “Моя любимая игрушка”, “Такие разные игрушки”, “Магазин игрушек”.

Образовательная область: “Речевое развитие”.

Бродского “Солнечный зайчик”, Островского Ю. “Догони зайчика”, Чтение В. Сутеев “Кораблик”, Г. Цыферов “Пароходик”, чтение сказок “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Колобок”. Разучивание стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”. Чтение рассказа А. Толстой “Был у Пети и Миши конь”.

  • “Поможем кукле Кате”.
  • “Оденем (разденем кукол”).
  • “Подарок для любимой игрушки”, “Яблочко для любимой игрушки”, “Мяч”,
  • “Платье для матрешки”, “Пирожки для Маши”, “Конфетки для зайчат”, “Помоги зайке” и др.
  • Пение песен Е. Тиличеевой “Догони зайчика”. Игровое музыкальное занятие “Звучащая игрушка” (музыкальный руководитель)

Образовательная область: “Физическое развитие”.

Физминутки: “Зайка”, “Буратино”, “Самолет”, “Божья коровка”, “Мы любимые игрушки”. Подвижные игры: “Перебрось игрушки”, “Каждому игрушку”, “Поезд”, “Автомобиль”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Формировать представления детей о народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка.

2.Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть

3.Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок

4.Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям

Ожидаемые результаты

1.Имеют представления о Ваньке –Встаньке, Матрёшки.

2.Бережное отношение к окружающим предметам

3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях






Воспитатель: Громова С.С.

Технологическая карта

Название проекта

Народная игрушка

Практический, групповой, краткосрочный

Участники проекта

Целевая группа

Воспитанники 1 младшей группы

Сроки реализации

Основание для разработки проекта

Углубить знания о народных игрушках.

Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек .Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)

1.Формировать представления детей о народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка.

2.Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек , узнавать их и правильно называть

3.Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок

4.Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям

Ожидаемые результаты

1.Имеют представления о Ваньке –Встаньке, Матрёшки.

2.Бережное отношение к окружающим предметам

3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

-Беседа о музыкальных игрушках : дудочка, трещётка, погремушка

Познакомились с русскими народными потешками

- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Ты собаченька не лай…

Киска брысь, киска брысь

На дорожку не садись…

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет. "

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел…
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Гуси, гуси га-га-га…

Гуси-Гуси
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Хлеба с маслом?
Нет-нет-нет.
А чего же вам?
Конфет!
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите

- серый волк под горой не пускает вас домой.

Солнышко красное, покажись!

Пальчиковые игры

Идёт коза рогатая…

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

Берут у ребенка ручку и водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
(Загибают пальчики, начиная с мизинца):
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Показывая на большой палец):
А этому не дала:
(Поглаживая его, говорят):
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!

Работа с родителями




Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки!

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Как же подобрать нужную игрушку? Для правильного ее выбора нужно учитывать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, какую пользу может принести ему игрушка.
Очень хорошо, если, перед тем как пойти с ребенком в магазин за покупкой, поговорить с ним, что ему нужно для игр. Этот разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет и на будущие увлечения ребенка, ну, и, конечно, доставит ему радость. Но это не значит, что в выборе игрушек надо идти на поводу у ребенка. В первую очередь взрослым следует руководствоваться педагогическими соображениями.

С помощью определенных игрушек можно, например, совершенствовать движения (мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли, серсо и другие). Для самых маленьких хороши погремушки, шары, подвесы, резиновые пищалки. Когда ребенок научится ходить, ему нужны игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Очень полезны и доставляют детям много радости разборные игрушки с вкладышем: матрешки, яичко с цыпленочком.

Яркая, динамичная, красивая игрушка радует и забавляет ребенка. С улыбкой смотрят дети на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу. Все это создает радостное настроение.

Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Благодаря творческой фантазии ребенок преображает в соответствии с замыслом игры прутики — в макароны, листочки — в деньги, желуди - в сахар. В помещение стулья могут стать автобусом, кораблём или вагоном поезда, т.д. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым.

Консультация для родителей

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.

Передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр, в силу чего они входят как составной материал в программу воспитания в детских садах. Русская педагогика рассматривала народные детские игры, как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребенка, но и в годы его школьной жизни.

П. Ф. Лигафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования, К. Д. Ушинский считал эти игры материалом наиболее доступным, понятным, для маленьких детей, вследствие близости их образов и сюжетов детскому воображению, а также благодаря общественному началу, заложенному в них. Е. Н. Водовозова и другие пионеры общественного дошкольного воспитания в России заложили начало самобытной, национальной системы воспитания детей, введя русские народные игры, песни, сказки в практику работы детского сада. Эти традиции были продолжены в работах Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой, Н. С. Филитиса.

ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ НАЧАЛО НАРОДНЫХ ИГР

Какие же ценные педагогические свойства содержат народные детские игры, каково их воспитывающее начало? Прежде всего, они служат несомненным доказательством педагогического мастерства.

Поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих игр до зрелости.

Но вот ребенок научился ходить, бегать и характер игр резко изменяется – появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей. Ребенок испытывает много положительных чувств, которые возбуждает игра. Он радуется тому, что мышка не поймалась кошке, сочувствует пойманному и т. п.

Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы.

Народные игры, как правило, образны. Поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного и младшего школьного возраста. Характерно то, что образ в игре не статичен.

Действия, составляющие игру, как правило, противоположны друг другу. Коршун ловит – наседка защищает. Ловит медведь – убегают дети. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на нее, как на продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные, яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры или занимательных медведей – кузнецов, пильщиков, плетеную кукольную мебель? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской – это дымковские или городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям их детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Русская народная игрушка имеет свою историю. подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные, как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.

В народной русской игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны игрушки: ванька – встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны.

Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент введен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отделяет ее от пособия, в то время, как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.

Воспитатель: Ре бята, вы любите иг рушки? (Да) А что вы с ним и делаете?

(Играем) А я слышала, что вы сти хи знаете об игру шках. Сейчас я бу ду

Воспитатель: в от , какие замечатель ные стихи мы знаем. Разные игрушки

бывают. Взрослые издавна делали для д етей различные игру шки . Для этого

подходил любой матер иал - из кусочка глины получалась свистулька, из

деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков

Воспитатель: Вы прослу шайте, ребят ки, загадаю вам зага дку:

Воспитатель: К нам пришла кукла - неваляшка , яркая рубашка. Какая она?

- Ребята, как наз ывается игру шка, кото рая у меня в ру ках? (матрешка)

- А вы, знаете , от куда взялась матрёшка? То гда давайт е расскажу , как

Давным - давно это было. Шел как - то Иванушка - добрый молодец, по

вольной земле р усской, по широк им полям да сквозь б ерезовые рощи. Вдруг

видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там

мужичок сидит у окошка, кру чинится. Расспросил его Иванушка, что

случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая.

Захворала оттог о, что скучно и гру стно ей без веселы х игрушек. "Не

печалься, добрый человек, что - нибу дь придумаем, обязатель но развеселим

девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку

да купить бо льной девочке сластей и чего - нибу дь веселого да рад остного.

Долго - долго ходили по ярмарке, рассма тривали да выбирали. Вдруг увидели

смешную, ул ыбающую ся нарядную ку колку на кар тинке. Купили о ни её и

довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела,

разрумянилась, похор ошела. Захотела она с ней поиграть, да не может -

куколка же нарисованная. Опять загру стила малышка. Тог да ее батюшка взял

деревянный чурбачок и выточил из него фигу рку к уколки. Выточил, яркими

красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на кар тинке. Веселая

получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее

русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой

все ее звали. И ста ла девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры


Продолжительность проекта: 2 недели (с 07.10.2019-18.10.2019).

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой, краткосрочный

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы

Возраст детей: 3-4 лет

Актуальность проекта

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Однажды, мы с детьми пришли в музей детского сада, где расположена выставка дымковских игрушек. Я обратила внимание детей на яркость и красоту игрушек и спросила у детей, как они называются. Дети этого не знали. Так и возникла идея проведения этого проекта.

Цель проекта:

Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи, формировать у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и другие предметы, способствовать увеличению кругозора детей, обогащать лексический запас, видеть красоту игрушки.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
  • Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушке.
  • Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.
  • Продолжать формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.
  • Развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм – простых элементов узора.
  • Развивать технические навыки в пользовании нетрадиционной техники рисования (легко касаться бумаги, делая точки; проводя полосы, мазки).
  • Развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге.

Воспитательные:

Словарная работа:

На уровне педагога: создание предметно-развивающей среды в группе, оформление мини-музея дымковских игрушек.

На уровне детей: повышение интереса к декоративно-прикладному искусству, применение полученных знаний и умений в практической деятельности. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности. Обогащение словарного запаса детей.

На уровне родителей: повышение интереса к народно-прикладному искусству. Развитие интереса к совместному с детьми творчеству. Помощь в оформлении выставки, в обогащении предметно-развивающей среды в группе.

Этапы и мероприятия реализации проекта:

1 этап подготовительный

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева.

Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. – 1984. – № 8. – С. 23-25.

2 этап ОСНОВНОЙ

Отгадывание загадок про дымковские игрушки.

Разучивание стихов о дымке.

Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, игрушек

Взаимодействие с семьей:

Беседа с родителями “О значении дымковской игрушки в жизни детей”

Консультация для родителей “Народные игры в семье”

3 этап завершающий

3. Рефлексия (подведение итогов проекта)

Заключительный этап

На заключительном этапе была проведено открытое занятие по подведению итогов проведенной работы, обобщение полученных результатов.

С детьми организовали выставку ранее украшенных работ (дымковских силуэтов) дымковских игрушек.

Автор: Третьякова Екатерина Михайловна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Автор: Кекиш Людмила Николаевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Разработчики проекта

Кекиш Людмила Николаевна,

Третьякова Екатерина Михайловна

Нормативно — правовое обеспечение проекта

- Конституция Российской Федерации.

- Конвенция о правах ребёнка.

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155).

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р).

Цель проекта

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи проекта

1.Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки

2.Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).

3.Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

4.Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Назначение проекта

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Срок реализации проекта

Принципы реализации проекта

1.Принцип приоритетности интересов детей.

2.Принцип уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка, отношения к нему, как к будущему человеческому, интеллектуальному потенциалу государства.

3. Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), предполагающий создание гармоничных отношений между родителями, детьми и педагогами ДОО.

4. Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт педагогов и родителей.

5.Принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий комплексность воспитания и образования.

Условия реализации проекта

Среда группы, музеи, литература, библиотеки, ИКТ, заинтересованность всех участников проекта.

Этапы реализации

проекта

I этап. Аналитико — прогностический (организационный)

Цели: Повышение уровня знаний дет ей о народной грушке.

Итоги этапа: Составление плана проекта. Изучение материалов по теме на различных сайтах. Подбор литературы.

Создание развивающей среды. Пополнение уголка нронми куклами игрушками. Подбор и изготовление наглядно демонстрационного материала. Выявление уровня заинтересованности детей и родителей.

II этап. Содержательный.

Цель: Формирование знаний у детей о народной кукле.

Итоги этапа: Создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап

Цель: : Мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Итоги этапа: Обобщить опыт работы. Подвести итоги деятельности всех участников проектной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды продуктами проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

Методическая и теоретическая литература.

Распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Ожидаемый результат

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

П Л А Н

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Тема/ мероприятие

Цель

Форма проведения

Ответственный

I этап. Аналитико — прогностический (организационный)

Понедельник - Среда

Знакомство родителей с проектом.

Анализ развивающей среды

Пополнения уголка настольым играми

Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала

Выявление уровня знаний детей

Познакомить родителей с данным проектом. В ыясненить отношение родителей к познавательно - творческому развитию детей.

Читайте также: