Калейдоскоп школа безопасности поделки

Обновлено: 06.07.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Принята на Педагогическом Утверждаю

совете ДДТ Директор МБУДО ДДТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Уровень программы – базовый

Возраст учащихся: 7-11 лет.

1год (144 часа), 2год (216 часов).

Бакалина Нинель Михайловна

педагог дополнительного образования

"Не учи безделью, а учи рукоделью".
В.И.Даль

Пояснительная записка

В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изме­нения. С одной стороны, усложнились социально-экономические усло­вия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с дру­гой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребенка, которому необходимо выразить свою ин­дивидуальность, неповторимость.

Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребенок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоя­тельность и ответственность; сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплоще­ния замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.

- в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства;

- в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Данная программа способствует саморазвитию и самоопределению ученика в творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, Программа направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы:

Развитие творческой личности средствами декоративно - прикладного искусства и различными видами рукоделия.

Задачи программы:

- обучение детей методам работы с различными материалами, разнообразным технологическим приемам декоративно-прикладного творчества;

- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

- развитие творческого потенциала и художественного вкуса у детей средствами декоративно-прикладного искусства;

- развитие способности осмысления ребенком роли и значения декоративно-прикладного творчества, в быту и в повседневной деятельности;

- формирование у детей навыков ручного труда;

- развитие образного мышления, памяти, внимания, воображения.

- воспитание трудолюбия и аккуратности;

- развитие творческой активности и самостоятельности;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Отличительные особенности.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение учащихся к активной познаватель­ной и творческой работе. Процесс обучения декоративно-прикладного искусства строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил декоративно-прикладного искусства у детей развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родите­ли, педагоги);

-учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Принципы , лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-12 лет.

Группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения. В связи с этим большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком.

Наполняемость учебной группы: 12 человек. Пол – девочки.

Группа формируется по принципу добровольности.

Сроки реализации программы .

Продолжительность реализации программы - 2 года.

1-й год обучения – 144 часа - это начальный этап. Он базируется на уровне исполнительской, репродуктивной деятельности, позволяющей познакомиться со всеми основными приемами , а также развить интерес к сотворчеству в коллективном труде, 72 занятия в год.

2-й год обучения – 216 часов -это этап формирования интереса на уровне импульсивного творчества. Происходит овладение специальными знаниями, умениями и навыками, вырабатывается устойчивая потребность к рукоделию, 108 занятий в год.

Режим занятий.

Первый год обучения: продолжительность занятий по2 часа 2 раза в неделю.

Второй год обучения: продолжительность занятий по 2 часа 3 раза в неделю.

Учебные занятия с конкретным видом деятельности составляют 45 мин., организационные мероприятия и короткие перерывы – 10 мин.

Форма реализации программы:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы проведения занятий.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет художественно – эстетическую направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители учащихся.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат основные знания и умения в достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.

· готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;

· развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

· стремление внести красоту в домашний быт;

· желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

· самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

· выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

· организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

· соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

· оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

· формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;

· развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов работ;

· формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;

· способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.

Способы определения результативности программы:

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

Диагностика результатов осуществляется с помощью промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация - путем выполнения самостоятельных работ по итогам каждого модуля, где при выполнении игрушек, изделий, поделок обучающиеся должны продемонстрировать свои навыки и умения, полученные в ходе занятий на данном этапе.

Итоговая аттестация - путем проведения выставок по итогам полугодия и в конце учебного года.

Диагностика результативности образовательной программы.

В качестве диагностики используются:

· однодневные – которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.

· постоянная – которая представляет лучшие работы обучающихся;

· по итогам года – на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению .

Критерии оценки:

низкий – все задания выполняет при помощи педагога.

средний – знает и понимает правила работы, применяет их на практике, иногда требуется помощь педагога.

высокий – знает и понимает правила работы, применяет их на практике, работу выполняет самостоятельно.

Формы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие воспитанни­ков в выставках и конкурсах разного уровня, открытые занятия, праздники, мастер-классы. Показателями эффективной реализации программы являются устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, стремление к самостоятельной творческой деятельности, эстетическое восприятие произведений искусства, доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных техник украшений.

Содержание изучаемого курса:

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов.

Читайте также: