Лесная скульптура поделки и композиции из отжившего или обреченного на гибель лесного материала

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 15.09.2024

Но не только в архитектурных деталях использовали крестьяне особенности строения дерева. Из корней и сучьев мастерили они мебель и простейшие орудия труда. Не забывали и про детские игрушки.

Простая и выразительная, выполненная с глубоким пониманием пластических возможностей дерева, крестьянская лесная скульптура привлекла к себе внимание профессиональных художников. В мастерских С. Т. Коненкова и В. А. Ватагина появляются необычные, овеянные поэзией сказок скульптуры из причудливых корней и сучьев. Свой досуг работе над лесной скульптурой отдают люди самых разных профессий. Доступна она и вам. Надо только любить природу, не проходить равнодушно мимо всего, что вас окружает в лесу. И тогда вы будете ходить в лес не только за грибами да за ягодами, но и за сказкой. А сказка эта в лесу всюду. Вглядитесь внимательно в витиеватый сучок, упавший с сосны: быть может, это сказочный Змей Горыныч?

Конечно, отыскать корень, который бы совершенно точно копировал человека или животное, невозможно. Как правило, лесная скульптура передает только самое основное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева.


К работе над корневой скульптурой нужно подходить по-разному. В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав заключенный в нем образ, водрузить на подставку. В другом случае скульптурные композиции собирают по заранее составленному эскизу, подпиливая и подгоняя друг к другу множество деталей. Материал, собранный в лесу. всегда подскажет вам, как поступить в том или ином случае.

Заготовку материала начните с интересных сучков и корней, таких, которые имеют красивые извивы, сложные переплетения или же хотя бы отдаленно напоминают какие-то живые существа.

Много интересного материала можно собрать в лесных речках, из которых легко извлечь так называемые топляки — корни и сучья затонувших деревьев. Полежавшая некоторое время в воде древесина ольхи и березы приобретает серебристо-серый цвет. Темно-коричневыми, почти черными становятся ветки дуба. На торфяниках, там, где неподалеку растет сосна, можно найти ее корни медно-красного цвета. Собранные корни промойте тут же, в реке. Полежав несколько дней на берегу, они хорошо просохнут, и их можно перенести в мастерскую.

В лесу много выворотней — деревьев, вывороченных с корнями ветром. Освободите их корневища от грунта и отпилите ножовкой наиболее интересные части. Одновременно заготовляйте материал для подставок. Для этого собирайте в лесу грибы-трутовики, куски сосновой коры. Имея под руками необходимый материал, можно приступить к работе.


Как правило, корни и сучки требуют совсем незначительной доработки. Иногда бывает достаточно одного штриха, чтобы скульптура заговорила. Доработка включает в себя полирование фигурки, подрезку и подточку отдельных деталей, а при необходимости и укрепление трухлявой древесины. Полирование выполняют после того, как поверхность древесины тщательно очищена. Возьмите куриную косточку и натирайте ею древесину, постепенно усиливая нажим. После этой операции дерево приобретает мягкий блеск старого серебра. Помните, что косточкой можно полировать только крепкую древесину, а мягкую следует укрепить. В растопленный парафин добавьте немного скипидара. Полученной мастикой обильно смажьте древесину, а когда она подсохнет, разотрите ее щеткой или сукном до блеска.

Часто бывает необходимо скрыть случайные трещины, дупла, выбоины. Для этого приготовьте шпаклевку из мелких древесных опилок, замешенных на клею. При необходимости шпаклевку можно подцвечивать акварельными красками.

Готовую фигурку укрепите на подставке клеем и деревянными штырями. Хорошо подобранная пoдcтaвкa не только делает скульптуру устойчивой, но и усиливает ее выразительность. Например, золотую рыбку лучше всего укрепить на срезе древесины хвойного дерева, текстура которого напоминает бегущие волны. В некоторых случаях скульптуру вместе с подставкой можно покрыть лаком. Но этим приемом следует пользоваться крайне осторожно, только в тех случаях, когда это оправдано художественным замыслом.

Среди любителей работать с деревом немало тех, кто увлекается изготовлением декоративных изделий и скульптур в стиле корнепластики, иначе – лесной скульптуры. У такого изделия два автора – природа и человек. Природа создает исходный материал (чаще всего это комлевая часть дерева с необычными, изогнутыми формами и причудливыми наростами), а мастер формирует из этого материала конкретное изделие, сюжет, а то и целую композицию. Полностью завершенные типажи сказочных персонажей, причудливых зверей, не требующие доводки, в лесу попадаются редко. Человек, обладающий ассоциативным видением, может встретить что-то необычное среди сломанных веток, сплетенных корней, коряг, принести находку домой и доработать ее до создания выразительного образа.

Порой в одной и той же находке разные люди могут рассмотреть что-то свое, в равной мере интересное. Чаще находят какую-то часть или небольшую деталь, способную служить основным компонентом для будущей образной композиции. Набрав достаточное количество такого материала, берут за основу одну из находок, стараясь понять, что она напоминает, и дорабатывают: избавляются от лишнего или дополняют недостающее, подгоняя, создавая новый образ или пластическую форму. Мастеру нужно стремиться как можно меньше показывать свое вмешательство, обрабатывая находку так, чтобы не было заметно деятельности рук человека, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что все это создано самой природой. Любители таких изделий не применяют чистую резьбу. Если она присутствует, то настолько естественно дополняет природную основу, что мы порой этого не замечаем, восхищаемся гениальностью природы и забываем о доработке автора.

Резная деталь не всегда совместима с лесной скульптурой. Чужеродными будут старательно вырезанные части тела и лицо или сопутствующие образу предметы. Все должно компоноваться из даров леса: обломков сучьев, коры, шишек, орехов, семечек, гнилушек. Процесс создания лесной скульптуры напоминает конструирование: составные части умело соединяются, образуя законченную композицию. Чем выше мастерство, художественное видение автора, тем менее заметны и более естественны стыковки деталей, убедительнее результат. В таких работах немалое значение имеет название изделия и удачная подставка.

Но кроме лесной скульптуры на основе природных материалов можно создавать удивительные изделия и в декоративно-прикладном жанре. Здесь уже невозможно обойтись без более подробного прорезания формы и деталей. Следуя декоративной и пластической структуре коряги или наплыва, умельцы создают в этом материале необходимую форму и детали так искусно, что следы обработки трудно заметить. Бывает, что за основу берут природный материал, но дополняют его резными деталями или целой композицией, которые становятся как бы естественной составляющей творчества природы.

Работа с корнями, капом и прочими наростами интересна своей неожиданностью. Порой до самого окончания работы над изделием резчик не может знать, что же выйдет из-под резца.

Наиболее распространены изделия, выполненные в стиле корнепластики, – это оригинальная мебель, столы, стулья, вешалки, подставки под цветы, подсвечники, кресла. Большой привлекательностью и оригинальностью обладают различные сказочные и былинные персонажи, химеры, чудовища (рис. 37). Особенность таких изделий в том, что они не могут быть повторены, а тем более растиражированы, и это больше всего ценят любители и коллекционеры художественных изделий.

Многие резчики-любители увлекаются созданием всевозможных ваз, ковшей, светильников, шкатулок и даже мебели из капов, корней, кряжистых стволов. Одна часть создаваемых предметов несет чисто декоративную нагрузку, украшая интерьер пластикой формы, неповторимой красотой текстуры, другие предметы, являясь художественными изделиями, имеют и функциональное назначение. И в том и в другом случае следует помнить, что отправной точкой является природный материал. Вы находитесь как бы в рамках того, что предложила природа, что уже создано ею до вас. Такие изделия особенно интересны, выразительны, если они сделаны из свилеватых наростов.


Нарост – это разросшаяся часть древесины на стволе, сучьях и корнях дерева. Образуется в результате травм механического или биологического происхождения. Как правило, имеет шарообразную форму, но может быть и неправильной формы. В разрезе часто имеет красивую текстуру. И каким бы ни был нарост, для художника это прекрасный материал.

Существует два основных вида свилеватостей древесины (наростов). Один называется сувель. Он более гладкий, приближающийся к шаровидной форме, иногда с буграми и впадинами. Вырастает на стволах и сучьях от малых до огромных размеров, бывает весом 100 кг и более. Сувель можно увидеть на дубе, сосне, липе, груше и других породах, но чаще всего – на березе. Рост такого образования происходит вдвое быстрее роста самого ствола. Слои закручиваются в малом пространстве, значительно уплотняясь. Такое образование имеет более плотную и крепкую древесину, в срезе – красивый, с перламутровым отливом, волнистый или закрученный текстурный рисунок.

Вместе с тем сувели на стволах деревьев и капы на корнях со свилеватой и перекрученной древесиной отличаются повышенной твердостью. Для облегчения обработки капы и сувели, если позволяют размеры, запаривают. Различные емкости – полые чаши, фруктовницы, шкатулки с выборкой внутренних поверхностей – можно сначала обрабатывать электродрелью, высверливая в них углубления. Последующие операции проводят теслом, клюкарзами или другим подходящим инструментом. Умелое использование резчицкого инструмента, определенные знания, опыт и фантазия очень помогают в изготовлении различных поделок в технике корнепластики даже из отходов практически бросового материала.

Традиционный способ подготовки капа таков. Пластины кипятят в воде в обычном чугунке в течение 5–6 часов. Затем воду выливают, а пластины снова укладывают в чугунок. При этом заготовки обкладывают со всех сторон слоем березовых опилок таким образом, чтобы они не прикасались к стенкам посуды и друг к другу. Для увлажнения наливают немного воды – из расчета 1–1,5 л. на 7 кг пластин. Посуду закрывают и на сутки помещают в жарко протопленную русскую печь или разогретую духовку. Операцию повторяют 3–4 раза, до тех пор, пока пластины не приобретут необходимый золотисто-янтарный или темно-шоколадный цвет.

С хвойных пород кору, как правило, удаляют, а у дуба, ясеня, ольхи и других лиственных пород иногда оставляют. На затянутых ранах ствола и наростах кора березы принимает чешуйчатую форму с черными завитками, напоминающими каракуль, что украшает изделие. Кора амурского и пробкового дуба имеет рельефную, глянцевую поверхность и хорошо смотрится в композиции.

В любом случае независимо от источника найденного материала надо исходить из формы и качества заготовки. Если заготовка уже не имеет коры, то остается только обработать материал. Если же кора покрывает всю заготовку, то ее следует полностью замочить в воде на несколько дней и только потом приступать к снятию коры. Для того чтобы не повредить слой древесины под корой, инструмент лучше всего притупить. Подкорный слой после очистки должен быть гладким и пригодным для выполнения на нем резчицких работ, если таковые предполагаются.

Чтобы не развивались грибки, лесную находку следует хорошо просушить. Сушить нужно медленно. Для этого выпаренные пластины сложите небольшим слоем на русскую печь и сушите 5–6 суток, накрыв плотной тканью. Это необходимо для того, чтобы замедлить процесс высыхания и тем самым уменьшить коробление и растрескивание. Досушивают пластины, сняв ткань. На правильно пропаренных и высушенных золотисто-коричневых пластинах появляется узор из линий, пятен, точек. Мастера используют его в качестве декора.

Есть еще одна технология подготовки нароста к обработке. Нарост вымачивают в воде 3–5 суток и закапывают в землю, обычно в подвале. Спустя год его можно выкопать. Слои нароста отличаются друг от друга водопроницаемостью, а следовательно, по-разному окрашиваются: темный цвет чередуется со светлым. Сушить такую заготовку следует в щадящем режиме. После долбления, шлифовки и вощения или лакирования рисунок проявляется более четко и ярко.

Если во время сушки появились трещины, есть дупло или выбоина, их заделывают самодельной шпатлевкой из мелких древесных опилок, замешанных на клею. Крупные трещины или отверстия заделывают кусочками древесины с тем же направлением волокон. Если материала ветки или корня недостаточно, то задуманную композицию составляют из нескольких веток или корней, отпиливая и подгоняя друг к другу отдельные детали, склеивая их и заделывая трещины вышеприведенными способами. Затем готовое изделие подвергают окончательной отделке. Зачистку можно выполнять наждачной шкуркой, напильниками, рашпилями. Если предполагается нанесение резьбы, наждачную шкурку не используют.

Снимая с дерева нарост, отделяйте его с частью ствола, которую в работе можно будет использовать как деталь или фон. Если придется срезать нарост с живого дерева, обязательно покройте место среза краской, лаком или другим средством, которое не пропускает влагу и защищает древесину от вредителей. Но все же лучше ничего не срезать с живого растения.

I.Оригинальные и необходимые изделия можно изготовить не только с помощью инструментов из древесины. Сама природа часто придаёт стволам, веткам, сучьям, пням и корням деревьев причудливые формы.

Эти формы могут напоминать не только человека, животных, птиц, но и предметы быта. Иногда части растущего, сухого, срезанного или свалившегося дерева имеют законченную форму и не требуют дополнительной обработки, поэтому их называют лесными находками. (рис.48). Значительно чаще для придания законченной формы части дерева требуют дополнительной доработки инструментами и их называют лесными скульптурами (рис.49).

Часто скульптуру, созданную природой, выраженную в переплетении веток, сучьев, корней, наростов, называют корнепластикой.

При поиске и доработке лесной скульптуры значительную роль играет ваша фантазия. Здесь важна не только природная форма элемента дерева, но и его естественная окраска.

При незначительном использовании резьбы и других видов обработки материалов из элементов дерева делают декоративные скульптуры и композиции, декоративно-прикладные изделия, миниатюры, различные украшения.

Найти нужную форму для декоративного изделия, а особенно лесную находку, очень сложно. Очень важно перед поиском нужных форм уловить контуры и образ будущего изделия.

Для поиска заготовки не обязательно заходить в глубь леса. Часто заготовки необходимой формы находят на опушке леса, вдоль дорог, на берегах рек и озёр.

Находясь в воде, дерево становится отполированным и приобретает красивый цвет. Много заготовок можно найти в местах раскорчёвки деревьев. Так, почти из каждого корня можно изготовить различные светильники и подсвечники (рис.50). Интересные формы заготовок можно найти и в городе в ходе обрезки деревьев. Здесь можно встретить своеобразные срезы ветвей и сучков.

При подборе необходимых заготовок нужно учитывать:

1. Для чего будет предназначено будущее декоративное изделие (для установки в помещении или вне помещения, для ежедневного использования в быту или как художественного произведения и т.д.).

2. Размеры будущего декоративного изделия.

3. Заготовки различной формы чаще всего встречаются там, где деревья имеют развитую крону или часто травмируются, т.е. на опушках леса, вдоль дорог и просек.

4. Найденную заготовку сначала очищают от мха, грязи, коры и гнили, определяют форму и размеры будущего изделия и после этого вырезают нужную часть.

Помните: материал для будущих изделий из лесной скульптуры берут только из сухих и свалившихся деревьев в местах предстоящей заготовки древесины. Для этого используют корни только срубленных или поваленных деревьев.

Подготовку материала к обработке предполагает его сушку, не смотря на то, что сырая древесина легче режется. Это связано с тем, что при высыхании древесина может быть подвержена короблению.

Сушку лесных находок проводят в летнее время в хорошо проветриваемом месте под навесом на подкладках. При необходимости перед сушкой удаляют кору, что ускоряет процесс сушки и исключает гниение. Окончательную сушку производят при комнатной температуре, на расстоянии от отопительных приборов.

До сушки, чтобы ускорить её процесс, производят грубую обработку заготовок, заключающуюся в отрезании лишних частей древесины. После сушки древесину выдерживают некоторое время, чтобы снять внутреннее напряжение.

Изготовлением декоративно-художественных изделий из лесных находок занимаются народные мастера, художники-дизайнеры.

Известно, что корень рябины – хороший материал для декоративной скульптуры. Выдержанная в воде древесина осины приобретает красивый голубоватый цвет. Цвет ясеневого корня напоминает древесину оливкового дерева. Древесина берёзы, бука, дуба и клёна очень красива в радиальном разрезе.

II. После продумывания художественного образа, формы изделия и последовательности изготовления изделия, его эскиз изображают на бумаге. Для объёмного представления изделия желательно сделать его макет из глины или пластилина.

Кроме того, настольная или настенная скульптура (рис.51) должна иметь горизонтальную или вертикальную опорную плоскость. Опорную плоскость обрабатывают различным инструментом для устойчивого положения будущего изделия. Часто лесную скульптуру устанавливают и закрепляют в опорных подставках, для которых используют торцовые срезы ствола, наросты и корни. При этом учитывают соответствие размеров и цвета подставки размерам и цвету скульптуры.

При изготовлении лесной скульптуры стремятся сохранить большинство элементов и форму лесной находки. Однако для большей выразительности будущего изделия с помощью стамесок изменяют толщину корней или веток, стремятся сделать поверхность гладкой или шероховатой. Если не хватает некоторых элементов для композиции, то склеивают детали скульптуры. Для склеивания деталей используют клей ПВА, который надёжно скрепляет древесину. Соединяемые детали должны быть одинаковыми по цвету и текстуре. Клей наносят на самые незаметные места, точно подогнав друг к другу детали скульптуры. Для этого детали плотно прикладывают друг к другу и стыки пропиливают пилой. Склеиваемые плоскости часто зачищают рубанком или шлифовальной шкуркой. Места склеивания окрашивают в цвет древесины.

Для соединения деталей под углом, например для получения согнутых рук и ног, эти детали срезаются под необходимым углом и склеиваются. Толщина соединяемых частей должна быть одинаковой. Для выполнения срезов в зависимости от толщины частей, используют нож или ножовку. Чаще используют ножовку по металлу. Среди стамесок наиболее часто применяют полукруглые стамески – клюкарзы.

При необходимости для более прочного скрепления деталей скульптуры используют деревянные шканты. Для этого в местах соединения деталей делают отверстия на глубину немного больше длины шкантов (рис.52).

В отдельных случаях задуманную композицию дополняют каким-нибудь видом резьбы. При этом избегают излишеств, чтобы сохранить природную оригинальность лесной скульптуры.

Наиболее сложной в изготовлении считается лесная скульптура, изготовленная из наростов на стволах и корнях деревьев (рис.53).

Нарост и наплыв представляет собой разросшуюся часть древесины ствола, сучьев и корней дерева. Эти дефекты древесины образуются в результате механических и биологических травм, что приводит к изменению текстуры и усилению роста в этих местах. Наросты чаще всего встречаются у лиственных пород древесины (берёзы, ольхи и др.). Они имеют очень красивую текстуру и высоко ценятся как декоративный материал для изготовления лесной скульптуры.

Помните, что наросты снимают на поваленных деревьях в местах заготовки леса и раскорчёвки пней. При заготовке этого природного материала отпиливают ствол, сук или корень выше и ниже нароста. В отдельных случаях, когда нарост слабо держится, его можно снять со ствола. Для этого в местах скалывания делают пропилы и ударяют по ним лезвием топора.

Наросты отличаются особой твёрдостью, поэтому процесс изготовления из них декоративных изделий (чаш, ваз, шкатулок) является весьма трудоёмким. Чтобы облегчить обработку нароста (наплыва) его запаривают. Полости в наросте (если позволяют размеры) высверливают с помощью дрели. Дальнейшую обработку производят клюкарзами и другим возможным инструментом.

Внешний вид будущего декоративного изделия обычно подсказывает форма самого нароста. Очень хорошо выглядит ваза, в которой сочетается обработанный участок ствола, корня и естественная форма наплыва (рис. 54). Наросты округлой формы вместе с участком ствола дерева могут обрабатываться и на токарном станке. В этом случае получают вазу или чашу с красивой оригинальной текстурой (рис.55).

Для увеличения срока сохранности декоративного изделия, улучшения его эстетического вида лесную скульптуру тонируют и лакируют. Так, с помощью масляного лака получают более прочное и красивое покрытие. Для придания лесной скульптуре глянцевого блеска после нанесения и высыхания последнего слоя лака поверхность шлифуют нулевой шлифовальной шкуркой.

Хранят такие декоративные изделия вдали от отопительных приборов и солнечных лучей.

Очень хорошим материалом для резчиков является древесина груши. При полировке она приобретает глянцево-матовую поверхность и красивый цвет. Поэтому её не рекомендуется окрашивать. Достаточно протереть поверхность льняным маслом и она станет тёмно-коричневой с лёгким блеском.

&А ф а н а с ь е в А. Ф. Резьба по дереву. – М., 2002. – 408 с.

Б а р а д у л и н В. А. Художественная обработка дерева. – М., 1986. – 264 с.

Б а р т а ш е в и ч А. А., Р о м а н о в с к и й А. М. Художественная обработка дерева. – Мн., 2000. – 230 с.

Б у р и к о в В. Г., В л а с о в В. Н. Домовая резьба. – М., 1996. – 352 с.

Выпиливание лобзиком / Автор-сост. В. И. Р ы ж е н к о. – М., 1998. – 128 с.

Г л и к и н М. С. Декоративные работы по дереву на станках. – М., 1999. – 280 с.

Ж у к С. И., С е м е н е н к о О. А. Древо жизни Кронида Гоголева. – Петрозаводск, 1995. – 33 с.

К а п л а н Н. И., М и т л я н с к а я Т. Б. Народные художественные промыслы. – Мн., 1990. – 186 с.

Л у к а н с к и й Э. П. Первый шаг в творчество. – Мн., 1985. – 143 с.

Работы по дереву / Сост. В. И. Р ы ж е н к о. – М., 2001. – 512 с.

С а ф р о н е н к о В. М. Вторая жизнь дерева. – Мн., 1990. – 207 с.

С о к о л о в Ю. В. Альбом по выпиливанию. – М., 1991. – 61 с.

У т к и н Н. М., К о р о л е в а Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992. – 160 с.

Художественная резьба и мозаика по дереву / Авт.-сост. И. П. Д ы м к о в с к и й. – Мн., 1999. – 223 с.


Все мы, по ряду разных причин, бываем в городских парках культуры и отдыха, в лесных массивах, ходим по ягоды и грибы, любим отдыхать на берегу речки… В таких местах нередко можно встретить валяющуюся под ногами корягу, которую мы часто просто отбрасываем, чтобы она не мешала другим. Мало кто задумывается внимательно посмотреть на нее. А ведь можно увидеть что-то невероятное, необычное, похожее на птицу, животное, разглядеть интересный образ. Всем известный мордовский скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя, приложив руку к подобным вещам, создал бесценные скульптурные произведения, ныне известные всему миру.




Скульптуру, большая часть которой создана самой природой, принято называть лесной.
Лесная скульптура или, как ее еще называют, корнепластика выражена в переплетении корней, сучьев, веток, в различных наростах.















Читайте также: