Конспект занятия поделки из природного материала в старшей группе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природными материалами.

Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Цель программы:

Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющими интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.

Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете художественного труда, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.

Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.

  • Обучающие:
    • изучение различных природных материалов и подручных средств.
    • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.
    • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
    • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).
    • развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.
    • развитие произвольной ручной моторики.
    • развитие креативного мышления.
    • развитие самостоятельности мышления
    • выработка настойчивости в достижении цели.
    • воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.
    • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.
    • воспитание умения довести начатое дело до конца.
    • развитие коммуникабельности.
    • приобщение детей к совместно-разделенной дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

    Планируемый результат:

    • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
    • иметь представление об элементах дизайна;
    • получить знания о природе, ее кладовых.
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,
    • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,
    • научиться украшать свои изделия
    • желание самостоятельно что–то создавать, творить
    • мелкая моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

    В процессе реализации программы по окончании 2 года обучения дети должны:

    • пополнять знания о разнообразии природных материалов и уметь его применять для изготовления поделок.
    • иметь представление об элементах дизайна.
    • знать способы крепления материалов,
    • знать о природе, ее кладовых,
    • уметь работать со скульптурным пластилином,
    • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,
    • защищать собственные идеи творческого замысла,
    • выполнять более сложные объёмные фигуры ( животных, птиц) и аппликации,
    • самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий,
    • уметь составлять композиции
    • желание самостоятельно уметь фантазировать на заданную тему.
    • совершенствуется моторика рук
    • трудолюбие,
    • аккуратность,
    • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности
    • чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд,
    • чувство прекрасного.

    Механизм оценки и критерия:

    1. Участие в выставках разного уровня:

    2. В разной тематике.

    Учебно-тематический план для детей 6-7 лет.

    Итого: 72 часа

    Учебно-тематический план для детей 7-10 лет.

    Итого: 72 часа

    Содержание программы

    • Показ и объяснение педагога.
    • Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
    • Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

    Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

    Количественный состав учебной группы: 4-6 человек

    Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой по 1 часу.

    Продолжительность занятия с детьми:
    дошкольного возраста – 35 мин. занятие, 15 мин. перерыв, 10 мин. консультация родителей.
    с младшими школьниками – 45 мин. занятие, 15 мин. перерыв.

    Годовое кол-во часов: 72 ч.

    На вводном занятии знакомлю детей с разнообразием природного материала и его сбором. Провожу тест на выявление у детей знаний и умений работать с пластилином. Затем изготавливаем поделку вместе.

    Что такое природный материал и где его можно найти. Как правильно собирать разнообразный природный материал. Как правильно сушить листья, растения, цветы. Как хранить природный материал.
    Что такое подручные средства. Как правильно работать с пластилином. Какой пластилин лучше подходит для работы.
    Способы изготовления различных поделок. Работа с технологическими карточками. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с веточками, ножницами, красками, клеем.

    Тема № 1. Объёмные поделки и композиции. 25 ч.

    Изготовление объёмных поделок: фигурок животных, рыб, птиц, грибов, цветов, композиций и т.д. с использованием шишек, коры, веточек, мха, соломы, семечек, скорлупы орехов, кожуры цитрусовых и др.

    Тема № 2. Аппликации и картины. 18 ч.

    Изготовление картин, аппликаций на темы русских народных сказок, произвольные темы путём приклеивания специальным клеем подручного и разнообразного природного материала на основу.

    Тема № 3. Отделочные работы. 6 ч.

    Украшение готовых изделий и предметов (деревянных шкатулок, стеклянных бутылочек, баночек и др.) природными материалами и подручными средствами (бисером, бусинками, ленточками, бумажными салфетками и др.).

    Тема № 4. Творческие работы. 25 ч.

    Проектная деятельность: выбор темы, определение круга участников проекта, составление плана, подбор материалов и средств деятельности. Изготовление отдельных изделий и составление целой композиции.

    Данная программа рассчитана на учебный план 72 ч., согласно которому в неделю проводится два занятия.

    Методическое обеспечение:

    В воспитании дошкольников и младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

    • словесные
    • наглядные
    • игровые
    • практические.

    В зависимости: от возраста, значения уровней развития зависит место каждого метода обучения.

    • позволяет рассказать теорию,
    • дать знания
    • дать правильную и четкую инструкцию.

    Важным методом является и наглядный метод.
    Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Важно, чтобы дети умели работать с пластилином. Дошкольники умели делать простейшие формы, а младшие школьники – могли самостоятельно применять умения и навыки работы с пластилином для изготовления поделок.

    Игровой метод:

    • когда вместе с педагогом дети сочиняют или вспоминают сказку,
    • дети планируют применение этих поделок для постановки какой-то сказки или игры.

    Через игру происходит вхождение детей в социум и знакомство с явлениями окружающего мира.

    • отрабатываются все знания и умения детей
    • происходит закрепление знаний и умений,
    • формируется мелкая моторика,
    • формируется мыслительная операция.

    Условия реализации:

    Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.

    В работе используется разнообразный природный материал:

    1 место

    s Photo Viewer 6.1.760

    Золотая Виктория Анатольевна.

    sova iz semyan klena01

    Колмогорова Наталья Ивановна.

    panno iz beresty07

    lisichka iz lukovoy sheluhi01

    sovushka

    image-1

    Melnitsa

    podelki iz ovoschey zhivotnyet01
    podelki iz ovoschey zhivotnyet02

    кораблик из кабачка

    podelki iz prirodnogo materiala13

    Копатыч из тыквы

    strana-muhomorov

    

    осенние запасы

    Ганова Ксения

    Тармышов Кирилл, 5 лет.

    msa

    gluhar

    img_20160925_153105
    Semya-Mihalkovskih-CHudo-derevo

    Сова

    IF

    Novikov-Kirill_zhar-ptitsa-osen

    panno beresta07

    2 место

    Цветкова Анастасия

    dscn1598

    dscn1636

    Гаркушин Никита, 7, Криворожская СОШ, 1 класс, сл.Криворожье:

    Listya

    IF

    осенний натюрморт

    100_5481

    img_8479

    podelki prirod material02

    IF

    podelki prirod material07

    podelki prirod material05

    IF

    IF

    мышкин домик из тыквы

    ежик

    korabl

    IF

    Халимов Демид Сергеевич, 4,4 года, Детский сад 31, г.Магнитогорска.

    podelki iz ovoschey zhivotnyet03
    podelki iz ovoschey zhivotnyet04

    венок осени

    Поделки из природного материала. Фото и мастер-классы
    Поделки из природного материала. Фото и мастер-классы
    Поделки из природного материала. Фото и мастер-классы

    Козлова Дарья, 9 лет, МКОУ СОШ с УИОП пгт. Тужа Кировской области

    Синьор Помидор

    kartoshka в мундире

    ежик из кленовых листьев

    panno iz semechek01

    Desyatkin-Valeriy

    В своей работе я использовал основной материал — баклажан, так же использовалось — зубочистки, ягоды:клюква, брусника и виноград. Из баклажана я вырезал тело пингвиненка и шляпу, а так же тачку, глазки сделал из брусники, пуговички — из клюквы, лапки — из виноградинок. Все прикреплял с помощью зубочисток. в конце работы в тачку уложил ягоды.

    20161016_122857
    20161016_122933
    20161016_124744

    IF

    IF

    IF

    IF

    popova-sofya

    suslova-arina

    3 место

    Штадельман Дмитрий Михайлович, 7 лет, ученик 1 А класса, МБОУ Прогимназия Кристина, 1А класс, Томск.

    shtadelman-dima

    Руководитель: учитель высшей категории Костюк Татьяна Станиславовна.

    podelki prirod material08

    IF

    осенний букет

    заготовки ежика

    гусеница из яблок

    осенняя полянка

    осень урожайная

    свинка из капусты

    трое в лодке

    podelki iz prirodnogo materiala09

    podelki iz prirodnogo materiala12

    podelki iz prirodnogo materiala14

    Ягодный листок

    Дары осени

    Gulieva-Sabina-ZHar-Ptitsa

    осенняя корзинка

    гусеница

    Камодин Павел Сергеевич, 5 лет, МБДОУ Детский сад 44, Кострома.

    чудо-тыква

    IF

    IF

    IF

    Зайнуллина Альмира

    Садреев Акрам

    Радостный еж

    semeyka-lesovichkov

    maysner

    Шевелев Андрей Павлович, 7 лет, МБОУ Прогимназия Кристина, город Томск, 1А класс.

    Руководитель: Татьяна Антольевна Бережнева.

    zhiraf-shevelev-andrey

    Зубов Марк

    2. ПОДЕЛКИ ИЗ ШИШЕК, ЛИСТЬЕВ, ВЕТОК, СЕМЯН: ЧАСТЬ 1 И ЧАСТЬ 2

    Участники:

    IF

    жар-птица из листьев

    Исмагилова Наиля Рустемовна, 6 лет, МАДОУ № 297, подготовительная группа, Казань.

    Дружок-паучок

    Галимуллина Дина Булатовна, 6 лет, МАДОУ № 297, подготовительная группа, Казань.

    Жители морского дна

    IF


    Елизаров Артем Евгеньевич, 7 лет, МБОУ Прогимназия Кристина, 1 А класс, город Томск.

    elizarov-artem

    Конспект осеннего занятия по конструированию поделок из овощей для старших дошкольников. Задача: формировать у детей умение задумывать простые предметы из овощей, используя для соединения различный материал.

    Поделка цветок из томатов

    Поделка из лимона Мышка


    Вводная часть

    Ход занятия

    Упражнение для глаз.

    1. Воспитатель

    — Во саду и в огороде
    Есть волшебная страна,
    Очень вкусных, разноцветных
    Она жителей полна.

    Кто-то горький, кто-то кислый,
    Кто-то слишком сладковат.
    Кто овальный, кто-то длинный,
    Кто-то формой кругловат.

    Этот край нам всем известен,
    Встрече с ним так каждый рад,
    И, к тому же, знает всякий,
    Он витаминами богат.

    Кто из вас, ребята, знает,
    Как страну ту называют? (предположения детей)

    Воспитатель:

    2. Воспитатель

    — К нам сюда на вечеринку
    Явились жители в корзинке.
    Кто загадки отгадает,
    Тот этих жителей узнает.

    Воспитатель загадывает загадки. Дети после отгадки достают поочередно из мешочка отгаданный на ощупь овощ. Дети называют овощ, его цвет, форму, размер.

    Воспитатель обращает внимание на поделки из овощей:

    — Эти овощи, признаться,
    Очень любят превращаться.
    Посмотрите-ка, ребятки:
    Вот огурец лежал на грядке,
    А потом всех удивил-
    Стал красавец…— крокодил

    Ну, а рыжая морковка
    В жирафа превратилась ловко.
    Вы, ребята, всех узнали?
    Я прошу, чтоб рассказали.

    Воспитатель:

    — Что ж, и мы, ребята, с вами
    Поиграем с овощами.

    Детям предлагается сделать любую фигурку из любого овоща, используя подручный материал.

    Воспитатель:

    — Но сначала для порядка
    Сделаем для рук зарядку.

    Дети по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

    У Лариски —
    Две редиски,
    У Алешки —
    Две картошки.

    У Сережки-сорванца —
    Два зеленых огурца.

    А у Вовки —
    Две морковки.

    Да еще у Петьки —
    Две хвостатых редьки. (В. Волина)

    Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа: советы в выборе темы, овоща, дополнительных материалов, определение лучшего способа соединения, поощрение инициативы, самостоятельности, интересных идей.

    Воспитатель делает анализ.

    Например:

    1. Какая у вас фантазия!
    Животных – разнообразие!
    В лесочке – лиса и ежишка,
    На пеньке — из картофеля мишка.

    2. Мышки.

    А это что за малышки?!
    Из огурцов чудо-мышки!
    Вот им зерна и семена,
    Не страшна будет им зима.

    3. Поросята.

    Посмотрите-ка, ребята,
    Вот смешные поросята.
    Подумали немножко:
    Помогла… картошка.

    4. Кот, собака.

    А морковку не узнать!
    Ну, попробуй отгадать:
    В кого превратилась ловко
    Оранжевая морковка?

    5. Слон.

    Посмотрите, какой слон!
    Из чего же сделан он?
    Видно без бинокля:
    Конечно, это… свёкла!

    В старшей группе детского сада обучаются дети в возрасте 5 лет. В этом возрасте малыши уже хорошо умеют рисовать, лепить и конструировать. Все эти навыки можно применить при создании поделок.


    Содержание

    Жар-птица

    Из цветной бумаги можно сделать поделку из бумаги в старшую группу в виде волшебной птицы.

    На листе бумаги, который служит основанием нужно нарисовать голову и туловище птицы. Если ребенок еще не настолько хорошо рисует, помогите ему. Предложите малышу разукрасить птицу и приклеить ей клюв и глаза из цветной бумаги.


    Далее из офисной бумаги ребенок может вырезать несколько больших овалов. Это будут перья хвоста жар-птицы. Каждое перо нужно разукрасить. На перьях нужно нарисовать разные узоры карандашами, фломастерами или красками. Готовые перья нужно приклеить на заднюю часть птицы, формируя разноцветный хвост.







    Павлин из пластилина и бумаги

    Если ваш ребенок больше любит работать с пластилином, предложите ему вылепить павлина:

    • Слепите из пластилина круг и овал;
    • Соедините круглую голову и овальное туловище;
    • Вылепите треугольный клюв и прикрепите к голове;
    • Из разрезанной пополам ватной палочки сделайте хохолок павлина;
    • Из кусочка цветной креповой бумаги скатайте маленькие шарики;
    • Из картона вырежьте полукруг – будущий хвост павлина;
    • Обмажьте полукруг пластилином;
    • Приклейте ряды бумажных шариков рядами, формируя хвост павлина.














    Поделки из манки

    Поделки в старшей группе детского сада должны не только развлекать, но и развивать ребенка. Для того чтобы показать физические процессы, отлично подходят картины из манки.

    • Нарисуйте или распечатайте на бумаге шаблон, это может быть любой персонаж;
    • Предложите ребенку промазать рисунок клеем ПВА внутри контура;
    • Насыпьте вместе с ребенком манную крупу поверх клея, излишки стряхните;
    • Когда манка немного подсохнет, разукрасьте крупу при помощи акварели.


    Краска будет плавно расходиться, а манка набухать. В такой технике можно красиво смешивать цвета.


    Бабочка в ладошках

    К пяти годам дети неплохо вырезают, особенно крупные детали. С детьми старшей группы можно сделать объемную поделку из бумаги:

    • Сложите лист А4 пополам;
    • Приложите ладонь к сгибу и обведите ее карандашом;
    • Вырежьте форму, у вас должно получиться две ладошки, соединенных вместе;
    • Разрисуйте ладошки;
    • Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте две бабочки, одна из них должна быть чуть больше;
    • По центру ладошек приклейте большую бабочку. Клей нанесите только по центру, чтобы крылья могли подниматься;
    • Поверх так же приклейте меньшую бабочку;
    • Подогните крылья кверху, чтобы они торчали.








    В качестве поделки из природного материала в старшей группе подойдет еж из пластиковой бутылки и еловых веток:

    • Пластиковую бутылку, объемом 0,5 л обмотайте бичевой от крышки до начала широкой части;
    • Оставшуюся часть бутылки обмажьте пластилином;
    • На пластилин приклейте еловые шишки;
    • На мордочку приклейте кукольные глаза или глаза из картона/пуговиц;
    • Украсьте иголки веточкой калины или желтым листком.










    Макаронное искусство

    Для детских поделок в старшей группе часто используют макаронные изделия. Разные виды макарон можно использовать для разных поделок.












    Бумажные цыплята

    На фото поделок в старшей группе детского сада часто можно видеть объемные поделки из бумаги. В такой технике можно сделать, например, цыплят:

    • Лист желтой бумаги сверните в кулек, чтобы получился конус;
    • Края конуса подрежьте так, чтобы он устойчиво стоял на столе;
    • Из оранжевой или красной бумаги вырежьте гребешок и лапки;
    • Приклейте к основанию конуса лапки, а на верхушку хохолок;
    • Нарисуйте цыпленку глаза и клюв.


    Клоун

    Далеко не все поделки в старшей группе приносят мамам и папам много хлопот. Порой достаточно распечатать рисунок из интернета и дать в руки ребенку нитки.

    • Распечатайте или нарисуйте лицо клоуна;
    • Наклейте рисунок на лист плотного картона;
    • В верхней части головы проделайте отверстия при помощи дырокола или шила;
    • Предложите ребенку из отрезков разноцветной пряжи сделать прическу клоуну. Отрезки пряжи нужно продевать в отверстия и завязывать узлом.













    Объемные ромашки

    Из белой офисной бумаги вырежьте 6-10 узких полос. Длина может равняться длине листа А4:

    • Полосу сложите пополам;
    • Промажьте клеем только небольшой участок по центру полосы;
    • Приклейте полоску к основе;
    • Второй лист согните, промажьте клеем, приклейте перпендикулярно первому;
    • Повторите с остальными полосами;
    • Возьмитесь за край последней наклеенной полосы, согните его к центру, формируя петлю, приклейте;
    • Повторите со вторым концом полоски;
    • Загните и приклейте к центру каждую из полос;
    • На место крепления приклейте круг желтой бумаги – сердцевину цветка.


    Чем тоньше будут полосы бумаги, тем более ажурным получится цветок.


    Картонный кактус

    • Белый бумажный стаканчик разукрасьте на свой вкус. Это будет горшок для кактуса;
    • Из двустороннего зеленого картона вырежьте 3 овала;
    • Каждый из овалов сложите пополам в длину;
    • Склейте овалы так. Одну из половин промажьте клеем, приложите к ней второй овал так, чтобы две половины были соединены, а другие две торчали;
    • В той же технике приклейте третий овал.


    Полученный кактус поместите в горшок. По желанию на кактусе можно нарисовать колючки или дополнить его цветком.







    Роза из пластилина

    • Из зеленого пластилина скатайте длинные тонкие колбаски, это будут стебли;
    • Приклейте стебли к листу бумаги;
    • Из красного, розового или желтого пластилина скатайте длинные, тонкие колбаски;
    • Сверните колбаску по спирали, должен получиться круг. Это будут цветки;
    • Прикрепите цветки к стеблям;
    • Из плоских овалов зеленого цвета сделайте листья, дополните их прожилками.


    К пяти годам дети уже освоили большинство техник, используемых при создании поделок, и выбор изделия ограничивается лишь наличием дома нужных материалов.

    Читайте также: