Как сделать потеки на бумаге

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Водостойкость и светостойкость струйной печати на разных видах бумаги

Кроме самого качества печати, важным показателем является стойкость отпечатков при эксплуатации. Конечно, речь не идёт о стойкости документов, напечатанных струйным принтером к огню (бумага всё-таки). Также никто не будет совать документы в кислоту или щелочь. Поэтому когда говорят о стойкости тех или иных видов печати, подразумевают водостойкость и стойкость к ультрафиолету, то есть к солнечному свету.

Лазерная печать имеет практически 100% водостойкость и светостойкость (речь не идёт о бумаге, на которой печать сделана). А вот со струйной печатью не всё так просто, ведь струйная печать ведётся чернилами (чаще всего водорастворимыми), а при лазерной печати происходит спекание порошкового тонера.

Водостойкость документов, напечатанных на струйных принтерах

Для того чтобы удостоверится в водостойкости фотоотпечатков сделанных при помощи струйной печати я провел эксперимент с документами, отпечатанными на разных видах бумаги. Напомню, что были испытаны такие виды бумаг:

2. Бумага для лазерной печати 150 г/м кв.3

4. Бумага офсетная (Сыктывкар) 190 г/м кв.

5. Бумага офсетная SCP N 120 г/м кв.

8. Бумага для цветной лазерной печати XEROX digital color 90 г/м кв.

Эксперимент заключался в замачивании отпечатков в тазу с водой на протяжении 2 минут, с последующей сушкой и глажкой (чтобы можно было сканировать).

Как и с печатью, наихудшие результаты получились с мелованной бумагой (1) . Изображение практически стекло с бумаги. Сама бумага взялась пузырями и разлезлась в нескольких местах.

Со всех остальных бумаг (2-9) (кроме фотобумаги (10-11 ) краска частично стекла.

При этом изображение более сильно проступило на обратную сторону на более тонких бумагах (3; 5; 6; 7) и меньше на толстых бумагах (2; 4; 9) . Также тонкие бумаги местами расползлись.

Обратная сторона бумаги. При намокании бумаги со струйной печатью краска проникает на обратную сторону бумаги

Обратная сторона бумаги. При намокании бумаги со струйной печатью краска проникает на обратную сторону бумаги

Изображение на фотобумаге (10-11) осталось без изменений, как и сама бумага.

Правда на фотобумаге изображение тоже проявилось на обратную сторону, хотя и незначительно.

Вывод. Действительно водостойкое изображение получается только на фотобумаге.

Говорят его можно мочить в воде часами и ничего с ним не станет. На остальных видах бумаги изображение струйной печати боится влаги и размазывается даже от влажных пальцев. Правда это не касается изображений отпечатанных на принтере Riso HC5500. Во-первых, там чернила на масляной основе, во-вторых, эти чернила не сохнут, а вступая во взаимодействие с бумагой, мгновенно застывают, по тому же принципу что и на дупликаторах (ризографах). На ризографах, которые используют принцип шелкотрафаретной печати, краска не высыхает годами, но нанесенная на бумагу мгновенно застывает.

Есть более водостойкие чернила для струйной печати – пигментные. Они не проникают вглубь бумаги, они практически не просвечивают на обратную сторону и ими можно печатать даже на мелованной бумаге. Правда эти чернила осыпаются с бумаги при механическом воздействии, поэтому их лучше использовать на шероховатых сортах бумаги. Кроме того пигментные чернила сильнее забивают печатающие головки принтеров, да и вообще не подходят для всех видов струйных принтеров.

Светостойкость документов, напечатанных на струйных принтерах

Сейчас я специальных экспериментов не проводил, так как они очень длительные. Но раньше такие опыты были. Под прямыми солнечными лучами струйная печать выцветает заметно, примерно наполовину в течение нескольких месяцев – года. На фотобумаге выцветание меньше, так как фотобумага для струйной печати многослойная и рабочая поверхность покрыта полимерной плёнкой. Но всё равно, если планируется сделать фото, которое будет храниться не в альбоме, а в фоторамке, или картину, струйную печать нужно защитить стеклом (оно плохо пропускает ультрафиолет) или ламинировать.

Не нужно говорить, насколько работа с распечатками расширяет возможности декорирования в технике декупаж. Особенно везет тем, кто плотно дружит с фотошопом и другими аналогичными программами - можно делать более сложные коллажи, не ограничиваясь одной понравившейся картинкой.

Способов сделать распечатку - выбор бумаги, принтера, а также истончить ее несколько. Для начинающих осваивать процесс, на мой взгляд, наиболее приемлемы два, назову их мокрый и сухой. В первом случае нужен будет небольшой тазик с водой, во втором случае - скотч. Я указала продолжительно работы 2 дня - это в случае, если все просушивается в естественных условиях. Если какие-то этапы просушиваются феном, то время окончания работы, соответственно, сокращаются.

Распечатка – дело тонкое, поэтому лучше сделать на всякий случай дубликат. Образцы в этом МК распечатаны на обычной офисной бумаге на цветном принтере в копи-центре. Распечатку покрываем акриловым лаком - 3-5 слоев с промежуточной просушкой. Слои наносим перпендикулярно друг другу.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 1

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 2

Выниманием распечатку из воды, промакиваем лишнюю воду полотенцем.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 3

Теперь нужно слегка подковырнуть и снять верхний мокрый слой бумаги (есть рекомендации делать это старой губкой для посуды, именно старой, поскольку новая – жесткая, может порвать лаковый слой).

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 4

Аккуратно пальцами скатываем слой бумаги – от центра к краям. Аккуратно зачищаем истонченную обратную сторону распечатки от маленьких катышков бумаги (есть рекомендации смывать их под струей воды, но следует проявить осторожность – не намочить лицевую сторону, а общем, не переусердствовать).

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 5
2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 6

Предварительно ошкуренную поверхность грунтуем (на выбор – акриловый грунт, акриловая белая краска). Как правило, наносится 2 слоя с промежуточной просушкой. После высыхания грунта наносим на место приклеивания распечатки клеем ПВА или специальным клеем для декупажа.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 7

Клей также наносим на распечатку.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 8

А теперь саму распечатку наносим на декорируемую поверхность. Помощником здесь выступают файл и мягкая тряпочка (резиновый валик): аккуратно стараемся через файлик выгнать из-под распечатки пузырьки воздуха. Действуем от центра к краю. Тот же принцип, как и при поклейке обоев на стены! Высушиваем.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 9

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 10

Распечатка даже после истончения толще салфеточного мотива, соответственно, ее края труднее скрыть. Лучше, если распечатка покрывает полностью декорируемую поверхность, если не хватает рисунка, клейте с белым фоном – не нужно будет прятать переход от распечатки к поверхности. Как видите, у меня распечатка не покрывала всю площадь, поэтому подрисовываю прямо на поверхности, подобрав близкий по тону цвет. Не забудьте про боковинки – для них можно сделать цвет потемнее.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 11

После просушки фона, покрываем все 2-3 слоями акрилового лака. Сушим и затем прошкуриваем (круговыми движениями, шкурка № 800). Опять вскрываем лаком. Если распечатка полностью покрывала поверхность, достаточно было бы 2-3 слоев лака. Но мне хотелось получше скрыть переходы. Вариант – двушаговый кракелюр. После нанесения кракелюрного состава и затирки получившихся трещинок, нужно покрыть слоем финишного лака. Готово!

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 12

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 13

С уголка аккуратно с помощью иглы разъединить слои распечатки и начать процесс истончения.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 15

Не спешить, не дергать, не рвать резко! Аккуратно отделяем верхний лаковый слой.

2 способа истончить распечатку для декупажа, фото № 16

Процесс приклеивания к поверхности, дорисовки и т.д. – см. выше. Всех творческих!

post 30 original

1. Поверхность покрыта полуматовым лаком. Используя тонкую кисть и смывку 1005 Dark Brown Wash, рисуем вертикальные линии от деталей, наиболее подходящих для потеков (петли, крюки, скобы, заклепки, крепления инструментов). Старайтесь соблюдать неравномерность и рисовать линии разной длины и интенсивности.

9.970

2: На советской технике с множеством ровных и плоских поверхностей рисовать потеки значительно удобней, благодаря этому можно четко контролировать их расположение, длину и насыщенность.

10.970

12.970

4: После высыхания мы получим ровные линии с мягкими границами, которые можно будет скорректировать либо добавить еще интенсивности, пройдясь по ним второй раз.

13.970

5: Эффект очень простой и вместо смывки или жидкостей для потеков можно использовать жидкости для пыли имитируя подтеки от дождя.

11.970

1. Поверхность покрыта полуматовым лаком. Используя тонкую кисть и смывку 1005 Dark Brown Wash, рисуем вертикальные линии от деталей, наиболее подходящих для потеков (петли, крюки, скобы, заклепки, крепления инструментов). Старайтесь соблюдать неравномерность и рисовать линии разной длины и интенсивности.

9.970

2: На советской технике с множеством ровных и плоских поверхностей рисовать потеки значительно удобней, благодаря этому можно четко контролировать их расположение, длину и насыщенность.

10.970

12.970

4: После высыхания мы получим ровные линии с мягкими границами, которые можно будет скорректировать либо добавить еще интенсивности, пройдясь по ним второй раз.

13.970

5: Эффект очень простой и вместо смывки или жидкостей для потеков можно использовать жидкости для пыли имитируя подтеки от дождя.

11.970

Подпишитесь на рассылку

Будьте всегда в курсе наших специальных предложений!

6 необычных техник рисования акварелью

watercolor by memougler d50g920

Недавно мы разбирали семь простых техник рисования акварелью, и если вы их освоили, то пора переходить к чему-то более сложному и интересному. Сегодня мы разберем еще шесть любопытных техник, которые помогут вам создать свой собственный шедевр.

Брызги

Нижнюю часть бумаги мы намочили, чтобы посмотреть, что получится.

Данная техника довольно простая. Просто наберите на кисть краску и начните постукивать щетиной кисти по пальцу так, чтобы брызги хаотично разлетались

splatter1

Если ваша кисть слишком мокрая, вам будет сложно управлять брызгами. Поэтому стряхните несколько капель с нее, а уже потом приступайте к работе.

Если вам не нравится бить кистью о свои пальцы, то вы можете использовать любое подручное средство, ручку, например.

splatter2

Перед тем, как начать разбрызгивать нашу краску, положим кусочки бумаги в верхнем углу нашего холста.

Также мы намочили нижний край листа чистой водой и подкрасили его светло-фиолетовым цветом.

Поищите старую зубную щетку, промойте ее и уберите все остатки зубной пасты. И приготовьтесь к беспорядку.

spray1

Есть несколько способов набрать краску на зубную щетку. Вы можете окунуть ее в краску, то таким образом очень сложно заполнить щетину краской. Можете попробовать наполнить зубную щетку с помощью кисти. Таким образом вы сможете контролировать количество краски.

spray2

Возьмите зубную щетку и проведите большим пальцем по щетине. Также вы можете использовать подручные средства. Выберите инструмент, с помощью которого вам будет удобно распылять краску с щетины. Заметьте, как скорость движений и дистанция щетки от бумаги влияют на распыление краски.

spray3

Когда вы захотите распылять краску другого цвета, промойте хорошенько зубную щетку и просушите ее полотенцем.

Не беспокойтесь, если у вас не получается эта техника так хорошо, как хотелось бы. Практикуйтесь и у вас все будет получаться.

spray4

Как видите, получается довольно интересный эффект. Используйте те подручные средства, которые у вас есть, примените свою фантазию и подойдите к рисованию креативно.

splatter3

Сграффито и штампы

Сграффито – это итальянский термин, который обозначает технику соскабливания, ассоциирующуюся со стиранием верхнего покрытия керамики с целью обнажения тех слоев, что находятся под ним.

На примере мы соскабливали краску с помощью перочинного ножа. Если соскабливать еще не высохшую краску, которая впиталась глубоко в бумагу, то получатся темные линии.

Если использовать эту технику с умом, то с ее помощью можно создать интересные ландшафты, выскабливая формы деревьев и другой флоры.

scrafitto1

Можно использовать старые кредитные карты, чтобы соскабливать краску. Гладкой картой стороны можно сметать остатки краски.

scrafitto2

Множество кистей имеют заостренный край. Можете использовать такие кисти, чтобы создавать тонкие линии.

Очень важно понять, через какой промежуток нужно начинать соскабливать. Потренируйтесь на отдельном листе такой же бумаги и с теми же красками.

scrafitto3

Штамп – это нанесение краски путем надавливания другими предметами на бумагу. Вы можете выбрать любой материал для того, чтобы создавать штампы. Пробуйте все, что попадется вам под руку.

На данном примере мы используем салфетки для лица. Наполним их краской и нанесем штампы на верхнюю часть бумаги.

stamped1

Также можно использовать губку. С ее помощью мы изобразим траву.

Вы можете играться с текстурами, используя различные материалы. Экспериментируйте!

stamped2

Не бойтесь использовать части тела для штампов. Всему можно найти свое применение!

scrafittostamped

Вымывание

Относительно простая техника поможет вам создать необычные и интересные фактуры.

Сначала покроем верхнюю часть бумаги синей краской.

water1

Затем быстро закрасим красным цветом оставшуюся часть полотна. Так будет выглядеть наш рисунок на данном этапе.

water2

Теперь промойте хорошенько кисть и вновь наполните ее чистой водой. Легкими движениями кисти побрызгайте каплями воды на еще мокрую краску.

water3

Продолжайте брызгать водой до тех пор, пока вас не устроит результат.

То, насколько краска высохла, можно понять по силе воздействия воды на нее. Заметьте, что чем больше воды попало на одну и ту же область, тем светлее там стал оттенок краски.

water4

Не расстраивайтесь, если у вас не получается управлять размытием. У вас, скорее всего, это и не получится, так как довольно сложно повлиять на этот процесс.

water5

Экспериментируйте с количеством воды, цветами и степенью высыхания краски. Данная техника может помочь вам в создании интересного и фактурного фона.

water6

Используем спирт

Вам понадобятся ватные палочки и спирт.

alcohol1

Густо закрасьте ваш лист краской.

alcohol2

Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется и приготовьтесь к самому интересному.

alcohol3

Окуните ватную палочку в спирт и начните капать им на краску.

Спирт, попадая на краску, как бы отталкивает ее, создавая светлое пятно.

alcohol4

Пробуйте капать спиртом на краску по мере ее высыхания, чтобы проследить эффектом.

Получается довольно красиво, не так ли?

alcohol5

Эта интересная техника позволяет создавать необычные текстуры.

alcohol6

Используем соль

Очевидно, что нам понадобится соль для этой техники.

salt1

Нарисуем небо и холм.

salt2

Второй холм у нас будет малинового цвета, немного смешаем его с первым холмом, чтобы получить интересный переход.

salt3

Теперь возьмем соль и посыплем ею наш рисунок. Через несколько минут добавим еще немного соли. Она отталкивает краску от себя, создавая необычную фактуру.

salt4

Подождем, пока все это высохнет и посмотрим, что же случится дальше.

salt5

После того, как рисунок высох, эффект, который придала соль, становится более видимым.

Стряхните соль с рисунка и насладитесь результатом.

salt6

Лучше использовать губку для того, чтобы смахивать соль. Так вы не повреждаете краску. Легкими движениями очистите рисунок, постарайтесь не тереть его.

salt7

Соль впитала в себя краску, создав огромное количество похожих на звезды пятнышек.

Стоит заметить, что крупная соль будет оставлять более крупные пятнышки, а мелкая, соответственно, более мелкие.

Нужен совет.

Помогите, расскажите как сделать потеки как-будто воск течет на новогодних бутылках с шампанским.

Елена, всё просто. Это потдтёки от горячего пистолета, покрытые краской!

здорово. все гениальное просто

Ой, Наташа, чтоб мы без вас делали

У нас есть масса мастеров, которые вас в беде не оставят.

Хотя. мне приятны ваши слова! Спасибо!

а если нет под рукой горячего писталета? если альтернатива?

Ой, кто только на эту тему не делал МК

Елена, спасибо за вопрос!

Наташа и Алиса, спасибо за ответы!

Светлана, а может простые краски не надо? Вы подумайте, ведь вечером, когда включите лампу, вы увидите все мазки на абажуре.

Наташа, тогда подскажите какие? которые для росписи по стеклу?

Скажу, по-секрету, что вместо красок лучше взять цветную рисовую бумагу. Или краски по ткани.

Анастасия, Наташа, Спасибо большое! Это вариант) Честно даже не задумывалась об этом)

Наташа, подскажите, а каким лаком лучше покрывать? лампа стеклянная.

Светлана, покрыть лучше щеллаком, т.е. спиртовым, или стекловидным.

Здравствуйте, Светлана. Извините, поздно увидела ваш вопрос. Я профессионально занимаюсь декупажем (не ищите на моей страничке мои работы, их там нет)). Так вот, к теме о лампе (плафоне). Я делала несколько раз декупаж на плафонах, очень хорошо подходят Икеевские. Сначало поверхность протираете спиртом (водкой), что бы обезжирить, потом грунтовка, потом делаете декупаж, а потом аккуратно губкой наносите акриловую краску, стараясь не попадать на одно и тоже место. Никаких подтеков не будет, если постараетесь. Лучше сначала окрасить полностью лампу, а потом уже делать декупаж. Лак подойдет акриловый, покрываете лаком, шкурите, потом опять покрываете, и так до тех пор пока лампа не станет гладкой. Шеллак со временем желтеет. А от энергосберегающей лампы ничего не будет, например, на лак Поли-Р водно-акриловый производитель (только Германия) установил возможность использования изделия при довольно высокой температуре.

Нина, спасибо) Обошлась рисовой бумагой, но вот лаком пока не крыла. Получилось чудесно)))

Я например, свечкой и делала. Плавила свечу, и воск капал на бутылку. Бутылку держала горизонтально, немного под углом. Выглядело вот так:

bgsprite

Да, здорово, но воск же мягкий и он может отвалиться. Получается недолговечно!

А он через какое-то время затвердевает, его можно покрыть красочкой, а потом лаком. Держится!

Уверена на все 100 процентов, что стержни клеевого пистолета гораздо прочнее.

Как делать брызги акварелью?

Долгое время я не знала, как создавать забавные, красивые брызги, которые мне нравились в работах других художников. Чаще всего у меня не получалось, брызги были слишком маленькими или слишком светлыми!

Сейчас я знаю, как правильно сделать брызги с помощью акварели, и даже различаю способы их создания с различными эффектами, поэтому я хотела бы поделиться с вами новыми знаниями (и навыками).

Может быть, у вас такие же проблемы, как у меня, или вы не знаете, как это сделать.

kak delat bryzgi akvarelu%20%281%29

Итак, посмотрите это забавное короткое видео, показывающее 3 разных способа разбрызгивания! Я надеюсь, вам понравится.

Вот еще несколько советов.

Гибкой кистью создавать брызги сложнее. Если вам трудно, используйте более жесткую кисть.

Скажу еще раз, вам потребуется много краски и воды! Для успешного результата используйте хорошо впитывающую кисть!

Если ваши брызги слишком светлые, когда высыхают, это означает, что вам нужно использовать больше краски, больше пигмента. Скорее всего, вам будет трудно получить яркие брызги, если у вас сухая акварель. Может быть, вам стоит купить несколько тюбиков с краской, размешанной с водой?

Если ваши брызги слишком маленькие, используйте больше воды и больше пигмента, и/или попробуйте встряхнуть кисть. Это менее точный способ, но с его помощью вы получите большие брызги.

Если вы хотите аккуратные брызги на своем эскизе, слегка постучите по кисти или просто их нарисуйте. Для высокой точности держите кисть прямо над бумагой! Если вы не хотите, чтобы брызги были в какой-либо части эскиза, просто закройте ее рукой или листом бумаги.

Если брызги попали в ненужное место, сразу сотрите их салфеткой!

Не забывайте, что вы также можете просто плеснуть немного воды на бумагу с акварелью, чтобы создать действительно интересные эффекты, или даже добавить туда другие цвета для еще большего удовольствия!

kak delat bryzgi akvarelu%20%282%29

Мне нравится добавлять брызги на многие эскизы, но я думаю, что они особенно полезны для рисунков деревьев или кустарников, ярких предметов или таких текстур как бетон или песок.

kak delat bryzgi akvarelu%20%283%29

Вы можете здесь увидеть, где я использовала мазки, а где брызги? Смотрите на круглые формы!

kak delat bryzgi akvarelu%20%284%29

Я уверена, что вы смогли угадать, какой способ я использовала в каждом из этих эскизов!

Вы тоже любите добавлять брызги? Вы используете другие способы для этого? Расскажите, пожалуйста, ваши истории!

В моем шпионском лэпбуке одна из мини-книжечек посвящена рецептам невидимых чернил для секретных посланий. Конечно же, мы с Катей и Витей все рецепты опробовали сами и заявляем с полной ответственностью: сделать невидимые чернила своими руками просто! И они действительно получаются проявляющимися и действительно годятся для тайных посланий!

рецепты невидимых чернил

Перед началом опытов подготовьте листы белой бумаги, все необходимые ингредиенты, кисточку, ватные палочки, ватные диски (или кусочки ваты), утюг.

Чтобы потом не отвлекаться от удивительных превращений, приготовите все нужные химические растворы заранее. Чтобы не запутаться, какой из них где, подпишите стаканчики или пометьте их наклейками.

как сделать невидимые чернила

Если писать на обычной бумаге с помощью кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом.

Думаю, старшее поколение хорошо знает этот способ по школьным рассказам о том, как дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда – действительно, в среде революционеров этот способ писать секретные послания был в ходу!

невидимые чернила из молока

невидимые чернила из молока

Невидимая надпись получается, если писать на бумаге раствором пищевой соды 1:1. После высыхания бумага совершенно бесцветна.

Попробуйте писать на обычной бумаге лимонным соком. Чернила проявляются после смазывания текста водным раствором йода (воспользуйтесь ватным диском или ватой). Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаги и окрашивает ее в светло-фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми!

Другой вариант проявления с помощью раствора метилового оранжевого (его можно найти в наборе для детских опытов по химии)

рецепт невидимых чернил
Надпись невидимыми чернилами из сока совершенно невидна!

невидимые чернила из сока
Невидимые чернила из лимонного сока проявляются от йода

Аналогичной способностью темнеть при нагревании обладает сок лука, яблочный сок и другие соки с высоким содержанием кислоты.


невидимые чернила
Второй вариант проявления - под действием высокой температуры.

Приготовьте клейстер: смешать 2 части крахмала и 1 часть воды и нагреть на медленном огне, постоянно помешивая.

После остывания этой жидкостью можно писать крупные буквы на обычной бумаге с помощью ватной палочки.

Чернила проявятся после смазывания листа водным раствором йода. В бумаге крахмала мало - и она окрашивается в светло-фиолетовый цвет. А те места, которые мы промазали крахмалом, становятся темно-фиолетовыми.

Сварите густую рисовую кашу так, чтобы вода не полностью впиталась в крупу. Эта вода и будет рисовым отваром, которым можно писать тайные послания.

Писать надо на обычной бумаге с помощью ватной палочки. Надпись проявится после смазывания листа водным раствором йода, ведь рис богат крахмалом.

Писать надпись на обычной бумаге. Чернила проявятся, если потом подержать лист над парами нашатырного спирта (над пузырьком) или смазать лист ватой, смоченной в нашатыре (надпись зеленеет - на фото видно слабо, но в жизни надпись получается контрастнее). Проявление происходит вследствие образования аммиаката меди сине-зеленого цвета.

Развести водой немного отбеливающего стирального порошка. Сделать им надпись. После высыхания буквы будут видны в ультрафиолетовом свете (для этого надо использовать специальный фонарик, которым, например, проверяют денежные купюры). Они реально светятся в темноте! Жалко, фото сделать нельзя!

простые рецепты невидимых чернил

Чтобы проявить ее, надо смазать лист бумаги водным раствором солей железа (в виде порошка они входят в состав многих химических наборов для опытов).

Хлористый кобальт (или азотно-кобальтовую соль) можно найти в виде порошка в некоторых наборах для химических опытов. Чтобы сделать из него чернила, которые на время проявляются, а потом снова исчезают, надо растворить 1г порошка в 25 г дистиллированной воды.

Чтобы проявить ее, понадобиться прогладить бумагу утюгом. Надпись станет ярко-синего цвета, который после остывания снова побледнеет.

10 г желтой кровяной соли растворяют в 100 мл воды. Надпись после высыхания становится не видна. Проявить ее можно, смазав лист раствором 20 г хлорного железа в 50 мл воды. Ингредиенты можно найти в некоторых наборах для химических опытов.

Это единственный неопробованный нами рецепт. В нашем наборе "Юный химик" не оказалось нужных веществ. Поэтому и фотографии опыта здесь нет. И я прошу своих читателей - кто проведет этот опыт и опробует 10-й рецепт невидимых чернил, присылайте мне описание и фотографии на электронную почту (она есть в разделе "Об авторе"). Вас ждет приз! :) Я вам пришлю в подарок шаблоны для распечатки лэпбука "Шпионский".

В этом лэпбуке для шпионов есть не только рецепты невидимых чернил. Есть там и секретные коды, и шифры, и досье на самых знаменитых шпионов, и фоторобот, и пособие для снятия отпечатков пальцев. В общем, все, что может понадобиться шпиону или разведчику:) Посмотреть лэпбук можно тут: "Лэпбук для шпионов"

лэпбук для шпионов
Лэпбук "Шпионский"

Другие химические опыты для детей вы можете посмотреть в большой подборке "Простые химические опыты", где я собрала все опыты, которые мы проводили с Катей и Витей.

Читайте также: