Как сделать атласное переплетение из бумаги

Обновлено: 03.07.2024

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное переплетение:

основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Саржевое переплетение

Схема саржевого переплетения.

Атласное (сатиновое) переплетение

Ткани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина — уточные нити.Схема сатинового переплетения.

  • Сатиновое переплетение ткани — основные характеристики и обзор ассортимента

На поверхности атласа — основные нити.Схема атласного переплетения.

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Бумажная лоза. Плетение саржевое.

примерное время на чтение статьи 3 минуты

В плетении из бумажной лозы используется еще один вариант плетения. Это плетение называется — саржевое плетение. Мы уже знаем про ситцевое плетение из газетных трубочек, так его назвали в связи с тем, что по технике плетения оно напоминает ткань ситец. Там также используется переплетение из основных волокон ткани и поперечных нитей, которые называются “уток”. В старину плели ткани на ткацких станкахи использовали разные виды переплетения ниток. Саржевое плетение — это тоже из вида ткацких плетений. Там вырисовывался на ткани рисунок с параллельными диагональными рубчиками. Если передвигать “уток” на одну или две нитки в последующем ряду, получается рубчик на ткани. Каждая нитка перекрывает не одну а несколько последующих ниток и со смещением в каждом ряду получается узор. Особенно его заметно, если цвет основы и поперечных нитей будет контрастным.

Бумажная лоза плетение саржевое

Такой метод применили и мастера в плетении. Сначала в соломке , а потом и на бумажных трубочках.

Используют саржевое плетение из бумажной лозы обычно для изготовления сумок. Чаще всего в комбинировании с кожей.

саржевое плетение. Бумажная лоза.

Для того чтобы саржевое плетение из бумажной лозы получилось красивым, лучше делать его из тонких трубочек. Поэтому для накручивания берется узкая полоса бумаги. Примерно 4-5 см. Такой же ширины берутся и трубочки для основы плетения. Для более крупных изделий можно использовать полосу 7-8 см.

Чтобы начать плетение из бумажной лозы саржевым методом, надо расположить в ряд трубочки параллельно друг другу почти вплотную. Но до этого их нужно тщательно сплюснуть. Можно использовать скалку и прокатать все трубочки ею по столу. Трубочки обязательно должны быть влажные.

Уложив в ряд нужное количество трубочек, их необходимо закрепить к столу малярным скотчем. Если брать самую простую схему из трех трубочек то и берем количество трубочек четное трем. Например 2 стойку. Закрепили скотчем к столу и начинаем первый ряд укладывать поперек трубочку через каждые три основные стойки.

Второй ряд начинаем сдвигать переплет и поэтому ложим поперечную трубочку уже поверх четвертой и перед первой, и так далее через три трубочки то поверх, то под них.Следующий ряд под двумя над тремя и под тремя над тремя.И так далее, пока не повторить раппорт . И снова как в первом ряду начинаем с трех трубочек.

Есть видео у Хуторянки Татьяны, она в нем подробно показывает это процесс.

Но также схемы могут быть из парных трубочек. Тоже смотрится красиво рисунок. Если попарно проплетать горизонтальные трубочки, то и вертикально берется за основу по две стойки.

После того как вы сплели нужное вам полотно из бумажной лозы саржевым плетением, его нужно аккуратно подклеить края, чтобы плетение не расползалось. Если этот кусочек полотна будет находиться внутри сумки, то можно его полностью приклеить к тканевой подкладке. А потом вырезать необходимый размер по выкройке.

Есть такие мастера, что делают такием сумочки просто великолепно. Но секретами своими не делятся.

Саржевое плетение из бумажной лозы.

У меня в друзьях на странице ВКонтакте есть такая мастерица. Её зовут Светлана Дульская. мне очень нравятся ее работы. Она делает сумочки оплетая по кругу саржевым плетением форму. Сначала плетется прямоугольное донышко нужных размеров, а затем поднимаются вверх все трубочки , им основные и поперечные. Поперечные трубочки становятся боковыми основными стойками. А затем по кругу также плетется саржевое плетение по спирали. В таком способе плетения лучше не выбирать сложных схем, а брать самый маленький раппорт за две, за три трубочки. Максимум за четыре.

Саржевое плетение из бумажной лозы

Когда сумочка сплетена, она также приклеивается на основу и сверху пришивается край из кожаных полосок. Для этого необходима промышленная машинка швейная, потому что обычная машина не возьмет такой слой. И специальная лапка на машинку, для шитья кожи. Если нет такой машины швейной, то можно прошивать строчку вручную. Но это очень кропотливая работа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Похожие статьи

Вазы плетеные из бумажной лозы.

Учимся плетению из бумажной лозы. Сумка — таблетка в деталях.

Плетение из бумажной лозы. Снежинка.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.


У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Сатиновые ромбы и квадраты

Раппорт (повтор) сатинового переплетения – это простая дробь, у которой числитель – число нитей в раппорте, а знаменатель – величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов – сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.

Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты – это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.

как сделать сатиновое переплетение

Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются — сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.


Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как креп-сатин. В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке — креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке — матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина — для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть гладкокрашеными и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань — драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество полиэстерных тканей — их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, полисатин. Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.

Техника: вертикали и горизонтали

На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

сатиновое переплетение из бумаги

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.


Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Блестяще!

Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.

как сделать сатиновое переплетение из бумаги

Коврик из цветной бумаги: плетеный

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:

Внешний вид

Саржевое переплетение ткани имеет одну узнаваемую черту — это диагональный рисунок из параллельных полос. Иногда такой способ создания полотен называют диагональным или каперным. Рубчик тянется по ширине полотна слева направо наверх, реже наоборот. Рисунок образуется из-за постоянного смещения уточных нитей относительно основы. Так и получается характерный диагональный рельеф. В этой схеме и заключено основное отличие саржи от полотняного типа переплетения, в котором всё построено по шахматному принципу.

Саржевые полотна бывают как с гладкой, так и с мелкоузорчатой изнанкой. Ткани выпускаются гладкокрашеные, набивные, встречается и отбеленная саржа. Возможно сочетание нитей двух цветов, как, например, в ткани деним.

Ткань саржа

Чем хороша саржа

Распространение саржевого переплетения объясняется рядом положительных свойств материй. Любое полотно, тканое таким способом, независимо от исходного сырья, имеет ряд преимуществ:

  1. Обладает высочайшей прочностью и устойчиво к разрыву.
  2. Не покрывается катышками и прослужит долго благодаря износостойкости.
  3. Это практически несминаемая материя.
  4. Хорошо воспринимает различные усиливающие пропитки: водоотталкивающие и другие. Это отличное свойство для тканей, идущих на пошив спецодежды.
  5. Материя получается более мягкой и гладкой, чем при полотняном переплетении.
  6. Гигроскопичность — способность впитывать и отдавать влагу — также присуща сарже.
  7. Полотно немного растягивается по диагонали, оно довольно эластичное, не сковывает движений при носке.
  8. Двусторонние материи приятны на ощупь, в такой одежде комфортно находиться.
  9. Саржа отлично драпируется.
  10. Проста в уходе: легко стирается и быстро сохнет.
  11. Ткани на натуральной основе экологичны, гипоаллергенны.
  12. Не имеет свойства электризоваться.
  13. Обладает отличной терморегуляцией: сохраняет тепло, но пропускает воздух, обеспечивает необходимый комфорт.
  14. Саржа доступна по цене и выпускается с большим выбором мелких узоров, цветов ткани.

Совет! Из-за лёгкого растяжения требуется аккуратность при раскрое изделия, чтобы его не перекосило.

Как ухаживать за изделиями

Несмотря на прочность такого переплетения, следует бережнее относиться к текстилю. Правила ухода зависят от состава ткани. Если в ней есть волокна шерсти, кашемира или шёлка, то стирка, сушка и глажка проводятся строго по рекомендациям на ярлычке. Так, температура не должна превышать 40 градусов, хлорсодержащие вещества, отбеливатели, отжим на высоких оборотах запрещены.

В остальных случаях допускается стирка при температуре не выше 60 градусов на средних оборотах. Саржа не даёт усадку, в крайнем случае немного садится после первой стирки. Только самые грубые и прочные материи можно отжимать на максимальных оборотах и подвергать воздействию высоких температур. Так как ткань практически не мнётся, она легко отглаживается тёплым утюгом с изнаночной стороны.

Нет человека, который не сталкивался бы в жизни с саржевой группой тканей. Такие полотна используются очень широко. Сложно представить современный гардероб без курток и штанов из денима. Спецодежда также получается крепкой и долговечной. Независимо от исходного сырья, саржа — это удобный и практичный материал.

Переплетения тканей: от вида переплетения нитей основы и утка зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани.

Виды ткацких переплетений.

В зависимости от сложности ткацкие переплетения делятся:

Простые (гладкие) ткацкие переплетения:

Полотняное переплетение: основные и уточные нити чередуются через одну нить.

Схема полотняного переплетения.

Схема саржевого переплетения.

Атласное (сатиновое) переплетениеТкани имеют на лицевой поверхности удлиненные перекрытия — поэтому лицевая поверхность гладкая и блестящая.

На поверхности сатина — уточные нити.Схема сатинового переплетения.

На поверхности атласа — основные нити.Схема атласного переплетения.

Производные переплетения получаются путем усложнения или изменения простого переплетения.

Репсовое переплетение образуется путем удлинения основных или уточных нитей, т.е. основная нить может идти через 2-3 и более уточных нитей (или наоборотуточная нить может идти через 2-3 и более основных нитей). Репс бывает продольный или поперечный.

Схема продольного репсового переплетения.

Схема поперечного репсового переплетения.

Производные саржевого переплетения: усиленная саржа, сложная саржа, ломаная саржа.

Усиленная саржа отличается от простой саржи тем, что в ее переплетении нет одиночных перекрытий.Плательные ткани: шотландка, кашемир (2/2)Костюмные: бостон, шевиот (3/3)

Производные сатинового переплетения: усиленный сатин.

Комбинированные переплетения:: — креповые — орнаментные — рельефные — ажурные

Орнаментные переплетения создают на поверхности ткани узоры в виде полосок, клеток и контуров.

Креповые переплетения. На лицевой поверхности разбросаны удлиненные перекрытия, которые придают мелкозернистый вид ткани.

Рельефные переплетения — образуют на ткани рисунок с выступающими нитями : вафельные ткани.

Просвечивающие переплетения придают ткани ажурный вид. Нить основы или утка сдвигается с образованием просвета.

Сложные переплетения образуются из трех и более систем нитей.К сложным переплетениям относятся: — двухлицевые — двухслойные — пике — ворсовые — петельные — перевивочные

Двухлицевые и двухслойные применяются для байки и драпа.

Ворсовые переплетения Ткани ворсовых переплетений имеют разрезной вертикально стоящий ворс. Ворс может быть сплошным или рисунчатым.Ворсовые перплетения образуются из трех систем нитей:1 ворсовая2-3 коренныеХлопчатобумажные ворсовые ткани: вельвет, бархатШелковые: бархат, велюр, плюш, искусственный мех.

Петельные переплетения: мохровая ткань.

Крупноузорчатые переплетения Размеры и формы рисунка очень разнообразны.Бывают: — простые — сложные.Ткани с крупноузорчатыми переплетениями: покрывала, гобелена, скатерти, салфетки.

Существует множество видов материй: натуральные — шёлк, шерсть, хлопок, искусственные — вискоза, синтетические и различные смеси. Разнообразие тканей обусловлено не только сырьём. Вид переплетения нитей основы и утка определяет прочность, рельефность, рисунок и другие свойства готовой материи. Сатиновое переплетение — одно из базовых. Существуют и производные от сатинового типы плетения, которые обогащают тканевый рынок.

Свойства тканей с сатиновым переплетением

Из каких бы нитей ни была соткана материя, сатиновое переплетение придаёт ей определённые свойства:

  • гладкость,
  • плотность,
  • мягкость,
  • блеск,
  • износостойкость,
  • сохранение насыщенности цвета после окрашивания.

tkan-s-satinovym-perepleteniem-1.jpg

У такого типа текстиля есть недостаток: при раскрое полотна с удлинённым перекрытием срезы могут сильно осыпаться. Для работы с сатином требуется навык. Осыпание никак не влияет на устойчивость к износу готового изделия. Другое свойство, которое может расцениваться как минус — это скольжение. Спать на сатиновом постельном белье рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме. Для шитья одежды обязательно используется подклад.

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются — сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.

tkan-s-satinovym-perepleteniem-4.jpg

Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как креп-сатин. В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке — креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке — матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина — для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть гладкокрашеными и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань — драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество полиэстерных тканей — их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, полисатин. Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.

tkan-s-satinovym-perepleteniem-7.jpg

Что такое сатиновое плетение

Ткань состоит из двух линий пряжи: основы и утка. От их переплетения зависит внешний вид и свойства ткани. Перекрытием называется место переплетения нитей уточных и основных нитей. В сатиновом переплетении ткани используется удлинённое перекрытие. Из-за этого ткань выглядит гладкой. Если берётся перекрученная пряжа, то готовая материя обретает рельефность и блеск.

Схема сатинового переплетения: уточная нить покрывает четыре или более основных. Сатиновое переплетение схоже с атласным. В последнем случае нити основы являются преобладающими, они перекрывают по четыре уточных нити.

tkan-s-satinovym-perepleteniem-3-1.jpg

Именно такое переплетение делает материю мягкой и гладкой: нити при таком расположении заламываются меньше.

Коврик из цветной бумаги: плетеный

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Данное занятие по переплетению полос из бумаги учит ребенка работать с ножницами, помогает развивать творческое воображение, глазомер, внимание, эстетический вкус, самостоятельность. А так же в процессе развивается мелкая моторика рук и вырабатывается ответственность за свою работу.

Бумажный коврик можно предложить детям 6-7 лет.

Перед тем как начать занятия, взрослые должны подготовится и сделать образец, на который будет опираться ребенок.

Для коврика понадобится:

коврик из бумаги

  • Цветная бумага
  • Ножницы
  • Клей
  • Линейка
  • Карандаш

Как сделать плетеный коврик из цветной бумаги:

коврик из бумаги


1. В качестве основы коврика, возьмем лист А5 формата. Нам нужно в этом листе сделать прорези. Можно сделать это на глазок. А чтобы получить более ровное изделие начертим на одинаковом расстоянии под линейку линии.

коврик из бумаги

2. Свернем лист пополам и сделаем прорези ножницами по намеченным линиям.

коврик из бумаги

3. Нарежем одинаковой ширины полосочки отличающегося цвета от коврика.

коврик из бумаги

4. И проденем желтые полосочки через прорези в шахматном порядке.

коврик из бумаги

5. Чтобы края не торчали, закрепим их клеем.

коврик из бумаги

6. Коврик из цветной бумаги готов. И у вас наверняка получится!

коврик из бумаги

7. Его можно делать разных размеров и цветов.

плетеная закладка из бумаги

8. В этой технике плетения можно делать не только коврики. Например, закладку для книг. А здесь можно узнать, как сделать закладку из картона в другой технике.

Цвета и узоры при плетении могут быть различны.

Детям старшего школьного возраста можно предложить сделать целую картину в технике плетение из бумаги. Например, дерево и ежика в лесу или многоэтажные дома с окошками. Имитировать окошки будут протянутые полосочки. А можно сплести ковер большего размера используя более сложный узор.

Итак, ткань – это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей. Одни нити идут вдоль полотна и называются осно́вными – нить основы, другие поперек полотна и называются уто́чными – нить утка. Нити эти располагаются друг к другу перпендикулярно.


И то, как они переплетены и определяет в конечном итоге, как же будет выглядеть лицевая и изнаночная сторона любого текстильного полотна, его прочность, толщина, растяжимость, осыпаемость открытых срезов, способность к формованию в процессе влажно-тепловой обработки и т.д.

Виды тканей для одежды.

Ткани для шитья одежды.

Деление тканей для шитья одежды на легкие, средние и тяжёлые.

Как правильно выбрать ткань?

Основные типы переплетений текстильных полотен.

Что означают знаки на ярлыках одежды?

Вид переплетения нитей полотна влияет также на выбор модели, которая будет изготавливаться из ткани и на её поведение во время раскроя и шитья.

Нити текстильного полотна переплетаются не так, кому что в голову взбредет, или хаотично. В этом деле существует строгий порядок.

Ткацкие переплетения делятся на 4 класса.

  1. Простые.
  2. Мелкоузорчатые.
  3. Сложные.
  4. Крупноузорчатые.

Простые (гладкие или главные) ткацкие переплетения.

К этим переплетениям относятся полотняные, саржевые, сатиновые (атласные).

Полотняное переплетение.

Полотняное переплетение самое распространенное и самое прочное, а при большей плотности имеет повышенную жесткость. Ткани, выработанные полотняным переплетением, хорошо кроятся. При полотняном переплетении нити основы и уточные чередуются одна через одну в шахматном порядке.


Когда, при полотняном переплетении, нить основы тоньше уточной нити, на ткани возникает поперечный рубчик и такие переплетения называются ложным репсом. Таким переплетением изготовлены поплин, тафта и др.

Лицевая и изнаночная сторона ткани при таком переплетении одинаковы и имеют ровную, матовую поверхность.

Полотняным переплетением выработаны: из хлопка – ситец, бязь, батист и др.; из льна – льняные полотна, парусина, бортовка и др.; из шелковых тканей крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон и др.; из шерстяные тканей – сукно, костюмно-плательные и др.

Саржевое переплетение.


Саржевое переплетение образует на поверхности полотна видимый диагональный рубчик, который проходит или сверху вниз и слева направо, или сверху вниз и справа налево.

Обычно диагональные рубчики идут под углом 45⁰. Если увеличивается плотность полотна, то диагональный рубчик идет более круто или более полого.

Выработанные саржевым переплетением ткани более плотные, толще и тяжелее чем полотняные ткани и несколько уступают им по прочности. Но они более гладкие и более устойчивые к истиранию. Обладают большей эластичностью, растяжимостью (особенно по диагонали) и драпируемостью.

Поскольку ткани, выработанные саржевым переплетением, легче растягиваются, то и при раскрое требуют большего к себе внимания, во избежание перекосов.

Чаще всего таким переплетением вырабатываются полушерстяные ткани (на хлопчатобумажной основе и с шерстяной уточной нитью – шотландка), полушелковые (шелковая основа и хлопчатобумажный уток – саржа), а также кашемир, габардин и др.

Сатиновое (атласное) ткацкие переплетения.

Сатиновое и атласное переплетение отличаются тем, что имеют гладкую и ровную поверхность с повышенным блеском, которая образовывается от редкого переплетения нитей основы и утка. Если лицевая сторона ткани образована из уточных нитей, то ткань называется сатином, а переплетение сатиновым.


Если лицевая сторона ткани образована из осно́вных перекрытий, то ткань называется атласом, а переплетение атласным.


Периодически повторяющийся рисунок этих переплетений (раппорт) строится из разного количества нитей 5/2,7/2,7/3,8/3,8/5.

Сатиновое и атласное переплетение дают возможность для очень четкого пропечатывания рисунка на поверхности полотна и повышенную износостойкость таких тканей. Они очень мягкие и эластичные.

Но ткани, выработанные такими переплетениями, особенно шелковые, имеют повышенные скольжение и осыпаемость срезов.

Сатиновым и атласным переплетением выработаны некоторые хлопчатобумажные (сатин), льняные и шелковые ткани (атлас, креп-сатин и т.д.)

Мелкоузорчатые.

Мелкоузорчатые подразделяются ещё на два класса. Производные от простых (от полотняного переплетения – репсовое, рогожка, от саржевого усиленная саржа, сложная саржа, ломаная и обратная саржа, ромбиковое и др., от сатинового и атласного – усиленный сатин, усиленный атлас) и комбинированные (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Репсовое переплетение.


Репсовое переплетение относится к производным полотняного переплетения. Оно характерно тем, что на поверхности полотна происходит образование рубчика.

Вследствие более редкого переплетения нитей полотна, чем у тканей полотняного переплетения, выработанные таким переплетением ткани, более мягкие и менее растяжимые.

При раскрое тканей с таким переплетением нужно строго следить за тем, чтобы рубчики на деталях одежды имели одинаковое направление.

Переплетение рогожка.


Переплетение рогожка тоже относится к производным полотняного переплетения. Рисунок переплетения нитей на полотне, ярче выражен, чем в полотняном переплетении.

Ткани, выработанные таким переплетением более плотные, чем с полотняным переплетением, достаточно мягкие и эластичные.

Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные, льняные ткани, а также некоторые шерстяные и полушерстяные костюмно – плательные ткани.

Усиленная саржа.


Рисунок переплетения нитей на полотне, при усиленной сарже, имеет ярко выраженные широкие рельефные диагонали. Свойства тканей выработанных таким переплетением те же, что и у тканей с простым саржевым переплетением. Этим переплетением вырабатываются костюмно-плательные ткани (шотландка, кашемир, фланель) и некоторые пальтовые. А также саржа хлопчатобумажная и шелковая.

Сложная саржа.

Это переплетения характеризуется наличием на полотне ткани нескольких диагональных полос различной ширины. Ткани, выработанные таким переплетением, имеют те же свойства, что и ткани саржевых переплетений.

Таким переплетением вырабатываются некоторые костюмно-плательные ткани.

Ломаная саржа.

Ломаная саржа образуется при изменении направления диагоналей саржи под прямым углом, в результате чего образуется рельефный рисунок в виде елочки.


Переплетение ломаная саржа вырабатываются некоторые хлопчатобумажные и шерстяные костюмно-плательные ткани.

Обратная саржа.


Обратная саржа отличается от ломаной тем, что в местах излома происходит сдвиг диагоналей, против диагоналей из осно́вных перекрытий располагаются диагонали из уто́чных перекрытий.

Усиленный сатин (усиленный атлас).

Усиленный сатин (усиленный атлас)- это переплетения которые образуются путем усиления осно́вных перекрытий в сатине и уто́чных в атласе. При этом повышается прочность ткани. Комбинированные переплетения (креповые, диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.)

Креповое переплетение.

Креповое переплетение это видоизмененные переплетения полотняное и рогожка. В результате беспорядочно разбросанным по поверхности ткани удлиненным основным перекрытиям такие ткани меньше сминаются, и кроить их легко.


Креповые переплетения широко используются для выработки плательных тканей.

Составные (комбинированные) переплетения образуются из двух или большего числа разных переплетений. Такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового переплетения, саржевого и рогожки, саржевого и сатинового, сатинового и атласного, сатинового и крепового и т.д. эти переплетения используют для выработки костюмных тканей, тканей для брюк и иногда для плательных.

Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные).

Двухлицевые переплетения.

Двухлицевые переплетения образуются из трех систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.


Ткани двухлицевого переплетения отличаются большей толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износостойкостью.

Двухлицевым переплетением вырабатываются тонкосуконные пальтовые ткани (драп, велюр и т.д.) и некоторые шелковые и хлопчатобумажные.

Двухслойные переплетения.

Двухслойные переплетения образуются из четырех или пяти систем нитей: две основы и два утка, две основы и три утка, три основы и два утка.


Такие переплетения образуют два самостоятельных полотна ткани, расположенных одно над другим и связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.

С помощью этого переплетения вырабатываются толстые, плотные, тяжелые тонкосуконные пальтовые ткани и некоторые шелковые костюмно-плательные ткани.

Ворсовые переплетения.

Ворсовые переплетения образуют на поверхности ткани ворс. Это густые, выступающие кончики волокон.

При этом переплетении получаются очень красивые и износостойкие ткани. Ворс хорошо предохраняет полотно ткани от стирания и износа.

Выработанные ворсовым переплетением ткани с рубчиком, например, вельвет, необходимо раскраивать так, чтобы направление рубчика на всех деталях было в одну сторону.

Крупноузорчатые (жаккардовые)- простые и сложные крупноузорчатые.

Крупноузорчатые переплетения образуются на ткацких станках с жаккардовой машиной. Все они очень сложные и многообразные. Это и различные орнаменты, цветочные композиции, портреты и др.

Крупноузорчатые переплетения подразделяются на две группы: простые и сложные.

Простые крупноузорчатые переплетения образуются из двух систем нитей сочетанием простых, производных и комбинированных переплетений.

Таким переплетением вырабатываются хлопчатобумажные жаккардовые сатины, льняные скатерти, полотенца, салфетки и т.д.

Сложные крупноузорчатые переплетения образуются из трех, четырех и более систем нитей. Таким переплетением вырабатываются гобелены и другие ткани.

Вот, например, полотняное переплетение. Очевидно раньше, на “заре” советской власти, когда даже за ситцем выстраивались сумасшедшие очереди, было придумано, постановлением какого-то ВЦСПС, чтобы быстрее обслуживать покупателей, рвать отрезы руками. Ведь полотняное переплетение разрывается строго по поперечной нити.

Так что, даже слегка коснувшись темы переплетения нитей текстильных полотен, мы многое о них узнали.

До встречи в следующей статье! С уважением, Милла Сидельникова!

Ассортимент и применение

Читайте про: нетканые ткани: все плюсы и минусы применения.

Самыми популярными тканями саржевого переплетения являются твид, деним, габардин, карбон (углеволокно).

Производят твид из шерсти шотландских овец на ручных станках. Сначала ткань получается достаточно жёсткой, для придания мягкости её замачивают в мыльном растворе, а затем отбивают. Также в пряжу для твида добавляют натуральные и синтетические волокна.

показ костюмов из твидовой ткани

Ткань является универсальной, из неё производят мужские и женские пальто, пиджаки, жакеты, костюмы, головные уборы и даже обувь и сумки.

Деним

Наиболее популярная ткань для производства джинсов. Производится саржевым переплетением разных по цвету ниток: уточные неокрашенные, а основные окрашенные.

показ джинсовой одежды

Из денима шьют джинсы, костюмы, куртки и все виды защитной одежды.

Карбон

Сверхпрочный углепластик, производится из графитовых и резиновых нитей методом саржевого переплетеия. По весу в несколько раз легче стали, по прочности не уступает металлам.

углеводородна ткань саржевого плетения

Обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, устойчив к коррозии. Используется в различных отраслях промышленности.

Габардин

Классическим сырьём являются тонкие нити шерсти мериноса. Саржевое переплетение даёт мелкий диагональный рубчик под углом 60-70 градусов.

Ткань получается мягкой, тонкой, очень прочной и стойкой к сминанию. Из габардина изготавливают верхнюю одежду: мужские и женские куртки, пальто, тренчи. Для защиты от внешнего воздействия габардин пропитывают специальными влагостойкими составами.

Также для производства габардина может использоваться шёлк, хлопок и синтетические волокна.

При покупке саржи необходимо тщательно изучать состав сырья, которое использовали при производстве, так как от этого будут зависеть многие характеристики материала и готового изделия. Все саржевые ткани обладают хорошими эксплуатационными свойствами и имеют привлекательный внешний вид.



Сатин – это способ объединения разных нитей: шелковых, хлопчатобумажных, полиэфирных и других. Благодаря такому разнообразию исходного материала и нюансам техники ткачества создана и постоянно пополняется впечатляющая линия тканей, в основе которых лежит сатиновое переплетение. Материалы отличаются блестящей шелковистостью, которая придает полотнам ручной и фабричной работы праздничный, изысканный вид. Такая ткань пользуется большим спросом среди потребителей и широко применяется там, где необходимо создать атмосферу богатого убранства. Атласные ленты и кружева найдутся в гардеробе у каждой девочки, девушки и женщины.

Признаки сатинового переплетения

Сатиновое переплетение

В отличие от других переплетений, волокна сгибаются реже, что позволяет получать эффектную поверхность. Сияние сатина во все времена особенно ценили дамы: кружева сатинового плетения волшебным образом украшали наряды. Правда, портным приходится несладко: из-за того что потоки нитей при производстве материала имеют меньшее обжатие, сатиновые ткани получаются сыпучими на срезе. Но стойкость к истиранию у них отменная.





Свойства

В зависимости от того, какое сырьё было использовано, сатиновое полотно может обладать различными свойствами, но основными характеристиками всех тканей этого вида переплетения являются плотность, гладкость и мягкость наощупь, устойчивость к истиранию, сохранение цвета, блестящая поверхность.

Преимуществом является то, что таким образом можно получать красивые шелковистые ткани их хлопка или синтетики, которые стоят гораздо дешевле натурального шёлка.

Недостатком является сыпучесть, поэтому такие ткани требуют особых навыков при раскройке. Также сатин достаточно скользкий, для удобства в готовых изделиях используют подклад, а спать на сатиновых простынях рекомендуется в хлопчатобумажной пижаме не атласного переплетения.

Блестяще!

Далее рассмотрим подробности техники блестящего переплетения и выясним, как сделать сатиновое переплетение из бумаги. Такая работа интересует практически всех начинающих рукодельниц, ее изучают на уроках труда в школах, профильных техникумах и вузах. Так как сатиновое переплетение относится к категории простых (главных, базовых), азы ткачества, уходящего корнями в Китай XII века, доступны каждому.

как сделать сатиновое переплетение из бумаги

Привлекательная закладка-косичка

С заданием вполне справится ваш ребенок-дошкольник. Как сделать косу из бумаги подскажет мастер-класс. Для такой вещицы подберите прочную цветную базу (два оттенка будет достаточно), ножницы и карандаш-клей. Следует вырезать по две полосы каждого цвета (например, красный и синий колер) широтой 1,5 см.


  • две красные ленточки выложите в форме прямого угла и в таком положении склейте;
  • чуть ниже синие полоски сложите крестом;
  • начинаем плести обыкновенную косичку;
  • линии сгиба тщательно прижимаем;
  • удалите остатки торчащих кусочков и владейте оригинальной закладкой при чтении любимой книги.


Техника: вертикали и горизонтали

На ткацком станке тканые полотна, в том числе сатиновые, изготавливаются согласно следующему алгоритму: нити основы (вертикаль) поочередно и волнообразно изгибаются (частично поднимаются, частично опускаются). В образующиеся просветы направляются, словно ныряют уточкой, вертикальные нити (уточные). Перед каждой следующей прокидкой поднимаются разные группы нитей.

Так постепенно рождаются первые сантиметры холста. В промышленных масштабах это такие объемы тканой продукции, что ею, наверное, можно много раз обернуть земной шар. Атласным сатиновое переплетение называют за особенно блестящий и гладкий вид. Однако сатин и атлас все же можно различить. Ниже изображено сатиновое переплетение.

сатиновое переплетение из бумаги

Виды материй и их применение

Ткани с сатиновым переплетением так и называются — сатин. Изначально материал изготавливался из шёлка. Сегодня сырьём могут быть как натуральные, так искусственные и синтетические волокна.

Несколько примеров сатиновых материй, их свойства и применение:

  1. Из шёлковой пряжи получаются такие ткани, как . В основе текстиля нити шёлка-сырца, в утке — креп-шёлк (с очень сильной скруткой). Это дорогостоящие материи. На лицевой стороне креп-сатин блестящий и зернистый, на изнанке — матовый и гладкий. Ткань приятна к телу. Её используют для пошива деликатных изделий: вечерних платьев, блузок, костюмов для торжества. Интересное свойство креп-сатина — для одежды могут использоваться обе стороны полотна.
  2. На основе хлопковых волокон изготавливаются материи, которые по гладкости приближаются к шёлковым, но при этом стоят гораздо дешевле. Хлопковый сатин лёгкий и мягкий, его часто используют для пошива постельных комплектов. Материи могут быть и набивными. Свойства хлопкового сатина: прочность, устойчивость к частым стиркам, гигроскопичность, приятный охлаждающий эффект.
  3. Из шерсти вырабатывают дорогостоящую тонкую и плотную ткань — драп-сатин. Она очень тёплая, не мнётся, защищает от ветра, красиво облегает фигуру. Используется для пошива верхней одежды.
  4. Полиэстер сатинового плетения внешне напоминает шёлк. Он такой же гладкий и блестящий, но свойства синтетической материи не столь хороши. Она электризуется, сильно скользит, мнётся. Кожа в такой ткани практически не дышит. Преимущество — их невысокая стоимость.
  5. Смесовые материи изготавливают из полиэстерных и хлопковых волокон, например, . Из полотна шьются шторы, скатерти, покрывала, халаты и другой домашний текстиль. Полисатин с преобладанием синтетических нитей способен вызывать раздражение и закатывается.

Позитивный негатив

Атласное и сатиновое переплетение различают так: если на лицевой стороне больше уточных настилов – перед нами сатин. Если на лицевой стороне больше основных перекрытий – это атлас. Можно сказать, что сатиновое переплетение – это негатив атласного. Если нужно усилить застилостность и блеск сатина – увеличивают плотность по утку. При необходимости усилить эти параметры у атласа – увеличивают плотность по основе. Шаблоны для многих тканей создаются на основе элементов атласной конструкции. Ниже вы можете видеть атласное переплетение.

атласное и сатиновое переплетение

Как ухаживать за сатином

Уход подбирается в соответствии с составом ткани. В большинстве случаев сатиновые материи устойчивы к частой стирке, не выцветают, не закатываются. Допускается как машинная, так и ручная стирка, применение отбеливателей. Утюжить ткани тоже нужно на специальных режимах. При грамотном уходе по рекомендациям на ярлычке вещь с сатиновым переплетением прослужит очень долго.

Сатиновое плетение входит в группу базовых видов вместе с атласным, и полотняным. Отличная устойчивость к износу, красивый внешний вид и приятная текстура делают сатиновые материи популярными в разных сферах от постельного белья до модных деталей гардероба.

Сатиновые ромбы и квадраты

Раппорт (повтор) сатинового переплетения – это простая дробь, у которой числитель – число нитей в раппорте, а знаменатель – величина сдвига перекрытий. У сатинов указывается сдвиг вдоль утка слева направо, у атласов – сдвиг вдоль основы сверху вниз. Для раппорта сатина (атласа) нужно минимум 5 нитей. Мотив, из повтора которого слагается фактура ткани, рассчитывается по специальной формуле.

Сатиновое переплетение из бумаги и ткани может образовывать ромбы, параллелограммы, квадраты – это зависит от расположения одиночных перекрытий. Наиболее равномерно одиночная нить ложится в квадратных сатинах (атласах). 5-жгутовое сатиновое переплетение применяется при изготовлении многих тканей, начиная от тонких для легкой стильной одежды и заканчивая деталями для тяжелых промышленных конструкций, в том числе ремней безопасности.

как сделать сатиновое переплетение

Хотя это переплетение является наиболее распространенным, есть и другие атласные конструкции в которых используются жгуты из 4 и 8 нитей.

Ассортимент и применение

От типа используемого сырья зависят основные свойства ткани и сфера её применения.

Хлопковый сатин

Лёгкая мягкая ткань, производится только из хлопковых волокон. Может быть различной плотности, гладкокрашеным, с набивным рисунком, с 3Д тиснением. Используется для производства .

Обладает гигроскопичностью, прочностью (выдерживает многократные стирки), не теряет окрас долгое время. На таком гладком белье комфортно спать — летом оно обладает приятным охлаждающим эффектом.

Блэк-аут

Двух или трёхслойная ткань, состоящая из полиэфирных нитей двойного сатинового переплетения, обработана акриловой пеной. Практически полностью поглощает солнечный свет (на 99 %). Имеет большую плотность, но при этом тонкая, сохраняет мягкость и легко драпируется. Используется для производства штор для спальных комнат и декорирования помещений. Защищает от солнечных лучей, неонового света, света автомобильных фар и рекламных вывесок. Также обладает шумоизоляционными свойствами (поглощает около 30 % шумов). Благодаря плотности сохраняет тепло.
Существует несколько видов : горючий и негорючий из огнеупорных волокон. Негорючий блэк-аут сначала начинает тлеть, не давая пламени разгораться, затем совсем гаснет. При этом не выделяется никаких токсичных веществ. Такой материал используют для отделки гостиниц, ресторанов и других помещений, где предполагается большое скопление людей.

Полисатин

Прочный материал, на основе синтетических или смесовых (хлопок + полиэстер) волокон. Из полностью синтетического полисатина производят красивые шторы, скатерти, покрывала, обивку для мебели. Такие изделия легко чистятся, мало мнутся, практически не выгорают и не изнашиваются. Из смеси полиэстера и хлопка шьют и домашнюю одежду (халаты, пеньюары).

Полисатиновые изделия электризуются и могут вызывать аллергию, это следует учитывать при покупке. Также может образовывать катышки на поверхности.

Тонкая мягкая ткань из высококачественного хлопка с гладкой блестящей поверхностью и матовой изнанкой, очень плотная.

За многотысячелетнюю историю существования ткачества появилось огромное количество вариантов переплетения нитей. Часть из них являются базовыми, все другие принято рассматривать как производные от основополагающих способов. Покупателю полезно иметь представление о разновидности схем переплетения нитей в выбранной ткани. Это поможет спрогнозировать ее свойства, поведение при шитье и носке.

Бумага и сатин – две вещи совместимые

Рубрика Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве

Варианты саржевого переплетения

Саржевые переплетения легко преобразовывать так, чтобы саржевые диагонали изменяли направление или обрывались и образовывали новые структурные узоры.

Это можно делать путем перемещения последовательности и повторения нитей основы и утка в саржевом раппорте. Раппорт узора становится иным. Такое перемещение может осуществляться совершенно свободно и нерегулярно, но лучшие результаты наблюдаются, если при построении используют определенные системы. Различные варианты производных саржевого переплетения можно разрабатывать из любого саржевого переплетения, но в качестве исходного пункта всегда берется полный саржевый раппорт. В остальном способы конструирования могут быть различны.Обратная (ломаная) саржа

В обычном саржевом переплетении проборка рядовая и чередование подъема ремизок поочередное, как показано на рисунке.

Схемы проборки и чередования ремизок при формировании обычной саржи: а — при шести ремизках; б — при четырех ремизках
Различные виды проборки при формировании обратной саржи.

Продольный, поперечный и клетчато-узорный эффекты

Заправочный рисунок различных вариантов саржи (ломаной по утку)
Заправочный рисунок обратной сложной саржи (ломаной по основе)
Заправочные рисунки ромбовидной саржи: а — на базе саржи 3/1, б — на базе саржи 2/2
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи
Пример построения заправочных рисунков различных переплетений на базе саржи

Варианты саржи на основе различных методов проборки

Примеры различных методов проборки: а — рядовая, б — обратная, в — обратная прерывная, г — поступательная, д — сводная в два свода, е — сводная непрерывная
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки

Варианты переплетений, получаемых перемещением нитей в раппорте саржи

Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Заправочные рисунки в зависимости от методов проборки
Гусиный глаз
Китовый ус

Теория переплетения нитей из Норвегии

Последние материалы этого раздела:

  • Техника изготовления татарских народных тканей. Простые полотна
  • Двойные и двухосновные ткани
  • Однолицевые ткани
  • Ажурные и печельчатые ткани
  • Жаккардовые ткани

Считаете, что пропустили статью? Не беда! Загляните в оглавление рубрики Плетущая паутину, или Сайт о ткачестве.

Читайте также: