Как сделать каргопольскую игрушку

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 15.09.2024

Тема: Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан.

Цель: Практическое освоение участниками мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

Познакомиться с русским художественным керамическим промыслом – каргопольской игрушкой.

Раскрыть символическое значение орнамента в росписи глиняной игрушки.

Научить участников мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность занятия: 50 минут.

Материалы и оборудование:

1. Наглядные материалы:

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

2. Учебно-дидактическое обеспечение:

3. Материалы и инструменты:

- дощечки для работы с глиной;

- стаканы с водой;

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

Ход занятия (слайд №1)

- Прежде всего мне хотелось бы услышать от вас, что вы знаете о каргопольской игрушке?

- Каргопольская игрушка - русский художественный керамический промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали глиняную посуду: печные горшки, миски, кринки. Некоторые мастера лепили глиняные игрушки. (слайд № 2 фото города)

- Мне очень интересно узнать, какие образы каргопольской традиции вам наиболее известны?

- Каргопольскую игрушку можно сразу отличить от яркой дымковской и филимоновской (слайд № 3 сравнение игрушек) по приземистой форме, глухой окраске, орнаменту. По своему характеру и сдержанной внутренней силе она близка к язычеству. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: (слайд № 4) образы животных (конь, олень, медведь и др.), людей и сказочные персонажи.

Одним из таких персонажей является образ Полкана.

- Знаете ли вы кто такой Полкан?

(слайд № 5) Это фантастическое существо, полуконь-получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан – это символ огромного, доброго богатыря, защитника людей от зла, богатырь, наделенный несокрушимой народной силой.

- В каких других культурах встречается похожий образ?

(слайд № 6) фото У. И. Бабкиной

Постановка цели занятия

- Сегодня я предлагаю слепить эту необычную игрушку по традиционной технологии.

Планирование предстоящей работы

- Возьмите, пожалуйста, в руки Полкана, рассмотрите его и попытайтесь определить этапы изготовления игрушки. (слайд № 7)

- А может быть, кто-то из вас знает, что означает орнамент, который нанесен на игрушку? (слайд № 8)

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узоры, которые вы видите, являются символами солнца, земли, зерен. (слайд № 9). Основное занятие каргопольских мастеров – землепашество. Не случайно поэтому знаки солнца, земли, зерен как пожелание благополучия украшают их игрушки.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег солнца вокруг земли. Крест – означает то, что солнце светит на все 4 стороны и все времена года о него зависят.

Волнистые линии – обозначают воду (дождь).

Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.

Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось.

К сожалению современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, скульптурки все больше тяготеют к натурализму, а роспись становится более конкретной, чем это принято традицией.

Технология изготовления игрушки:

Каргопольские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины:

Приступая к изготовлению Полкана, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.

Затем сгибаем валик по середине ровно на 90 градусов.

Левой рукой держим игрушку, а правой начинаем распределять глину на ноги. Распределили. И сразу начинаем влажными пальцами вытягивать столбики ног, которые широко расставлены и плавно сужаются книзу.

После того, как сделали ноги, четырьмя пальцами из задней части фигурки начинаем вытягивать хвостик. Он небольшой, аккуратный, направлен вниз.

Следующий этап – вылепливание верхней части фигурки. Сначала распределяем глину на руки и голову, затем снова влажными пальцами выравниваем руки, одна из которых направлена вверх, другая – вниз. Голову формируем на высокой шее с выступающим вперед массивным подбородком.

Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу с широкими полями. Затем тщательно примазываем ее к голове.

Для завершения образа, необходимо сделать нос и острым инструментом наметить на лице Полкана глаза и рот.

Вот и готов наш Полкан!

Вам лишь осталось обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.

Оценка работы, подведение итогов

- Пришло время подведения итогов нашего мастер-класса. Я хотела бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали и чему научились? Как можете применить полученные знания в работе с детьми?

- В свою очередь, я хочу сказать мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей! Всего вам доброго!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Как сделать легкие браслеты дружбы из ни 10.10.2017 --> Смотрели: 58 (0) Вязаный шарф руками 12.05.2017 --> Смотрели: 59 (0) Что было бы, если бы мы родились в друго 09.05.2017 --> Смотрели: 39 (0) Пермяки записали музыкальное поздравлени 09.05.2017 --> Смотрели: 17 (0) ПОМНИ И НЕ ЗАБЫВАЙ КОМУ МЫ ОБЯЗАНЫ И ДЛЯ 09.05.2017 --> Смотрели: 33 (0)

-Музыка

-Поиск по дневнику

1 (700x523, 356Kb)

1.

2 (700x520, 203Kb)

2.

3 (700x530, 346Kb)

3.

4 (700x520, 278Kb)

4.

5 (700x533, 121Kb)

5.

6 (700x520, 243Kb)

6.

7 (700x531, 143Kb)

7.

8 (700x520, 215Kb)

8.

9 (700x531, 198Kb)

9.

10 (700x520, 247Kb)

10.

11 (700x532, 242Kb)

11.

12 (700x520, 197Kb)

12.

13 (700x534, 264Kb)

13.

14 (700x520, 248Kb)

14.

15 (700x532, 244Kb)

15.

16 (700x523, 245Kb)

16.

17 (700x534, 306Kb)

17.

18 (700x532, 358Kb)

18.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Каргопольская глиняная игрушка.


5685413_84374971746817f4dfc8905c89f18268 (700x700, 267Kb)


Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

5685413_5c4e1fe91b6ed3b117042c3de4b1e96a (700x700, 240Kb)


Готовую посуду отвозили нарынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.


5685413_ce7f4aaab0fb0107c43909e2af2f898b (700x700, 183Kb)


5685413_ed1e9d55c5061f10c85a90c397f65843 (700x700, 193Kb)


Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни.Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток.


5685413_5b21c087f5abdc170b7a6759651c1ce6 (700x700, 139Kb)


Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов.


5685413_233b1506532145a2da1cfe92825fc624 (700x700, 169Kb)


5685413_4d9f482e6519ba06e8d911e37d068c89 (700x700, 258Kb)


Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов.


5685413_1133fc3284bf08e2f97d50d71a1ebe9e (700x700, 237Kb)


5685413_1261324971_66 (500x347, 25Kb)


Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать.


Одним из немногих каргопольских мастеров, который не бросал ремесло в 1930 годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам.


5685413_914dabdb4230064cb99c50f5e9200622 (700x700, 191Kb)


5685413_d1b11bc43a456c46c835aa2ffa4a92fe (700x700, 167Kb)


5685413_358e14352f4fabbd6bde25c64e040688 (700x700, 224Kb)


В этой же деревне Гринево жила и другая известная мастерица — Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950 годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. В работах Бабкиной впервые стали появляться более сложные формы, чем в традиционных фигурках: она создавала групповые сюжетные сценки, придавала игрушкам динамичность и изящество.


5685413_1522494550_7 (562x579, 64Kb)

5685413_3323 (700x448, 151Kb)

5685413_1320601786_2 (700x479, 157Kb)
5685413_1320601872_5 (700x540, 189Kb)


В 2003 году в Каргополе открылсядом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику - овалы, кресты, колосья, зерна, солнце. Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

Читайте также: