Использование природного материала в качестве элемента будущей поделки предполагает обучение детей способу

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

1. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

2. Парамонова Л.А., Христ О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала. // Гуманизация обучения и воспитания детей дошкольного возраста: материалы научно-практической конференции. Ровно, 1992.

Лекция № 6. Конструирование из природного материала

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только (и не столько) их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

И поэтому очень важно отойти от бытующей методики обучения детей созданию конкретных поделок из конкретного природного материала: бусы, человечки, ослик — из желудей, сова — из распушенной шишки и т.п.

Задача педагогов — научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов и т.п.

Исходя из этого (совместно с О.А. Христ) была разработана поэтапная развивающая система обучения детей пяти–семи лет конструированию из природного материала как художественного вида деятельности.

Первый этап обучения

Второй этап обучения

Третий этап обучения

Вопросы и задания

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце уверенно шлет свое тепло остывшей земле и она, нежась и оттаивая от зимнего холода, покрывается легким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть.

Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись, преобразуясь в понимание красоты леса, поля, цветка, природы в целом, в чувство прекрасного.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Проходите в лесу мимо дуба, а земля возле него усыпана бочоночками – желудями. Остановитесь, не спешите. Всмотритесь внимательно. Ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них тоненькие, другие поплотнее. А вот кроха-гном. Приделайте ему ноги, разукрасьте лицо, и он улыбнется вам, станет вашим спутником на прогулке.

А вот в парке красавица ель, а вот сосна. А что под елкой? Шишки? Да это же сова, нет, вот эти две шишки только соедини, и будет лиса. А вот пушистый кончик веточки сосны, еще совсем свежий, пахнущий смолой, – видно, ветер только что нечаянно его сорвал. А если соединить с соседней шишкой – узнаете? Да это же ежик!

Сколько разнообразных тайн откроет ребенок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно и не обнаружить.

Задача воспитателя – воспитать тонкую и чувствительную душу ребенка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.

Работа с природным материалом поможет маленьким почемучкам встретиться с уже знакомыми сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми жителями страны неизведанного.

Оживить их могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет нас в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания творчества.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей.

Конструировать поделки из природного материала начинаем с дошкольниками в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт. Это позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.

Однако с самим природным материалом для конструирования знакомим детей значительно раньше, уже в младшей группе, во время прогулок, когда малыши собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними.

Позднее, в средней группе, учим детей наблюдать за тем, как природный материал превращается в руках воспитателя в поделку. Обращаем внимание детей на особенности природного материала. Предлагаем им решить, какой орех подойдет для головы птички, а какой для ее туловища. Показываем, как кусочком пластилина соединяются детали поделки, как нанизываются на проволоку или нитку бусы из ягод или желудей. Постепенно и дети включаются в процесс творчества и начинают сами мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.

В старшей группе работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, саду, огороде, у речки привлекаем внимание детей к интересным сухим веточкам, плодам, семенам, камушкам. Предлагаем вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предлагаем собрать весь этот природный материал для поделок.

Главная цель обучения конструированию из природного материала – сформировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Для реализации этой цели старались строить педагогический процесс на последовательном и поэтапном развитии художественно-творческих способностей детей – от простого к сложному.

Объемные поделки, которые могут выполнить дошкольники из природного материала, можно разделить на группы:

1. Изделия из глины и пластилина, дополненные мелкими деталями из природного материала (крылышки и хвостик птички, юбочка у куколки, ушки у разных зверей, колючки у ежа).

2. Поделки, часть основных деталей которых выполнена из природного материала, а часть сделана из пластилина (туловище ежа из шишки, а голова из пластилина).

3. Поделки, все основные детали которых выполнены только из природного материала и соединены между собой кусочками пластилина, заостренными веточками или палочками.

4. Поделки из свежих целых или разрезанных на части овощей и фруктов, детали которых соединены заостренными спичками и украшены лоскутками ткани, бумаги и фольги.

Первые поделки из природного материала дети выполняют по образцу, затем предлагаем им создать изделия на определенную тему или по собственному замыслу.

Работа с образцом позволяет ребенку не только понять, к какому результату он должен стремиться в процессе конструирования, но и учит анализировать изделие, помогает освоить приемы и последовательность работы с природным материалом, а также стимулирует желание создать такую же красивую поделку, как образец. Но, даже организуя работу по образцу, создаем условия для проявления фантазии. Например, при оформлении изделия (шапочка, бантик, фартучек из ткани) или при объединении поделок в общую композицию.

Можно выделить общую характерную схему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:

1. Рассматривание и анализ образца игрушки.

2. Установление поэтапной последовательности ее изготовления и планирование хода работы.

3. Выбор способа соединения частей игрушки.

4. Подбор материала и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно).

5. Изготовление игрушки.

6. Анализ и оценка поделок.

Значительно больше возможностей для творчества и поисковой деятельности возникает у детей, когда они мастерят по собственному замыслу или на какую-то заданную тему, не имея перед собой образца. Такие занятия имеют большое воспитательно-образовательное значение. Воспитатели учат детей самостоятельно планировать свою деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, как соединить части игрушки, детали т. д.). Однако эти виды конструирования возможны лишь тогда, когда у детей уже имеются определенные умения создания поделок из природного материала.

Изделия дошкольников усложняются постепенно за счет увеличения количества деталей, использования различных природных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции.

Постепенно приемы конструирования поделки из одного вида природного материала переносятся на другой материал. Это способствует развитию самостоятельности при выборе приемов и последовательности работы и способности к творчеству.

Дети всегда любят мастерить. Для того чтобы в процессе конструирования ребенок почувствовал настоящую радость созидания и творчества, воспитатели уже во время первого знакомства с поделками из природного материала, показывают разнообразие природного материала и его возможности превращения в красивые поделки, что вызывает интерес к этому виду деятельности.

Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, не забываем о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия.

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от дошкольника ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко могут повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретет уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве.

1. Новикова И.В. Аппликация и конструирование из природного материала в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 192 с.

2. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом

Важнейшей задачей формирования гармонически развитой, духовно богатой личности является воспитание у каждого человека потребности в труде.
Формирование интереса и любви к труду- одна из основных задач воспитания детей. Работа с природным материалом даёт большие возможности сближения ребёнка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Природный материал-кладовая для развития детского творчества .Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок и игрушек.С этой целью создаются природные мастерские. Мастерские приучат детей к систематическому труду. Изготовление игрушек и разных поделок из природного материала-труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства.
С прогулки дети часто приносят жёлуди, шишки, ветки, листья. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его . Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуя их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Развитие внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку. Её изготовление требует определённых волевых качеств- когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается сам их разрешить. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В данном виде труда детей есть реальные возможности формировать у них контроль и оценку собственной деятельности. Так при изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий , но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
При правильной организации воспитательно- образовательного процесса работа с природным материалом становится средством гармонического развития детей.
Что нужно для изготовления поделок
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек .
В работе с природным материалом важным этапом является его заготовка. Знакомство детей с природным материалом и его заготовку необходимо одновременно сопровождать формированием у ребят заботливого и бережного отношения к миру природы.
Для различных поделок в детском саду используют некоторые виды растительного материала: шишки, хвоя, орехи, каштаны, жёлуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, мак, кукурузные початки, солома, рогоз, декоративные тыквы, трава, мох, птичьи перья, ракушки.
Дополнительные материалы: бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскутки, фанеру, гальку, мелкие камни, щетинки, косточки от винограда.
Инструменты: шило, ножницы, нож, иголка, краски, кисточки, стека, карандаш простой.
Как организовать работу
Методика работы с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. Важное значение имеет принцип повторяемости действий. Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с природными материалами необходимы показ и объяснение воспитателя. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек является поощрение, одобрение успехов ребёнка.Большое воздействие оказывают готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы с природным материалом.
Работа над изготовлением игрушек из природного материала будет выполняться успешнее, если будут они заниматься ею и в других видах деятельности: в лепке, аппликации. Такие занятия способствуют развитию мелких мышц кистей рук, развитию творческой смекалки.
Для изготовления задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа: экскурсия, сбор материала, сортировка, наблюдения.Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно- исследовательскую деятельность и начинается с анализа образца, рисунка, фотографии; определять внешние характерные особенности, детали поделки, способы соединения. Видя перед собой предмет дети, без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Для овладения этим умением предлагаем детям создать образ игрушки с опорой на образец, созданный в ходе анализа задания воспитателем. Педагог заботиться , чтобы все его действия были точными и все дети могли видеть. Если ребёнок затрудняется приступить к работе, педагог снова объясняет последовательность изготовления игрушки.
После успешного усвоения способа по образцу можно перейти к изготовлению игрушки по рисунку. Можно использовать приём схематической зарисовки игрушки, который облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному. Эффективность данного приёма указал А.Р. Лурия, кроме контура ничего не видно и это ставит ребёнка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления. Модели чертежа составляют из геометрических форм, которые дети легко рисуют. Использование данного приёма даст возможность детям представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект результата работы и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.
Схема последовательности работы.
1 Рассматривание и анализ образца игрушки.
2 Установление поэтапной последовательности её изготовления с предварительным планированием хода работы.
3 Выбор способа соединения частей игрушки.
4 Подбор материала и инструментов.
5 Изготовление игрушки.
6 Анализ и оценка детских игрушек.
Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу . Такие занятия формируют у ребят умения самостоятельно планировать деятельность. Многие поделки выполняются детьми из одного вида материала и одинаковыми способами. Взрослый помогает детям выделить эти приёмы, способы работы, учить их обобщать и переносить на изготовление новых поделок. Цель формирование таких обобщённых способов работы- развить интерес к ручному труду, умение мастерить, творческие способности. При создании игрушек воспитатель учит детей комбинировать природный материал. Обучение таким навыкам лучше проводить, когда дети делают игрушки по замыслу.
Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум , и чувства ребёнка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы всё это оказывало воздействие, пробуждало их фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.
Как и когда работать.
Работу с природными материалами можно организовать во второй половине дня, с подгруппой детей или со всеми детьми( в зависимости от вида и этапа работы) один раз в неделю. Изготовление простых игрушек( стрекозы, рыбки и др.) просты по своей конструкции и способам соединения, поэтому в их изготовлении могут принимать участие все дети. При знакомстве же с новым приёмом работы в процессе изготовления игрушки( использование шила, стеки) детей необходимо делить на подгруппы.
Способы соединения частей игрушки: при помощи пластилина самый простой, когда у детей ещё нет навыка работы с природным материалом; склеивание- сложный и более прочный способ соединения частей игрушки; при помощи веточек, спичек, палочек( потребуется шило) , а для навыка работы с инструментом на начальном этапе обучения умению пользоваться шилом нужно брать мягкие плоды(шиповник, мак).Можно соединять нитками, проволокой. Прикрепляют готовые игрушки к подставке способом приклеивания или пластилином. Лакируют для привлекательности игрушки и её прочности. Лакировку делает взрослый! Окраску делают гуашевыми красками. Игрушки из природного материала хрупки, легко разрушаются. Хранить их надо под стеклом на уровне глаз ребёнка. Дети, рассматривая свои поделки и радуются успехам в труде.

Sharova

Дорогие друзья, мы рады представить вам Шарову Светлану Александровну, воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада №41 "Рябинушка" города Сургута. Направление деятельности Светланы Александровны – развитие творчества дошкольников в работе с природным материалом. Через него Светлана Александровна дает детям возможность приобщиться к миру природы и научиться творчески преображать ее дары, проявляя воображение, фантазию. Она пробуждает любознательность ребенка, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного и дает огромный потенциал для творчества. Сегодня Светлана Александровна представляет вашему вниманию статью "Формирование творчества у дошкольников в работе с природным материалом". Данная статья может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, а также родителям, заинтересованным в развитии творческих способностей своих детей.

Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

"Природа - неиссякаемый источник вдохновения. Встречи с ней расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок. Изготовление поделок их природного материала всегда интересно и очень доступно, ведь природный материал – всегда под рукой!"

Познавательного чтения.

Природный материал - это неиссякаемый источник развития детского творчества. В работе с ним, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся видеть красоту цветов, растений, осенних листьев и морских ракушек.

Ведь если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок, то мы увидим, что в начале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса -задания усложняются: дети изготавливают игрушку по рисунку, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, а в работе с природным материалом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой у детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития. Незамысловатые поделки приносят искреннюю радость, восторг малышам. А положительные эмоции являются важным стимулом воспитания и трудолюбия.

Кроме того, такой вид деятельности способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Ведь не так-то просто сделать игрушку: и её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого дети учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Так постепенно формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость отличного участия в общем деле.

В данном виде деятельности есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Какой природный материал можно использовать в работе с детьми?

Очень богат ассортимент природных материалов! Для тех, кто любит заниматься ручными поделками, это просто бесценные находки, которые обнаруживаются на каждом шагу, и при этом нам трудно удержаться от соблазна – не унести их с собой.

Давайте перечислим хотя бы некоторые из них, самые популярные: шишки, орехи, веточки и сучья, хвоя и листья цветы, трава, солома, желуди, луковая шелуха и яичная скорлупа, тополиный пух, кора деревьев, колючки репейника ягоды рябины, птичьи перья, ракушки. Но это еще далеко не все. Такие материалы мы можем отыскать даже в стенах собственного дома. Оказывается, что семечки тыквы, дыни, арбуза, яблока или апельсина, сами овощи, имеющие разную форму, - все это тоже природные материалы. Конечно, для того, чтобы изготовить из всего этого добра игрушки, нам понадобится еще некоторые подсобные компоненты, но они, наверняка, имеются у каждого из нас дома. Имеется в виду пластилин, тонкие палочки, проволока и клей для соединения отдельных деталей между собой, небольшие кусочки цветной бумаги и ткани для украшения будущих поделок. Правда, все это доступно?

Мы, взрослые, должны с детства вселить в душу ребёнка любовь к прекрасному. И в этом наш помощник - природа.

Советы педагогу

Развивая творческие способности в ребенке:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждений.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
  • Подходите ко всему творчески.

Советы родителям

Помоги ребенку взлететь

Рекомендации для родителей, стремящихся развить в ребенке творческий потенциал

Читайте также: