Городецкая игрушка из глины своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

В прошлом круизном посте мы побывали в краеведческом музее Городца. В этом мы посетим "Детский музей", вылепим жбанниковскую свистульку и потом попрощаемся с Городцом, который нам так понравился.

В музее есть зал, посвященный земской школе, можно порассматривать дипломы, тетради и учебники, школьные принадлежности, с которыми дети ходили учиться много лет назад. Обставлен этот зал как учебный класс.

С 1864 года начинают создаваться начальные школы в сельской местности, открывавшиеся земствами. Они имели 3-годичный, а с 1890-х гг. - 4-годичный срок обучения. Эти школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.

Все земские школы делились на однокомплектные, т.е. с одним учителем, и многокомплектные, т.е. с несколькими учителями. Было преобладание однокомплектных школ.

Обучение продолжалось в основном с 1 сентября по 15 мая. В течение учебного года были каникулы рождественские, масленые, первая неделя великого поста и страстная неделя, а также пасхальные каникулы. Однако не все школы приступали к работе 1 сентября. Это было связано с тем, что дети отрывались на полевые работы. Поэтому в некоторых школах занятия начинались и в октябре.

К концу 19 века в Городце было немало частных библиотек, в том числе у разбогатевших крестьян. Небольшие библиотеки имелись также при школах и начальных училищах.

В 1881 г. по инициативе учителей воскресных школ и купца Ильи Константиновича Лазутина была сделана первая попытка организовать бесплатную народную библиотеку в селе Городце. Библиотеку с книжным фондом 500 книг разместили в наемном доме, но без поддержки земства она просуществовала недолго. Ее передали в воскресную школу Федоровского монастыря, где она и закончила свое существование.

3 января 1898 г. в селе Городце состоялось торжественное открытие библиотеки-читальни. На открытие прибыл сам нижегородский губернатор с супругой. В 1920 году народная библиотека Городца была переведена из Народного дома в особняк купца Облаева, где она занимала первый этаж музея. Благодаря энергии этих людей библиотека переезжает в отдельный от музея особняк купца Рукавишникова (ул. Ленина, 12; сегодня это здание Детского музея). Библиотека расширяет свою деятельность: открывается абонемент, два читальных зала (детский и взрослый), передвижной фонд.

В этом здании библиотека находилась до 1954 года.

пособие "Как составлять гербарий"

на стене плакат по естествознанию

кружевные воротнички красивые! а вот такие как внизу воротнички и манжеты и мы носили

свидетельство об успехах за 1914 год! Обратите внимание на деление учебного года не на четверти-семестры-полугодия, а согласно праздникам

школьный дневник того же времени

за "Лису на охоте" поставили 4 с минусом!

есть и свидетельства об окончании института - 1933 года

аттестат на звание учителя средней школы за 1938 г

время сменилось, земская школа превратилась в советскую. Атрибуты знакомые всем

книги и журналы

райпионерлагерь, 1932 г

отдельный зал посвящен советским игрушкам - до того, как детей строили в ряды со знаменем и барабаном, они еще и в игрушки играли :)

а вот медведь с верхней полки у нас дома был

а такой чемоданчик - у Ани anni_lj

Мишка-олимпишка - это уже из моего детства

в куклы я никогда не играла, они мне казались неживыми. Ведь и вправду, страшноватые немного.

даже когда для них делают такой уютный уголок

а вот лошадка знатная, прямо как с карусели

целый шкаф разных воспроизводителей звука и изображения

диаскоп - у меня такой же точно был

волшебный фонарь - я про такой только у Носова читала

а вот диапроекторы для просмотра диафильмов были у нас дома, и сейчас есть, правда, уже современный

Музей предлагает посетителям мастер-класс по лепке жбанниковской игрушки-свистульки. Поскольку времени у нас было много, а на улице лил проливной дождь, мы решили попробовать слепить свистульку.

Жбанниковская свистулька получила свое название по месту изготовления - деревни Жбанниково. Лепили игрушку и в других деревнях Городецкого района.

Силуэт жбанниковской свистульки вписывается в равнобедренный прямоугольный треугольник. В большинстве случаев игрушка имеет три точки опоры - две короткие ножки спереди и хвост-свисток сзади. Образы игрушки традиционны: конь, олень, корова, петушок, козлик, барашек.

в музее представлены фотографии старейших мастеров жбанниковской игрушки

ну а дети тем временем знакомятся с мастером и усаживаются за стол. Все получили кусочек линолеума и глину

сперва делаем шарик

надеваем его на большой палец левой руки, а правой делаем "ножку гриба"

а из "шляпки гриба" вылепливаем хвост и голову свистульки

мастер помогает, конечно, лепить в первый раз очень трудно, особенно головку игрушки

игрушку снимаем с пальца - сзади у нее толстая трубка получилась

Лея лепит оленя, а Рухама лошадку

и теперь эту толстую трубку надо сузить

самая важная часть работы - правильно сделать отверстия, чтобы свистулька засвистела. Делают их стеками

вставить их надо непременно под правильным углом

вот какие замечательные игрушки получились! Мы их не обжигали, они просто обсыхали несколько дней в коробке

и уже дома дети их расписали гуашью. Рухама смешала синий с белым - у нее лошадка голубая

а у Леи олень коричневый - основная краска

но туловище все переливается разными цветами

нам очень понравился мастер-класс, и педагог очень приятная была, помогала девочкам, хвалила их. Из музея мы бегом побежали на теплоход - дождь так и не прекращался. Так, под дождь, мы и попрощались с Городцом

на палубе прохладно - впрочем, как было почти весь круиз. Запасливые пассажиры утеплились - головные уборы, плащи

прошли мимо "Профессора Лукина"

еще один день путешествия подошел к концу.

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу круиз_2012

глиняные игрушки

Эта небольшая квартирка больше похожа на музей. Стены увешаны фотографиями и расписанными деревянными досками, на полках – множество книг и фигурок людей и животных. Есть даже фальш-окно – рама с затейливым узором, вылепленным из глины. И центр притяжения – стеллаж, где выстроились глиняные красавицы в кокошниках и кокетливых шляпках, господа офицеры в мундирах, купеческие семейства, а также медведи, козочки, котики, сказочные птицы, цветущие деревья, церкви…

Именно там Лора Константиновна и столкнулась впервые с глиняной игрушкой, можно сказать, заболела ею. Как оказалось – на всю жизнь. Она перелопатила гору литературы об этом народном промысле, собирала материал буквально по крупицам. На счастье, под рукой оказалась и старенькая муфельная печь, в которой можно было обжигать глину. Первые же работы мастерицы оказались очень удачными. Она нашла свой особый, неповторимый авторский стиль. Теперь о нем знают во всем мире – это самарская глиняная игрушка Лоры Городецкой. И уж если везти сувенир на память о Самаре в другой город или даже за границу, думается, лучшего подарка не найти. Потому что в этих работах живет дух нашего города, навеки запечатанный в глину.

Но мастерской, а тем более музея самарской игрушки так и нет. Хотя в свое время власти обещали Городецкой поддержку, но ей до сих пор приходится создавать свои шедевры в тесной, неприспособленной квартире. А ведь глиняные игрушки Лоры Константиновны – это и сохранение народных традиций, и творческий потенциал, и самобытность Самарского края, и потенциальное внимание туристов, и возможность воспитать еще немало талантливых детей.

glinianaia-igrushka-lory-gorodetckoi-02

Как напев древнего гусляра, этот рассказ убаюкивал и уносил в какие-то сказочные были-небыли, в них хотелось верить и слушать до бесконечности. И до бесконечности наблюдать за ласкающими, нежными, оглаживающими движениями умелых рук, творящих волшебную сказку…

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Елена Бурьевая

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 690

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект мастер-класса

ФИО педагога: Красько Татьяна Владимировна

Тип занятия: Комбинированное

Дата проведения: 14.12.2016г

Место проведения: ГБОУ школа № 690

Используемые педагогические технологии : информационно-коммуникативная.

Открытое занятие

Цель: Дать общие представления о городецкой росписи. Показать элементы городецкой росписи. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи на примере новогодней игрушки. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Роль педагога:

Задачи:

Обучающие:

научить работать в команде;

рассказать о народных ремеслах России.,

научить рисовать элементы городецкой росписи на деревянной заготовке-игрушке;

познакомить с новым материалом;

научить правилу работы с гуашью;

научить работать с материалами и инструментами, используемые при росписи игрушки,

Развивающие:

расширить кругозор, ознакомить с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи

развить воображение, фантазию.

Воспитывающие:

воспитать коммуникативные качества;

воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;

воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Этапы занятия

1.Вводная часть. Организационный:

1. Эмоционально-психологический настрой участников на качественное изготовление модели.

2. Информационный

1. Подача информации.

3. Разъяснительно-подготовительный

" деревянная заготовка елочной игрушки"

" баночка для воды

" образцы городецкой росписи, образцы элементов.

" презентации "Городецкая роспись"

2. Видео материал (презентация, фильм).

5. Рефлексия.

6. Заключительный

Педагог подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Обращает внимание каждого, над какими замечаниями ему следует поработать самостоятельно. Благодарит всех участников.

Этапы и задачи занятия

Эмоционально-психологический настрой участников на качественное изготовление модели.

1.Приветствует. Проводит инструктаж по охране труда. Организация начала учебного занятия. Привлечение внимания к теме.

к приобретению новых знаний.

Организация рабочего места.

Внимание к учебному занятию, интерес к теме, переход к активному творчеству.

Смотрят презентацию, фильм, участвуют в диалоге.

1.Проводит разъяснение этапов росписи заготовки.

2.Даёт общие сведения о материале: дереве, инструментах (кисти, краски, гуашь)

3. выдаёт заготовки, кисточки, краски.

Внимательно слушают и задают вопросы.

Получают деревянную заготовку елочной игрушки, гуашь, кисти, баночку для воды

Рабочий. Рисование на деревянных заготовках элементов городецкой росписи.

Разъясняет правила рисования элементов.

Указывает как и в каком порядке лучше прорисовывать детали.

Предлагает взять заготовку, кисточки и краски и начать прорисовывать элементы городецкой росписи на заготовке.

Просматривает у каждого присутствующего правильность исполнения работы .

Представляют на заготовке размещение элементов росписи.

Участники внимательно рассматривают. готовые игрушки.

Слушают и задают вопросы.

Берут аккуратно кисточки и краски. Начинают расписывать заготовку.

Проверяют правильность выполнения задания, показывают игрушки педагогу, задают вопросы.

Рассматривает модель и ведёт диалог об основных особенностях данной модели.

Слушают, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.

Заключительный этап VI .

Завершает занятие напутственными словами. Спрашивает о пожеланиях. Прощается

Высказывают пожелания, замечания, задают вопросы. Прощаются.

Методическое обеспечение занятия

Средства обучения.

- раздаточные материалы (схемы,);

- средства ИКТ (компьютер, интерактивная доска).

Оборудование занятия:

Столы, материал, инструменты и принадлежности для изготовления модели.

Список используемой литературы

1. Р.Бардин «Изделия народных художественных промыслов и

2. В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов.

Комплект цветных открыток.

3. С.К. Жигалова Русская народная живопись. Издательство

6. Е.Субочева Народные промыслы. Издательство

Интернет ресурсы

Самоанализ занятия

Проведение занятия даёт возможность:

1.1. Познакомиться с народными ремеслами России. Ознакомиться с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомиться с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развить познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

1.2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

2 . Общие сведения о занятии:

Колличество:25 человек.

Средства обучения:

1. Компьютер, интерактивная доска, презентации.

2. Подбор материала:

" деревянная заготовка елочной игрушки"

" баночка для воды

" образцы городецкой росписи, образцы элементов.

" презентации "Городецкая роспись"

3. Видео материал (презентация, фильм).

3. Цель занятия: Дать общие представления о Городецкой росписи. Донести общую информацию о Городецкой росписи, показать элементы Городецкой росписи. Показать процесс рисования элементов Городецкой росписи. Рассмотреть материалы и инструменты, используемые при создании игрушки. Расписать деревянную заготовку.

I .Обучающие:

1.Научить работать в команде.

2.Познакомить с новым материалом.

3.Научить правилу рисования элементов Городецкой росписи.

4. Научить рисовать элементы Городецкой росписи на деревянных заготовках.

II .Развивающие:

2.Развить воображение, фантазию.

III .Воспитывающие:

1.Воспитать коммуникативные качества.

Задачи, решаемые на занятии :

Донести общую информацию о Городецкой росписи, дать определение модели, модели судна. Дать общие представления о Городецкой росписи. Донести общую информацию о Городецкой росписи, показать элементы Городецкой росписи.

Показать элементы Городецкой росписи.

Рассмотреть материалы и инструменты, используемые при создании игрушки.

Расписать деревянную заготовку.

Создать комфортную обстановку на занятии.

Структура занятия .

Теоретическая часть

Городецкая роспись – как её нам не знать…

Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты – ни пером описать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца!

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

Мастера из Городца сотворяют чудеса:

Прялки и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

А в узорах тех цветы небывалой красоты.

Их в букеты собирают, яркой краской украшают,

К ним листочки добавляют,

Белой краской оживляют.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Городецкая роза -- самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкая роза в узоре

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

А диковинные птицы тянут свои крылья в небо.
Может стоит научиться рисовать и нам всё это?

Расписное донце прялки изучаем мы с тобою,
здесь игривые лошадки нам кивают головою.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-либо другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы. И их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их мотивах.

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться, вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Самостоятельная работа учащихся (роспись деревянных заготовок)
(музыкальный ряд)

Показ видеоролика.

На мой взгляд, на занятии все поставленные задачи реализованы.

В процессе занятия возник интерес к Городецкой росписи. Все поставленные задачи были выполнены. Чувствовался сильный подъём интереса творческой деятельности и большое желание развиваться в данном направлении.

Деятельность участников оцениваю следующим образом: теоретическая часть занятия усвоена, практическая часть реализована, все поставленные задачи выполнены.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской, скопинской и др. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, – таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и более позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного было в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

В указателе Вятского кустарного отдела, опубликованном в конце 1890-х годов, мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в цветовых сочетаниях раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Алексея Ивановича Деньшина (1893 – 1948), художника, популяризатора и руководителя дымковского промысла в 1930-х годах, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной.
Художник по образованию, уроженец Вятки, А.И. Деньшин большую часть своей жизни отдал изучению и популяризации дымковской игрушки. Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, воспоминания о дымковских мастерицах, отдельные статьи в журналах и газетах – все это является тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки. Сейчас книги А.И. Деньшина являются раритетом. Первое издание вышло в 1917 году в Москве. Своео бразная книжка тиражом всего в триста экземпляров включает рисованный текст и пятьдесят таблиц с изображением игрушек, каждое из которых было раскрашено А.И. Деньшиным от руки по отлитографированному контуру. В 1926 году уже в родной Вятке Деньшин выпускает новое издание своей книги, в котором текст уже не рисованный, а наборный, но рисунки выполнены, как и раньше, от руки. Это издание дополнено и переработано. В нем впервые появляется очерк об Анне Афанасьевне Мезриной. В нем уже совершенно уверенно говорится о глиняной игрушке, как об одной из лучших ветвей народного искусства. Наконец, в 1 929 году в Москве выходит новая книга с рисунками А.И. Деньшина и текстом А. В. Бакушинского. Здесь рисунки исполнены уже литографским способом. Непреходящую ценность работ А. И. Деньшина составляют многочисленные факты жизни и творчества дымковских мастериц, основные сюжеты и названия игрушек, которые он старался зафиксировать как можно точнее.

В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Елизаветы Александровны Кошкиной (1871 – 1953) и Елизаветы Ивановны Пенкиной (1882 – 1948). Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Елизавета Александровна Кошкина, как все дымковские дети, с восьми лет лепила и красила игрушки. Но лишь с 1934 года можно проследить ее творческий путь. У Кошкиной совершенно особая авторская манера, ее игрушки не спутаешь с другими. Устойчивые приемы лепки и росписи, не менявшиеся с 1943 года до конца жизни, были усвоены и ее дочерью, З.Ф. Безденежных, которая также с 1934 года постоянно помогала матери сначала только красить игрушки, а с 1942 года - и лепить. Разнообразием сюжетов Кошкина уступала А.А. Мезриной. В 1937 году упоминается коллекция игрушек Е.А. Кошкиной из сорока разновидностей. Среди них есть традиционные темы и новые композиции, созданные ей самой или перефразированные с работ других мастериц и существовавших образцов. Самыми традиционными сюжетами были барыни, няньки – кормилицы и водоноски. Кошкина создала свой собственный типаж, выражавший своего рода эталон женской красоты. Ее дамы всегда статны, горделивы и величавы. В них есть свой нрав и характер. Женские персонажи у Кошкиной одеты празднично и нарядно. Даже водоноска с ведрами на коромысле в клетчатой юбке, кофте в талию, с серьгами и рядами бус не выглядит буднично. В окраске мастерица чередует яркие пятна – синие, малиновые, желтые, зеленые. Чаще они соединялись по контрасту. Раскраска сочеталась с росписью по белому фону, активному в общем цветовом решении. Юбки и передники, как правило, украшает орнамент из кружков, горошин и колец в самых различных комбинациях размеров и цвета, а иногда это обычная клетка наподобие крестьянской пестряди. Орнамент подчеркивает гладко окрашенные детали.

Младшей современницей Е.А. Кошкиной была Елизавета Ивановна Пенкина. С семи лет она помогала матери, училась делать свистульки: уточек, петушков, гусей, баранов. В молодые годы Пенкина перебрала много профессий, но в 1935 году вновь обратилась к глиняной игрушке. Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. В отличие от работ Е.А. Кошкиной произведения Е.И. Пенкиной не столь однородны. Дореволюционных игрушек ее мы не знаем. Крайние даты известных нам произведений - 1935-1946 годы. Таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк Е.И. Пенкиной, вероятно, сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового, а подчас и отступлений от канонов местного искусства. Для ранних работ 1930-х годов Е.И. Пенкиной характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги – это характерная особенность многих работ мастерицы. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Е.И. Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.

Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е.И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л.Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И.Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей мастерице почти совсем отказало ей, уже сама красила все её изделия.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сесты Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е. И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.

При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е.И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.

К аргопольская игрушка. 1930-е – 1970-е годы.

Читайте также: