Как сделать кларнет из бумаги
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 07.10.2024
имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).
Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол без раструба, 7 игровых отверстий и особую камеру в верхней части, где помещалась трость. Диапазон инструмента составлял октаву (от фа малой до фа первой).
Преобразование шалюмо в кларнет осуществилось около 1700 г. выдающимся немецким инструментальным мастером Иоганном Христофором Деннером из Нюрнберга. Прежде всего Деннер убрал камеру, скрывавшую трость, и тем самым обеспечил непосредственное соприкосновение трости с губами исполнителя. Надрезной язычок он заменил отдельной камышовой пластинкой, которая навязывалась на мундштук. Появилась свобода звукоизвлечения, а также возможность управления звуком и интонацией. С целью расширения ограниченного диапазона шалюмо Деннер осуществил реконструкцию системы игровых отверстий, разместив их в порядке, диктуемом акустическими особенностями нового инструмента. Так впервые возникло неравномерное расположение игровых отверстий, составившее основу кларнетного грифа. С помощью десяти игровых отверстий можно было извлекать звуки фа, соль, ля, си малой октавы, и до, ре ми, фа, соль первой октавы. В верхней части ствола инструмента Деннер сконструировал два клапана — для ля и для си первой октавы. При этом с открытым клапаном си значительно облегчается передувание на дуодециму, а также расширяется диапазон инструмента (от фа малой — до ля—си второй октавы).
Таким образом возник двухклапанный кларнет, технически подвижный инструмент (особенно в верхнем регистре). В нижнем регистре звук его имел певучий характер мрачноватого оттенка, в верхнем — резкий, пронзительный.
На протяжении XVIII столетия кларнет усовершенствовался весьма интенсивно и к 70-м годам достиг своей классической формы. Сын И. X. Деннера — И. Деннер сконструировал октавный клапан, или клапан дуодецимы, увеличил длину инструмента, в результате чего изменился его основной тон которым стал звук ми, как и в современном кларнете. В дальнейшем некоторые усовершенствования внесли Б. Фриц из Брауншвейга и К. Лефевр из Парижа.
В то время изготавливались кларнеты различных размеров и строев, но пропорции отдельных частей инструмента строго соблюдались. Мундштук инструмента был маленьким, с узким каналом и имел удлиненную форму. Основным материалом для изготовления тростей служил камыш, встречались также трости из сосны, ели и даже из рыбьей кости. Наиболее употребительными строями классического пяти-шести клапанного кларнета были: си-бемоль, до, ля и фа (малого кларнета). Во время исполнения кларнетисты держали инструмент тростью вверх, и лишь впоследствии немецкие исполнители стали соприкасаться с тростью нижней губой (повернули мундштук тростью вниз). Инструменты обладали широкими выразительными возможностями (особенно в верхнем регистре): певучим тембром, динамическим разнообразием и большой подвижностью. Их использовали в своем творчестве Гайдн, Моцарт, Бетховен.
В начале XIX в. число клапанов на кларнете возросло до тринадцати. Кроме того, они получили более удобное расположение, а игровые отверстия стали сверлиться с большей точностью, что значительно улучшило чистоту интонации.. Теперь инструмент мог использоваться в различных тональностях, что избавило исполнителей от применения в оркестровой практике кларнетов многих строев. В это же время окончательно было изменено положение мундштука: трость стала прижиматься нижней губой исполнителя.
В середине XIX в. в кларнете была использована новая конструкция клапанного механизма, изобретенная Т. Бёмом. По сравнению со старой системой кларнет конструкции Бёма имеет несколько удлиненное и расширенное к концу нижнее колено, немного укороченное верхнее колено, более удлиненный бочонок и более объемный мундштук с удлиненным верхним срезом и широкой тростевой площадкой. На нижнем колене инструмента имеется большое количество клапанов для мизинцев правой и левой руки, которые дают возможность воспроизводить звуки ми, фа, фа-диез малой октавы, а с применением клапана дуодецимы — си первой, до и до- диез второй октавы. Однако в Германии эта система распространения не получила, а патент на изобретение был приобретен Францией, где кларнеты новой (француз¬ской) системы стали быстро распространяться.
Совершенствовалась и старая (немецкая) система. В ее усовершенствовании принимали участие не только немецкие музыканты. Так, профессор Московской консерватории С. В. Розанов в 1905 г. ввел на кларнете приспособление для трели си-до- диез малой октавы (с клапаном дуодецимы — фа-диез — соль-диез второй октавы), добавил клапан для мизинца правой руки, который позволил извлекать легато и тремоло между звуками фа-диез малой — до-диез первой октавы (с клапаном дуо-децимы — до-диез — соль-диез второй октавы).
Кларнет современный представляет собой цилиндрическую трубку длиной 590—680 мм, изготовленную из дерева (гренадиллового либо эбенового) или из пластмассы. Состоит из пяти частей: мундштука с тростью (одинарным язычком), бочонка, верхней части (верхнего колена), нижней части (нижнего колена) и раструба. Хроматический звукоряд от ми малой до си-бемоль первой октавы извлекается при помощи последовательного открывания отверстий, начиная от устья. Звуки от си первой до до третьей октавы получаются при помощи той же аппликатуры с применением клапана дуодецимы. Более высокие звуки извлекаются ’ путем сложных аппликатурных комбинаций. Кларнет — инструмент транспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Инструмент строя си-бемоль звучит большой секундой, строя ля — малой терцией ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 82).
Из всех духовых инструментов кларнет обладает наибольшим разнообразием выразительных средств. По технике на легато он не уступает флейте. Возможна пре¬дельная беглость при исполнении диатонических и хроматических гамм при любой динамике. Стаккатная техника несколько уступает флейте. Исполнимы почти любые трели, исключение составляют звуки выше фа третьей октавы и еще несколько трудноисполнимых трелей. Тремоло возможно как на одном, так и на разных звуках. Трудноисполнимы тремоло, у которых нижний звук извлекается без клапана дуоде¬цимы, а верхний с этим клапаном.
Разновидности кларнета.
Малый кларнет (ит.— clarinetto piccolo, petite clarinette, нем.— kleine Klarinette, англ.— high clarinet). Отличается от основного инструмента лишь меньшим размером. Появился в первой половине XVIII в. и далее совершенствовался вместе с кларнетом. Обладая громким звуком, малый кларнет получил широкое распространение в военно-духовых оркестрах. Аппликатура малого кларнета идентична аппликатуре кларнета. Инструмент транспонирующий (в строе ми-бемоль, реже в строе ре). Йотируется в скрипичном ключе. Малый кларнет строя ми-бемоль звучит на малую терцию, строя ре — на большую секунду выше написанного. Диапазон и характеристика звучания малого кларнета (по письму, см. пример 83). Технические возможности те же, что у кларнета. Малый кларнет строя ми-бемоль изредка применяется в духовом оркестре, а инструмент строя ре столь же редко — в симфоническом.
Бассетгорн (ит.— corno di bassetto, фр.— cor de basset, нем.— Alt-klarinette, Bassetthorn, англ.— baset-horn, alto clarinet), альтовый кларнет. Приобрел большую популярность в XVIII в. Ствол инструмента вначале имел изогнутую форму и завершался большим медным раструбом. В конце XVIII в. Т. Лютц из Пресбурга и братья Штадлеры из Вены сконструировали бассетгорн из двух прямых колен. В конце XIX в. он принял прямую форму с изогнутым металлическим раструбом.
Современный бассетгорн представляет собой деревянную трубку длиной 750— 900 мм. К верхнему ее концу прикреплена изогнутая металлическая трубка, в которую вставляется клювовидный мундштук с тростью, к нижнему — металлический раструб, загнутый вверх.
Аппликатура бассетгорна сходна с аппликатурой кларнета. Различие состоит лишь в том, что у бассетгорна имеются четыре дополнительных клапана, которые позволяют продлить хроматический звукоряд вниз. Инструмент транспонирующий (в строе фа, реже в строе ми-бемоль). Йотируется в скрипичном ключе. Бассетгорн строя фа звучит на чистую квинту, строя ми-бемоль — на большую сексту ниже написанного. Диапазон бассетгорна: до малой — фа третьей октавы. Звуки сред¬него и нижнего регистра обладают приятным мягким тембром, в верхнем регистре звучание менее полное, а от соль второй октавы и выше приобретает напряженный характер. В настоящее время этот инструмент почти не используется.
Бас-кларнет (ит.—clarinetto basso, фр.— clarinette basse, нем.— Bassklari- nette, англ.— bass clarinet). По конструкции сходен с бассетгорном. Был изобретен в 1772 г. парижским мастером Ж. Лотом. В следующем году Г. Грензер из Дрездена создал его новый вариант. С этого времени бас-кларнет стал использоваться в музыкальной практике. Инструмент строя си-бемоль был вдвое длиннее кларнета, имел более широкую мензуру и звучал октавой ниже. Значительно реже использовались бас-кларнеты в строях ля и до. Форма первых инструментов была сходна с формой фагота. В середине XIX в. появились бас-кларнеты прямой формы с 19 игровыми отверстиями, сохранившие свой вид до настоящего времени. Аппликатура современного инструмента полностью совпадает с аппликатурой бассетгорна.
Бас-кларнет строя си-бемоль — инструмент транспонирующий, звучит большой ноной ниже написанного. Йотируется в скрипичном, иногда в басовом ключе (в этом случае он звучит большой секундой ниже написанного). Диапазон и характеристика регистров басового кларнета (по письму, см. пример 84).
Вследствие своих тембровых особенностей и в целях продления диапазона основного инструмента бас-кларнет в оркестровой практике используется преимущественно в нижнем регистре. Его техническая подвижность значительно меньшая по сравнению с кларнетом. В настоящее время инструмент часто используется в симфонических оркестрах и в духовых оркестрах большого состава.
Кларнет. Урок 4. Урок ведет Александр Венгеров.
Тема урока: Ремонтируем кларнет самостоятельно. Часть 1.
Кларнет имеет довольно сложное техническое устройство со множеством рычагов, клапанов. Поэтому Вам понадобится периодически приводить их в порядок и, даже, ремонтировать их. На уроке рассказывается о том, как самостоятельно провести несложный ремонт кларнета, не прибегая к помощи профессионального мастера.
- как поставить кольцо обратно либо на бочонок либо на раструб, когда бывает рассыхается либо то, либо другое и кольцо просто слетает. Очень просто это кольцо ставить.
- как убрать люфт между клапаном и стойкой
- как правильно обточить и уставить подушку на октавный клапан, чтобы нота си бемоль первой октавы звучала максимально чисто без всяких примесей и шумов.
Эти умения смогут вам помочь избежать каких-то непредвиденных расходов. Вы в состоянии сделать эти работы самостоятельно.
Как установить кольцо на бочонок кларнета
Часто, когда инструмент усыхает, кольцо с бочонка слетает. Это чревато тем, что дерево без кольца может треснуть. Для ремонта потребуется женский капроновый чулок, лезвие, деревянный молоточек и больше ничего.
Чулок в один слой натягивается на бочонок.
Затем усаживается кольцо и немного (не до конца) загоняется на бочонок молоточком.
раз
и два
После этого, чулок с обоих концов кольца обрезается лезвием так, чтобы из под кольца не были видны края чулка. Теперь кольцо молоточком усаживается полностью на свое место на бочонок.
Ремонт закончен: кольцо плотно сидит на бочонке и предохраняет бочонок от растрескивания. Само кольцо к бочонку не приклеено. При необходимости его можно снять, что бывает удобно.
Как убрать люфт между клапаном и стойкой.
Когда появляется люфт между клапаном и стойкой при игре на кларнете возникают дополнительные шумы. К тому же, клапан из-за люфта может не крыть (не закрывать плотно) нотное отверстие, что приведет к искажению звука. Поэтому люфт клапанов необходимо убирать.
- перевести пружину клапана в нерабочее положение
сдвигаем пружину
- выкрутить винт клапана так, чтобы открыть его отверстие:
видно отверстие, куда положим олово
- вставить маленький кусочек олова в отверстие клапана. Паять и греть ничего не нужно.
пинцетом помещаем кусочек олова в отверстие
- закрутить винт клапана на место. Вкручивайте винт бережно, там мягкий метал. Не перетяните, чтобы клапан мог легко двигаться. Можно закрутить винт до конца и сделать пол оборота обратно.
- перевести пружину в рабочее состояние.
Также люфт клапанов можно убрать обжимая трубку клапана при помощи специальных обжимных клещей. Здесь потребуется особая осторожность, чтобы не пережать трубку и клапан мог двигаться при игре.
обжимные клещи для ремонта кларнета и саксофона
Начинающие кларнетисты во время игры часто пережимают клапаны и сгибают их рычаги, после чего клапан перестает крыть отверстие. В таких случаях необходимо разогнуть рычаг. Для этого одной рукой плотно прижмите клапан к отверстию, а другой осторожно отогните его рычаг.
Проверить плотно ли клапан кроет отверстие можно полоской папиросной бумаги как показано на видео.
Плотность прилегания клапана к отверстию следует проверять по всей окружности. И, если в каком-либо месте плотность прилегания недостаточна, следует с противоположной стороны подложить под клапан кусочек плотной бумаги и поджать клапан.
После этого снова проверьте плотность со всех сторон. Отрегулируйте положение клапана так, чтобы он крыл отверстие плотно по всей окружности отверстия.
Обтачиваем подушку октавного клапана.
Заводская подушка октавного клапана изготавливается из пробки и имеет плоскую форму.
При открытии октавного клапана подушка отходит от отверстия и в этот момент отверстие должно пропустить значительный объем воздуха. При этом воздух отражается от плоской подушки и появляется неприятных звук во время игры. Если подушку обточить на конус, то можно избавиться от такого нежелательного эффекта.
Обточить подушку можно вручную. Для этого новую подушку устанавливают на место в клапан, прижимают к отверстию, чтобы увидет точное место касания подушки и отверстия. Затем лишнюю пробку с подушки аккуратно срезают лезвием и оттачивают пилкой для ногтей.
Важно! Если клапаны изготовлены из серебра, рекомендуется при таких работах защищать металл скотчем.
Кроме такого (вручную) способа, для обтачивания клапанных подушек применяют специальные насадки на дрель.
Работа по установке и обточке пробки потребует наличия специализированного оборудования и определенной сноровки. Все тонкости этой операции показана на видео.
Перейти к Ремонт кларнета самостоятельно
часть 2
В серии будут и похожие инструменты: бас-кларнет, гобой, английский рожок, флейта-пикколо.
Каждый из предметов коллекции является маленьким произведением искусства, сделанным по ремесленной технологии и из высококачественных материалов.
В журнале - истоки возникновения кларнета, идеальное сочетание дерева и металла, Бенни Гудмен и великие кларнетисты.
Основа миниатюры кларнета - пластик (под эбеновое дерево), клапана - металлические.
Кларнет является деревянным язычковым духовым инструментом. В III тысячелетии до нашей ары на Востоке существовали инструменты, которые напоминали кларнет, но, к сожалению, проследить их развитие невозможно. Тем не менее удалось установить связь кларнета с шалюмо (свирель) - популярным духовым деревянным инструментом небольших размеров, на котором играли в средние века во Франции. Считается, что в результате его эволюции появился современный кларнет.
Коллекционные музыкальные инструменты №13. Кларнет. Журнал и миниатюра в упаковке.
На свирели играли преимущественно сельские жители, именно поэтому никто из французских мастеров не ставил целью совершенствование этого инструмента. Первыми, кто обратил на свирель внимание, были немецкие мастера. Им удалось раскрыть богатый потенциал инструмента посредством добавления в его конструкцию большего количества отверстий и клапанов. На рубеже 17-18 веков немецкий музыкальный мастер Иоганн Кристоф Деннер, которого считают первым создателем кларнета, удлинил трубку свирели, расширив тем самым её звуковой диапазон. С того времени многие мастера направили свои усилия на совершенствование механизмов кларнета, и в XVIII веке инструмент занял почетное место в оркестре. В течение следующих веков исполнители и композиторы широко использовали его тембровые возможности. Оставив позади свое скромное происхождение, кларнет стал неотъемлемым элементом оркестров.
Если предшественника кларнета, шалюмо, можно было изготовить в домашних условиях, то собрать сложный современный кларнет под силу только квалифицированным мастерам. В настоящее время кларнеты могут изготавливаться как вручную, так и в серийном производстве с использованием современных технологий.
При изготовлении кларнета в первую очередь придают форму цилиндрической трубке из эбенового дерева. У миниатюры это пластик, отверстие - в широкой части трубки.
Соединение деревянных деталей (корпус) с металлическими (клапаны, кольца, ободья) требует специальных технологий для каждого этапа сборки. При изготовлении кларнета в первую очередь придают форму цилиндрической трубке из эбенового дерева (ранее - из самшитового), которую в конце расширяют в форме конуса, затем вдоль корпуса просверливают отверстия.
После этого следует установка лапок и клапанов, которые закрывают отверстия. Как правило, клапаны изготавливают из никеля или серебра. Клапан состоит из рессоры, возвращающей его в начальное положение; оси, удерживающей его на деревянном корпусе; а также пробки, ослабляющей трение и не допускающей того, чтобы клапаны стучались о дерево и друг о друга. Затем добавляют раструб, обрамленный металлическим ободом.
Кларнет относится к группе деревянных духовых инструментов. Как и саксофон, это язычковый инструмент с одинарной тростью. Он делится на пять основных частей: мундштук, к которому с помощью лигатуры крепится трость; верхнее колено или колено для левой руки (здесь находятся отверстия, на которых музыкант играет пальцами левой руки); нижнее колено (для правой руки); раструб - самая широкая часть, которая выводит звук инструмента и настраивает некоторые ноты; и, наконец, бочонок - главная деталь для настройки кларнета (в зависимости от того, насколько он входит и выходит из верхнего колена, длина инструмента увеличивается или становится короче, а также меняется общий настрой).
Коллекционные музыкальные инструменты №13. Кларнет, фото миниатюры.
Записи Бенни Гудмена есть в продаже. Это один из королей свинга. История свинга началась в 20-е годы в США, непосредственным предшественником этого музыкального направления считают рэг-тайм – стиль уличных музыкантов. Чарльстон тогда начал выходить из моды, белые вовсю танцевали фокстрот, а в Гарлеме появился совершенно новый танец - энергичный, жизнерадостный, открытый, полный юмора и иронии, изобилующий прыжками и почти акробатическими трюками. Уже через несколько лет свинг танцевала вся Америка.
По отзывам, выпуск не самый удачный: кларнет из пластика, сверху металлические клапаны, отверстие внутри не сквозное (но сквозного ни у каких инструментов в серии ещё не было). В целом, инструмент достаточно аккуратный.
Музыкальные Инструменты №14. Фортепиано
А вот ДАЛЕЕ - долгожданный номер с роялем, точнее, с фортепиано!
Музыкальные Инструменты №14 - Фортепиано, в продаже в киосках с 4 июля 2014 года. Поскольку это не спецвыпуск, а обычный номер в серии, цена, видимо, будет та же, что и у других номеров.
Вот так этот номер выглядит в анонсе, который опубликован давно, при выходе коллекции.
Инструменты в миниатюре №13. Кларнет
Коллекционные музыкальные инструменты №13. Кларнет. Анонс номера.
Коллекционные музыкальные инструменты №13. Кларнет, фото.
Кларнет с разных сторон.
Коллекционные музыкальные инструменты №13. Кларнет. Скан - все развороты номера журнала.
Коллекционные музыкальные инструменты №14. Фортепиано (рояль), анонс журнала.
Шаг 1. Начните с рисования длинной трубки с колокольчиком форму в конце . Этот Рог прибора.
Шаг 2. Далее рисуем в полосы на трубе, линии швов и ключи.
Шаг 3. Продолжать рисовать в ключи на кларнете, как так. Это также должно быть там, где вы добавляете в скобках тоже.
Шаг 4. Наконец, нарисуйте конце кларнет, который в колокол или рожок форма нравится настолько, затем добавить оставшиеся ключи. Стереть ошибки если таковые были сделаны.
Шаг 5. Вот именно, вы все сделали. Цвет в свой кларнет и показать свои навыки рисования.
Читайте также: