Конструирование объемных поделок из бумаги и картона

Обновлено: 06.07.2024

преподаватели

Булавская Людмила Валентиновна педагог дополнительного образования (первая категория)

Расписание

Программа предусматривает занятия с обучающимися один раз в неделю, по два академических часа и рассчитана на один год обучения. Общая годовая нагрузка составляет 72 часа.

Содержание программы

1. Вводное занятие. Материалы и инструменты

Порядок и содержание работы объединения. Знакомство с готовыми изделиями, выполненными в прошлые годы. Инструмент, применяемый при обработке различных материалов, используемых в объединении. Назначение инструмента, правила безопасной работы с ним. Свойства бумаги, картона, кожи, тканей и некоторых искусственных материалов и их использование в детских работах.

В разновозрастных группах предусмотрены практические работы и тематические задания разной степени сложности, соответствующие возрасту и практической подготовке ребенка (индивидуально). Обучающимся 10-11 лет предлагаются работы, в которых больше требуется самостоятельных решений в изготовлении и оформлении игрушки.

2. Начальные сведения и графическая подготовка в художественном конструировании (дизайне)

Понятие о художественном конструировании. Знакомство с содержанием труда художника-конструктора, инженера-конструктора. Начальные понятия о функциональных и эстети­ческих свойствах предметов на производстве и в быту. Ос­новные средства художественной выразительности (фор­ма: плоская, объемная; пропорции, цвет). Понятие об осевой симметрии, сим­метричных фигурах. Понятие о пропорциях в природе, в предметах быта и производства. Чертежные инструменты и принадлежности. Линии чер­тежа и некоторые условные изображения и обозначения, используемые в конструкторской документации (линия ви­димого контура, линия сгиба и т. д.; условное обозначение радиуса, диаметра). Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Мас­штаб.

Обучающимся 10-11 лет предлагаются работы, в которых больше требуется самостоятельных решений в изготовлении и оформлении игрушки. Предлагается самостоятельно выбрать материалы для изготовления поделки, ее оформления, выбрать тему исследования, составить план работы по проекту.

3. Основы формообразования и композиции

Основы композиции на плоскости: начальные понятия о гармонии и равновесии. Статика, динамика в композиции на плоскости.

Основы формообразования. Назначение декоративно-художественного оформления игрушек.

Обучающимся 10-11 лет предлагаются работы, в которых больше требуется самостоятельных решений в изготовлении и оформлении игрушки. Предлагается выбрать тему исследования, составить план работы по проекту, наметить пути поиска информации (работа над проектом предполагается индивидуальная, парами, подгруппой).

4. Цвет как средство выразительности в художественном конструировании

Цветовое богатство окружающего мира. Ахроматиче­ские цвета (белый, черный) как средство выразительности в оформлении. Хроматические цвета. Холодные и теплые цвета. Роль цветовой насыщенности в оформлении игрушек. Цвет как средство выразительности в художественном конструировании. Гармоничное сочетание и цветовой контраст в оформлении изделий.

Обучающимся 10-11 лет предлагается самостоятельно выбрать материал, цветовое решение в изготовлении игрушек из бумаги и картона. Работа с литературой, поиск информации для проектных работ. Оформление проектной работы на компьютере, презентация работы.

5. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций

Зависимость формы предмета от его назначения и осо­бенностей использования. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. По­нятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов и их частей с геометрическими телами. Форма, пропорции, цвет как средства выразительности для создания образа в объ­емных игрушках.

6. Заключительное занятие

Участие в городской Юниор – конференции – 2 часа.

Цели программы

Создание условий для формирования художественно-конструкторских способностей у обучающихся и развитие логического и творческого мышления, художественного вкуса.

Результат программы

Общие результаты освоения программы:

  • сформировать умение анализировать произведения архитектуры и дизайна;
  • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусств, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
  • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Личностные результаты освоения программы:

  • умение конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно – дизайнерские объекты;
  • способность моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • умение работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструирование основных объемно-пространственные объектов, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использование в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов статику и динамику тектоники и фактур;
  • овладение компетентностью формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуры (макеты из бумаги, картона, пластилина).

Материально-техническая база

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • шкаф;
  • стенды с образцами;
  • цифровые образовательные материалы;
  • АРМ учителя.

Материалы и инструменты:

  • бумага различных видов (писчая, картон, ватман, цветная бума­га, обои, калька);
  • лоскутки ткани, кожа, природные материалы, упаковочные коробки, пуговицы, бусины;
  • карандаши простые и цветные, фломастеры, краски;
  • ластик;
  • инструмент для гофрирования картона;
  • декоративные дыроколы;
  • декоративные гели для оформления;
  • ножницы, канцелярский нож (или резак со сменными лезвиями);
  • линейка металлическая и пластмассовая;
  • циркуль, степлер, дырокол;
  • кнопки, скрепки;
  • клей ПВА – М и "Момент";
  • кисти для клея;
  • нитка цветные и иголки, тесьма;
  • кусок фанеры, линолеума, пенопласт;
  • · чистая тряпочка;
  • · коробка для обрезков

Чтобы творческая деятельность проходила без лишних осложнений, рабочее место ребенка должно быть удобным и хорошо орга­низованным.

Читайте также: