Как сделать курай из бумаги

Обновлено: 06.07.2024

Познакомить детей с башкирском национальном инструментом- курай, с его разновидностями и с особенностями звукоизвлечения.

Развивать творческие способности, любознательности, познавательного интереса к культуре башкирского народа.

Воспитывать в детях любовь к Родине и музыкальному искусству своего народа.

Направления образовательной деятельности : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудования : клей, желтая бумага, шаблоны (курай,синяя бумага, салфетка, клей, простой карандаш.

Предварительная работа : Разучивание стихов, разучивание физминутки, практика в работ е с ножницами и клеем

Место проведения : групповая комната

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее, закройте глазки и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие.

Звучит аудиозапись классической музыки.

Воспитатель: Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. Сейчас наш космический корабль приземлится на Южном Урале. Внимание корабль выходит на посадку! Открывайте глаза!

звучит пение птиц в сопровождение курая

Воспитанник:

Моя земля и небо

Мой славный край

Мне жаль того,кто здесь ни разу не был,

Кому не пел курай…

Воспитатель: Мы свами приземлились в Республике Башкортостан.

Посмотрите, какая прекрасная природа нас окружает. Послушайте. Как вы думаете, какой инструмент так красиво звучит?

Воспитанники: Это Курай!

Воспитатель: Правильно! А что это за инструмент курай?

Воспитанники: Курай – это национальный башкирский музыкальный инструмент. Кроме того, это растение.

Воспитатель: Послушайте стихотворение о курае.

Воспитанник:

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу

Домой с собою унесу,

И только дунул в свежий срез,

Как зашуршит уральский лес.

Воспитатель: Ребята, кураю, более 1000 лет. Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Его изготавливают из тростника который растет только на Южном Урале.

Воспитатель показывает картинку с изображением растения

Воспитатель: Мастера по изготовлению курая, зовут Шугаюпо Вакиль Шакирович.

Воспитатель показывает портрет мастера

Воспитатель: На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй. Цветок растения курай, является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют союз семи древнебашкирских племён.

Воспитатель: Его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского флага, где он символизирует древо жизни и семь родов. А вы знаете, что курай любит разговаривать? Давайте послушаем, что он вам скажет.

Воспитатель: Ребята поделитесь своим впечатлениями, как вам?

Воспитанники: Очень красивая мелодия

Воспитатель: Курай не просто звучит, его полет звука- это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости. Какие чувства у вас вызвала мелодия курая?

Воспитанники: Теплые, приятные чувства

Воспитатель: А какое название можно дать этой мелодии?

Воспитанники: Утро в лесу, пение птиц и т. п.

Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий сочиненных на курае. А давайте немного отдохнем и представим, что мы растущий курай.

Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)

И под солнцем созревай.

До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и влево)

И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)

А потом играй,играй. (имитируют игру на курае)

Точно птица распевай.

В целом мире нету краше, (Изображают планету-Земля)

Звука твоего курай!

Воспитатель: А кто знает как зовут человека, который играет на курае?

Воспитанники: Кураист

Воспитатель: Какое насыщенное и полезное у нас с вами путешествие было.

А теперь давайте вырежем курай из бумаги и приклеем.

Воспитатель раздает шаблоны курая,дети обводят на желтой бумаге,вырезают,после воспитатель раздает синюю или зеленую бумагу,куда дети приклееват курай.

Воспитатель: Молодцы, какой красивый получился курай

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Кура́й (башк. ҡурай , тат. курай ) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент [1] . Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Классический курай

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай


Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Кураиста в народе воспринимали как че­ловека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного чело­века, кураист - это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поко­ления в поколение свои зна­ния, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные пес­ни, легенды и эпосы. Вот что такое курай, и каково значение личности кураиста в сохране­нии истории народа!

Для любителей курая немного современной техники изготовления курая.


Туристические места России

782 поста 4K подписчика

Правила сообщества

Запрещены оскорбления других участников, использование ненормативной лексики.

Разрешено размещать информацию о местах отдыха с подробным описанием места отдыха, фото, режимом работы, стоимостью проживания для категории двухместный стандарт (для ориентира ценовой политики) и контактной информацией.


Уфа, Красноярский край - это всё ладно, можно понять и простить. Очень уж далеко это всё где-то за МКАДом. Чёрт его знает, есть ли там жизнь вообще.

Я однажды, в начале двухтысячных, позвонил в банк, в котором тогда обслуживался, сообщить о смене места жительства. Диктую новый адрес: город Тула. девочка-оператор перебивает меня:

- это что за город такой?

- областной центр. Известный как город оружейников, а ещё пряниками знаменит. Левша, который аглицкую блоху подковал, тоже из Тулы.

- так это же город из сказок. Что вы мне голову морочите? Нет такого города.

- как это нет? Откройте карту и посмотрите, 170км к югу от Москвы.

- а, ну так надо было сразу говорить, что Московская область.

Разговор несколько сокращён. Меня минут десять пытались убедить, что не существует на свете города, в котором я на тот момент находился.

Я сдался. Положил трубку, перезвонил ещё раз, попал на другого оператора, спокойно записали изменение информации за полминуты.

А что было с первым оператором - я так и не понял.


Дело было в Казахстане лет 7-8 назад.

Отправляли деньги родне из Казахстана в Россию вроде как через WU, на кассе говорим г. Железногорск Красноярский край. Нам распечатывают документы на подпись, а там Краснодарский край. Я говорю: Вы ошиблись не Краснодарский край, а Красноярский край. В ответ слышу: А какая разница это же одно и тоже.

Пришлось доставать телефон и показывать на карте где находится Красноярский край, а где Краснодарский.


Уфа - это на севере и не в России ))

Диалог жены(она родом из Уфы) с работницей одного госучреждения:
Р: Уфа - это где-то на севере?
Ж: нет, что вы. Вы, наверное, с Ухтой перепутали.
Р: Ой, нет, это я вообще не знаю, что такое.

Еще веселее было в паспортном столе лет 6-7 назад: там работница с удивлением взяла в руки паспорт жены и сказала:
- это Российский паспорт, а вы же из Башкирии?


Хребет Крака

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

Хребет Крака Туризм, Россия, Башкортостан, Природа, Длиннопост

В Башкирии подался в бега бывший начальник отделения ГИБДД — межрайонного регистрационного экзаменационного отдела Ильдус Шайбаков. В пресс-службе МВД Башкирии прокомментировали ситуацию.

Из органов полицейского уволили с пометкой о поступке, порочащем честь сотрудника органов внутренних дел. В суд направлен иск об изъятии имущества в пользу государства. В отношение него возбуждено уголовное дело о взяточничестве.

Кроме того, пять сотрудников этого подразделения арестовали также по коррупционной составляющей. Их вывели прямо с оперативного совещания на глазах у посетителей.

"Золотой" гаишник из Башкирии показал, как "скромно" живет. Дежурная часть - Россия 24

В Башкирии объявили в розыск "золотого" гаишника - Россия 24

Расследование Эдуарда Петрова. Права на продажу - Россия 24


Где-то в Курайской степи

Где-то в Курайской степи Горный Алтай, Республика Алтай, Овцы, Животные, Россия, Курайская степь, Курай, Фотография

Где-то в Курайской степи Горный Алтай, Республика Алтай, Овцы, Животные, Россия, Курайская степь, Курай, Фотография


Уютный дворик

Уютный дворик Россия, Башкортостан, Уфа, Двор, Лето

Деревенские коты

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост

Деревенские коты Россия, Кот, Животные, Лето, Башкортостан, Видео, Длиннопост


Саундтрек из сериала "Игра престолов" на курае.

От сумы и от тюрьмы не зарекайся

"От сумы и от тюрьмы не зарекайся", поговорка знакомая всем. Если с тюрьмой все более менее понятно, то что же означает сума? На мой взгляд историю происхождения и смысл этой пословицы лучше всего поясняет этот отрывок из произведения Александра Николаевича Энгельгардта "Письма из деревни":

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Курай — очень древний инструмент —

своеобразный учебник жизни для своей нацииоказал сильное воздействие на нравственность и этическое видение детей и молодежи в течение многих веков. Первоначально он использовался как сигнальный инструмент, возникший в связи с потребностями хозяйственного пастушеского быта. Его дальняя слышимость на открытом воздухе свойство чрезвычайно ценное для пастушеского инструмента, назначение которого звучать среди природы! Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент так гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть "

История Курая

В 1970 году в башкирском издательстве "Китап" (г. Уфа) вышла книга "Курай" автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Разновидности Курая

Кыйык-курай, сур-курай - это губно-щелевые свистковые флейты;

Сыбызгы - это поперечная малая флейта;

Изготовление Курая.

Курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский). Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии четырех пальцев, следующие три - на расстоянии двух пальцев, последнее, 5-ое - на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от 4-ого отверстия. Длина Курая от 570 до 810 мм.


Игра на курае

Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон Курая три октавы.

Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. На нем исполняются плясовые наигрыши и марши, программно-изобразительные пьесы, звукоподражательные мелодии и инструментальные варианты протяжных песен узун-кюй. Традиции исполнительства на Курае наиболее ярко представлены в южном и юго-восточном районах Башкортостана, где они развивались на протяжении веков. Сейчас в республике повсеместно создаются ансамбли кураистов.

Курай из шпона стал изготавливать мастер В.Шугаюпов по своей технологии. В 80-е годы появился целый ряд мастеров-изготовителей курая, таких как: С.Дильмухаметов, Б.Исянчурин, Г.Кубагушев, З.Халиков, А.Янгужин и др. В 90-е годы появился реконструированный хроматический Курай из металла, изготовленный мастером-кураистом И.Ильбаковым. Этот Курай имеет 14-15 отверстий с системой клапанов, дающих возможность извлечения хроматического звукоряда. Диапазон от фа-диез малой октавы до си-бемоль третьей октавы.

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня признанным виртуозом игры является Азат Аиткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Курай пользуется особой популярностью среди детей и взрослых Башкортостана. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на курае, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на курае..

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

Слуховые и двигательные ощущения.

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и курай.. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.

Взгляд должен быть устремлен перед собой.

Голова свободно балансирует на позвоночнике.

Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука . Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.

Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.

Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на курае.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на курае. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал в курай. . Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук.. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на курае будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе.

Функция большого пальца - поддерживать курай снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к отверстиям . При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на отверстия и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на курае задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на курае требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.

Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.

Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат

и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

Используемая литература:

Азнаулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г., Культура Башкортостана Уфа. Китап, 2002г.

Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка // Музыка композиторов башкирской АССР (СССР) и округа галле (ГДР). – Уфа, 1990.

Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. - Уфа: 1996.

Башкирские народные музыкальные инструменты: Буклет. Авт. текста Ю.И.Гайнетдинов, Н.В. Ахметжанова, Р.Г.Рахимов. Уфа, 1989.

Камаев Ф.Х. Напевы курая. – Уфа, 1991. – 54с.

Кубагушев А. М. Курай // Башкортостан: Энциклопедия. — Уфа, 1996.

Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты: Учебное пособие. - Уфа, 1997.

Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: М., 1965.

Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: 2001.

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. - М.-Л.: АН СССР,1955.

Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Ватандаш 2000.

Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - СПб, 1897.

Сулейманов F. Kурай. Уфа 1985; Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1962;

Читайте также: