Игрушка самоделка как предмет заместитель в игре

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Презентации:

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Ø это своеобразная школа воспитания чувств ребенка (К.Д.Ушинский).

Ø Игрушка для ребенка — предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

ü сенсорное развитие;

ü развитие любознательности;

ü исследовательская деятельность;

ü развитие мышления;

ü развитие внимания;

ü развитие воображения.

Развитие нравственного качеств:

Развитие нравственного поведения:

ü Знание нравственных норм и правил поведения, умение ими пользоваться;

ü Образовательные задачи;

ü Оздоровительные задачи;

ü Воспитательные задачи.

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

Ø игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

Ø ребенок осваивает разные виды игры;

Ø с помощью игры дошкольник входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Педагогические требования к игрушке:

Ø игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

Ø Игрушка должна быть динамичной.

Ø Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Ø Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

n по материалу, из которого они изготовлены (деревянные, целлулоидные, металлические, глиняные),

n по способу изготовления (кустарные, производственные),

n по способу их использования детьми (сенсорные, двигательные, образные, производственные и технические, общественно-бытовые и конструктивные).

n готовая игрушка — механическая или простая (автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мишки, ваньки-встаньки и пр.); знакомит со сложными идеями и вещами, с вопросами техники и многообразием народного хозяйства, развивает воображение.

n игрушки — материал (глина, песок, куски картона, слюда, дерево, бумага, растения, проволока, гвозди); самый дешевый и самый благодарный игровой элемент; ближе всего стоят к творческой человеческой деятельности.

1. Сюжетные (образные) игрушки:

Ø Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных;

Ø транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки),

Их значение:

Ø игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры;

Ø способствуют усвоению половой роли;

Ø развивают творчество;

Ø уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт ;

Ø помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение ;

Ø помогают компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

2 .Дидактические игрушки:

Ø погремушки, матрешки, пирамиды, вкладыши, разноцветные шары, бочонки;

Ø сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания;

Ø головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика);

Ø мозаики, настольные и печатные игры с правилами;

Ø перспективная игрушка с электронными, в т. ч. микропроцессорными, устройствами.

Их значение:

Ø дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей;

Ø сконструированы с учётом определённой обучающей программы, которая усваивается ребёнком в процессе игры;

Ø играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку);

Ø ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны;

Ø действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность;

Ø яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у ребенка эстетические переживания.

3. Спортивные (спортивно-моторные) игрушки:

n блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи (направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений);

n каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки (содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища);

n настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг (спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр).

Их значение:

Ø предназначены для реализации задач физического воспитания;

Ø способствуют развитию ловкости и меткости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

Ø способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания;

Ø способствуют развитию таких волевых качеств, как выдержка, смелость, инициативность, организованность.

4 . Строительно - конструктивные игрушки:

n Наборы строительных материалов;

n Конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами);

Их значение:

Ø строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство;

Ø развивают конструктивные навыки способности, мышление;

Ø используются на занятиях по конструированию, в строительных играх.

5. Музыкальные игрушки:

Ø Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, погремушки, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др.;

Ø сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;

Ø Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением.

Их значение:

Ø предназначены для развития музыкального слуха;

Ø используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх, в музыкальных дидактических играх;

Ø ребенок подчиняет ритму свои движения;

Ø совершенствуются музыкальный слух, чувство ритма.

Основные требования к музыкальной игрушке:

v высокое качество изготовления;

v эстетичность оформления;

v при конструировании и подборе музыкальной игрушки особенно важно учитывать - возрастные возможности и сформированные умения детей.

6. Театрализованные игрушки:

n куклы бибабо, куклы-марионетки;

n наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок;

n костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;

n все виды театров.

Их значение:

Ø используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации, при постановке спектаклей, в развлечениях ;

Ø не являются предметами повседневного использования;

Ø сохраняют для ребёнка атмосферу праздничности, эмоциональной приподнятости.

Ø вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание;

Ø выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Основные требования к музыкальной игрушке:

v смысловая, эмоциональная и скульптурная выразительность;

v высокая художественность исполнения;

v удобство использования в самостоятельной и совместной деятельности детей;

v комплектность тематических наборов и серий;

v сомасштабность театральных приспособлений игровому действию и театральным персонажам (куклам).

7. Технические игрушки:

Ø технические приспособления;

Ø технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, заводных, электронных и др. устройств;

Ø детские швейные, вязальные и ткацкие машины;

Ø детские орудия сельскохозяйственного и бытового труда;

Ø игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы;

Ø наборы для художественно-декоративных и печатных работ.

Их значение:

Ø открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием;

Ø знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями;

Ø подталкивают к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?);

Ø стимулируют развитие технического мышления;

Ø формируют представление о профессиональной деятельности взрослых;

Ø имеют большое значение для формирования умственных способностей;

Ø развивают некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.

8. Игрушки – самоделки:

9. Игрушки – забавы:

n мячи на резинках;

n крутящиеся на турниках гимнасты;

n подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т.п.;

n широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект (клюющие птички, карусели, двигающиеся деревянные резные игрушки и т.п.);

n к игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы.

Их значение:

Ø вызывают у детей любопытство, радость положительные эмоции; поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность;

Ø побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Ø особенно нужны в разновозрастных детских коллективах, где старшие дети могут порадовать младших весёлой совместной игрой с забавной игрушкой;

Ø позволяют воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь детей от нежелательного поведения, сформировать желание участвовать в совместной игре.

Основные требования к изготовлению игрушек-забав:

- создание широкого ассортимента для каждой возрастной группы детей;

САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ИГРА / GAME / ИГРУШКА СОВРЕМЕННАЯ / MODERN TOY / ТРАДИЦИОННАЯ / ПРЕДМЕТ-ЗАМЕСТИТЕЛЬ / ИГРУШКА-САМОДЕЛКА / ОРУДИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INSTRUMENT OF ACTIVITY / FOLK TOY / THE SUBJECT-SYMBOL / HOMEMADE TOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Е.В.

Выделенные проф. Е.А. Аркиным три пути возникновения игрушки (игрушки делает взрослый, игрушки делает сам ребенок, ребенок превращает в игрушки случайные предметы) рассматриваются в данной статье с точки зрения их влияния на развитие деятельности ребенка и его самого в процессе реализации этой деятельности. Показано, что развивающий потенциал игрушки определяется возможностью актуализации значимых для ребенка содержаний и влиянием на становление значимых способностей (новообразований) ребенка дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифонова Е.В.

The toy as an instrument of the child

This article discusses three ways of occurrence of toys (adults make toys, the child makes toys, the child turns random objects into toys) allocated by prof. E.A. Arkin in terms of their influence on the development of the child's activities and himself in the process of implementing this activity. It is shown that the developmental potential of the toy is determined the possibility of updating the content meaningful to the child and the influence on the development of relevant skills (tumors) of preschool age children.

Игрушка как орудие деятельности ребенка

Московский педагогический государственный университет 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1 Moscow State University of Education Malaya Pirogovskaya str., 1/1, Moscow 119991 Russian e-mail: mail@mpgu.edu

Ключевые слова: самодеятельная игра, игрушка современная, традиционная, предмет-заместитель, игрушка-самоделка, орудие деятельности. Key words: game, modern toy, folk toy, the subject-symbol, homemade toy, instrument of activity.

Резюме: Выделенные проф. Е.А. Аркиным три пути возникновения игрушки (игрушки делает взрослый, игрушки делает сам ребенок, ребенок превращает в игрушки случайные предметы) рассматриваются в данной статье с точки зрения их влияния на развитие деятельности ребенка и его самого в процессе реализации этой деятельности. Показано, что развивающий потенциал игрушки определяется возможностью актуализации значимых для ребенка содержаний и влиянием на становление значимых способностей (новообразований) ребенка дошкольного возраста.

Abstract: This article discusses three ways of occurrence of toys (adults make toys, the child makes toys, the child turns random objects into toys) allocated by prof. E.A. Arkin in terms of their influence on the development of the child's activities and himself in the process of implementing this activity. It is shown that the developmental potential of the toy is determined the possibility of updating the content meaningful to the child and the influence on the development of relevant skills (tumors) of preschool age children. [Trifonova E.V. The toy as an instrument of the child]

Распространенные повсеместно современные сюжетные игрушки (Бартц, Монстр Хай, Энгри Бердс и т. п.) не могут быть признаны подходящими для развития детской игры, определяют необходимость поиска альтернативы. Наиболее резонным шагом в данной ситуации выглядит обращение к народной игрушке, за которой стоит определенная культурная традиция, а также к классической сюжетной игрушке прошлого века. Именно эти, в некотором смысле эталонные, представления об игрушке определяют и образ современной развивающей сюжетной игрушки (Акимова, 2011).

Однако более глубокое изучение данной проблемы позволяет сделать и следующий шаг, обратившись к игрушке

Рассмотрим обозначенные линии возникновения игрушки отдельно.

1. Игрушки делал для ребенка взрослый.

Развивающая функция предметной (в т.ч. игровой) среды

требует сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает развитие деятельности ребенка от простых форм к более сложным (Новоселова, 1995), поэтому современному ребенку в равной степени нужны и традиционная игрушка, и развивающая компьютерная игрушка, и хорошая дидактическая (еще лучше - автодидактическая) игрушка, которые позволяют решать свои специфические задачи детского развития.

Культурный аспект развития ребенка крайне важен, однако не менее важна и линия саморазвития, спонтанейного развития, о которой писал А.В. Запорожец (1986: 232). Готовой игрушкой взрослый задает вектор ее использования, а это может

блокировать развитие других способов действия (и становление способностей) ребенка (см. напр., Гаспарова, 1985: 16).

Здесь следует обратить внимание на то, что осваиваемые ребенком способы действия с предметом изначально различны. Можно выделить:

•предметно-специфический, или культурный (на стуле сидят, из кубиков строят, колечки пирамидки собирают),

•игровой (стул может быть машиной, кубик - человечком или другим персонажем игры, колечко пирамидки - тарелкой или тортиком),

•неспецифический, предполагающий использование предмета в разных целях: стулья можно громоздить и пробираться через них, кубиком можно сбить застрявший в ветках шарик или самолетик; колечко можно обводить карандашом, чтобы получать ровные кружки и т.п.

Доминирование предметно-специфического способа действия в ущерб остальным закрывает для ребенка двери творческого, а значит - полноценного развития.

Именно поэтому особое значение для детского развития имеют два других пути появления игрушки, выделенные Е.А.Аркиным.

2. Игрушки ребенок делал себе сам.

Здесь мы сталкиваемся с проблемой игрушки-самоделки -проблемой крайне сложной по многим основаниям.

Появление игрушки-самоделки в игре ребенка определяется ходом развития его игровой деятельности, которая, достигая определенного уровня, начинает требовать особой предметной среды для своей реализации. Анализ работ 1960-1990-х гг., в которых затрагивалась проблема использования детьми предметов-заместителей и обобщенной модульной среды (исследования Т.В. Володкович, Е.М. Гаспаровой, Н.-Э.Т. Гринявичене, И.В. Котетишвили, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей и др.) позволил сделать следующий вывод: к концу дошкольного возраста, когда способность к замещению полностью сформирована, у ребенка возрастает интерес к реалистической игрушке, который находит

Создание игрушки-самоделки способствует не только развитию игры как деятельности, но и формированию многих практических и конструктивных умений ребенка, становлению проектного мышления, практическому познанию свойств и возможностей разных материалов применительно к тем или иным задачам своей деятельности. При самостоятельном создании достаточно сложной игровой предметной среды игра ребенка настолько тесно смыкается с продуктивными и иными неигровыми видами деятельности, обеспечивая их мотивационно, что переход от игры к труду и обратно становится практически неуловим. При этом самодельная игровая среда способствует становлению универсальной способности к построению новых целостностей различного типа (Л.А. Парамонова).

3. Ребенок превращал в игрушку любой предмет.

Итак, детская игрушка выступает орудием деятельности ребенка, но при этом реализует разные функции в зависимости от особенностей своего происхождения:

•Через игру с игрушкой-самоделкой ребенок творит мир вокруг себя в соответствии с собственными потребностями и представлениями (игрушка выступает как подлинное орудие его деятельности)

•Наделяя значением (смыслом) предметы вокруг и превращая их в игрушки, ребенок преобразует себя, развивает свои способности (игрушка выступает как психологическое орудие).

Игрушка - не панацея, но игрушка - и не безделка, игрушка - это подлинное орудие деятельности ребенка. И какой будет эта деятельность (а значит, и развитие ребенка), зависит от нашего понимания ее специфики и адекватной педагогической поддержки.

Акимова Ю.А. 2011. Развитие самодеятельной игры ребенка-дошкольника средствами игрушек традиционного характера. - Детский сад от А до Я. № 4: 26-39.

Аркин Е.А. 1935. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М. Гос. Центр НИИ НКЗ РСФСР. 91 с.

Гаспарова Е.М. 1985. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста. Автореф. дис. . канд. психол. наук. Москва. 20 с.

Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. -Вопросы психологии. № 6: 62-68 c.

Запорожец А.В. 1986. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика. 320 c.

Менджерицкая Д.В. 1948. О детских играх. - В кн. Игры детей. М.: Учпедгиз. 98 с.

Новоселова С.Л. 1995. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике. 64 с.

Развитие игры детей 2-3 лет. Методическое пособие. Под ред. Е.В. Трифоновой. М.: ТЦ Сфера, 2014. 208 с.

Трифонова Е.В. 2013. Роль игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста. - Детский сад от А до Я. № 3: 4-15.

Трифонова Е.В. 2011а. К вопросу о формах организации развивающей предметно-игровой среды // 125 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: в 4-х т. Т. 2. М.: МАКС Пресс. С. 171-173.

12. Трифонова Е.В. 2011б. Режиссерские игры дошкольников. М.: Ирис-пресс. 514 c.

Трифонова Е.В. 2010. Организация развивающей предметно-игровой среды: еще один взгляд на проблему. - Современный детский сад. № 4: 35-43.

Усова А.П. 1944. Забавы и развлечения детей в детском саду и дома. В помощь воспитателю детского сада. М.: Наркомпрос РСФСР. 31 c.

Ушинский К.Д. 2004. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 576 c.

Эльконин Б.Д. 1994. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М.: Тривола. 168 c.

Игрушки-самоделки для развития малышей

Эти игрушки пользуются большой популярностью у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Игрушки-самоделки увлекают детей, вызывают у них живой интерес и способствуют развитию мелкой моторики рук, а также сенсорному развитию.

Учёными доказано, что систематическая, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков. Тренировка мелкой моторики является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить — с восприятия начинается познание.

Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда, поэтому в нашем детском саду она постоянно обновляется, пополняется. Для развития мелкой моторики, сенсорного воспитания детей педагоги с помощью родителей изготавливают и размещают в специальных уголках игровые пособия: развивающие тренажёры из бросового материала (конфетных коробок, разноцветных крышек от бутылок); коврики с аппликацией различных предметов, сюжетов из ткани с использованием разноцветных пуговиц, молний, застёжек, липучек, шнурков, бантиков, предназначенные как для развития мелкой моторики, так и для формирования навыков самообслуживания и ознакомления малышей с цветом, формой, величиной.

Эти игрушки — яркие, интересные, занимательные — просты в изготовлении и не требуют финансовых затрат. Немного фантазии и желания — и очередной экземпляр готов.

Изготовлены из конфетных коробок, обтянутых разноцветной самоклеящейся бумагой, тканью или обоями. На них изображён какой-либо сюжет — аппликация из бумаги или ткани. К крышке коробки (внутри шариков, цветочков, солнышка, по веткам ёлочек) прочно прикреплены обрезанные из пластмассовых бутылок горлышки, к которым малыши прикручивают разноцветные пробки. Они делают это с большим интересом и старанием.

Сенсомоторные игровые уголки, прикреплённые к стене

Смешарики

Размер уголка — 1,5 х 2 м (вырезан из фанеры, обтянут тканью двух цветов). Смешарики изготовлены из ДВП и также обтянуты тканью. Глаза, нос, рот — это аппликация из ткани. Ноги и руки у смешариков отрезаны от старых поломанных кукол и пришиты к голове. Божья коровка сшита из ткани, внутри туловища для объёма вставлен синтепон. Из разноцветных тканей сшиты цветы, в их серединки вставлены горлышки из пластмассовых бутылок, к которым малыши прикручивают разноцветные пробки. Середина цветов прикреплена к коврику.

Под каждым лепестком цветка пришиты пуговицы; на лепестках сделаны петельки. Дети пристёгивают и отстёгивают лепестки на коврике. Шарики и часть цветков крепятся к основе липучками, кнопками. Ребята завязывают смешарикам бантики, развязывают и завязывают шнурки; расстёгивают и застёгивают молнию на Божьей коровке, сумочку.

Зайчишка

Данный уголок прикреплён в групповой комнате на стене, и воспитанники младшего дошкольного возраста имеют к нему свободный доступ. В течение дня каждый ребёнок по своему желанию может подойти к этому уголку и поиграть.

Дружная семейка

Коврики для игр за столом

Эти коврики сшиты из двух слоёв ткани, их размеры могут варьироваться 25 х 40 см или 20 х 30 см. На них выполнена предметная, сюжетная аппликация из тканей разного качества и цвета. Коврики находятся на полочках в сенсомоторных уголках и предназначены для развития мелкой моторики рук, формирования навыков самообслуживания (застёгивание пуговиц, кнопок, молний, завязывание шнурков, бантиков).

На начальном этапе обучения воспитатель играет вместе с детьми: показывает, объясняет, помогает в выполнении определённых действий. Далее малыши самостоятельно берут в уголке понравившийся коврик и играют за столом.

Крупнейший ученый А. В. Запорожец говорил, что целью дошкольного обучения должна быть амплификация детского развития, т. е. его обогащение, максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив. Для умственного развития ребенка 2-3 лет это, прежде всего формирование его восприятия, образного мышления, воображения.

Развитие детского восприятия включает ознакомление детей с цветом , величиной, формой и пространственным расположением предметов . С точки зрения современной детской психологии главное, чтобы ребенок овладел способностью распознавать свойства окружающих предметов и учитывать их при выполнении разнообразных действий.

Главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностями к замещению и пространственному моделированию. Это умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений , наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.

Употребление заместителей возникает в сюжетно-ролевой игре, когда ребенок палочкой замещает термометр, видит в кукле больного ребенка, а сам изображает доктора.

Таким образом, введение предметов -заместителей в игры детей третьего года является очень важным моментом, как для развития самой игры, так и для развития восприятия, образного мышления, воображения.

Затем организуются игры с использование предметов-заместителей , обозначающих хорошо известные детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Включение предметов -заместителей в игры требует изменений в предметно- игровой среде :

из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов : ложки, утюжки и др. ;

Предмет-заместитель - это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки.

Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среды:

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Юлия Долгова




Игрушки-заместители в детской игре .

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители . Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку , но и кирпичик из строительного материала. Заместители игрушек могут быть деревянные и пластмассовые кружочки, колечки диаметром 3-5 см, дощечки, полоски картона, заменяющие предметы, крышки, пробки, соломки, палочки, пластмассовые яйца, платочки, ткань, небольшие по размеру шнурки, любимые лакомства детей – конфеты, яблоки и т. д. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.

Ценность этой игрушки в том , что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой -заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой , ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка -заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Помощь взрослого в подборе игрушек -заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать возможность деткам самим находить нужный предмет, стимулировать его собственное воображение. Постепенно дети начинают все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использует это в игре . Это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

Публикации по теме:

Лето-это пора отдыха и всевозможных развлечений. В очередной раз мы решили порадовать детей и разработали сценарий спортивного праздника.

Памятки по игре Чему обучается ребенок в игре? 1 Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых. 2 Переживать жизненные ситуации других.

Игрушки-заместители для сюжетно-ролевых игр дошкольников

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Часто говорят, что ребенок играет, когда, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно когда это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой.

Игрушка встречается не только в игре ребенка, но и в повседневной жизни взрослого человека. Часто игрушка является другом, спутником жизни, источником радости, орудием или материалом игры. В игрушке в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, в том числе людей и животных, которые требуют соответствующих действий с ними. Так, например, кукла – обобщенный образ ребенка, позволяющий детям воспроизвести целый ряд соответствующих действий: купать, кормить, переодевать и т.д.

Игрушки разнообразны по типам, материалу, технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Изображение в игрушках условно и обобщено. Характер, степень обобщенности и условности зависят от типа игрушки, её конкретного назначения. Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:

  1. Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
  2. Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
  3. Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).

Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.

Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.

Игрушки-заместители изготавливаются из различных материалов. Куклы и игрушки-животные могут быть сделаны не только из ткани, но и из природного материала (соломы, дерева, травы и др.) Нужны предметы-заместители из любого природного материала (каштаны, шишки, ракушки, солома и т.д.) Для игр можно подготовить разные комплекты игрушек, объединенные общим сюжетом. Например, для игры с куклой: кукла, одеяло, коляска, мебель (кровать, стол, стул); для игры с игрушкой собачкой: миска для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

Как научить ребенка играть с такой игрушкой? Сначала игрушку-заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры.

Итак, общение взрослого с ребенком должно быть направлено на формирование прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, опирающихся на практический и игровой опыт. Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.) И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).

Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками. Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображение. А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Проект адресован детям 5-6лет и их родителям, коллегам.

г. Набережные Челны

Пояснительная записка. Взаимодействие и взаимоотношения людей друг с другом зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социально-личностное развитие ребенка. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь в становлении личности и социального развития. Если говорить о современных детях, то нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют мало. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая. Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению. Именно поэтому родители тоже не могут играть со своими детьми. Сюжетно-ролевая игра – это ориентированная (условная) деятельность, где действия связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек – это мел, хлеб, монета и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).

Мой проект рассматривает проблему внешнего интереса детей, а так же и их родителей к сюжетно-ролевым играм, неумение и нежелание детей группы играть в сюжетно-ролевые игры, недостаточность знаний о структуре игр, способах их подачи детям.

Цель проекта. Развивать представление детей об окружающем мире через использование в сюжетно-ролевых играх игрушек и атрибутов-самоделок.

Гипотеза. Если обеспечить целенаправленное руководство детской игрой через увлекательные атрибуты, то ребенок будет демонстрировать активное развитие сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире.

Проект адресован детям 5-6лет и их родителям, коллегам.

Содержание проекта и условия реализации.

Новизна проекта заключается в привлечении родителей к данной проблеме, чтобы научить их общаться и играть с детьми, стать партнером, помочь родителям увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи, которая выражается в компетентности родителей как соучастников в общем образовательном процессе.

Основное содержание включает такие темы, как:

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений дошкольников. Игрушка в жизни ребёнка. Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка. Требования к игрушке. Игрушки-самоделки. История возникновения игрушки. Методические рекомендации по руководству трудовой деятельностью детей, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов. Мастер-класс по изготовлению игрушек-самоделок из различных материалов.

Этапы реализации проекта:

выбор темы и разработка проекта;

изучение методической литературы;

подбор информации для родителей;

составление перспективных планов по реализации проекта;

2. Диагностический этап:

выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры в средней группе через наблюдение и оформление результатов в картотеке;

выявление уровня знаний о структуре сюжетно-ролевых игр, о значении их в развитии ребенка у родителей путем анкетирования.

3. Основной этап:

составление перечня сюжетно-ролевых игр;

проведение занятия по совершенствованию коммуникативных навыков у детей средней группы;

теоретическое обоснование детям целесообразности использования атрибутов, предметов-заместителей для предметно-игровой среды;

систематическое проведение сюжетно-ролевых игр;

составление картотеки по восприятию детьми сюжетно-ролевых игр;

4. Обобщающий этап:

повторное проведение анкетирование родителей.

Виды контроля, критерии оценки эффективности:

Введение картотеки на восприятие детьми сюжетно-ролевых игр;

Фотосъемка игровой деятельности детей;

Контроль старшего воспитателя.

Пассивность родителей и детей

пути решения: - подробная информация для родителей

- активное вовлечение детей для участия в мероприятиях, умение заитересовать их.

2. Нежелание родителей общаться с детьми, ссылаясь на нехватку времени

пути решения: - беседы об актуальности проблемы.

Результаты внедрения проекта:

1. Обогащение предметно-пространственной среды;

2. Укрепление дружеских отношений, семейных отношений;

3. Обогащение знаний детей об окружающем мире.

Участники проекта (воспитатели, родители) будут знать:

Влияние предметно-игровой среды на развитие игровых умений дошкольников;

Значение игрушки в жизни ребёнка;

Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка;

Методику руководства трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов.

Особенности изготовления игрушек-самоделок.

Участники проекта (воспитатели, родители) будут уметь:

Самостоятельно изготавливать атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

Руководить трудовой деятельностью детей старшего дошкольного возраста, направленной на изготовление игрушек-самоделок из различных материалов;

Пользоваться полученными методическими и практическими знаниями при работе с родителями воспитанников.

Читайте также: