Изготовление поделок из кости

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Категории

Информация

Изделия из кости – одни из древнейших творений человека. Действительно, кость - это доступный материал, достаточно легкий в обработке и в то же время невероятно прочный и долговечный. Фигурки и другие поделки из бивня мамонта, рога оленя, лося, клыков моржа - постоянные трофеи археологов при раскопке стоянок первобытных людей.

Разумеется, техника изготовления поделок из кости совершенствовалась. Современные изделия производятся при помощи бормашин, различных пилок и другого специального оборудования, которое сложно представить в руках древних людей.

В России существуют 5 школ резьбы по кости: холмогорская, тобольская, якутская, магаданская и уэленская. Их история насчитывает по несколько сотен лет (исключением являются чукотские школы (магаданская и уэленская), которые возникли одновременно с появлением своего народа. Именно их традиционные изделия наиболее специфичны).

Большинство изделий, представленных в нашем каталоге, принадлежит к холмогорской школе резьбы по кости. За три века потомки новгородцев создали свой неповторимый стиль, и их поделки едва похожи на костяные - они больше напоминают тончайшие кружева. Этот стиль резьбы очень узнаваем во всем мире, его отличают тонкость, ажурность и характерность сюжетов русского Севера.

В нашем магазине главный акцент сделан на украшения: бусы, заколки, браслеты, броши, кулоны, серьги, кольца из кости. Такие изделия индивидуальны и притягательны, и тем не менее мы продаем их по доступным ценам.

Конечно, наш ассортимент не ограничивается украшениями. Если вы хотите купить уникальные шахматы, вазы, ножи, шкатулки из кости мамонта или слона (имеется в виду бивень), то все это, включая фигурки и даже кубики, вы сможете найти у нас.

Отдельного внимания заслуживает производство камей. Камеи нельзя назвать просто украшениями, ведь их по праву можно отнести к произведениям искусства. Только лучшим мастерам по силам изготовление камей, так как это требует наличия навыков живописца, портретиста и костореза.

При изготовлении всех изделий нами используется только натуральная кость. Она экологически чиста, красива, приятна на ощупь и, кроме того, является удивительно теплым материалом. У нас можно купить изделия из настоящей слоновой, мамонтовой, моржовой кости, из рога лося, цевки, клыка моржа, зуба кашалота и китового уса.

Все изделия имеют сертификат подлинности. Этот документ гарантирует, что, покупая кость мамонта (бивень), вы получаете на 100% подлинное изделие, а не подделку из простой кости.

Резьбой по кости увлекались многие великие люди, например, Петр I и Екатерина II. Мощная положительная энергетика и безупречный вид в качестве украшений закрепили за костяными изделиями общепризнанную популярность.

О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.

Цевка (простая кость)

Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.

Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.

Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.

Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.

Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.

Цевка (простая кость)
Цевка (простая кость)
Цевка (простая кость)

Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

Рога коровы
Лосиный рог
Заготовка из рога оленя
Заготовка из рога оленя
Рога оленя
Лосиные рога
Прессованные пластины рога буйвола

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта
Зуб мамонта

Стабилизированное дерево и кость

В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь. В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость. При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.

Стабилизированный бивень мамонта
Стабилизированный зуб мамонта
Стабилизированный зуб мамонта
Стабилизированный бивень мамонта

Кость коровы Стеллера

Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства.

Холмогорская резная кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Оружейная палата (?) Конец 17 века
Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба 8х 12,5x8,4. ГИМ
Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементам!

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Архангельская губерния. 1760—1780-е Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка 8x12,6. ГИМ

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Шкатулка для гребня

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска 4x16x14. ГИМ
На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки Орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Архангельская губерния. XVIII век
Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Шахматы так называемого абстрактного типа: ферзь, король, конь

Архангельская губерния
Середина XVIII века. Бивень мамонта. Токарная резьба, цветная гравировка
Шахматы так называемого смешанного типа: пешка, конь, король, ладья, слон
Архангельская губерния
Вторая половина — конец XVIII века
Моржовая кость Токарная, рельефная резьба, цветная гравировка
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Шахматы изобразительного типа

Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка, окраска Ладья и конь: 4,5 хЗх 1,8 Король: 8,5x4x2,5 Ферзь: 7,5x3x2 Пешки: 4x1,5x1. ГИМ
Русские шахматы так называемого изобразительного типа со второй половины XVIII века делали в виде двух войск — восточного и европейского. Главными фигурами в них были турецкий султан и король, держащий в руках скипетр. Изображение турецкого султана копировали с механически фигуры шахматиста, привезенной в Россию из Западной Европы во времена Екатерины II.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Костяные кубки с крышками

Кубок с портретом императрицы Елизаветы
Санкт-Петербург (?). 1759-1760 Бивень мамонта Токарная, рельефная резьба, гравировка Высота 29,5; диаметр основания 9,5
Мастерская Дудина Осипа Христофоровича
Кубок с портретами великого князя Павла Петровича,великой княгини Марии Федоровны и императрицы Екатерины II
Санкт-Петербург. 1776 (?) Бивень мамонта Токарная, ажурная, объемная, рельефная резьба, окраска Высота 32; диаметр основания 9,6 ГИМ
С середины XVIII века костяные кубки с крышками вытачивали специально для подношений (подарков); их украшали резными портретами и государственным гербом. Объемная резьба ножки придавала неповторимость каждому предмету.

Портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны

Архангельская губерния. 1776—1780-е Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка 11,3x11; 11,3x11. гам
Ларец-теремок свадебный
Архангельская губерния. 1780-е Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка 21,3x37,7x33. ГИМ
Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Цепь ордена Андрея Первозванного

Архангельск (?). 1819 (?) Моржовый клык Ажурная, рельефная резьба, гравировка
Общая длина 88 Звенья: 7 х 4,5 и 10 х 6,5. ГИМ
Цепь ордена Андрея Первозванного состоит из 21 ажурного медальона. Эти резные медальоны точно воспроизводят звенья аналогичной орденской цепи, сделанной из драгоценных металлов и камней. При ее создании резчик продемонстрировал виртуозное владение техникой ажурной резьбы. Возможно, цепь была сделана к посещению императором Архангельска в 1812 году, но время не сохранило об этом никаких свидетельств. Храмовые иконы этого т отличаются красивым рисунком плоскорельефных вставок и тонкой резьбой ажурных пластин обрамления Их собирали из отдельно вырезанных фигур, которые крепились на деревянную доску.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага
Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба 28,5x10,8 АОМИИ

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка 24x10,4x16,4 Музей Ломоносова
Ларчик повторяет пирамидальную форму деревянного памятника М. В. Ломоносову, поставленного на Курострове в XIX веке. На крышке ларца — фигурка юноши, сидящего с книгой, на скатах — рельефные изображения северных пейзажей и виды Санкт-Петербурга, где работал и жил выдающийся ученый

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Тема охоты — одна из Наиболее Популярных и современном Холмогорском искусстве. Мастера обращаются как к местной художественной традиции, так и к европейским образцам.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Юрьев Александр Геннадиевич (род. 1970)
Шахматы. 1994
Кость Ажурная, рельефная, объемная резьба, тонировка Доска: 48x45,5x9,5 Фигуры: 9 х 3; 6,5 х 3 Собственность автора

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Архангельская губерния Середина XVIII века Бивень мамонта Рельефная резьба, гравировка 11,5x9,5x0,5. ГИМ

Народные промыслы. Холмогорская резная кость.

Санкт-Петербург Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага.
Токарная, ажурная, объемная резьба, обивка, гнутье, оклейка 7,5x29x15,8. ГИМ
Кость редко использовали для Изготовления Чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, Состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота Выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов




Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби. Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные. Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

Нож с резной рукоятью

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Сундук с резьбой

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

  • резной орнамент со сквозными отверстиями;
  • рельефные сюжетные композиции;
  • разноцветная гравировка элементов;
  • подкладывание цветной фольги под орнамент.

Костяные предметы быта

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.







Разновидности техники

Особое распространение этот вид творчества получил в следующих регионах:

  • Архангельская область (холмогорская резная кость);


  • Нижегородская область (варнавинская резьба по кости);



  • Город Тобольск (тобольская резная кость);
  • Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).


Инструменты и материалы

Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.

Бормашина

Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:

  • грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
  • абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
  • острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
  • насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
  • резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
  • щеточки, мягкие материалы — полировка работы.

Насадки для резьбы

В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.

Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.

Фигурка мамонта

Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.

Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.





Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах. Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

Рога коровы

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Заколка из кости

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

  • Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
  • Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
  • Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
  • Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
  • Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Чеширский кот

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

Кость мамонта

  • При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

Откалывание излишков

  • На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

Фрезерующие насадки

  • Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

Рельеф статуэтки

  • С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

Сглаживание рельефа

  • Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

Гладкая поверхность

  • С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

Торцевание основания

  • Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

Эскиз деталей

  • Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

Резьба основных линий

  • Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

Круглые насадки

Выступающие части

  • Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

Выделение линий

Проработка мелких деталей

  • Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

Инкрустация глаз

Резиновая насадка

  • Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Полировка аппаратом

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

Позвонок кита

Кость коровы Стеллера

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

Читайте также: