Игровая мотивация изготовления поделки заключается

Обновлено: 06.07.2024

Чем старше становится ребёнок, тем меньше у него остаётся времени на досуг. Воспитать творческого и интересного человека помогут не только книги, танцы и курсы дополнительного образования, но и рукоделие. Специалисты рекомендуют начинать делать что-то своими руками как можно раньше. Тогда у малыша развивается мелкая моторика и прививается любовь к труду.

Творчество очень сильно влияет на развитие ребёнка. Поэтому детское рукоделие является важным аспектом в процессе воспитания. Родители должны поддерживать малыша в его начинаниях, помогать советом и делом. Ведь создание красивой вещи своими руками – это ещё один способ пообщаться с детьми и провести время всей семьёй.

Как спорт развивает человеческое тело, так рукоделие формирует творческий потенциал ребёнка. Вот несколько фактов про его пользу:

1. Развивается моторика рук. Вышивая крестиком или лепя фигуру из пластилина, дети работают руками. Благодаря этому формируются хороший почерк и разборчивая речь.

2. Повышается терпимость. Ребёнок, делая себе игрушку из подручных материалов, учится терпению. У него улучшается концентрация внимания и усидчивость. Он привыкает доводить дело до конца.

3. Вырабатывается аккуратность. После творческих занятий обычно остаётся бардак. Нитки валяются на полу, клей пролился на диван, а сам ребёнок вымазался в краске. Чтобы этого избежать, приучите малыша убирать своё рабочее место после всех дел.

4. Улучшается память и формируются основы счёта. Когда дети вяжут или плетут из бисера, то они считают: три красных бусинки, потом четыре синих. Таким образом, дети учатся считать, запоминать и различать цвета.

5. Ребёнок развивается как личность. У малыша, который часто рисует, лепит аппликации, строит модели самолётов, формируется воображение, мышление, фантазия. Рукоделие помогает ребёнку почувствовать себя уникальным и особенным.

Если у вашего малыша какое-то занятие получается лучше всего, например, дочка отлично плетёт из бересты или сын хорошо делает оригами, то отдайте его в специальный кружок. Тогда ребёнок углубит свои знания и навыки, а ещё будет быстрее развиваться.

Главное, о чём нужно помнить — это принцип постепенности. Если ребёнок никогда не раскрашивал или не вырезал из бумаги по контуру, то не стоит побуждать его самостоятельно это делать. Дети подражают взрослым, имитируют их действия. Поэтому нужно сначала показать малышу, как что делать. Поэтому лучший способ научить детей творчеству — это творить самостоятельно, с интересом и увлечением.

Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача взрослых в том, чтобы вырастить достойную личность , приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы разделяются: игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы:

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста.

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста).

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание, в детях просыпаются маленькие исследователи.)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем зайками)

в) Обыгрывание предметов и игрушек, (например, чтение стихотворения "Зайку бросила хозяйка", дидактическая игра "Узнай, что звучит")

г) Сюрприз, эмоциональность ,

д.) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) Интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, песенок, сказок.

2) Разговор, беседа, ответы на вопросы воспитателя.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Саша идет, идет, бах — упала, упала. Саша, ой-ой, плачет.

Просьба произнести, сказать слово (это платочек) .

Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета.

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у собаки щенята, у курицы цыплята) .

Повторение слова за воспитателем.

Использование художественного слова ( песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (помощь взрослого) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, пальчикового.

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это волк) .

Пояснение к тому, что видят дети.

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми рыбку) .

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Аня, покорми барашка) .

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .

Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий.

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Мотивация дошкольника — процесс трудоемкий, но вполне реальный. Дать рекомендации, подходящие для всех, нельзя, ведь каждый ребенок индивидуален. Если учитывать особенности ребенка, его потребности и приоритеты, эффективность от мотивирования будет значительно выше.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пярлайтине Е. Н.

Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной среды

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игровая деятельность многофункциональна. Она включает в себя, не только развлекательную, но и воспитательную, обучающую, развивающую, коммуникативную, релаксационную и психологическую функции. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы, превращении игры в интересное и необычное, увлекательное приключение. Воспитательная функция несет такие качества, как вежливое, внимательное отношение к другим участникам игры. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии необходимых умений и навыков. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных

качеств. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения, объединении группы детей, установлении новых эмоциональнокоммуникативных отношений, основанных на взаимодействии друг с другом. Релаксационная функция позволяет снять эмоциональное напряжение, психологическая функция формирует навыки подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности.

Необходимо также учесть некоторые требования при организации игры, при создании условий ее проведения. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Содержание учебной игры должно быть интересным и значимым для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки, умения, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся [3]. Применяя игру как методический прием обучения, воспитателю необходимо быть уверенным в целесообразности ее использования. Он должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, быть уверенным в полезности проводимой игры, уверенно управлять ею, учесть индивидуальные особенности личности детей.

Таким образом, игра в работе с детьми младшего возраста является основой для создания познавательной мотивации. Игровые технологии нацелены на то, чтобы научить осознавать мотивы своего учения, своего поведения, сформировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. - № 6.

2. Ермолаева М. Г. Современный урок. Анализ тенденции возможности. - СПб.: Каро,

3. Игра и учение / под ред. С. Т. Занько. - М.: Логос, 1992.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.

5. Леонтьев А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней

образовательной школе. - М., 1989.

6. Мотивация учения и педагогической деятельности / под ред. Мелетичева В. В. - СПб.:

Оценить 946 0

Виды мотивации дошкольников во время осуществления организованной образовательной деятельности.

Одним из залогов успешной образовательной деятельности является мотивация.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у детей.

Виды мотивации:

Создание ситуации успеха

Описание видов мотивации:

Игровая

Особое значение имеют игровые формы обучения. Именно игра позволяет развивать умственные и художественные способности, помогает детям познавать мир. Игровая мотивация может применяться в любой образовательной деятельности. Создание игрового интереса к ООД с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного результата деятельности всех его участников.

Проблемно-бытовая

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:

сам формулирует проблему (задачу);

сам находит ее решение;

решает и сам контролирует правильность этого решения.

Такой вид мотивации используется с младшей группы.

Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Данный вид мотивации можно использовать на занятиях аппликации, конструировании, рисовании.

Например: Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

Сказочная

Создание ситуации успеха

Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда ребенок от процесса или результата своей деятельности чувствует радость.

Условия для создания ситуации успеха:

Доброжелательность окружающих: расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему .

Соревновательная(4-7 лет)

Стремление ребёнка выиграть, быть первым.

Используются творческие задания, игры по правилам. (старший дошкольный возраст).

Мотивация общения

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Личная заинтересованность

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка.

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Познавательная

Стремление ребенка получать знания, узнать новое.

На занятиях педагог использует игры, направленные на формирование познавательной мотивации у дошкольников. Так же педагог побуждает у детей познавательный интерес чтением художественной и научно-познавательной литературы с последующим обсуждением; обсуждение интересных событий из жизни, города,; разговором о явлениях природы и временах года во время прогулок и др.)

Использование ИКТ

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Один из не мало важных приемом активизации детей на занятии - это сюрпризный момент.

Сюрприз- это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире.

Необычное появление сказочных героев.

Сюрпризные моменты используются чаще всего в начале занятия, в отличии от мотиваций, которые применяются в течении всей организованной образовательной деятельности.

Читайте также: