Исследовательская работа кукла своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Автор работы: Алпатова Екатерина

Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8

В предверии 8 марта я стала задумываться над подарком для мамы. Взрослые часто говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Я воспользовалась интернетом и мне на глаза попалась чердачная кукла. Что это за кукла? Я никогда о ней не слышала. Мне стало интересно и я решила провести исследовательскую работу.

Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и зн ачения в жизни людей. Так как я занимаюсь в художественной школе и собираюсь посвятить себя искусству, я задумалась ещё над одним вопросом: является ли кукла предметом искусства?

Актуальность работы заключается в том, что изготовленная своими руками кукла даёт больше положительных эмоций, играя с такой куклой ребёнок выполняет упражнения на развитие тактильных ощущений, они способствуют релаксации и улучшают не только самочувствие, но и нормализуют сон, а так же могут благоприятно воздействовать на душевное состояние, обладают способностью успокаивать перед сном.

. Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.

Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.

найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;

изучить краткую историю возникновения игрушки;

практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;

пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.

Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.

Взаимодействие человека и куклы.

История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека.

Детство куклы, как и человечества, ее создавшего, наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; куклы-талисманы хранились в роду, после – в семье. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли. Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.

Уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а кукла – игрушка, существовала вполне самостоятельно.

До наших дней дошли египетские куклы. Они лишь отдаленно напоминают человеческую фигуру, что связано с ориентацией египтян на загробную жизнь.

Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную.

Кукла как игрушка прочно заняла свое место в жизни человека. Человек пробовал различные материалы для ее изготовления, лепил, резал, плел, шил. Искал новые конструкции, которые позволили бы кукле быть наиболее похожей на своего создателя человека.

Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное назначение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигуры, делались из глины. Но именно тогда зародилось кукольное производство. Самые дорогие и красивые куклы до конца XVII века изготовлялись во Франции, но они были лишь побочной, дополнительной продукцией модных мастерских. Кукла прилагалась к платьям. Большинство дошедших до нас кукол предназначались для дочек богатых родителей. Дети бедняков играли куклами из домотканого полотна, дети среднего класса играли деревянными куклами, их особо не берегли и они погибали в детских руках.

В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.

Материалом для самых дорогих кукол стал фарфор, который с момента своего открытия являясь для европейцев воплощением имущества, не боялся воды. Куклы из него делались скорее для взрослых, чем для детей. Дамам нравилось иметь такие роскошные и необычные вещицы, любоваться ими.

Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации.

Америка славится своими деревянными и тряпичными куклами. Они отличаются от прочих необычным дизайном, не похожим на европейский. Матери шили куклу своим чадам, если она нравилась, ее копировали соседи, дальше – небольшие домашние мастерские; детали менялись, но общий тип сохранялся. Куклы выполнялись с юмором. Дядюшка Сэм – кукла, являющаяся олицетворением США.

История создания кукол в Японии известна давно. Большинство кукол не предназначены для игры, они, как и многое в культуре Японии, существуют для любования и этим близки современным художественным куклам. Они бережно в семье хранятся.

В 50 х годах прошлого века появился новый материал – пластик. Это позволило делать куклам волосы наподобие настоящих, что придавало кукле еще большее сходство с человеком.

В 1959 году была придумана кукла, перевернувшая все современное производство – это Барби. У нее стилизованная фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности (в 70 х , 80 х , 90 х годах у нее менялось лицо). Но нового в кукольное дело она не принесла, единственное, чем она отличалась от других кукол – количеством амплуа, это суперженщина разного этического шика. Желая приблизить куклу к образу человека, используя развитие механики, техники, человек создал кукол, которые двигались, говорили, дышали, плакали и т. д. Они были очень дорогими, не давали полета фантазии ребенка при игре с ними, потому перешли в мир интересов взрослых. Сейчас существуют подобные же куклы, но совершенно другого уровня – интерактивные, созданные в Японии.

У наших отечественных кукол тоже богатая история.

Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы, которые были посредником между человеком и невидимыми силами природы, как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5 мм.

Кукольное дело широко было развито в Сергиевом Посаде. Куклы различались по качеству, цене, конструкции.

До 1936 года в Советской России в воспитании ребенка упор делался на процесс труда, т.к. именно труд, а не игра, считалась наиболее полезным и целесообразным знанием для детей. Кукла осталась не у дел. Она была связана с прошлым, со старым бытом. Производство кукол было очень низким. Но постепенно кукол реабилитировали и вернули в детские сады, появились новые типажи: пионерки, комсомолки, работницы. Создаются новые фабрики игрушек. Появляются художественные заведения для художников–игрушечников. Художники старались соединить в куклах обаяние детства и выразительность общего образа.

Война отодвинула вопросы производства игрушек на второй план. Одна из наших респонденток сообщила в анкете, что в ее военном детстве были куклы, сделанные из овощей. В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных. Но самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновленной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненной симметрии, но зато в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Сейчас в нашей стране наблюдается колоссальный подъем кукольного искусства, так как кукла попала в поле интересов профессиональных художников. Никто уже не удивляется авторским куклам, украшающим современные интерьеры. Как правило, их изготавливают в единственном экземпляре, или небольшими партиями.

Человек, создавший свою куклу, вдохнувший в нее жизнь и душу, приобретает прекрасное увлечение, кроме того, кукла требует все больше новых знаний, навыков, расписывать, делать парики и многое другое.

Несмотря на обилие кукольной продукции в наши дни в магазинах на все вкусы и запросы, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой дома становится та кукла, которую сшил сам.

Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?)

33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.

Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями

Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.

История происхождения первой чердачной куклы.

Вернёмся к результатам анкеты. На вопрос: Знаете ли вы, что такое чердачная кукла? все опрошенные ответили, что никогда о ней не слышали.

Существует легенда о происхождении первой чердачной куклы.

Одна женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ.

И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником, уютом и … детством.

Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление.

Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфетку кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли её сосать.

Изготавливают такие куклы из натуральных материалов (мешки от муки и сахара) в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца.

Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними.

48 респонденток ответили нет; 19 – ответили, что можно совместить с искусством.

Эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства — т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных ( необученных, необразовванных) художников — они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами…

Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции.

Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения.

Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту.

Вывод: Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Исследовательская работа учащихся 4 класса «Куклы из бабушкиного

1.2 История возникновения народной куклы………………………………..4

3.1 Тряпичные куклы в наше время………………………………………….9

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Моя главная цель — проследить историю возникновения и назначение тряпичных кукол, пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачами данной работы являются:

изучение истории возникновения народной куклы;

изучение видов кукол;

научиться изготавливать куклу и поделиться своим опытом с учащимися;

часто ли можно встретить такую куклу в домах современных людей;

Актуальность моей работы состоит в том, что:

во-первых, кукла является отражением жизни русского народа.

Во-вторых, тряпичная кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. И сегодня интерес к кукле не угас, но сохранилось прежнее назначение куклы или нет, нам предстоит узнать в ходе нашего исследования.

К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие:

анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций кукол;

анализ представлений о народной кукле у учащихся моей школы на основе анкетирования, и у людей более старшего возраста при помощи вопросов.

Проводя свое исследование, мне хотелось бы выяснить, знают ли о таких куклах мои сверстники, установить какую пользу может принести кукла детям и взрослым.

В словаре Ожегова несколько значений этого слова:

Кукла – 1. детская игрушка в виде фигурки человека. 2. в театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

Кукла — игрушка сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

Для начала я решила заглянуть вглубь истории и выяснить, откуда появилась кукла на Руси?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Весьма значительную часть кукол составляли обрядовые куклы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

Разные на Руси были куклы, но у каждой имелось свое предназначение.

2.1 ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Одна их самых древних обережных кукол наших предков - Око Бога, или Божье Око.

Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка, то она отгоняет злую силу.

В подарок на именины делали куклу Ангелочка.

Берегиня - это символ женского начала.

Были и обереги на каждое время суток. День и ночь - два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – из светлой.

Ещё один "перевёртыш" назывался Девка-баба.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок".

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.

Подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.

На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу Параскевы Пятницы.

Толстушка-Костромушка (оберег от одиночества)

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой.

К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии.

Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

1. Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

2. Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.

3. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка.

4. Обрядовая кукла Покосница изображала женщину во время сенокоса.

5. Кукла Купавка- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний.

6. Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.

7. Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

8. Веснянка (Авдотья-весновка)

Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

9. Мартинички

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания" весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.

10. Кукла Московка.

11. В некоторых губерниях бытовала кукла Коза.

В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. 12. Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе.

13. Неразлучники.Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла.

14.Кукла "Мировое дерево" изготавливается без сшивания иглой, "чтобы счастье не зашить".

15. Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав.

Кубышка-травница

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Также в каждой семье имелись и обереги, и обрядовые куклы.

3.1 ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА В НАШЕ ВРЕМЯ

Результаты анкетирования, проводившегося среди моих сверстников.

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих сверстников. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте тряпичной куклы в жизни современного человека.

Для анкетирования мы взяли 7 вопросов. Всего в опросе участвовало 25 человек.

(См. приложение № 1)

Выводы из анкетирования можно следующие:

Большинство детей знает про народные тряпичные куклы, но вот такая кукла дома есть не у всех.

Если дома у ребят есть такая кукла, то это в большинстве случаев просто игрушка.

Тряпичная кукла нравятся не всем детям, некоторые из них считают, что в такой кукле нет ничего особенного.

Тряпичная кукла нравится за то, что она мягкая самодельная, красивая, смешная, интересная и с ней можно поиграть.

Опрос людей старшего возраста.

Мною было опрошено 15 человек в возрасте 65-80 лет. (См. приложение №2)

В большинстве случаев я опрашивала старых бабушек и они мне отвечали, что им игрушки делали старшие сестры и мамы. Когда они подрастали, то начинали делать кукол сами. Бабушки 70-80 лет рассказали мне, что у них были куклы сделанные из соломы и с помощью полешка. Бабушки 65 лет отвечали, что игрушки делали им мамы. Рассказывали, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол они делали. Лишь у 15% бабушек были дома куклы обереги.

Хотелось бы отметить, что даже у наших бабушек и прабабушек уже больше было игровых кукол, чем обереговых.

Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги будут охранять и оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности.

Я узнала, что кукла - знак человека, его игровой образ-символ. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

В итоге в ходе моей работы было достигнуто следующее:

была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

освоена технология выполнения;

Практическое применение моей работе можно найти на уроках труда в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать о тряпичных куклах в дошкольных учреждениях. Я могла бы также познакомить и интересующихся тряпичной куклой, взрослых.

Я хочу продолжать изготовление кукол, узнать больше о них. Хочу провести творческое занятие в младших классах, посвященное тряпичной кукле и научить ребят изготавливать некоторые из них.

Я считаю, что разные на свете бывают куклы: из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена. А куклы из нашего прошлого будут актуальны всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина.

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.


Меня заинтересовало и увлекло такое направление, как авторская кукла. Изготовление авторской куклы является одним из интереснейших направлений современного художественного творчества и, как любой вид творчества, способствует развитию задатков и художественных способностей.

Авторская кукла - это продукт творчества и, как всякое творчество, заключает в себе полет фантазии, поэтому в изготовлении авторской куклы применялись различные материалы: от сложных до любых сподручных, индивидуальность работы и делает ее авторской.

Авторская кукла - этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает все больше поклонников-коллекционеров, да и просто любителей создавать авторскую куклу. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.

Существуют технологии изготовления того или иного вида авторской куклы, они зависят от материалов, из которых кукла будет изготавливаться; от ее назначения, но тем не менее существуют и общие моменты, которые обусловливают этапы авторской работы по созданию куклы. Кукла изготовлена в смешенной технике.

Подготовив всё необходимое и изучив картину, мне необходимо было сделать разворот фигуры главной героини, максимально сохранив движение и характер образа Царевны-лягушки, поэтому я изучила пропорции человека через знакомство с классическими канонами. Мой первый набросок куклы на бумаге, в котором я наметила основной образ и позу куклы, ее анфас и профиль, наряд и детали. В последующих эскизах я уточняла образ, рисовала куклу в разных ракурсах, добавляла цвет, искала самые удачные положения, додумывала все мелочи, прорисовывала лицо и костюм. Вот почему я детально изучала тонкости русского костюма.

Мой следующий шаг, один из самых интересных этапов, это создание технологического чертежа куклы. Это абсолютно точный чертеж моей будущей царевны в анфас, сбоку и сзади, который выполняется размер в размер. Такой чертеж мне нужен был для того, чтобы процесс по созданию не ушел в море импровизации, а долгожданный результат полностью совпал с волнительными ожиданиями. С помощью чертежа, который был выполнен в настоящем масштабе, я следовала моей первой задумке. В процессе работы с полимерной глиной я неоднократно обращалась к чертежу, и сверялась с ним.

И, наконец, пришел долгожданный момент, и я начала делать каркас моей будущей царевны из медной проволоки. Образно, каркас - это настоящий скелет моей куклы, который находится внутри, и который далее набивается мягкой основой, так я создала тело моей будущей куклы. Точно по чертежу выгибала проволоку и создавала объем тела при помощи подручных материалов. Готовый каркас обтянула трикотажем.


Следующий этап - лепка головы и кистей рук. Мой основной материал - это полимерная глина телесного цвета La Doll. Перед тем, как приступить к этому особенному процессу, который требует тщательности и внимания, я пристально взглянула на анатомию человека. Я изучила строение головы и рук человека, посмотрела, как выглядят кости и какой рельеф создают мышцы, где есть углубления и тени, а где всегда объем.

После того, как я стала достаточно подкована в анатомии, приступила к лепке, и последовательно знакомилась с техникой лепки каждой детали царевны. Я начала с самого сложного в кукле - с лепки ее головы. Это самый трудоемкий и ответственный момент в изготовлении авторской куклы. Характер царевны создавался не только, когда я делала лицо, но и руки - изгиб каждого пальчика, кисть в целом, её размер. Технология лепки каждой детали куклы, будь то веки, нос, губы или фаланги пальцев, имеет свои секреты и особенности, с которыми я познакомилась в ходе своей работы.

Полимерная глина, как материал для изготовления кукол, достаточно интересен и обладает рядом достоинств.

Собрала куклу, установила на подставку и приступила к изготовлению обуви, пошиву костюма и его декорированию. Для этого я изучила, что такое выкройка, сделала первый рисунок на кальке, и далее сделала пробную одежду из простой ткани, посмотрела, все ли по размеру, и довольна ли кукла тем, как на ней сидит наряд. Получилось все замечательно, тогда взяла выбранную ткань и сделала финальный наряд, используя швейную машинку. Некоторые элементы шила вручную. Завершающий штрих в формировании полноценного образа - это создание предметов для царевны по моей задумке. Здесь пространство для творческой фантазии настолько велико, чтобы в двух фразах их и не описать.

Создание авторской куклы, реалистичной, мультяшной, игрушки или особы с королевским характером, - это увлекательный, кропотливый, а подчас даже ювелирный процесс. От занятия к занятию я была погружена в процесс сотворения куклы, постоянно находясь в творческом поиске самых красивых, удачных и интересных решений реализации моей задумки.

Заключение


Вот и сбылась моя мечта, я смогла сделать куклу по мотивам картины Виктора Михайловича Васнецова "Царевна-лягушка". Правда, точной копии сделать мне не удалось и, честно говоря, просто не получилось, потому что, помимо стремления скрупулезно повторить все мельчайшие детали, я неизбежно внесла в эту работу долю своего личного восприятия. Авторская кукла. Казалось бы все очень просто.

Вот лежит на столе ворох красивых разноцветных лоскутков. Здесь и шелк, и парча, и ситец. Рядом нитки, тесемки, кружева, россыпи бисера. А еще есть целая палитра красок. Просто дух захватывает от этой красоты! Возьму глину, слеплю голову, руки, ноги, подберу нарядные ткани и сошью костюм - получится красивая кукла. Но я не хотела делать просто красивую куклу! Мысль, идея, образ. это то, с чего все начинается. Это первоначальный импульс к сложной и кропотливой работе над созданием художественной композиции, которую принято называть авторской куклой. На мой взгляд, кукла, как самостоятельное произведение искусства, должна быть наполнена содержанием. Любое творение начинается с замысла, с искры пришедшей идеи.

Согласитесь, что познакомиться с профессиями скульптора, художника, чертежника, модельера, портного, парикмахера и создать своими руками своего самого замечательного персонажа, которого вы успеете полюбить от всей души всего за 5 месяцев, - это огромное достижение!

В ходе выполнения проектной работы сделаны следующие выводы:

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.
  • Традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
  • Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы.
  • Авторская кукла это продукт творчества, и как всякое творчество заключает в себе полет фантазии, поэтому в изготовлении авторской куклы применялись различные материалы от сложных до любых сподручных, индивидуальность работы и делает ее авторской.
  • Существуют технологии изготовления того или иного вида авторской куклы, они зависят от материалов из которых кукла будет изготавливаться, от ее назначения, но тем не менее существуют и общие моменты которые обуславливают этапы авторской работы по созданию куклы.

В итоге выполнения проектной работы достигнуто следующее:

  1. изучена история традиционной русской народной куклы;
  2. изучена история русского костюма;
  3. освоена технология выполнения авторской куклы.

Авторская кукла - это уникальное изделие, выполненное вручную. Кукла ручной работы естественна и неповторима, она может стать украшением любого дома, уникальным произведением, которое можно передавать из поколения в поколение. Авторская кукла - это не только произведение искусства, созданная с безупречным вкусом, но и шикарная деталь интерьера, которая, несомненно, оживит и украсит абсолютно любое пространство, принесёт с собой особую атмосферу изысканности и уюта. А с течением времени она может превратиться в семейную реликвию, стать историей семьи, где бережно хранится память о своих предках и проявляется интерес к вещам, которые их окружали.

1. Петербургский музей кукол.

2. Музей театральных кукол при ГАЦТК им. С.В. Образцова.

Музей представляет собой одно из крупнейших в мире собраний театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира.

3. Музей кукол в Париже.

Неподалеку от здания Мэрии Парижа расположился Музей Кукол. Уникальная коллекция музея насчитывает более 500 экземпляров французских кукол, созданных из фарфора, папье-маше, ткани.


Р еже встречаются куклы из резины и пластика – их можно отнести к более поздней части коллекции.

В Музее кукол представлены не только сами куклы, заботливо собранные в период с 1800 по 1919 год, но и предметы кукольной одежды, интерьеров, домиков и даже кукольных домашних питомцев!


4. Музей уникальных кукол в Москве.

Талантливая театральная художница Юлия Вишневская обнаружила однажды среди старых, забытых вещей антикварную куклу. Это послужило началом интереснейшего увлечения, которое вскоре превратилось в главное дело жизни Юлии Вишневской. Она стала собирательницей раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже начала ХХ века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. Именно Юлия Вишневская стояла у истоков профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата.

В 1996 году Юлия открыла первый и единственный в стране Музей Уникальных Кукол. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной жизни столицы, подарив людям возможность увидеть и оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства.


С этой красавицы начиналась история Музея уникальных кукол.

"Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ — начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".

Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.


Кукла наследника Тутти из сказки Юрия Олеши теперь хранится в Музее уникальных кукол

Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.

Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги.

Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка

Основан в 1992г. Появиться музею помогли вошедшие в Попечительский Совет видные деятели нашей культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев, Юрий Владимирович Никулин, Зиновий Герд, Булат Окуджава и другие.

В музее гости знакомятся с уникальной экспозицией, содержащей авторские, театральные, сувенирные, антикварные и даже античные куклы. А уникальной часто бывает не их цена в рублях, а история их жизни с людьми. Для детей и взрослых это становится открытием.

Я познакомилась только с некоторыми знаменитыми музеями кукол.

И у нас в Белогорском краеведческом музее в марте этого года проходила выставка самодельных кукол. Она была приурочена к празднованию международного дня кукольника, который отмечался 21 марта. В экспозиции – 37 работ белогорских мастериц. Куклы выполнены в различных техниках. Были русские обрядовые куклы, изготовленные из народного текстиля. Выставлялись куклы из соломы. Больше всего было заявлено кукол, связанных крючком. Их 27 штук.


Практическая часть работы

Так и я решила провести в школе выставку своих работ, анкетирование учащихся и выяснить отношение детей к необычным куклам.

Читайте также: