Городецкая игрушка своими руками

Обновлено: 06.07.2024

Мастер-класс для родителей и учащихся 10-17 лет.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: мастер-класс.

Задачи занятия:

Образовательные:

· Повторить и закрепить знания и навыки работы по дереву в росписи;

· Познакомить родителей с работами обучающихся и педагога;

· Познакомить родителей с возможностью применения приемов кистевой росписи и взаимодействия с различными материалами.

· Познакомить с техническими приемами городецкой росписи и изготовления новогодней игрушки.

Развивающие:

· развитие творческого мышления и эстетического художественного вкуса.

· развитие умения самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность.

· развитие специфической двигательной функции руки и способности аккуратно выполнять роспись.

· Развитие коммуникативного общения и взаимопонимания родителей и детей, укрепление семейных отношений и преемственности.

Воспитательные:

· Воспитание уважения к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

· Воспитание патриотизма и толерантности к другим народам.

· Воспитания любви и интереса, бережного уважения к родной культуре и ответственности за создаваемые творческие работы, за их духовную и эстетическую составляющую.

· Воспитание умения работать в коллективе.

Методы обучения: беседа, словесный, наглядный, практический, наблюдения, групповые методы, метод индивидуально-личностного подхода, дифференцированного подхода. создание индивидуального образа, работа в малых группах, использование технологии мастерских, использование ИКТ.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

· Технология группового обучения

· Личностно – ориентированная технология

Средства обучения, материалы и оборудование:

Для учителя: ТСО (мультимедийный проектор), слайд шоу, технологические карты с этапами выполнения росписи, готовые варианты изделия.

Для учащихся и родителей: Заготовка из дерева, темпера, карандаш, ластик, кисти белка №1, 2, 3, баночка с водой, салфетки.

Оборудование и материалы :

Предварительная работа: подбор материала к презентации , выполнение примерных творческих работ в городецкой росписи, подготовка графических рисунков на заготовках (деревянная игрушка) и технологическая карта, эскизы вариантов росписи.

Технологическая карта с этапами выполнения изделия, примеры работ в образцах новогодних игрушек в традиции росписи Городец.

Деятельность учащихся на занятии : знакомство родителей с промыслом Городец показ презентации. Демонстрация своих знаний и умений в технологии росписи на доске элементов росписи цветов и листьев. Участие в беседе по изучению приемов росписи и выполнение совместно с родителями творческой работы самостоятельно. Участие в беседе и викторине, обсуждение результатов работы.

План мастер-класса: Общая продолжительность мастер-класса: 2 часа 20 мин. Занятие делится на 3 части: 40 минут- первая, 40 минут-вторая, 40 минут- третья. Предусмотрено 2 перерыва для проветривания помещения и отдыха – 10 минут каждый. В группе 8 учеников и 8 родителей.

1. Организационная часть - 5 минут

2. Приветствие. Знакомство с темой мастер-класса. Вводная беседа педагогом - 5 мин

3. Беседа с показом презентации или слайд- шоу и рассказом о промысле обучающимися - 15 мин

4. Объяснения по технике росписи с использованием методических пособий и наглядного выполнения элементов росписи на доске.

(теория) - 15 минут

5. Перерыв - 10 минут

6. Самостоятельная работа (практика) - 18 минут

7. Динамическая пауза - 2 мин

8. Самостоятельная работа (практика) - 20 минут

9. Перерыв - 10 минут

10. Самостоятельная работа(практика) - 20 минут

11. Завершение работы. Викторина. Подведение итогов.

Просмотр и анализ и обсуждение творческих работ

Фото сессия и, вопросы и пожелания родителей - мин.

12 Уборка рабочего места – 5 минут

Содержание мастер-класса

1. Организационная часть.

Организация группы, настрой на творческую деятельность, введение в тему.

2. Приветствие. Знакомство с темой, целью и задачами мастер-класса.

Педагог : Занятие начинается с беседы.

Целью является представления полученных знаний родителям учеников и выполнение индивидуальных новогодних игрушек в традиции росписи Городца.

Педагог: Показывает презентацию.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Мои ученики будут сегодня в роли мастеров и покажут вам, как они освоили технические приемы росписи Городца и умело научились применять художественные материалы в работе.

Расписные новогодние игрушки в яркой и самобытной Городецкой росписи принесут хорошее предновогодние настроение в ваш дом. Желаем удачи всем участникам мастер- класса.

Объясняет выполнение поэтапной росписи по технологическим картам и демонстрируют свое умение в выполнении технике росписи наглядно на доске в формате бумаге А3 (цветов и листьев, птицы).

Педагог демонстрируют игрушки, расписанные своими руками для новогодней елки, показывают разнообразие ярких колористических и цветочных и сюжетных композиции в Городецкой росписи.

Показ детских работ позволяет родителям более детально познакомиться с мотивами и элементами росписи.

5. Перерыв - 10 м.

6. Самостоятельная работа.

Ознакомление родителей учащихся с учебным процессом.

Последовательности выполнения росписи

Выполнение по технологической карте.

2. Краски темперные.

3. Баночка, палитра, салфетки.

5. Карандаш, ластик.

6. Наждачная бумага №820.

7. Акриловый лак.

Подготавливаем поверхность заготовки к работе под роспись.

· Проклеиваем ¼ ПВА с водой.

· Обрабатываем наждачной бумагой №820.

· Покрываем охристым цветом.

Выполнение этапов росписи.

7. Динамическая пауза - 2 мин.

8. 9. Самостоятельная работа.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать и проверить свои знания.

1. С каким промыслом вы сегодня знакомились? (городец)

2. Что интересного вы узнали об этом промысле? (нахождение вблизи Нижегородской области)

3. Что необычного в Городецкой росписи? (сюжеты и декоративность)

1. Чем она отличается от остальных? (сюжетами).

Подведение итогов:

В конце занятия рассматриваем выполненные работы. Обсуждаем кто наиболее удачно справился.

Фото сессия и обсуждение творческих работ, вопросы и пожелания родителей. Педагог делает обобщённый вывод результативности проведенного мастер-класса, делая акцент на более удачных проявлениях в конкретных работах. Педагог благодарит детей за проведенную работу с родителями.

Цели: 1. Формирование умений и навыков простейших приёмов рисования орнамента Городецкой игрушки.

2. Развить творческое воображение детей, графические умения для выражения главного в композиции.

3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

- Сегодня мы познакомимся с известным народным промыслом – Городецкой игрушкой.

- Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

- Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные.

- Посмотрите на картины и скажите, какие основные цвета преобладают в изделиях?

- Характерная особенность Городецкого промысла –исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

- Какие элементы нарисованы на изделиях? (цветы, показ розана и купавки).

- Эти цветы составлены из двух красок. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий; другая – белая).

- Ребята, обратите внимание, у розана центр рисуют в середине цветка, а у купавки он смещается влево или вправо. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра ветка.

- Кроме игрушек изготавливают детскую мебель, кухонные разделочные доски.

- А теперь представьте, что вы мастера и вам нужно придумать и расписать такую игрушку, какую делают в Городце.

Практическая работа и показ рисунков.

Готовим детей к школе

Готовим детей к школе Дети моей группы - уже выпускники, точнее,наша группа уже подготовительная к школе. Очень хочется,что бы адаптация к школе прошла успешно,поэтому.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему "Городецкая роспись. Городецкая игрушка".

ВложениеРазмер
gorodetskaya_igrushka_prezentatsiya.pptx 1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Содержание Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Городецкая роспись Городец В гости к мастерам Городецкая роспись Этапы выполнения Особенности Городецкой росписи Городецкие цветы Городецкая игрушка Конь- любимый персонаж Автор: Ланцова Вера Львовна

Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. Автор: Ланцова Вера Львовна

Задачи по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Городецкая роспись Задачи обучения: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Городецкой росписью. Продолжать знакомить детей с историей возникновения Городецкой игрушки, её характерными особенностями. Побуждать детей к росписи объёмной формы (фигурку коня), выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие. Задачи развития: Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к Городецкой росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения. Задачи воспитания: Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы. Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну. Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна

В гости к мастерам Приглашаю вас ребята в путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас в старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку Автор: Ланцова Вера Львовна

Мы с вами познакомимся с удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись . Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна

1- берёза, 2 – осина, 3- липа, 4 -ольха Для городецкой росписи подходят как мягкие, так и твердые сорта деревьев не подвергающихся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и др. Можно использовать заготовки из прессованной древесины. Деревянную основу шлифуют наждачной бумагой, а затем поверхность выравнивают универсальной шпаклевкой для дерева. После сглаживают шкуркой, а потом чистой тряпкой удаляют пудру. Подготовленное таким образом изделие покрывают грунтом (разведенный клей ПВА ) Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна Этапы выполнения Городецкой росписи

Особенности Городецкой росписи. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. Автор: Ланцова Вера Львовна

Городецкие цветы Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят и на нас с тобой глядят. Автор: Ланцова Вера Львовна

Конь - это воплощение красоты городецкой росписи и безошибочной точности руки мастера. Какого бы конька не писал художник, в основе всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного рисунка. Автор: Ланцова Вера Львовна МИР Городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые "курочки Рябы", черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц.

Паровозик с вагонами и пассажирами — одна из популярных тем городецкой игрушки. Мы видим необычный поезд: паровоз и вагоны раскрасились в яркие тона, на них распустились необычные цветы. Из окон вагонов выглядывают пары — дамы и господа в нарядах начала XX века., а из паровоза — красавец-машинист. Это — городецкая роспись, паровозик с вагонами тоже Гордецкий . Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна Конь – любимый персонаж городецкой росписи

Есть на Волге город древний, Под названьем – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо - птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Чудо - птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! Автор: Ланцова Вера Львовна

Спасибо за внимание! Автор: Ланцова Вера Львовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).

Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).


Презентация по изобразительной деятельности "Городецкая роспись"


Презентация "Роспись Дымковской игрушки"

Презентация по изобразительному искусству на тему "Дымковская игрушка". Образцы росписи "Дымковской игрушки" сопровождаются музыкальнмм сопровождением.


Презентация "Роспись деревянной игрушки"

Работа с родителями.

Презентация "Народные промыслы России.Городецкая роспись"

материал возможно использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию.



Городецкая игрушка


Городец, Нижегородская область

О ремесле

Городецкая игрушка

Музей

В небольшой экспозиции музея при фабрике собрана богатая коллекция предметов с росписью — сундуков и люлек, шкатулок, игрушек и панно. Можно записаться на экскурсию и узнать больше про историю купечества и крестьянства Нижегородской губернии. Заглянуть можно и в иконописную мастерскую.

Мастер-класс

В творческой фабричной лаборатории, увы, не получится сделать настоящую лошадку-каталку, для нее нужно собрать воедино более 30 деталей и просверлить более 40 отверстий, это работа тонкая и требует времени. Зато можно собственноручно расписать в технике городецкой росписи небольшой сувенир.


На фабриках в Китае заняты десятки тысяч человек. Активисты рассказали об условиях, в которых они работают

Филимоновская игрушка

Одоев, Тульская область

О ремесле

Филимоновская игрушка после обжига

Филимоновская игрушка после обжига

Музей

Основу коллекции составляют глиняные игрушки из Филимоново, но представлены и фигурки с романовской, хлудневской, воронежской и другими росписями. Поглазеть можно и на крестьянскую утварь.

Филимоновская игрушка

Мастер-класс

Матрешка

Сергиев Посад, Московская область

О ремесле

Художница Мария Дмитриева во время росписи традиционной сергиево-посадской матрешки

Художница Мария Дмитриева во время росписи традиционной сергиевопосадской матрешки

Музей

В России целых 10 музеев русской матрешки, но, пожалуй, самый интересный находится в Сергиевом Посаде. В его богатой коллекции есть матрешки в образе крестьянок с птицами в руках, бояр, героев русских сказок, исторических персонажей. Тем, кому важны детали, интересно будет изучить самые популярные стили росписи — загорскую, семеновскую, полховскую и другие. Есть небольшой музей матрешки и в столице в доме 7 по Леонтьевскому переулку.

Музей русской матрешки в Сергиевом Посаде

Мастер-класс

Кистями и акриловыми красками можно придать деревянному семейству любые черты на свой вкус и уровень мастерства.

Каргопольская игрушка

Каргополь, Архангельская область

О ремесле

Лепка каргопольской игрушки

Лепка каргопольской игрушки

К началу XX века в Архангельской губернии мастеров-игрушечников почти не осталось. Но, по счастью, ремесло возродилось в прошлом столетии, правда, глиняные фигурки стали ярче. Как и в старину, орнамент на игрушках повторяет языческие символы солнца и земли — круги, веточки, елочки. Самые популярные образы — Конь-Полкан, или Полихан, бородатый кентавр и Тянитолкай, существо, похожее на коня с двумя головами.

Музей мастеров Шевелевых

Большей частью экспозиция рассказывает об истории рода Шевелевых — пяти поколений гончаров и игрушечников. Но много можно узнать и о каргопольском гончарном ремесле как таковом. На музейных витринах много игрушек и посуды из глины, изделия из текстиля, дерева и бересты — всего более 700 предметов.

Каргопольские игрушки в мастерской

Каргопольские игрушки в мастерской

Мастер-класс


Дымковская игрушка

Киров

О ремесле

Обжиг дымковских игрушек в печи мастерской

Обжиг дымковских игрушек в печи мастерской

Музей

Роспись дымковской игрушки

Роспись дымковской игрушки

Мастер-класс


Много слов написано о городецкой росписи, а вот о городецкой игрушке сказано не в пример меньше. Изданы прекрасные книги с прялками и досками, но информацию об игрушках и игрушечниках нужно собирать по крохам, по отдельным абзацам. А ведь явление это для русской игрушки значимое. Правда, промысел не умер - кое-какие фигуры делают на фабрике. Но они лишь отдаленно напоминают изделия старых искусных мастеров.
Тем радостнее, что в настоящее время работает замечательный резчик, художник Сергей Соколов.





Gor_S_13w

Gor_S_14w


Gor_S_12w

Gor_S_11w

Gor_S_05w

Gor_S_04w

Gor_S_15w




СЕРГЕЙ СОКОЛОВ – ПУТЬ МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА

Городец – древний город в Нижегородской области. Когда-то он был столицей княжества. Потом запустел и превратился в село. Славу ему стали добывать не князья, а искусные мастера, виртуозно владевшие топором. Вроде бы этим на Руси никого не удивишь. Но городецкие мужики, за чтобы не брались, творили нечто особенное. В бурях ХХ века многие из их умений забылись, и в XXI вполне могли бы кануть в Лету. Если бы не Сергей Соколов. Сегодня он – главный хранитель городецкой художественной работы с деревом.

Сергей Федорович родился в 1960 году. Детство будущего резчика-виртуоза прошло на Студеной – одной из улочек старого Городца. В этом городе все напоминает о седой старине. В центре едва ли не каждый дом украшен удивительной красоты резьбой. Но к середине ХХ века резчиков здесь почти не осталось. Городецкие мужчины теперь работали с железом, а не с деревом. Вот и отец Сергея, Фёдор Агапович Соколов, был токарем по металлу.

Сергей в отца рос парнем рукастым. И в то же время с детства в нем жила тяга к художественному творчеству. На всю жизнь запал Сергею в душу однажды увиденный по телевизору фильм: мальчику не давали вырезать; и вот он чистит картошку, а из под ножа появляются картофельные скульптурки. После просмотра этого фильма у Сергея Соколова появились первые мечты о резьбе.

Но до их воплощения было ещё ой как далеко. Путь к своему делу, делу жизни, для Сергея Федоровича не был простым. Как положено два года он отслужил в армии (1978 – 1980). Окончил Горьковское профессионально-техническое училище № 6, где получил востребованную профессию радиомеханика. Работал телевизионным мастером. Душа, однако, жаждала чего-то большего. Молодой телемастер обожал всякие выставки, собирал художественные открытки. Но просто созерцать красоту, ему тоже было мало. Жила потребность сотворить нечто собственными руками. Но что?

Однажды зимой 1990 года Сергей Соколов пришел ремонтировать телевизор к очередному клиенту. А это был не кто-нибудь, а Валерий Георгиевич Зеленин – легенда городецкой резьбы по дереву. Зеленин помог инструментами, советами. Соколов считает его своим учителем.

После этой судьбоносной встречи Сергей Федорович Соколов оставил работу радиомеханика и засел за резьбу. Ушёл, что называется в свободное плавание. В тридцать лет, имея семью и двоих детей, не побоялся круто изменить свой жизненный путь.

Начинал Сергей Соколов с небольших деревянных скульптурок. Главные герои – мудрые и улыбчивые старички – дед и бабка. От коненковских вещей Сергей взял для них прищур и взгляд с хитринкой. Стесняясь, начинающий мастер принес несколько своих резных старичков в Городецкий историко-краеведческий музей, показал директору, Вере Викторовне Бровиной. С трепетом ждал оценки. А заезжие туристы их вдруг разом купили. Да ещё других запросили.

Скульптур из этой серии Сергей Федорович сделал много, благо спрос был большой. Людям сразу полюбился образ обаятельного дедушки. Старичок с гармошкой, с котом – все работы сразу находили покупателя. Практически все скульптуры из этого цикла сейчас находятся в частных коллекциях. Вырезал их Соколов из березы и немножко тонировал.

Глухой такая резьба называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий. Мастер формировал на её плоскости рельеф узора с помощью долота. Так украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянской избы (эта доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба).

Самый известный образец глухой домовой резьбы в Городце, своего рода символ города – это доска с дельфинами над воротами дома графини Паниной (улица Андрея Рублева, 16). Щит с двумя дельфинами – родовой герб Паниных. Неизвестный мастер в середине XIX века выполнил его в стиле городецкой домовой резьбы. В бурном ХХ веке шедевр едва не погиб. В музее уцелела только его верхняя часть. В 1994 году Сергею Соколову доверили воссоздать это чудо искусства, и с тех пор оно не перестает радовать жителей и гостей Городца.

Итак, одна вершина покорена, что дальше? Совершенствовать себя в резьбе или искать новые формы самовыражения? В 1998 году Сергей находится на перепутье. Возникает мысль попробовать себя в живописи. Его привлекает творчество Кандинского, городецкого художника Расторгуева. Однако мастера ожидает совсем другой поворот биографии.

В более – менее крупных размерах этот промысел существовал недолго. Уже вначале ХХ века топорно-щепная балбёшка не выдержала конкуренции фабричной игрушки, а также кустарной игрушки из Сергиева Посада и правобережной части Балахнинского уезда (современный Чкаловский район).

Особого искусства в изготовлении таких вещичек достиг Тимофей Федорович Краснояров из Курцева. Кроме того, этот мастер разработал уникальные движущиеся композиции с использованием музыкальной шкатулки. Это уже третий вид городецкой игрушки.

Сергей Соколов освоил все три её ипостаси. Начал с топорно-щепной балбешки. Поначалу использовал реальные щепки, которые всегда остаются после колки дров. Потом стал делать полукруглые березовые щепки специально. Выпиливал нужный контур электрическим лобзиком. Лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки. Потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая дает более насыщенный яркий цвет.

Образцом служили фотографии шедевров старых мастеров. Соколов работал строго в рамках их канонов. Поэтому тыльную сторону куклы он лишь обстругивал, но не шлифовал и не раскрашивал, чтобы было можно видеть фактуру необработанного дерева. Сюжеты традиционны для городецкой росписи. Мне особенно милы его парень в синей рубахе с барышней-скромницей. В соответствии с традицией лица их белы, а на белом фоне уверенными черными штрихами даны глаза, носы, губы. А как точны движения губ и бровей!

Есть у Соколова и серия красных и бурых коней на колесиках. Это дань той городецкой игрушке, которая родом из Новинок, Леденцова, Телячьева – из нынешнего Чкаловского района. Один такой скакун имеется в моей коллекции. Кстати колесики это отдельная история. Как сделать так, чтобы колесики свободно крутились, но не слетали – без клея, гвоздей или других приспособлений? Эта старинная хитрость народных мастеров Сергею Соколову хорошо известна.

Параллельно Сергей Федорович научился делать игрушки в стиле Тимофея Красноярова. Начал с упряжек. Эти забавные лошадки с лихими возницами пользовались особым спросом.

Ну и, конечно, нельзя без кота. Кот Соколова мудр. Глаза его зелены. Игрушка плоская. Изображение создается выемками, которые подкрашены акварелью. Здесь мастер вплотную подошел к созданию нового типа городецкой игрушки – игрушки собственно Соколовской.

Для городецкой игрушки – это совершенно новый тип. Такого не делал никто. И в то же время по манере, по духу – эти вещи на 100 % городецкие. Традиционные городецкие игрушки всегда раскрашивались. Но Соколову, как резчику хотелось сохранить фактуру дерева. Как же тогда создать на плоскости изображение? Вот здесь-то на помощь и приходят контурная резьба, плосковыемчатая резьба и украшение плоскости геометрическим узором. Цвет же или совсем не используется и или играет вспомогательную роль подкраски. С его помощью мастер делает акцент на отдельных выемках.

К вершинным достижениям игрушек этого типа следует отнести серию, сделанную Сергеем Федоровичем в 2010 году. Начнем с добрых единорога и оленя и разъяренного льва. Вообще то в городецкой традиции гнев для царя зверей совсем не характерен. Впрочем, и злой лев Соколова

внутри добр и разгневан скорее несовершенством мира, нежели чем-то иным. Во всех трех игрушках краска не используется совсем. Не коснулась кисть и кота-философа, равно как и держащего его в объятиях веселого парня. Обошелся без подкраски тот же кот в другой ситуации. Теперь он держит в лапах птицу. (Впрочем, и он, и она переживают эту ситуацию поистине философски).

Большинство новых игрушек Соколова – на радость детям – снабжены колесиками. А есть и те, которые способны к механическому движению. Например, удивительный Георгий Победоносец, на ходу методично, обрушивающий на голову змея удары копья.

Доктор исторических наук,
профессор Ф.А. Селезнев,
заведующий кафедрой истории России и краеведения
ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Читайте также: