Как варить кожу для поделок

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Если это одежда из кожи, то ее аккуратно распорите, удали­те все нитки и клеевые проклад­ки. Затем все кусочки промойте в теплой воде, а более загряз­ненные места осторожно по­трите мягкой губкой или щет­кой, добавив бесщелочного мы­ла (например, детского или банного). Потом кусочки хоро­шо прополощите, причем по­следнее полоскание должно быть в воде с добавлением уксу­са и соли (на 1 л теплой воды — 1 стакан 9%-ного уксуса и 50 г соли).

Голенища не нужно распары­вать по всем швам, как одежду. Оставьте их целыми, помойте, как описано выше, и храните до нужного момента.

Кожу мелких изделий, таких, как кошельки, сумки, ремни, папки, подготавливают для ра­боты так же, как и одежду. Кста­ти, в этих изделиях часто приме­няется декоративная кожа, кото­рая украсит любую поделку.

Замшу постирайте в теплой воде с мылом или порошком.

Сильно загрязненные места по­трите тампоном, смоченным нашатырным спиртом, а потом кусочки постирайте.

После просушки у замши поднимите ворс. Это можно сделать резиновыми щетками, наждачной бумагой, жестким поролоном и даже ластиком для чернил.

Для небольших поделок на кожевенных фабриках или в мастерских по пошиву одежды и обуви вы можете купить отхо­ды производства.

Как покрасить кожу

Восстановить цвет кожи по­сле мытья поможет глице­рин: смажьте им лицевую сто­рону.

Царапины на коже подкрась­те анилиновым кремом для обу­ви или нитрокрасителями. Фло­мастерами хорошо подкраши­вать срез кожи.

Для декоративных малень­ких изделий, где на коже не бу­дет сильных изгибов, исполь­зуйте масляные краски или по­кройте кожу лаком для ногтей.

Коже дайте высохнуть. По мере подсыхания перебивайте гвоздики, так как, высыхая, ко­жа начнет садиться, а значит, растянет отверстия от гвоздей. Когда вы снимете кожу с дос­ки, чтобы перебить гвоздики, смажьте детским кремом или касторовым маслом ее лицевую сторону, которая обычно глад­кая и блестящая. Кожа от этого станет более эластичной.

Мелкие кусочки кожи высу­шивайте под прессом. Сначала положите их между сухими тря­почками и придавите грузом, а через некоторое время тряпоч­ки замените любыми гладкими пластинками и оставьте кожу под прессом до полного высы­хания.

Секреты работы с кожей

Поскольку с кожей я дружу около двадцати лет, то опыт накопился немалый. Кое-что могу подсказать начинающим кожевникам.
Я не буду расписывать тут, какая бывает кожа и на что идет. Этой информации более чем достаточно в интернете. Расскажу только о том, о чем, как правило, не пишут.

1. Существует мнение, что кожу гладить проблемно.

Тонкая кожа прекрасно гладится. Для этого приобретите бумагу для запекания в любом хозяйственном магазине. Она бывает белая, похожая на пергамент и коричневая. Годится любая.
Как разгладить швы:
Сначала разложите изделие на твердой поверхности, вывернув наизнанку. Все швы слегка отбейте молотком (говорят, лучше деревянным, но я отбиваю обычным металлическим). Эта процедура хорошо прижмет припуски и сделает шов тоньше и изящней (возможно, вам и глажка после этого не потребуется).

Если же необходимо прогладить швы, то гладим с изнанки через бумагу, жар ставим на шерсть. Потом с лица (так же через бумагу), жар чуть уменьшить.

Иногда кожа от долгого лежания становится мятой, бесформенной и неприглядной. Можно ее намочить или погладить. Но проще — намочить и растянуть.

2. Стирка кожи.

Тут в сообществе прочитала, что кожу не стирают. Неправда, стирают. Если кусок кожи большого размера, налейте в ванну немного теплой воды, добавьте чуть-чуть фэйри или другой жидкости для мытья , положите кожу лицом вверх и аккуратно потрите губкой всю или загрязненные места.

Потом отполощите в теплой воде. Желательно, весь этот процесс не затягивать, постарайтесь делать все быстро.

Отжимать кожу не надо, повесьте ее на край ванны, поводите ладошкой по лицевой стороне, сгоняя лишнюю воду. Потом найдите ровную гладкую поверхность (пластиковый стол, линолиум и так далее). Уложите на эту поверхность свою мокрую кожу (лицом вверх) и начинайте расправлять ее ладонями, разглаживая от середины к краям, пока вся кожа не прилипнет. Так оставьте до высыхания. Никаких кнопок и гвоздей не надо. После высыхания кожа станет гладкой и немного твердой. Вид будет почти как новой. Далее ее можно протереть специальными кремами или силиконовой пропиткой (не всякую, надо пробовать на кусочке).

3.Как кроить (если вы хотите заняться пошивом одежды).

Я кроила на полу. И обязательно с полным набором выкроек, то есть, правая и левая полочка, два рукава, спинка и все мелкие детали полностью. Если юбка, то обе части (перед и зад). Рисовать на коже можно мелками или серебряной шариковой ручкой.

4. Ести вам надо немного растянуть кусок кожи.

Намочите разложите на гладкой поверхности, как я писала выше. Разглаживайте ее ладонями с силой от центра, придавая нужную форму. Если необходимо сильно растянуть, переложите на деревянную поверхность и закрепите по краям кнопками.
Еще такой нюанс. У меня от фотопринадлежностей остался валик для глянцевания фотографий. Вот им очень здорово раскатывать мокрую кожу. Она тогда сильно увеличивается в размере.

5. Как сделать красивую и ровную отстрочку.

Для этого используют тефлоновую лапку, она значительно упрощает этот процесс. Но есть и еще одна хитрость: отрежьте полоску шириной 2-3см от шуршащей прозрачной пленки (не той, из чего делают полиэтиленовые пакеты). Это может быть даже обертка для цветочных букетов . Надо пробовать на образце. Положите эту полоску поверх изделия и строчите прямо по ней. Потом просто оторвите ее с обеих сторон строчки. Результат вас порадует.

6. Какими иглами шить.

Я шила самой простой №90. Хотя можно и поизвращаться при желании.

7. Как соединять детали кроя.

Кожаные детали не сметывают. Самое простое — соединить их лентой трансфер. Строчить надо, отступив от ленты на 2-3 мм, так как клей налипает на иголку. После прострочки ленту убирают.

Эта лента также необходима при вшивании молнии.

Можно соединять детали канцелярскими скрепками.

8. Не все, наверное, знают, что с хорошей, как правило итальянской, овчинки можно содрать верхний слой, который идет на сжатки в украшениях.

Как это сделать. С лицевой стороны на уголочке острым ножом слегка, наискосок, сделайте надрез. Подцепите его руками и начинайте отдирать осторожно, не торопясь, этот очень тонкий слой.

Не каждая кожа поддается такому издевательству, надо пробовать разную.

Поделилась - Ирина "Чепрачок".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Готовила материал для шестого урока и, не знаю зачем, взяла ножи для кожи. В общем, грохнула вечер, что бы распустить один кусочек шкурки. Маленький кусочек, промучилась с ним долго. До идеала еще ОЧЕНЬ далеко. Но это вопрос опыта и инструмента.

Об инструменте подробнее. Мой арсенал вот:


Два типа ножей и бритва для пяток (представляю себе волосатые пятки)

Фишка этого ножа не только в угле среза и угле заточки. Заточка тут односторонняя. То есть, задняя сторона - прямая:


В итоге, точить его нужно только с лицевой стороны. Соответственно, он выгнулся. Визуально этого не заметно. Но, если провести пальчиками от ручки к края ножа, то на лезвии ощущается легкий "порожек". Короче, гемора с этим ножом много. Но свою работу выполняет.

У него есть собрат. Такой же, но само лезвие у`же. Сделан из ОЧЕНЬ древнего кухонного ножа. Вот он классный! Металл хороший, тупится гораздо медленнее. Однако, из-за маленькой площади лезвия, работать с широкими шкурками очень неудобно. Использую его для роспуска маленьких деталей.

Нож справа имеет двустороннюю заточку. Металл - просто класс. Старая пила . Ну, а что, кому-то шубы дарят, а мне муж делает ножи, притащил ручное дисковое точило (правда, без камня, только войлок), ну и там кабошончики из булыжников делает

Опять отвлекаюсь ))) Нюанс с последним ножом: Угол среза лезвия - не самый удобный, плюс - очень уж узкое лезвие и из-за двусторонней заточки, угол между ножом и шкуркой приходится завышать. Руки устают зверзки. Однако, для среза тонких полосочек кожи (ваще это делать не рекомендую!), очень даже не плох.

Ну и бритва для волосатых пяток . К ней приноровилась не сразу. Для этой штуки нужен не стол, а что-то помягче. Я использую вот такой резиновый брусок:


Не знаю, что это было раньше. Опять же, муж припер от куда-то )))) Штука увесистая. Довольно жесткая для резины. Но гораздо мягче стола и даже гаммовского коврика для раскройки. Без такой резинки не получалось соовсем ничего. А на резинке. Прикольно! Для не больших площадей и узких деталей - рекомендую эту бритву! Брала на али. Если нужно, ссылку кину.

Один нюанс, немного придется поработать с углом среза. Держать бритву нужно примерно так:


Заменить одноразовыми или навороченными бритвенными станками - не вариант (Ох, и получу же я по шее за этот эксперимент ).

А вот, старый "дедовский", это который с опасными сменными лезвиями - очень даже ничего. Только, к нему тоже нужно приноровиться. Опыт, опыт и еще раз ОПЫТ!

Видела в сети еще и торцевые ножи. То есть, как лопаточка, лезвие прямое, не под углом. Не пробовала еще такие. Надо как-нить разориться на подобный и испытать.

А теперь, как резать ножами.

Для этой заметки я взяла полосочку кожи шириной чуть больше сантиметра. Берите шире, гораздо шире! Чем у`же полоска, тем больше шансов ее порвать на фиг )))))

Итак, срезы всегда делаются по направлению к краю. Проще срезать по направлению мездры, против ворса - возможно, но сложнее. Гораздо сложнее.

Немного смачиваю шкурку. Совсем чуток. Меньше мусора и нож скользит лучше.

Далее, отступая от края около 1 см (желательно для начала 7-8 мм, потом постепенно будете увеличивать отступ, когда наберетесь опыта) делаем надрез на глубину равной желаемой толщине готовой шкурки. НО! Не более 2/3 толщины кожи. Все это делается "на глаз".



Главное, не разрежьте насквозь ))))

Далее, кладем шкурку на ровную поверхность. КРЕПКО держим ее. Резать будем "от себя". То есть, край смотрит вперед. Вставляем в разрез нож под ОЧЕНЬ острым углом. Не горизонтально, но близко к этому положению и пилящими движениями (по типу, как поролон подрезали) снимаем слой мездры. Старайтесь, что бы мездра снималась одним полотном:





Если нужно утоньшить бОльшую площадь, то повторите процесс: сделайте надрез на 2см от края (1 см от срезанного участка) и распустите еще кусочек. И так сантиметр за сантиметром.

Геморно. Нудно. Куча испорченных шкурок. Но! Какой простор для творчества.

Первые моменты у вас нифига получаться, скорее всего, не будет. Не отчаивайтесь! Главное - острый нож! Всегда за этим следите!

Второе - без фанатизма. Сильно давить на нож не стОит.

Третье, а это уже маленький секрет ;) Если шкурка хорошего качества, возьмите двусторонний КАНЦЕЛЯРСКИЙ скотч, приклейте его к столу, а к нему уже шкурку. Так, вы ее намертво зафиксируете. Резать будет ГОРАЗДО удобнее!

Однако, если шкурка фиговая, то, отдирая ее от скотча, лицевая сторона может повредиться. Это может случиться и с качественной шкуркой, если скотч уж сильно липучий, а шкурка сильно влажная.

В общем, пробуйте девочки! Пробуйте на ненужных кусочках. Берите шкурки разной толщины, плотности и спецификации. Довольно быстро руки сами поймут, как и что нужно делать. И тогда, весь процесс будет "на автомате"

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Читайте также: