Добру и пониманию путь открыт поделка

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Класс: 4.

УМК: Шемшурина А.И.-7-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Цель:

  • Создать условия для накопления детьми понимания значимости природы как источника жизни в соответствии с нравственными вопросами;
  • Подвести детей к пониманию красоты как эстетической категории, формировать эмоциональное представление и восприятие красоты природы, человека, воспитывать бережное отношение к жизни, формировать толерантное отношение к окружающим, совершенствовать коммуникативные умения выражать своё мнение, делать выводы, сравнивать явления.

Задачи:

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека;
  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
  • приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

  • адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности; знание правил.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Повторение

А) Учитель читает сказку

Загадка

Как вы думаете, о ком и о чём идёт речь в этой сказке?

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

Б) Тест (учитель раздает детям листочки. Работают 5 минут. Далее выходят к доске выбирают вопрос и дают ответ. Вопросы спрятаны на ромашках, листочках и снежинках, приклееных на доске.)

Задание 1

Вопрос: Укажите те пословицы, которые говорят о чистоте души.

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) Великие души понимают друг друга.

2) Шуба овечья, да душа человечья.

3) К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

4) Хоть мошна пуста, да душа чиста.

5) Душа меру знает.

6) Честная душа не меняется.

Задание 2

Выберите один из 5 вариантов ответа:

Задание 3

Вопрос: Вставьте в предложение пропущенное слово (в нужной грамматической форме).
____________душевный, то есть с душой, - это добрый, отзывчивый ____________. ____________бездушный, то есть как бы без души, - это недобрый, чёрствый _______________.

Задание 4

Вопрос: Что такое душа?

Задание 5

Вопрос: Укажите истинность или ложность приведённых ниже утверждений.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ Богаче и глубже та душа, которая способна на чувства, помогающие человеку.

__ В своих действиях и поступках руководствуемся не только знанием того, как необходимо поступать в той или иной ситуации, то есть разумом, но ещё и своими чувствами.

__ Человек бездушный, то есть как бы без души, - это добрый, отзывчивый человек.

__ Необходимо воспитывать свою душу, заставлять её трудиться, чтобы окружающим вас людям было легко и приятно общаться с вами.

__ У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа.

Задание 6

Вопрос: Это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем.

Составьте слово из букв:

ЕНТДЬВСШОУ -> ____________________________

3. Актуализация знаний

- Вы, наверное, обратили внимание, что вопросы прикреплены к разным предметам. Что они выражают? (Времена года)

На земном шаре много живописных уголков, но немногие по своей красоте могут сравниться с природой нашей Родины.

Войдём мысленно в лес.

- Что вы чувствуете?

- Густой смолистый аромат. Пахнет грибами, хвоей. От ручейка веет прохладой. Душа радуется, поёт.

- Жаркий летний день, но в тени деревьев можно укрыться от палящих лучей полуденного солнца.

- Как вы думаете: для чего нам нужна природа?

- Каково её влияние на человека?

Ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых - назначение всякого растения, травинки, цветка.

А сейчас представьте себя в зимнем лесу.

Белая перина сплошь покрывает землю. В лесу по - праздничному чисто. Всё сверкает нетронутой белизной.

Тишина. Безмолвие. Морозная свежесть. Зимний лес объят волшебным сказочным сном.

- Какие стихотворения вы вспомнили, когда смотрели на эти сказочные картины?

Пройдёт зима. Растает снег. Побулькает ручеёк в ложбинке, словно кто-то прополаскивает горлышко. Слушаешь его, и кажется: пройдёт самая малость, и он запоёт. И солнце оперлось подбородком на пухлое облако - ждёт. И земля слушает, нежится, дышит…

- Какие радостные, мягкие и светящиеся краски содержит палитра весны?

- Назовите калейдоскоп красок летнего сезона.

- Какой наряд красок к лицу осени?

Что даёт человеку каждая встреча с природой?

Каждая картинка заставляет нас восхищаться красотой природы: кто-то может выразить свои чувства в красках, кто-то в поэтических стихах, а кто-то сумеет увидеть и душой. Пропустив через сердце чувство прекрасного, такой человек уже никогда не станет ломать деревце в лесу, рвать цветы или оставлять мусор после отдыха на природе.

Спасибо, матушка Земля
Что восхищаешь нас всегда
Природы чудной красотой
Зимой, летом, осенью, весной.

Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце…

Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

Тема нашего урока: Природа – волшебные двери к добру и доверию

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев

- Согласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему?

Природа как живое существо живёт, волнуется, дышит…

Насколько мы умеем видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

4. Работа над темой

(Видео. Демонстрация отрывка из видеоурока. Сказка о дубе)

Вопросы:

- Докажите, что это сказка. (Дуб наделен качествами живого существа)

- Какие явления природы соприкасаются с Дубом? (ветер, солнце, дождь)

- С какими живыми существами Дуб связан? (птицы, животные, человек)

(Доказывается словами из текста.)

- Чем Дуб привлек внимание человека? (тишиной, спокойствием)

- Кого нашел путник в Дубе? (Собеседника), так что же происходит с человеком при общении с природой? (единение, душа человека откликается и разговаривает с природой)- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу? (ответы детей)

Вывод: Дуб благодарен за то, что дарит ему природа – добро жизни. Он благодарит их всех, учится у природы Самому главному- вниманию ко всему живому , заботе и доброму отношению к окружающему миру.

5. Работа по содержанию притчи о справедливости

Притчи о справедливости

Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

- Могут ли растения и животные общаться с человеком?

- Как люди понимают их язык?

- Может ли природа исцелить человека?

6. Работа по учебнику страница 54

– А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всероссийского общества охраны природы:

Одари свой край чуткой нежности,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

- Согласны вы с таким наказом?

- Как бы вы поздоровались с природой?

Здравствуй, природа!
Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы.
Здравствуйте, птицы, соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери, тигры, львы, слоны, волки.

- Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

7. Итог урока

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!

Сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе.

Природа учит нас добру, пониманию.

8. Рефлексия

Если согласны с этим утверждением, выберите слова, подтверждающие эту мысль. 3апишите их на дубовый листочек, лежащий на столе и прикрепите их к нашему большому Дубу на доске.

(Дети находят слова: красота, любовь, доброта, забота, тепло, внимание, охрана, радость, благодарность, помощь, родная, привлекательная, интересная, исключительная, огромная, открытость, душевность, очарование.).

Посмотрите на наше дерево. Оно все усыпано вашими добрыми, любящими природу, словами. Оно цветёт, радует, обогащает нас теплом и добром. Вот чему мы можем научиться у природы.

Домашнее задание

  • Дерево и птица
  • Море и рыба
  • Ветер и облако

Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей.


Считается, что творчество – один из эффективнейших видов реабилитации людей с ограниченными возможностями. Наши земляки умеют создавать шедевры в разных жанрах, например, в таких, как бисероплетение, алмазная мозаика, оригами, вязание на спицах и крючком.

На выставке мы вновь увидели работы всем нам известного художника Семена Пуксикова, проживающего в Истошинском доме-интернате для инвалидов и одиноко проживающих граждан. Любовались картинами Лилии Филатовой из Зарослого, выполненные скульптурным бисером, и алмазной живописью Инзиры Слинкиной из Окунево. Несомненно, и членов жюри, и гостей праздника поразило качество выполненных работ, хотя возраст мастеров, представивших на выставку свои произведения искусства, разный. Были здесь и маститые умельцы, и новички, которые в этом виде творчества делают только первые шаги.

С приветственным словом к присутствующим обратился глава района Виктор Рейн:

-Сердечно приветствую вас с открытием такого замечательного творческого праздника. Сегодня в этом зале собрались люди, которым нелегко жить, но они показывают всем пример, что не надо отчаиваться в жизни и опускать руки. Вы занимаетесь любимыми увлечениями, ощущая при этом свою значимость и полезность. Я благодарю вас за стойкость, за вашу любовь к жизни и радость, которую вы дарите нам своими творческими работами!

Заместитель главы района по социальным вопросам Ольга Шпакович пожелала участникам фестиваля продолжать и дальше жить с такой же активной жизненной позицией.

После приветственных слов началась конкурсная программа. Мадина Израпова из Полозаозерья и Светлана Тренина из Бердюжья прочитали стихотворения. "Ода карасю" в исполнении Сергея Полякова вызвала бурные аплодисменты и веселый смех присутствующих в зале. Зрители пришли в восторг и кричали "Браво", когда на сцену вышла бердюжанка Альбина Петровна Маторина и наизусть прочла свое стихотворение, хотя ей уже под девяносто лет!

Под аплодисменты зрителей звучали песни в исполнении Светланы Пироговой из Окунево, Лилии Филатовой из Зарослого, Елены Малаховой из Бердюжья.

Гвоздем конкурсной программы стало выступление самодеятельных артистов из Истошинского дома-интерната. Они показали театрализованное представление по мотивам сказки Николая Васильевича Гоголя "Ночь перед Рождеством". Автором идеи была Ольга Рогова.

Победители в каждой номинации были награждены дипломами первой, второй и третьей степеней, а остальные конкурсанты – дипломами участников.

Прошедший фестиваль еще раз доказал – не стоит унывать и сетовать на жизненные трудности, нужно уметь радоваться каждому прожитому дню. Талантливых мастеров среди людей с ограниченными физическими возможностями немало на бердюжской земле. Эти позитивные и добрые люди, чьи сердца всегда открыты миру, должны служить нам примером жизнелюбия и позитива.


Если бы каждый стал бы хоть чуточку добрее, в мире сократилось бы число преступлений, стало бы меньше войн, жизнь приобрела бы более яркие краски для всех. Сделать мир лучше можно, главное начать хотя бы с себя и своего чада.

Устройте семейную традицию — каждый день совершать хотя бы одно доброе дело. Просто так. чтобы добро было. Ведь, что посеешь — то и пожнешь.


Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
В. О. Ключевский

Зачем вообще нужна доброта?

А почему вообще нужно быть добрым? Такой вопрос просто наверняка сорвется с губ вашего малыша. Вы должны быть готовы ответить и на него. Объясните ребенку, что доброта нужна не только для своего ближайшего окружения, но и для всех остальных. Благодаря доброте наше общество может процветать и развиваться. Когда мы держимся друг за друга и помогаем, когда между нами нет корысти, то мы сильнее, работа продвигается лучше и быстрее, задачи решаются, а мир становится лучше.

Вы замечали, что с добрым человеком приятно и интересно общаться, что у него много друзей, он всегда доволен и улыбчив? А вот злой человек неприятен и не интересен, с ним вовсе не хочется дружить. Поэтому, чтобы не оказаться таким, нужно проявлять к людям больше сострадания, любви, быть заботливым, показывать им свое хорошее отношение, тогда и люди будут добры к вам ответ.

Мир настолько нуждается в доброте, что в честь доброты даже учредили специальный праздник, который отмечается во всем мире 13 ноября.

Что посмотреть и почитать детям про понятие доброты?

Отличным подспорьем в объяснении вообще любых понятий являются различные материалы, в том числе загадки, стихи, пословицы и поговорки, рассказы, притчи, фильмы и мультфильмы. В них очень наглядно показывается, что есть данное понятие и как оно используется. Предлагаем вам подборку отличных дополнительных материалов для того, чтобы показать своим детям, что такое добро.

Дорогою добра. — Большая коллекция стихов и песен про доброту

Загадки про доброту

Загадки про доброту — это в большинстве своем описание чувств, качеств, и вариаций событий, которые ждут человека доброго и открытого душой:

Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь! (добро)

Что оживляет человека? (добро).

Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. (добро)

Какая голова сто рук прокормит? (добрая).

Если в сердце нет любви,
И злоба на душе скребется,
Но как его ты не зови,
Оно тебе не улыбнется. (добро)

Не хвались серебром, а хвались. Чем? (добром)

Какие слова дороже богатств? — (Добрые)

Что бывает у тебя, когда вокруг всё хорошо?
Когда на небе солнышко и дождик уж прошел.
Чем чаще его делаешь ты людям, тем чаще делают его тебе.
То, что является ответом — всегда находится в душе. (добро)

Что на худо меняют? (добро)

Ну-ка, отгадайте дети,
что прекрасней всех на свете?
Если вы без настроения, —
помогает для общения
людям всем без исключения!
Путеводная звезда
Вашей жизни . (доброта)

Притчи о доброте

О доброте веками люди слагали чудесные сказки и рождали притчи. Они прекрасно демонстрируют суть доброты. Например, вот этот ролик, облетевший интернет-пространство уже много-много раз, очень красноречиво и тонко говорит об этом:

Вот еще одна поучительная история о важности тишины добрых дел.

Пословицы и поговорке о добре

Наверное, вы уже заметили, что про пословиц и поговорок про добро огромное количество. Мы выбрали самые лучшие и интересные на наш взгляд, которые могли бы понравиться вашему ребенку и научить его хорошему.

  • Доброе слово доходит до сердца.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Красота до вечера, а доброта навек.
  • Не делай добра, не получишь и зла.
  • Доброе дело — правду говорить смело.
  • Доброго держись, а от худого удались.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Сделав добро, не кайся.
  • Добрые слова лучше мягкого пирога.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Свет не без добрых людей.
  • Доброе дело без награды не останется.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе дело доброму не вредит.
  • Доброе дело крепко.

Мультфильмы про доброту

Поднимая с ребенком тему доброты и зла, милосердия и сострадания, обратите внимание и на произведения мультиндустрии. Рекомендуем посмотреть мультфильмы о доброте для детей и взрослых и обязательно обсудить с ним увиденное, поговорить о том, что произошло в мультике, как повели себя герои, где тут добро, как и почему нужно поступать именно так, а не иначе, в той или иной ситуации.

Чудесные мультфильмы о воспитании доброты мы собрали в этом плейлисте:

Очень часто добрые дела совсем мимолетны и просты — подарить близкому долгожданную игрушку, книгу или плед, еще чаще и легче — уделить немного времени, внимания, любви. Это так просто, но так сложно иногда. Давайте будем внимательны друг к другу и добрее!


Ребята впервые побывали в главной общедоступной библиотеке региона, познакомились с ее историей, уникальными коллекциями, многообразием книжного фонда: словарями, справочниками, периодическими изданиями и др. Каждому из отделов библиотеки есть что предложить и чем увлечь читателей, поэтому экскурсия получилась интересной и познавательной.

Юные пользователи убедились, что в библиотеке можно не только почитать, но и провести время с пользой и интересом.

Читайте также: