Как сделать рельсы для железной дороги своими руками из бумаги

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Игрушечные железные дороги неотъемлемо ассоциируются с детством. У многих из нас в юном возрасте когда-то была пластмассовая или железная сборная модель железной дороги. А те, кто мог похвастаться моделью зарубежного производства, считались счастливчиками.

В наше время хобби игрушечных железных дорог выросло в крупную отрасль моделирования. Причем этот бизнес уже больше ориентирован на взрослую аудиторию, нежели на детей.

К главным атрибутам – колее и локомотиву с вагончиками, добавились деревья, дома, дороги, машины, рельефное окружение. А стол с полноценным макетом железной дороги, со множеством деталей и мелочей – это уже настоящее искусство.

За рубежом подобные изделия стоят от 2 тысяч долларов, я же в этой статье расскажу, как сделать полноценный макет игрушечной железной дороги своими руками.

Набросок

Чтобы знать, к чему вы движетесь, нужно иметь перед глазами цель. Сделайте на бумаге примерный набросок – где что должно находиться, и каким будет общий вид вашего макета. Побродите по интернету, посмотрите на многочисленные макеты железных дорог и возьмите на заметку то, что вам нравится – мосты, переезды, дома, станции. Можете сделать макет полустанка на Диком Западе, а можете – станции в центре современного города. Но обязательно определитесь до того, как приметесь за работу. И сделайте разметку на столе, чтобы не обнаружить вдруг, что колея выходит за границы стола, или что шлагбаум будет цепляться за проезжающий поезд.

Как это делают


Вначале подготавливают земляное полотно – по аналогии с настоящим, но с учетом масштаба, типа грунта и местной растительности. Грунт вынимают на пол штыка лопаты. Чтобы не было проблем с травой, из дренажного синтетического материала делают подкладку под тело балластной призмы, насыпают песок и щебень.

Для балластной призмы лучше всего подходит так называемый ягодный щебень с фракцией 3–7 мм.

Рельсы и шпалы укладывают прямо на щебень, не закрепляя: путь надежно лежит на балласте под тяжестью собственного веса.

Садовая железная дорога нуждается в уходе: раз в три-четыре дня чистят рельсы, регулярно пропалывают и скашивают траву, убирают листья и плоды деревьев.

Плоды, падая на рельсы, могут испортить их, вызвав окисление. При эксплуатации на открытом воздухе поверхность рельсов загрязняется, что приводит к нарушению контакта.

Макеты железных дорог — игрушки для богатых


Хочу в самом начале заметить, что продукция, о которой пойдет речь и которая впоследствии превращается в макет, известна на постсоветском пространстве еще с конца 60-х годов прошлого века. Так исторически сложилось (я имею ввиду историю моделизма и макетирования), что Германия и Австрия сосредоточили свои интересы и усилия на производстве моделей именно железнодорожной отрасли. Это всевозможные классические и современные локомотивы — паровозы, дизельные и электровозы, вагоны и платформы к ним. Другие страны, например Франция, превзошли остальных в производстве комплектов для сборки моделей самолетов, особенно им удаются самолеты времен Второй Мировой.

Уделение внимания железнодорожным составам позволило практически неограничено развивать ассортимент продукции. Только одной искусственной травы для покрытия макетов существует около 40 видов. Помимо этого есть различные присыпки, имитирующие щебень, опавшие листья, вспаханную землю, проросшие ростки саженцев и т.п. Разработаны составы для создания водных источников — как правило это гели и желлирующие массы с содержанием красителя. Так, проделав выемку в нижних уровнях макета, можно насыпать камешки (тоже кстати немало видов) и сверху залить гелем — озеро на макете готово.

Для создания имитации кустов и деревьев применяются и натуральные материалы — мох, конский волос (для камыша и болотных зарослей). В большинстве же случаев для воспроизводства листвы деревьев применяется специальным образом окрашенный параллон и другая упругая синтетика.

Жилые дома, промышленные строения и различные мелкие элементы (например уличные фонари) поставляются либо в собранном либо в разобранном виде в индивидуальной упаковке. Таким образом, прежде чем взяться за сам макет, нужно сначала склеить домики, автобусные остановки, заводы, железнодорожное депо и много чего другого.

В Россию в основном поставляется продукция фирм PIKO, Roco, Noch, Auhagen. Первые две специализируются в основном на производстве подвижного состава, Noch делает замечательные деревья, фонари, порошки для присыпки и траву. Аухаген делает более выгодные чем у других дома и конструкции, например мосты.

Самым популярным масштабом для создания макетов железных дорог является H0 1:87. Это не слишком большой и не слишком маленький масштаб. Он достаточно велик, чтобы можно было разглядеть все мельчайшие детали на паровозах и строениях, но достаточно мал, чтобы позволить себе макет дома или в офисе. За 50 лет истории развития создания макетов железных дорог электронная начинка шагнула далеко вперед. Управление стало цифровым а не аналоговым как раньше. Т.е. теперь на рельсы подается напряжение 14 вольт, и через него подаются различные сигналы локомотивам. Раньше можно было регулировать только скорость — повышая и понижая напряжение. Теперь же можно менять направление движения, подавать звуковые сигналы, разгоняться и тормозить — и все это с инфракрасного пульта.

Второй по популярности — чемоданный формат 1:120. Это так называемые походные варианты. Локомотивы и здания уже не так хорошо детализированы но все же узнаваемы.

Если вы находитесь в раздумье, чем заниматься в свободное время и к чему приучать детей — хочу предупредить — железнодорожное моделирование — увлечение не из дешевых. Например пара автобусных остановок стоит 250 рублей, паровоз и пара вагончиков в комплекте с блоком управления — не меньше 6000 рублей, ну а сколько искусственной травы и деревьев уйдет — я даже не берусь сказать. Если на вскидку, то для макета 1 на 2 м вам понадобится около 60 тысяч рублей. Да и врядли на этом закончится. Вы постоянно будете что-то докупать — фонтанчики, газетные киоски, виадуки, часы и т.п. чтобы украсить свой миниатюрный город. Железнодорожное моделирование очень затягивает и если вы взялись за создание макета — будьте готовы отказывать себе в чем-либо другом.

    Tags:
  • своими руками
  • железная дорога
  • самодельная игрушка

Наверное, каждый мужчина в детстве мечтал иметь железную дорогу. А если у Вас есть сын, то он, кажется, отнюдь не отказался бы покатать локомотив с вагонами по рельсам. А если этот состав еще и едет сам, слушаясь команд радиоуправляющего пульта, то такая игрушка надолго привлечет к себе внимание.


Если Вы все же решили подарить своему сыну мечту, то выхода здесь два: первый и самый простой — пойти в магазин игрушек и купить своему чаду китайский набор железной дороги. Но есть и второй вариант: подарить своему ребенку нечто, куда Вы вложили частичку своей души — это самодельный набор железной дороги. Да, это трудно, долго и, надо сказать, не дешево, однако, если в Вас живет творческое начало и Вы не ищете легких путей, тогда вперед вместе с нами!

Итак, вся наша железная дорога упакована вот в такой самодельный кейс, удобный для хранения и переноски (благодаря вмонтированной ручке от старого дорожного чемодана).


Все элементы набора компактно размещены внутри и находятся в фиксированном положении благодаря специальной форме-вставке из папье-маше.


Движущей силой состава является локомотив. Изготовлен из плотного картона. Представляет из себя полностью переделанную машинку на радиоуправлении. Локомотив двигается вперед и назад, слушаясь радиопульта, способен включать светодиодные фары. Модель является копией немецкого локомотива BR 218 DB.


В комплект входят два вагона: пассажирский и грузовая цистерна. Пассажирский вагон имеет возможность включения габаритных светодиодных красных огней. Между собой вагоны и локомотив соединяются автоматическим сцепным устройством на постоянных магнитах.





Обратите внимание на соединения фрагментов ж/д полотна. Применено решение на пряжках-фастекс и канцелярских скрепках-стабилизаторах. Частью пути является железнодорожный переезд, который способен включать красный свет светофора и издавать звук при закрытом шлагбауме. Есть также фонарь наружного освящения на белом светодиоде. Отсек для батареек замаскирован под электрощитовой шкаф.








Как сделать макет своими руками

Начинать стоит со сбора информации. Многие люди увлечены модельным строительством и делятся опытом, дают советы, выкладывают на страницах в интернете фотографии и ролики, показывающие собранные ими модели. Можно приобретать различные элементы конструкций и собирать их. Прежде всего стоит определитьс

я с местом для макета. Это должно быть свободное пространство. Может подойти стол размером приблизительно два на полтора метра. Существуют способы устроить макет на откидной или выдвижной столешнице. Затем надо выбрать масштаб макета. Существует пять основных масштабов:

  • HO, колея 16,5 мм (1:87).
  • TT, колея 12 мм (1:120).
  • N, колея 9 мм (1:160).
  • Z, колея 6,5 мм (1:220).
  • G (1:28 или 1:22,5) — садовый или уличный масштаб.

Дорога в масштабе очень распространена. Она имеет размеры, позволяющие разместить макет в доме, и состоит из довольно крупных элементов, с которыми удобно работать и играть. Интересной является также возможность использовать дымогенератор

, звуковой декодер, для воспроизведения шумов при движении составов, и систем безопасности.

Выбор масштаба зависит от места, выделенного для дороги. Z — слишком мелкий масштаб и макет будет трудно собирать и заниматься с ним. Наиболее употребительными являются TT и H0. При выборе масштаба надо учитывать минимальный радиус

кривой. Для рельсов масштаба (1:87) он равен 380 мм. При прохождении больших локомотивов с пятью осями и длинных вагонов этот минимальный радиус надо увеличивать в 1,5-2 раза.

Исходя из этого, нужно рассчитать необходимое пространство для размещения рельсового пути. При масштабе (1:87) это будет три на полтора метра. Можно выбрать меньший масштаб (1:120). Минимальный радиус будет 275 мм и ширины в один метр вполне хватит.

Начинать построение макета нужно с создания схемы. Поначалу она может быть простой, один круг с составом. Постепенно будут добавляться новые ветки, стрелки, семафоры, домики и другие элементы.

Написано 21 августа 2020


Трудно передать восхищение, возникающее при виде качественного макета железной дороги. Все выглядит в высшей степени реалистично: бегут по железнодорожному полотну составы, работают светофоры и шлагбаумы, мерцают огни на станциях. Безусловно, создание столь реалистичного макета требует больших усилий. Но начинается все, как правило, с первого шага – покупки стартового набора.

Выбор стартового набора

Стартовые наборы предлагают многие компании. Для начала выберите необходимый масштаб, наиболее известными являются H0 (1:87), ТТ (1:120), N (1:160), Z (1:220). Выбор масштаба очень важен, так как на этом этапе закладываются основные характеристики вашего макета. Самым популярным на сегодняшний день является масштаб Н0 – он удачно сочетает достаточную компактность и возможность точной детализации. Поэтому можно остановить свой выбор именно на нем. Но конкретное решение, конечно, принимать вам, исходя из ваших личных вкусов и предпочтений.

Продукцию какой компании выбрать? Здесь также возможны разные варианты. Среди моделистов особой популярностью пользуется продукция таких компаний, как Piko, Roco, Fleischmann, Viessmann. Можно одновременно использовать изделия разных компаний, но здесь есть свои нюансы. Например, лучше использовать путевой материал только одной компании, это избавит от проблем с совместимостью путей и различием их внешнего вида. Выбор путевого материала закладывается как раз на стадии покупки стартового набора. Например, вы можете приобрести один из стартовых наборов компании Piko. Ее рельсовый материал отличается хорошим качеством и обладает богатейшими возможностями для дальнейшего развития. На рисунке в качестве примера приведен набор Piko 57121.


Как разместить макет

Стартовый набор куплен, собран, опробован. Все великолепно, но хочется чего-то большего. Не будешь ведь каждый раз собирать макет на полу, это просто неудобно. Для него необходимо отдельное место. И здесь возможны разные варианты, зависящие от наличия свободного пространства.

Удобнее всего, конечно, разместить макет на большом столе или специально созданной под него прочной раме. Хорошим вариантом также является размещение макета на рамах, размещенных вдоль двух стен. Если места недостаточно, можно использовать компромиссный вариант: макет монтируется на откидной платформе, которая в нерабочем положении убирается в специальный шкаф или поднимается к стене. Разумеется, при таком варианте все элементы макета должны быть жестко закреплены, а подвижной состав перед переводом макета в нерабочее положение будет убираться.



Размеры макета также зависят от наличия свободного пространства. Хороший макет должен иметь площадь порядка 4-6 квадратных метров – при таких размерах у моделиста появляется возможность во всей полноте проявить свой талант и фантазию.

Путевая схема

Важнейшим моментом при создании макета является выбор путевой схемы. Хороший макет копирует все основные участки железнодорожных путей. Это значит, что на нем должны быть перегоны, станции, обгонные пункты, разъезды и т.д. Также следует учесть, что все железнодорожные пути делятся на несколько типов: это главные пути, станционные и специального назначения. Вы можете сами создать необходимую путевую схему с учетом присутствия в ней всех упомянутых элементов.

На приведенных ниже рисунках представлены несколько вариантов путевых схем. Они могут служить в качестве ориентира, но полностью копировать их не обязательно. Создайте свою схему – вы получите от этого намного больше удовольствия, чем копируя уже созданный кем-то макет.




Отметим, что даже при создании простейшего макета не следует принимать за основу пути чистый круг или овал. Такой вариант выглядит слишком примитивно и не позволяет добиться хорошего эффекта. Можно избавиться от упомянутого недостатка, если часть пути спрятать в тоннель.

Оформление макета

Следует отметить, что описанный выше выбор путевой схемы во многом зависит от концепции макета. А именно, его эпохи, наличия на нем водоемов, рек, тоннелей, мостов, гор, разнообразных строений и т.д. Перед тем как начинать строительство макета, следует очень тщательно продумать все эти детали. Потратив сразу некоторое время на планировку, вы впоследствии сэкономите массу сил, времени и средств.

На первом этапе следует сразу определиться с тем, будет ли макет вашей железной дороги электрифицированным или нет. Речь в данном случае идет о контактной сети, необходимой при использовании моделей электровозов. Ситуация, когда электровозы двигаются по путям без контактной сети, нелепа и недопустима. С другой стороны, тепловозы вполне могут двигаться по электрифицированной дороге, при условии совпадения эпох. На приведенном ниже рисунке вы можете видеть участок макета с контактной сетью.


Если вы решили создать макет с контактной сетью, следует решить, будет ли она имитационной или реальной. Первый вариант предпочтительнее – питание на модели будет подаваться по железнодорожным путям, что позволит значительно упростить электрическую схему и одинаково успешно использовать электровозы, тепловозы и паровозы. При этом визуально все будет выглядеть абсолютно реалистично.

Выбрав вариант железнодорожных путей, перенесите его чертеж на плоскость макета. После этого следует сразу смонтировать основу путей, чтобы проверить, насколько точно имеющийся у вас путевой материал подходит к созданной вами разметке. Все неточности сразу исправляются. На рисунке вы можете видеть пример создания макета на этапе монтажа путей. Уже уложены рельсы, установлены мачты для контактной сети.


На следующем рисунке вы можете видеть основу макета железной дороги без контактной сети. Обратите внимание на то, как оформлены развязки путей на разных уровнях – подобные решения придают макету красоту, делают его очень привлекательным.


Для создания рельефа местности моделисты часто используют пенопласт. Он легко обрабатывается и окрашивается, ему без проблем можно придать любую необходимую форму. Различные постройки могут изготавливаться самостоятельно или приобретаться у компаний, специализирующихся на выпуске подобной продукции – в качестве примера можно привести компанию Viessmann. Она же предлагает моделистам большой ассортимент светофоров и семафоров, разнообразные мачты для контактной сети, фонари освещения.

Электрическая часть

Запитать простейший овальный путь может даже начинающий моделист. Как правило, внутренняя нить рельсов считается общей, нулевой и не имеет разрывов. Наружная нить делается с одним разрывом, он может быть образован диэлектрической вставкой. Нулевой провод принято делать черным. Если пути короткие – до 3 метров – хватит одного подключения. Если длинные, подключения выполняются равномерно в нескольких местах, что позволяет избежать падения напряжения. Основная часть электропроводки и управляющих элементов располагается под макетом.


В последние годы моделисты все чаще используют цифровые устройства управления. Их выпускают многие компании, с их помощью можно наладить эффективное управление даже самым сложным железнодорожным макетом. В частности, рекомендуем обратить внимание на системы управления компании Roco. В качестве примера можно привести систему управления Roco Z 21.


Данная система позволяет эффективно управлять системами даже самого сложного макета, при этом управление выводится на экран смартфона. Кроме того, на экран может быть выведено изображение с видеокамеры, установленной на локомотиве. Благодаря своим несомненным преимуществам такие системы получают все большее распространение.

Если вы вдруг задумали купить себе или вашему ребенку железную дорогу, то, порывшись в интернете, вы обнаружите огромное количество всего-всего, начиная от рельс и заканчивая подвижным составом и домиками.


С масштабом, я думаю, вы уже определились: это типоразмер N (масштаб 1:160), ширина колеи 9мм. 😊

Давайте упростим задачу.


Купив их можно попробовать, чтобы понять, а хотите вы этим заниматься или нет без большого ущерба для вашего бюджета.

Недостатки: непохожи на настоящие рельсы, давно уже не выпускаются и поэтому это будут только б/у рельсы, очень мало выбора в рельсовых материалах, в стрелках. Они не стыкуются с рельсами других фирм и поэтому при постройке чего-либо серьезного надо будет покупать им замену.

Рельсы со шпалами = №2 на фотографии. Выпускаются компаниями Roco, MiniTrix/Trix, Fleischmann и т.д. Практически, все рельсы разных компаний взаимозаменяемые.

Преимущества: очень похожи на настоящие. Громадный выбор рельсового материала, например:



Недостатки: очень боятся детей – хлипкие. Их хорошо применять, если вы решили строить макет – один раз соединили, проверили, закрепили и больше не трогаете. Раза в три дороже чем первые, причем цена, практически, не зависит от длины рельса – вы платите за одну штуку, а не за длину.

Рельсы со шпалами и подложкой = №3 на фотографии выше. Выпускаются теми же компаниями, что и рельсы под номером 2.

Преимущества: очень похожи на настоящие, с громадным выбором рельсового материала. Более крепкие, чем рельсы со шпалами, но соединительные клеммы ломаются достаточно быстро. Очень хорошо ставить на макет – выглядят очень правдоподобно. Вот так это выглядит на макете:



нимала их по своему 😊.





Их дома меньше, чем наши, поэтому и макеты они могут себе позволить только маленькие. Поэтому и минимальный радиус для таких коротышек равен 110мм – вы сможете разложить макетик на площади, который занимает ноутбук.

В нашем случае, мы можем использовать бОльшие радиусы и тогда наши вагоны будут выглядеть гораздо лучше.



Многие мечтали в детстве о ГДРовской железной дороге, но не многие родители могли себе позволить…
Те мальчишки, кому посчастливилось её получить на новый год или ДР до сих пор вспоминают свои неописуемые ощущения радости и восторженные взгляды друзей! Собирались всем двором что бы покрутить ручку трансформатора и увидеть эту магию, как маленький локомотив тащил за собой множество миниатюрных вагончиков!
Многое было тяжёлое, частично железное…чувствовалось что вещь стоящая, да и цены не малой. Как и сейчас, тогда это стоило хороших денег.
Те чья мечта не осуществилась в детстве, в последствие покупали себе эти наборы для использования и коллекции. Они и сейчас пользуются спросом!
Но кто то пошёл ещё дальше в своих увлечениях! Вы знаете, в этом и состоит смысл жизни просто жить, иметь достаточно большое количество времени на превращения своей мечты в реальность! Да конечно, работа, дом, бытовые дела…мы все пляшем под дудку "надо", "должен", каждый день похож на предыдущий и будущее распланировано на годы вперёд… и только немногие вырываются из этого бесконечного "дня сурка"!
Посреди дачного участка Павла Чилина расположилась настоящая узкоколейка с вагонами и локомотивами!
И самый главный локомотив!



Рядом с домом есть депо, где осуществляется техническое обслуживание подвижного состава. В данный момент видно дрезину и локомотив с бензиновым двигателем.

Читайте также: