История псковского края поделка

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

О Псковская земля овеянная легендами и былинами ,сказаниями. Многолика эта земля. Много уже сказано и написано -о этой земле. 13 лет назад и я стал жителем -этой земли. Великая наша страна Россия . Много в ней разных мест ,со своими сказаниями и легендами. Но Псков и его окрестности -это особая песня России. "Почему отдельная ?"
Да потому что -это святые земли. Я вырос и рос в славном городе САНКТ Петербурге ,правда когда я родился -это еще был Ленинград. Но вот я вырос и судьба изменила жизнь и забросила в Псковский край. И я полюбил эту землю,этих людей. По правде сказать первое знакомство мое состоялось с этой землей в 5 лет. Мы приехали к моей бабушки, маме моего отца . К нему на малую родину в деревню Максименки -правда тогда я пробыл всего месяц, но в этот месяц я много чего узнал. О жизни деревни -это оставило не из гладимый след в моей памяти. Но осознал я -это только спустя годы. Когда снова 15 лет назад приехал на могилу к моему дедушки Василию Михайловичу Чуланову. Тогда я чотко ощутил -что я тоже часть этой земли. А как может быть иначе -посудите сами. Мой отец вырос здесь в деревне -который увы уже нет. Мой дедушка по маме-Снегирев Владимир Владимирович ,вырос в г.Дно. Это железнодорожный узел на границе Псковской и Новгородской областей. Так вот и получается -что больше во мне частицы Псковской земли.
Я люблю слушать разные истории о земле Русской. Я много знаю легенд о своем любимом городе на гордой реке Неве. И о земле Псковской тоже теперь знаю много историй и легенд. Вот я и решил поведать вам о эти легенды о земле Псковской:-


Легенда 1
Есть место на Псковской земле -где по преданию правил сам креститель Руси святой князь Владимир . Это место старше ,чем г. Остов . По приказу своей бабки Ольги . Молодой князь поехал в крепость Владимирец -что на берегу не когда большой реки Листвинки . Оборонять Русь от набегов с запада и востока. Правил он здесь не долго. Но проявил себя как мудрый не по годам правитель. Вот от сюда и пошло название теперь -уже деревни Владимирец. Это только начало легенды связанной с этим местом.
Идет вражеская рать по Псковской земле -все сжигает и уничтожает. Вот передними река ,за ней церковь на горе. Деревня вокруг. А в церкви молятся Русские люди. О спасение своем от ворога. Тут враг опешили от увиденного -Вдруг земля разошлась и церковь с людьми под землю ушла. Испугались вороги и отступили . Спустя столетия одна маленькая девочка с родителями поднималась на ту гору и устала. Прилегла на землю и вдруг говорит"Мама там под землей люди поют!"
Мама знает,что девочка маленькая и может придумать это. Не поверила ей. Но когда они спустились с горы к новой церкви ,то все-же сказала об этом батюшке и тот сказал:-" Значит чистая душа у ребенка-если она пенье людское услышала ,только человек с чистой душой это услышать может."
Теперь на этом месте стоит часовня . И много людей припадали к земле ,но так не кто и не слышал пенья людей . Только той девочке удалось -это расслышать.

Легенда 2
Есть место на Псковской земле Порховском районе ,не далеко от д. Славковичи . Есть деревня Слобода . Тма есть легенда связанная уже с Великой Отечественной Войной.
Партизанский отряд с боями отступал к д. Слободе . И зажатый со всех сторон фашистами укрепился в церкви на кладбище . У партизан заканчивались патроны и провизия. Фашисты окружили церковь. Наступила ночь и бой прекратился . На утро когда фашисты ворвались в церковь -то там не кого не было. Везде валялись бинты и оружие,а людей не было. Немцы облазили все вокруг,но следов не нашли. Ходят легенда ,что под церковью есть подземный ход. Сделанный еще при строительстве церкви. Но сколько люди не пытались -этого хода не находили. Из слов священников -что ход этот появляется только тогда -когда на Русь вороги приходят.

Легенда 3
Она тоже связанная с временами Великой Отечественной Войны.
Отходил отряд партизан к высокой горе ,со всех сторон прижали его фашисты. Командир принял решение подняться на гору и там принять последний бой. Как только отряд поднялся на гору-как над горой на глазах изумленных фашистов появилось облако и из него на гору спустился мост. И сами партизаны -не поверили в это . Первый на мост вступил командир и за ним весь отряд. А фашистам к горе не подойти-вроде что-то их сдерживает .А отряд по мосту этому на небо ушел. Как только последний солдат скрылся в облаке . Мост поднялся и исчезло и облако. Фашисты поднялись на гору-но не раненых или убитых там не нашли. Удивлённые враги обшарили все и вся вокруг-но следов отряда не обнаружили. А через пару недель -началось наше наступление и пленный немец рассказал об этом нашем людям. Так она дошла до наших дней.

Есть еще много легенд и былин о этой СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. Может часть из них и выдумка,но знаю точно просто так народ говорить не будет. Я поведал вам только три из тех легенд -что я знаю. Это большая и многострадальная земля. А сколько легенд связано с г. Изборском или Опочкой . С Пушкинскими горами и самим г. Псковом. Всех этих легенд и сказаний не пересчитать. А люблю -эту землю. Эти святые места. Около нас много разных источников и сними тоже связано много легенд и сказаний. А природа здесь не обыкновенная и разнообразная. Вот такая -это земля России Псковская земля великая и могучая земля. История Псковской земли -это часть большой истории нашего государства. Чтить и помнить ее надо. Уважать и хранить веках. Люблю тебя об Псковская земля ты часть великой матушки Руси. Нашей Родины России.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Пскова и Псковской земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рассказ первый. Страна

Историческое значение Псковской земли

Псков, как пригород Новгорода Великого, имел те же виды владений, как и Новгород; но характер этих видов по местным обстоятельствам был не совсем одинаков с характером владений новгородских. Виды псковских владений были следующие: первый вид — сам Псков как древнейшая новгородская колония в здешнем краю, первый опорный пункт здешних новгородских поселений, гнездо здешней славянщины; второй вид — Псковская земля, или земля Святыя Троицы, где были построены древнейшие псковские пригороды, занятые сплошным псковским или славянским населением, где уже были вытеснены иноплеменники и где слышалась одна славянская речь; третий вид владений составляли колоши, или волости псковские в чужой земле, это псковские города и укрепленные селения, рассыпанные в землях летголы и чуди, по всему вероятию незначительные и поддерживаемые, собственно, для того, чтобы иметь влияние на соседей, вести с ними торговлю и при случае сбирать с них дань.

Псков — город и его части

Псков как город составляли следующие части: Детинец, Кром, Город, Полонище, Запсковье и Завеличье. Самое древнее поселение во Пскове, гнездо Пскова, был Детинец, лежавший в углу, образуемом реками Великой и Псковой, и невдалеке от Псковского озера, соединенного с Чудским озером, или Пейпусом, он стоял, собственно, на берегу реки Великой, на высоком холме, и был первой крепостью, построенной новгородцами в земле племени наровы; в XIII столетии он был уже обнесен толстою плитяною стеною, построенною знаменитым псковским князем Довмонтом. В Детинце находилась главная соборная во Пскове церковь Св. Троицы, имевшая для псковичей то же значение народной святыни, какое для Новгорода имела церковь Св. Софии; но по историческим обстоятельствам Пскова церковь Св. Троицы носила на себе несколько иной характер, чем новгородская церковь Св. Софии, в ней главное управление было не столько в ведении духовенства, сколько в руках мирских людей, старост, выбираемых городом и состоявших в зависимости от народного веча.

За Детинцем, между Псковой и Великой, следовал Кром, главный город, где хранились все хлебные и другие общественные запасы и казна, где собиралось народное вече, где жил псковский князь или его наместник, и где была главная торговая площадь с торговыми дворами и лавками. Вече собиралось собственно под стеною детинца, у подножия Довмонтовой башни, близ церкви Св. Троицы, где висел вечевой колокол и где устроены были особые степени для заседаний веча; по крайней мере, по свидетельству летописей, здесь было обычное место веча с конца XIII века. Кром, или Крем, вскоре после Детинца также был обведен каменною или плитяною стеною, от реки Псковы до реки Великой.

За Кромом следовал собственно город, где находились более древние концы и улицы. Этот город в 1309 году был укреплен плитяною стеною от церкви Свв. апостолов Петра и Павла до реки Великой, построенною посадником Борисом. За рекою Великою, против Детинца и Крома, лежал посад Завеличье, где стоял немецкий торговый двор и где производилась главная торговля с западными иноземцами. Завеличье в Пскове до некоторой степени напоминало Варяжскую или Варьскую улицу в Новгороде, где по берегу Волхова лежали иноземные пристани. Против Крома и Города, на левом берегу Псковы, лежал посад Запсковье; а на восток и юг по реке Пскове, на правом берегу, вплоть до реки Великой, — посад Полонище.

Таким образом из шести частей Пскова четыре: Детинец, Кром, Город и Полонище — лежали в углу, образуемом реками Псковой и Великой, в месте, самой природой защищаемом означенными реками от нападения врагов с запада и юга, откуда преимущественно и должно было ждать нападений; остальные же две части находились в заречье — на левом берегу Великой — Завеличье и на левом берегу Псковы — Запсковье. Сии две части Пскова долгое время оставались без укреплений и обыкновенно при нападении неприятелей, в случае нужды, сожигались самими псковичами. Но зато Кром, Детинец и Город как боевые пункты, удобные для защиты, постоянно укреплялись каменными стенами, которые время от времени подновлялись и увеличивались. Так, мы уже видели, что вокруг Детинца была устроена толстая плитяная стена, возведенная еще князем Довмонтом; потом вскоре были укреплены такими же стенами Кром и Город. Далее, в 1373 году, псковичи поставили четвертую плитяную стену от Псковы до Великой, которая служила общею обороною для Детинца, Крома и Города. Эта стена была проведена неподалеку от старой стены. В 1394 году выстроена новая стена около Крома; в 1399 году псковичи соорудили новую стену к старой стене, на приступе от реки Великой до Псковы, и по этой стене поставили три костра или башни; в 1401 году заложили новую стену к старой стене, каменную подле реки Великой; в 1404 году такая же стена была выведена по берегу Псковы, подле старой стены, толще и выше. В 1452 году была построена новая стена на городе на Крому от великих ворот возле входа до малых ворот; и в той же стене улажено пять погребов, или подземных ходов; в 1458 году ту же стену надделали выше. В 1465 году посажане Запсковья сами на свой счет заложили деревянную стену около всего Запсковья, от реки Великой до Псковы. Эта постоянная забота об укреплениях и самый выбор местности для построения города лучше и нагляднее всего указывают на боевое значение Пскова как передового поста на украйне, соседней с немирными племенами, и резко отличает характер Пскова от Новгорода Великого, который сравнительно со Псковом почти не заботился о своих городских укреплениях и по своему положению долгое время не нуждался в них.

Торговище, или торговые ряды, устроенные в Крому, и со всею торговою площадью составляли особый конец, носивший название торговского и представлявший отдельное ведомство, которое управлялось самостоятельно и независимо и имело своих купеческих старост, по каждому ряду своих. Так, по крайней мере, можно заключить из летописного известия под 1510 годом, в котором сказано, что псковичи послали к великому князю Василию Ивановичу в Новгород девять посадников и купеческих старост от всех рядов.

Кроме концов Псков еще делился на улицы; сколько было улиц во Пскове и какие из них были главные, по летописям и по другим памятникам определить в настоящее время мы не можем. Но то несомненно, что в Пскове улицы составляли особые общины с своим местным управлением и старостами, точно таким же порядком, как это было в Новгороде; члены улиц, т. е. домохозяева, у псковичей назывались суседами и имели общие дела целой улицы; так, в летописи под 1433 годом сказано: Петровские суседи, т. е. уличане Петровской улицы, разбили старый костерь (башню) и выстроили из камня церковь Бориса и Глеба: или в 1486 году Запсковские суседи (Богоявленский конец) строили одну треть стены, а Козьмодемьянские суседи — две трети стены. Как в Новгороде каждая улица имела свою общину, или место для управы и суда между уличанами, где хранились и общественная казна улицы, и разные книги и списки уличанам; так точно и во Пскове каждая улица имела свое место суда и управы, где заседали при рассуждении об общественных делах уличане с своим старостою.

За городом Псковом следовала Псковская земля, или земля Святыя Троицы, т. е. владения Пскова, находившиеся в полной власти Псковского веча и преимущественно населенные псковичами. Псковская земля прямо от Пскова по течению реки Великой шла на север по восточному берегу Псковского и Чудского озер, может быть, до впадения реки Плюсы в Нарову. На востоке Псковская земля граничила с Новгородской землей, и рубеж ее лежал по течению рек Плюсы и Лютой на Дубровну и с Дубровны несколько к западу на реку Череху, постепенно склоняясь к реке Великой, захватывая восточные притоки этой реки и оканчиваясь у Опочки, крайнего южного пригорода Псковской земли. С Опочки рубеж Псковской земли поворачивал на запад и сходился у Вышегородка с Полотскою и Литовской землей, а далее шел по восточной границе ливонских владений до западного берега Псковского озера, южная половина которого принадлежала псковичам, западная граница была в постоянном споре у псковичей сперва с летголою и чудью, а потом с ливонскими немцами, а посему то выдвигалась далее на запад, то отодвигалась назад к востоку, смотря по тому, усиливались ли или ослабевали в этом краю псковичи. Самое густое население Псковской земли шло по течению реки Великой почти от верховьев ее до устья. На этой реке, кроме самого Пскова, стояли лучшие псковские пригороды: Опочка, Вороначь и Остров. Все это пространство вполне принадлежало Пскову, заселено было псковичами и тянуло своими интересами и всей своею жизнью ко Пскову; здесь псковское вече было полным и постоянным хозяином, или, иначе сказать, все это пространство составляло одно неразрывное целое со Псковом, и в разное время было застроено псковскими пригородами, которые преимущественно были расположены по реке Великой, а именно по левому или западному ея берегу, как более нуждавшемуся в укреплениях. По реке Великой стояли восемь псковских пригородов; из них самый южный, почти в верховьях Великой, был Опочка в 120 верстах от Пскова; за Опочкою, вниз по реке Великой, Вороначь; за Вороначем на север следовал Дубок; далее за Дубком на повороте реки Великой к западу — Остров, упоминаемый в летописях еще в XIV столетии и выдержавший несколько осад от немцев и литовцев; на север за Островом на реке же Великой стоял город Котельно, и наконец за Псковом на север почти при впадении реки Великой в Псковское озеро был построен псковичами пригород Володимерец. В этом же краю неподалеку от реки Великой на ее притоках были построены города; Врев около Воронача и Кошкин городок в углу, образуемом реками Великой и Черехой. По южной границе, ближе к литовско-полотскому рубежу, стояли псковские пригороды: Вышгородок на реке Ладе, впадающей в реку Великую с левой стороны; Коложе, кажется на реке Лже, тоже притоке Великой; Красный городок во 100 верстах от Пскова, на реке Синей, тоже впадающей в реку Великую с левой стороны; Заволочье при верховьях реки Великой в 200 верстах от Пскова; Ржев неподалеку от Себежского озера. На западной границе по рубежу с ливонскими немцами, летголою и чудью древнейшим пригородом Пскова был Изборск, упоминаемый еще в IX столетии при приглашении Рюрика в Новгород; он лежал на юго-западе в 30 верстах от Пскова на Славянских ключах и считался главным оплотом Псковской земли в этом крае, был укреплен плитяной стеной и большей частью удачно выдерживал многочисленные осады немцев. За Изборском в этом краю следовал пригород Велья, несколько на север от Изборска; этот пригород в первый раз упоминается в XIV столетии; он также считался передовым бойцом Псковской земли против ливонских немцев и, будучи хорошо укреплен, удачно выдерживал неприятельские осады. Далее, на западном берегу Псковского озера на самых границах с ливонцами, на урочище Желачка, долго бывшем в споре между ливонскими немцами и псковичами, псковичи в 1462 году выстроили Новый Городец; в этом же краю неподалеку от Псковского озера налево от устья реки Великой стоял ближайший к Пскову пригород Лагозовицы, весьма важный для защиты рыболовства на Псковском озере и посему часто подвергавшийся нападению ливонских немцев. На самом севере Псковской земли у восточных берегов Чудского озера, вероятно для обороны от чуди и немцев со стороны Наровы реки, стояли два псковских пригорода: Гдов, самый дальний на север в 120 верстах от Пскова, и ближе к Пскову в той же стороне — Озолица; и наконец — там же на рубеже с новгородскими владениями, Кобылей. Впрочем не было времени, когда бы все псковские пригороды были налицо в полном составе, а напротив, пограничные города, подвергаясь частым нападениям неприятелей, то разорялись и приходили в запустение и на их место устраивались новые города, то опять возобновлялись старые; так что никогда Псков не имел более двенадцати пригородов в одно время; а при падении Пскова было только одиннадцать пригородов и одно городище.

Во Пскове пригороды далеко не имели того значения, каким они пользовались в Новгороде. Псков смотрел на них не как на младшие Псковы и поэтому держал их в полной зависимости от псковского веча, и хотя они по устройству своему уподоблялись Пскову, но далеко не пользовались тою самостоятельностью, какою пользовались пригороды новгородские. Псков, по преимуществу придерживавшийся демократических начал и заботившийся не допускать, чтобы кто усилился перед псковским вечем в Псковской земле, зорко смотрел за своими пригородами и строго преследовал тех, которые бы решились что-либо сделать самовольно. А посему пригороды в Псковской земле большей частью имели только значение крепостей, как на это довольно ясно указывает самое размещение псковских пригородов преимущественно по западной и южной границам, бывшим во все продолжение псковской истории небезопасными от неприятельских нападений. Кроме того, пригородам во Пскове принадлежало значение административных центров для управления приписанными к ним волостями; но это значение было второстепенное и не необходимое, ибо во Пскове волости могли управляться и на деле управлялись нередко сами собой и прямо относились к псковскому вечу или посадникам без посредства пригородов, как это указывают многочисленные волости на восток от реки Великой, где почти не было пригородов, как в краю соседнем с Новгородской землей и, следовательно, безопасном от неприятельских нашествий.

Пригороды по распоряжению псковского веча должны были принимать не только посадников, присылаемых из Пскова, но и княжих наместников, воевод и других начальников; и в этом отношении пригороды разделялись на два разряда: в одни посылались княжие наместники, а в другие не посылались. Кроме того, как мы уже частью видели, пригороды делились по жребию между концами Пскова, так что каждому концу подчинялся тот или другой пригород. Этот раздел по жеребью прямо показывает, что распределение пригородов по концам было чисто административное, а не бытовое или жизненное; сам по себе пригород не имел никакой связи с концом; он не был колонией конца, а приписывался к концу только по определению общего псковского веча, которое руководилось не интересами пригородов, а чисто административными соображением крепче связать каждый пригород двойным подчинением и вечу конца, и общему вечу целого Пскова.

Губы во Пскове значили то же, что присуды в Новгороде, к ним тянули судом и управою приписанные к ним волости и селения. Губами заведывали губские старосты, которые избирались местным населением из своей же среды. О начале губ в Псковской земле мы не имеем никаких определенных данных; но едва ли не должно признать, что губы первоначально образовались из древних округов по уголовным делам, известных по Русской Правде под именем вервей или вервин; следовательно, губы первоначально были учреждением бытовым, относящимся только до разбора дел по убийствам и разбоям; впоследствии же во Пскове администрация воспользовалась сим бытовым учреждением и образовала из него местный суд по всем делам и гражданским, и уголовным, и даже по делам местной управы. Во Пскове образование и развитие губ с таким значением тем более было необходимо, что пригороды с характером военных крепостей не совсем удовлетворяли потребностям местного суда и управления. К тому же псковское вече не любило давать пригородам полную власть над окружающей их страной, а напротив, старалось, чтобы власть везде была не единичная. Притом же громадная, сравнительно, доля псковских владений — весь край на восток от реки Великой до границ Новгородской земли — почти не имела пригородов, а между тем тамошние волости были хорошо населены и, конечно, нуждались в местном суде и управе; и для этих волостей губы были единственными судебными и административными центрами. Здесь губы в административном отношении заменяли собою недостаток городов и сообщали всему краю сплошной сельский характер, не замечаемый в других краях тогдашней Русской земли.

Волость во Пскове значила то же, что погост в Новгороде, и состояла из нескольких сел и деревень, которые непосредственно управлялись выборными волостными старостами. Как погост в Новгороде, так точно и волость во Пскове были первоначально бытовой формой псковских поселений; волость в Псковской земле значила то же, что улица в самом городе Пскове, т. е. бытовую единицу, общину: ибо во Пскове, так же как и в Новгороде, деревни и селения были очень малы для того, чтобы составлять самим собою сколько-нибудь самостоятельное целое, и посему спешили примыкать к какому-нибудь ближайшему центру, составить общину; и этой общиной у псковичей была волость, а у новгородцев — погост. Но псковская волость, означавшая то же, что новгородский погост, с тем вместе имела и высшее значение и пользовалась большей самостоятельностью. У псковичей волости, как уже было замечено выше, большей частью зависели прямо от псковского веча без посредства пригородов и даже по своим соображениям сами, с разрешения псковского веча, строили на своей земле пригороды; тогда как Новгородские погосты селились на земле, подчиненной пригородам, и посему зависели от своих пригородов, а не прямо от новгородского веча. Вообще псковское вече более было расположено в пользу волостей, не могших представлять серьезного сопротивления приговорам веча, нежели городов, которые имели более возможности к сопротивлению, как центры более сильные и сосредоточенные.

Псковские волости, подобно новгородским погостам, состояли из сел и деревень разных разрядов по праву владения землею. В одной и той же волости были деревни черные, принадлежавшие общинам и не составлявшие ничьей личной собственности, и деревни владельческие, земля которых составляла частную собственность или монастырей и церквей, или бояр и купцов, или принадлежала какой-либо улице или концу в городе. Но различие сел и деревень, по праву владения землей, не полагало никакого различия относительно суда и управы; суд и управа по общему порядку принадлежали выборным от самого местного общества старостам, которым в этом отношении подлежали и сами землевладельцы наравне с крестьянами, даже живущими на их землях; патримониальная юрисдикция, или вотчинный суд и управа, во Пскове, кажется, вовсе не существовали, разве за весьма незначительными исключениями, по особым привилегиям, которые давались не иначе как по приговору общего псковского веча.

В Псковской области рассекретили документы времени Великой Отечественной войны.

Кузнец из Острова каждый день наблюдал за расстрелами, арестованные копали яму, в которую будут похоронены, молодая женщина кричала, что хочет жить… Свидетельства, которые не дадут забыть и переписать историю. На базе ПсковГУ прошла II Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

КСТАТИ

Результаты второй Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, доведут до президента Российской Федерации Владимира Путина.

БОЛЬШЕ НЕ СЕКРЕТНО

Федеральная служба безопасности рассекретила и передала в Государственный архив Псковской области материалы уголовных дел, информацию о концентрационных лагерях, свидетельства о смерти и воспоминания очевидцев о расстрелах и казнях людей.

- Благодаря рассекреченным архивным материалам появляется возможность воздать заслуженное тем, кто сжигал деревни с мирными жителями и осуществлял казни населения, - отметил на заседании Герой России Алексей Романов.

Снимок из государственного архива Псковской области. В годы оккупации в регионе уничтожили более 5 тысяч деревень.

Снимок из государственного архива Псковской области. В годы оккупации в регионе уничтожили более 5 тысяч деревень.

Впервые общественности стали доступны более ста страниц выдержек из громадного 6-томного уголовного дела под номером С-17412 о массовых убийствах в концлагере в поселке Моглино под Псковом. От рук эстонских карателей, по предварительным и уже окончательным данным, погибло более 500 человек, сами мучители и охранники дают показания в этих документах.

ЦИФРЫ

За 4-летнюю оккупацию на территории современной Псковской области:

Убито более 350 тысяч советских граждан

Угнано в рабство более 150 тысяч человек

Уничтожено более 5 тысяч деревень

НИКОГДА НЕ БУДЕТ СОМНЕНИЙ

В конференции поучаствовали более 80 историков, архивистов, краеведов и общественников из России и Белоруссии. Появление новых и достоверных данных о военных преступлениях поднимает темы фальсификации истории и изменения методики преподавания.

- У нас никогда не будет сомнений, какую страшную беду нанесли нацисты нашей стране и всему цивилизованному миру, - отметил на открытии губернатор Псковской области.

Снимок из государственного архива Псковской области. Более 350 тысяч советских граждан убили фашисты за 4 года оккупации.

Снимок из государственного архива Псковской области. Более 350 тысяч советских граждан убили фашисты за 4 года оккупации.

Виктор Остренко, заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов, глава регионального исполнительного комитета ОНФ заявил, что в регионе систематизируют появившиеся данные, чтобы облегчить поиск людям, разыскивающим факты о своих родственниках.

КОНКРЕТНО

Отдельной темой конференции стала история Псковского края в архивных документах. Во второй день состоялась отдельная секция, на которой заслушали доклады традиционных Псковских архивных чтений, где историки, краеведы и архивисты раскрыли уникальные страницы псковской истории XVIII, XIX и XX веков, о которых можно узнать лишь из сведений, хранящихся в архивах.

Возрастная категория сайта 18 +

304

Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.

Народные промыслы и ремесла

Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом "гардероба" каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Куклы-обереги

Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:

  • "На счастье", - это женский талисман
  • "Семья", - помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
  • "Крупеничка", - символ достатка
  • "Желанница", - помощница в осуществлении задуманного
  • "Травница", - защищает дом и создает уют.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Известны еще названия куколок "Веснянка", "Утешница", "Пеленашка" и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Глиняные поделки

Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 - 700 градусов.

Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, - краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Соломенные шедевры

Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Игрушки из дерева

Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.

Фото подборка необычных русских народных поделок

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Русские народные поделки своими руками - мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: