Декоративно прикладное искусство в детском саду поделки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 07.09.2024

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Декоративно – прикладное искусство

в дошкольных образовательных учреждениях

Дымковские игрушки простые по форме игрушки птиц, животных лепят из целого куска глины, более сложные куклы, сказочные птицы – по частям, которые скрепляются промазыванием. Прежде, игрушки обжигали в русских печах. Как говорят, их название легко от заречной слободы Дымково в бывшем городе Вятка (теперь город Киров), где постоянно над домами подымалось много дымков, так как там жили игрушечники, которые и обжигали свои изделия. Теперь в новых мастерских изделия просушивают, обжигают в муфельных электрических печах, покрывают белилами и расписывают.

Часто части фигурок (хвост, грива коня, блуза, головной убор барышни и т.д.) красятся в один цвет, другие части украшаются орнаментом из комбинаций, линий, точек, мазков, кругов, колец, клеток. Ритмическое их расположение создаёт узор, покрывающий всю игрушку.

Основой композиционный приём – ритмичное повторение и чередование элементов геометрического орнамента. По цвету дымковская роспись – это контрастное сочетание белого фона с несколькими яркими цветами. Цвета делаются насыщенными, что создает красочный, праздничный образ.

На занятие для рисования элементов дымковской росписи берётся гуашь. Эти краски особенно пригодны для выполнения декоративных работ, так что часто приходится наносить одну краску на другу.

По сложности все узоры, применяемые в росписях дымковской игрушки, можно условно разбить на две группы.

К первой группе относятся элементы узоров, выполненные без наложения цвета на цвет, ко второй группе - более сложные узоры, где отдельные элементы накладываются один на другой: красное кольцо, а по нему желтые точки. Элементы без наложения цвета на цвет могут использоваться при составлении узоров детьми средней и старшей группы. В подготовительной группе можно использовать все элементы, как простые, так и сложные.

Знакомство с дымковской росписью осуществляется со средней группы.

I квартал – знакомство с простыми элементами: круг, линия, точки.

II квартал – рисование элементов на квадрате, розетке, составление из них узоров.

III квартал – рисование узоров на круге.

Старшая группа Роспись объёмных предметов (конь, козлик, барышни, последние по замыслу).

Подготовительная группа роспись объёмных предметов (олень, индюк, барышни, декоративная пластика).

Народы, населяющую нашу страну, имеют свои национальные традиции художествен-ные, которые создают возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов взаимно влияет друг на друга, переплетается, многое приобретается вновь, часто повторяется. Поэтому, необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла. Чтобы сохранить всё ценное. Основным композиционным началом украшения этих предметов служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов. Орнамент геометрический и растительный существует.

Городецкая роспись Центром Городецкого народного промысла является город Городец, Горьковской области, старинный городок на берегу Волги. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Население Городецкого района из – за малоземелья вынуждено было обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к промысловой обработке дерева. Дома в городе были одеты в тонкую резьбу.

Здесь развивается деревянное судостроение и наряду с ним мелкие, деревообрабатывающие промыслы. Народные мастера постоянно искали различные приёмы украшения изготовляемых ими вещей, а в итоге в Городецком районе широко развивалось декоративное искусство.

В конце XVII века, при Петре I , в России начинает быстро развиваться морской и речной флот. Суда, построенные, на верфи в Городце украшались, резьбой и росписью, над которой работали резчики из Московской Оружейной палаты, специалисты по резьбе иконостасов.

В связи с появлением на Волге пароходов, строительство деревянных судов сокращается. А богато орнаментированные резные полосы и фигуры сказочных существ употребляют в убранстве крестьянских изб. В конце XVII века в Городце зарождается оригинальный промысел разных и инкрустированных донец (прялки).

Характерной чертой декоративной формы в сюжетных комбинациях донец является применение инструкции измерённого дуба в изображении коня и всадника. Скачущего коня размещали в центре композиции. Изображение всадника в народном искусстве – древнее изображение (оно знакомо народными художниками по иконописи – изображениям Георгия Победоносца и др.) На плоских половицах донец мастера рисовали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п., также сказочные сюжеты. В XIX веке в Городце стали писать на донцах купавы и их бутоны, ярко раскрашенных птиц, петушков. Коней стали рисовать длинноногих.

На первом этапе по окончании процесса резьбы и инкрустации донце покрывали отваром луковой шелухи, который придавал дереву различные оттенки желтого цвета. В оформлении прядильных донец ко второй половине XIX века сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это ягодка, розетка и цветок купавка.

В центре композиционной плоскости художник размещал главную фигуру или растительный мотив.

Лица своих героев народные мастера писали в одной манере – в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначали черты лица. Прически, как у мужчин и у женщин, изысканы, но в окраске их применялся только черный цвет. Народные мастера понимали, что на золотисто – охристом фоне, который был основан для их композиций, особенно контрастно и эффектно выделяется именно таким способом сделанные изображения. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве городецких мастеров были и остаются яркие цвета и декоративные зелёные листья, которые придают росписи особую прелесть.

В настоящее время в качестве фона используется естественный желтоватый цвет дерева. Цвета в узоре в очень ярких сочетаниях. Раньше для росписи использовали клеевые темперные краски, теперь масляные.

Не забыто и искусство резьбы по дереву, изготовляют пряничные доски – деревянные штампы для печатания пряников. А доски, с которых их печатали, будто и не доски вовсе, а деревянные картинки.

Знакомство с Городецкой росписью начинается со старшей группы.

Рисуют: - узор в полоске (бутон, листья).

Фон желтый, роспись голубая, синяя, розовая, малиновая.

Элементы –

1. Мазок – удлиненный.

Техника исполнения: рисуется концом кисти, затем плашмя и опять концом кисти.

2. Подготовка – полукруг на цветке.

Техника исполнения: рисуют концом кисти, плашмя и опять концом кисти.

3.Спираль – в лепестках цветки.

Техника исполнения: концом кисти. Цвет: черный, красный, тёмно – синий, белый.

4. Трёхлистник – основной элемент рисование листьев в росписи.

Техника исполнения: рисуется двумя дугами ( ) и закрашивается.

5. Бутон – круг, а сверху маленький кружок (черный)

Используется, сочетания росписи на светлый тон накладывается тёмный.

Оживка – чёрная или белая.

Узор в квадрате; по замыслу – занятия.

Полоска – h = 6 см. х 20 см.

Круг - Д = 6 см. 18 см.

Подготовительная группа.



II , III квартал – рисование разделочных досок с птицами или лошадьми с растительным орнаментом. Детям даются трафареты птицы или лошади, они ее обводят и разрисовывают; по замыслу.

Большую часть изделий крестьяне отвозили в село, которое называлось Хохлома, и там продавали на ярмарке.

Теперь, в современное время, на фабрике работает много художников и мастеров. Их красивые изделия покупают не только в нашей стране, но и в других государствах.

Росписью украшают детскую мебель, посуду – бытовые и декоративные предметы. Золотыми травами, цветками и листьями расписаны стены в Теремном дворце Московского Кремля.

Прежде всего, необходимо выделить, при рассмотрении изделий. Две характерные особенности этой росписи: использованные всего трёх цветов (красный, чёрный, золотой) и необычайно затейливый нарядный рисунок и по элементам, и по композиции.

В композиционном отношении рисунок становится по типу розетты, располагаясь отдельными группами на поверхности предмета или в виде ленточной волнообразной линии, вьющейся по всей форме и богато украшенной листьями, цветами, ягодами, травкой. В последнее время композиция узора делается более сложной: весь узор становится вокруг центра, включающего более крупные элементы (птицу, или цветок, окруженные завитками с растительным орнаментом).

Художники рисуют кистью без предварительного рисунка масляными красками, а ягодки художник рисует специальной палочкой – ляпушкой.

Детей знакомят с хохломской росписью со старшей группы.

Знакомят с росписью, элемент завиток.

Подготовительная группа.

Роспись на предметах – бочонок, панно, по замыслу (поднос).

Кружево – ажурный рисунок, слепленный из ниток крючком, иглой, коклюшками (деревянными или пластмассовыми палочками). Основные центры плетения коклюшечного кружева – города Вологда, Елец, Киров, Рязань. Изготовляется оно из льняных или шелковых ниток белоснежного или кремового, реже серого или чёрного цвета.

В настоящих изделиях используются новые мотивы: звёзды, серп и молот, ракеты, спутники.

Мерное кружево широко используется для украшения женской одежды, белья, полотенец, скатертей. Широко известны и штучные изделия: салфетки, дорожки, панно, накидки и др. Старшие дошкольники рисуют по мотивам кружева с растительным орнаментом.

Жостовская роспись – в Подмосковном селе Жостово расписывают железные подносы разной формы, размера, цвета – растительным орнаментом. Предварительно поднос грунтуют, шпаклюют, шлифуют, покрывают черным, потом прозрачным лаком, подсушивая и обжигая после каждой операции при определенной температуре. Потом быстро без предварительного рисунка расписывают масляными красками и снова покрывают лаком – для получения характерного блеска.

В центре букета изображают несколько больших цветов. Возле них мелкие, по краям – травинки, на бортах подносов мелкий орнамент или линия, выполненная золото – бронзовой краской. Цвета узора очень разнообразные: яркие и бледные, светлые и тёмные, контрастные или однотонные

С жостовской росписью - знакомят детей в подготовительной группе.

Техника её сложная, но доступная для восприятия детьми и изображения некоторых элементов.

Гжельская роспись Гжель это название посёлка в 60 километров от Москвы. Гжельские керамические изделия славятся оригинальной пластикой форм и живописной выразительностью синий росписью кувшинов, кружек, чайников, игрушек, небольших скульптур. На предметах мы видим не затейливый синий растительный узор, в котором начертаны образы одуванчиков, роз, ромашек, васильков, колокольчиков на белом фоне.

Узоры состоят из повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветками или букеты, полосы волнистые и дугообразные мазки, линии, точки, завитки.

В учебно – воспитательной работе с детьми хорошо используется красочная, праздничная, жизнерадостная Украинская декоративная роспись.

Основные мотивы декоративной росписи растительные: разнообразные цветы, бутоны, кисти винограда, кисти ягод калины, узорчатые листья. Часто растительный орнамент органично вплетаются изображения птиц, животных, людей. Все образы передаются не натурно, а в обобщенной форме, некоторые черты изменены, стилизованы. В основе композиции – центральный стебель или несколько центральных больших цветков, в котором, дорисовываются мелкие элементы орнамента. Рисунок не перегружаются несколькими мотивами, линиями не перекрещиваются, детали не перекрываются. Перспективное размещение форм отсутствует. Роспись выполняется красками без предварительных начертаний.

Знакомство с украинской росписью со средней группы.

I квартал – Знакомство с приёмом примакивания (узор в полосе, прямоугольнике, квадрате).

II квартал – старшая группа.

Знакомство с растительным орнаментом осенние мотивы (рябина).

Оттеночное рисование – краску набирают на весь ворс, с конца убираем и рисуем другим цветом.

Техника рисования: листьев – из центра наклонно путём примакивания (по полосе).

Коврик из растительного орнамента.

Подготовительная группа – в холодных и теплых тонах выполненная украинская роспись.

Ориентировочная схема рассматривания.

Место изготовления предметов (город, село), вид народного искусства; предметы; которые изготавливают мастера этого вида; материал, из которого изготавливают. Рассмотреть узор (элементы, на что они похожи, их форма, цвет, соединения, размещение). Выделять характерные цвета росписи. Одновременно показать, что привлекает в разных произведениях глаз. Можно подчеркнуть жестом форму предмета, отдельных элементов.

Новые знания сообщает воспитатель, подключая детей к беседе. Перед занятием ещё раз рассмотреть те произведения, которые будут натурой на занятии, те которым дети будут создавать декоративные узоры. Нужно выделить элементы, цвет, композицию, уточнить знание об особенностях росписи и способах их отражения в рисунке.

Читайте также: