Как сделать разноуровневые плоскости на бумаге

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Цель– формировать пространственное мышление у учащихся, сформировать понимание проекционной природы чертежа.

  • Образовательные:
    • оценить уровень знаний о геометрических формах;
    • определить уровень умений учащихся анализировать архитектурные объекты;
    • повысить интерес к занятиям изобразительным искусством; познакомить с понятием макет.
    • расширить знания учащихся об архитектуре;
    • развивать интерес к решению практических задач;
    • изображать архитектурные изображения на плоскости и в объеме;
    • развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства;
    • закрепить навыки графического изображения;
    • развивать логического и пространственное мышления, памяти, внимательности.
    • формировать художественный вкус учащихся;
    • обогащать духовный мир учащихся;
    • воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    • Для учителя: интерактивная доска (спрашивайте материал у автора статьи — прим.ред.), Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
    • Для учащихся: тетрадь, ручка, лист А4, линейка, простой карандаш, ластик, канцелярский нож, доска.

    Методы работы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций). Можно выдавать жетоны тем, кто выходил к интерактивной доске и отвечал на вопросы учителя в течении всего урока.

    1. Организационный момент

    Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

    2. Актуализация знаний

    Просмотр презентации для эмоционального настроя к теме урока (Презентация слайды 1-8)

    1. Является ли то, что вы сейчас увидели искусством
    Ответ: Да
    2. Можно ли эти работы отнести к пространственным видам искусств?
    Ответ: Да
    3. Какие виды искусств относятся к пространственным?
    Ответы: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн.
    2. Что такое архитектура?
    Ответы: это искусство проектировать и строить здания.
    3. Что такое дизайн?
    Ответы: украшение, искусство создания облика вещей и их формы.

    Вопрос: Как вы понимаете это высказывание?
    Ответ: Архитектура не должна быть типовым зданием, она должна быть красивой и радовать своим искусством.

    Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с графическим оформлением чертежа для создания объемного макета и научиться изображать различные элементы здания (слайд 10).
    Учитель: Цель нашего урока научиться читать и чертить чертежи для создания объемного макета из плоского листа (слайд 11).
    Первое упражнение, несмотря на его простоту, вводит ребят впроцесс постепенного овладения пространством. На первом уроке они находили композиционное соответствие формата и первого сооружения— домика (параллелепипеда), азатем двух и трех таких домиков (параллелепипедов). Это задание дает первое представление опространственной композиции, оее восприятии сразных точек зрения. Компоновка из трех элементов уже позволит создать некий силуэтный композиционный ритм расположения величин впространстве.

    Учитель: На прошлом занятия (слайд 12) мы рассмотрели, как можно из плоского листа выполнить объемное здание, учитывая его длину, ширину и высоту.

    Вопрос: Вспомним, как выполнить чертеж для простого дома, в виде параллелепипеда.

    1 страница интерактивной доски

    Работа учащихся у доски: Учащиеся, выделив красным цветом расстояние от линии горизонта до фасада здания, скопировав его, подставляют к верхней стороне прямоугольника (фасада), дочерчивают крышу в виде прямоугольника равную по высоте расстоянию от линии горизонта до нижнего края фасада (изображение 1 б)

    3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

    3.1 Вводное слово.

    Учитель: Чтобы изобразить здания, нужно уметь анализировать форму объекта.

    Вопрос: Что значит проанализировать форму объекта?
    Ответ: Мысленноразделить объект на составляющие его
    геометрические тела.

    2 страница интерактивной доски

    3.2 Работа учащихся по одному друг за другом у доски (изображение 2а)

    Вопрос: Из каких крупных геометрических тел состоит конструкция этого здания?

    Ответ: Из параллелепипедов и пирамид.


    Сдвинув изображение в сторону, остается чертеж фасада здания (изображение 2 в)

    Чтобы репродукция не мешала работать, можно ее уменьшить.

    Учитель: Здание находится далеко от зрителя. Рисунок фасада здания выглядит изображенным на одной линии.

    Вопрос: Правильно ли изображен объект в пространстве?
    Ответ: Нет. Элементы, находящиеся к нам ближе, на плоскости изображаются ниже.

    Работа учащихся у доски: Элементы, находящиеся к нам ближе, опускаем в низ. (изображение 2 г)
    Полученный чертеж можно сгруппировать.

    Работа учащихся у доски: закрепляют полученные знания по созданию чертежа для объемного макета.

    Учитель: Пока ребята дочерчивают чертеж до объема, все остальные выполняют чертеж простого типового здания (прямоугольник) на формате А4, ширина не меньше 130 мм, высота произвольная для работы по новой теме.

    4. Изучение новой темы

    4.1 Вводное слово.

    Учитель: Чтобы наш дом выглядел красивым, оформим его входную группу, которая состоит из дверей и лесенки (слайды 13-16)
    Работая на доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работы сразу всему классу (например, выполнить анализ композиции картины, выстроив композиционную схему прямо по репродукции).

    5. Первичная проверка усвоения и закрепление знаний

    5.1 3 страница интерактивной доски

    Учащиеся выполняют торец лесенки на формате. (Форма произвольная), расположив их на не большое расстояние от дома (изображение. 3 а)
    У доски по одному выходят учащиеся и выполняют уже знакомую операцию на чертеже. Отметим отрезком красным цветом расстояние от дома до фасадной стенки лесенок (изображение 3 б) Копируем расстояние, подставляем отрезок к каждой ступеньке вверх. Таким образом выдерживаем расстояние от фасада дома до торцевой стенки лестничных пролетов (изображение 3 в)

    Учитель: Кроме лесенок в входную группу входит и портал (вход)

    Просмотр презентации с арками при входе.(слайды 17-20)

    5.2. 4 страница интерактивной доски

    Учитель: Проанализируем арочное оформление входа в собор (изображение 4 а)


    Работа учащихся у доски: анализируя строение арки, учащиеся обводят вход прямоугольниками и треугольниками (изображение 4 б)

    5.3. 5 страница интерактивной доски

    Для построения портала (входа) необходимо задать размер входной группы. На лестничной площадке задается размер глубины портала.

    Работая с учителем, учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки.

    5.4 6 страница интерактивной доски

    Учитель: Проанализировав любое архитектурное строение, можно выполнить объемный макет, если правильно выбрать технику исполнения (просмотр изображения 6)


    6. Контроль и проверка знаний

    Самостоятельная практическая работа по завершению объемного макета. В начале практической работы учитель дает рекомендации по работе и напоминает о том, что учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности, вместе с учениками повторяют основные правила. В процессе практической работы учитель дает советы и рекомендации учащимся, хвалит, вдохновляя на работу.

    7. Подведение итогов урока

    В конце урока проводится выставка работ. Учащимся сообщаются оценки за работу на уроке.

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…
    • я приобрел…
    • я научился…
    • у меня получилось
    • я смог…
    • я попробую…
    • меня удивило…
    • урок дал мне для жизни…
    • мне захотелось…

    8. Информация о домашнем задании (слайд 21)

    1. Выбрать памятник архитектуры.
    2. Изучить особенности строения фасада.
    3. Стилизовать графическое изображение фасада. (Начертить чертеж)

    Материал для подготовки к уроку:

    Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.

    Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
    Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.

    Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
    Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.

    Немного теории

    Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.
    Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину. Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.

    улица в перспективе


    Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.

    Принципы построения

    Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.

    • Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.
    • От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.
    • Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.
    Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга. Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.

    Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.

    Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.

    Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.

    Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.

    При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.

    Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.

    Линейная перспектива и ее виды

    Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.

    Фронтальная перспектива

    Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены

    Угловая перспектива

    Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.

    угловая перспектива


    Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.
    Для наглядности за пример возьмем рисунок куба. Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.

    Трехточечная перспектива

    Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.

    В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.

    Линейная перспектива поэтапно

    Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.

    основы линейной перспективы

    Фронтальная перспектива

    Первым делом нам нужно определить базовые элементы, образующие перспективу, то есть, линию горизонта и точку схода. Теоретически, на рисунке их можно расположить в любом месте, но не с каждой позиции получится удачный ракурс.
    Теперь мы определяем две линии схода, которые будут обозначать ширину нашего куба. По ним будут проходить грани фигуры, располагающиеся по бокам.
    Две линии схода послужат основанием нашей фигуры. Этим мы создаем глубину куба. То есть, прорисовываем левую и правую боковые линии. Далее мы соединяем их двумя параллельными линиями между собой. Эти связующие горизонтальные линии основания будут параллельны линии горизонта.

    Далее мы будем рисовать вертикальные ребра фигуры. Для этого мы возьмем две боковые точки, которые находятся на переднем плане. Из них мы проведем по одной вертикальной линии вверх.

    Теперь мы проведем еще две линии схода, которые будут пересекать ранее нарисованные боковые ребра будущей фигуры. Этим мы окончательно определили высоту нашего куба.

    Если вы заметили, то все линии схода выходят из одной точки, в этом и заключается особенность построения фронтального типа.
    Далее нам нужно изобразить переднюю грань куба. Для этого проводим горизонтальную линию между боковыми ребрами. Учтите, что они должны находиться на одной высоте относительно друг друга, то есть, соединяющая их линия будет параллельна основанию фигуры.

    Теперь изобразим ребра, которые находятся на заднем плане. Как и в случае с фронтальными линиями, мы их проводим из точек пересечения основания и боковых линий схода. Вести их нужно до пересечения с верхними линиями схода.
    Далее мы соединяем эти две линии между собой параллельной основанию горизонталью.

    Нам осталось обозначить лишь верхнюю поверхность изображаемого объекта. Проводим два отрезка по верхним линиям схода, тем самым соединяя заднюю часть фигуры с фронтальной.
    На завершающем этапе просто стираем лишние линии, которые не должны быть видны. Это линии схода и невидимые ребра.
    Конечно, это самый простой пример, но вне зависимости от того, что вы изображаете, принципы построения останутся неизменными. Главное, чтобы перспектива не исказилась.

    основы линейной перспективы в рисунке

    Угловая перспектива поэтапно

    Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.

    Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.

    Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.

    Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.

    Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.

    Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.

    Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.

    Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.

    Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.

    трехточечная перспектива

    Трехточечная перспектива и ее этапы

    При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.

    Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.

    Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.

    От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.

    Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.

    На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
    Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.

    перспектива в рисунке

    Знаете ли вы, как устроено наше зрительное восприятие? Почему при взгляде на абсолютно параллельные предметы, например, на рельсы, нам кажется, что они сходятся? Почему объекты, расположенные дальше, кажутся нам меньше по размеру? Если у вас есть ответы на эти вопросы, уверена, в рисовании вам будет легче чем тем, кто не понимает, к чему вся эта викторина. Наш мир — 3D, но плоскость листа 2D, так как же нам изображать так, чтобы передача увиденного не искажалась? Чтобы объем не исчезал, а размер оставался разумным… Звучит сложно, верно? Для упрощения подобных задач существуют законы перспективы. Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна. Но перед тем, как строить и рисовать, стоит изучить теорию. Есть некоторые правила, когда вы их изучите и усвоите, ваш рисунок станет ближе к реалистичности. Для начала посмотрим, какие термины используются в перспективе. Самые важные из них:

    Линия горизонта

    Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.

    Точка схода

    Точка схода — это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.

    Перспектива

    Перспектива сама по себе является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.

    перспектива в рисунке

    Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:

    • Чтобы предметы и пространство не казалось плоским, ближе стоящие предметы стоит изображать внахлест с дальне стоящими. Не бойтесь перекрытия.
    • Удаленность объекта от наших глаз требует более воздушного, а также менее контрастного изображения. Не стоит изображать дерево в конце парка так же четко и ярко, как такое же дерево, стоящее прямо перед нами.
    • По логике объекты, которые расположены дальше, по размеру должны быть меньше тех, что ближе к нам.

    Перед началом работы очень важно выяснить, где будет располагаться точка схода и линия горизонта. А далее уже подчинять этим пунктам все предметы. Параллельные линии обязательно будут сходиться в точку схода. Теперь помимо того ,что мы узнали о магии перспективы, я бы хотела рассказать о ее видах.

    Фронтальная перспектива .

    Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.

    перспектива в рисунке

    (Синяя линия — линия горизонта; красная точка — точка схода)

    Угловая перспектива

    Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба.

    рисунок в перспективе карандашом

    Мы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.

    Трехточечная перспектива

    Строить пространство можно даже используя три точки схода. Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.

    рисунок в перспективе карандашом

    После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.

    рисунок в перспективе карандашом

    1. Упростим его форму до простого параллелепипеда для начального этапа. Начинаем с того, что определяем основные элементы: линию горизонта и точку схода.
    2. Теперь нам нужно прочертить две линии схода, которые определят ширину фигуры. Вдоль них будут проходить боковые грани параллелепипеда.
    3. Основание. С помощью двух линий схода можно изобразить основание фигуры. Для этого нужно просто провести две горизонтали из одной линии схода в другую. Так задаем глубину нашего прямоугольного параллелепипеда. Боковые кромки (левая и правая) получаются простой прорисовкой линий схода между двумя горизонталями.
    4. Ребра передние. Возьмем две угловые точки в ближней к нам части фигуры и нарисуем из них две вертикальные линии вверх. Эти отрезки представляют собой ребра передней грани кирпича.
    5. Высота. Строим еще две линии схода, которые пересекают нарисованные ранее вертикали. Так задается высота параллелепипеда. При этом важно, чтобы два вертикальных ребра были на одной высоте. Проще всего выполнить шаг 5 вместе с шагом 6. На этом шаге мы нарисовали все необходимые линии схода. Все они возникают из одной и той же точки схода. Эта особенность одноточечной перспективы и делает этот вид перспективы сравнительно легким.
    1. Передняя грань. Две точки пересечения между вертикалями и верхними линиями схода соединяются горизонтальной чертой. Если текст сложно понять, взгляните на картинку. Горизонтальная черта автоматически приведет к точке пересечения второй линии схода. Мы уже выполнили это в пункте 5.
    1. Дальние вертикальные ребра.Рисуем еще 2 вертикальные линии в 2 дальних угловых точках основания.
    1. Задняя грань.Новые линии должны быть соединены друг с другом горизонтальным отрезком так же, как на шаге 6.
    1. Верхние боковые ребра. Теперь нам осталось только нарисовать верхнюю поверхность фигуры. В одноточечной перспективе это просто прорисовывание верхних линий схода — между двумя верхними горизонтальными ребрами.
    1. Завершение. Мы с вами разобрались в построении фронтальной перспективы упрощенного кирпича. Для того, чтобы получить окончательную фигуру, надо просто стереть ненужные элементы рисунка (линии схода и невидимые ребра), а также добавить детали (которые, кстати, тоже будут подвергнуты перспективному искажению. Невидимые ребра изображены светло-серым цветом на рисунке ниже.

    Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. Разберем также угловую перспективу (с двумя точками схода). Возьмем для изображения куб. Его лучше всего рисовать именно в угловой перспективе. Сядьте перед фигурой так, чтобы вам было видно три грани кубика. А реального размера ребро должно быть всего одно. (все остальные искажены в высоту или длину).

    рисунок в перспективе

    Выясняем, где у нас линия горизонта, а где точки схода. Это самое важное. Наш куб не плоский,а объемный, поэтому мы намечаем пару линий, обозначающих его ширину. Помните, на уроках геометрии мы изучали то, что все стороны куба равны, в теории это действительно так. Но вот перспективе безразличны эти правила, так как все в ней это иллюзия восприятия. То есть не делайте все стороны одинаковыми по длине и высоте. Равными по размеру будут лишь те стороны, что параллельны друг другу и перпендикулярны земле, а главное те, которые не искажаются. (такое встречается лишь во фронтальной перспективе) Хотя бы на пару миллиметров одинаковые по логике ребра будут разниться. При угловой перспективе самым длинным ребром будет то, что ближе к нашему взгляду. То есть N1, его мы обязательно изображаем перпендикулярно полу, не нужно заваливать эти ребра.

    рисунок в перспективе

    После установки главного ребра, из двух концов ведем линии к точкам схода. Влево и вправо. Тем самым образуя N2,N3,N4,N5. Отмеряем карандашом высоту ребра N1, далее прикладываем ту же высоту по новообразовавшимся линиям N2,N3,N4,N5, вспомните, что я писала выше. Не нужно делать их точь в точь одинаковыми, поэтому срезаем немного высоты, сославшись на сокращение размера в связи с отдаленностью линии. После отмеривания нужной длины (на глаз), ставим точки/ ориентиры, тем самым обрезая N2,N3,N4,N5. Из этих точек выходят вверх новые ребра нашего куба N6,N7. На пересечении N4 и N6, N5 и N7 образовались точки. Из этих точек мы ведем линии в точки схода. На пересечении данных линий N8 bN9 образовалась новая точка N12. Из нее ведем ребро вниз. Это есть глубина куба. Точно так же на пересечении N6 и N2, N7 и N3 образовались точки, из которых ведем линии к точкам схода. Они пересекаются, тем самым создавая ограниченные N10 и N11, а на их пересечении заканчивается самая дальняя грань куба.

    На практике изображение предметов, следуя законам перспективы требует много внимания и знаний законов. Но все это сложно лишь тогда, когда только начинаешь учиться. После долгих часов работы и полном осознании того, что же все-таки такое эта ваша “перспектива” искажения на плоскости перестают казаться чем-то страшным, и становятся автоматически понятными. Поэтому мой вам совет, разглядывая работы великих мастеров, проекты архитекторов, чертежи зданий и тому подобное, старайтесь хотя бы пару минут посвятить тому, чтобы разобраться, где в работе линия горизонта, где точка схода, и сколько их вообще. А также при изображении предметов помните, чем грамотнее выполнено искажение, тем реалистичнее будет ваша работа. Хочу для сравнения показать вам примеры с перспективой и без. Подумайте, какие изображения более плоские?

    рисунок в перспективе



    Ну, совсем элементарно.

    рисунок в перспективе


    В первом варианте есть минимальная перспектива, но все же с плоскостями художник поработал очень плохо.

    рисунок в перспективе

    Отойдем от примитивности, посмотрите на куда более профессиональные работы.

    рисунок в перспективе

    Работа Левитана

    Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:

    • Передние предметы больше, чем дальние
    • Контрастность, насыщенность цвета на переднем плане больше, чем на дальнем (соблюдается воздушность и пространство)
    • расстояние между объектами сокращается в связи с отдаленностью

    Идем далее. Клод Моне.

    перспектива +в рисунке

    Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.

    Одна из главных проблем начинающего художника - это создание пространственной глубины на плоском, двумерном листе бумаги. Например, если вы рисуете пейзаж, на переднем плане которого большой валун, а вдали высятся горы, то как показать, что валун - рядом, а горы - далеко?

    На протяжении веков люди придумывали разные системы, которые помогали создавать иллюзию пространственной глубины. Один из приемов заключался в вертикальном построении картины - самые отдаленные элементы изображались в верхней части. В традиционных китайских пейзажах горы всегда находятся вверху, лесистые склоны под заснеженными вершинами, а озеро или река с лодкой внизу.

    В западном искусстве для создания иллюзии расстояния использовались изменения тона и масштаба. О пер¬спективе написаны большие тома, но ее основные принципы довольно просты для понимания. Ключ к успеху кроется в наблюдательности.

    Воздушная перспектива

    Воздушная, или атмосферная, перспектива использует явные тональные различия между близкими и отдаленными предметами. Эти различия помогают создать ощущение глубины и отдаленности. При близком рассмотрении предметы темных цветов и затененные участки кажутся очень темными. На среднем расстоянии они выглядят светлее.

    Тональные различия на расстоянии

    Обратите внимание на то, как эффективно использованы тональные различия в этом рисунке. Они создают ощущение расстояния. Посмотрите на лодки, лежащие на берегу: те, что находятся ближе всего к нам, самые темные. Далее расстояние увеличивается, и тона смягчаются, а на горизон-те берег и океан становятся совсем светлыми.

    Мягкая дымка

    Во влажную, туманную погоду или в сильную жару, когда влага активно испаряется, возникает дымка. Эта дымка смягчает пейзаж, и тона отда¬ленных предметов приобретают голу¬боватый оттенок. В нашем примере тенистые деревья обрамляют старин¬ный дом, который показался бы мрач¬ным, будь эти деревья ближе к нам. Но на среднем расстоянии тона смягча¬ются, а в отдалении становятся совсем бледными. Тональные переходы не резкие, но для ощущения расстояния они очень важны.

    Вертикальная перспектива

    Прямая перспектива

    Чем дальше предметы от вас, тем меньше они кажутся. Этот эффект можно использовать для создания иллюзии расстояния.

    Прямая, или одноточечная, перспектива используется там, где все плоскости параллельны. Например, посмотрите на улицу. Мы видим у всех домов, расположенных по обе ее стороны, одни только фасады. Горизонтальные плоскости верхних этажей расположены выше уровня глаз. Создается впечатление их наклонности, хотя вы точно знаете, что они горизонтальны и наклона не имеют. Горизонтальные линии, расположенные ниже уровня глаз, кажутся восходящими, хотя в действительности остаются на одном и том же уровне. Эти иллюзии можно использовать для того, чтобы убедить зрителя в том, что дорога уходит вдаль.

    Чтобы определить правильный наклон горизонтальных линий, нам необходима воображаемая точка - точка схода. Человек среднего роста, который смотрит прямо перед собой, видит горизонт примерно в 5 км от себя. Чтобы нарисовать перспективу, поместите воображаемый горизонт на уровне глаз и отметьте на нем точку схода - место, в котором пересекутся все горизонтальные линии, если продлить их до горизонта. Если все сделать правильно, то возникнет ощущение расстояния. Помните, что это правило относится только к горизонтальным элементам. Все вертикали должны остаться строго вертикальными.

    Улица, пример одноточечной перспективы

    В этом примере все горизонтальные элементы, которые находятся выше уровня глаз (например, линии крыш, верхние и нижние стороны наличников окон), опускаются вниз, к точке схода. Линии, которые расположены ниже уровня глаз, поднимаются к той же точке. Не забывайте, что в действительности все эти линии являются строго горизонтальными. Если изобразить дома с горизонтальными плоскостями, то есть не устремлять горизонтали к точке схода, у зрителя не возникнет ощущения того, что они параллельны.

    Одноточечная перспектива с прямыми углами

    Здесь художник также использовал одноточечную перспективу, чтобы правильно изобразить здания и показать расстояние. Люди, которые находятся на заднем плане, меньше тех, что изображены на переднем. В конце дороги мы видим другую улицу, которая пересекает ее под прямым углом. Поскольку вторая улица параллельна плоскости картины, точки схода она не имеет. Если бы мы могли видеть боковые стены здания в неоклассическом стиле, которое находится на второй улице, то продолжения горизонтальных линий сошлись бы в той же точке схода, что и линии дороги, где стоит сам художник. Если бы мы видели более далекие улицы, пересекающие основную дорогу под прямым углом, то для передачи ощущения расстояния пришлось бы делать предметы меньше и смягчать тона.

    Придание драматичности

    Придать драматичность композиции можно путем сочетания одноточечной перспективы с крупными объектами, параллельными плоскости картины. В нашем примере (слева) внимание сосредоточено на пересечении кирпично-деревянного крыла дома в левой части картины и деревянного строения на заднем плане.

    Внутренний двор кажется зрителю четырехугольным. Наклонные линии крыла (это строение воспринимается в одноточечной перспективе) направляют взгляд зрителя по картине.

    Точно так же и линии камней, которыми вымощен двор и которые изображены в одноточечной перспективе, направляют взгляд зрителя к человеку, идущему от здания на заднем плане.

    Угловая перспектива

    Намного более интересные композиции получаются при использовании большего количества точек схода. Когда работа с прямой одноточечной перспективой станет для вас простой и понятной, вы обнаружите, что рисование сложных, многосторонних построек открывает огромное количество увлекательных возможностей. В прямой перспективе размеры объектов сокращаются равномерно, равно как и расстояния между ними. Этот принцип справедлив и для двухточечной и многоточечной перспектив. Но следует учитывать, что в последнем случае направлений взгляда больше одного, и каждое уводит на свою собственную глубину и под своим углом, которые дают нам разные степени уменьшения объектов.

    Помните, что при использовании точек схода в двух или многоточечной перспективе не все точки схода помещаются в пространстве картины. Очевидно, что квадратные формы на картине становятся прямоугольными, но точки схода могут уходить далеко за пределы холста или листа бумаги. Чтобы все нарисовать точно, сделайте небольшой эскиз в масштабе и руководствуйтесь им, когда будете определять угол, под которым линии устремляются к точкам схода. Правильные углы можно перенести с небольшого эскиза на основу, на которой вы собираетесь выполнить работу.

    Несколько точек схода на одной картине

    Когда мы смотрим на здание под углом, возникает многоточечная перспектива. Горизонтальные плоскости разных стен здания устремлены к разным точкам схода. В нашем примере обе точки схода находятся за пределами картины. Фасад, выходящий на ров, уменьшается резко, и точка схода его расположена близко. На башню же с мостом мы смотрим под другим углом. Точка схода этой части здания сильно смещена влево.

    Эскиз точек схода

    На этом эскизе (вверху) показаны горизонтальные плоскости, продленные до точек схода. Сами точки схода находятся за пределами картины. Чем больше угол между плоскостью и вертикалью, тем дальше находится точка схода. В пространстве картины оказываются точки схода только тех горизонтальных плоскостей, линии схода которых максимально приближены к вертикали.

    Разные точки схода на каждой стороне предмета

    Чтобы сделать рисунок, который мы видим внизу, художник выбрал точку, которая позволила ему видеть две стороны здания. Благодаря этому композиция получилась более динамичной и интересной, чем, например, фронтальный вид на плоский фасад. Обратите внимание на то, как наклонно уходит вниз линия крыши, расположенная выше уровня глаз. Плоскость же стены, которая находится ниже уровня глаз, идет вверх, как в примерах простой одноточечной перспективы, описанных на предыдущих страницах. Разница лишь в том, что плоскости каждой стороны здания устремлены к разным точкам схода.

    Множественные точки схода

    Многоточечная перспектива используется в тех случаях, когда не все горизонтальные элементы картины устремлены к одной и той же точке схода. В архитектурных рисунках такое случается, когда художник изображает несколько зданий, расположенных под разными углами к плоскости картины. Если у одного здания (например загородной усадьбы) есть крылья или пристройки, расположенные под разными углами к основному зданию, то плоскости их будут устремлены к разным точкам схода.

    Однако не следует чрезмерно увлекаться технической стороной перспективы, чтобы не утратить ощущения цельности картины. Вы можете старательно устремлять все горизонтальные линии к соответствующим точкам схода, но в результате у вас получится абсолютно механический, вымученный рисунок - это будет скорее техническое упражнение, чем художественное впечатление от изображаемого предмета. Овладев основными принципами перспективы, научитесь доверять собственной наблюдательности.

    Держите карандаш в вытянутой руке, чтобы оценить углы расположения горизонтальных линий, устремленных к точкам схода. Затем тщательно измерьте расстояния между элементами изображаемого объекта. Не полагайтесь на собственные представления о том, какими должны быть относительные размеры предметов: вам помогут только точные измерения.

    Проверяйте и еще раз проверяйте

    Тщательные наблюдения и измерения это единственный способ точно изобразить сложный объект с многоточечной перспективой (например, как тот, что показан на рисунке). Мы смотрим на этот городской пейзаж сверху вниз: горизонтальные линии крыш зданий на переднем плане устремляются внутрь картины к своей точке схода.

    Линии же зданий на дальней стороне улицы стремятся вверх. Обратите внимание и на то, что композиция получилась более интересной, благодаря зданиям, расположенным под разными углами к центральному. Они создают ощущение глубины и ведут взгляд зрителя к центральному элементу рисунка.

    Ракурс

    При рисовании в перспективе также нужно учитывать такое явление, как ракурс. Когда мы смотрим на предмет под углом, длина его визуально сокращается, а ширина остается практически неизменной. Длинные детали при определенном ракурсе могут казаться гораздо короче. Например, если посмотреть на лежащего высокого человека чуть сзади и сверху, то длинные ноги и торс покажутся довольно короткими, тогда как ширина корпуса и конечностей останется прежней. Различные ракурсы очевидны в пейзажах с многоточечной перспективой, особенно если отдельные элементы располагаются на разных уровнях.

    Фигура в ракурсе

    Рисуя людей, часто приходится думать о ракурсе, поскольку исключает его только простая поза стоя. Не забывайте, что при взгляде на человека под углом отдельные части тела укорачиваются, а ширина их остается почти неизменной. В экстремальных ракурсах происходят наложения: например, если смотреть на голову сверху, нос накладывается на подбородок. Возможно, вам будет полезно нарисовать схематичный куб вокруг изображаемого объекта и отметить точки схода, как это делается при рисовании архитектурных построек.

    Округлые формы в перспективе

    Уровень глаз наблюдателя определяет расстояние до горизонта, на котором располагается точка (или точки) схода. Это граница видимой земли (или моря) и неба. Линия горизонта располагается там, где из-за сферической формы земного шара мы больше не можем видеть его поверхность. Впрочем, на равнине линия горизонта расположена довольно далеко. При взгляде с возвышения холма или горы она отдаляется еще больше. С самолета площадь обзора увеличивается в разы.

    Уровень глаз определяет и вид округлых предметов. Когда на них смотрят сверху, они кажутся круглыми. По мере снижения точки взгляда круглая форма превращается в эллипс, поскольку круг воспринимается в ракурсе: длина сокращается, а ширина остается неизменной. Чем ниже уровень глаз наблюдателя, тем уже становится эллипс, но граница его попрежнему останется округлой. Это объясняется тем, что у округлых форм нет острых углов. Изгиб всегда определяет ширину предмета. Только когда точка взгляда совпадает с профильным видом круглых предметов, их форма становится плоской, а на ее краях появляются углы. Чтобы убедиться в этом, поставьте на стол стакан и посмотрите на него под разными углами: сначала сверху и вы увидите полный круг; затем немного присядьте и этот круг превратится в эллипс; а потом сядьте так, чтобы уровень глаз совпадал с верхней плоскостью стакана.

    Округлые формы на уровне глаз кажутся практически плоскими. Когда же они располагаются выше или ниже уровня глаз, то становятся более округлыми. Это особенно заметно на изображениях замков, маяков и зданий с круглыми башнями. При взгляде с уровня земли основания кажутся плоскими, а верхние этажи более объемными. Знания часто влияют на восприятие, поэтому, глядя на небольшие округлые предметы сверху, не пытайтесь изобразить их основания плоскими: в данном случае основания будут казаться более округлыми, чем верхние части.

    Бокалы в перспективе

    Понять перспективу округлых форм проще, если взять прозрачные предметы, на которых будут хорошо видны эллипсы. Бокалы, блюда или вазы из прозрачного стекла подходят для этой цели как нельзя лучше. Если налить в эти сосуды воду, то изменения длины и ширины эллипсов станут еще более очевидными. Помните, что изогнутое стекло и жидкость искажают форму содержимого, например, стеблей поставленных в вазу цветов. Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть в соответствии с вашими представлениями.

    Крупные округлые формы в перспективе

    Те же принципы используются при рисовании крупных округлых или цилиндрических форм. В перспективе круги превращаются в эллипсы. Насколько сплющенными или округлыми будут эти эллипсы, зависит от уровня глаз смотрящего. На изображениях крупных объектов (как замок на рисунке внизу) эллипсы в разных частях картины будут разными, потому что одни находятся выше уровня глаз художника, а другие ниже. На уровне воды круглые башни замка кажутся почти плоскими. Основания выглядят сплющенными эллипсами. При взгляде с уровня рва круглые крепостные башни становятся максимально округлыми и эта округлость возрастает с высотой. Все прямолинейные горизонтальные плоскости стен и башен имеют точки схода слева, за пределами рисунка.

    Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

    Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо" нажатием на кнопочки ниже. Расскажите друзьям. Спасибо :)

    Читайте также: