Культура китая 18 века поделка

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в своем развитии.

Вся многолетняя история последней в Китае императорской династии Цин является временем насильственного сохранения старых феодальных порядков, приведших страну в состояние полнейшего разорения и упадка. Цинам не удалось создать, подобно предшествующим Юаньской и Минской династиям, даже видимого могущества.

Уже сам приход маньчжур к власти сопровождался почти сорокалетним периодом национальной борьбы. Особенное обострение кризиса феодального общества произошло в начале 19 в. Крестьяне нищали и лишались земли1, которая переходила в руки ростовщиков. Города были полны тысяч нищих и бездомных бродяг.

Вместе с тем рост городов продолжается и в этот период. Развивались ремесла, фарфоровые, шелковые и другие мануфактуры с уже заметным разделением труда. Однако развитие капиталистических отношений сильно тормозилось всей феодальной системой, государственной монополией на добычу полезных ископаемых, фактическим прикреплением крестьян к земле. Во время борьбы за власть и в первый период своего господства маньчжуры еще поддерживали торговые отношения со странами Европы, которые использовали эту торговлю в своих колониальных интересах. Однако уже с 1757 г. Цины запрещают европейцам торговлю во всех портах, кроме Кантона. В конце 18 в. капиталистические державы начали активное наступление на Китай, стремясь превратить его в свою колонию. В 1839-1842 гг. Англия, спровоцировав обострение отношений с Китаем, начала так называемую первую опиумную войну. Опиумная война и вторжение в Китай капиталистических держав подточили и без того слабые экономические силы государства. В результате вторжения в Китай иностранного капитала отдельных; антифеодальные и антиманьчжурские восстания слились в середине 19 в. в общее и могучее революционное, движение. Тайнинское восстание продолжалось с 1851 по 1864 г., когда оно было подавлено объединенными силами маньчжуро-китайских феодалов и европейских капиталистов. Эта грандиозная борьба за национальную независимость потрясла самые основы феодального общества Китая. С конца 70-х гг. 19 в. Китай вступает в новую полосу исторического развития. В стране появляются зачатки промышленного капитализма и в то же время усиливается давление извне капиталистического мира. Однако, несмотря на все эти изменения, феодализм продолжал существовать в Китае еще длительное время и был ликвидирован окончательно лишь в 20 в. бурным натиском революционного движения, завершившегося социалистической революцией.

В культуре и искусстве Китая второй половины 17 — первой половины 18 в. наблюдаются еще более резкие, чем в предшествующий минский период, противоречия. Борьба нового со старым осложняется искусственной консервацией форм, канонов и традиций. Выдвижение на первый план новых видов и жанров искусства, которое можно наблюдать в 15-16 вв., начиная с конца 17 в. происходит с особой интенсивностью. Длительная полоса народных восстаний, продолжающееся развитие торговых и промышленных городов активизировали общественную и политическую роль широких слоев населения. В 17 и особенно в 18 в. в искусстве уже более непосредственно, чем прежде, сказываются демократические тенденции и стремления, особенно проявляющиеся и достигшие большого развития в художественных промыслах — резьбе по дереву, камню, кости, вышивках, отчасти в изделиях из фарфора, а также в гравюре и народном лубке. Здесь в этих видах искусства, их формах и идейном содержании основную роль, играют уже вкусы и интересы средних слоев городского населения, требующих показа быта и жизни человека.

Несмотря на общее тяжелое положение страны, в период маньчжурского владычества продолжается интенсивное строительство дворцов, парков, храмов и гробниц. Внешний блеск столицы, особая пышность и парадность жизни правящего двора, стремление к сохранению и реставрации былого величия императорских династий контрастируют с общим обнищанием и промышленной отсталостью государства. Архитектура этого времени во многих городах целиком сохраняет свой средневековый облик не только в отдельных и крупных дворцовых сооружениях, но и в типе жилищ простых людей, в планировке улиц, в бесконечной сети узких переплетающихся переулков, расположенных и кварталах между основными магистралями.

Дворцовая архитектура Китая конца 17 — начала 19 в., по существу, продолжает развивать столь блестяще решенную в минское время проблему крупных садово-парковых ансамблей. Однако зодчие цинского периода заметно отступили от той величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые характеризуют архитектуру 15-16 вв. Стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от общего монументального характера сооружений предшествующего времени и постепенно привели к утрате органической цельности архитектурного образа.

В конце 17 — начале 18 в. ведутся интенсивные восстановительные работы в императорском дворце в Пекине, большая часть сооружений которого сгорела и была в это время отстроена заново. Многочисленным перестройкам подвергаются и дворцовые парки. На вершинах холмов Цзиньшань воздвигаются легкие беседки. Бэйхай в 18 в. обрастает новыми сооружениями. В 1651 г. на вершине искусственного холма выстраивается огромная ламайского типа бутылеобразная кирпичная оштукатуренная сверху пагода на высоком квадратном цоколе, заменившая собой бывший императорский дворец. Уже сама огромность форм белой пагоды составляла некоторый диссонанс с изящным и легким стилем деревянных строений дворцового типа и свидетельствовала о начавшемся отступлении от органической цельности ансамбля, характерной для предшествующего зодчества. Силуэты других зданий, украшающих парк Бэйхай, становятся легче, воздушней; колонны, подпирающие кровлю, теряют свою массивность. Так, на берегу озера было выстроено пять павильонов, оформивших собой береговую линию. Эти получившие название Павильонов пяти драконов здания представляют собой легкие сооружения, поставленные у самой воды на причудливо изрезанном берегу. Двойные изогнутые и украшенные по краям орнаментальной скульптурой разнообразные крыши опираются па двойной ряд круглых стройных колонн или прямоугольных в плане столбов и создают своими очертаниями и отражениями в воде порхающий, легкий ритм; весь ансамбль уже несет не монументальные, а декоративные функции.

Для орнаментации зданий и отдельных сооружений применяются не только камень и дерево, но и покрытые глазурью обожженные глиняные плиты. Одним из таких сооружений парка Бэйхай является знаменитая Стена девяти драконов, построенная в 18 в. и покрытая глазурованными плитами. Большая по размеру (5 м в высоту и 27 м в длину), она представляет декоративное, украшенное скульптурой архитектурное сооружение.

Обилие и бесконечное многообразие не только самих построек, но и их декоративного оформления, пышность и подчас чрезмерная роскошь садов поражают взгляд зрителя. Цинским зодчим присуще стремление использовать в архитектуре самые разнообразные техники и сопоставление различных больших, малых и мелких форм, соединение которых создает впечатление дробности. Во многих постройках Ихэюаня роль прикладного и орнаментального искусства оказывается гораздо значительнее, чем роль самой архитектуры. Примером декоративных исканий этого времени могут служить выстроенные в парке бронзовые, медные и керамические постройки. Деревянные сооружения цинского времени отличались также усложнением форм и яркостью окраски. Крыши обрастают большими надстройками, приобретая то восьмигранное, то волнообразное по краям очертание.

Одной из достопримечательностей ансамбля Пхэюань является тянущаяся и закругляющаяся вдоль берега озера почти полукилометровая ажурная галерея Чанлан (Длинная галерея). Галерея пересекала четыре павильона и насчитывала 273 секции, образованные поперечными балками кровли, соединяющими колонны. На этих балках, а также на потолках и карнизах были изображены многочисленные цветочные и пейзажные мотивы. Просвечивающие ажурные решетки, проложенные вдоль пола и потолка, изящные изгибы постройки — все было рассчитано, так же как и в Павильонах пяти драконов парка Бэйхаи, на восприятие четкого, стройного силуэта легкого ритма, создающегося уходящими вдаль колоннами и линиями крыши. Здесь еще не утрачены художественное мастерство и тонкое чувство пропорций, которые характеризуют в целом китайское средневековое зодчество.

Такой же легкостью форм отличаются и беломраморные мосты, соединяющие берега Ихэюаня с островами. Образующий плавный изгиб мост Чанцяо (Длинный мост), состоящий из семнадцати пролетов в виде полукруглых арок, повышающихся к центру, обрамлен резными белыми перилами со столбиками, выточенными в виде фигур львиц, играющих с львятами. Однако нарастающие к 19 в. вычурность и прихотливость узоров приводят к излишней нагроможденности, утомляющей взгляд и характеризующей многие сооружения Ихэюаня времени позднего феодализма.

Храмы 18 в. образуют, как и в минское время, большие и значительные ансамбли. Вместе с тем, в отличие от минских храмовых комплексов с их поразительными просторами площадей, с удивительным спокойствием и мягкостью линии, культовые сооружения цинского периода отличаются большей праздничностью и пышной нарядностью как в формах, так и в раскраске, большей стесненностью пространства, отчего каждое из зданий ансамбля воспринимается только вблизи, сразу во всех своих деталях.

Одним из самых крупных пекинских культовых сооружений этого времени является Юнхэгун, перестроенный в 1740-х гг. в монастырь из бывшего императорского дворцового помещения. Характерен входящий в ансамбль храм Ваньфогэ, состоящий из высокой двадцатишестиметровой центральной части и двух несколько меньших боковых помещений, соединенных с основной частью подвесными переходами. Такой прием был характерен для сооружений танского и сунского времени и, по всей видимости, является воспроизведением более древних образцов.

Однако по богатству и пышности отделки, красочному декору и обилию деталей храм имеет уже совсем иной облик, нежели танские постройки. Снаружи центральное здание производит впечатление трехэтажного. Внутри же центральная часть храма представляет единое высокое помещение, вмещающее колоссальную деревянную статую божества милосердия — Гуаньинь.

Одним из важнейших эстетических качеств цинской архитектуры является цветовое оформление комплекса построек. Богатейший узор, покрывающий наружные части здания, неотъемлемо связан со всеми его конструктивными особенностями, со всем его нарядным и праздничным обликом. Так, например, в зданиях Юнхэгуна пространство под черепичной крышей до горизонтальных балок, лежащих на колоннах, заполнено резными деревянными конструктивными деталями, расписанными сверху тонким и ярким геометрическим узором. Дробным формам доу-гунов храма соответствуют мелкие тонко и искусно выписанные узоры, объединяющие все подкровельное пространство и превращающие его в подобие богатого ковра.

В целом храм Юнхэгун, несмотря на свое культовое назначение, воспринимается снаружи как богатый дворцовый ансамбль, в котором основные принципы и традиции китайской архитектуры прошлого, переработанные на новый лад, еще не утратили своего совершенства.

Не только деревянные, но и каменные культовые сооружения цинского времени переживают общие для всего зодчества изменения в стиле. Так, белокаменная пагода храмового ансамбля Биюньсы (Храм лазурных облаков), расположенного в 10 км на запад от Пекина, состоит фактически из семи различных пагод, поставленных на высоком цоколе, внутри которого проложены лестницы, ведущие наверх. Все семь пагод, воспроизводящие ступенчатые формы китайских башен или бутылеобразные ступы, поставлены на высоком постаменте, богато орнаментированы и покрыты резными узорами. От крепостного характера танских и возвышенной устремленности кверху сунских пагод здесь не остается и следа. Пагода, как единое и целое башнеобразное здание, распадается на ряд небольших декоративных сооружений, в которых орнаментально-скульптурные формы играют доминирующую роль.

Зодчество цинского времени, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в 19 в. к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, 18 в. явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.

В 17-19 вв. живопись сравнительно с предшествующими периодами теряет ведущее положение, продолжая идти по пути консервации старых форм и образов.

В цинский период развивается и жанровая живопись, подчас продолжавшая традиции лирической темы Чоу Ина. Однако в больших композициях регламентация сюжета заставляет передавать широкие картины уличной жизни и городской толпы только по определенным правилам и стандартам, ограничивая этим художников. Преобладающей в изображении быта является зрительно фиксирующая, а не эмоциональная сторона.

Большую и самостоятельную роль в 18 — начале 19 в. приобретает и народный лубок, занявший в это время промежуточное положение между живописью и прикладным искусством. Если в 17 в. лубок еще по стилю следует традиционной живописи, то в середине 18 в. он отходит от нее, приобретая свое индивидуальное содержание, свой образный и художественный строй. Лубок этого времени отличается от живописи тем, что в нем отсутствуют черты застойности, уже характерные для официального искусства. Сюжеты лубка 18 в.— это изображение детей, красавиц, сцены из истории и современной действительности, иллюстрации к популярным литературным произведениям, народным легендам и т. д. Изящество, свежесть, яркость и нарядность характерны для лубка 18 в. Декоративные качества имеют в нем весьма важное значение.

Однако более широкое отображение жизни в лубке и значительное изменение его роли наблюдаются лить во второй половине 19 в.. после Тайнинского восстания.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft Office PowerPoint.ppt

"Белое золото". Тайна китайского фарфора. Беляева Жанна Валерьевна Учитель из.

Описание презентации по отдельным слайдам:

"Белое золото". Тайна китайского фарфора. Беляева Жанна Валерьевна Учитель из.

Фарфор привлекал европейцев и вызывал у них непреодолимое желание разгадать ".

Фарфор привлекал европейцев и вызывал у них непреодолимое желание разгадать "китайский секрет" и наладить фарфоровое дело в Европе. Несмотря на различные ухищрения и "шпионские страсти" европейцам так и не удалось до конца разгадать тайну китайского фарфора.

Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом.

Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом - "china". Даже по этому простому примеру становится ясно, что история фарфора и история Китая неразрывны.

В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Н.

В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но он был очень дорог.

Нефрит так и остался в Китае священным материалом, а фарфор стали называть "п.

Нефрит так и остался в Китае священным материалом, а фарфор стали называть "подражанием нефриту".

Для изготовления китайского фарфора применялись: Каолин - глина белого цвета.

Для изготовления китайского фарфора применялись: Каолин - глина белого цвета. Полевой шпат Кварц

Китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 бл.

Китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек.

Из фарфора изготавливали даже скамьи и беседки.

Из фарфора изготавливали даже скамьи и беседки.

В 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду.

В 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду.

Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, п.

Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, по которым постукивали тонкой палочкой. Возможно, именно отсюда и пошел обычай проверять фарфоровую посуду лёгким постукиванием.

Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке. В различное.

Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке. В различное время использовали разные цвета. В ранний период фарфор расписывали в основном зеленой краской. Эти изделия называются "зеленое семейство".

А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привило.

А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство".

Но на этом фарфор, скреплённый родственными узами по принципу цвета, не закон.

Но на этом фарфор, скреплённый родственными узами по принципу цвета, не закончился. Есть ещё и "чёрное семейство"

Изготовлением фарфора занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие.

Изготовлением фарфора занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие, которые промывали глину, другие рабочие поддерживали температуру в печи. Одна только печь могла вместить за один обжиг 25 000 изделий из фарфора. Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.

Изделия из фарфора обозначаются именем правящей династии, во времена правлени.

Изделия из фарфора обозначаются именем правящей династии, во времена правления которой они были изготовлены.


При Династии Сун, китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенст.

При Династии Сун, китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенства.


Изделия эпохи Династии Мин характерны тонкими стенками сквозь которые просвеч.

Изделия эпохи Династии Мин характерны тонкими стенками сквозь которые просвечивает солнце.

У берегов индонезийского острова Ява на борту затонувшего судна XVI века обна.

У берегов индонезийского острова Ява на борту затонувшего судна XVI века обнаружен крупнейший в истории груз фарфора китайской династии Мин общей стоимостью около 70 миллионов долларов.

Стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу.

Стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу.

В Европе начала XIII века, китайский фарфор вставлялся ювелирами в оправу и н.

В Европе начала XIII века, китайский фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки.

Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.

Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина (белой глин.

Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина (белой глины) открыл немецкий алхимик Бетгер в 1709 году. Был создан белый европейский фарфор.


Из какого минерала изготавливали посуду в древнем Китае до изобретения фарфор.

Выбранный для просмотра документ история китайского фарфора.doc

Беляева Жанна Валерьевна -

Учитель изобразительного искусства

и мировой художественной культуры.

МОУ СОШ №12 с углубленным изучение отдельных предметов

Разработка урока для 6 класса

Тема урока: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИТАЯ. ДРАГОЦЕННЫЙ ФАРФОР.

Цели: познакомить с историей изобретения и искусством фарфора средневекового Китая; сформировать представления о шедеврах Китайского фарфора; развить интерес к искусству и культуре средневекового Китая.

Тип урока: урок -лекция.

Оформление: презентация.

Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

"Белое золото". Тайна китайского фарфора.

История китайского фарфора похожа на сюжет приключенческой книги. Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было там строго засекречено.

За разглашение этой тайны казнили. Однако фарфор привлекал европейцев и вызывал у них непреодолимое желание разгадать "китайский секрет" и наладить фарфоровое дело в Европе. Несмотря на различные ухищрения и "шпионские страсти" европейцам так и не удалось до конца разгадать тайну китайского фарфора.

Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом - "china". Даже по этому простому примеру становится ясно, что история фарфора и история Китая неразрывны.

В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но он был очень дорог. Долгие годы китайские мастера искали замену нефриту. Результат этих поисков превзошёл все ожидания. Полученный материал оказался доступнее и легче в обработке.

Он превзошёл нефрит практически по всем параметрам! Это был фарфор. Нефрит так и остался в Китае священным материалом, а фарфор стали называть "подражанием нефриту". Но, несмотря на это "второстепенное" название, фарфор практически сразу покорил китайских правителей.

Секрет китайского фарфора - это секрет сырья, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из порошка "фарфорового камня" и каолина (он придаёт белизну изделию). Получившуюся массу хранили не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность. А для особого матового блеска глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности.

Китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек, а также скамьи, беседки. А в 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду.

Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, по которым постукивали тонкой палочкой. Возможно, именно отсюда и пошел обычай проверять фарфоровую посуду лёгким постукиванием.

Центром фарфорового производства, начиная с XV века, становится город Цзиндэчжэнь. В качестве красок, которые могли переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит.

Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке - около 1700 года - и преобладала в первую очередь в зеленой цветовой гамме. Эти изделия называются "зеленое семейство". А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название "розовое семейство". Отдельные этапы в истории китайского фарфора, также как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.

При Династии Сун (960-1279), китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенства. Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие, которые промывали глину, другие рабочие поддерживали температуру в печи.

Одна только печь этого периода, найденная археологами, могла вместить за один обжиг 25 000 изделий из фарфора. Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.

Формы изделий времени Сун отличаются простотой, спокойствием. Декоративные приемы времени Сун наложили свой отпечаток и на более поздний период, период Династии Мин (1369-1644). И всё-таки фарфор этой эпохи был по-своему уникален. Изделия эпохи Династии Мин также характерны тонкими стенками и лёгкими пропорциями. Через тончайшие, почти прозрачные стенки, просвечивает солнце, лёгкий рельефный рисунок только прибавляет изящества.

Фарфор этого периода — уникальное произведение искусства. К сожалению, из белых тонкостенных изделий до нас дошли лишь немногие. Например, в коллекции Британского музея хранится всего одна чашечка из такого китайского фарфора.

За 500 с лишним лет при Династиях Мин и Цин (1369-1911) было создано множество выдающихся изделий. Китайский фарфор славится своей тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу.

В Европе начала XIII века, китайский фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.

Долгое время европейцы пытались воссоздать китайский фарфор. Они думали, что, если они найдут залежи такой белой глины, то смогут производить фарфор. Первый образец каолина был привезён в Европу в 1520 году. Но только каолина не достаточно для создания фарфора, наверное, для этого нужна китайская душа. Европейцами проводились многочисленные эксперименты с различными глинами, и обжиг имел самый непредсказуемый результат. Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина открыл немецкий химик Бетгер в 1709 году. Был создан белый европейский фарфор. А тайна китайского фарфора так и осталась нераскрытой.

Закрепление материала .

Из какого минерала изготавливали посуду в древнем Китае до изобретения фарфора.

Из какого материала изготавливали фарфор.

Что изготавливали из фарфора в древнем Китае.

Как обозначаются изделия из фарфора изготовленные в различное время.

При какой династии производство фарфора достигло совершенства.

При какой династии фарфор стал невероятно тонким.

I V. Домашнее задание.

Китай — страна на востоке Азии. Китай имеет свою культуру, которая развивается с давних времен. Развитие культуры Древнего Китая (хронологические рамки II в. до н. э. — I—III вв. н. э.) проходило по своему собственному пути, независимо от других цивилизаций. Она имеет большую ценность для всего мира. Благодаря произведениям искусства, которые сохранились до наших дней, можно исследовать зарождение философии и религии.

  • Развитие культуры
  • Философские течения
  • Письменность и литература
  • Наука в Древнем Китае
  • Изобразительное искусство
  • Обычаи и традиции

Культура Древнего Китая

Развитие культуры

Китай — это государство, которое существует многие тысячелетия. За это время китайский народ построил богатую культуру и внес большой вклад в развитие человечества. Именно в Китае изобрели фарфор, бумагу, шелк, компас, порох, сейсмограф и многое другое.

Развитие культуры Древнего Китая

Началом становления культуры Древнего Китая считается III век до нашей эры. Она отличается крепостью своих идеалов, ведь, несмотря ни на что, все культурные ценности сохранились до сих пор. Из-за того, что Китай раньше был в изоляции, культура его получила особенные черты.

Особенности:

  1. Практичность (ценность — предметы реальной жизни).
  2. Традиционность (приверженность обычаям, традициям).
  3. Главное — природа (божеством считались природные явления — небо, горы, воды).

Философские течения

Так как Китай — одна из тех стран, где обожествлялись и поклонялись силам природы, то и философия имеет свои черты.

Философия Китая получила свое начало в V веке до н. э. Тогда в Китае началось расслаивание на социальные классы — богатых, бедных и чиновников. Философия Китая объединяет в себя три объекта Вселенной — Земля, Небо и Человек. Считалось, создание Вселенной проходило через деление хаоса на Землю и Небо.

Конфуцианство и даосизм

Конфуцианство — это философская школа, которая была создана мыслителем Конфуцием в VI—V вв. до н. э. В конфуцианские годы в Китае боролись чиновники и император, поэтому основной идеей было отношение между людьми разных социальных слоев. Это направление в философии выражало идею, что человек должен стремиться к гармонии (в себе и с окружающими) и соблюдать моральные правила, для того чтобы прекратить общественные беспорядки.

Мыслитель Конфуций в VI—V вв. до н. э.

Жизнь человека — это главное в конфуцианстве. Человек должен всегда думать о душе и воспитывать ее. Конфуций также считал, что нужно выстраивать гармоничные отношения между собой. Благодаря такому воспитанию и гармоничному состоянию в стране не будет общественных конфликтов.

Даосизм — философское течение, которое основал Лао-цзы в V веке до н. э., а представителями школы были даосы. Дао — закон природы, путь, которому подчиняются все.

Для того чтобы обрести гармонию с природой китайцы использовали специальные практики: фэншуй, цигун, иглоукалывание.

Моизм и легизм

Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э

Моизм — еще одна философская школа, основанная Мо-цзы в V—III вв. веках до н. э. Главный принцип этой школы — единомыслие всех живущих на земле. Если большинство людей считает полезным какое-либо действие, то остальные (несогласные) должны подчиниться мнению большинства, чтобы принести пользу обществу в целом. Поддерживать порядок следовало при помощи наказаний и поощрений.

Легизм — течение, основоположником которого был государственный деятель Шан Ян. Главная мысль, которую выражал Шан Ян, заключалась в том, что человек переполнен злом и плохими умыслами и должен держать под контролем свою сущность. После него эту тему развивал Хань Фэй, который выдвигал принцип тоталитарной политической философии. Он считал, что идея порядка должна определять общественную структуру.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая имеет свои особенные черты. Вместо букв в Китае используют иероглифы, отдельные знаки, каждый из которых имеет свое значение. Число иероглифов достигает десятков тысяч.

Письменность Древнего Китая

В древние времена китайцы писали на деревянных дощечках палочками из бамбука. Потом появились мягкие кисти, которыми писали на ткани из шелка, а уже позже появилась бумага (интересный факт, что бумагу изобрели именно в Китае).

В литературе Китая главное место занимала поэзия, почти не изменившаяся в течение веков. Поэзия имеет свои правила — размер и ритм. Стихи рассчитаны только для чтения, так как книжный язык тяжело воспринимается на слух и отличается от разговорного языка.

Наука в Древнем Китае

Наука в Китае была очень развита. Многие открытия были сделаны именно в Китае, где жили множество ученых.

Открытия в разных областях знаний:

Наука в Древнем Китае

Изобразительное искусство

Искусство Древнего Китая стало формироваться во II тысячелетии до н. э. Несмотря на тяжелые времена в истории этой страны оно продолжало жить и развиваться. Сегодня до нас дошло много предметов искусства, которые считаются мировым наследием.

Архитектура и живопись

Архитектура Китая отличается сложностью построек. Уже в I тысячелетии до н. э. в Китае строились двух- и трехэтажные дома. На крыши клали черепицу. Также на все здания крепилась дощечка среднего размера с пожеланиями здоровья, процветания и достатка. Особенность крыш — загнутые вверх углы, считалось, что по таким крышам злые духи не могут попасть внутрь дома.

Китай — очень духовная страна, здесь строилось много храмов, монастырей, пагод. Особо известны храмы и монастыри, вырубленные в скалах. Одна из самых известных пагод — семиэтажная пагода Диких гусей высотой 60 метров. Пагода сохранилась до наших дней и является достопримечательностью страны.

Древний храм Китая

Все изображенные предметы несут свой определенный смысл (сосна — долголетие, бамбук — стойкость, аист — одиночество).

Направления в скульптуре

Скульптуры Китая изображают могущественных императоров и знатных людей. Эти скульптуры ставили перед могилами, как памятники усопшим. Позже это направление стало развиваться и получило большую популярность. Каменные статуи начали изготавливать согласно чину умершего человека.

Терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди

Наиболее известные скульптуры Древнего Китая — это терракотовая армия в гробнице императора Цинь Ши-хуаньди. Это более 8000 статуй китайских воинов и их лошадей. Статуи выполнены настолько натуралистично, что даже лица у каждого из воинов индивидуальны.

Скульптура из камня в гробнице генерала Хо Цюйбина является шедевром искусства раннего периода. Генерал был захоронен в погребальном комплексе императора У-ди, рядом с императорским курганом. В его гробнице установлено 9 статуй, которые изображали военные подвиги.

На могиле императора Тай-цзуна изображены 6 боевых коней в разных позициях.

Позже широкую известность получило другое направление в творчестве. Стены гробниц и храмов украшались скульптурным рисунком. На таких рисунках изображали императоров, военных, сановников и добродетельных женщин.

Еще одним направлением в скульптуре являются каменные пещеры. В древности такие пещеры искусственно выдалбливались в скале и украшались различными надписями и рисунками на стенах, статуями, колоннами. В Китае таких пещер около 120 и самые известные из них — Юньганские, Лунмыньские и Дунхуаньские.

Театр, танцы и музыка

Театральное искусство берет свое начало в VI веке н. э. Представления включают в себя оперные составляющие, то есть актеры поют и танцуют.

Особое место занимали костюмы актеров, они очень громоздкие и красивые. Декорации не имеют такого большого значения и обычно неброские.

Игра актеров включает в себя как вербальные способы (словами) передачи информации, так и с помощью жестов, пантомимы.

Танцы в Древнем Китае

Танцы в Древнем Китае развивались с очень давних времен (XXI век до н. э.). Уже тогда были школы танцев — Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу. Самая первая школа была открыта для выступления перед императором на праздниках.

В Древнем Китае использовались музыкальные инструменты:

  • звенящие;
  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Музыкальные инструменты делали из камня, металла, шелка, дерева, кожи, глины и даже тыквы.

Обычаи и традиции

На протяжении истории в Китае сложился особый образ жизни. Он отражался в еде, одежде, жилище, обрядах.

Кухня и еда

В Китае основной деятельностью было земледелие. Основной культурой было пшено, его перерабатывали в муку, из которой готовили похлебку. Уже позже из этой муки стали готовить лапшу, которая является традиционным блюдом в современном Китае.

Кроме пшена, выращивали финики, каштаны, просо и сою. В южных районах выращивали рис.

Земледелие в Древнем китае

Китайцы занимались и собирательством: травы, ягоды, грибы, коренья. Культивировали также овощи и фрукты — огурцы, лук, тыква, капуста, апельсины, лимоны, персики, абрикосы.

Кроме растительной пищи, употребляли и животный белок. Выращивали свиней, коров, коз, овец, кур, гусей, уток, кошек и собак. В лесах охотились на оленей и кабанов. Жители побережья ловили рыбу и черепах.

Жители в те времена употребляли алкогольные напитки (рисовое вино). Из безалкогольных напитков основным являлся чай. Изначально чай был напитком императора, а позже полюбился и беднякам.

Чай в Китае — это не просто напиток, а чайная церемония — целый ритуал. Перед тем как приступать к чаепитию, нужно освободиться от раздражения, неприятностей и болезней. Уже в Средневековые времена начали строить чайные павильоны, в которых была особенная атмосфера. Чай пьют из маленьких чашек из керамики.

Поведение и этикет

Этикет в традиции Китая имеет особое значение. Его становление имеет долгую историю и кратко рассказать о нем очень сложно. Жизнь в прошлом имела много запретов и действий, имеющих магическое значение.

Этикет в традиции Китая

В основе этикета в Китае лежит уважение к старшим, бережное отношение к традициям, уважение к национальной истории, соблюдение всех ритуалов.

Китай 17-18 века вошел в историю бесславной эпохой, это была как внешняя изоляция страны, так и борьба со всем прогрессивным внутри страны.

Маньчжурская династия Цин

Длившаяся почти беспрерывно в течение 16 лет крестьянская война закончилась вступлением 25 апреля 1644 г. повстанцев в Пекин. Последний император династии Мин повесился во дворе своего дворца.

Династия Цин

Повстанцы казнили крупнейших феодалов, гражданских и военных сановников, обложили контрибуцией богачей, отменили тяжелые налоги, ликвидировали кабальные долги, землей фактически завладели крестьяне. И тогда феодалы призвали на помощь своих недавних врагов — маньчжурских князей, признав себя их вассалами. Крестьянская армия Ли Цзи-чена была разбита, и Пекин оказался в руках у завоевателей. В этом же 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин. То была самая жестокая оккупация. За спиной каждого чиновника стоял маньчжур.

Все китайское подвергалось уничтожению. В знак рабской зависимости и покорности китайцы обязаны были по маньчжурскому обычаю брить часть головы и носить косы. На эти притеснения народ отвечал новыми восстаниями.

Завоеватели жестоко расправлялись с восставшими. Только в Янчжоу было уничтожено сто пятьдесят тысяч непокорных. Этот чудовищный гнет не могла смягчить даже постепенная ассимиляция маньчжуров-кочевников с китайцами — нацией высокой культуры.

Внешние связи Китая 17-18 века

В то время, как на Западе начинается эра буржуазных революций, в Китае, завоеванном маньчжурами, происходит консервация реакционных феодальных порядков, что резко тормозит экономическое и культурное развитие страны. Жестокий удар был нанесен внешним связям Китая 17-18 века.

Усматривая в них угрозу своему владычеству, маньчжурские правители повели враждебную политику по отношению к соседям Китая, в частности, стремились прекратить торговлю с Россией, развязать с ней войну. Вот почему одно за другим терпят неудачу русские мирные посольства Байкова (1654—1656 гг.), Перфильева (1658 г.), Спафария (1675—77 гг.).

Только Головину в 1689 г. удается заключить Нерчинский договор о границах и торговле. За ним последовали Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия была первым и, пожалуй, единственным европейским государством, установившим с Китаем договорные обоюдовыгодные отношения. Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями.

Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г. португальские суда побывали в Кантоне. С целью предотвратить иностранное проникновение, носившее явно грабительский характер, Минский двор запретил европейцам въезд в страну.

Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны: они запретили строить большие суда. Китайская морская торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ иностранным судам был закрыт во все порты, кроме Кантона.

Бесславная эпоха Китая

Так, за правдивое воссоздание истории Китая 14—17 веков был казнен ученый Дай Мин-ши. А медик Ба До-мин, который перевел на маньчжурский язык шеститомную анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд — сожжен. Закрепляя и насаждая мерами инквизиции схоластику, правители ставят ученых перед альтернативой: явная фальсификация в угоду захватчикам или оторванное от действительности изучение древних источников.

Развитие медицины в Китае

Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода — Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.— за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков.

То, что Ван Кень-тань был всегда доступен для посетителей, а также его бескорыстие создали ему еще в молодые годы большую известность. К нему стали обращаться за помощью больные даже из далеких провинций. На протяжении всей жизни, интенсивно занимаясь медицинской практикой и изучением медицины, Ван оставался чиновником.

После его смерти осталось большое литературное наследие, включающее ценные труды по симптоматологии, диагностике, работы о лихорадочных заболеваниях, наиболее распространенных болезнях, о лечении абсцессов и ряд других произведений.

Большое значение автор придавал холоду, теплу, усиленному питанию. В этих работах дано глубокое обобщение опыта и медицинских знаний периода Минской династии — времени наибольшего расцвета китайской фармакологии.

Борьба с эпидемиями в Китае

Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14—17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий. Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений.

Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой.

Открытая в 10—11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему.

Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:

Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств.

Данные литературы того времени свидетельствуют, что в 16 веке в Китае изолировали не только прокаженных, но и больных туберкулезом легких. Были разработаны гигиенические правила для войск (согласно летописи, медпункты в армии были созданы еще в 960 году), для строивших дворцы и городские стены Пекина рабочих, которых обслуживали 300 врачей.

Медицинский надзор был установлен и над прачечными. Наконец, в Пекине проложили громадную канализационную сеть, которая действует и поныне. Значительную пользу в деле развития китайской медицины принесло совершенствование метода ведения историй болезни. Образцом в этом отношении послужили 200 историй болезни, оставленные Чжан Цзы-хэ, выдающимся медиком 13 столетия.

Интерес к анатомии и хирургии

В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии. Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия.

Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек — это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни.

Китай 17-18 века дал стране известных медиков

Потомственный медик Е Тянь-ши

Е Тянь-ши

Е Тянь-ши (родился в 1667 г., умер в 1746 г.) принадлежал к семье потомственных медиков и обучение медицине начал у своего отца, который однако рано умер. Поэтому последующее медицинское образование он получил у десяти известных медиков страны. Е Тянь-ши

Отсюда, отмечают историки, та исключительная широта кругозора, которой отличался ученый, усвоивший теории важнейших медицинских школ своего времени. В основе широкой практики Е Тянь-ши, снискавшей ему славу врача, который

всегда лежало правило:

Этот десятитомный труд, посвященный главным образом внутренним безлихорадочным заболеваниям,на протяжении многих поколений считался классическим учебником и более чем 200 лет служил важнейшим критерием определения знаний медиков по основным вопросам внутренних болезней. Е Тянь-ши оставил своим сыновьям завещание, в котором подчеркивал роль труда и наблюдательности в деле изучения медицины. Он писал:

Чтобы заниматься медициной, надо иметь острый ум, много трудиться, много читать,— только тогда можно быть , полезным врачом. Без этих качеств врач будет вреден, а не полезен страдающим людям.

Эти слова, как девиз, были повторены во многих учебниках, ими руководствуются и современные медики при обучении молодого поколения.

Борец за истину Ван Цин-жень

Ван Цин-жень первый обратил внимание на эти ошибки, написал фундаментальный труд по анатомии человека. Интересно, что к изучению анатомии он приобщился случайно, в 30-летнем возрасте, когда в провинции ему представилась возможность исследовать труп ребенка; при вскрытии его (нелегально) он обнаружил чрезвычайно большое несоответствие с тем, что ему было известно из литературы по анатомии.

Не зная строения внутренних органов человека, врач уподобляется в своей практике хождению слепого, да еще ночью

Ван Цин-жень был крупным общественным деятелем. Он изучал труды врачей китайской медицины, энергично боролся за проведение реформы медицины в Китае, на основе своих оргинальных, прогрессивных идей.

Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь

Объясняется такая разносторонность, очевидно, тем, что, хотя У Шан-сянь и специализировался в области лечения кожных болезней, но, живя среди бедного сельского населения, естественно занимался лечебной практикой. В прописывании лекарственных средств он был очень осторожен, каждый раз повторяя, что лекарства, наряду с пользой, могут принести и большой вред.

Поэтому при лечении многих болезней У шан-сянь, стараясь обойтись без помощи лекарств, использовал такие методы, как например, рациональное питание, особый режим, гимнастика, а также применял с лечебными целями тепло, холод и проч.

Убежденный во вредном действии многих препаратов и желая дать правильное направление рациональному использованию лекарств, У Шан-сянь в 1865 г. после переезда в г. Ханчжоу открыл собственную аптеку, придав ее работе определенное направление — лекарства, которые, по его сведениям, были вредны, он не допускал в номенклатуру своей аптеки.

Настойка трав в Китае

Зато в аптеке было очень много средств, полезное действие которых было достоверно установлено. Настойка трав в Китае

Кроме того, аптека изобиловала такими средствами физического воздействия на организм, как банки, грелки. Особенно большое значение придавалось чихательным средствам и всевозможным пластырям. Пластыри как форма лекарств имеют очень широкое распространение в китайской медицине и в настоящее время.

У Шан-сянь оставил богатое литературное наследие. В своих трудах чрезвычайно большое значение он придавал профилактике заболеваний и закаливанию организма. Эти медики осветили Китай 17-18 века светлым лучом и внесли большой вклад в развитие китайской медицины.

Читайте также: