Кружок по поделкам из различных материалов

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 16.09.2024

Мои знакомые периодически удивляются тому, что я взялась за такой громоздкий проект, как восстановление мебели, не имея никакого опыта. Мол, это же сложно и страшно. Ну да, сложно. Но не страшно, поскольку я все детство, вплоть до универа, училась делать что-то руками.

Мое обучение рукоделию началось в 5 лет. Тогда бабушка, бывшая отличной вышивальщицей, решила, что пора меня приобщить к семейному искусству. Я освоила азы крестика и глади, что очень помогало впоследствии на уроках труда. Но дальше дело не пошло, вышивка казалась мне слишком муторным занятием. Зато я получила навыки работы с ниткой и иголкой и заодно освоила базовые приемы шитья.

В 1991 году я пошла в школу. Во втором классе к нам пришли представители от местной Станции юных техников - набирали кружок выжигания по дереву. Я пошла туда из любопытства, и в итоге осталась в СЮТе вплоть до окончания школы, перебирая последовательно все имевшиеся там кружки и секции.

Простые контурные картинки, как на фото выше, на кружке выжигания учили делать примерно за месяц. Этой техники вполне хватало, чтобы делать незамысловатые панно, оформлять разделочные доски. фоторамки и т.д. Дальше начиналось высокое искусство - рисование выжигателем объемных изображений, наложение теней и прочее колдунство. Сегодня такие работы называют пирографией и оценивают в десятки тысяч. А в 90-х их запросто изготавливали ученики 2-3 классов.

С выжигания по дереву я, вполне логично. перевелась на выжигание по ткани. Сегодня эта техника называется, кажется, гильоширование. Из ставших немодными капроновых бантиков и обрезков плащевки участники этого кружка делали пышные заколки-георгины, салфетки и ажурные воротнички. А еще можно было сделать длинную ленту кружева и потом пришить ее к подолу платья. Это если повезет, и у тебя окажется полоска подходящей ткани нужной длины.

В 90-е с материалами для хобби вообще было туго. Но Станция юных техников продолжала работать, а ее сотрудники отчаянно изобретали новые направления детского творчества из того, что есть. Например, какое-то время я занималась на кружке, посвященном изготовлению поделок из металлических банок.

В дело шли банки от консервов, пивные жестянки и аэрозольные баллоны. Их разрезали на тонкие полосочки. которые потом переплетали и скрепляли между собой, создавая различные узоры. В зависимости от размера исходника, можно было изготовить игольницу, кукольную мебель, конфетницу или декоративную вазочку. А еще, в донышко банки можно было вклеить фотографию или картинку, и тогда окружающий ажур становился рамкой )))

Еще был кружок по работе с проволокой. Почему-то в те времена для школьника найти катушку-другую медной проволоки не составляло никакого труда. Девчонки крутили из нее разные украшения, от колечек до колье. Мальчишки предпочитали делать аппликации на фанерках и тонкой ДСП. Впрочем, девочки тоже осваивали технику аппликации и украшали с ее помощью шкатулки для собственноручно изготовленной бижутерии. В ход, кроме проволоки, шли стразики и бусины, цветные лаки, серебрянка или чудом добытые блестки.

Кстати, не смотря на убогость материалов, с инструментами в этих секциях было все в порядке. Благодаря им, я с 5 класса умею работать с ножницами по металлу, кусачками, тисками, тонкогубцами. круглогубцами и многими другими полезными штуками. очень пригодилось в юности, когда я начала увлекаться сборкой бижутерии.

Где-то в промежутке между всем этим я научилась вязать. Сама, по книжке "Подружки-рукодельницы". Наверное, такая была у каждой советской девочки )) В СЮТе был кружок вязания, но туда я записываться не стала. Для получения базовых навыков было достаточно книжки, а всерьез углубляться в технику мне не хотелось. Сейчас я умею вязать шарфики и шапочки, носки и домашние следики, простенькие ажурные салфетки и варежки. Мне достаточно.

Вместо вязания я записалась на кружок мягкой игрушки. Там мы ваяли разных зверюх из старых драповых пальто и костюмов. Если кому-то из кружковцев удавалось уговорить родителей пожертвовать на благо творчества искусственную шубу, был просто праздник. Глаза зверюхам делали из лопнувших плавательных кругов и надувных игрушек - материал отлично подходил.

На этом кружке я научилась работать с выкройками и аккуратно шить вручную. Ну и, плюс, при украшении зверей можно было использовать штуковины, скрученные из проволоки, и элементы выжигания по ткани.

Еще был кружок по работе с кожей. там мы делали брошки и заколки, кулоны и браслеты, и прочие симпатичные штуковины. Настоящую кожу от поддельной я и сейчас могу отличить буквально наощупь. Хотя, повторить тогдашние шедевры, уже вряд ли смогу. А где преподаватели брали информацию о технике работы с материалом и идеи для поделок, не представляю до сих пор.

Ну, и конечно, макраме! Без этого в 90-е никуда! Все же помнят панно и кашпо, висевшие в каждом доме? А на кружке нас учили делать еще финтевые пояса под джинсы, плести сумки и косметички, и даже накидки на сидения стульев. Ну а модные нынче браслеты "шамбала" - это вообще было первым, чему обучался каждый новичок на кружке. Потому что все эти браслеты сплетены обыкновенным плоским узлом, освоить который может даже однорукий младенец.

А еще, в СЮТе каким-то образом тогда уцелели кружки по деревообработке, судомоделированию и обработке бересты. Туда ходили только мальчишки (на остальных направлениях девочек и мальчиков было примерно поровну). И там были настоящие станки, и какие-то сложные резаки, и прочие непонятные мне тогда инструменты. Сегодня я жалею, что не попала туда - было бы проще работать с мебелью.

Но Станции юных техников, продолжавшей, не смотря на всю катавасию 90-х, работать с детьми, я по сей день благодарна. Потому что там, помимо полезных навыков ручной работы, я усвоила три главных принципа:

  • я могу все
  • если я чего-то не могу, я способна этому научиться
  • любому материалу и инструменту можно изобрести альтернативу из подручных средств.

Мне кажется, во всех советских и перестроечных детских кружках главным было именно этом, а не усвоение навыков работы с лобзиком и выжигателем. Поэтому сегодня мне совершенно не страшно начинать любой рукодельный проект, даже в области. в которой я являюсь дилетантом. И начинать работать с мебелью год назад тоже было не страшно. Даже наоборот, интересно, - смогу ли я сделать не поделку, а всамделишную вещь )) И сегодня, пусть мне многое еще непонятно и сложно, я с уверенностью заявляю - могу. Делаю. И буду продолжать )

А вы ходили в детстве на какие-нибудь рукодельные кружки? Как на них обстояли дела с материалами и инструментами? Что вам дало это обучение? Расскажите, интересно.


Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач дошкольного образования на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. В силу возрастных особенностей детей несформированность мелкой моторики руки, графических навыков и умений мешает ребенку выражать в поделках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира. Программа данного кружка и была составлена с учетом возрастных особенностей детей для реализации задач художественно-творческого развития детей 4-5лет.

Цель. Формирование сенсомоторных умений детей на основе использования разнообразных материалов (бросового материала) и нетрадиционных техник при работе с ними.

Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, бумаги, ткани, бросовых материалов), их свойствами, приёмами работы

развивать мелкую моторику и умение пользоваться различными инструментами и материалами

развивать творческие способности у воспитанников, мелкую моторику рук.

развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым

обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции

побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов

способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к ручному труду

развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно

Рабочая учебная программа предназначена для детей 4 - 5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.

Срок реализации программы: 2019-2020 г.

Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:

восприятие художественной литературы;

Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.

Планируемые результаты освоения программы

Дошкольник будет знать:

способы создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции с использованием бросовых материалов

Различные виды материалов и их свойства

основные цвета и некоторые оттенки, формы проявления величины, пространственные отношения

живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления)

Дошкольник будет уметь:

создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) с использованием различных материалов

использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы), способы создания изображения, передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями


Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе кружка осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят два образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

Программа кружка предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- самоорганизационной( умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразовательной( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

В программе кружка уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.

Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.

Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Теория- знакомство с разными техниками работы из бросовых материалов. Практика- изготовление работ из бросовых материалов.

Занятие проводятся по субботам, один-два раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Общее количество занятий в течении месяцев- 15.

Цель: Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Цель: Научить учащихся выполнять мозаику из яичной скорлупы, развивать речь, мелкую моторику пальцев, творческое воображение.

Цель: Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им. Что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по –своему.

Цель: Учить детей видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных ( например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Цель: Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.

Цель: Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

Цель: Закреплять навыки симметричного вырезания деталей из цветной бумаги, скручивание шариков, используя вату.

В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача семейного и общественного воспитания и образования детей. Образовательные программы кружков способствуют развитию речи, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти, воображения, творческих способностей детей.

Одна из отличительных особенностей дошкольника – это способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Дети открывают мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков, целое.

Талантливые дети вырастают вовсе не из-за раннего освоения чтения, грамоты, математики, а благодаря созданию условий, которые помогут ему раскрыться.

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъ-являются определенные требования.

Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными;

доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

Если работа планируется с детьми в группе, необходимо учитывать возрастные особенности детей:

правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;

продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;

дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.

Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, сенсомоторные реакции, что является немаловажным при подготовке детей к школе.

Во время занятий в кружке дети пользуются шаблонами, трафаретами, линейками, сгибают бумагу в разных направлениях, развивая навыки черчения, глазомер.

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей;

способствовать развитию мелкой моторики кисти руки, воображение, мышления.

C давних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами: шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение. Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь.

В наш век скоростей, информации и технологий мы как никогда нуждаемся в поддержке и защите природы. И это чувство взаимно.

Именно сейчас необходимо прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям, внушать, что природа и человек – едины.

Веселые игры с природными материалами, простейшие манипуляции с ними дадут ребенку представление об их разнообразии, зарядят живительной силой, и обязательно побудят детей к творчеству.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

Изготовление поделок вместе с родителями.

Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Читайте также: