Глиняные поделки на руси

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Презентация на тему: " ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА РУСИ: ИГРУШКИ И ПОСУДА ИЗ ГЛИНЫ Выполнила: Шабанова Ирина студентка группы 1417." — Транскрипт:

1 ГОНЧАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ НА РУСИ: ИГРУШКИ И ПОСУДА ИЗ ГЛИНЫ Выполнила: Шабанова Ирина студентка группы 1417

2 Гончарное дело – одно из самых древнейших ремесел в Мире. Считается, что первые изделия из глины и воды человек смастерил еще в эпоху неолита. Гончарное ремесло издревле служило для приготовления сосудов, в которых могла храниться пища, зерно, вода. Затем стали появляться новые виды предметов посуды. Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому – огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло

3 Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев.

4 История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя. В Китае этот промысел зародился еще за две тысячи лет до нашей эры. Гончарное дело в Китае было на высоком уровне, и об этом свидетельствует изобретение такого качественного вида керамика, как фарфор.

5 В Античном Мире основным материалом гончарного промысла являлась простая железистая глина, из которой чудесные античные амфоры, вазы и другие сосуды. На еще сырые изделия наносился и рисунок, а затем черный лак. В Древней Греции гончарное дело стало видом изобразительного искусства. Знаменитые на весь мир греческие вазы вывозились в другие страны и считались знаком богатства и роскоши.гончарное дело

6 Гончарное производство совершенствовалось на протяжении веков. В начале VIII века в странах Европы гончарные изделия начали покрывать глазурью. Глазировали также глиняные плиты, которыми выстилали полы. Глазурь содержала примеси разных металлов, каждый из которых давал свой определенный оттенок.

7 У славянских народов дело гончарный промысел зародился еще в доисторическую эпоху. Изначально древние гончары использовали лепную технику. Хоть форма такой посуды была идеала, зато ассортимент ее даже в те времена был велик: различные горшки, сковороды, кувшины, корчаги и многое другое. Гончарный круг на Руси появился в веке. Его появление привело к появлению нового вида промысла. Население широко использовало глиняную посуду. Появилось огромное количество гончарных мастерских. Изделия мастерских разных областей отличалась между собой по форме, размерами, на дне изделий ставилось свое клеймо. Обжигали посуду в предназначенных для этого печах- горнах. Такая печь состояла из двух уровней, в одном находились дрова, во втором приготовленные изделия. Гончарное дело на Руси было одним из самых важных и почетных ремесел.гончарных мастерских


Наука | Этнография

Гончарное искусство в древней Руси


Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней. Гончарное искусство — одна из древнейших отраслей художественного творчества. Археологические находки свидетельствуют, что человеку ранней неолитической эпохи уже было знакомо изготовление глиняной посуды.


Изразцы из дворца царевича Дмитрия в Угличе.

Долгое время гончарное производство выражается только в изготовлении посуды, служа узкоутилитарным целям, но постепенно оно развивается и обогащается новыми приемами и формами, изящество которых переносит гончарное производство из области ремесла в область искусства.

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.

Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.

В зодчестве гончарное искусство завоевало себе прочное место выработкой черепиц, изразцов и всевозможных архитектурных декораций. Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.

В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.

Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.

Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.

В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.

В Ярославском древлехранилище есть пряничная доска и красный изразец с одинаковым мотивом узора; хотя их разделяет промежуток времени более 200 лет (изразец XVI века, а пряничная доска конца XVIII), все же в них находятся общие черты, причем узор изразца значительно совершеннее.


Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.


Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.


Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.

Орнамент на красных изразцах Ярославского древлехранилища представляет смесь византийского с восточным, но ни тот, ни другой ясно не выражен. Скорее он напоминает обронные украшения собора в Юрьеве Польском. Все они представляют квадрат в 43/8 вершка.

Связь между орнаментацией пряничных досок и изразцов можно также проследить на пряничной доске из музея ростовской Белой Палаты, изображающей коня в богатой сбруе, и на изразце из художественно-промышленного музея Александра II в Москве, где помещен всадник на коне такого же пошиба.


Изразец. Церковь Воскресения Христова в Ростове. 1670-е годы.


Изразец. Собор Алексеевского монастыря в Угличе. 1681 г.

В 1631 году отдается приказ распечатать запечатанные объезжим головою горны у тяглецов гончарной слободы в виду получения ими заказов на черепицу от приказа Большого Дворца для церкви Никиты Мученика и от Кормового Дворца для кровли поварни.

В 1666 году царским указом из Воскресенского монастыря мастера гончарного дела переводятся в Московскую Оружейную палату.

Колокольня этой церкви, квадратная в основании, переходит в восьмиугольную башню с шатром. Стены ее под карнизом украшены фризом в один ряд изразцов, составляющих средний ряд на поясе храма. На нижней части восьмиугольной башни сделаны прямоугольные вставки из шести изразцов, составляющих верхний и средний ряды фриза на храме. Замечательно то обстоятельство, что и пояса из одного ряда изразцов и прямоугольные вставки на колокольне производят вполне законченное впечатление и только при более внимательном осмотре видно, что это части большого фриза.

Местом жительства гончаров в XVII веке были Алексеевская, Таганная, Панкратиевская, Семеновская, Мещанская слободы, Рождественка, но, главным образом, Гончарная слобода, ныне Гончарная улица с прилегающими переулками.

Кроме приведенных здесь двух церквей изразцовые украшения сохранились еще на церкви Спаса за Золотой Решеткой, Адриана и Наталии у Сухаревой башни, на Крутицком тереме, Андреевской богадельне на Москве-реке, Бутырской церкви Рождества Богородицы, Измайловском Покровском соборе и др. Ими блещет также Воскресенский монастырь, где при патриархе Никоне выработалась целая школа гончарного искусства. В 1654 году выделывание поливных изразцов перенесено патриархом Никоном из Иверского монастыря в Воскресенский — Новый Иерусалим. Внутри храма находятся целые изразцовые иконостасы, а на наружных стенах пояса, наличники окон, головки херувимов. К сожалению теперь все без исключения изразцовые украшения внутри и снаружи закрашены масляной краской и отчасти вызолочены, причем цвета совершенно не соответствуют принятым в XVII веке.

Наличник окна, в орнаменте которого ясно выражено влияние barocco, повторяется несколько раз на соборе.

Узкие окна не имеют наличников и украшены только херувимами, вделанными в стену над окнами. Те же херувимы повторяются и на восьмигранной главе скита патриарха Никона. Изразцовые наличники окон верхнего этажа строги по рисунку и покрыты мелким орнаментом.

Пояс над плитой с надписью, помещенной у входа в собор, составлен из двух рядов изразцов повторяющих только два рисунка: триглиф и розетку. Такой же пояс встречается еще несколько раз на стенах храма и на барабане главы под куполом.

Прекрасными изразцовыми украшениями, несомненно, превосходящими таковые же на московских церквах, богаты почти все церкви Ярославля, построенные в XVII веке. Квадратная вставка, окаймленная сильновыпуклым валиком, украшенным кругами с розетками внутри, повторяется несколько раз на стенах церкви Богоявления, причем выпуклая рамка остается та же, а квадратные вставки различны.

Интересно отметить, что на большинстве церквей Ярославля этого времени повторяются одни и те же рисунки на изразцах.

На паперти Ильинской церкви, на поясе, идущем по нижней части стены под фресками, помещены такие же квадраты, как и на церкви Богоявления, окаймленные валиком, с тою только разницей, что здесь они поставлены рядом, образуя непрерывный пояс, огибающий и пилястры.

На абсидах церкви Петра и Павла на берегу Волги, по обеим сторонам наличников окон и в северную и южную стены вставлены квадраты такого же рисунка, как на церквах Ильи Пророка и Богоявления, только без рамки. Наличник абсидного окна этой церкви покрыт мелким орнаментом из цветов и завитков, и в раскраске его преобладает зеленый цвет.


Изразцовые украшения церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.

Лучшая из Ярославских церквей — Иоанна Предтечи в Толчкове, построена между 1682 и 1696 гг. Изразцовые украшения на ней отличаются от предыдущих тем, что здесь рамки вокруг квадратных вставок сделаны из фигурного кирпича, отформованного в виде кружков, квадратиков, жгутиков и балясин. Изящный рисунок этих вставок, представляющий всевозможные цветы в вазах и завитках, павлинов и более мелких птичек, выдержан в синих, зеленых, желтых, белых и буро-красных тонах. В орнаменте их сильно выражено западное влияние.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках построена в 1654 году. Лучшим ее украшением является изразцовый наличник среднего окна алтарной абсиды. По форме и рисунку это самый красивый наличник всех ярославских церквей. Орнамент его сочнее, наряднее наличника Петропавловской церкви; это целое декоративное панно. Стебель орнамента по середине прерывается, потому что отверстие окна оказалось больше, чем было рассчитано, и мастер вставил два ряда одинаковых изразцов.

Отделка алтарных окон изразцовыми наличниками встречается и в других местах: в церкви Николы Мокрого в Ярославле и в Балахне на Волге.

В надвратной церкви Воскресения Христова в Ростовском Кремле встречаются украшения из поливных изразцов. На квадратной вставке изображен всадник с коротким мечом в руке. Головной убор его напоминает польскую или малороссийскую шапку. Возможно, что образцом служил южнорусский или польский оригинал.

Другой всадник на изразце, вставленном в стену собора Алексеевского монастыря (1681 г.) в Угличе, вооруженный копьем, тоже имеет головной убор, украшенный пером или султаном.

Птица на изразце со стен этого же собора такого же типа, как птицы на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Там же находится квадрат с цветком в виде тюльпана, вырастающим из вазы.

Много очень интересных изразцов собрано в музеях Москвы, Ростова и Ярославля.


Изразец. Музей Белой Палаты в Ростове. XVI-й век.

В художественно промышленном музее Императора Александра II в Москве имеется изразец с птицею-сирином, сидящей на ветке. Несколько таких же изразцов хранятся в Историческом музее.

Иногда рисунок был так велик, что не помещался на одном изразце, и, чтобы получить полный раппорт, требовалось 4-6 изразцов.

В музее Костромы хранится изразец, середину которого составляет восьмиугольник, окруженный рельефной рамкой. Плоскость этого восьмиугольника гладкая, белая, с написанным на ней цветком.

Крупные цветы, собранные в букеты, украшают печь во дворце Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре. Там же находятся изразцы, покрытые картинками с пояснительными надписями, заключенными в сильно рельефную раму. Они относятся к более позднему времени.

В древней Руси кроме изразцов в громадном количестве выделывалась из глины посуда и разные мелкие вещи, как-то: чернильницы, игрушки и даже мелкие пряничные доски. В ростовском музее хранится маленькая глиняная пряничная форма в виде сердца.


Кувшин из Ярославского древнехранилища. XVIII-й век.

Круглый кувшин музея Белой Палаты, очень редкой формы с низким горлышком, поставленным к одной стороне, имеет ручку не сбоку, как обыкновенно, а сверху — от горлышка до носика. Другой, украшенный головками херувимов со сложенными крыльями, имеет много сходства с кувшином из ярославского Древлехранилища, середина которого украшена фигурой трубящего ангела с распростертыми крыльями.


Квасник из Художественно Промышленного музея Александра II в Москве. XVII-й век.

Белый квасник из художественно-промышленного музея Императора Александра II расписан мелкими птичками, поставленными попарно.

Все эти заметки указывают на широкое распространение гончарных изделий в старой Москве, а дошедшие до нас памятники этой отрасли прикладного искусства свидетельствуют о высокой степени мастерства и вкуса, какими обладали мастера гончарного дела XVI и XVII веков.

Примечания.

Лидия Скляренко

Археологические находки во многих древнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарного ремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочный ярус зарывали в землю) гончарные горны, но были и одноярусные.
Слова "посуда" еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Очень часто, например, в Домострое, слово "сосуд" употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово "посуда" встречается в России в XVII веке.

Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку.

"Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со всех сторон". В русской избе было много
разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей - варения каш, похлебок, кипячения воды. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.

Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: "Был ребёнок - не знал пелёнок, стар стал - пеленаться стал".

Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.

Айнура Акматова
Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах. Глина – материал, что называется, с историей. Ребенку всегда будет интересно узнать от взрослых, что раньше игрушки делались исключительно из глины: из нее получались куклы и животные со сказочной росписью. Наибольший интерес в совместном творчестве детей и взрослых представляет собой лепка из глины. Отличаясь повышенной пластичностью из нее легко лепить даже самым маленьким детям и конечно же нет ничего более приятного, чем вдавливать пальцы в мягкую, вязкую, податливую массу. Использование глины, в отличие лепки из пластилина, позволяет сохранить детские поделки из глины надолго. В разных частях нашей страны существовали разные стили таких игрушек, которые, как правило, назывались по месту их изготовления. В канун нового года, своим воспитанникам было предложено изготовить дымковскую игрушку лошадку – это традиционная фигурка из глины, которую легко сделать своими руками. Из истории мы знаем, что, прежде всего, дымковская игрушка предназначалась детям и была воплощением ярких сказочных персонажей. Мастеря свою игрушку, ребятишки не только наслаждаются ощущением глины, которая меняет форму под пальцами, но и активизируется процесс мышления, воображения.

Процесс ее изготовления достаточно прост, главное заинтересовать воспитанника.

Для лепки понадобятся обычные материалы:

• глина;






Лепить из глины не только приятно, но и полезно, так как она помогает уменьшить психологическое напряжение, как у взрослых, так и у детей. Несмотря на то, что современная народная игрушка уже не отвечает своим первоначальным функциям, исчезла из игры детей, она остается ярким явлением декоративно-прикладного искусства, как общепризнанный сувенир и поныне служит украшением современного интерьера.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Читайте также: