Дидактическая кукла в детском саду своими руками с одеждой

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Цель : учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия : поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры : на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры : педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.


Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.

Пособие актуально в обучении детей, как младшего возраста, так и старшего.

В набор входят красочные разноцветные игровые элементы.


Описание дидактического пособия:

Материал – фетр разного цвета, мелкие декоративные украшения.

Две куклы из плотного фетра: мальчик и девочка.

  • Набор предметов одежды для мальчика (курточка зимняя, демисезонная, свитер, футболка, рубашка, колготки, брюки, комбинезон, бриджи, шорты, шапка зимняя, демисезонная, кепка летняя, варежки.Обувь – валенки, ботинки, кроссовки.)
  • Набор предметов одежды для девочки (пальто зимнее, курточка демисезонная, свитер, платье, маечка, туника, юбка, шорты, колготки, брюки, комбинезон, шапка зимняя, демисезонная, панамка, варежки.Обувь – валенки, сапожки, туфли)
  • Набор предметов одежды по цветам(платье, плащ, бантики, шапочка, сапожки красного, зеленого, синего, желтого цветов)
  • Набор предметов национальных костюмов (русский, башкирский, калмыцкий, хантыйский

Элементы игры крепятся с помощью липучек




Данное пособие можно использовать в разных вариантах игр, например:

1 вариант.

Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.

Ход игры.

Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где чьи вещи.

Далее педагог предлагает детям выделить заранее подготовленную одежду для мальчика Коли и для девочки Кати.

Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?

После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.


2 вариант

Цель.

Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета.

Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.

Ход занятия.

У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.


3 вариант.

Цель.

Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Ход игры.

Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)

Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).

Последовательное одевание куклы на прогулку.


4 вариант.

Цель.

Приобщить детей к знанию национальных костюмов народов проживающих на территории России.

Закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.

Учить детей находить сходство и отличие костюма с другой национальной одеждой.

Ход игры. Детям предлагается одеть кукол в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.


5 вариант.

Игра направлена на развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.


С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321, ГРАНТ на карте.jpg

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ. Подробно >>>

Игровой материал предназначается для индивидуальных и самостоятельных занятий. Играть могут дети 2-7 лет.


  • формирование начальных знаний о строении человеческого тела и разделении гардероба по сезонам и назначению;
  • расширение представлений об ежедневном приведении себя в порядок, об особенностях сезонов года;
  • закрепление правильной очередности надевания предметов гардероба;
  • получение представления о разделении гардероба на девичий и мальчишечий;
  • получение навыка обслуживания себя;
  • развитие внимания, логики, фантазии, речевых навыков;
  • усиление любознательности, стремления к познанию;
  • улучшение зрительного восприятия и моторики пальцев, подготовка к школьным занятиям;
  • развитие коммуникабельности, формирование положительного отношения с организованным действиям.
  • мальчишечья сезонная одежда – две куртки (на осень и зиму), две шапки (зимняя и осенняя), свитер, майка, рубашка, колготы, штаны, шорты, кепка, рукавицы, сапоги, ботинки, кеды;
  • девичья сезонная одежда – две куртки (на осень и зиму), две шапки (зимняя и осенняя), пуловер, платье, сарафан, топ, юбка, колготы, шорты, штаны, панама, рукавицы, сапожки, ботинки, сандалии;
  • комплект одежды по цвету (пальто, платье, шапка, банты, сапожки разной окраски);
  • комплект рабочих костюмов (врача, пожарника, огородника, строителя, летчика);
  • комплект национальных нарядов России (русский, чукотский, чеченский, башкирский, мордовский, калмыцкий, татарский).

Прикрепите к одежде липучки или закрепляющие вставки, чтобы удобно было цеплять на кукол.


Варианты игры

Назови одежду

Игра для дошкольников 3-4 лет. Учит узнавать и верно называть предметы гардероба.

Покажите вещь. Ребенок должен назвать ее, сказать, кому (мальчишке или девочке) и когда ее следует носить.

Назови одежду

Разбери одежду

Игра учит разделять элементы гардероба на девичьи и мальчишечьи.

По сюжету кукол пригласили на праздничное мероприятие, но они разбросали по комнате одежду, теперь не разберутся, где чья. Задача играющего – помочь куклам разобрать вещи: вправо отложить для девочки, влево – для мальчика. Когда ребенок правильно распределит одежду, пусть нарядно оденет каждую куклу.


Подбери по цвету

Игра формирует навык подбора одежды по одинаковой расцветке, способствует закреплению названий колеров.

По сюжету у куклы день рождения, она просит помочь ей подобрать к платью остальные вещи, чтобы весь наряд был одного цвета. Например, платье красное. Значит, ребенок должен найти среди игрового материала, красное пальтишко, обувь, бантик.


Нарисуй наряд

Игра подходит для дошкольников 3-5 лет, развивает художественные навыки и мелкую моторику.

Предложите воспитаннику обвести предмет гардероба по контуру, затем раскрасить. Например, пусть нарисует на свитере красивый узор.

Обведи по контуру

Одень куклу по сезону

Занятие закрепляет последовательность действий при надевании одежды. Ребенок учится различать сезонные вещи, нижние и верхние, воспитывает в себе аккуратное обращение с гардеробом.

Аналогично игровой процесс строится по другим сезонам года.

Одень по сезону

Национальный наряд

Национальный наряд

Рабочая одежда

Одень куклу по профессии

Модный показ

К этой игре приступают дошкольники, уже освоившие навыки подбора гардероба. Теперь они самостоятельно составляют для куклы наряд, рассказывают, почему использовали тот или иной предмет. Педагог должен поощрить интересное и красивое сочетание вещей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направленность: обобщение знаний детей о сезонных предметах одежды.

Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы.

Вид: дидактическое пособие.

Предназначение: для детей 2-3 лет.

Продолжительность: с 10.03.2020г.-23.03.2020г.

Кукла - это радость, кукла - это сказка,
Кукла - это детство, что вернётся вдруг.
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла - это значит доброта вокруг.

Людмила Покровская.

Актуальность: Значение куклы в раннем дошкольном возрасте невозможно переоценить. Кукла с набором сезонной одежды – это самая главная игрушка для детей всех возрастов. С помощью куклы дети закрепляют название и назначение сезонной одежды, учатся подбирать одежду и обувь по названному сезону, называть предметы и детали одежды. Кукла помогает детям правильно одеваться по сезонам и показывает, что зимой носят шубку и варежки, а летом – легкое платьице.

Дидактическая кукла творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.

Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно - ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя, ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства) и т. д.

Кукла – наше отражение. В игре с куклой ребенок реализует свой опыт, повторяет действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке, и мальчику. Кукла выполняет разные роли: является помощницей, близким другом ребенка, с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она помогает ребенку запоминать названия основных частей тела, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д.

Именно поэтому актуальной становится наша методическая разработка, в котором мы используем игровые задания и ситуации, где дети знакомятся с сезонной одеждой с помощью кукол.

Цель: Формирование интереса детей к окружающей действительности и потребностей к творческому самовыражению через совместную деятельность со взрослыми.

Образовательные:

- Познакомить детей с различными видами одежды по сезонам;

- Учить сортировать одежду по видам;

-Показать детям зависимость здоровья от одежды и времени года.

Развивающие:

-Развивать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, воображение и ориентировку в пространстве;

-Развивать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;

- Воспитывать бережное отношение к своей одежде и одежде других;

- Воспитывать творческий потенциал детей.

Описание пособия:Рост куклы – 44 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки.У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, ленточки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года.

Дидактическая кукла Катя представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.

Летней комплект одежды куклы Кати: Весна





К дидактической кукле прилагается папка-передвижка времена года.

Она изготовлено в виде папки-передвижки, которые соединяются друг с другом в любом порядке с помощью зажима. Поделено на 4 части, по временам года: зима, весна, лето, осень.Выполнено из различных материалов: фанера, фетр, атласные ленты, прищепки, бусы, перья, липучки.

Каждая страница соответствует определенному времени года. Присутствует основная тема смены времен года. Всё просыпается, оживает, затем появляются плоды, потом листочки дерева желтеют, опадают, приходит зима.

Этапы работы:

I – подготовительный ( с 10.03.2020г. по 13.03.2020г)

-выявление актуальной проблемы;

- подбор и изучение методической литературы;

- изготовление многофункционального дидактического пособия;

II- основной (с 16.03.2020г. по 20.03.2020г.)

Реализация основных видов деятельности:

- использование дидактических игр в работе с детьми;

- использование игр и упражнений на развитие тактильной памяти;

III– заключительный (20.03.2020г)

Обобщение материалов и результатов работы:

Ожидаемый результат:

- знания о разных видах одежды, о возможности самим создавать гардероб для кукол;

- интерес к созданию одежды для кукол;

- сформируется устойчивый интерес к куклам;

- повысится речевая активность детей;

- развитие в разных видах деятельности;

- знание стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами.

Составляющие элементы:

- внесение пособия на занятия;

- в самостоятельной деятельности детей;

- по используемому варианту;

- по количеству составляющих частей;

Возможные формы работы:

- организованная образовательная деятельность;

- показ сказки с использованием дидактической куклы.

Основные достоинства:

- участие одного ребёнка, подгруппы детей;

- использование в различных видах игр, методах и формах при работе с детьми.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):


Описание.

У куклы есть свой гардероб, который она может надевать в зависимости от целей занятия: двусторонние накидка и юбка на липучке (на юбке съемная тесьма), парик, шляпка.

В сумочке и ступе хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), кукольная одежда из фетра, разноцветные цветочки, согласные и гласные буквы из фетра, божья коровка, жучок, зеркало-солнышко, резинки и крабики для волос). На ступе нашиты разноцветные липучки, на сумочке с обеих сторон развивающие элементы для индивидуальной работы с детьми. На подставке травка и камешки из фетра.

Функции логопедической куклы:

Цель дидактической игрушки:

Развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.

С помощью игрушки решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • формирование артикуляционных укладов, постановка и автоматизация звуков;
  • активизация, уточнение и обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи;
  • обучение началам грамоты;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • формирование сенсорных способностей;
  • развитие психических процессов.

Целевая аудитория.

Пособие предназначено для использования в совместной деятельности с детьми в возрасте от 5 до 7 лет, имеющими нарушения речи.

Области применения пособия:

• организация дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

• совместная деятельность детей и взрослых подгруппами и в группе;

• индивидуальная работа с детьми;

На занятии кукла может выполнять разные функции:

1. Кукла, управляемая педагогом, обращается к детям или говорит вместе с ними.

2. Кукла, управляемая ребенком, говорит с другими детьми.

3. Педагог общается с куклой, а дети слушают и наблюдают.

4. Ребенок общается с куклой, остальные слушают.

5. Круговой полилог: дети сидят в кругу, кукла спрашивает каждого.

6. Педагогом совместно с детьми разыгрываются сценки с участием нескольких кукол.

Итак, кукла может стать как участником тематического ролевого диалога, так и просто добрым помощником в проведении занятий. При этом она хвалит, помогает, жалеет, поддерживает, предлагает, провоцирует, исправляет, критикует, делает ошибки, шутит, смеется, удивляется, учится вместе с ребенком.

Куклу можно использовать для выполнения практически любых задач. Например, она с удовольствием послушает, как дети рассказывают стихи, пересказывают сказки, поучаствует в создании описательных рассказов. Она является прекрасным собеседником в диалоге, причем голос ее меняется в зависимости от обстоятельств. Куклу можно использовать также и при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказала Ягуша?), находить ошибки в речи персонажа, называть предметы, подбирать обобщающие слова, составлять предложения.

Дети охотно отвечают на различные вопросы куклы, многократно повторяют речевой материал, необходимый для закрепления. При озвучивании речи куклы произнесение вызываемых или автоматизируемых звуков утрируется, что, безусловно, помогает воспитанникам совершенствовать свои речевые навыки.

Очень важно то, что дети учатся говорить с разной интонацией, непроизвольно беря пример с озвучивающего Ягушу взрослого, учатся выражать свои чувства и эмоции.

В своей сумочке или в ступе она может приносить на занятие предметные картинки на разные звуки, на дифференциацию звуков, цифры, карточки с заданиями, пособия для звукового анализа, мелкие игрушки, призы для детей за хорошие ответы.

При необходимости на руки Ягуши быстро прикрепляется небольшое наборное полотно с кармашком для демонстрации букв, цифр, картинок.

Можно с нею поиграть,

И одежду ей менять.

Можно буквы изучать,

Даже слоги почитать.

А у куклы сумка есть,

Эта сумка не простая,

А волшебная, все знают.

Стоит зеркальце достать,

С язычком начнем играть.

В кабинете логопеда

Ждет игра вас и беседа.

Кукла будет всех учить,

Как красиво говорить.

Варианты некоторых игр с куклой.

Цель: развитие артикуляционной моторики; формирование направленной воздушной струи.

Цель игры: развитие направленной воздушной струи.


На цветочек на ступе логопед сажает божью коровку и предлагает ребенку подуть на нее, чтобы божья коровка отправилась в полет.

Цель игры: закрепление правильного произношения звука Р (или Л).


Цель игры: закрепление правильного произошения звука Ж (или З).

Логопед предлагает ребенку прогуляться вместе с жучком по свежей травке, а пока тот ползет, он поет песенку: Ж-Ж-Ж или З-З-З (в зависимости от целей игры).


Цель игры: формирование слоговой структуры слова.

Логопед предлагает ребенку произнести трудное для него слово по частям и говорит, что волшебная сумочка Ягуши ребенку в этом поможет. Ребенок проговаривает слово, одновременно на шнурке на сумочке откладывает на каждый слог одну бусинку. Затем бусинки подсчитываются.

Цель игры: развитие мелкой моторики.

Логопед говорит, что Ягуша собралась на день рождения к Кащею, и предлагает ребенку нарядить ее и сделать прическу. Ребенок может поменять одежду, украсить одежду тесьмой, надеть парик и заплести косы или сделать хвостики. Волосы можно украсить крабиками.

Цель игры: знакомство детей с новой согласной (гласной) буквой.

Логопед предварительно надевает на куклу синий наряд (если буква согласная) или красный наряд (если буква гласная). На занятии новую букву достают из ступы (или сумочки) и крепят на ладони Ягуши либо на наборном полотне. Уточняется характеристика буквы.

Цель игры: обучение детей слогослиянию.

Логопед предлагает вместе с Ягушей поучиться читать (либо Ягуша поучит детей читать) и прикрепляет на ладонях Ягуши или на наборном полотне буквы. Далее группа вместе со взрослым читает получившийся слог.


Цель игры: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Читайте также: