Как сделать фактуру на бумаге

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 07.09.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Урок1, 1четверть( 4часа,8ПГ) ДПТ

Тема :Способы создания фактуры на бумаге. Монотипия или мрамирование. (Мрамирование)

Познакомиться со способами создания фактуры на бумаге с помощью свечки ,красок и стекла

• изучать, закреплять и активно применять способы нетрадиционной техники;

• развивать чувство вкуса, используя колористическую гамму красок;

Материалы: листы белой бумаги А4;краски акварельные, свечка парафиновая ,баночка для воды, кисточка., листья, деревьев, либо другие материалы, которые имеют фактуру, пищевая пленка, соль.

- Здравствуйте, ребята сегодня на занятии мы с вами будем заниматься монотипией и я вас познакомлю с новым способом создания фактуры на бумаге -мрамирование. Кто-нибудь слышал о такой технике? Что такое мрамирование?

Для обозначения техники создания мраморных разводов используется слово мрамирование. Процесс мрамирования представляет собой перенос изображения цветных разводов краски с поверхности воды на декорируемый предмет.

офисная белая бумага;

восковые мелки (или парафиновая свечка);

фактурные обои; либо любые фактурные материалы

гладкая доска (пластмассовая или стеклянная);

Мраморирование в наших условиях этим способом лучше получится на белой бумаге.

Разрезать лист формата А4 на 6 квадратов размерами 10 на 10см

Лист кладем на кусок фактурных обоев или любую фактурную поверхность ,натираем его восковым мелком (или свечкой).(Если нет таких обоев, то можно подложить под листок гофрированный картон, монеты или листья деревьев. Получится тоже хорошо).

Теперь на готовую доску с лужицами кладем лист бумаги (восковым рисунком на краску). Разглаживаем руками, чтобы вся краска распределилась по поверхности.

Поднимаем лист и кладем на газету для просушки (конечно, окрашенной стороной вверх). Все! Существует множество способов мрамирования бумаги, есть еще один способ:

6) можно сделать мрамирование на пене для бритья.В лоточек выдавить пену для бритья, накапать краску, развести палочкой рисунок на пене, положить на краску и пену лист. Краска впитается в лист, пену можно убрать при помощи пластмассовой линейки.

Вот и все. Очень просто!

Через некоторое у вас будет эксклюзивная мраморная бумага ручной работы, которую можно пустить в дальнейшее рукоделие. Например, сделаем лоскутное одеяло на следующем занятии.

Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.

Бумагопластика: схемы для мастеров пошагово

Бумагопластика – что это такое

Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.

Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшения

Список инструментов для работы с бумагой

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

  • ножницы;
  • макетные ножи;
  • скальпели;
  • ПВА;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • иглы;
  • угольники;
  • пинцеты;
  • кисти;
  • шило;
  • циркуль.

И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.

Макетный нож

Набор для квиллинга

Коврик для творчества

Правила выбора бумаги

При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
  • её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
  • оттенок должен быть ровным и однородным.

Важно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.

Цвет должен быть устойчивым

Для определённых техник продаются уже готовые наборы

Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках

Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.

Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации

Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.

Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Бумагопластика как искусство для детей и начинающих мастеров: схемы и пошаговые инструкции

Статья по теме:

Аппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.

Техника торцевания из бумаги для начинающих

Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.

Текстурные пасты — ещё их называют моделирующими или структурными — представляют собой густые акриловые составы, на водной основе, позволяющие создавать различные фактуры и рельефы на поверхности.

Благодаря наличию в составе акрилового связующего, они хорошо ложатся на различные основы: дерево, картон, металл, ткань, бетон, стекло.

Огромным плюсом текстурных паст является отсутствие запаха, что даёт возможность работать с ними в мало проветриваемых помещениях. Текстурные пасты разбавляются водой и пока не высохли могут быть смыты. После высыхания все текстурные пасты становятся водостойкими.


Текстурные пасты можно использовать самостоятельно для создания рельефных поверхностей, имитируя различные фактуры, например, древесину, металл, камень. Или добавлять пасту в замес с акриловой краской, придавая густоту и фактурность мазку.


Эта публикация была добавлена более года назад. С тех пор прошло много времени и многое могло поменяться – учитывайте это.

Один из самых увлекательных этапов поиска изобразительных средств для создания художественного образа – создание фактурных поверхностей.

Изначально, окружающий нас мир представлен огромным количеством разнообразных материалов, каждый из которых имеет свою особую структуру. Изобразить определенную поверхность, значит показать фактуру этой поверхности (характер поверхности материала, рельеф и форма, визуально-тактильные характеристики). Фактура – свойство поверхности материала, зависящее от характера ее обработки и светоотражения, влияющее на восприятие ее цвета.

Элементы фактуры характеризуют внешнее строение поверхности формы, они различны и характеризуются степенью рельефа и блеска.

По степени рельефа выделяют фактуры:

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. У гладких поверхностей элементы фактуры очень малы и зрительно не различимы; когда элементы фактуры по величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их мало настолько, что они ясно различимы, – это уже рельефная поверхность.

По степени блеска различают фактуры:

В изобразительных искусствах фактура (от лат. factura – обработка, строение) – характер поверхности художественного произведения. Фактура помогает придать "настроение и характер" художественному образу, вызывает у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывает психологическое воздействие. Огромное разнообразие и неповторимость фактур помогают создавать интересные и выразительные художественные образы.

Фактура – это средство выражения художественного образа. Достичь определенный цели создания выразительного образа можно, используя фактурную основу (бумагу), или различные приемы и техники нанесения фактурного слоя.


Для наглядности, рассмотрим разные фактуры художественной бумаги, которую выбираем в соответствие со своими целями и изображаемым художественным образом.




  • крупнозернистая бумага (фактура получена путем высыхания без предварительного отжима) – идеальна для выразительных ярких мазков и крупных деталей, не подходит для рисунка с мелкими деталями и тонкими линиями;
  • мелкозернистая бумага (изготовлена под холодным прессом и имеет слабовыраженную фактуру) – позволяет тщательно прописать детали и интересно поработать с поверхностью бумаги;
  • гладкая бумага (горячее прессование) используется для экспрессивных потеков и брызг, работы с деталями, для иллюстраций.

Бумага для творчества, акварельная бумага и бумага для пастели имеют разные фактурные тиснения:


1) бумага с выраженной зернистостью; 2) шершавая; 3) тиснение "холст"; 4) шершавая бумага; 5) шершавая; 6) мелкозернистая; 7) тиснение "яичная скорлупа".

Для создания фактурных поверхностей в графике используются различные приемы, материалы и инструменты:

  • Монотипия (от греч. "mono" – "один", "typos" – "отпечаток") – вид печатной графики, отпечаток, полученный под давлением с любой гладкой поверхности (стекло, керамика, металл). Художник вручную наносит краску на поверхность печатной формы, а затем создает оттиск изображения на бумаге (возможна работа на офортном станке).



  • Получить отпечаток возможно даже с поверхности воды. Для этого необходима емкость с водой и масляные краски, нерастворимые в воде; они остаются на поверхности воды образуя заданный рисунок для отпечатка; чтобы использовать водорастворимые краски (гуашь) необходимо на поверхности воды создать масляную пленку (можно взять растительное масло). Краски на такой поверхности создают причудливые узоры и не смешиваются с водой. Осторожно положив лист бумаги на поверхность воды, получают отпечаток.
  • Энкаустика (греч. encaustikos – "выжигание") – техника, в которой связующим веществом красок является воск; художник расплавляет восковую краску и наносит на основу кистью или специальной палочкой. Существуют несколько методов росписи энкаустикой: гравюрный – углубленный резьбой рисунок заполняется цветным воском; горячая энкаустика – рисунок расплавленным цветным воском наносится на дерево или камень горячими металлическими инструментами; холодная энкаустика – восковые краски наносятся в холодном состоянии с последующим нагреванием поверхности для образования защитной пленки.


  • Применение воска для создания фактурных поверхностей основано на таких его свойствах, как способность защищать поверхность от воды (это капли, полосы из воска, которые сохраняют цвет при многослойном нанесении краски) и добавлять толщину бумаге при плотном нанесении (процарапывание рисунка на поверхности, покрытой воском, пером или другим острым инструментом, – граттаж (фр. gratter – скрести, царапать).


  • Получить фактурную поверхность можно при помощи отпечатков различными материалами: пористой резиной, поролоном, пенопластом, губкой, тканью, смятой бумагой, различными штампами и сетками, смещением двух листов бумаги и др. Краски лучше использовать плотные.
  • Наложение краски на мокрую поверхность также дает интересные разводы и потеки, формируя интересную фактурную поверхность.
  • Необычную фактуру создают брызги.


Используя различные приемы создания фактурных поверхностей в эскизной графике, создайте свою неповторимую и необычную картину, создайте тот художественный образ, который вам подскажет техника и материал.

Читайте также: