Кукла в марийском национальном костюме своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

В детском саду детям часто дают задание сделать народную куклу. Это не сложно: понадобится ткань, вата, нитки и немного свободного времени. В процессе может участвовать 3-летний ребенок, потому что игла для поделки не потребуется.

Игрушку можно оставить для украшения детской, принести на конкурс поделок или подарить близким. Если рассказать ребенку историю куклы, он с большим желанием возьмется за работу.

Традиционная русская игрушка появилась в крестьянских семьях много веков назад. Куклу-закрутку делали без единого укола иголкой, ведь она должна была стать другом и оберегом ребенку. Игрушке оставляли пустое лицо: считалось, что так она не будет иметь души, но не перестанет охранять малыша от злых сил.

Марийцы, как мордва и удмурты – финно-угорские племена Поволжья. Традиционно внутри марийских племен сложилось три общности: горные марийцы, луговые и восточные, имевшие свои нюансы в национальной одежде.

Базовым элементом как мужского, так и женского костюмов являлись свободная рубаха и штаны. Женская рубаха была длинной, до щиколотки. Но в процессе носки она драпировалась, напуск в области талии закреплялся поясом, так что рубаха доходила лишь до колен.

Кроме того, вышивка была своеобразным языком. Стилизованные изображения геометрических фигур, растений, животных – своеобразный код, символ принадлежности к определённому роду.

Пояс, как и у русского населения, служил для закрепления на нём кошельков, ножен, ключей, сумочек, амулетов. Штаны в зависимости от места проживания могли быть и широкими (у восточных марийцев), и узкими (у горных и луговых). Штаны заправлялись в онучи, накрученные толстым слоем в области голени.

Каноны красоты предполагали, что женские ноги должны быть похожи на стволы деревьев – гладкие и толстые (современные красавицы рыдают 😊).

Вот они, ножки. Круглые и гладкие.

Самой популярной обувью считались лапти, которые на манер татарских могли быть остроносыми. К лаптям могли крепиться деревянные подошвы на случай дождливой погоды.

Женский костюм в обязательном порядке включал в себя передник. Он мог отличаться по цвету. На рубаху надевался кафтан. Изначально он представлял собой распашной предмет одежды, был простого прямоугольного кроя и шился из домашнего сукна. В прохладную погоду носили кафтаны, утеплённые изнутри в верхней части. Марийцы славились своим охотничьим мастерством, они издавна разводили овец. Поэтому мех использовался ими очень активно.

Во-первых , для изготовления зимней одежды. Шубы были распространены как среди богатых, так и среди не очень состоятельных людей. Степень состоятельности можно было определить по количеству шкур, использованных для пошива шубы. Респектабельная шуба не могла быть изготовлена из менее 10 шкур. Овчину могли подкрашивать. Шубы крылись сукном.

Во-вторых , мех применялся для отделки шуб, для украшения головных уборов. Так, свадебный женский головной убор в виде высокой шапки с оторочкой из лисьего меха был обязателен вне зависимости от времени года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследователский проект, направленный на сбор информации относительно народных кукол мари в Мишкинском районе РБ.

Министерство образования Республика Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан

Подготовила: Яндуганова Наталья,

обучающиеся 6б класса

МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино

с. Мишкино ул. Мира, д.46

Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 с.Мишкино

с. Мишкино ул. Мира д.46

Глава 1. Религиозно-мировоззренческие представления марийцев ……. 4

Глава 2. Куклы в культуре народов……. …………………………………..4

Глава 3. Из чего делали куклы? . 5

Глава 4. Чему учат куклы? …………………………………………………..5

Глава 5.2. Куклы на двух осиновых веточках ……………………………..7

Глава 5.3. Куклы из соломы …………………………………………………7

Использованные источники …………………………………………………10

Проблематика. Понимание культуры своего народа начинается с детства. Сейчас предлагают куклы, игры с которыми формируют неправильное отношение к миру. Например, Барби заставляют девочек мечтать о нереальной фигуре, о дорогих нарядах. То есть на первый план выходит внешность, чему же положительному могут научить такие куклы – редко кто задумывается.

Задачи исследования:

2. Провести опрос на знание информации о народных куклах мари.

Объект исследования – народные марийские куклы, предмет –куклы мари Мишкинского района. Основные источниками информации - интернет-ресурсы, устная информация, полученная при исследовании.

В процессе работы были использованы следующие методы:

1.Поиск литературы - обращение к журналам, интернет-ресурсам, сбор, изучение, анализ, обобщение сведений по интересующему нас вопросу помог изучить различную информацию для цельного представления о проблеме.

2.Метод сравнения позволил определить, какая литература точнее отвечает на наши вопросы, прийти к решению, получить достоверный вывод.

3.Методом синтеза - систематизировали и детализировали полученные результаты, объединили их в целое для получения объективного результата.

4.Методом индукции из общего представления о предмете (т.е. о народных куклах) мы выявили частный случай (народные куклы мари).

5. Методом опроса определили уровень знания о народных куклах мари.

6.Метод интервьюирования позволил нам проконсультироваться и у специалистов, занимающихся исследованием марийской культуры в Мишкинском районе.

ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА

Марийцы - один из древних финно-угорских народов, подразделяются на три этногруппы: горные, луговые, восточные. Горные (кырыкмары) живут на правобережье Волги в Горномарийском районе Республики Марий Эл. В центральной и восточной части Марий Эл живут луговые марийцы (олык марий). В 16 в. часть марийцев ушли на башкирские земли, и появились восточные мари. Религия - ядро духовной культуры марийцев. Марийцы поклоняются духам керемет - покровителям рода и природе. Почитание духов-матерей (ава) воды, огня, ветра, земли, поля и других небесных и земных объектов и явлений окружающей природы является характерной особенностью финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. 1

ГЛАВА 2. КУКЛЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ

Игрушки – важные элементы любой культуры. Самая любимая игрушка - та, которую сделал сам. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в облике самобытность создающего её народа. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед, были первыми друзьями и утешителями. Из чего же их делали? Гончар - из глины, плотник – из дерева, а женщины - из тряпочек. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей. Каждая кукла имела свое назначение – могла утешить, учить, лечить, развлечь. Красота была вторична по сравнению с содержанием. Лица не было: так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки, а с другой стороны, это показывает: важным был ее смысл. Куколка без лица разнообразна, ведь лицо ей рисует фантазия хозяина. 2 Таким образом, у мари, как и у любого другого народа, были традиции изготовления кукол, и у каждой куклы было свое значение и предназначение.

ГЛАВА 3. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЛИ КУКЛЫ?

Также дети играли с тряпичными куклами, их шили или скручивали им матери, бабушки, сестры, а к пяти годам начинали делать их самостоятельно. Игрушки делали из домотканой одноцветной ткани, набивались мелкими тряпками и ветошью, стружкой, песком. Данные об этом мы получили от учителя истории школы №2 с. Мишкино, Айгишевой В.И.

ГЛАВА 4. ЧЕМУ УЧАТ КУКЛЫ?

Так кукла несла и определенную информацию, которую дети узнавали в ходе игры. Можно сказать, что кукла была своеобразным учителем для детей, в игре с которой они узнавали традиции и обряды своего народа, правила поведения, учились взаимодействовать друг с другом.

Пупашкар - игрушка-девушка. Одета она в шумакш (головной убор), платье, подпоясана. Обязательно есть грудь (горошинки или бобы), лицо не вырисовано. У фигурки имелась только голова и подол; голову от туловища отделяли, перекручивая нитками. Пупашкар - это кукла-оберег, кукла - двойник. Когда младенца вынимали из люльки, взамен клали куклу — чтобы не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг. Куклы были безликими, без лица предмет неодушевленный, в нее не могли вселиться злые духи и, значит, она была безвредна для ребёнка. Кукла должна была приносить благополучие, радость жизни и здоровье, а не служить вместилищем злых духов. 6

Мы предприняли попытку изготовления куклы-пупашкар, но, так как не было осинового полешка, заменили его на тубус из картона. (Приложение 1)

ГЛАВА 5.2. КУКЛА НА ДВУХ ОСИНОВЫХ ВЕТОЧКАХ.

Также, в ходе исследования выяснилось, что мари изготавливали кукол на двух осиновых или березовых веточках, которые служили одновременно основой куклы и ее ножками. Две веточки соединялись между собой нитками, верхняя часть обматывалась светлым лоскутом (лицо и тело куклы), далее наматывалась юбочка и платок, если это была кукла – девочка, либо накручивался материал на веточки (имитация брюк), верхняя часть покрывалась светлым материалом (имитация лица) и в конце надо было надеть на куколку рубаху и шапку. Рук и лиц у этих кукол не было, как и у пупашкар. Мы попытались выполнить подобный вариант куклы в мужском и в женском обличии. (Приложение 2)

ГЛАВА 5.3. КУКЛЫ ИЗ СОЛОМЫ.

Нам стало интересен процесс изготовления подобных игрушек, и вот что мы нашли в интернете. Для изготовления игрушек используются стволы злаковых растений и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Чтобы солома стала гибкой, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажный материал. Чтобы изготовить куклу, необходимо следующее: нарезать солому одинаковой длины, согнуть ее пополам. Далее бечевкой перевязать условную голову, просунуть в узел шпажку или палочку. Соломенные руки вставить в тело, разделив пополам, и перевязывать бечевкой. Ручки можно сплести косичкой или обмотать бечевкой. Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными. 7 (Приложение 3)

Мы выполнили куклу из мочала, ее изготовление аналогично соломенной.

ГЛАВА 5.4. КУКЛА НА ЩЕПЕ.

По сведениям, полученным нами от Ялаевой М.К., восточные марийцы делали куклы на щепе. Основа могла обматываться белым холстом, а поверх нее наматывались цветные нити, волосы кукле делали из льняного волокна. Такие куклы могли и из прямой основы, и из крестообразной, когда щепа подлиннее была перевязана с более короткой. Мы также предприняли попытку изготовить подобные куклы. (Приложение 4)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у марийцев все-таки были свои, народные традиционные куклы. Это пупашкар, куколки на веточках, на щепе, из соломы и мочала.

У марийцев, как и других народов была традиция изготовления кукол из разнообразных материалов – тряпочек, соломы, мочала, веточек, бревнышка,

Куклы имели несколько функций: игрушка, оберег. Кроме того, в процессе игры дети учились правилам общения, заботе, изучали обряды, повторяя действия взрослых, приобщались к труду через шитье и вышивку.

Выполняя работу я научилась многому, но одно из важных умений – общаться со взрослыми и интересными людьми – Камиляновым В.А., Ялаевой Р.К., Ибулаевым А.В., Князевым В.А. (Приложение 6)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Волкова Я. В. Детские куклы и обереги. - М., 2016.

Колпакова И. В. Возвращение мудрости предков.— М., 2017.

Лыкова И.А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки). Книга для детей и юношества. - М.: Цветной мир, 2012.

Мишина М.А. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность. - СПб, 2015. - 172 с.

Д.Шахтарин. Марийская барби возвращается. Газета «Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 24 сентября 2009 года.

Мастер-класс с пошаговым фото. Изготовление картонной куклы в народном костюме.



Данная разработка заинтересует педагогов ДОУ, начальной школы; родителей. Она позволит закрепить навыки детей по работе с бумагой, поможет получить положительные эмоции от проделанной работы. При желании, таким же образом, можно изготовить куклу-снегурочку, куклу-принцессу для настольного театра.
Цель: помочь детям изготовить картонную куклу для настольного театра.
Задачи:
- совершенствовать навыки детей по работе с бумагой и картоном,
- развивать мелкую моторику рук,
- прививать любовь к русской культуре и традициям,
- развивать чувство вкуса и композиции.
Оборудование:
- картон белый и цветной,
- цветные карандаши и фломастеры,
- ножницы, клей, двусторонний скотч,
- распечатанные "лица" кукол.
Шаблоны для изготовления картонной куклы.







Вырезать и раскрасить лицо куклы.
Из белого плотного картона вырезать силуэт "верха" куклы.



Наклеить лицо. Раскрасить фломастерами кокошник,передник, рукава рубахи.
Из плотного картона изготовить "юбку" следующим образом:
1) положить лист картона горизонтально, отметить середину. Загнуть углы листа к центру.




3)Подрезать уголки основания получившегося треугольника с закруглением.



4)Перевернуть получившуюся фигуру, наклеить двусторонний скотч на верхнюю часть.

Продолжаем публикацию статьи посвященную "Межнациональному фестивалю национального костюма", проходивщего с 26 по 28 октября 2007 года в столице Республики Марий Эл г. Йошкар-Ола.

Коллекция кукол в праздничных марийски костюмах

Республика Марий Эл, г. Волжск.
Автор коллекции кукол Мамаева Н.

Коллекция в праздничных марийски костюмах

Республика Марий Эл, г. Волжск.
Автор коллекции кукол Мамаева Н.

Коллекция современных костюмов г. Волжск

Республика Марий Эл, г. Волжск.
Автор Белоногова В.

Костюмы кукол выполнены из хлопчатобумажной ткани, декорированы атласными лентами, бисером, монетами.

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола. Государственное образовательное учреждение «Национальная президентская школа-интернат № 1, Коллекция кукол.

Коллекция кукол Республики Марий Эл

Коллекция кукол из керамики, костюмы из хлопчатобумажной, шерстяной тканей, декорированы вышивкой, тесьмой, бисером.

Республика Марий Эл.
Авторы кукол Петрова О. (Килемарский район), Павлова О., г. Йошкар-Ола, Поликарпова В., Дудина Г. (Медведевский район).

Рукотворные куклы мастеров Республики Марий Эл..

Авторы кукол Тимофеева Е., Осипова Е., педагог Краснова О. (г. Звенигово), Салаутина 3., Марасанова Н., Енадарова В. (г. Козьмодемьянск).


Коллекция этнографических кукол.

Самарская область, с. Красный Яр.
Автор Литвинова Н.


Коллекция хантыйских кукол.

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск.
Автор Алясова Л.


Коллекция кукол в народных костюмах Бурятского автономного округа.

Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, пос. Агинское.
Автор коллекции кукол Цыбикова Ц.

Коллекция кукол в народных костюмах Вятской губернии, г. Киров.


Берестяные куклы в национальных костюмах. Пермский край, г. Кудымкар.


Коллекция этнографических кукол. г. Мурманск.

Куклы в национальном марийском костюме.
Автор Маркина Н.


Коллекция кукол. Республика Коми, г. Инта.
Автор кукол Максименко О.


Куклы в национальных костюмах мастеров Республики Удмуртия.

Национальный центр ДПИ и ремесел, г. Ижевск, Старо-Моньинский Дом ремесел, Дебесский центр декоративно-прикладного искусства и ремесел, объединение мастеров декоративно - прикладного искусства Можгинского района.
Авторы Архипова Л., Белослудцева Н.

Коллекция кукол республики Удмуртия.

Авторы кукол Ильминских Е., Ижболдина М., Вахрушева О., мастера Шарканского Дома ремесел.

Марийские сувениры

Фотогалерея

Помощь сайту

Понравился сайт?
Вы можете внесите вклад в его развитие, пожертвовав любую сумму на один из кошельков:

WMZ:259869477505
WMR:375251961390

41001813360206

Наши партнеры




Copyright © 2009-2013 Марийские обереги и сувениры.| Все права защищены.|

Читайте также: