Мордовский орнамент поделки

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развитие личности ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель: приобщать детей к традициям, истории мордовской национальной культуры. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.

В процессе работы должны быть решены задачи:

1. Формировать патриотическое воспитание детей;

2. Формировать уважение к культуре своей страны;

3. Знакомить детей с мордовским народным костюмом;

4. Знакомить детей с народными традициями и праздниками мордовского народа;

5. Знакомить детей с предметами обихода и быта мордвы;

6. Широко использовать все виды фольклора ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) во всех видах деятельности;

7. Обогащать опыт детей через посещение выставок, памятников архитектуры, краеведческих музеев.

Формы проведения:

1. Подгрупповая и индивидуальная деятельность;

2. Дидактическая игра;

5. Рассматривание иллюстраций;

6. Решение проблемных ситуаций.

Методы проведения:

Приемы проведения:

1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;

3. Музыкальное сопровождение;

4. Создание игровой ситуации;

5. Показ воспитателя;

Принципы работы с детьми:

1. Доступность материала;

2. Постепенное усложнение программного содержания;

3. Индивидуальный подход к детям.

Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.

Перспективный план работы по самообразованию:

1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет- ресурсов по выбранной теме :

1) Брыжинский В. С. Сиянь рисьминеть-Серебрянные цепочки. -Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.

3) Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005

4) Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

6) Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.

2. Разработка конспектов и проведений занятий, подготовка консультаций для воспитателей и родителей.

1) Проведение ООД в соответствии с программой

3. Внедрение в практику.

Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.

Оценить 1112 0

Конспект НОД

по художественно-эстетическому развитию

/для детей средней группы/

Подготовила и провела:

Интеграция образовательный областей:

Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Образовательные:

- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

- продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз);

- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте.

Развивающие:

- формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности;

- развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;

- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.

Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок).

Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, скажите вы любите путешествовать (ответы), и я люблю. А после путешествия куда мы возвращаемся (Ответы: возвращаемся домой), к себе на родину.

Воспитатель: А что такое родина? (Ответы, предположения детей)

Воспитатель: У каждого человека есть своя родина- это место где мы родились, провели свое детство. А как называется место, где мы живем? (Россия) Молодцы.

Воспитатель:

Есть край, наш мордовский-

Он самый красивый

Среди необъятных просторов России,

Среди неоглядных российских широт,

И самый красивый народ в нем живет!

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

-Дети, понравилось вам стихотворение?

-Как вы думаете, о чем оно? (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)

-Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия? (Она так называется, потому что здесь живет народ-мордва.)

Воспитатель: Ребята, кроме мордвы в нашей республике живут люди и другой национальности. Кто их перечислит?

Дети: Это – русские, татары, чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду. А как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей?

Дети: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, стихи, танцы, игры, одежда.

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждой национальности есть свой родной язык, свои игры, песни, танцы, стихи. А так же есть свой национальный костюм, в который одеваются в праздничные дни.

Воспитатель:Кто-то стучится.

Воспитатель:Как тебя зовут?

Алдуня:Меня зовут Алдуня.

Воспитатель:Её зовут старинным именем.

Воспитатель:Она хочет с вами познакомиться.

(Подходит к каждому ребенку и спрашивает – как его зовут (на эрзянском языке – кода тонь леметь?)

Воспитатель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.

Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар . Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Что является главным украшением панара?(Вышивка)

А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)

Это пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)

До замужества мордовские девочки носили налобные ленты или венок (Прясуре, каштаз). Их украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панго. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.

Воспитатель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Панго). (Дети повторяют новые слова)

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Ульяна прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след, освежает цвет

Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

Давайте мы с вами немного отдохнем (Физминутка)

Алдуня:Я хочу посмотреть как вы играете.

Алдуня: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились!

Воспитатель: Ой, что-то Алдуня хочет сказать.

Воспитатель: Ребята, у Алдуни есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные рубахи, но на них нет вышивки. Она просит помочь их украсить.

(как она называется?) (ПАНАР).

Воспитатель: Ребята, поможем куклам?

Воспитатель: Проходите и садитесь за столы. У вас на столах лежат рубахи, давайте украсим их вышивкой. (какие элементы вы будете использовать в своей вышивке?)

Воспитатель: А прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

(включается музыка для фона)

Во время работы задаются вопросы:

(Дети расписывают рубахи)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые панары у вас получились.

Какие элементы мы с вами использовали в наших работах? (ответы детей)

Заходит Алдуня в мордовском костюме.

Алдуня: ребята, спасибо большое, за Вашу помощь. Мои подруги будут очень рады!

Воспитатель: Спасибо Алдуня, мы рады что помогли Вам.

- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: о мордовском народе, о Мордовии, о мордовской вышивке, о мордовском костюме).






Вышивка занимала особое место в декоративно-прикладном искусстве мордвы. Особенностью мордовской вышивки является заполнение узора небольшими фигурками, которые образуют ковровую поверхность. В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников. Исследователи-этнографы насчитывают до 15 локальных разновидностей мордовского женского костюма.

Для эрзи в основном характерна строгая по расцветке, массивная и чрезвычайно плотная вышивка. Мокшанская вышивка кажется значительно более легкой, тонкой и ажурной. Основное место занимает счетная гладь. Основу расцветки составляют три традиционных цвета – красный, черный, белый, но можно встретить синий, желтый и зеленый цвета. Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Мордовский орнамент – это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано. Часто вышивка дополняется элементами из бисера. Основное свое использование он первоначально находил в отделке женских головных уборов, что, кстати, свойственно многим финно-угорским народам. История не сохранила конкретного значения, содержавшегося в начертаниях элементов орнамента. Вероятно, когда-то их понятие восходило к представлениям о первобытной магии, направленной на защиту от злых стихий и связь с добрыми духами.

Мастерицы проживают во всех уголках Мордовии. Приобрести разнообразные элементы одежды и атрибуты для дома с мордовской вышивкой можно в сувенирных магазинах города или непосредственно заказать у мастера. Нарядные скатерти, полотенца, комплекты постельного белья, легкие нарядные блузки, уютные шали, декоративные панно, украшения из бисера, куколки-мордовки, костюмы для сцены – вот далеко не полный перечень изделий, изготавливаемых талантливыми мастерицами из Республики Мордовия, приобретя которые Вы не только прикоснетесь к культуре мордовского народа, но и сможете стать обладателем эксклюзивных изделий, напоминающих о днях, проведенных на нашей земле!

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о Республике Мордовия; развитие ценностного отношения к мордовской культуре.

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию представлений о культуре мордовского народа, флаге, гербе Мордовии, орнаментике женского национального костюма, о природе мордовского края.

Развивающие: развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, творческие, композиционные способности детей, познавательную активность детей, мышление, внимание, речь, память.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, уважение к обычаям и традициям мордовского народа, к природе Республики Мордовия.

Материалы и оборудование: карта Мордовии, разрезные картинки с видами Саранска, с изображением герба города (11 шт.), картинки леса, неба, берлоги, силуэты животных и птиц, кукла Алдуня в национальном мордовском костюме, листы ватмана, мордовские узоры, вырезанные из цветной бумаги, клей, салфетки, бубен.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не совсем обычное занятие – к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они хотят посмотреть, какие вы у нас умные, сообразительные и трудолюбивые. Дети, встаньте в круг и возьмитесь за руки:

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, нас сегодня на занятии встречает кукла-мордовочка Алдуня. Она хочет поговорить с нами о нашей милой Родине, о крае, в котором мы с вами живем. Алдуня предлагает нам с вами совершить небольшое путешествие по нашей республике.

Воспитатель и дети проходят к карте Мордовии.

Воспитатель:

- Дети, как называется страна, в которой мы с вами живем?

- Правильно, Россия. И частичкой нашей огромной страны является наша республика.

- А как называется республика, в которой мы с вами живем?

- А как называется столица нашей республики?

- Дети, это карта нашей республики Мордовия. Давайте рассмотрим ей.

Воспитатель и дети , рассматривают карту и находят город Саранск.

Воспитатель:

- Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).

- Наша республика большая, в ней много городов.

- В каком городе мы с вами живем?

- Покажите на карте г. Саранск.

- Почему наш город так называется? (Своё название город получил от названия речки Саранки, на берегу которой он был построен).

Воспитатель:

- В нашей республике живут разные народы. Назовите их?

- Все они живут в мире и согласии.

- У каждой республики есть своя символика.

- Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Что можете сказать о флаге Мордовии? Из каких цветов состоит флаг Мордовии?

- Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города?

- На старинном гербе Саранска изображены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

Мордовский женский национальный костюм.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, во что одета наша Алдуня?

- Это национальный мокшанкий костюм. Давайте его рассмотрим.

- Женский мокшанский костюм состоит из рубахи без воротника туникообразного покроя из белого домотканого холста.

- Как называется эта рубаха (панар).

- Чем украшен панар? (вышивкой)

- Правильно, главным украшением рубахи является очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

- Какие основные цвета мордовской вышивки.

- Верно, расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный, красный, желтый и зеленый.

- Мордовский костюм невозможно представить без украшений. Их много. Это бусы, браслеты, кольца, подвески ушные из металла, перьев птиц.

- Что говорили про мордовочку?

- При ходьбе эти украшения издавали звон.

- На голову надевали головной убор или повязывали платочек.

- Что обували на ноги? ( В старину мордва обували лапти в обычные дни, а в праздники сапоги).

Воспитатель:

- Дети, пройдем за столы. У вас на столах находятся разрезные картинки, которые нужно собрать.

- Что у вас получилось?

- Верно, это достопримечательности или интересные места города Саранска?

- Расскажите, пожалуйста, Алдуни о том, что у вас на картинке?

Несколько детей рассказывают о достопримечательностях на картинке.

Воспитатель:

- Мы немного отдохнули, и давайте теперь поговорим о природе мордовского края, в котором живем мы с вами и Алдуня.

- Какие животные живут в мордовских лесах?

- Правильно дикие. Дикие животные сами добывают себе еду, заботятся о своём пропитании.

-А каких диких животных вы знаете? (Лиса, медведь, волк, белка, заяц, лось, кабан).

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки то го или иного животного, а вы должны будете его отгадать.

- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям, грызёт орехи? (белка)

- Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди? (кабан)

- У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное очень хитрое? (лиса)

-Это животное зимой спит в берлоге. Питается ягодами, зелеными растениями, насекомыми? (медведь)

Воспитатель:

- Ребята, кроме животных в наших лесах есть и другие обитатели. А кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Они появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (птицы)

Воспитатель:

- Правильно, дети, это – птицы.

- Дети, давайте узнаем, каких птиц вы сможете отгадать по описанию?

-Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде

У нее птенцы в гнезде?

- В лесу темно, все спят давно,

Одна птица не спит, на суку сидит

-Кого называют санитаром леса

- Грудка ярче, чем заря,

- Молодцы, дети, во хорошо знаете птиц обитающих в наших краях.

Воспитатель:

-Дети, у вас на подносах лежат силуэты разных птиц и животных, вы должны расселить их по местам обитания, наклеив их на нужные места.

Развешиваются картинки с изображением неба, леса, берлоги, на которые они должны наклеить зайца, медведя, ежа, белку, дятла, клеста, кабана, лису, волка и др.

Воспитатель:

- Дети, лес это наше богатство и существуют правила поведения в лесу. Мы их вами знаем.

- Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать правильно, хлопнем в ладоши. Если плохо, то все вместе покачаем головой

-Если я приду в лесок, я сорву ромашку (Ответ: нет.)

-Если съем я пирожок и выброшу бумажку (Ответ: нет.)

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (Ответ: да.)

-Если ветку подвяжу, колышек подставлю (Ответ: да.)

-Если разведу костер, а тушить не буду (Ответ: нет.)

-Если сильно насорю и убирать забуду (Ответ: нет.)

-Если мусор уберу, и собою унесу (Ответ: да.)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю (Ответ: да.)

Воспитатель:

- Дети, Алдуня обращается к вам с просьбой. У ее подружек куда-то пропала вся вышивка с рубахи-панар. Помогите, пожалуйста, вернуть красоту их наряду.

- Поможем подружкам Алдуни? Посмотрите, у каждого из вас на столе есть рубаха. Давайте украсим их вышивкой.

- Какие элементы вы будете использовать в своей вышивке? (крестики, ромбики)

-А теперь приступаем к работе.

Дети украшают рубахи аппликацией.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие красивые рубахи-панар у вас получились. Мы организуем выставку, чтобы все полюбовались вашими работами.

Читайте также: