Как сделать лицо из пластилина

Обновлено: 26.07.2024

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов: лепка головы не отличается от лепки фигуры какими-то иными принципами, приемами, средствами, использованием других материалов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен аналогичным требованиям передачи объемно-пространственной характеристики предмета.

Поэтому, для того чтобы эта характеристика была точной и выразительной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составные части, их взаимосвязь и взаимозависимость, уяснить себе основные формы этих частей и их влияние на форму предмета в целом.

Иными словами, нужно проанализировать конструкцию модели и исходя из этого анализа определить структуру объема и характер поверхности предмета, своеобразие его форм.

Таким образом, задачи при лепке головы ставятся те же, что и при лепке любого другого предмета; разница заключается лишь в особенностях предмета, а не в ином к нему отношении. Поэтому остаются в силе три последовательно решаемые задачи:

1) нахождение расположения частей в пространстве (движение),

2) нахождение их относи тельных размеров (пропорции),

3) нахождение формы (лепка в собственном смысле этого слова) как всего предмета в целом, так и его частей.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Задачи эти решаются в изложенной последо вательности, но не изолированно друг от друга. Нельзя решать одну из них, не думая о последующем решении двух других.

Так, когда речь идет о решении первой задачи, то говорится о правильном расположении в пространстве объемов головы, шеи и той части плеч, изображение которой задумано. Естественно, что, оставаясь на этом этапе главной, такая задача не может быть решена без воспроизведения, хотя 'бы весьма приблизительно и условно, относительных размеров всех трех перечисленных объемов и их форм.

Наконец, переходят к решению последней задачи — нахождению формы. Из геометрии известно, что всякая кривая линия со всеми ее изгибами может рассматриваться в упрощенном варианте как состоящая из прямых отрезков ломаная линия. Этим положением, в частности, пользуются при определении площадей, ограниченных кривыми линиями. Эта особенность используется и для построения форм в скульптуре. Криволинейные поверхности на первых стадиях обозначаются пересечением приближенных к ним плоскостей. Поэтому первоначальная форма любой модели неизбежно должна представлять собой как бы обрубленный топором объем. В начале работы над головой, на первой стадии лепки, этот объем может быть ограничен всего несколькими плоскостями, позволяющими видеть в этом простом объеме некое подобие головы, шеи, плеч. На последующих этапах происходит уточнение размеров этих объемов, определение пропорций, переход от условной трактовки к передаче реальных форм натуры со всем присущим им богатством.

Каркас для лепки головы

Лепку головы необходимо начинать с изготовления каркаса. На (ил.1) показана схема деревянного каркаса простейшей системы. Как видно, для его изготовления нужно два обрезка досок, брусок, две небольшие планки и несколько гвоздей. Перед обкладкой каркаса полезно смочить его водой, чтобы глина лучше пристала к дереву. Приготовление глины для лепки головы ничем не отличается от подготовки к другим работам — глина должна быть размочена, а потом размята. Разминать ее лучше всего ударами железного прута по большому куску глины. При этом необходимо удалять из глины попадающиеся в ней иногда камни, щепки и прочие посторонние предметы.

Работать вначале лучше всего руками, в случае необходимости используя деревянный молоток, колотушку и петли. По мере продвижения работы следует переходить ко все более мелким инструментам, так как такие тонкие детали, как глаз или ухо, не могут быть мало-мальски удовлетворительно вылеплены пальцами скульптора.

Для сохранения скульптуры из глины во влажном состоянии ее нужно опрыскивать водой и покрывать пластиком или клеенкой. Из этих же материалов можно делать и колпаки на деревянных каркасах, чтобы ничто не прикасалось к работе не портило ее поверхности.

Скульптор почти всегда в своей творческой практике работает в заданном размере. Чаще всего это обусловливается необходимостью увязать размер скульптуры с архитектурой, в которой она будет располагаться. Поэтому, начиная работу, полезно задать себе масштаб, то есть отношение произведения к натуре, например: 1,25; 1,5; 2 натуральной величины.

Для сохранения масштаба и проверки его в процессе работы полезно сделать масштабную линейку, на которой деления, равные 1,25; 1,5; 2 сантиметрам в скульптуре, будут соответствовать одному сантиметру в натуре.

Каркас с проложенной на нем глиной ставится на вращающийся станок — лучше всего станок-треножник. Высота станка должна быть такой, чтобы середина работы приходилась на уровне глаз работающего. На этом же уровне нужно поместить и натуру, тем самым можно избежать неудобства рассматривания и сравнения на разных уровнях.

При постановке натуры нужно иметь в виду, что сидящий живой человек всегда держит плечи несколько выше, чем стоящий, поэтому при лепке головы нужно или сажать натуру, или ставить, а не чередовать то и другое в одной и той же работе.

Изучение скульптуры головы лучше начинать с лепки мужской головы, а не женской, так как формы ее определенней. В постановках натуры следует придерживаться правила — от простого к сложному. Рекомендуется сначала лепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого какого-либо движения. Постепенно задание нужно усложнить, давая голове поворот, или наклон, или то и другое вместе.

Самое начало прокладки глины лучше осуществлять двумя руками без инструмента, так как чувство симметрии при работе двумя руками приходит на помощь при изображении симметричного объекта, каким является голова.

Когда мы входим в затемненную комнату, зная, где и какие стоят в ней предметы, мы легче их можем увидеть, нежели в том случае, если этого знания у нас нет. Точно так же и в лепке. Если скульптор знает строение предмета понимает, чем обусловлены выпуклости и вогнутости его поверхности, то ему легче их увидеть, а значит, и вылепить, чем человеку, не имеющему о них понятия.

Для скульптора важно уметь различать общие присущие каждой голове элементы, их построение и индивидуальные, принадлежащие только данному объекту особенности. Разобраться в этом помогает нам пластическая анатомия.

До того как приступить к лепке головы, очень полезно вылепить череп человека, потому что форма головы и лица главным образом обусловливается строением черепа.

Лепка скелета шеи и плеч не так уж обязательна, так как они почти полностью покрыты толстым слоем мышц, определяющих их форму. При лепке черепа необходимо поставить его в вертикальное положение, свойственное нормальной посадке головы у живого человека, а не класть его так, как он обычно лежит на столе (ил. 2).

Постановка черепа для лепки

2. Постановка черепа для лепки: а - неправильное положение; б - правильное

В процессе лепки обращайте главное внимание на части, имеющие основное пластическое значение, как-то: лоб, затылок, темя и виски, кости лица — глазницы, скуловые дуги, нос, челюсти, не придавая значения глубине глазничных впадин, носового отверстия, нехватке зубов и т. д.

Полезно вылепить несколько разных черепов. После этого при взгляде на лицо живого человека делается понятнее его строение, все его пластические особенности, и лепка пойдет более сознательно, а значит, и результат будет лучше.

На приведенных здесь иллюстрациях достаточно наглядно представлен процесс выполнения учебной постановки.

Работа начинается с подготовки каркаса (ил.3) и определения относительных размеров и пропорций на глиняной заготовке (ил. 4); затем следует нахождение основных объемных составляющих головы (ил. 5). Затем уточняют и отрабатывают детали (ил. 6).

Лепка головы. Каркас

3. Лепка головы. Каркас

Лепка головы. Определение главных линий и пропорций

4. Лепка головы. Определение главных линий и пропорций

Лепка головы. Лепка основных объемов

5. Лепка головы. Лепка основных объемов

Лепка головы. Отработка деталей

6. Лепка головы. Отработка деталей

Особую задачу составляет лепка волос. По самой своей структуре волосяной покров, состоящий из множества отдельных тонких волосков, не может быть воспроизведен в скульптуре точно таким, каким он является в натуре. Да этого и не нужно. Чтобы передать его пластические свойства, важно уметь увидеть основные массы — локоны, пряди и, поняв их общую форму, постараться воспроизвести. При этом не нужно изображать каждый волосок в отдельности, главное — постараться показать только их общую форму и характер. Следует помнить, что волос растет из кожи перпендикулярно ее поверхности и только на известном расстоянии от нее начинает загибаться в ту или иную сторону. Поэтому особое внимание нужно уделять границе роста волос на лбу, висках и других частях головы. Ввиду того что волосы бывают гладкие, волнистые и курчавые, в каждом случае применяются те или иные приемы их трактовки.

С трудностями пластического выражения мы встречаемся также при лепке глаза, где роговица и зрачок, расположенные на шарообразном глазном яблоке, почти только цветом отличаются от окружающего их белка. В этом случае для того, чтобы показать цвет, а не форму, приходится плоской линией намечать окружность роговицы, а зрачок углублять, делая на его месте более или яснее глубокую ямку.

В древности в бронзовые и мраморные головы часто вставляли глаза из другого материала из цветных, иногда даже драгоценных камней. Из портретистов прошлого мастерски передавал взгляд светотенью в своих портретах французский скульптор Ж. А. Гудон (ил. 7).

Очень важную роль в передаче выражения лица играет пластическая характеристика рта. По своим размерам, структуре, изменчивости формы рот очень разнообразен. Однако имеются элементы, общие для всех людей; так, верхняя губа состоит из трех частей: средней — выпуклой и двух боковых - продолговатых. Нижняя — из двух как бы разделенных впадиной по оси лица округлых выпуклостей. Изменения формы рта в зависимости от переживаний человека — при смехе, плаче, гневе — многообразны. Наиболее частные из этих изменений — подымание углов рта при смехе и опускание при плаче. Малейшие изменения в лепке рта сильно меняют выражение лица. Поэтому пластическое решение рта для характеристики человека и его душевных переживаний чрезвычайно велико.

Изображение человека во всем богатстве его моральных и физических черт, в разнообразии индивидуальности, в непрестанном развитии и совершенствовании его сознания и есть одна из главных задач искусства.

В истории искусства мы знаем периоды особенно блестящего развития портретного искусства в скульптуре. Прекрасные образцы скульптурного портрета были созданы в Древнем Египте, в Древнем Риме, в эпоху Возрождения в Италии, во Франции и России в XVIII веке (ил. 8).

 Голова царицы Нефертити. Древний Египет.

8. Голова царицы Нефертити. Древний Египет. Начало XIV века до н. э. Песчаник

Свой вклад в развитие этого жанра внесли и советские скульпторы - В. И. Мухина, С. Т. Коненков, Е. В. Вучетич.

В практике работы иногда бывает трудно разграничить, где мы имеем дело с этюдом, а где — с портретом.

Могут быть случаи, когда сделанный непосредственно с натуры этюд, в котором автор ставил себе задачу изучения и фиксации облика данного человека, вдруг перерастает в глубоко психологический портрет или даже в типический образ. Случается и так, что автор, задумает создание портрета, оказывается неспособным подняться выше фиксации случайного состояния человека, отнюдь для него не типического, и в результате получается не портрет, а иногда даже не полноценный этюд.

Здесь будет уместно коснуться одного вопроса, часто вызывающего споры, — вопроса о правомерности с целью обострения характеристики прибегать к сознательному искажению пропорций в портрете; так например, человеку, имеющее длинный нос, делать его еще длиннее, широкое лицо — еще шире, маленькие глаза — еще меньше, то есть идти по пути, ведущему к карикатуре. Это не нужно делать по следующей причине: всякое искажение какой-либо части лица с определенной целью ведет к искажению и других частей уже без цели и уводит изображение от правдивого показа действительности — этого закона подлинно реалистического искусства.

Приступая к лепке головы, автор должен очень серьезно продумать как посадить или поставить модель, как повернуть или нагнуть ее голову, куда заставить смотреть.

Следует обратить внимание и на основные свойства характера, присущие данной модели и могущие также быть выраженными особенностями постановки.

Здесь, говоря о постановке натуры, уместно высказать некоторые соображения о том, что мы называем композицией этюда или портрета.

Под композицией мы подразумеваем построение художественного произведения, объединение его отдельных частей в органическое единое целое с целью достижения максимального эффекта воздействия на зрителя в нужном направлении и создания такой его формы, которая своей выразительностью, новизной, жизненной определенностью и красотой содействовала бы наилучшему восприятию содержания произведения зрителем.

В работе над этюдом головы и портретом в скульптуре, кроме уже сказанного о характеристике той или иной натуры, следует учитывать и ряд проверенных приемов, с успехом применявшихся в мировом искусстве. Сочетание головы с шеей, частью груди и плеч в разные эпохи и разными авторами решалось поразному. Наиболее типичны следующие приемы:

— голова с шеей почти без плеч (например, портрет Нефертити, портрет М. Горького работы И. Д. Шадра; ил. 8,9);

 И. Д. Шадр. Портрет Максима Горького (

9. И. Д. Шадр. Портрет Максима Горького ("Буревестник"). 1939. Бронза

— голова с шеей и частично с грудью и плечами не во всю их ширину (портрет Люция Вера, портрет Вольтера работы Ж. А. Гудона (ил. 7), портрет А. А. Замкова, созданный В. И. Мухиной);

— голова с шеей, с полным объемом груди и шириной плеч (портрет Пьетро Меллини работы Бенедетто да Майано; портрет Никколо да Уццано, созданный Донателло);

— голова с шеей, плечами и грудной клеткой с полукруглым или неправильной формы срезом, большей частью задрапированным тканью (многие работы Ф. И. Шубина, Л. Бернини; ил.10);

Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. 1798.

10. Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. 1798. Мрамор

Н. В. Томский. Волгоградский рабочий. 1957.

11. Н. В. Томский. Волгоградский рабочий. 1957. Мрамор

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

каркас для лепки портрета по живой модели

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

лепка портрета по живой модели фото 1

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек - анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

лепка портрета по живой модели фото 2

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

лепка портрета по живой модели фото 3

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных "трех-четвертных" (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

лепка портрета по живой модели фото 4

лепка портрета по живой модели фото 5

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции - соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

лепка портрета по живой модели фото 6

так и сбоку (вид в профиль)

 лепка портрета по живой модели фото 7

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.

Согласно классическим пропорциям, "слезник" (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка - надбровные дуги - кончик носа - низ подбородка.

Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

лепка портрета по живой модели фото 8

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

 лепка портрета по живой модели фото 9

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

лепка портрета по живой модели фото 10

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые "планами" или "плоскостями" и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть "поворотами формы" или "переломами формы".

Условно, систему "планов"(плоскостей) и "поворотов формы" в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены "переломы формы") :

лепка портрета по живой модели фото 11

Однако следует учитывать, что "планы" или "плоскости" вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а "повороты" или "переломы" формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря - формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

лепка портрета по живой модели фото 12

лепка портрета по живой модели фото 13

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как "голова = лицо + нечто неопределенное". Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову - объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот - с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих - не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

лепка портрета по живой модели фото 14

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как "действие слева - действие справа". Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

лепка портрета по живой модели фото 15

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

лепка портрета по живой модели фото 16

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.

лепка портрета по живой модели фото 17

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

лепка портрета по живой модели фото 17

лепка портрета по живой модели фото 18

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

лепка портрета по живой модели фото 19

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

лепка портрета по живой модели фото 20

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа.

лепка портрета по живой модели фото 21

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку "на три куска" - одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом - два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая "черновая" формовка производится "в расколотку", то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

лепка портрета по живой модели фото 22

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

лепка портрета по живой модели фото 23

Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый "скульптурный". Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.

На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.

Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам - там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

лепка портрета по живой модели фото 24

лепка портрета по живой модели фото 25

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

лепка портрета по живой модели фото 26

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные "клинышки" - они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха - их тоже залепляем глиной.

лепка портрета по живой модели фото 27

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем "клинышки".

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат "клинышки" из глины.

лепка портрета по живой модели фото 28

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

лепка портрета по живой модели фото 29

лепка портрета по живой модели фото 30

Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

лепка портрета по живой модели фото 31

Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.

девушки из пластилина

Лепку лица из полимерной глины условно можно разделить на три этапа. Сначала делаем заготовку. Потом добавляем ключевые формы. И в конечном итоге сглаживаем детали. Всё просто, не так ли. На практике не намного сложнее.

Заготовка для лица

Пожалуйста, обратитесь к фотографиям, чтобы помочь с получением правильных форм.

Для начала возьмите большой глиняный шар и сформируйте из него овал, расплющив заднюю часть овала и заострите один конец, чтобы сформировать пятно для подбородка.

Возьмите иголку и сделайте вертикальную линию, разделяющую лицо пополам. Сделайте горизонтальную линию 1/3 сверху для глаз. Сделайте еще одну горизонтальную линию чуть ниже средней точки для носа и еще одну ниже этой точки для губ. Главное обозначить те места, где будут расположены основные элементы.

Теперь с помощью большого шарикового инструмента или резинового наконечника сделайте два отверстия для глазных шариков. Сделайте их достаточно большими, чтобы глазные шарики были 2/3 в отверстии. Стеклянные бусины делают большие глаза, но если вы хотите использовать глиняные глаза вместо этого, я бы предложил сначала вылепить их, а потом приступать к форме лица.

Детализация при лепке лица

Когда общая форма лица задана можно добавлять детали.

Детализируем лицо из полимерной глины

Теперь пора переходить к детализации. На этом этапе необходимо добавить:

  • нос, в виде небольшого треугольника
  • щеки, как два небольших боба
  • губы, с помощью двух полосок глины
  • подбородок из небольшого шарика
  • заранее заготовленные глаза
  • два овала для ушей

Если вы лепите карикатуру, сделайте нос больше. Сделайте два маленьких шара для ноздрей.

Сделайте приплюснутый полукруг для верхней губы и меньший — для нижней.

Для щек делают две формы, которые выглядят как сплющенный боб, переверните один так, чтобы он был противоположен другому.

Сделайте овал для подбородка.

Сделайте два овала для ушей. Чтобы уши были одинаковыми лучше использовать овальный каттер.

Для глазных яблок делают два шара из глины. Для век глаза делают два круга, разрезают пополам. Используйте верхнюю половину для верхней крышки. Отрежьте нижнюю 1/3 для нижней крышки, отложите лишнее. Сделайте две змеи для бровного гребня.

Вы заметите на моей фотографии, что я делаю все части, а затем помещаю их на лицо, не разглаживая ни один из них сначала. Это отличный способ убедиться, что ваши фигуры имеют правильный размер и немного поиграть с выражениями.

Попробуйте расположить веки, брови и губы под разными углами, и вы увидите, что ваше лицо оживает.

После того, как вы решили, что все выглядит хорошо, снимите все части снова, и давайте приступим к их сглаживанию.

Наборы для лепки

Для детей существуют также наборы для лепки, в которые входят разные формочки. Есть такие наборы и для создания фигуры человека. Как слепить из пластилина фигуру человека, работая с формочками?

1. Нужно скатать шарик из пластилина одного цвета или приготовить сразу несколько шариков разных цветов.

пластилин и формочки

2. Далее берем формочку и ровно и аккуратно размещаем внутри нее пластилин так, чтобы она была заполнена полностью.

формочка для лепки

3. Проделываем то же самое с шариками других цветов.

лепка человека

4. Соединяем аккуратно верхнюю часть туловища с головой и нижней частью. В конце у нас получаются вот такие милые человечки.

фигуры из пластилина

Дети очень любят лепить из пластилина, а с такими наборами процесс станет еще более увлекательным и разнообразным.

Карикатуры из пластилина

карикатура из пластилина

Карикатура — это саркастическое изображение чего-либо. Если говорить о человеке, то он изображается нелепым, неприятным, смешным, а иногда даже устрашающим. Попробуем слепить из пластилина карикатуру.

  • Во-первых, голова. Как слепить лицо человека из пластилина, если это карикатура? Голова обычно делается очень большой.
  • Тело человечка должно быть хилым, руки и ноги — тонкими (по сравнению с головой).
  • Выражение лица всегда глупое. Черты лица также обычно острые или нереально выпуклые: нос, глаза, губы.

Лицо человека из пластилина

Как слепить человеку из пластилина лицо?

1. Лепим саму голову. Так как мы будем работать над лицом, то нужно сделать голову немного плоской. Для этого скатываем шарик из бежевого пластилина. Далее немного сплющиваем его в ладонях или на дощечке при помощи пальцев. Следом берем небольшой кусочек того же цвета, делаем из него овальный нос, придаем ему пальцами слегка заостренную форму. Помещаем его на середину лица.

лицо один

2. Приступим к лепке губ. Для этого нам понадобится пластилин красного цвета. Делаем из него лепешку, затем при помощи стека придаем губам форму. Крепим губы чуть ниже носа. Далее берем два небольших кусочка пластилина белого цвета и также делаем из них лепешки в форме овала. Прикрепляем их чуть выше от носа по обеим сторонам от него.

лицо два

3. Продолжаем лепить глазки. Берем еще два кусочка коричневого цвета чуть меньших размеров и проделываем с ними то же самое, что до этого с белыми кусками. Накладываем коричневый на белый.

лицо три

4. Заканчиваем глаза. Теперь нам нужен черный пластилин — будем делать зрачки. Проделываем с ним все то же самое и накладываем сверху на глаза. Остаются только волосы. Берем коричневый/желтый/черный или пластилин любого другого цвета и раскатываем из него толстый жгутик. Крепим его на голове — по бокам и верхней части. Затем при помощи стека придаем волосам реалистичность — делаем форму локонов.

лицо четыре

Вот и все, голова из пластилина готова. Слепить ее не составляет особого труда, с этим справится любой человек, даже ребенок.

Фигурки из пластилина для детей

Человек из пластилина: делаем поэтапно с фото

Лепка – это очень увлекательное и полезное занятие. Оно оказывает благотворное влияние на фантазию и творческое восприятие ребёнка, а также развивает мелкую моторику рук. В этой статье мы рассмотрим: как слепить фигурки из пластилина своими руками.

Пончик

Вам понадобится: пластилин ярких цветов, стека-булька, пластиковая лопатка.

Мастер-класс

Пончик из пластилина готов!

Хаски

Вам понадобится: пластилин серого, белого, чёрного, голубого, красного и жёлтого цвета, зубочистка, стеки.

Мастер-класс

  1. Скатайте шарик из серого пластилина.
  2. Наметьте стеком 2 треугольника в верхней части шарика.
  3. Прикрепите 2 плоских треугольника из белого пластилина.
  4. Покройте белым пластилином нижнюю часть шара.
  5. Скатайте продолговатый овал из белого пластилина и прикрепите в качестве мордочки.
  6. Скатайте носик из чёрного пластилина и прикрепите к мордочке.
  7. Слепите глазки из голубого, чёрного и белого пластилина и прикрепите их к белым треугольничкам.
  8. Слепите язычок из красного пластилина и закрепите его.
  9. Слепите нижнюю часть пасти из белого пластилина и прикрепите под язык.
  10. Слепите 2 треугольника из серого пластилина и прикрепите в качестве ушей.
  11. Проработайте черты мордочки стеком.
  12. Слепите из серого пластилина туловище, вставьте зубочистку и закрепите голову.
  13. Покройте белым пластилином пузико собаки.
  14. Скатайте 2 колбаски из серого пластилина и прикрепите их в качестве передних лап.
  15. Слепите 4 лепёшки из белого пластилина и прикрепите их к лапкам, как показано на изображении.
  16. Скатайте колбаску из серого пластилина, слепите хвостик в форме полумесяца.
  17. Обработайте стеком хвостик, добавив пушистости, затем прикрепите его.
  18. Слепите ошейник из голубого пластилина, а из желтого сделайте застёжку, затем проделайте отверстия зубочисткой.
  19. Прорисуйте стеком ушки, мордочку и лапы.

Хаски из пластилина готова!

Ананас

Вам понадобится: пластилин жёлтого, зелёного, тёмно-зелёного и любого цвета, стек, зубочистка.

Мастер-класс

  1. Скатайте шарик из коричневого пластилина (для основы можно использовать остатки пластилина любого цвета).
  2. Придайте шарику форму груши, а основание сделайте устойчивым.
  3. Скатайте шар из тёмно-зелёного пластилина, затем раскатайте в овальную лепёшку.
  4. Сделайте лепёшку большего размера из жёлтого пластилина.
  5. Соедините зелёную и жёлтую лепёшку, затем раскатайте их.
  6. Переверните заготовку жёлтой стороной вверх и прорисуйте стеком сетку.
  7. Оберните коричневую заготовку ананаса жёлтой лепёшкой.
  8. Срежьте излишки пластилина и сгладьте стыки пальцами.
  9. Слепите продолговатые листочки из зелёного пластилина и прорежьте зубчатый контур.
  10. Прилепите листья к верхушке ананаса, как показано на изображении.

Ананас из пластилина готов! Также просмотрите ананас из шампанского и конфет.

Панда

Вам понадобится: пластилин чёрного, белого и зелёного цвета, зубочистки, стеки.


Лепка из пластилина - увлекательнейшее занятие, которое притягивает как взрослых, так и детей. Помимо того что создавать фигурки из пластилина весело, это к тому же еще несет огромную пользу для развития человека. Особенно полезна лепка для детей, так что берите своих малышей, пластилин, все необходимое и давайте учиться, как слепить человечка.

Инструменты и материалы

Для того чтобы слепить человека из пластилина, понадобится пластилин, а также специальный ножик - стек. Кроме того, нужно заранее приготовить доску, на которой и будет осуществляться работа. Для последующей очистки доски от остатков пластилина желательно приготовить кусочек ваты - она хорошо убирает прилипший материал. Если все необходимое уже приготовлено, приступаем к работе.

Как слепить человека из пластилина поэтапно

девушки из пластилина

  1. Первым делом лепим голову. Для этого берем кусочек пластилина, по цвету схожего с оттенком кожи, и скатываем из него шар.
  2. Как слепить голову человека из пластилина, понятно, переходим к туловищу. Для создания тела нужно также скатать шар, но большего размера. Далее раскатываем его до формы овала. Тело можно сделать любого цвета, в зависимости от того, во что одет ваш человечек. Соединяем голову с туловищем.
  3. Далее разберем, как слепить человеку из пластилина руки и ноги. Конечности обычно делают из "колбасок", раскатанных в ладошках или на дощечке. Затем их присоединяют к телу: руки по бокам с обеих сторон, ноги - снизу. Есть другой вариант того, как слепить человеку из пластилина ноги. Можно сделать одну толстую колбаску, а затем при помощи стека, разрезать ее, не доходя до конца. Тогда получатся ровные красивые ноги.
  4. Переходим к оформлению лица. Как его слепить человеку из пластилина? Глаза обычно делаются из шариков, скатанных из черного/синего/зеленого пластилина. Ротик и носик вырезаются стеком.
  5. Волосы создаются путем соединения множества раскатанных в ладошках "змеек". Они могут быть разных цветов: черные, желтые, коричневые, красные, синие - на ваш выбор.

Вот и все, человек из пластилина готов.

Наборы для лепки

Для детей существуют также наборы для лепки, в которые входят разные формочки. Есть такие наборы и для создания фигуры человека. Как слепить из пластилина фигуру человека, работая с формочками?

1. Нужно скатать шарик из пластилина одного цвета или приготовить сразу несколько шариков разных цветов.

пластилин и формочки

2. Далее берем формочку и ровно и аккуратно размещаем внутри нее пластилин так, чтобы она была заполнена полностью.

формочка для лепки

3. Проделываем то же самое с шариками других цветов.

лепка человека

4. Соединяем аккуратно верхнюю часть туловища с головой и нижней частью. В конце у нас получаются вот такие милые человечки.

фигуры из пластилина

Дети очень любят лепить из пластилина, а с такими наборами процесс станет еще более увлекательным и разнообразным.

Карикатуры из пластилина

карикатура из пластилина

Карикатура - это саркастическое изображение чего-либо. Если говорить о человеке, то он изображается нелепым, неприятным, смешным, а иногда даже устрашающим. Попробуем слепить из пластилина карикатуру.

  • Во-первых, голова. Как слепить лицо человека из пластилина, если это карикатура? Голова обычно делается очень большой.
  • Тело человечка должно быть хилым, руки и ноги - тонкими (по сравнению с головой).
  • Выражение лица всегда глупое. Черты лица также обычно острые или нереально выпуклые: нос, глаза, губы.

Лицо человека из пластилина

Как слепить человеку из пластилина лицо?

1. Лепим саму голову. Так как мы будем работать над лицом, то нужно сделать голову немного плоской. Для этого скатываем шарик из бежевого пластилина. Далее немного сплющиваем его в ладонях или на дощечке при помощи пальцев. Следом берем небольшой кусочек того же цвета, делаем из него овальный нос, придаем ему пальцами слегка заостренную форму. Помещаем его на середину лица.

лицо один

2. Приступим к лепке губ. Для этого нам понадобится пластилин красного цвета. Делаем из него лепешку, затем при помощи стека придаем губам форму. Крепим губы чуть ниже носа. Далее берем два небольших кусочка пластилина белого цвета и также делаем из них лепешки в форме овала. Прикрепляем их чуть выше от носа по обеим сторонам от него.

лицо два

3. Продолжаем лепить глазки. Берем еще два кусочка коричневого цвета чуть меньших размеров и проделываем с ними то же самое, что до этого с белыми кусками. Накладываем коричневый на белый.

лицо три

4. Заканчиваем глаза. Теперь нам нужен черный пластилин - будем делать зрачки. Проделываем с ним все то же самое и накладываем сверху на глаза. Остаются только волосы. Берем коричневый/желтый/черный или пластилин любого другого цвета и раскатываем из него толстый жгутик. Крепим его на голове - по бокам и верхней части. Затем при помощи стека придаем волосам реалистичность - делаем форму локонов.

лицо четыре

Вот и все, голова из пластилина готова. Слепить ее не составляет особого труда, с этим справится любой человек, даже ребенок.

Все профессии важны

В лепке человека из пластилина важна не только его фигура, но и то, во что эта самая фигура облачена. Одежда - неотъемлемая часть человека.

Одного и того же человека мы можем представить по-разному, поменяв лишь его одеяние. Давайте рассмотрим, как слепить одежду представителям различных профессий.

Возьмем, например, медсестру.

медик из пластилина

Для того чтобы слепить ее одежду, нужен пластилин розового цвета, создаем из него классическую форму. Для лучшего эффекта можно слепить также шприц и фонендоскоп, как показано на фото. Врача можно изобразить просто в белом халате.

Далее рассмотрим, как слепить костюм пожарного.

пожарный из пластилина

Достаточно "одеть" его в типичную форму пожарного, а на голову надеть каску, как на фото выше.

Если у вас или у вашего ребенка не получается слепить человека из пластилина с первого раза, не расстраивайтесь. Главное - пробовать снова и снова, и в конце концов все получится.

Мастер-класс о том, как слепить из пластилина человека поэтапно, заинтересует не только детей, но и взрослых, увлекающихся моделированием. Такие фигурки можно создавать для игры, постановки сцен, например, из известных фильмов или книг, а также для снятия мультфильмов.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Создаем фигурки

Лепка пластилиновых человечков основана на одном принципе. При создании фигурок необходимо учитывать пропорции человека: голова – это 1/7 или 1/8 всего тела, пояс делит фигуру примерно пополам, а кисти рук должны доходить почти до коленей. Конечно, если создаются герои мультфильмов, пропорции могут быть нарушены. В любом случае, человек должен смотреться гармонично и иметь хорошую основу для устойчивости.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Более реалистичные, анатомические фигуры делаются из пластилина и проволоки. Таким скульптурам можно придавать любые положения: проволока играет роль гнущегося каркаса, который делается по скелету человека.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Каркасные фигуры хорошо подходят для создания анимации – мультфильмов. Их легко сгибать, придавая разные естественные положения.

Для создания проволочных частей можно соорудить простой станок из деревянного бруска и двух длинных гвоздей (штырей), установленных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Части тела лучше делать из более толстой проволоки, а скреплять все воедино – тонкой, хорошо гнущейся проволокой.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Готовый каркас облепляется пластилином.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Для создания простых фигур необязательно использовать каркас. Достаточно правильно и пропорционально соединить части тела.

Рассмотрим поэтапно, как слепить девочку – простую фигурку человека.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Что понадобится:

  • набор цветного пластилина;
  • стеки;
  • доска для лепки;
  • полотенце для рук.

Ход работы:

  1. Скатать из белого пластилина (можно добавить розовый) небольшой шарик и слегка его примять;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. При помощи лопаточки сделать носик (приподнять центральную часть шарика) и выемки для глаз;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. С помощью инструментов аккуратно сделать глаза, брови, щеки из маленьких капелек, тоненьких колбасок и шариков;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Из колбасок сделать рот, ленту и волосы, из шариков сделать бант;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Скатать две колбаски, согнуть и прикрепить к голове в виде волос (если перекрестить между собой тонкие колбаски, получатся косички);

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Сделать платье: скатать конус, нижнюю часть расплющить по краям в виде юбки, в верхнюю часть воткнуть спичку или зубочистку;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Присоединить голову, замазать спичку пластилином, сделав шею;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Сделать рукава и руки: скатать шарики и прикрепить по бокам к верхней части туловища, скатать колбаски и прикрепить к рукавам-фонарикам;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Лепим супергероев

Фигурки супергероев смогут порадовать поклонников комиксов, мультфильмов и фильмов о людях со сверхспособностями. Такие фигурки можно делать статическими, в качестве коллекционной поделки, а также движущимися, в качестве игрушки. Для того чтобы руки и ноги двигались, можно прикреплять их к туловищу с помощью зубочисток или спичек.

Одним из популярных героев среди нескольких поколений детей по-прежнему остается Спайдермен.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Фигурку человека-паука сделать не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Для этого понадобятся брусочки красного, черного, белого и синего пластилина, а также стеки, чтобы процесс лепки был аккуратным, доска и салфетки для рук.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как делать:

  1. Делаем маску: скатываем небольшой шарик из красного пластилина, стекой делаем углубления для глаз с двух сторон и заполняем их белыми глазами-капельками, обрамленными черным пластилином;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Обклеиваем туловище снизу синим пластилином (от пояса до плеч);

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Соединяем с туловищем руки при помощи спичек и ноги, сглаживая шов на талии;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Декорируем костюм паутиной: обмазываем кончик ножа в черном пластилине и рисуем полоски;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Присоединяем маску к туловищу при помощи спички или зубочистки.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Из красного и желтого пластилина можно создать простую фигуру железного человека.

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как делать:

  1. Скатываем разные по размеру шарики из желтого и красного пластилина;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Из красного шарика делаем лепешку и формируем из нее ромб с закругленными углами;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Из желтого шарика делаем квадрат, приклеиваем его на красный ромб и декорируем – добавляем глаза, делаем стекой рот;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Делаем туловище из красного бруска пластилина, чуть скосив его книзу;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Подобным образом (пункт 5) делаем ноги;
  1. Присоединяем к туловищу руки при помощи спичек или зубочисток и приклеиваем ноги;

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

  1. Декорируем костюм инструментами так, как показано на фото:

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

Как слепить из пластилина человека поэтапно: лепим девочку с фото и видео

О том, как делать пластилиновых людей, можно посмотреть в подборке видео.

Видео по теме статьи

Читайте также: