Детский кружок творчества и поделок

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Согласно календарно- воспитательному плану Г.У. Щербактинской специальной общеобразовательной школы – интернат № 5 данная рабочая программа будет реализована за три года в объеме 32 часа на один учебный год.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с природным материалом , атласными лентами, капроном, цветной бумагой А4, с гофрированной бумагой, салфетками), и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными нетрадиционными материалами.

Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

Характеризуя актуальность темы, мы видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, бумагой.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 12 человек.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение . Научить ребёнка создавать поделки из природного материала, бросового материала, из бумаги, из семян.

  • научить делать различные поделки в разных техниках ;
  • развивать конструктивное мышление и сообразительность;
  • прививать настойчивость в достижении цели;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
  • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
    • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности кружковцев:

      • объяснительно – иллюстративный –\воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию
      • репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
      • частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

      исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев

      Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

        • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
        • индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
        • групповой – организация работы в группах.
        • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

        В результате обучения по данной программе учащиеся:

        • научатся различным приемам работы с бумагой, пластиковыми бутылками, семенами, использующимися в процессе работы;
        • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
        • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
        • овладеют навыками культуры труда;
        • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

        Формы подведение итогов реализации программы кружка «Мастерская ручного творчества

        • участие в конкурсах различного уровня;
        • подготовка и проведение выставок детских работ;
        • -дни презентаций работ родителям, учащимся и воспитателям;

        Тематическое планирование кружка "Мастерская ручного творчества"

        Первый год обучения (32 часа)

        № п/п

        Тема

        Кол-во

        часов

        Цели

        Оборудование и материалы

        Вводное занятие

        2

        1.Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий.

        2.Провести инструктаж по технике безопасности при работе на кружке.

        3.Организовать кружковое самоуправление.

        Работа с природным материалом

        13

        1. Научить детей делать поделки из природных материалов.

        2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.


        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач дошкольного образования на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознано их использовать.

        Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

        Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

        При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали. В силу возрастных особенностей детей несформированность мелкой моторики руки, графических навыков и умений мешает ребенку выражать в поделках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира. Программа данного кружка и была составлена с учетом возрастных особенностей детей для реализации задач художественно-творческого развития детей 4-5лет.

        Цель. Формирование сенсомоторных умений детей на основе использования разнообразных материалов (бросового материала) и нетрадиционных техник при работе с ними.

        Создавать условия освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, бумаги, ткани, бросовых материалов), их свойствами, приёмами работы

        развивать мелкую моторику и умение пользоваться различными инструментами и материалами

        развивать творческие способности у воспитанников, мелкую моторику рук.

        развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым

        обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции

        побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов

        способствовать воспитанию эстетического вкуса, интереса к ручному труду

        развивать у детей желание участвовать в изобразительных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить, клеить совместно со взрослым и самостоятельно

        Рабочая учебная программа предназначена для детей 4 - 5 лет (средняя группа) и рассчитана на 16 недель.

        Срок реализации программы: 2019-2020 г.

        Формы и режим кружковой работы:

        Работа с детьми включает в себя как совместную образовательную деятельность и самостоятельную деятельность детей:

        восприятие художественной литературы;

        Образовательная деятельность кружка проводится 2 раза в месяц, до 20 минут, 16 раз в год.

        Планируемые результаты освоения программы

        Дошкольник будет знать:

        способы создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции с использованием бросовых материалов

        Различные виды материалов и их свойства

        основные цвета и некоторые оттенки, формы проявления величины, пространственные отношения

        живописные и графические изображения (иллюстрации, узнают изображенные в них предметы и явления)

        Дошкольник будет уметь:

        создавать простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) с использованием различных материалов

        использовать некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы), способы создания изображения, передавать сходство с реальными предметами, обогащать образ выразительными деталями

        Детское творчество. Что важнее: процесс или результат?

        Не все занятия творчеством похожи друг на друга

        Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.

        Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.

        Творчество ради результата

        Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.

        Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:

        Творчество ради результата

        Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.

        Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:

        Не все занятия творчеством похожи друг на друга

        Творчество ради процесса

        Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика (как в примере с пингвинчиками), могут быть даже заданы материалы (краски, мозайка, лепка), но у детей всегда есть возможность выбора и самовыражения. Учитель не исправляет ошибки и не оценивает работу ребенка, а помогает ему описать свою задумку и при необходимости даёт попробовать ту или иную технику. В итоге работы получаются очень разные, а родители, как правило, быстро узнают шедевр своего ребенка, так как у каждого было место для самовыражения. В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения.

        Творчество ради процесса

        Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.

        Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.

        Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей:

        Как организовать творчество ради процесса?

        Подготавливая пространство для домашних занятий, помните, чем отличается творчество ради процесса от творчества ради результата: настройтесь на процесс, не пытайтесь вдохновляться готовыми аккуратными идеями в интернете, не держите в голове идеальный результат, не бойтесь появления нестандартных идей.

        Для того, чтобы настроиться на свободное творчество, мы рекомендуем использовать наши заметки:

        Подготовьте комнату и одежду для ребенка, чтобы не отвлекаться на мысли о последствиях разлитой краски или брызг от кисточки.

        Во время занятия внимательно слушайте идеи малыша и не отвергайте их, не бойтесь использовать больше материала, сделать не одну работу за раз.

        Не стоит жестко ограничивать ребенка во времени – заложите в распорядке дня еще 20-30 минут свободного времени на случай, если творчество увлечет малыша.

        Позвольте ребенку оставить работу незаконченной и вернуться к ней позже, если ему это требуется.

        Для создания необходимой атмосферы можно включать легкую негромкую музыку под настроение

        Отвечайте на просьбы и вопросы малыша, старайтесь максимально помочь ему, но помните, что это его работа, а не ваша.

        Как организовать творчество ради процесса?

        Идеи для вдохновения можно черпать не из конечных продуктов, а из необычных материалов для творчества:

        Рисование гуашью и акварелью, карандашами и фломастерами, восковыми и сухими мелками,

        Пальчиковые техники рисунка,

        Лепка из пластилина и глины,

        Рисование с помощью зубных щеток и кухонной утвари с необычной поверхностью (тёрка, давилка для картофеля, кисточки и венчики),

        Изготовление печатей из губки для посуды,

        Изготовление аппликаций из бумаги, журнальных вырезок, ткани, круп, песка,

        Очень важно отбросить свои представления о правильном и неправильном использовании материалов: бережное отношение к кисточкам не должно мешать проверки на возможность её использования в качестве штампа.

        Выводы

        Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними. Оба подхода положительно влияют на развитие малыша, но по-настоящему творческими занятия становятся именно в свободной среде, где нет места оценкам и образцам для копирования.

        Выводы

        Заключение

        рисунки мелом

        Интерактив

        Детское творчество – очень обширная, важная тема, в ней разбираются далеко не все родители. Мы решили прийти на помощь! Мы расскажем о детском творчестве в целом, его особенностях, на конкретных примерах покажем, чем заняться вместе с ребёнком.

        Детское творчество

        Творчество – продуктивная деятельность для развития ребёнка, она необходима малышам! В раннем возрасте дети проявляют многие способности и умения в играх и творчестве – рисуют, лепят, мило танцуют для мамы и папы под весёлые песенки, самостоятельно делают открытки к праздникам.

        Творчество подразумевает освоение новых навыков, нового опыта — это созидательная деятельность, она направлена на создание чего-либо. Главное в творчестве не результат, а процесс.

        Важную роль в творчестве играет воображение. Если ребёнок может что-то представить, нафантазировать, то он вполне может перенести это на бумагу, сделать из пластилина.

        Детское творчество помогает развить:

        • Трудолюбие;
        • Усидчивость (или, наоборот, активность);
        • Внимательность, наблюдательность;
        • Воображение;
        • Интеллект;

        И это не весь список!

        Конечно, нельзя заставлять ребёнка заниматься творчеством, если у него нет желания. Лучше поискать более подходящую сферу, ассортимент весьма широкий.

        Виды детского творчества

        Художественное творчество

        Художественное

        Самая большая творческая область. Распространённые детские занятия:

        • Аппликация;
        • Рисование;
        • Литература;
        • Лепка и др.

        Все психологи единогласно утверждают: детские рисунки – важнейшая часть формирования личности, её развития. Рисуя, ребёнок придумывает не просто сцену, а целую историю. Он передаёт в рисунках знакомые предметы и своё восприятие. По рисункам можно проанализировать текущее состояние ребёнка и гармоничность детского роста и развития.

        Техническое

        • Моделирования;
        • Конструирование;
        • Сборка схем, приборов;
        • Робототехника и др.

        Техническое творчество является более узко направленным, чем художественное. Оно часто помогает определиться с профессией, позволяет детям приблизиться к настоящей науке, даёт возможность исследовать большой и неизвестный мир.

        Музыкальное творчество

        Музыкальное

        Просто и понятно:

        • Вокальное исполнение;
        • Танцы;
        • Игра на музыкальных инструментах;
        • Хоровое пение и др.

        Благодаря этим занятиям хорошо развивается координация, музыкальный слух, чувство ритма, моторика и т. д.

        Музыкальное творчество – первое в жизни малыша. Двигаться под музыку он начинает раньше, чем ходить.

        Приведём примеры совместных занятий родителей и детей.

        • Рисование. Задействуем: бумага, карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, губка/ватные палочки, камни.
        • Лепка. Задействуем: пластилин, масса для лепки, солёное тесто, глина, воск, украшения.
        • Аппликация. Задействуем: бумага, картон, природные материалы (шишки, листики и т. д.), клей, краски.
        • Создание гербария. Задействуем: сухие листья, цветы, остальные материалы, которые можно собрать на улице, бумага, картон, клей.
        • Готовка. Задействуем: любые продукты, которые найдёте в холодильнике.
        • Техническая деятельность. Задействуем: специальные наборы для проведения опытов, конструирования, моделирования, создания механизмов.
        • Домашний театр. Задействуем: сказки, одежда, самостоятельно созданные декорации.
        • Танцы. Задействуем: самостоятельно составленный плейлист и колонка.

        Как видите, спектр творческих занятий действительно поражает многообразием и разносторонним применением!

        Многие родители уже в раннем возрасте торопятся отдать малыша в творческую секцию или кружок, очередной важный вопрос – как правильно выбрать место, где ребёнок будет комфортно себя чувствовать, получать удовольствие и пользу от занятий творчеством.

        Как выбрать секцию

        Как выбрать творческую секцию для ребенка?

        Шаг 1: определитесь с направлением

        Обратите внимание, чем нравится заниматься ребёнку. Подробно расспросите, хочет ли он заниматься, если хочет, то чем. Прислушайтесь к желаниям ребёнка. Помните, малыш ещё находится в поисках любимого увлечения, поэтому ему постоянно интересно что-то новое, то, чего он ещё не пробовал.

        Шаг 2: проанализируйте карту

        Да, кружок или секция должны находиться как можно ближе к вашему дому. От постоянных поездок в общественном транспорте могут накапливаться усталость и стресс, они будут ассоциироваться у ребёнка с любимым творческим занятием.

        Шаг 3: посмотрите фотографии

        Найдите сайт организации, куда собираетесь отдать ребёнка, её социальные сети. Посмотрите на активность, современность страниц. И самое важное – обратите внимание на фотографии. Если там есть снимки с детьми и родителями с мероприятий, мастер-классов, занятий студии или кружка, то будет легко понять, насколько ответственно там относятся к своим посетителям и ученикам. Если на снимках не будет детей и их работ – это повод задуматься.

        Шаг 4: найдите отзывы в интернете

        Это самый очевидный и простой шаг. Вам нужно посмотреть на комментарии, которые оставлены другими родителями. Очень часто люди в отзывах расписывают плюсы и минусы организаций, что-нибудь советуют, рекомендуют. Только не попадитесь на уловки: в интернете большое количество комментариев оставляют не живые люди, а боты.

        Читайте также: