Как отличить поделки из кости мамонта

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мастерской очень часто задают вопросы по поводу реставрации мамонтовой кости - бивня. Отбор материала, цели и задачи восстановительных работ, виды реконструкции бивня мамонта и др. Исходя из темы, реставраторы и художники Mamont Art в данной статье на конкретных примерах делятся своим опытом, знаниями и основными принципами реставрационных работ столь экзотического и ценного материала.

1. О сохранности материала и его сортировке для будущих изделий

Бивень мамонта – очень редкое, ископаемое сырье, дошедшее до нас из далекого прошлого: самым древним останкам шерстистого мамонта возраст около 5 млн., а последние представители рода вымерли около 10 тысяч лет назад. Уникальный по своим свойствам материал, оставшийся как память о могучих гигантах, хранит в себе проверенные временем силу и тепло живого организма. Ставшие кровом для мамонтовой кости богатейшие минералами почвы северных частей России, ее непредсказуемые климатические условия привнесли свои изменения в структуру ценнейшего сырья. Бивни могли достигать до 4 м в длину и весом до 110 кг – некоторые экземпляры находят в их почти первозданном виде (рис.2), однако большинство из них доходят до нас в минерализованном состоянии, фрагментами, или в состоянии поврежденности различной степени.



Рисунок 2. Бивни мамонта, дошедшие до наших дней в почти первозданном состоянии - мин 10000 лет. Фото из экспедиционного архива Мамоnt Art.

Поэтому, исходя из ценности сырья, не один фрагмент бивня, даже самый маленький, не остается не задействованным: резчики Mamont Art к каждому кусочку кости относятся очень бережно, придумывают отдельную художественную композицию (рис 1). На тонкой коре чаще всего исполняется рельеф, более объемные куски сырья идут на круглую пластику. Миниатюрные фрагменты подходят для украшений, сувениров.

Что же касается наиболее сохранившихся, целиковых бивней дошедших до нас сквозь века и сохранивших свою первоначальную конституцию, то здесь речь идет не только об археологической находке, но и эстетической самоценности предмета. Имея уже заданную форму, разновидность бивней, как и видов их хозяев, мамонтов, огромна – в природе вы не найдете ни одного похожего, даже парные бивни могут иметь различия. Утонченные, с плавными витиеватыми изгибами по всей длине, или же почти прямые, широкие в диаметре, с небольшим заворотом в навершии – бивень имеет очень красивые начертания, при правильном его оформлении, он прекрасно впишется в любой интерьер, как самостоятельная скульптурная композиция. Поэтому вопрос о том, что же происходит с подобным чудом, посетившим наших мастеров, звучит с однозначным ответом: РЕСТАВРАЦИЯ.

2. Цели и задачи реставрационных работ

Профессиональная реставрация любых культурных ценностей, будь то памятники архитектуры, древнейшей керамики, или же предметов органической природы в виде останков, или мумий людей и животных и т.д., ведется по принципу сохранения и, возможно восстановления первоначального вида объекта. Т.е. основная цель мастера по реставрационным работам: консервация экспоната для предотвращения дальнейшего его разрушения и реставрация – частичное, или даже полное восстановление первоначального вида. Этим же манипуляциям подвергаются все виды кости, в том числе и мамонтовая.

3. Виды современной реконструкции кости мамонта

В целом, если рассматривать современный реставрационный опыт работы с бивнем мамонта из интернет ресурсов, или же на конкретных примерах интервьюированных мастеров, то можно выделить три вида принципиально различной по своему подходу реставрации, однако одинаково имеющих право на существование в зависимости от цели таких работ и предпочтения зрителя, или же заказчика.

Первый вид восстановительных работ (рис.3) проходит стандартные этапы консервации, однако основное его отличие заключается в том, что в конечном результате специалисты осознанно не маскируют следы реставрации. На бивне остаются следы герметизирующих материалов, совершенно другого цвета и текстуры чем у экспоната. Суть данного подхода заключается в том, чтобы зритель видел и понимал уровень сохранности ископаемого предмета, чтобы на нем оставались видны дошедшие до сегодняшнего дня качества без ретуши или какой-либо эстетизации.

Рисунок 3. Первый вид реставрации, окончательный вариант. Светлые места с четким контуром - не замаскированный шпаклёвочный материал. Фото в свободном доступе в интернете.

Рисунок 4. Второй вид реставрации. Снаружи бивень выглядит как коллекционный с характерными оттенками минерализации, небольшими трещинами - может показаться, что высокого качества. Однако на рис. 5. фотография этого же бивня в разрезе показывает обратное. Фотография сырья, переданного заказчиком в обработку мастерам Мамоnt Art.

Следующий подход выглядит как некая противоположность первому: мастера пытаются уйти от исходного материала, максимально привести его в подобие первозданного бивня живого мамонта, ну, или же к предельно хорошей сохранности уже существующего (рис. 4). Конечный результат такого восстановления выглядят действительно очень красиво, эффектно. Однако здесь встает вопрос о настоящем качестве исходной кости, его сортности и ценовой политике. Т.е. изначально бивень имел сохранность четвертого сорта, после работ, за счет реставрационных материалов будет продаваться как коллекционный бивень первой категории (рис. 5). Такой метод имеет право быть, однако, на сколько он честен по отношению к зрителю или покупателю – вопрос неоднозначный, и решение на такую реставрацию должно обсуждаться с заказчиком, исходя из цели последующей функции кости. В таком же виде восстановления очень часто встречается злоупотребление реставрационными материалами (рис. 5), которых в готовом виде для кости просто не существует – есть определенные химические составы, предназначенные для ее реконструкции, однако их тебуется опытным путем адаптировать, понимать их свойства и т.д. Последствием некорректных действий, или материалов могут стать крупные сколы, или легко отшелушиваемый лак, совершенно не предназначенный для покрытия органического сырья – здесь, как и в любой деятельности все зависит от компетентности специалиста.


Рисунок 5. Фотография бивня с рис 4. в разрезе. Места белого цвета - шпатлевочно-герметизирующий материал. Т. е. шпатлевочные массы покрывают не только места трещин, но и почти всю поверхность ископаемого.

Могущество мамонта в маленькой фигурке

У меня в коллекции нет и не будет украшений из бивней животных, даже таких как мамонт. Сама мысль держать в руках кусочек мертвого животного убитого кем-то вызывает неоднозначные чувства. Разница между отданным тебе природой и взятым силой велика. Но многие люди и мастера любят этот органический материал и делают из него красивые вещи, которые пользуются спросом.
Почти пятьдесят миллионов лет планету населяли животные, имеющие хобот, их было более 160 различных видов. Слоны отличаются от своих предков отсутствием эмали вокруг бивней, состоящих из твердого дентина. Примерно три миллиона лет назад мамонты начали свое перемещение в Европу и, в конце концов, мигрировали из Азии в Северную Америку, около 1,5 миллиона лет назад.

Слон из кости давно вымершего собрата. Какая ирония!


Слон — подвеска из слоновой кости.
Разницу между мамонтовым бивнем и слоновой костью определить легко, при условии, что перед вами целый бивень. Внешняя часть бивня по-разному минерализируется, принимая окрас прилегающей к кости почвы; размеры и искривленность бивней также существенно различаются. Внутренние срезы различаются сложнее, хотя обычно, у мамонта цвет среза будет кремовый или медовый. Хорошо сохранившиеся бивни, заточенные в лед, и не контактировавшие с почвой могут быть исключением из этих правил, имея внутренний окрас очень схожий с окрасом современных видов.

Как видите, из кости можно вырезать достаточно мелкие узоры.

Серьги из кости, должно быть, увесисты, если не сделать их полыми.

Кольцо? Из кости?? Почему бы и нет!
Художники древнего Востока стали работать с малыми формами, изготавливая не только нэцкэ, но небольшие фигурки, отображающие как людей и животных, так и различные сценки из жизни людей… Широта творческих поисков художников галереи и стилевое разнообразие поисков позволяет в рамках классических традиций активно экспериментировать в русле авангардных направлений современного дизайна, находя новые оригинальные решения, созвучные ритмам нашего времени, при этом сохраняя традиции восточных мастеров.

Похоже, это Птица-шаман.

Мало кто догадывается, но наверху не мышь!

Слоны — излюбленная тема индийцев.
В 1995 году была принята Вашингтонская конвенция о запрете на использование в любых целях слоновой кости (Украина и Россия её поддержали), и мастера нэцкэ и миниатюрной пластики из кости переключились на бивни мамонтов (которым, в отличие от слонов, вымирание уже не грозит) и другие материалы (клык моржа и т.п.). Больше всего ценятся бивни мамонта, привезенные из холодных стран — они в лучшем состоянии.

Фигурки из кости.

А вот рак получился как живой!

Самодельные украшения и другие предметы обихода, сделанные из кости, в англоязычных соцсетях часто нагоняют на людей страх. Так было с девушкой, которая получила от мужа подарок, буквально сделанный из покойника. Это кольцо ей безумно подходит, но надеть его осмелилась бы далеко не каждая женщина. Не приняли пользователи и тот факт, что сатанистка с Reddit смастерила серьги из зубов человека и собаки.

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

BoneCutter

В четверг, 29 октября, девушка опубликовала пост о том, как поработала с необычным даже для неё материалом. По её словам, другой пикабушник — MartinDont — попросил её сделать для его девушки кулончик в виде мамонта из бивня самого настоящего мамонта.

Бивень BoneCutter получила по почте. Выглядел он вот так:

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

Спил оказался гораздо толще, чем украшение, о котором мечтал заказчик, поэтому заготовку пришлось разрезать ленточной пилой.

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

BoneCutter рассказала подписчикам, как понять, что это именно бивень мамонта. Оказывается, бивни животных из семейства слоновых на срезе напоминают сеточку. Но если у слона сеточка крупная и пересекается под тупым углом, то у мамонтов мелкая и с острыми углами.

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

Срез бивня мамонта

Для многих читателей главным откровением стало то, что происходит с бивнем мамонта при обработке. Девушка уже не раз рассказывала, что запах пиленой кости напоминает ей о кабинете стоматолога, но к нему она уже привыкла.

Да, пахнет, но я к этому адаптировалась и уже просто не замечаю. У стоматолога, кстати, теперь тоже не чувствую запаха зубов.

Но вот бивень вымершего животного пахнет совсем по-другому. И ощущается тоже.

Я с ним крайне редко работала, и сильный, очень специфический и ни на что не похожий запах я прекрасно чувствую. В отличие от рога лося, данная кость кажется мне очень мягкой, как будто бы я режу по сливочному маслу.

Готовая статуэтка выглядит так, и многих пикабушников впечатлила не только её форма, но и цвета.

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

Оказывается, это не совсем цвет кости.

Такие красивые оттенки связаны с тем, что бивень долго лежал в земле, и минералы, с которыми он контактировал, частично заместили кость.

В комментариях к посту уже отметился сам заказчик. По его словам, его девушка в восторге от подарка. На цепочке кулон выглядит так:

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона


Давай я покажу, раз эта прелесть теперь моя.)

Девушка сделала украшение из бивня мамонта. Теперь она не понаслышке знает, чем пахнут кости древнего слона

Но забавнее всего то, что среди комментаторов нашёлся ещё и человек, который изначально отдал этот бивень мамонта MartinDont.


Вот это я удачно в горячее зашёл.))
Кусок этого бивня подарил Марти в прошлом году я. Ранее он был куплен в Москве на Измайловской барахолке, кажется, ещё в 2014-м.)

А сама BoneCutter уже рассказала, сколько стоит бивень мамонта. К удивлению многих пользователей, не так уж и дорого.


Цена варьируется в зависимости от качества бивня. Совсем плохой может стоить 500 рублей за кг, а отличного качества — тысяч 15 за кг. Так что, чтобы определить цену, нужно исходить из веса и качества.

Кстати, за рубежом всё же есть умельцы, которые прославились благодаря работе с костью и другими нестандартными материалами. В ТикТоке прославился мужчина, который показывает, как сделать примитивное оружие, например нож из берцовой кости, сам называет себя пещерным человеком и оформляет свои видео соответствующе.

Правда, настоящие пещерные люди были куда культурнее, чем думают потомки. Исследуя пещеры, учёные нашли на стенах комиксы о Людях Икс — ну, не совсем, но фантазия древних художников всё равно поражает.


Один из древнейших художественных промыслов — резьба по кости, в том числе по кости мамонта,— был некогда весьма популярен в России, но оказался почти забыт к началу ХХ века, несмотря на всю изысканность изделий. Впрочем, сегодня у него есть шанс набрать былой вес. Более того, это будут не сувениры, а высокохудожественные вещи — естественно, ручной работы. А такого рода предметы всегда считались правильным объектом вложения денег.

С миру по косточке

Начиная с XVII века русские мастера-косторезы исправно выполняли заказы членов царской семьи и аристократии. Стоит упомянуть, что некоторые уникальные произведения косторезного искусства вошли в коллекцию Оружейной палаты Московского Кремля. Самая полная коллекция изделий современных косторезов была собрана компанией "Профарт".

Исходным материалом для мастеров-косторезов является бивень мамонта, к резьбовой кости относятся также зуб кашалота, моржовая кость, бивень слона. Для резьбы используют и кость коровы (или цевку), и рог лося, но крупные изделия из них выполнить не удастся, поскольку использован может быть только небольшой наружный слой, внутри рога имеют пористую структуру. Вообще, материал этот считается самым дешевым, а изделия из него кажутся пластмассовыми. Так что у современных резчиков по кости фактически нет выбора, они могут работать лишь с бивнем мамонта — самой дорогой резьбовой костью (сырье стоит до $300 за килограмм). Действующий запрет на истребление животных--носителей нужного материала и на его перемещение практически не дает возможности использовать бивень слона, кость моржа и зуб кашалота.

Предметы, традиционно выполняемые из кости и характерные для русской косторезной школы,— всевозможные шкатулки, табакерки, кубки, небольшие фигурки животных, гребни, украшения и прочие сувениры. Широко используется и православная тематика: из кости режут иконы и кресты. При этом только знатокам-искусствоведам под силу отличить резьбу якутской школы от тобольской, чукотской или холмогорской. Или, скажем, вещицу, выполненную современным мастером, от той, что была сделана в позапрошлом веке. Но истинных ценителей резьбы по кости насчитывается не так уж много, как и собственно мастеров-косторезов. Да и бивня мамонта год от года больше не становится. Однако нашлись люди, готовые на серьезные усилия ради возрождения промысла, а заодно для создания стабильного спроса на высокохудожественные (и потому достаточно дорогие) произведения современных мастеров-косторезов. То, что запасы природного материала исчерпаемы, их, как выяснилось, почти не беспокоит.

Авторская кость


Композиция "Сад камней", Григорий и Маргарита Бородины

Григорий Бородин прежде занимался живописью и был довольно успешным графиком. Работы Григория и его жены Маргариты, которая работает с ним в соавторстве, экспонировались на многих выставках. Маргарита выполняет эскизы ко всем работам Григория. Бородины — одни из немногих художников, для которых кость — материал не для изысканных сувениров и вариаций в духе народной резьбы, а для непосредственного самовыражения.

— Каждый художник ищет свой материал. Кость — материал теплый, пластичный и просто очень красивый, дает много возможностей для творчества. Кто в руках держал, тот понимает. Мне самому с какими-то вещами порой расставаться ой как не хочется,— говорит Бородин.

Авторская кость — направление в общем-то рискованное. Одно дело резать безделушки, пользующиеся постоянным спросом, и иметь стабильный, пусть и не очень большой, доход и совсем другое — воплощать собственные идеи, порой не зная, когда на вещь найдется покупатель. Тем не менее три года назад частный предприниматель Олег Мотыль сделал ставку именно на авторскую кость и при участии Маргариты и Григория Бородиных основал некоммерческую организацию — Гильдию мастеров художественной резьбы по кости. Экономические функции полностью легли на плечи Олега, Григорий стал художественным директором.

Бородины некоторое время преподавали в Абрамцевском художественно-промышленном училище, поэтому могли привлечь к делу своих учеников. Не секрет, что из ста выпускников художественных училищ в профессии остаются примерно пять. Так что Григорий заодно взялся за выращивание талантов. Тех, кто мог бы развивать направление, перенять стилистику, отработанную Бородиными, или осуществлять собственные достойные того замыслы. Вначале учеников было человек пятнадцать, из них работать под художественным руководством Григория остались пятеро. И у новоиспеченных мастеров работы уже пошли.

— Остальных разогнали за лень и профнепригодность. Ученики — это прежде всего единомышленники, а не бузотеры. А у нас в стране почему-то принято думать, что чем чуднее себя человек ведет, тем он больше художник.

Обучение художественной резьбе — процесс длительный и сопровождаемый сложностями. Самая главная — дороговизна исходного материала. Поэтому прежде чем получить добро на работу, автору придется изготовить эскизный ряд. На худсовете оценивают возможности молодого художника: что ему близко и что у него хорошо получается. Затем идет работа над эскизным материалом. Эскизов должно быть несколько, потому как рисунок — плоскостное изображение, а работа выполняется в объеме. Григорий, как выяснилось, исключение из правила, так как обладает объемным мышлением.

Влажное сырье


Композиция "Чужие сны", Григорий и Маргарита Бородины

Сложностей с бивнем тоже хватает — шутка ли, материалу 30 тыс. лет! Совсем не просто подобрать правильную кость, оценить, насколько она подходит для работы. Бивень, найденный геологами в вечной мерзлоте где-нибудь в Якутии, может быть с виду вполне пригодным для резьбы, а распилишь — внутри труха. Большой бивень размером около 70 см — большая удача для мастера, поскольку из него можно сделать вещь покрупнее. Кроме того, хранить бивень следует очень аккуратно, он не выдерживает перепадов температуры и влажности. В силу высокой гигроскопичности он то впитывает влагу, то ее отдает. Изначально бивень сырой, ему необходимо вылежаться, причем торцы нужно покрыть лаком и клеем, иначе бивень может "разорвать". Только через год из него уйдет вода, а начать работать с ним можно будет только спустя еще два-три года.

Поставка материала — головная боль Олега Мотыля. Запасы необходимо пополнять постоянно, а стоимость материала только растет.

— Бывает, найдешь невероятно чистый кусок, радуешься и тут же прячешь его подальше. У каждого мастера такие в запасе есть под еще не состоявшиеся идеи,— говорит Олег.

Кроме того, бивень — материал капризный, никогда не известно, как он поведет себя в работе. По словам Григория Бородина, часто проблемы возникают в самый последний момент:

— Вещь сделана, а тут по "лицу" трещина пошла. Приходится реставрировать или переделывать, а то и распиливать на мелочь почти готовую работу. Прежде чем начать резать, не один день потратишь, чтобы понять, как именно это следует делать. Вполне может обнаружиться какая-то внутренняя трещина.

Никаких производственных площадей гильдия не арендует, и все произведения искусства рождаются в домашних мастерских. Для работы необходимы вытяжка и разный хитрый и не очень инструмент — примерно как у ювелира, а также бор-машина — примерно как у стоматолога.

Заказные работы

Скульптура "Взгляд пустоты", Григорий и Маргарита Бородины

Одновременно работать над несколькими проектами для художника — в порядке вещей. Быстрее двигается та работа, к которой в данный момент лежит сердце. Одна вещь может делаться и пять лет, и полтора месяца. Найти баланс между творчеством и бизнес-идеей помогают сроки, установленные заказчиком. Впрочем, многие работы выполняются не под заказ.

— Когда у мастера есть идея и он приходит ко мне с горящими глазами, я обхожусь без всяких заказчиков. Я знаю, что с хорошей работой не будет проблем. "Сад камней", например, мы продали за день. Есть заказы на повтор, у нас каждый автор может сделать до десяти реприз, но для художников это не так интересно. Им проще что-то новое придумать. У нас максимально комфортное поле для творчества,— рассказывает Григорий Бородин.

Круг клиентов, по словам Олега Мотыля, уже сложился — как правило, они рекомендуют работы мастеров гильдии кому-то еще. Среди заказчиков есть несколько коллекционеров, арт-дилеры, галереи и просто случайные покупатели.

— Если произведение покупает коллекционер, то это показатель качества. Он будет демонстрировать свое приобретение тем, кто неплохо разбирается в этом деле. Коллекционер может собирать произведения одного автора — одну тему или развернутую коллекцию. А это уже означает, что рейтинг автора растет.

Направлений в творчестве Бородиных много: русская православная икона, католицизм, библейские мотивы, китайская и индийская философия. Есть работы, выполненные в кельтской тематике, есть еврейский цикл. По мнению Григория, любая древняя культура привлекательна и помогает развиваться многим творческим идеям. А если художник будет ограничивать свое мировоззрение, он быстро скатится к "бытовухе", начнет делать примитивные, никому не интересные вещи.

— Искусство должно быть личностным, но обезличенным,— говорит Бородин.

Кроме того, Бородины берутся проиллюстрировать историю любого человека. Заказчик рассказывает о пяти основных событиях своей жизни и выбирает стиль — японский, еврейский, какой угодно. Дело мастера — вырезать из кости соответствующий объект или объекты, объединенные в коллекцию идеей. Это могут быть рельефы, скульптуры или и то и другое. Часто эскизы, которые делает Маргарита под выполняемую мужем работу, выкупаются вместе с заказом. Олег Мотыль рассказал, что один клиент под такой эскизный ряд даже отвел отдельный кабинет.

— Он бывший хирург, который ушел в бизнес, при этом очень увлечен искусством. Для него мы выполнили в японском стиле клинок с ножнами, который поддерживали дети. Жена хирурга присутствовала отдельно, на портрете. В этой работе использовалась легенда о семихвостой лисе-оборотне, на которую человек замахнулся мечом.

Готовясь к работе, Григорий, случается, перелопачивает горы литературы. Заказчики нередко просят составить аннотацию — подробное описание каждого персонажа и используемых символов. Например, аннотация для одной работы в еврейском стиле заняла 40 страниц. Заодно выяснилось, что в истории еврейства Григорий сумел разобраться лучше клиента.

"Круче, чем Фаберже"

Рельеф "Коррида", Григорий и Маргарита Бородины

Стоимость заказа определяется соглашением сторон. При этом на материал приходится примерно треть общей цены работы. Основа ценообразования — художественная ценность изделия.

— Что такое материал? На любом полотне вы увидите: "масло, холст". Но почему-то одна картина стоит несколько миллионов долларов, а другая не стоит ничего,— поясняет Григорий Бородин.

Иными словами, критерии здесь туманные. Художники говорят, что все зависит от вдохновения, многое — от размера. Так или иначе, стоимость готовых изделий такова: "Чужие сны" — $15 тыс., "Взгляд пустоты" — $6 тыс., "Сад камней" — $10 тыс. Олег Мотыль говорит, что Григорий почти всегда выполняет работу лучше, чем изначально задумывалось. А потом, бывает, не хочет ее показывать самому Олегу, потому что жаль отдавать.

— Но отдавать все же приходится, надо ведь и других людей порадовать. И заказчик это видит. Так что, привнеся какую-то изюминку, мы часто чуть больше получаем, чем договаривались.

Сейчас в планах гильдии более активная выставочная деятельность, которая позволит привлечь новых заказчиков. В основном мастера трудятся для российских клиентов, контакты с другими странами только налаживаются. По словам Григория Бородина, европейцы весьма скупы, да и наш уровень художественной резьбы оказался для них слишком высок. А россияне порой о существовании такого вида искусства вообще не знают. Собственно, выставочный фонд уже создан, осталось сформировать круг коллекционеров и приучить состоятельных людей к тому, что в нашей стране есть уникальные мастера, способные выполнять эксклюзивные изделия из бивня давно вымершего животного.

— Что состоятельный человек может себе приобрести, если не антиквариат? Какую интерьерную вещь или подарок? Предложений-то почти нет: сувенирка не очень высокого уровня и цены непонятные. Поверьте, через некоторое время резьба будет круче, чем Фаберже, потому что ее будет намного меньше, а качество ручной работы очень высокое,— рассуждает Григорий Бородин.

Читайте также: