Как из пластилина сделать макет дольмена жившего на северо западном кавказе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

А
Легенда о происхождении дольменов
У адыгов есть легенда
О таинственных дольменах.
Тот, кто хочет слушать,
слушай.
Вот о чём в легенде сказ.
На Кавказе жило племя
Маленьких и умных испов.
Они жили на вершине
Горы Нексис среди трав.
Поклонялись испы Солнцу,
Богу жизни и здоровья.
И была у них богиня,
Судьботворная Луна.
Испы ездили на зайцах,
Путая травой им лапы.
Разводили скот. И стадо
Их паслось на склонах гор.
Они знали все ремёсла:
И работали с металлом,
И вязали шерсть искусно,
И умели шить из кож.
А любили испы небо,
А ещё свою свободу,
А ещё ту даль без края,
Что с горы была видна.
И всё было бы прекрасно,
Если бы могли построить
Себе домики из камня,
Чтоб от ветра в них спастись.
Сделать это не по силам
Было маленьким и слабым,
Хотя ловким, хотя смелым
Испам, жившим среди трав.
Надо вам сказать, что часто
В этом месте ветры дули,
Два свирепых злющих ветра –
Ветер с моря и норд-ост.
И с безлесой горы Нексис
Сильный и разбойный ветер
И траву, и испов - гномов
Смерчем в бездну с собой нёс.

6. Отверстия и пробки.

ОТВЕРСТИЯ И ПРОБКИ.
В камеры дольменов ведёт
небольшое отверстие,
проделанное в портальной
плите.
Отверстие чаще всего
круглые, но бываюДиаметр
овальные
отверстий от 32
или арочные.
до 43 см.
Отверстия закрывались пробками
(втулками). Пробки имели
расширяющиеся шляпки и очень
напоминали гриб.

7. Типы дольменов:

ТИПЫ ДОЛЬМЕНОВ:
А) плиточные – обычный: стены, перекрытия, а иногда и
пол дольмена представляют собой отдельные плиты;
Б) составные – с одной или несколькими стенами,
сложенными из более мелких плит и камней;
В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в
скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;
Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с
крышей, высечены в скале.


Дольменная культура Западного Кавказа — археологическая культура среднего бронзового века. Занимала преимущественно горную (предгорья) территорию по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничиваясь бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходила до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал занимал и равнинные территории (Таманский полуостров; станица Саратовская; возможно, г. Майкоп).

Содержание

История открытия и исследований

Открытие культуры началось с изучения наиболее заметного её проявления — мегалитических гробниц. 1794 год — академик П. С. Паллас оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год — Тебу де Мариньи, 1837—1839 гг. — Джеймс Белл, в эти же годы — Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869—1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицин (1878—1886 гг.), в те же времена — П. С. Уварова, В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.

Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945—1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.

Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова, В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой, в Адыгее. Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной. [1] [2] [3]

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче, В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране была также проведена реконструкция мегалитического комплекса (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин) [4] . Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь — на южном склоне Главного Кавказского хребта. Появляются сведения и о новых поселениях (например, около посёлка Шепси в Туапсинском районе) [5] .

Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому — поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы — была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов [6] . Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе [7] . А оно может и не совпадать с движением этносов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900—2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. — возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. — возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800—1500 гг. до н. э. — датировка дольмена Колихо [8] . Дольмены перестают возводить около 1400—1300 гг. до н. э. [9] . Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона [10] и даже на их последовательность [11] .

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей (Осиновое II на Каменном кургане около Новосвободной).

Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней.Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

О загадочных и редких археологических находках в дольменах


Рисунок бронзового боевого топора эпохи поздней бронзы, найден в дольмене в верховьях реки Цусхвадж [4].

О находках в дольменах приводятся данные у Фелицына Е.Д., Соловьева Л.Н., Воронова Ю.Н., Марковина В.И., Резепкина А.Д., Трифонова В.А. и других археологов. Что же находили в дольменах? При раскопках и исследовании дольменов археологи обнаруживали в них посуду (как правило, черепки) для ритуальных напитков и пищи, бронзовые и костяные украшения, орудия труда, оружие в основном бронзовые ножи, наконечники копий и стрел, шилья. Иногда находили бронзовые топоры, крюки, булавки, украшения из золота и серебра или фигурки собак из бронзы и серебра, а так же предметы, сделанные из камня, костные останки человека и различных животных, а также кусочки древесного угля и красно-оранжевый порошок [5]. В данном очерке приводится информация об загадочных и уникальных находках, сделанных археологами Марковиным В.И., Резепкиным А.Д., Трифоновым В.А. и Фелицыным Е.Д. в дольменах Западного Кавказа.

В начале лета 2012 г., недалеко от села Шепси Туапсинского района у русла реки был найден дольмен. Вместе с останками, примерно, 20 человек разного возраста и пола, обнаружен и погребальный инвентарь: фрагменты пяти сосудов, маленький бронзовый нож, спиральное кольцо, орнаментированная подвеска из гальки, несколько альчиков (надпяточная кость овцы). Кроме указанных предметов сверху внутри мегалита, лежал каменный шар, но ещё до начала работы археологов, он пропал. Не ясно, лежал ли он у дольмена и был положен сверху в него во время его находки или он лежал изначально внутри с периода погребений.

Каменный шар был зафиксирован на видео и фотоаппараты многими очевидцами находки дольмена Шепси. Шар имел диаметр около 25-30 см. Судить о назначении этого шара сложно, т.к. не известно, рукотворного или природного он происхождения. Лишь с небольшой долей достоверности, можно предположить, что этот предмет использовался для неизвестных нам магических ритуалов. Утраченный шаровидный предмет, относился к эпохе ранней бронзы. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что дольменом Шепси пользовались на протяжении около 200 лет, приблизительно между 3200 и 2900 гг. до н.э. [9].


Каменный шар их дольмена Шепси [фото из новостных сайтов].

Предположение, что древний человек из каменных шаров делал модель Земли маловероятно. А вот модель Луны или, например, Солнца одного из старейших и главнейших божеств в истории человечества, дарующего важные составляющие жизни на планете Земля — свет и тепло, возможно. Видимо, каменный шар был важным предметом какого-то ритуала. У современных ведьм, колдунов, магов, как правило, на столе присутствует шар — стеклянный (хрустальный), применяется для распознания будущего. Или, например, округлые камни с отшлифованной поверхностью, диаметром от 40-50 см, по народному поверью использовались в контактной магии. На них катались женщины с обнаженными ягодицами, они стремились таким способом вобрать в себя из матери Земли силу плодородия и считали себя избавившимися от бесплодия. По всей видимости, это связано с яйцом, которому с древнейших времён приписывали многие символические свойства, например, оно было символом первоначального зарождения жизни.

Но на этом область применения человеком бронзового века каменных шаров не заканчивается. Уже в этом тысячелетии, экспедиция Сочинского отдела Русского географического общества исследовала местность, где расположена Солохаульская группа дольменов, в долине реки Шахе, севернее основной группы, была обнаружила ещё одна группа из пяти дольменов, один из них недостроенный. Недалеко от недостроенного дольмена, находится плита перекрытия толщиной 40-45 см, шириной 465 см и длиной 387 см. Её расчётная масса составляет около 18 тонн. Она лежит на круглых камнях, образующих пространство 20-30 см между землёй и плитой. Под плитой находится около 10 камней диаметром 35-40 см. Эти детали указывают на технологию транспортировки больших каменных плит к месту сборки дольмена с помощью рычагов с места их добычи на шаровидных камнях. [2] От этого принципа транспортировки грузов зародилась идея — подшипника. В первобытном виде идея подшипника возникла в древние времена, когда человек бронзового века и, видимо, раньше, подложил каток под передвигаемый груз. Первое конструктивное оформление сначала получил подшипник скольжения — он мог иметь цилиндрическую (валец, очищенный кусок ствола дерева), а затем шарообразную (каменный шар) форму опоры поверхности.

Возникнет в этом отношения, обязательно, вопрос, а куда же исчезли каменные шары? Для человека бронзового века они, быть может, не все имели ценности, т.к. нужны были для транспортировки блоков и плит от места заготовки к месту их сборки. Некоторые шаровидные камни, вероятно, оставались лежать у дольменов, вдавленные в грунт. Во время перемещения плит часть шаровидных камней разрушалась, потому что были сделаны из мягких осадочных горных пород. В период, когда завершалась постройка дольмена, каменные шары могли использовать на постройку насыпи у дольмена, что бы затащить плиту перекрытия на дольмен или их использовали для создания каменной насыпи, укрепляющей устойчивость дольмена. А, как известно, угловатые камни создают большую устойчивость и не расползаются, поэтому шаровидные камни дробили. Такова в основном информация о возможном использовании древним человеком каменных шаров. Известен также каменный шар диаметром около 40 см в селе Пшада Геленджикского района, но назначение и происхождение его не озвучено.

Каменный диск

Летом 2007 г. был обнаружен дольмен Колихо, в бассейне реки Агой, впадающей в Черное море. Археологами установлено, что дольменом Колихо как склепом пользовались на протяжении 500 лет с 1800 по 1300 гг. до н.э. При раскопках нижнего горизонта человеческих останков в передней части погребальной камеры, где были обнаружены останки около 70 костяков, в левом углу была найдена тонкая плитка круглой формы с аккуратно оббитыми краями в виде каменного диска. Эта находка в дольмене Колихо стала сенсационной, т.к. ничего подобного прежде в дольменах не находилось [10].


Видимо, диск, на самом деле, являлся простейшим измерительным прибором, который ориентировался на восход и заход луны или солнца. Зачем нужен был этот измерительный инструмент древним людям? Для многих целей: определения периодов смены времён года, для ориентации дольменов при их строительстве (?), для ориентирования на местности, определяя, например, основное направление передвижения и др. В вертикальном положении им можно определять высоту расположения светил (звёзд, луны, солнца) на небосводе. Высота определялась количеством делений нанесённых на диске, что может быть показателем природных изменений: смены времён года, фаз луны.

Поскольку этот загадочный инструмент хранился в дольмене слева внутри у входа, то можно предположить, что им пользовались не редко. Но как часто? Вероятно, его изымали в период погребения очередного человека, чтобы определить точно дату этого события, для поминального ритуала в последствие. Или, например, для определения точного дня, с целью поклонения богам, возможно, дней солнцестояния (зимнего и летнего) или равноденствия (весеннего и осеннего). С этими особенными датами у многих народов связано также празднование начала нового года.


Небесный диск из Небра [фото из новостных сайтов].

Бронзовое колесо


Рисунок бронзового колеса, найденного в урочеще Клады, в кургане № 31, погребение 5, эпоха ранней бронзы [1]

Меч



Выровненный бронзовый меч, фото археолога Резепкина А.Д.

Украшение из коренного зуба человека является необычным предметом, найденным в погребении 5 кургана № 31 урочища Клады. Подвеска сделана из коренного зуба человека в золотой обойме, которая имеет ширину 10 мм и высоту 8 мм. Обойма - кольцо сделанное из золотой фольги, которой обёрнута верхняя коренная часть зуба, принадлежащего человеку в возрасте 40-50 лет. Зуб просверлен вместе с обоймой. [8] Возраст этой находки датируется второй третью 4 тыс. до н.э.

По предположению археологов в этом погребении был похоронен вождь или царь. Но подвеска из зуба в золотой оправе была найдена у головы погребённого ребёнка, где компактно, но бессистемно, лежало множество других украшений: золотые и серебряные бусины, золотые кольца, 10 подвесок из горного хрусталя со следами огранки и др. Набор украшений и их расположение указывает, что они принадлежат ребёнку, быть может, девочке. И, по всей видимости, подвеска из зуба была памятью о ком-то, сделанная и подаренная ещё при жизни погребенному в этой гробнице ребёнку.

Как повествует историческая наука, ещё в глубокой древности у человека зародились различные формы религиозных представлений: анимизм (вера в одушевленность всей природы), фетишизм (поклонение неодушевленным материальным предметам), тотемизм (поклонение, как правило, животным, птицам, рыбам, растениям), магия (общение человека с тайными силами), шаманизм (вера в общение с духами).


Подвеска из зуба человека, датируется промежутком между 6700-6300 гг. до н.э., найдена в Турции, всего их там было обнаружено три [Haddow et al., Journal of Archaeological Science: Reports, 2019].

Например, в магии считается, что похожие предметы или явления невидимо связаны и могут влиять друг на друга. С этим связан ритуал, который совершают, когда у ребенка выпадает молочный зуб. При этом выпавший зуб стараются положить в места, где обитают грызуны. Это делается для того, чтоб молочный (плохой) зуб заменился на новый (хороший). Быть может, подвеска сделанная из коренного зуба человека, была захоронена с ребенком, а он по возрасту имел молочные зубы, для того чтобы в загробной жизни у него были хорошие зубы.

Антропоморфная стела богини-матери


Рисунок антропоморфной стелы из дольмена № 528, группа дольменов на речке Кизинчи [5].

Дольмен, в котором была найдена стела, по своим конструктивным особенностям относится к редким. По данным Марковина В.И. таких дольменов на Западном Кавказе всего три: Гузерипльский № 1, Гузерипльский № 2 и Кизинский № 528. [5] Предположительно, возраст дольмена датируется первой четвертью второй половины 2 тыс. до н.э. Кроме описанных Марковиным В.И. есть еще два похожих дольмена. Это мегалиты Дудугуш 1 и один из Дегуакской группы, описанный ещё Фелицыным Е.Д. (1904 г.). Все эти дольмены находятся в Восточном или Майкопско-Мостовском районе локализации дольменов Западного Кавказа.

«В восточной части камеры, на плитах пола, в не потревоженном виде обнаружены остатки пяти скелетов. Отсутствие ребер, позвонков, тазовых частей позволяет говорить о вторичном обряде захоронений.

В центре камеры расчищена яма овальной формы (0,9 х 0,7 м при глубине 0,8 м). В ней оказались сброшены грабителями дольмена части ещё четырёх скелетов. Среди камней, лежащих над ямой, обнаружена нижняя часть стелы, вторая половина которой была расчищена в западной части камеры. Вероятно, антропоморфная стела возвышалась в центре камеры, будучи вкопанной в яму. Можно думать, что лицевая ее часть была обращена к входу в камеру.

Данный тип мегалитов по Марковину В.И. имеет перекрытие, близкое к ложному своду, это позволило ему сделать предположение о том, что стела подпирала перекрытие погребальной камеры [6]. Вероятно, описываемая стела имела не только функцию подпорной колонны, которую Марковин В.И. назвал антропоморфной [5]. Быть может, эта стела имела культовое или магическое назначение и была посвящена богине-матери, возраст которой, примерно, составляет 3-4 тыс. лет. Видимо, это божество имело и функции оберега.

О рисунках в мегалитах

Здесь следует также указать и о рисунках, в мегалитической гробнице, которые были сделаны краской на её стенках, обнаруженные в 1982 г. при раскопках, археологом Резепкиным А.Д. Общая площадь росписи на мегалите составила 5,5 м2. Рисунки двухцветные, охристо-красного и чёрного цвета, нанесены на основу белого цвета, которой были покрыты стенки гробницы, сделанные из плит песчаника.

Роспись на дольменообразных гробницах Западного Кавказа обнаружена здесь впервые и имеет огромное значение для понимания изобразительного искусства эпохи ранней бронзы [7, 8]. Предположительно, эта роспись относится к самой древней в Европе настенной живописи, её датируют второй третью 4 тыс. до н.э.

Гробница с рисунками, находилась в урочище Клады, расположенном на восточном отроге горы Осиновый Курган (613,1 м), недалеко от станицы Новосвободной. Гробница после исследования и описания, была перевезена в Национальный музей Республики Адыгея в город Майкоп. Цель этого перемещения сохранение уникального памятника археологии эпохи ранней бронзы.


Роспись на стенах двухкамерной подкурганной мегалитической гробницы из кургана 28, погребение 1, урочище Клады [7]:

1 - юго-восточная плита в первой камере гробницы;

2 - изображение на поперечной плиты с лазом (входным отверстием). Круг по середине в нижней части плиты — вход (лаз) в гробницу.

О хирургических операциях на черепе человека

У станицы Баговской Мостовского района Краснодарского края, в дольмене на Зацепиной поляне (долина речки Гурмай), Фелицын Е.Д. так же обнаружил в теменной кости черепа, несколько ниже соединения лобного и затылочного швов, на одной линии, два круглых отверстия диаметром около 1 см, несомненно сделанных ещё при жизни погребенного. [11] Две аналогичные находки - отверстий в теменной части черепа, это не случайность.

Отверстия сделаны при жизни погребенных и задолго до их смерти. С какой целью делалась трепанация черепа? Вероятно, причины для этого могли быть различные. Интересно другое, когда это было сделано? Даже если это были впускные захоронения, то это было сделано, как минимум несколько столетий назад и максимум 3-2 тыс. лет назад. Существуют доказательства, что трепанация черепа, известна науке с периода энеолита (переходный этап от эпохи камня к эпохе металла) и даже с неолита (заключительный этап эпохи камня). В период бронзы, когда строили дольмены на Западном Кавказе, эта операция была уже, видимо, не редкость!

1. Бестужев Г.Н., Резепкин А.Д. Новые находки из гробницы у станицы Новосвободной. КСИА. Вып. 176. М., 1982.

2. Галищева Е. В., Глазов К. А. Новые данные по Солохаульской дольменной группе. Труды сочинского отделения РГО. Выпуск № 4. Сочи, 2007.

3. Кондрашов А.В., Резепкин А.Д. Новосвободненское погребение с повозкой. КСИА. Вып. 193. М., 1988.

4. Кудин М. Бронзовый топор из дольмена р. Цускваджге. Сочинский краевед. Выпуск 12. Сочи, 2004.

5. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. М., 1978.

7. Резепкин А.Д. К интерпретации росписи из гробницы майкопской культуры близ станицы Новосвободная. КСИА. Вып. 192. М., 1987.

8. Резепкин А.Д. Курган 31 могильника Клады. Проблемы генезиса и хронологии Майкопской культуры. Древние культуры Прикубанья (сборник). Л.,1991.

11. Фелицын Е.Д. Западно-Кавказские Дольмены. Материалы по археологии Кавказа. Вып. 9. М., 1904.

Дольмены - это восьмое чудо света. Дольмены – такая же тайна человечества, как и

№ слайда 2

Дольмены - это восьмое чудо света. Дольмены – такая же тайна человечества, как идолы о. Пасхи и древние пирамиды Египта.

В поэме ирландских друидов есть такие слова: «…кто, кроме меня, откроет тайну не

№ слайда 3

Дольмены встречаются от Индии до Кавказа, от Северной Африки до Западной Европы,

№ слайда 5

Дольмены встречаются от Индии до Кавказа, от Северной Африки до Западной Европы, Перу, Англии, Италии, Турции…Дольменов в Адыгее так много, как ни в одной другой стране мира.

Дольмены Кавказа – одна из наиболее больших и хорошо сохранившихся групп мегалит

№ слайда 6

Дольмены Кавказа – одна из наиболее больших и хорошо сохранившихся групп мегалитических памятников в мире, появившихся примерно 5000 тыс. лет назад.

Дольмены, храмы Индии, Египта являются трудами посвященных священнослужителей –

№ слайда 7

Дольмены, храмы Индии, Египта являются трудами посвященных священнослужителей – архитекторов.

Они не употребляли ни извести, ни цемента, ни железа, чтобы разрезать камни, и в

№ слайда 8

Они не употребляли ни извести, ни цемента, ни железа, чтобы разрезать камни, и всё же они были так искусно обработаны, что во многих местах соединения едва уловимы.

Предания адыгов о дольменах говорят, что они построены великанами с целью укрыть

№ слайда 9

Предания адыгов о дольменах говорят, что они построены великанами с целью укрыть от непогоды карликов.

По другой версии это погребальные, культовые и даже астрологические сооружения.

№ слайда 10

По другой версии это погребальные, культовые и даже астрологические сооружения. В дольменах находили орудия труда, драгоценные украшения.


Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, демонстрационный, стимулирующий, практический. Средства обучения: проектор, экран, компьютер.

Основные понятия: Дольмен, ровесник, плиточный, составной, дольмен-монолит, корытообразный, испун – дом карликов.

Межпредметные связи: русский язык, развитие речи, литературное чтение, история, окружающий мир.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что урок кубановедения интересен, увлекателен и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. (Слайд 1 )

Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

Итак, мы сегодня на уроке поговорим о дольменах! Но мы будем разговаривать не просто как ученики, а как исследователи. Представьте, что мы с вами находимся в исследовательской лаборатории и нам необходимо найти ответ на ряд вопросов: (Слайд 3) что такое дольмены? Откуда они произошли? Где расположены? Какие они бывают? И наконец, сложно ли их было делать? Ну что приступим к нашим исследованиям? И у меня к вам вопрос: а что же такое дольмен?

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

У меня к вам вопрос: Кто мог создать такие огромные сооружения? Для ответа на этот вопрос предлагаю поработать с историческим источником.

Отрывки №1-№3. См Приложение 1.

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Задания для групп:

Какие теории происхождения предлагает известный учёный?

Какую теорию вы считаете более вероятной?

Какой можно сделать из всего вышесказанного вывод?

Выводы учащихся. (Слайды 6,7,8,9) (Учащиеся выделяют истории происхождения дольменов.

Типы дольменов:

Корытообразный

Дольмен-монолит.

Работа с изображениями дольменов разных типов. (Слайды 12-16)

Задание: Давайте, сравним разные типы дольменов и ответим на поставленные вопросы.

Задания и вопросы для учеников:

В чем особенность плиточного дольмена?

В чём отличие составного дольмена?

Какие особенности корытообразного дольмена?

Что такое дольмен-монолит?

Какой дольмен, на ваш взгляд был самый трудный в строительстве?

Почему вы так считаете?

Какой тип дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?

Какой тип дольменов самый хрупкий и почему вы так считаете?

Какой из дольменов самый простой в строительстве и почему вы так считаете?

Какие предметы находили в дольменах? (слайды 17-18)

Давайте мы постараемся определить, где располагаются дольмены.

Работа с картой на партах и на экране. (Слайд 19)

Задания и вопросы:

Как на карте обозначены дольмены?

Определите, где располагаются в основном дольмены?

Покажите на карте расположение дольменов на территории Краснодарского края.

Какую особенность в расположении дольменов можно проследить?

С чем связано расположение дольменов в горах?

Правильно! Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала – камня.

Зная размеры дольменов, можно представить какой трудоёмкой работой было создание дольменов. Но строители не просто строили дольмены, но и создавали их несколько типов. (Слайд12)

Наше исследование подходит к концу, и мы должны ответить на поставленные вопросы: (Слайд 4)

Что такое дольмен?

Откуда произошли дольмены?

Где расположены дольмены?

Какие типы дольменов существуют?

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные:общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Защита проектов. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Творческая работа в парах с использованием заготовок из пластилина, картона. Раскрашивая их карандашами и фломастерами.

Задание: ученики, сидящие за одной партой, выполняют задания: один лепит дольмен из пластилина, а другой цветными карандашами выполняет основы для дольмена.

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Алгоритм работы в парах:

Распределите обязанности: один – собирает, а другой – раскрашивает.

Соберите дольмен из пластилина или картона.

Раскрасьте основание дольмена по соответствующий фон (горы, лес, трава и т.д.)

Установите дольмен на основании.

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные–умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово,сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Рефлексия деятельности

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

- Что такое дольмен? Какие типы дольменов вы знаете?

У каждого ученика лист с двумя шкалами. (Оценивание учащимися своей деятельности на уроке).( См.Приложение )

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

IV. Домашнее задание: составить рассказ о создании дольменов или поделиться своими впечатлениями о дольменах.Выдвинуть свою версию происхождения дольменов. (Слайд 10-11). Спасибо за работу на уроке.


-75%

Читайте также: