Как сделать портрет в скульптуре из пластилина 6 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

1 Портрет в скульптуре Портрет в скульптуре Урок Изобразительного Искусства, 6 класс, 3 четверть

2 Скульптура Скульптура Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.

4 Объекты изображения в скульптуре и ее разновидности Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

5 Круглая скульптура Круглая скульптура - вид скульптуры, произведения которой представляют собой самостоятельные трехмерные объемы: - свободно размещаемые в пространстве; - не связанные с плоскостью фона; - обычно требующие кругового обзора.

6 Круглая скульптура Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.

7 Рельеф Рельеф - вид скульптуры; скульптурное изображение на плоскости, являющейся физической основой и фоном изображения. В рельефе воспроизводятся сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. Рельеф - вид скульптуры; скульптурное изображение на плоскости, являющейся физической основой и фоном изображения. В рельефе воспроизводятся сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы.

8 Рельеф Различают: 1.выступающий над плоскостью фона выпуклый рельеф, который подразделяется на контррельеф и койланаглиф; 2.врезанный в глубь плоскости фона углубленный рельеф, который подразделяется на барельеф и горельеф.

9 Классификация По своему назначению скульптура подразделяется на: 1.монументальную; 2.монументально- декоративную; 3.станковую; 4.скульптуру малых форм

10 Станковая скульптура Скульптура малых форм Монументальная скульптура Монументально- декоративная скульптура

11 ЗАДАНИЕ ЗАДАНИЕ Тебе предстоит сделать скульптурный портрет выбранного литературного героя. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. Для выполнения работы потребуется пластилин, стеки и основа ( стеклянная банка). Тебе предстоит сделать скульптурный портрет выбранного литературного героя. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. Для выполнения работы потребуется пластилин, стеки и основа ( стеклянная банка).

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

каркас для лепки портрета по живой модели

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

лепка портрета по живой модели фото 1

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек - анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

лепка портрета по живой модели фото 2

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

лепка портрета по живой модели фото 3

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных "трех-четвертных" (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

лепка портрета по живой модели фото 4

лепка портрета по живой модели фото 5

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции - соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

лепка портрета по живой модели фото 6

так и сбоку (вид в профиль)

 лепка портрета по живой модели фото 7

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.

Согласно классическим пропорциям, "слезник" (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка - надбровные дуги - кончик носа - низ подбородка.

Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

лепка портрета по живой модели фото 8

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

 лепка портрета по живой модели фото 9

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

лепка портрета по живой модели фото 10

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые "планами" или "плоскостями" и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть "поворотами формы" или "переломами формы".

Условно, систему "планов"(плоскостей) и "поворотов формы" в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены "переломы формы") :

лепка портрета по живой модели фото 11

Однако следует учитывать, что "планы" или "плоскости" вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а "повороты" или "переломы" формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря - формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

лепка портрета по живой модели фото 12

лепка портрета по живой модели фото 13

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как "голова = лицо + нечто неопределенное". Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову - объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот - с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих - не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

лепка портрета по живой модели фото 14

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как "действие слева - действие справа". Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

лепка портрета по живой модели фото 15

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

лепка портрета по живой модели фото 16

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.

лепка портрета по живой модели фото 17

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

лепка портрета по живой модели фото 17

лепка портрета по живой модели фото 18

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

лепка портрета по живой модели фото 19

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

лепка портрета по живой модели фото 20

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа.

лепка портрета по живой модели фото 21

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку "на три куска" - одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом - два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая "черновая" формовка производится "в расколотку", то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

лепка портрета по живой модели фото 22

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

лепка портрета по живой модели фото 23

Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый "скульптурный". Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.

На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.

Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам - там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

лепка портрета по живой модели фото 24

лепка портрета по живой модели фото 25

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

лепка портрета по живой модели фото 26

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные "клинышки" - они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха - их тоже залепляем глиной.

лепка портрета по живой модели фото 27

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем "клинышки".

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат "клинышки" из глины.

лепка портрета по живой модели фото 28

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

лепка портрета по живой модели фото 29

лепка портрета по живой модели фото 30

Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

лепка портрета по живой модели фото 31

Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.


5. Цели урока : формировать понимание выразительных возможностей объемного изображения, понимание связи с окружающим пространством; учить видеть конструктивную форму предмета, овладевать навыками объемного изображения предмета, активно воспринимать различные виды изобразительного искусства.

Образовательная цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре

Деятельностная цель: Создать в объёме художественный образ: портрет литературного героя или своего современника.

7. Образовательные технологии: проблемного обучения, развивающего обучения

8. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

9. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

10. Планируемые результаты:

а) предметные: изучение выразительных возможностей объемного изображения; классифицирование по заданным основаниям (виды скульптуры); использование художественных материалов и инструментов; научить создавать объемные изображения из пластилина; организация рабочего места.

б) метапредметные:

-познавательные : Преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (изображение в скульптуре головы с ярко выраженным обликом и характером), умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; извлечение необходимой информации, умение структурировать знания; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

-регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.- коммуникативные: сотрудничество, управление поведением, умение слушать друг друга,обмениваться мнениями ,планировать деятельность и работать по плану

в) личностные выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно - творческую деятельность;

11. Межпредметные связи: литература,технология,история

12. Оборудование урока:

а) для учителя: мультимедийная презентация, репродукции работ художников и скульптурные работы, выполненные учащимися в предыдущие годы; пластилин, стеки.

Для изготовления такого портрета нам понадобится:

1. Пластилин (перламутровый)

2. любая картинка раскраска

3. рамка (А4 или А3, это вам решать)

4. простой карандаш

Итак приступим! переносим картинку на стекло с помощью карандаша, потом налаживаем пластилин, с другой стороны, размазывая пластилин аккуратно, так чтобы не вылазить за края.

Лишний пластилин убираем ножичком (ст экой). Вставляем готовый портрет в рамку А 4 и всё портрет готов.

Пластилин может быть любойб кокой вам по карману. Но для красоты конечно нужен перламутровый. Получаются вот такие портретики, можно украсить группу, холл, коридор и тп.

Рисуем перламутровым пластилином

Рисуем перламутровым пластилином Лепка в детском саду привычное занятие. Дети с интересом лепят как по образцу, так и по замыслу, проявляя творческие способности. Увидев.

Скульптурный портрет, бюст

Скульптурный портрет – замечательная возможность запечатлеть во внешнем облике очертания характера. Сложность портретных изображений заключается не только в техническом исполнении, но и в точном отображение внутреннего мира модели. Скульптор на станке превращает глину в портрет и раскрывает в нём душевный мир портретируемого с помощью своих рук и внимательности. Чтобы создавать шедевральный скульптурный портрет необходимо умело объединять мастерство лепки с талантом психолога.

Подготовка каркаса

Для устойчивости скульптуры необходим надежный каркас, который легко делается самостоятельно. В центре плинта фиксируется вертикальной деревянный брусок. Его можно крепить под наклонном к основе, как бы повторяя с профиля силуэт шеи и головы, или так, чтобы между основой и бруском образовался угол 90 °.

Начало лепки

На каркас скульптор набирает массу головы из глины, соблюдая при этом пропорции и размер головы в целом. Начинать стоит от общих очертаний – анфас, тыл и профиль. Идти от эскиза, от общего к малому. Чтобы передать структуру лица нужно отталкиваться от следующий точек: макушка — надбровные дуги — кончик носа — низ подбородка. Набирая объем нужно следить за тем, чтобы каркас не выглядывал из рабочего материала. И начинать нужно импульсивно, хватая в целом характер портретируемого.

Пропорции лица

Стоит начать с расположения глаз, то есть определить их высоту посадки, ширину между ними и их размер. Пока работаете всегда держите по центру лица вертикальную линию чтобы относительно неё детали справа и слева расставлять симметрично. Все расчеты производятся относительно высоты головы – от макушки до подбородка. Допустим, чтобы определить высоту лба, нужно примерно прикинуть сколько раз он влезет в длину головы. Пользуйтесь циркулем. Из стандартных соотношений, лоб и голова соотносятся как 3:1. Рот располагается по середине между кончиком носа и краем подбородка, иными словами нужно определить расположение на этом промежутке верхней и нижней губы. Формирования лицо следите за формой головы в целом. От правильно взятых общих форм головы будет также зависеть успешный результат работы.

Коррекция деталей

Определив очертания, пропорции и найдя точное соотношение всех деталей лица, скульптор приступает к коррекции, а точнее к пролепке. Прорабатывается мимика. Поправки вносятся постепенно, приближая каждую точку к реальности. И на этом же этапе мастер отображает характер, передает настроение и состояние внутреннего мира модели.

Черновая формовка и отливка

Когда скульптура завершена наступает завершающий этап – формовка и отливка. Формовка условно делит скульптуру на две части: спереди и сзади. Для разделения вставляются усёнки из алюминиевых пластин. Можно линию усёнок провести до ушей, а можно за ушами — решать вам. Подготавливается гипс, который наносится на поверхность глины. Толщина слоя на лице составляет от 1.5 до 2.5 см., толще для краев формы.

После затвердевания гипса, примерно через 30 минут, открывается форма. Если в частях формы осталась глина, её необходимо промыть водой до полной чистоты. А затем форму промазать разделяющим составом ( лак НЦ или акриловый потом вазелин) и делать отливок из выбранного материала. После чего форма аккуратно разбивается.

Учебники по лепке

В этой статье мы подошли к вопросу лепки портрета очень поверхностно. Более глубокие знания рекомендуем вам подчерпнуть в учебниках по лепке. Например очень хорошее пособие написано английским скульптором-педагогом Эдуардом Лантери. Ну и конечно же надо много практиковаться и возможно даже брать уроки лепки.

Читайте также: