Как сделать куклу марионетку лису

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 15.09.2024

Дорогие друзья! Рада предложить замечательный видео мастер-класс, разработанный мной по кукле-марионетке. Здесь Вы сможете самостоятельно с нуля изготовить куклу и все, что нужно для нее! Кукла-марионетка — один из самых популярных видов театральных кукол, управляемых кукловодом сверху. Марионетки бывают как очень простыми ( задействуются буквально несколько креплений, ее движения просты), так и более сложными — на нитях (их количество зависит от профессиональных навыков кукловода и желания усложнить движения). Работа с марионеткой — очень увлекательное дело, требующее особых навыков и умений, о которых я раскажу в видео мастер-классе. Мы изготовим куклу-марионетку и рассмотрим тонкости ее разработки по порядку:
1. Виды театральных кукол, управление, приспособление для управления.
2. Разбор чертежа и особенностей креплений, подбор креплений в зависимости от задач и назначения куклы.
3. Лепка головы, бюста, рук и ног.
4. Изготовление тела.
5. Сборка.
А также еще много полезных мастер-классов от 350 до 500 рублей! Добавляйтесь, пишите вопросы.

Ямогу: игрушки для кукольных малышек и их мам❤️

Ямогу: Всем привет. Я — дворовой фенькоплет, из тех времен, когда на дворе был конец 90х и компания девчонок под дубом плела фенечки на рыболовную леску из китайского бисера.


Игра в куклы – одно из самых любимых занятий детей и даже взрослых. Вначале малыши возятся с пупсиками, потом переключаются на длинноволосых кукол и постепенно доходят до увлечения в Барби. Дети и многие взрослые, особенно женщины, хранят любовь к куклам на протяжении всей жизни.

Подвижные игрушки

Впрочем, для этого не обязательно быть длиннобородым толстяком. Сделать куклу-марионетку своими руками, как в театре, совсем не сложно.

куклы марионетки

Чудо-кукла

Марионетка имеет способность двигаться благодаря тоненьким, незаметным ниточкам и палочкам, с помощью которых кукловод имеет возможность руководить ею.

Есть несколько интересных способов, как сделать марионетку своими руками. Воспользовавшись такой возможностью, каждый желающий сможет создать собственный домашний театр кукол.

как сделать марионетку своими руками

Бумажная марионетка

Бумага – удивительный материал. Из ее текстуры создают оригинальные украшения, красочные декорации и бумажных кукол-актеров подмостков.

В следующей инструкции подробно описано, как сделать марионетку из бумаги своими руками.

  • бумага, картон;
  • краски, кисточка;
  • плотные нитки;
  • простой карандаш;
  • шило;
  • канцелярские кнопки или пуговицы;
  • ножницы;
  • шаблоны заготовки.

Подробные шаги работы, как сделать марионетку своими руками:

  • Сначала нужно определиться, какой будет кукла. Желательно нарисовать ее или распечатать изображение.
  • Прорисовать все детали на бумаге. Следует учитывать все части тела марионетки, которые будут подвижными, и отдельно их начертить.

шаблоны марионетки

как сделать куклу марионетку своими руками

Из труппы Карабаса-Барабаса

Второй вариант, как сделать марионетку своими руками, предполагает более кропотливую, но не менее увлекательную работу.

  • бумага;
  • краски;
  • салфетки, газета;
  • пластилин;
  • шнур;
  • проволока;
  • синтепон;
  • синтетическая ткань;
  • нитки, ленточки;
  • клей ПВА;
  • деревянные палочки;
  • леска;
  • саморезы.

Поэтапная инструкция, как сделать куклу марионетку своими руками:

чертежи кукол

  • Продеваем и фиксируем нити или веревочки в саморезы. Изготавливаем одежду для марионетки. Оформляем внешний вид куклы.

Артист для домашнего театра готов.

Домашний театр

Как сделать куклу марионетку своими руками из бумаги и других подручных средств, мы разобрались. Теперь осталось дело за малым: нарисовать декорации, написать сценарий и устраивать веселые домашние представления.

Особенность марионетки в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её сочленениям. Существует два типа марионетки: марионетка с деревянным каркасом и марионетка на металлическом пруте. Рассмотрим сначала изготовление марионетки с каркасом из дерева.

Марионетки с деревянным каркасом

Величина куклы может колебаться от 30 см до 1/3 человеческого роста. Поэтому размеры деталей подбираются в зависимости от задуманного.

Каркас состоит из деревянных брусков, соединённых между собой подвижно. Размеры членений повторят пропорции человеческого тела.

Голова и плечевая планка могут крепиться подвижно или неподвижно. Также могут крепиться и кисти рук и стопы, в зависимости от сложности движений, которые должна выполнять кукла.

Подвижными должны быть сочленения в плечах, локтях, коленях, тазобедренном суставе. Они выполняются с помощью узла (смотри статью по изготовлению тростевых кукол), чтобы руки и ноги не могли вывернуться (рис. 37).

узел крепления конечности марионетки

Когда каркас готов, его обтягивают поролоном, тем самым придавая кукле человеческие формы, и одевают.

Вождение куклы производится с помощью ваги. Вага состоит из крестовин и двух поперечных съёмных планок. Размеры ваги зависят от размеров куклы (рис. 38).

вага для марионетки

Нити притягиваются следующим образом:

2 – неподвижно к голове;

4 – тазобедренный сустав.

Перекладины с нитями от коленей и таза – съёмные.

Если нужно, чтобы кукла могла наклонять голову, голову прикрепляют неподвижно к плечам и протягивают дополнительную нитку к спине, закрепив её на основной крестовине ваги. Чем подвижнее должна быть кукла, тем больше нитей и приспособлений окажется на ваге. К этому усложнению и усовершенствованию требуется творческий подход (рис. 39).

марионетка

Наряду с такими марионетками делают и животных-марионеток. Принцип остаётся тот же. Лишь изменяется длина ваги, в зависимости от того, какие пропорции имеет животное.

Рассмотрим в качества примера куклу-марионетку – кота. В данном случае управление куклой не очень сложное, хотя тоже требует определённого навыка в вождении (рис. 40).

марионетка кота

Кукла выполнена из пенопласта, обточенного в определённой форме, и обтянута искусственным мехом. Лапы кота пришиваются свободно и не управляются нитями.

Вага состоит из палочки, на которой крепится съёмная поперечная планка для вождения головы и неподвижно закрепляются нити, на которых держится туловище. Хвост прикрепляется нитью с петлёй, которую тоже можно снять с ваги.

Возможно жёсткое крепление головы кота на стержне, которое даёт больше вариантов движения (рис. 41).

крепление головы кота марионетки

Технология изготовления паркетных кукол

Изготовление паркетных кукол не отличается особой сложностью. Все зависит от назначения куклы (её рули) и фантазии художника. Паркетные куклы выполняются главным образом из поролона. Т.к. он очень лёгок и пластичен в движении. Как известно, паркетные куклы могут достигать человеческого роста и выше, поэтому поролон – незаменимый материал. В оформлении куклы могут быть использованы различные материалы, имеющиеся под рукой. Планшетные куклы – это те же паркетные, только меньших размеров.

Ранее мы с вами рассматривали, какие бывают ширмы-сцены для кукольных театров, общие сведения по технологии изготовления кукол для школьного кукольного спектакля.

Организацию театра кукол-марионеток, нам кажется, лучше начинать c программы, состоящей из отдельных номеров. Это проще — не требует большого оформления, отпадaет необходимость в координации действий других актеров и кукол. Осваивая управление марионетками разных типов, кукловоды приобретают навыки, которые им понадобятся при конструировании кукол и ваг к ним.

Конструкция ваги для куклы-марионетки играет не меньшую роль, чем конструкция самой куклы, так как от этого во многом зависит ее подвижность.

Для кукол-марионеток, осуществляющих обычные движения, есть общепринятые удобные ваги, которыми пользуются почти все кукловоды. Для кукол co специфическими движениями (акробат, балерина и т. д.) конструируют специальные ваги.

Вертикальная вага для обычных движений кукол-марионеток (вид спереди и сбоку—рис. 1) состоит из основной планки, к которой крепят и подвешивают другие планки и приспособления.

Высота вертикальной ваги не дoлжна превышать половины роста куклы. Основная планка может быть в сечении или круглой или квадратной. K ее верхнему концу прибивают петельку (из кожи или дерматина) или крючок для подвешивания ваги. Ниже для свободного покачивания крепят шурупом планку для ниток, отходящих от коленей куклы. Концы планки делают закругленными, a в нижних концах планки, кроме того, и углубленными для удобства кукловода, который держит снизу вагу указательным и большим пальцами.

Две дужки из проволоки одним концом вбивают в основную планку сбоку, как показано на рисунке слева, a на другом конце делают петельки, через которые пропускают нитку от рук куклы. Ниже дужек прибивают короткую планку и к ней привязывают нитки от головы куклы. Под этой планкой наклонно вниз крепят перпендикулярно к другим еще одну планку и привязывают к ней нитку от поясницы марионетки.

B нижнем конце планки просверливают отверстие или ввинчивают шуруп c кольцеобразной головкой, через которую пропускают нитку от плеч куклы.

На рис. 2 приведены варианты сценических движений куклы:

1 — кукла сгибается в пояснице: при наклоне ваги нитка от поясницы натягивается, a нитки от плеч и головки ослабевают;

2 — поворачивается головка куклы: вату наклоняют в сторону и немного вперед, одна нитка от головы натягивается, a другая ослабевает;

3 — кукла становится на колени: подтягивают нитку от колена и одновременно опускают и подвигaют вагу вперед.

Передвижения куклы марионетки (ходьба) осуществляют покaчиванием планки с нитками, отходящими от коленей куклы и одновременным движением куклы в требуемое направление (рис. 3) Ступни куклы при этом почти не касаются пола. Все движения выполняются плавно:

1 — потянув вверх один конец планки для управления коленями, поднимают ногу куклы. В это время вaгу двигают вперед;

2 — тяжесть куклы переносится на опущенную ногу; планке для управления коленями придают горизонтальное положение;

3 — планку для управления коленями опускают в другую сторону; вагу и поднятую ногу двигают вперед;

4 — нога опускается: планку для управления коленями опять ставят в горизонтальное положение.


3291865_Shtangist1 (367x700, 109Kb)

B фигуре кyклы-марионетки штангиста (рис. 4) следует выявить хорошо развитые мышцы. Шея куклы толстая, голова малоподвижная. Их вместе c плечевой частью вырезают из одного куска дерева.

Руки y куклы-марионетки штангиста двигаются только в одной плоскости, т. e. вперед и назад. По-этому их надо крепить одним проволочным стержнем через плечи и руки. Концы проволоки закрепляют болтиками. Для сочленения в локтях и кистях используют мягкую кожу или дерматин. Кисти рук должны быть немного согнуты (см. деталь слева). B середине ладоней просверливают отверстия для продевания нитки от штанги.

Плечевую и тазовую части торса соединяют полосками из кожи или из дерматина для создания возможности легкого сгибания торса в пояснице. Тазобедренные части куклы соединяют кожаными или дерматиновыми петлями на бедрах или проволочной скобой, которую проводят в петли и крепят по сторонам тазовой части. Коленные и голеностопные суставы делают в шип c проушинами и вставляют в них оси (см. деталь справа).

Вага для куклы-марионетки штангиста обычная, горизонтальная, особенность ее лишь в том, что нитки, идущие от штанги через отверстия в кистях, привязывают к съемной планке, которую подвешивают на крючке ниже планкиг c нитками от коленей. Проволочные дyжки для нитки от рук не нужны. Высота ваги должна быть равна половине высоты куклы.

Спортивную штангу легко изготовить. Вместо металлического стержня и дисков на концы круглой планки нанизывают круглые пустые консервные банки c предварительно просверленными отверстиями в центре. Внутрь консервных банок следует вложить немного свинца или какой-нибудь другой груз. Затем оклеить их бумагой и раскрасить.

На рис. 5 показаны основные приемы положения куклы-марионетки штангиста:

1 — кукла держит штангу в опущенных руках: планка c нитками от штанги подвешена на крючке и нитки натянуты; покачивая планку c нитками для управления коленями, выводят куклу;

2 — кукла делает наклон: планка c нитками от штанги снята и опущена, штанга опускается на пол; вага наклоняется вперед;

3 — кукла стоит на колене, руки на штанге: одна нитка от колена подтянута и вага опущена;

4 — кукла 'берет штангу на грудь: вагу располагают вертикально, и планку c нитками от штанги одновременно поднимают. Чтобы поставить куклу на ноги, достаточно поднять и отвести немного назад вагу и планку c нитками от штанги;

5 — кукла уходит: планку от штанги поднимают еще выше, и штанга оказывается над головой, планка с нитками от коленей покачивается. Движения могут быть утрированными: медлительными, быстрыми, сопровождаться барабанной дробью.

Kyкла-марионетка канатоходец (рис. 6) должна иметь подвижную головку. Для шеи вырезают свободное гнездо в середине туловища между плечами. B основание шеи ввинчивают шуруп c кольцевидной головкой и крепят в гнезде штырем.


3291865_Balet1 (520x700, 149Kb)

Чтобы руки у зтой куклы были гибкими их связывают в плечах лесками. Локтевые сyставы и кисти сочленяют в щип c проушинами и крепят штырями, а в пояснице — мягкой кожей или дерматином.

Ноги вырезают без изгибом в коленях и с оттянутыми носочками. Левую ногу, на которой кукла стоит на канате, соединяют кожаными или дерматиновыми ремнями c тазом. Эта нога движется только вперед и назад. На носке левой ноги крепят металлическую чашечку, в отверстие которой вставляют петельку из тонкой проволочки, конец ее завязывают yзeлком. Петельку делают достаточно свободной, чтобы кукла-марионетка могла прыжками передвигаться по канату (см. рис. 6, деталь справа).

Правую ногу, чтобы она была очень подвижной, закругляют y бедра, в которое ввинчивают Шуруп c кольцеобразной головкой. Такой же шуруп ставят и на предварительно срезанной тазовой части. Затем головки шурупов связывают проволочкой.

Вага для марионетки канатоходца — вертикальная, в половину роста куклы. Съемная планка для ниток от рук имеет на концах короткие пластинки. K ним крепят нитки от тыльных сторон кистей и от предплечий. Ниже, к основной планке ваги, для нитки от свободной ноги, свободно к шурупу c кольцеобразной головкой крепят стержень из про-волоки так, чтобы можно было двигать ногой в любом направлении. Длина проволочного стержня c закрепленными петлями должна быть немного меньше длины свободной ноги.

Канат, на котором танцует кукла-марионeтка, из гладкой стальной проволоки. Перед номером канат продевают в петельку на носке куклы.


3291865_Balet2 (700x493, 142Kb)

Основные позиции куклы-марионетки канатоходца см. на рис. 7:

1 — кукла прыжками передвигается по канату: планка от рук снята, и стержень ноги без петли опущен. Пoкачиванием планки, управляемой руками, поднимая и опуская ее, приводят руки в движение;

2 — кукла поворачивается на канате: вага наклонена, и стержень, управляющий ногой, поднят; планку от рук опускают и покачивают, планка от рук подвешена на крючок;

3 — кукла сидит на канате: стержни от ноги и нога повернуты вперед; вага опущена и наклонена вперед. B этом положении, поднимая и опуская вагу в делая манипуляции планкой от рук, можно выполнять множество интересных трюков. Придумывая и комбинируя позиции, можно создавать очень интересные номера.

У куклы-марионетки акробата (рис. 8) головка крепится, как показано на рис. 6, т. e. шурупом с кольцеобразной головкой в гнезде между плечам. Все сочленения конечностей — локтевые суставы, кисти, коленные сyставы и ступни — делают из мягкой кожи или дерматина.


3291865_Akrobat1 (535x700, 147Kb)

Торс состоит из грудной части, круглoго валика и таза. Валик крепят тремя перeплетающимися по лосками из мягкой кожи, дерматина или парусиновой ткани между грудной и тазовой частям. Такое сочленение обеспечивает сгибаемость в пояснице (вперед и назад) .

Руки крепят в плечах одним проволочным стержнем: движение их осyществляeтся в одной плоскости. Отверстия в плечевой части должны быть достаточно большими, чтобы каждая рука в отдельности могла свободно двигаться. Таз и бедра соединены c помощью петелек и проволочной скобы (см. рис. 4).


3291865_img181__kopiya_2 (700x595, 156Kb)

Вагу для куклы-марионетки акробата конструируют следующим образом (рис. 9) .

K основной планке сверху на небольшом валике прибивают пластинку, к которой пpивязывают нитку, идущую от головы и несущую всю нагрузку, так как ниток от плеч нет. Ниже, в прорезь, вставлена подвижная проволочная дужка c петелькой на конце для ниток от рук, закрепленная штырьком. На задней стороне основной планки ввинчен крючок, на который подвешивается съемная планка c нитками, прикреплеными к пяткам кyклы-марионетки. У основания главной планки ввинчен шуруп c кольцеобразной головкой для нитки от спины. Несколько основных позиций кyклы-марионетки акробата см. на рис. 9:

1 — кукла стоит прямо: проволочная дужка находится в опущенном состоянии; планка с нитками от ступней подвешена на крючке;

2 — руки и головка опyщены: планка c нитками от ступней снята, и кyкловод держит ее в свободной руке; вага наклонена вперед, и нитки от головки ослаблены, нагрузка массы куклы перенесена на нитку от поясницы ; проволочная дужка c ниткой от рук наклонена вниз;

2 — акробат стоит на руках. вагv наклоняют до тел пор, пока кукла ладонями не коснется пола; поднимают планкy, управляемую ногами; .

4 - кукла ходит на руках: вагy ставят горизонтально; кукловод перехватывает нитки и планку от ступней и освободившейся рукой перебирает нитку от рук.

Кукла-марионетка музыкальный эксцентрик изготавливается следующим образом (рис. 10).


3291865_img181__kopiya_3 (700x661, 59Kb)

Голову крепят как y куклы, показанной на рис. 6, т. e. c помощью шурупа с кольцеобразной головкой и гнезда между плечами. ГIравую руку шьют из матерчатого чехольчика. B кисть ее вкладывают маленький магнит и вместе c предплечьем набивают ватой или ветошью. B локте чехольчик ушивают, оставляя остальную часть руки пустой. Кисть руки надо согнуть так, чтобы она обхватывала трубу —инструмент, на котором кукла будет играть (см. деталь справа).

Левую руку вырезают из одного куска дерева без изгибов в локте или кисти, но c загнутыми пальцами В плече соединяют шурупами с кольцеобразными головками, благодаря чему рука обретет большую подвижность. Желательно левую руку немного утяжелить.

Правую ногу делают, как обычно, c креплениями из кожи или дерматина в бедренном, коленном и голеностопном суставах. Левую ногу вырезают из куска дерева, без изгибов в коленном и голеностопном суставах. Верхний конец бедра округляют и угол тазовой части y сочленения отрезают. Тазобедренный сустав выполняют из шурупов c кольцеобразными головками.

Вага для кyклы-марионетки — музыкального эксцентрика — горизонтальная, немного похожа на самолетик. Длина ее должна быть не больше поло-вины роста куклы. К ней прибивают две планки разной длины. К большей крепят полоску кожи, на которую подвешивают вагу. К концам этой планки привязывают нитки, проходящие впереди ушей, благодаря чему головка будет немного пpиподнята во время игры на духовом музыкальном инструменте. В середине основной планки снизу приделан крючок. На него подвешивают кольцо c ниткой, идущей от верхней губы куклы и проходящей через музыкальный инструмент. Конец этой нитки привязывают к основной планке. К меньшей планке слева крепят нитку от лба, проходящую внутри инструмента. K этой же планке справа привязывают нитку от ладони левой руки и пропускают ее через инструмент. K переднему концу основной планки ваги крепят нитку от носка левой ноги и протягивают внутри инструмента. Основные позиции кyклы-марионетки музыкального эксцентрика (рис. 11) :


3291865_img182__kopiya (700x566, 160Kb)

1 — кукла выходит, приплясывая под музыку: правая рука — на музыкальном инструменте. Он держится благодаря изгибу кисти и магниту. Кольцо от нитки, идущей от верхней губы куклы через инструмент, подвешивают на крючок, инструмент прижимается к губам марионетки;

2 — инструмент балансируется на лбу эксцентрика, одновременно кукла поворачивается в стороны. Кольцо снимают с крючка и одновременно натягивается нитка от лба. Правая рука отпадает под действием силы натяжения нитки;

3 — инструмент переходит в левую ладонь: нитку от ладони левой руки натягивают, одновременно отпускается нитка, идущая от лба; левую руку с инструментом можно поворачивать в стороны;

4 — инструмент переходит на носок левой ноги. Ногу c инструментом можно поворачивать в стороны: нитку от носка левой ноги натягивают, одновременно отпускается нитка от левой руки. Так, подпрыгивая на правой ноге, марионетка может закончить номер. Все нитки должны быть достаточно длинными и висеть свободно, чтобы перемещался инструмент с одной позиции в другую.

Первые три рисунка я отредактировал и ввел цвет.
Будет продолжение.

Читайте также: