Кв 1 самоделка

Обновлено: 05.07.2024

Собственно бумажный проект тяжелого однобашенного танка с мощным бронированием появился в январе 1938 года. НКО оценил проект, заявив о его полезности, и разрешил постройку прототипа танка. Прототип строился на Ленинградском Кировском заводе.

Новый тяжелый танк сильно отличался от предшественников:
1) Танк имел торсионную подвеску;
2) Танк был защищен противоснарядной гомогенной броней толщиной 60 мм (согласно последним требованиям Наркомата обороны СССР);
3) В танке стоял дизельный двигатель;
4) Корпус собирался преимущественно на сварке, болтами крепился лишь верхний кормовой бронелист корпуса танка.

Танк был принят на вооружение под индексом КВ-1. Первую модернизацию танк прошел в сентябре 1938 года – сварная башня была заменена на литую, со сглаженными углами и полукруглой в плане кормовой нишей. Кроме того, на новой башне был не один, а два люка – у командира и наводчика, а на модификации 1941 появилась командирская башенка (подглядели опыт у Германии). Для размещения двух люков отказались от бортовых башенных перископов (смотровые щели остались).

Характеристики танка:
Вооружение – одна 76-мм пушка Л-11, три пулемета ДТ.
Бронирование – 60 мм вкруговую, маска орудия – 65-мм; броня гомогенная.
Двигатель – дизельный, V-образный 12-цилиндровый.
Максимальная скорость – 38 км/ч.
Запас хода – до 200 км.
Экипаж – 5 человек.

Чертеж танка КВ-1 образца 1938 года.

Чертеж танка КВ-1 образца 1938 года

В серийное производство танк пошел с середины 1938 года. До ноября 1939 было выпущено 300 машин. Выпуск танка производили ЛКЗ и СТЗ, планировался их выпуск и Челябинским Тракторным заводом.

В Зимней войне 1939-1940 годов танк зарекомендовал себя как неуязвимая машина – в финской армии просто не было противотанковых орудий, способных пробить броню КВ-1. Но по окончании войны решено было усилить броню КВ, увеличив толщину ее до 75 мм вкруговую. Танк получил индекс КВ-1А. С апреля 1940 по июнь 1941 было выпущено еще 362 танка типа КВ-1А.

Но в ходе боевых действий в Финляндии были выявлены и следующие недостатки тяжелого танка:
1) Ненадежность трансмиссии;
2) Малый обзор с места командира танка;
3) Отсутствие средств самообороны от воздушных атак.

С улучшением обзора справились, установив командирскую башенку. Производство узлов и агрегатов трансмиссии было качественно улучшено, в результате выход этого элемента танка сократился до 17%. Для самообороны на турели люка командира установлен был зенитный пулемет ДТ/ДА. Танк этой модификации получил наименование КВ-1Б и производился с середины июня 1941 года.

Сборка танка КВ-1

В этой статье мы пошагово разберём сборку одной из первых наших моделей – советского тяжёлого танка КВ-1 из фанеры.

Поскольку данная статья начинает цикл по сборке, в ней мы разберём не только последовательность склеивания танка, но и рассмотрим общие технологии сборки деревянных моделей.

Приготовьте место и необходимые инструменты: наждачную бумагу (уже есть в наших наборах), резак по дереву (можно использовать канцелярский нож), клей для дерева (можно использовать канцелярский ПВА, но он более жидок и дольше сохнет). Для работы желательно использовать плотную подложку или модельный коврик, чтобы не повредить ножом стол. Разложите пластины как показано в инструкции. Детали с номерами соответствуют деталям на пластине. Внимательно изучите схему сборки, извлекайте детали по порядку номеров.


Для удержания деталей на пластине в материале оставлены небольшие перемычки. Если волокна фанеры располагаются вдоль перемычки, некоторые детали могут извлекаться с трудом. Мелкие детали могут даже повредиться при выламывании. По этому лучше воспользоваться ножом, остриём надрезав перемычку. Если не прилагать особых усилий, надрезать можно лишь слегка, с обеих сторон, после чего деталь легко выломится.


Если деталь соединяется перемычкой вдоль волокон, она легко выламывается, достаточно её немного покачать .

Оставшиеся заусенцы зачистите наждачкой или ножом, так как они могут помешать последующей сборке.


В деталях 2 корпуса и 30 башни необходимо подготовить места под пулеметы, отклонив их под небольшим углом. Они соединены с основной деталью перемычками, разрезать которые не обязательно, при необходимости достаточно немного надрезать их с изнаночной стороны. Промажьте с обратной стороны детали клеем.


Соберите корпус танка: сначала детали 1 и 2 вставьте в боковины, затем приклейте нижнюю и верхнюю детали. Для более плотной фиксации и надёжного высыхания детали можно сжать под небольшим грузом, специальными зажимами или простыми канцелярскими резинками.


Заднюю часть корпуса предварительно соберите без клея, последовательно, в порядке расположения деталей на листе. Если детали входят слишком плотно, обработайте одну или несколько наждачной бумагой. В данном случае толщина деталей оказалась слишком велика, поэтому они были вклеены на одну меньше, а в небольшой зазор был вклеен кусочек картона, торец которого в последствии был закрашен коричневым маркером.


Первый вариант склейки гусениц – прямо на корпусе танка. Вклейте в корпус штифты под номером 9, расположив зауженный конец снаружи, вертикально.



Завершите сборку ходовой деталью 15Л, 15П. Так же по желанию, можно приклеит колёсики на днище танка. Приклейте ушки, склейте колесо из двух деталей 17, закрепите их в ушках деталями 18, которые можно немного скруглить. Колёсики важно не испачкать клеем, чтобы они могли свободно вращаться.


Второй вариант сборки ходовой – по отдельности. Начните сборку в обратном порядке, с деталей 15, в деталь 14 вклейте узкой стороной штифты 9, на которые наденьте остальные детали: 13,12,11,10. В этом случае срезать перемычку в детали 10 будет сложнее.


Башню соберите, начиная с донышка 19, приклеив на него штифт 18А и круглую деталь 20. Наденьте на неё кольцо 21 без клея. Чтобы оно легче вращалось, необходимо уменьшить его толщину, обработав наждачкой, либо приклеив на деталь 20 круглую бумажку, соответствующего размера. Тогда после приклеивания детали 22 (более крупного круга), для вращения кольца останется достаточный зазор.


Переверните заготовку башни. На округлую часть приклейте дугообразную деталь 23. С внешней стороны у них получится небольшой зазор, около миллиметра шириной. После приклейте вторую часть донышка (24). Установите соответствующие боковые детали башни.


Немного наклонив боковые детали во внутрь, приклейте крышу, заднюю и переднюю детали. Проконтролируйте симметричность башни и оставьте её до полного высыхания.


Соберите детали пушки по отдельности или сразу на ось 37. Переднюю часть (детали 40) склейте, дайте просохнуть. Верхнюю часть, в районе отверстия, срежьте под углом ножом или сошлифуйте наждачкой, вклейте в отверстие ствол. С обеих сторон оси прикройте деталями 39.

Наденьте на ось с обеих сторон детали 38, аккуратно смажьте клеем места стыковки деталей с передней стенкой башни. Пушка должна поворачиваться на оси.

Вращающимся кольцом башню аккуратно приклейте к корпусу, проверьте её вращение, оставьте до высыхания.


Приклейте на корпус мелкие детали.

Пулеметы можно нарезать из зубочистки, вклеив их в отогнутые на первом этапе детали. На башне и корпусе детали приклейте как на схеме. Детали 48 можно придать сферическую форму, люкам 55 и колпакам 47 сточить по окружности верхнюю кромку, детали 46 скруглить вдоль.


Над гусеницами вклейте кронштейны, приклейте узкие детальки 43, одну слева, и две справа. На них приклеиваются детали ящиков, так, чтобы они располагались под углом.


Приклеить мелкие детали, а так же добавить модели свои доработки поможет данная схема танка КВ-1. На данном танке хорошо видны дополнительные листы бронирования башни.

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (Главный конструктор Ж.Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (Сергей Миронович Киров). (Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова —завод № 185).

Ведущим конструктором танка СМК был А.С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес позволил усилить утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших под руководством Н.Ф. Шашмурина практику на Кировском заводе, был разработан проект однобашенного тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н.Л. Духов.

В августе 1939 года СМК и КВ были изготовлены в металле. В конце сентября оба танка участвовали в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТполигоне в Кубинке. 19 декабря 1939 года тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.

Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки был разработан и построен танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года к выпуску КВ должен был подключиться и Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря 1940 года была произведена опытная сборка первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два КВ с броней 90 мм, один с пушкой Ф-32, другой — с 85-мм пушной. К 1 декабря должны были быть готовы еще 2 КВ с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-3 (объекты 220, 221, 222).

Тяжелый танк КВ-1, неизвестная танковая часть, лето 1941 года. Тяжелый танк КВ-1с в зимнем камуфляже, г. Млав (Польша), январь 1945 года.

План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 танков КВ. Из них на Кировском заводе —1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла коррективы в этот план, в частности, к производству КВ-3 так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня 1941 года там было собрано всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243, а в первом полугодии 1941 года — 393 танка КВ.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. (Не совсем понятно, зачем это делалось — в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным?).

На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года — 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплент состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов ак пулеметам.Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим — ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К.

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ

Тяжелый танк КВ-1: 1 — направляющее колесо, 2 — опорный каток, 3 — поддерживающий каток, 4 — очиститель, 5 — ведущее колесо, 6 — броневые колпаки приборов наблюдения, 7 — бронеколпак перископического прицела, 8 — пробка заливной горловины переднего топливного бака, 9 — посадочный люк стрелка-радиста, 10 — броневой колпак вентилятора, 11 — башенный люк, 12 — выхлопная труба, 13 — прибор наблюдения механика-водителя, 14 — крышка смотрового люка механика-водителя.

Тяжелый танк КВ-1: 1 — направляющее колесо, 2 — опорный каток, 3 — поддерживающий каток, 4 — очиститель, 5 — ведущее колесо, 6 — броневые колпаки приборов наблюдения, 7 — бронеколпак перископического прицела, 8 — пробка заливной горловины переднего топливного бака, 9 — посадочный люк стрелка-радиста, 10 — броневой колпак вентилятора, 11 — башенный люк, 12 — выхлопная труба, 13 — прибор наблюдения механика-водителя, 14 — крышка смотрового люка механика-водителя.

На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 нВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катни без резиновых бандажей — сказывался дефицит резины.) Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87—90 траков с шагом 160 мм.

Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе — 250 км.

На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-З (позже —10Р) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

Боевая масса танка составляла 47,5 т, экипаж состоял из 5 человек.

Основное отличие танка КВ-2 заключалось в установке новой башни больших размеров. Общая высота машины достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, были установлены 152-мм танковая гаубица М-10 обр. 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В корме башни имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический — ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро- и радиооборудование — остались такими же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 был выпущен в ограниченном количестве, после начала Великой Отечественной войны его производство прекратили.

Следует отметить, что в 1940—1941 годах велись проектные проработки танков со 107-мм пушной: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной артустановки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.

Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, и другие.

Из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.

Его появлению предшествовала попытка установить 85-мм пушку в штатную башню КВ-1 с. Однако для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т конструкции Ф.Ф. Петрова составлял 70 выстрелов. Экипаж танка сократился до 4 человек за счет удаления стрелка-радиста. Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса — огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались полностью унифицированными с тайном КВ-1 с.

В 1942 году на базе КВ-1 были построены опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками — одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке был построен и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1 с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект 45-мм орудия состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушной, устанавливался огнемет АТО-41 (или АТО-42). На танке КВ-8 на базе КВ-1 с спаренный пулемет был изъят.

Что касается САУ, то статья о КВ была бы неполной без упоминания о первой советской серийной тяжелой самоходной установке СУ-152 (КВ-14), вооруженной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Она была создана в 1943 году на базе танка КВ-1 с. Однако история ее разработки и конструкция заслуживают отдельного рассказа.

Следует подчеркнуть, что сам по себе танк КВ — машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен — у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у тридцатьчетверки. Танкисты не очень любили эту машину: КВ мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия тайна оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением.

Как уже упоминалось, часть недостатков трансмиссии была устранена на КВ-1 с. Однако на этой модификации в погоне за маневренностью уменьшили толщину брони, и по своим боевым свойствам тяжелый КВ еще больше приблизился к средним тайнам.

Таким образом, единственным оправданием выпуска КВ в 1941—1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.

С 1940 по 1943 год было выпущено 4775 танков КВ всех модификаций. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, сначала в составе танковых бригад смешанного состава, потом в составе отдельных гвардейских танковых полков прорыва. До 1945 года дожило совсем мало КВ, использовавшихся в качестве боевых танков. В основном, после демонтажа башни, они служили как эвакуационные тягачи.

Танков КВ разных вариантов сохранилось немного. В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве находятся КВ-1 и КВ-2; танки КВ-1 установлены на постаменты в г. Ропша Ленинградской области и п. Парфино Новгородской области. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке можно увидеть КВ-1 с с опытной 85-мм пушной С-18; еще один опытный вариант, на этот раз тайна КВ-85, установлен в Санкт-Петербурге в Автово. В финском танковом музее Парола сохраняются два КВ-1 — один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой — с пушкой ЗИС-5 и литой башней. КВ-1 с литой башней находится и на Абердинском полигоне в США.


Системный пейджер





Мое увлечение - это авиация в масштабе 1/72, за исключением двух "кругозоровских" танков, собранных мною еще в 1976 году, никогда к теме БТТ близко не подходил, а тут предложили изготовить модели танков для музея Курской битвы в масштабе 1/10. Вот решил попробовать собрать танк. Хочу оговориться сразу: модель строилась по требованиям заказчика, (т.е. это ближе к макету, нежели к модели копии) старение не применялось, некоторые детали не изготовлялись или выполнялись в утрированном виде. Но самое сложное при постройке модели - это уложиться в сроки заказа. Заказ был большого объема ( порядка 20 наименований) и выполнял его коллектив из 4 макетчиков. Из всего заказа я построил две модели КВ-1С и СУ-152 ,за исключением покраски модели - красили мои коллеги. Как получился мой первый танк - судить Вам.

Модель выполнена из полистирола (толщиной от 0.5 мм до 6 мм) для усиления крепления ходовой части в корпус вклеивались деревянные бруски. На фото видно соотношение модели КВ-1С в масштабе 1/35 и 1/10. На торцах бронеплит с имитированы следы резака и сварные швы.

Башня клеилась на полистирольном каркасе из пенопласта, потом шпаклевалась автошпаклевкой с стекловолоконным наполнителем. Имитацию литья выполнял разведенной растворителем шпааклевкой при помощи байковой тряпочки.

Сборка корпуса

Все детали ходовой части и мелочевка отливались из полиэфирной смолы. Предварительно для каждой детали изготавливался "мастер".

Читайте также: