Как сделать бумагу

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 15.09.2024

1) Готовим основу. Как ни странно, бумагу мы будем делать из…бумаги. Ибо организация дома полного цикла обработки древесины, как правило, не входит в планы большинства городских жителей ;-) Поэтому на первом этапе мы режем ножницами старые газеты, черновики, ненужную упаковку и т.д. Те, у кого есть дети, могут на некоторое время занять и их. Мы старались резать на кусочки не больше 1 см, но, как показала практика, можно было резать и крупнее. Почему – расскажу ниже.

3) Перед тем, как приступить к следующему этапу, промываем разок-другой бумажную массу.

Вынимаем размокшую массу (это удобно делать с помощью сита), закладываем в кастрюлю, наливаем чистую воду и ставим кастрюлю на плиту.

Доводим до кипения и кипятим на медленном огне 30-60 минут, время от времени помешивая.

Предварительно добавим в кастрюлю столовую ложку средства для мытья посуды. Зачем? Честно говоря, опять не знаю, но так было написано в некоторых прочитанных рецептах.

5) Следующий этап я добавил в процесс сам. Массу, которая образовалась в кастрюле после варки, явно нельзя было назвать однородной.

И я решил ей помочь стать таковой с помощью кухонного комбайна.

По крайней мере, масса в кастрюле не стала заметно белее. Тем не менее, жижа покипела еще пол-часа, после чего я снял ее с плиты и слил лишнюю воду.

Дело сделано, тесто готово.

7) Для выкладывания бумажного теста я использовал обычный противень, на который положил лист пищевой бумаги.

На бумагу выложил тесто, разровнял начерно деревянной лопаткой и…,

. внимание, еще одно ноу-хау – окончательно разравнял детским валиком для рисования.

Получилось вполне ровно и, самое главное, удалось добиться более-менее одинаковой толщины слоя (как выяснилось позже с толщиной я все же переборщил).

Верхний лист промокательной бумаги отделился от него без труда, нижний лист – также без проблем.

ИТОГ: мы получили довольно толстый лист бумаги,

по качеству напоминающий бумагу из которой сделаны упаковки для яиц ;-)
Но, тем не менее, это бумага!

В общем, изготовление бумаги – это поле для экспериментов. Возможно, самодельная бумага будет интересна для любителей акварели. Можно попробовать сделать цветную бумагу (для этого надо добавить краситель на этапе варки), можно покрасить (раскрасить) бумагу уже после изготовления, можно из готовых листов нарезать страничек и сделать эко-блокнот, можно… Дальше – включайте фантазию и вперед. Успехов в бумагоделании!

Для любителей более тщательно подготовиться к процессу, несколько ссылок на ресурсы о том, как делать бумагу:


Бумага своими руками. Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.

Таким образом, цель данного проекта: научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
• Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
• Научиться применять вторичное сырьё;
• Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

2. Основная часть

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность — она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии — один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” — из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована. египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги — “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?


2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Кусок марли с мелкими отверстиями
Растворимый крахмал (две чайные ложки)
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.


МЕТОД II

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.


МЕТОД III

Его использовали авторы проекта для изготовления бумаги в домашних условиях.

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2—3 листов бумаги надо приблизительно 3—4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

3. Заключение


Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.

4. Используемые источники

1. “Новая Газета” № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. “Твоя альтернатива АЭС” Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.
3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht


Авторы проекта:
обучающиеся МОУ СОШ № 33 г. Энгельса:
Кормилина Евгения и Иодис Татьяна, 6а класс

Руководитель проекта: Соленкова Наталья Николаевна,
учитель географии

Очень много места в нашей жизни занимает компьютер и телевизор, и совсем мало времени мы отводим для работы рук. Дети нашего детского сада любят заниматься ручным трудом. Особенно им нравится работать с бумагой.

Изготовление самодельной бумаги

Работая с бумагой, мы узнаем много нового о ней, учимся резать и клеить, раскрашивать и делать разные фигуры, интересные поделки.

Мы покупаем бумагу в магазине.


Стоят изделия из бумаги недешево. Нам с детьми стало интересно, можно ли в домашних условиях изготовить бумагу для дальнейшего её использования? Прочитав необходимую литературу и погуляв по сайтам интернета, мы решили сделать бумагу сами.

Изготовление самодельной бумаги - это очень увлекательный процесс, который позволяет из кучи ненужных бумажек создать нечто уникальное по фактуре и цвету.

Папу Алеши Кузенкова мы попросили сделать нам рамку для процеживания воды.


Вот какая получилась рамка!


Для изготовления бумаги мы собрали использованную бумагу: тетрадные листочки, упаковки из-под яиц, старые журналы и газеты.


Затем порвали и порезали бумагу на мелкие кусочки.


После этого все залили теплой водой и поставили отмокать.


Примерно через час мы тщательно взбили массу миксером до однородной консистенции и процедили через рамку.


После того, как лишняя вода вытекла, мы разровняли массу и выложили ее сушиться на полотенце.



Через сутки у нас получилась вот такая самодельная бумага:


Не останавливаясь на достигнутом, мы попробовали выложить на массу различные блестки и украшения.


И вот какую красивую бумагу мы получили.


Детям подготовительной группы понравилась бумага и им захотелось сделать из нее различные поделки.

Вот какие поделки мы сделали своими руками из самодельной бумаги:

Пластилиновое солнышко:(пластилин очень хорошо прилип к бумаге)



Затем попробовали нарисовать гуашью. Интересно получилось!



Вот такую пальму мы сделали из сжатой гофрированной бумаги:


Вот такой симпатичный букет получился:


А осеннее дерево- просто чудо!


Из бумаги,украшенной различными блестками мы сделали поделки:



Детям понравилось работать с бумагой, сделанной своими руками. При изготовлении получился скорее картон чем бумага- плотная и жесткая. Зато она хранила тепло детских рук!Может быть, перерабатывая макулатуру, мы спасем наши красивые российские леса?

Везде макулатуру мы будем собирать,

И будем из нее бумагу получать!

И лес зеленый скажет нам просто от души:

Технология производства бумаги: репортаж с мануфактуры

Джинсы без заклепок



Ножи и сетки

как сделать бумагу

Издание 1885 года посвятило значительную часть своей книги рассказу о самостоятельном производстве бумаги.
Тогда, в далеком XIX веке это был дополнительный источник заработка и способ обрести новую профессию, новое ремесло. Ну а в наше время,
когда бумага представлена в широком ассортименте во всех канцелярских отделах магазинов, это будет отличным методом освоения новых творческих навыков.

Я говорю об этом серьезно: сделанная вручную бумага в настоящее время широко используется для изготовления авторских открыток, художественных панно и миниатюр. Одно только упоминание, что изделие целиком и полностью изготовлено ручным способом, повышает не только его стоимость, но и прибавляет уважения мастеру. Hand made сейчас в моде.

Из чего делают бумагу

Самым подходящим материалом для самодельной бумаги считается ветошь - пеньковая, льняная, хлопчатобумажная и даже полушелковая или полушерстяная. В общем, все те материалы, которые хорошо поддаются белению и последующему производству высококачественной бумаги: писчей, чертежной, рисовальной. Любая другая ветошь может использоваться для производства картона, обертки, обложек и папок для конторской документации.

Если домашнее бумажное производство хотя бы немного механизировано и позволяет размалывать на мелкие куски не только ветошь, то для изготовления бумаги может использоваться солома, сено, древесные стружки, сухие стебли растений, мох.

Подготовительный этап изготовления бумаги

Чтобы сделать белую бумагу, необходимо правильно подготовить ветошь, измельчив ее на волокна. Старое, ненужное тряпье разрезают на лоскуты, очищают его от мусора и пыли, после чего приступают к влажной обработке.

Небольшая "стирка" не только устраняет жирные пятна и трудновыводимую грязь, но и частично обесцвечивает сырье, делает его волокна более рыхлыми. Лучше всего справляется с этой задачей погружение ветоши в воду с щелоком - в наше время, думаю, не хуже это сделают и современные стиральные порошки.

После стирки тряпки мелко режут (чаще всего - с помощью механических приспособлений), и подвергают отбеливанию. Традиционно для этих целей используется хлорка: в виде хлорной извести или хлорного газа, пропущенного через воду. Затем сырье тщательно промывается и в конечном итоге приобретает вид кашицы желтоватого цвета.

Обработка бумажной массы

Чтобы избавиться от желтого оттенка, тряпичную массу слегка подсинивают небольшим количеством голубой краски: ультрамарином, индиго и т.д. Чтобы бумажная масса была более однородной и плотной, в массу добавляют клей. Нежелательно использовать клеевые составы, приготовленные на животной основе - впоследствии такая бумага становится ломкой, хрупкой и приобретает желтизну.

Чтобы получить традиционно-привычные нам листы бумаги, густую бумажную массу слегка разводят водой и разливают тонким слоем на ровной поверхности, после чего добиваются удаления излишков воды и загустения основы.

Проще всего убрать воду, если процедить массу через очень частое сито. В принципе, оставшуюся на сите массу уже можно оставлять для просушки, но замечено, что получившаяся таким образом бумага становится рыхлой, шероховатой и не очень крепкой.

Бумага с наилучшим качеством получается, если основную массу сначала процедить через крупное сито, на ячейках которого осядут посторонние примеси, затем в сосуд, куда стекла процеженная бумажная основа, погружают рамку с мелкой сеткой и крышкой. Рамку с тонким слоем будущей бумаги вынимают, приведя ее в вертикальное положение и дают стечь воде.

Далее рамку кладут на лоскут шерстяной ткани или сукна, переворачивают форму быстрым, но осторожным движением, чтобы лист сырой бумаги остался на этой ткани. Вместо шерсти или сукна можно использовать флис, старые простыни или полотенца - т.е. материалы, хорошо впитывающие влагу.

Предварительная сушка бумаги проходит под прессом - от этого не только влага быстрее испаряется, но и выравнивается, уплотняется и разглаживается текстура бумаги. Стопка сырых листов, лежащих на лоскутах ткани, подвергается равномерному воздействию любого тяжелого предмета. Чем тоньше должен быть лист бумаги, тем большее количество раз его подвергают воздействию пресса. Но важно помнить, что листы при прессовании могут слипаться, поэтому необходимо стопку периодически "тасовать", после чего вновь воздействовать давлением тяжелого предмета.

После этих манипуляций бумагу подвергают окончательной сушке. Самый простой способ - это извлечь листы из-под пресса и развесить их сушить на бельевой веревке. В зависимости от температуры помещения процесс сушки может занимать 2-3 дня.

Сушка самодельной бумаги

Если листов не очень много, то для ускорения процесса сушки можно подкладывать под них впитывающий влагу материал - например, бумажные полотенца, и продолжать сушку под прессом, периодически меняя впитывающую основу.

В том случае, если на подготовительной стадии в тряпичную массу не добавлялся клеевой состав, то необходимо проклеить уже сухую бумагу, иначе она будет рыхлой, немного похожей на промокашку. Листы обмакивают в клей, после чего еще раз сушат.

Как сделать картон

Картон делают из того же материала, что и бумагу, но исключают стадию отбеливания. Кстати, для производства картона можно примешивать к ветоши и различные бумажные обрезки, мел, глину, солому, старые веревки и канаты.

Подготовка сырья осуществляется тем же способом, что и для бумажного производства, только на конечном этапе несколько листов бумаги склеиваются и подвергаются воздействию пресса.

Как сделать папье-маше

Как раньше, так и сейчас, папье-маше считается очень удобным материалом для изготовления детских игрушек, предметов интерьера и даже архитектурных деталей, предназначенных для внутреннего дизайна помещений.

Готовят папье-маше следующим образом: бумажные обрезки, макулатуру, картон и пр. разваривают в воде до получения густой тестообразной массы, отжимают ее и смешивают с раствором гуммиарабика или крахмала.

Весь состав тщательно вымешивают, чтобы бумага как следует пропиталась клеем, после чего массу выкладывают в форму, предварительно смазанную маслом, чтобы готовое изделие можно было легко вынуть. После того, как бумажная масса высохнет и застынет, изделие из папье-маше смазывают маслом и немного нагревают, чтобы масло впиталось. Далее изделие можно подвергать художественной обработке: раскрашиванию, нанесению орнамента, покрытию лаком и пр.

Если планируется изготовить из папье-маше сложную фигуру, то имеет смысл к бумажной массе добавить небольшое количество алебастра, глины или гипса, которые придают дополнительную пластичность.

Поделки из папье-маше

В следующий раз мы продолжим изучать домашнее производство бумаги: нас ждет изготовление пергамента, толя, окрашивание бумаги, изготовление так называемой турецкой мраморной бумаги и др.

Читайте также: