Костюм узбечки для куклы своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Национальная одежда Узбекистана - достояние народа, яркая многовековая летопись народных традиций и обычаев. Идеал внешнего облика костюма создавался поколениями, жизненной мудростью народа, его духовными устоями и представлением о целесообразности.


Культура узбекского народа формировалась, в условиях тесных, многовековых контактов с соседними народами Центральной Азии, что привнесло особенности в восточный колорит одежды.

Женский национальный костюм в Узбекистане традиционно состоит из платья, простого кроя, шаровар, халата и головного убора. Костюм украшали коралловыми бусами или ожерельем из монет.



Узбекский женский костюм имеет четко выраженные отличия по крою, цвету и фактуре ткани, декору и технике выполнения орнамента, присущие определенным регионам страны.

Узбеки традиционно не признают однотонные ткани, тем более темные, они считают, что темная одежда может принести беду. Поэтому узбечки даже траурные процессии посещали в платьях, изготовленных из тканей в мелкий цветочек.

В старину окрас женского платья говорил о положении мужчин в обществе. Жены простых узбеков носили зеленые платья, а знать одевала своих жен в одежду голубых или фиолетовых оттенков.

Платья и туники из богатейших восточных тканей по-прежнему достойно украшают гардеробы женщин Узбекистана.


Натуральные узбекские ткани отличаются непрочностью красок, большой усадкой и сыпучестью, поэтому требуют не только особого подхода при раскрое, но и накладывают определенные правила при ношении. Для таких платьев предпочтительнее использовать химическую чистку, а не традиционную стирку.

Для сохранения целостности рисунка, ее нужно, как можно меньше резать при раскрое. Крой узбекской одежды очень прост и одинаков для всех моделей. В основе его лежат прямые полотна ткани, которые иногда даже не резали, а просто разрывали по нити.

В Средней Азии очень распространены платья под названием куйлак, похожие на тунику, с прямыми длинными рукавами и длиной до пят. В прошлом веке, фасон туник немного разнообразили: на рукавах появились манжеты и воротник-стойка.



Раскраивая платья мастерицы, соблюдали симметричность рисунка, располагая рисунок по центру.

Учитывая, что такая форма кроя требует значительного количества материала, узбеки практично кроили на одном полотнище не только платья, но и шаровары - лозим.




Многообразие моделей костюмов, обеспечены яркой разнообразной палитрой рисунков на тканях, а также применением в конструкции платья разного вида кокеток, воротничков и сборок.


Особенности кроя платья.

Перед раскроем перёд и спинку, располагают по рисунку. Для экономии ткани, ее собирают под кокеткой. Сборки ткани у платьев больших размеров, наоборот уменьшают. Для прочности и сохранения формы кокетки её выкраивают из основной ткани. Подкокетку спины можно выполнить из другого материала. Таким же образом выполняются подборт и воротник.

Технология выполнения этой модели платья: сначала стачают боковые швы, после - рукава и далее пришивают кокетку.



Размер 158/92/100.

Летнее платье с рукавом фонарик.

Платье кроится из ровных кусков ткани, сохраняя цельность рисунка, что выполняет модель невероятно красивой.



Размер 158/92/100.


В 18 веке головной убор у женщин был невероятно громоздким и тяжелым. Сначала надевался огромный платок с отверстием для лица, еще одним платком повязывался лоб, а потом надевалась чалма. Платки, украшались драгоценными украшениями.

"Пятнадцать сестёр" ("15 сестёр") - игрушки-самоделки (iграшки-саморобки) на украинском языке. Куклы-конусы в национальных костюмах республик СССР.
Художники-конструкторы Валерия Бутина (Валерiя Бутiна, Валентина Валентиновна Бутина) и Алла Шнурко (Алла Михайловна Шнурко).
Издательство "Веселка", Киев (Київ), 1982 и 1987 годы.

15 сестёр Пятнадцать сестёр книга игрушка-самоделка СССР на украинском языке, куклы-конусы в национальных костюмах республик СССР, художники-конструкторы Валерия Бутина Валерiя Бутiна и Алла Шнурко, издательство Веселка Киев 1982 и 1987.

Версия для печати (открыть картинку в полном размере):
1. Правой кнопкой мыши по изображению
2. "Открыть ссылку в новой вкладке"




Изготовление национальных кукол в Средней Азии промысел древний и почтенный. По всем городам и весям исстари кочевали странствующие кукольные театры. Любимых героев, Палван-качала и красавицу Бикяхон все знали в лицо. Это было блестящее румяное лицо из папье-маше или дерева.



А эта девушка в тюбетейке ироки из Ферганской долины. Она в руках держит крошечное сюзане.


Ножки, ручки и шеи кукол подвижны. Этими куколками можно играть:

К примеру эта молодая невестка(судя по костюму) качает своего первенца в традиционном бешике. Бешик в мельчайших деталях повторяет настоящий. И там внутри, за расшитым покрывалом, лежит маленькая тряпичная лялька.



Прекрасная Ханум в бухарском праздничном наряде:


Сам эмир Бухарский проверяет качество нити на ткацком станке.

Мастерская Насибы Эсиргаловой организована при центре поддержки женщин, попавших в кризисные ситуации Sabr
Если есть интерес к этим работам, связывайтесь с центром, на сайте есть все контакты.


Зарисовки с Первой выставки социальных предприятий, организованной в рамках совместного проекта Программы Развития ООН и Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан “Социальное партнерство и обеспечение занятости”.

Узбекский костюм

Национальная одежда жителей Узбекистана удивительным образом сочетает в себе общие для всех восточных народов черты и имеет свои индивидуальные и неповторимые особенности.



Хотя с течением времени узбекский национальный костюм претерпевал видоизменения, в современном своем виде он сохранил все богатство культурных традиций восточных людей и историческую связь, уходящую корнями глубоко в древность.


Отличительной чертой узбекского костюма была и остается искусная вышивка золотом. Такие наряды характерны для состоятельных людей. Популярными были вышитые золотом национальные узбекские халаты, которые правитель дарил своим приближенным, а также получал такие подарки взамен.


Для вышивки золотом использовались только благородные материалы, такие как шелк и бархат. Узоры вышивались в основном на растительную тематику, редко встречался и геометрический орнамент в золотошвейных нарядах.



При помощи вышивки золотой нитью украшали не только предметы одежды, но и головные уборы и обувь. В настоящее время мужской свадебный наряд в Узбекистане по традиции обязательно украшается при помощи парчи с золотом или серебром.




Цветовая гамма национального узбекского костюма довольно широка. У жителей разных областей страны свои цветовые предпочтения, однако, узбеки не любят темную одежду, потому что считают, что она способна привлечь беду.



По цветам женского наряда можно было судить и о статусе мужей. Зажиточные узбеки одевали своих жен в голубые или фиолетовые наряды, жены ремесленников носили зеленую одежду.




Еще одной характерной чертой для узбекских традиционных нарядов является выбор богатых тканей для пошива – бархата и вельвета.


А вот крой у костюмов наоборот очень прост и одинаков для мужских и женских моделей. В основе лежат ровные куски ткани, которые в некоторых глухих населенных пунктах даже не вырезались, а просто отрывались по прямой нити.



Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Традиционными предметами мужского гардероба в Узбекистане всегда были рубахи разного фасона и халаты, которые подвязывали поясами. Внизу узбеки носят штаны и сапоги из кожи. Голову в Узбекистане обязательно должны покрывать не только женщины, но и мужчины, что связано с исламской религией.

У мужчин для этих целей используется чалма или тюбетейка.





Одежда

Рубаха для повседневной носки называется куйлак. Изначально такая рубаха была длинной и была ниже колен, но позже фасон сменился, и рубаха стала стандартной длины. Фасон горловины имел две интерпретации: в первом случае у рубахи имелся вертикальный разрез, к которому пришивался ворот; во втором случае в зоне воротника имелся горизонтальный разрез, доходящий до плеч.


Штаны под названием иштон были абсолютно лишены дополнительных декоративных и функциональных элементов. Длина таких штанов, напоминающих шаровары, доходила до щиколоток.


Мужской халат носит название чапан и имеет единый фасон для всех возрастов и статусов, который не менялся долгое время. Для разных сезонов года существуют свои разновидности халата – тонкий летний халат, халат с подкладкой для межсезонья и теплые ватные халаты для холодного времени года. По бокам халата имеются вертикальные разрезы для удобства перемещения.



В качестве декоративных элементов используется тесьма и материя другого цвета, которые пришивают по краям халата и на рукава. Для застегивания халата имеются завязки. В качестве пояса в национальных узбекских мужских костюмах используется кушак. Он представляет собой сложенный в треугольник платок из хлопка или шелка.


Цвет кушака, который имеет название бельбог, всегда выбирали ярких и контрастных оттенков, чтобы он выделялся на одеянии мужчины.


Головной убор

В качестве головного убора мужчины в Узбекистане традиционно носят кулох или тюбетейку-дуппи. Наиболее популярной среди всех тюбетеек является головной убор обитателей Ферганской долины. Ее отличительной особенностью является вышитый белыми нитями на черном фоне интересный растительный орнамент.



На сегодняшний день в Узбекистане пользуются большим спросом бархатные или хлопчатобумажные тюбетейки синего, черного и темно-зеленого цветов.



Традиционная узбекская одежда для женщины и девочки

Женский национальный костюм в Узбекистане состоит из платья, шароваров, халата, как и у мужчин, и головного убора. Помимо этого узбекские девушки и женщины украшают себя золотыми и серебряными изделиями. Традиционные серьги кашгар-болдак и серьги-куполки, кольца и браслеты выполнены в изысканном восточном стиле. На шею женщины надевают коралловые бусы или ожерелье из монет.



Еще одним украшением узбекских красавиц с древних времен являются налобные украшения.




Одежда

Платья из национального костюма в Узбекистане под названием куйлак похожи на тунику с прямыми длинными рукавами и длиной практически до пят. Только к началу прошлого столетия появилось небольшое разнообразие в фасонах платьев: на рукавах могли быть манжеты или воротник может быть выполнен стоечкой. Для пошива этой части костюма традиционно используют благородные шелк и атлас.





Женские шаровары были обязательной частью гардероба для девочки чуть ли не с самого рождения. Как и в мужском варианте, штаны широкие сверху и сужаются к низу. Нижнюю часть штанины украшает тесьма с кисточками.

В женском варианте национального костюма разновидностей верхней одежды немного больше, чем у мужчин. Так женщины могут носить халаты такого же кроя как мужской чапан.


В некоторых районах Узбекистана были распространены длинные и приталенные халаты под названием румча. Также узбекские женщины носят мурсаки – что-то среднее между туникой и халатом. Обычно мурсак сшит на теплой подкладке для холодных времен, длиной до пят и имеет покрой с запахом.



Менее двухсот лет назад в обиход вошли приталенные халаты с укороченными и зауженными рукавами под названием камзур. Тогда же популярной одеждой среди узбекских женщин стали безрукавки нимча.



Головной убор

В качестве головного убора женщины в Узбекистане используют платок. Обычным явлением в традиционной культуре является надетые на голову сразу два платка. Один из них завязывается на лоб, а другим покрывают. голову


В XIX веке женский головной убор был сложным и многослойным – сначала надевался платок, у которого было отверстие для лица, затем повязывался платок на лоб, а сверху сооружалась чалма. Женщины из знатных семей носили платки, украшенные золотом или серебром. В начале же прошлого века широкий резонанс получили традиционные узбекские тюбетейки с вышивкой из шелка или золота.



Когда женщина выходила на улицу, ей обязательно нужно было надевать на голову халат, чтобы скрыть красоту своего тела от чужих глаз. Позже халат видоизменился и превратился в паранджу. Рукава у этого халата сначала просто убирали назад, а позже и вовсе стали сшивать между собой.


Обязательным атрибутом к парандже являлся чавчан – сетка, сплетенная из конского волоса, которая призвана закрывать лицо женщины. Паранджа и чавчан были обязательными элементами женской одежды в мусульманских странах для всех женщин и девочек, начиная уже с девяти лет. Однако в Узбекистане этот предмет гардероба был распространен только в городах, и то не повсеместно. А с приходом Советской власти паранджа и вовсе начала постепенно выходить из обихода узбекских красавиц.



Роль национального костюма в наши дни

В современном мире одежда жителей Узбекистана довольно разнообразна. Городские жители и некоторые выходцы из села, особенно это касается образованной молодежи, предпочитают носить современную европейскую одежду. Однако и в современные одеяния узбеки стремятся привнести некую нотку характерных для своей страны деталей – девушки используют традиционные украшения, молодые люди могут носить тюбетейки.




Свято чтут традиции и носят наряды своего народа люди пожилого возраста, особенно те, кто живет не в городе. Однако на таких мероприятиях, как свадьба или национальный праздник костюм все же является обязательным атрибутом, что говорит о богатых традициях узбекского народа, которые этот народ уважает.

FEKLA (Татьяна)

Шел третий день из отведенных семи, когда я приступила к изготовлению головы! Сразу прошу маститых кукольников простить меня за некоторую упрощенность лица, потому что я это делала первый раз и в очень сжатые сроки. Времени на переделки не было совсем.




На этом этапе я решила притормозить с головой и заняться платьем. Как уже писала выше, тело я решила не шить, а заменить его каркасным платьем. Жесткий бумажный конус необходимо было обшить материалом. Для платья пошел двойной слой белого льна с отделкой широкой тесьмой, вырезанной из кухонного полотенца.



Дополнительно пустила художественную машинную строчку.


По замыслу сшила воротничок - стойку, которая укрепить голову и добавит видимость шеи!


И вот оно платье!


А сейчас остановлюсь на украшениях и головном уборе! Национальное украшение марийцев — мониста, которую делали из монет. Как говориться, сказано — сделано. Вот здесь пригодились все навыки и имеющиеся инструменты — тиски, сверла и дрель. Возникла небольшая сложность с подбором сверла, но она благополучно разрешилась и накопленные в запасниках копейки пошли на изготовление марийского национального украшения.



Результат покажу немного позже!

А сейчас головной убор. Это очень немаловажная часть костюма. Было решено изготовить шемакш. При том, его надо было сделать и укрепить так, чтобы при переноске и во время выставки его нельзя было снять, сдвинуть и потерять! Вот для него у меня нашлась настоящая ручная вышивка, правда уже не первой свежести. Но она отлично подходила для головного убора.






Следующий на очереди был фартук! Вот здесь пригодилась швейная машина с блоком для вышивания! Один из узоров идеально подошел к задуманному фасону.


Дальше был трудный подбор цветовой гаммы фартука, но все завершилось и фартук был сшит менее чем за два часа!






И вот тут началось самой сложное — роспись лица и прическа! Не знаю, захочу ли я еще раз повторить эти муки творчества! Не судите строго — это мое первое лицо и вообще первая голова!

Читайте также: