Что такое творческий замысел поделки

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

ТВОРЧЕСТВО / ХОРЕОГРАФИЯ / ОБРАЗ / ИДЕЯ / ЗАМЫСЕЛ / ХУДОЖНИК / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ЗРИТЕЛЬ / БАЛЕТМЕЙСТЕР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / OEUVRE / CHOREOGRAPHY / IMAGE / IDEA / DESIGN / ARTIST / PERFORMER / SPECTATOR / BALLET MASTER / CREATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гевленко Ю. А.

Статья представляет собой обзор исследования творческого процесса в разных областях знания с Античных времен до наших дней. Анализируются различные подходы к пониманию творчества . Автор уделяет внимание раскрытию сущности художественного замысла как необходимого элемента творческого процесса в хореографическом искусстве. Рассматривается стадиальное становление замысла как творческого процесса.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гевленко Ю. А.

Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств

ART CONCEPTION AS CREATIVE PROCEDURE

The article presents an overview of creation process research approaches in different branches of science since Ancient times to nowadays. In the article different approaches and interpretations of art are analyzed. The author pays attention to the essence of art conception as a necessary element of the process of creation in choreography . The stages of art conception are viewed as well.

Но одного рисования мало. Если ты хороший дизайнер, то тебе нужно хорошо знать психологию, чтобы понимать людей и делать то, что будет близко человеку, что ему понравится. Знание психологии важно и для педагога-ди-зайнера, так как он должен понимать, чувствовать детей (а понимать детей, по моему мнению, сложнее, чем взрослых), преподнести материал, чтобы его поняли, услышали. Ведь то, как поймёт предмет ребёнок преподаваемый предмет, сформирует его взгляды на жизнь, жизненные принципы. Поэтому ту ответственность, которая лежит на педагоге-дизайнере, просто не описать словами.

От работы дизайнера и педагога-дизайне-ра зависит многое: будет ли человеку уютно в его доме (а дом для человека много значит), что будет в голове у ребёнка.

Эта работа создаёт условия для развития различных качеств студента, в том числе

и профессионально важных, мотивирует его к собственному развитию и, следовательно, к получению образования, формированию его компетентности и как следствие - конкурентоспособности.

1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. - Контекстный подход. - М. 1991 - 207 с.

2. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. -С. 33.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования.- М.: Академия, 2009. - 384 с.

4. Общая психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

5. Большой психологический словарь /сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004. - 84 с.

7. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. - М.: Мир, 1974. - 550 с.

8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

9. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компе-тентностном подходе // Высшее образование в России. -2006. - № 11. - С. 39-46.

10. Кухта Е. Е. Легко ли быть дизайнером? (О красоте, искусстве, художнике, образовании, педагоге, мастере, дизайне и дизайнере) // Качество, творчество, инновации: ключевые аспекты дизайн-образования: сб. науч. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 5-6 апреля 2012 г.). -Кемерово, 2012. - 180 с.

12. Лаврентьева Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.

Ч. 2. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос-ого ун-та, 2002.

13. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 5 мая 2011) / науч. ред. Э. Ф. Зеер. - Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - 266 с.

Ю. А. Гевленко J. Gevlenko

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА ART CONCEPTION AS CREATIVE PROCEDURE

Статья представляет собой обзор исследования творческого процесса в разных областях знания с Античных времен до наших дней. Анализируются различные подходы к пониманию творчества. Автор уделяет внимание раскры-

тию сущности художественного замысла как необходимого элемента творческого процесса в хореографическом искусстве. Рассматривается стадиальное становление замысла как творческого процесса.

The article presents an overview of creation process research approaches in different branches of science since Ancient times to nowadays. In the article different approaches and interpretations of art are analyzed. The author pays attention to the essence of art conception as a necessary element of the process of creation in choreography. The stages of art conception are viewed as well.

Ключевые слова: творчество, хореография, образ, идея, замысел, художник, исполнитель, зритель, балетмейстер, произведение.

Keywords: oeuvre, choreography, image, idea, design, artist, performer, spectator, ballet master, creation

Художественное творчество, как и феноменальная неповторимость его результатов -произведений искусства, всегда были и остаются предметом внимания философов, эстетиков, психологов, культурологов. Создание произведения искусства представляет собой процесс активного отношения, отображения, сложного переконструирования действительности в мышлении, которое называют творческим. Искусство балетмейстера является неотъемлемой частью художественного творчества и опирается на его законы, обладая при этом специфическими особенностями.

Таким образом, среди множества различных концепций творчества можно выделить две противоположные крайности: с одной стороны, творчество представляет собой непознаваемый и неуправляемый, спонтанный процесс, предполагающий интуицию, вдохновение, фантазию, подсознательное; с другой стороны, понимание творчества как рационального процесса, полностью подчиненного сознанию, где возникновение нового рассматривается как чистая случайность или рекомбинация.

Балетмейстеры малой формы в области народной хореографии также используют противоположные концепции в подходе к сочинению замысла и к его практическим формам существования, например, И. Моисеев и его

противоположность - М. Годенко.

Какправило,вхореографиисочинительский процесс языка, в большей ее части, происходит на интуитивных, предварительно не осмысленных конструкциях, а в работе над замыслом либо содержанием произведения наиболее приемлемым путем является сознательное конструирование. Таким образом, выразительные средства, такие как композиционное решение, а также лексическое выражение -удел интуитивного поиска, которое возникает у художника на базе озарения и наполненных впечатлений.

Вся остальная архитектоника построения действий больше опирается на осознанную, обдуманную форму работы.

В результате исследования стало очевидно, что замысел - это исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Размышления авторов об этапах формирования замысла позволили обосновать нашу мысль о стадиальном характере этого процесса. Замысел проходит четыре основных этапа становления:

1. Возникновение замысла. Здесь важным фактором является социокультурный процесс, при взаимодействии с которым человек накапливает сведения об окружающем мире. Даже самый талантливый балетмейстер не может создать произведение лишь силой своей фантазии, вне опоры на прошлый опыт и окружа-

ющую реальность. Все воздействующие на балетмейстера факторы одновременно являются источником накопления творческих идей. Все, что он воспринимает, видит, слышит, ощущает, подсознательно перерабатывается им. Осознавая, оценивая процессы действительности, балетмейстер стремится объяснить эти процессы своими профессиональными средствами. Он целенаправленно изменяет окружающий мир, создает новую художественную реальность. Способность мыслить хореографическими образами, то есть перевести любое жизненное явление на язык пластики, отличает действительно талантливых балетмейстеров. Художественный образ развивается не из абстракций (как научная теория), а из конкретного представления (отдельных лиц, явлений), в котором должно быть наиболее ярко представлено интересующее художника явление. Так, например, в постановке русского танца балетмейстер стремится показать региональные особенности или своеобразие какой-либо области, а не то, как танцует один конкретный человек. Представления обычной жизни словно подталкивают то, что зрело в подсознании и лишь ждало момента для выхода. Таким образом, кульминационной точкой этапа является возникновение идеи, замысла.

2. Вынашивание замысла. На данном этапе происходит реализация продуктов творчества. Балетмейстер определяет тему, событийный ряд, характеры действующих лиц, конфликт хореографического произведения. Перечисленные компоненты находят свое выражение в исполнительском мастерстве, в музыке, художественном и световом оформлении. Безусловно, нельзя четко разграничить моменты сознательной и бессознательной деятельности художника, но их доминирующую роль на определенных этапах творчества отрицать невозможно. На первом этапе возникновения замысла у балетмейстера, конечно же, большая его часть принадлежит подсознанию. В то время как на момент сочинения танцевального текста сознанию, логическому мышлению принадлежит главенствующая роль, так как балетмейстер работает не с воображаемыми танцовщиками, а с живыми людьми, при этом он должен учитывать размеры музыкальных фраз, геометричность рисунка, законы композиции. Балетмейстер сознательно, учитывая будущие условия эстетического восприятия задуманного произведения, добивается оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций. Тем самым проясняется и углубляется содержание образов. Даже если

балетмейстер с возникновением замысла сразу начинает сочинять текст и ставить его на исполнителя, он все равно анализирует, выбирает нужную информацию из своего опыта. Танцевальный образ начинает формироваться из представлений и образов балетмейстера, приобретенных ранее. То есть поиск и обдумывание материала могут быть одновременны с сочинением хореографического текста или представлять собой отдельный исследовательский этап в творческом процессе создания танца. Отметим исследователя, балетмейстера Хора имени Пятницкого Т. А. Устинову, которая создала свою творческую лабораторию, где осмысливался опыт многолетнего и многостороннего изучения русского хореографического искусства.

3. Воплощение замысла. Это этап сценической реализации замысла, предполагающий поиск неожиданного сценического хода, оригинального, точного лексического и пространственного решения, выявляющего основную идею сценического произведения. Как подтверждено практикой, процесс сочинения оригинального текста нельзя регламентировать или найти единый, общий шаблон, которым может воспользоваться любой художник. Здесь важно отметить, что воплощение замысла тесно связано с процессом работы хореографа и исполнителя, причем отделить их четкой границей практически невозможно. Нельзя сказать, что художник закончил сочинение своего произведения, пока он не зафиксирует его в материале своего искусства. Материалом танцевального искусства является тело человека. Особенность исполнения в танцевальном процессе заключается в том, что она предполагает некую актуальную завершенность танцевального образа, который создателями предполагается зрителю для восприятия и оценки. Поэтому, если балетмейстер сочинил произведение, зафиксировал его на бумаге или в памяти, оно составляет лишь потенциальное бытие. Таким образом, исполнительство как стадия танцевального процесса не является пассивным воспроизведением замысла балетмейстера. Танец обретает жизненное бытие в момент своего исполнения. Поэтому исполнитель является сотворцом танцевального образа. Более того, именно с исполнительством связаны функции сохранения и передачи замысла.

4. Восприятие замысла. Создание и восприятие - разные стороны бытия танцевального произведения, но они не существуют друг без друга. Воображение воспринимающего производит в сущности такую же работу, какую проделали балетмейстер и исполнители. Готовое произведение искусства возбуждает эстетическое чувство и восхищение мастерством его создателя. Оно как бы сплавляет процесс творчества художника и эстетическое восприятие зрителя. Чтобы обрести эстетическую ценность, замысел должен актуализироваться, быть воспринятым, понятным, усвоенным зрителем, который самостоятельно, как подсказывают воображение и жизненный опыт, воссоздает изображенное балетмейстером. Зритель оказывается участником танцевального процесса, в определенном смысле соавтором хореографического произведения. Восприятие как осмысление и оценка увиденного танца, оказавшего сильное впечатление, может продолжаться и после завершения исполнения композиции.

Таким образом, зритель в процессе эстетического восприятия отбирает определенные свойства и качества воспринимаемых объектов и интерпретирует их согласно личным установкам.

Главным результатом проведенного исследования следует считать выявление ведущей роли замысла в творческом процессе балетмейстера, что и позволит отличать подлинный творческий замысел от замысла-фантазии.

1. Гартман Н. Эстетика. - Киев: Ника-центр, 2004. -639 с.

2. Бердяев Н. А. О природе творчества / сост. П. В. Алексеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - С. 313-330.

3. Античные мыслители об искусстве. - М.: Искусство, 1938. - 242 с.

4. Пуанкаре А. Математическое творчество / под ред. И. Б. Погребысского. - М.: Сов. радио, 1970. - 141 с.

5. Адамар Ж. Исследование психологии в области математики / под ред. И. Б. Погребысского. - М.: Сов. радио, 1970. - 240 с.

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Словосочетание детское творчество в этой статье иногда заменяется аббревиатурой ДТ.

Содержание

Проявление детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка

На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного ДТ имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных периодах детского развития, суть которой заключается в том, что с возрастом предрасположенность ребёнка к тому или иному виду художественного творчества меняется. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное ДТ в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического ДТ условно делят на 4 этапа:

  1. постановка задачи
  2. сбор и изучение информации
  3. поиск решения задачи
  4. реализация решения

В дошкольном возрасте техническое ДТ сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное ДТ имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

Детское творчество и личность ребёнка

ДТ, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Механизм творческого воображения

Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое.

Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

  1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
  2. юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
  3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.

Этапы детского творчества

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

  1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
  3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

Букет роз из шишек

Шишки - самый распространенный материал для творчества, и хотя они достаточно грубые, поделки из них получаются восхитительными и оригинальными.

Одна из таких необычных поделок – букет роз. Создать такой букет своими руками не составит большого труда, а кроме того к такому интересному и увлекательному занятию можно привлечь детей.

Материал, который потребуется для работы:

• шишки
• веточки от деревьев
• краска
• ножницы
• цветная бумага
• горячий клей.

Перед началом рекомендуется подготовить поверхность, на которой вы будете работать, лучше всего застелить все газетой, чтобы не испачкать.

Перед покраской шишек, их лучше всего продуть спринцовкой, для удаления пыли и грязи изнутри.

Обрежьте ветки под размер вазы и покрасьте их в зеленый цвет.

К каждому цветку понадобится пара листьев, которые можно вырезать из цветной бумаги.

Чтобы приклеить цветы на стебли, используйте горячий клей.

Затем к каждому стеблю приклейте листочки.

Расставьте цветы в приготовленную вазу и наслаждайтесь видом.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

Поделки из шишек "ЕЖИК"

Для такого ежа нам потребуются:

Листья, мох и ягоды можно заменить бумажными листьями, пряжей зеленого цвета и ягодами из пластилина.

Начинаем делать ежика.

Покрасьте краской со всех сторон.

Приклейте на бутылку шишки, а на пробки – глазки.

Приклейте ежика к старому поддону.
Обложите ежа мхом и ягодами. Не забудьте часть листьев и ягод положить на колючки. Приклейте глазки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

🍭

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ "Ручная Гусеница"

Нам понадобится:
-альбомный лист;
-пальчиковые краски;
-баночка с водой;
-кисточка;
-влажные салфетки.

Делаем:
1. Наносим краску на ладошку кисточкой: зеленую - на ладошку, синюю - на пальчики.
2. Делаем отпечатки.
3. Снова наносим краску на ладошку и делаем отпечатки.
4. Вытираем ладошку салфеткой.
5. Рисуем гусенице голову и все остальные детали.
6. Для полноты картины можно нарисовать весенние листочки и сделать рамочку.

Такая Ручная Гусеница делает наш дом уютным,
а воспоминания - незабываемыми!

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

🐓

ПОДЕЛКИ ИЗ КИНДЕР СЮРПРИЗОВ

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

ПОДЕЛКИ: Пластиковая гусеница в сад

Такая поделка из пластиковых бутылок отлично приживется на даче. Сделайте ее вместе с малышом, заодно объясняя, что делая новые вещи, переделывая ненужные, мы немножко помогаем природе не задыхаться от свалок, а также развиваем творческий взгляд.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: сказки игры книги

Поделки из макарон для детей

Необычные поделки из макарон для детей все больше и больше пользуются популярностью благодаря своей простоте и красоте. Делают картины, шкатулки, вазы, снежинки, человечков, домики, аппликации, интересные поделки из макарон для детей.

Очень интересны, увлекательны не только для детей, воспитателей, но так же и для родителей заниматься такими развивающими занятиями с детками. А под час мыма и сами очень увлекаются таким творчеством и создают настоящие шедевры.

При выборе что же начать делать используя макароны, нужно конечно сначала ориентироваться на возраст ребенка. Самые маленькие могут делать поделки по проще, дети дошкольники уже чуть более сложнее, а дети лет 12-ти могут создавать самостоятельно целые композиции, цветы, букеты, вазы, елочки, украшния, игрушки и другое.

Поделки из макарон детки могут делать одновременно несколько человек.

Вот, что нам понадобиться для поделок из макаронных изделий

√ Макароны. Любые цвета и формы, чем больше, тем лучше

√ Краски, для окрашивания поделки (если нужно). На мой взгляд, самый лучший вариант – акриловые краски. Но, если их нет, то подойдет гуашь, акварель и пищевой краситель, а так же аэрозольные краски в баллончиках.

Акриловые краски – можно окрашивать до поделки, можно окрашивать и готовое изделие. После высыхания не пачкаются.

Гуашь – можно окрашивать до поделки, можно окрашивать и готовое изделие. После высыхание не пачкается, если не мочить водой.

Акварель – окрашиваем готовое изделие. Окрашивать нужно, не сильно разводя краску водой. Плохо окрашивает участки, на которые попал клей. Долго сохнет. Может пачкать даже чуть влажные руки.

Пищевые красители – окрашиваем до начала работы. Подойдет краситель из пасхальных наборов. Красим по инструкции. Минус в том, что макароны от воды разбухают и до того, как приступить к поделке, их придется хорошо просушить.

Аэрозольные краски в баллончиках – окрашиваем готовое изделие. Очень удобно пользоваться, когда нужно окрасить всю поделку из макарон одним цветом. Например, окрасить макаронную снежинку на елку в серебристый цвет.

Обычный ПВА, клей момент, клеящий пистолет (нужен для больших поделок)

Нужен разный лак. Самый простой вариант – прозрачный лак для ногтей (для маленьких макаронных поделок). Лак для волос – отлично подходит для покрытия аппликаций из макарон. Для новогодних аппликаций можно использовать лак с блестками. Лак для дерева и лак для декупажа – хороший вариант для больших сложных работ. Например, шкатулок из макарон.

√ Прочие материалы для поделок.

Коробочки для шкатулок, трубочки для коктейлей и проволока (черешки цветов), бумага, бусинки, блестки, веревочки, пластилин, соленое тесто и прочий дополнительный материал. Все зависит от поделки и от вашей фантазии.


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска



Макарова Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Краткая аннотация:

Жизнь в мироздании и эволюция человечества идут по пути к совершенству через развитие видения и созидания красоты окружающего мира. Стремление к творчеству изначально присуще каждому человеку и задача общества обеспечить развитие этого качества, начиная с детского возраста. Всякое истинное творчество проявляет себя через искусство, рождающее красоту в любой сфере деятельности и устремляющее лицо к совершенству.

В данном мастер-классе представлены работы, выполненные в разных техниках декоративно-прикладного творчества (вытынанка, бисерное ткачество, сутажная вышивка, вышевка бисером, бумагопластика, квиллинг, скрапбукинг). Проект направлен на воспитание нравственных качеств учащихся средствами декоративно-прикладного творчества, повышения уровня информационной культуры детей. В процессе практической деятельности учащиеся расширяют знания об истории появления декоративного прикладного творчества.

Для выполнения данных композиций детьми были усвоены навыки владения изобразительным, декоративно-прикладным материалом, обогащались знания по цветоведению. В доступной форме представлены наглядные пособия по подбору и сочетанию цвета, что способствует формированию вкуса, развитию воображения, мышления. Каждая работа индивидуальна, каждый ребенок внес в композицию своей рукой изюминку. Разнообразие работ свидетельствуют о восприятии окружающего мира по-своему каждым ребенком.

Каждый человек хоть раз в жизни вырезал снежинки из бумаги, но мало кто знает, что такие изделия являются лишь небольшой частью возможностей популярного декоративного искусства – вытынанки . Освоив тонкости данной техники, выполняют театральные маски, подарочные коробочки, а также объемные и полуобъемные изделия.

Вытынанка – это популярное декоративное искусство, которое корнями уходит в китайский обычай на праздник весны вырезать традиционные бумажные узоры и наклеивать их на окна. Особую популярность они приобрели в середине XIX столетия, когда данный материал стал дешевле. Тогда бумажные вытынанки можно было увидеть в каждом доме: ими украшали окна, стены, печи. Прошли годы и традиционная вытынанка утратила свою сакральность, превратившись в простое украшение.

В мире существует множество направлений, связанных с бумажными техниками, с помощью которых можно создавать самые невероятные изделия. Каждый из нас знает, как ценен тот подарок, который сделан своими руками. Его можно преподнести своим друзьям, родным и близким людям или просто украсить свою комнату. Одним из таких подарков по праву можно считать оригинальные открытки, выполненные в технике бумажного туннеля (англ. tunnel book – книжный туннель).

Эта удивительная техника пришла к нам из Англии. Ее название tunnel book закрепилось в английском языке после создания поделок в этой технике, которые были изготовлены в честь строительства первого в мире подводного туннеля (459) под рекой Темза в Лондоне в 1840 году. В ней удивительно раскрывается азбука бумажного творчества, а ее сочетание с другими техниками (вырезание, оригами, аппликация, скрапбукинг и др.) позволяет придавать изделиям неповторимый облик.

В России сутажная вышивка получила широкое распространение во времена правления Петра I , но в XIX – XX веках эта техника утратила свое значение и применялась лишь при декорировании театральных костюмов. Возрождение сутажной техники произошло благодаря израильскому дизайнеру Михаль Негрин, которая в начале 90-х годов XX века впервые применила сутаж в производстве ювелирных украшений.

Одно из определений гласит: сутаж – франц. soutache – плоский шнурок для нашивок в виде узора на женском платье.

Вышивка сутажом впервые использовалась в первой половине XIV века во Франции. Эту технику применяли не только при декорировании одежды, но и для создания отдельных украшений. А благодаря новаторству голландцев появилась техника, подобная русскому ленточному плетению.

В наше время сутаж используется при изготовлении колье, брошей, браслетов, сережек, повязок на голову, сумочек и много другого – в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, бисером и бусинами. Понятие сутажная техника объединяет несколько техник:

- во-первых, это декоративная сутажная выставка – украшение одежды элементами из сутажа;

- во-вторых, это изготовление самостоятельных сутажных украшений, которые можно отнести к эксклюзивной бижутерии и даже к ювелирному искусству: кулонов, серег, колье, брошей.

Почти шесть тысяч лет назад, возникло стеклоделие, которое имело в дальнейшем несколько направлений. Первое – свободное выдувание в стекле. Второе – изготовление смальты для мозаик. Еще одно направление – это эмали, и наконец, изготовление бисера и стекляруса. Сначала бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология изготовления стекла, люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное, бесцветное и цветное стекло. Во второй половине XIX на территории Подмосковья возникло множество стеклодельных мастерских, в которых изготавливали бисер. В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования. Оглядываясь назад, мы видим, каких вершин достигло это древнее искусство в минувшие столетия, этот промысел вновь во всем блеске.

Собственноручно изготовленные цветы из бумаги дают возможность самовыразиться, раскрыть творческий потенциал, не только взрослым, но и детям дошкольного и школьного возраста.

Готовые картины или открытки, выполненные в технике бумажной пластики, могут применяться в качестве подарков, украшения интерьера.

Постановка проблемы:

Обучающимся не только необходимо познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества, но и с историей их возрождения, научиться понимать духовные и эстетические начала образных языков этих видов искусства. Этот мастер-класс направлен на развитие у нового поколения понимания важности знаний об искусстве, творчестве, в определенной последовательности осваивать самые разнообразные технологии. Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; приносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

В данном мастер-классе представлена композиция, которая показывает навыки владения декоративными видами искусства в совершенстве. Это способствует созданию декоративных изделий, украшений, бижутерии, вышивка сутажом, оформление в интерьере.

Время реализации: сентябрь 2018г. – январь 2019г.

Возраст учащихся: 10-13 лет

Цель: Создание условий для творческого саморазвития и личностных изменений ребенка через развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного творчества.

познакомить с различными техниками декоративно-прикладной деятельности;

расширить понимание значения и роли декоративно-прикладной деятельности в развитии расцвета нашей Родины;

повысить активность обучающихся в делах, способствующих преображению интерьера;

развить творческое воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, цветовой и линейный ритм;

воспитать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

обучать приемам и способам создания различных поделок из бумаги;

-создавать условия для развития творческой активности детей;

-воспитывать у детей интерес к бумажной пластике;

-способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Стратегия достижения поставленной цели:

Важно то, что в работе используются разные техники декоративно-прикладной деятельности (вытынанка, вышивка сутажом, бисерное ткачество, бумагопластика, квиллинг, скрапбукинг); средства художественной выразительности, которые изучили учащиеся; рассматривая поделки и картины, посещая музеи, изучая историю декоративно- прикладной деятельности России.

В дальнейшем освоение каждого вида декоративно-прикладной деятельности заключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла.

Предполагаемый результат:

Значительное повышение уровня развития декоративно-прикладного творчества.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать с разными видами декоративно- прикладного творчества.

Знание художественных материалов и техники работы с ними поможет наилучшим образом реализовать свои творческие замыслы. Чем раньше дети научатся понимать особенности техники декоративного творчества, тем полней они почувствуют особенности художественной выразительности.

Самостоятельное применение опыта, знаний по различным техникам способствуют созданию игрушек, сувениров, украшений, могут быть использованы для создания работ различных тематик в функциональных изделиях, для оформления интерьера.

Технологическая карта


Реквизиты и оборудование:

Ножницы, клей-момент бумажный.

Бумага для вырезания.

Макетный или канцелярский нож

Коврик для резки.

Материалы для декоративной отделки

Станок для бисероплетения.

Стразы клеевые и пришивные.

Тесьма бисерная, стразовая и жемчужная.

Иглы для бисероплетения.

Леска, мононить, капрон и проволока для бисероплетения.

Методические приемы:

демонстрация готовых работ;

анализ выполненного задания (обсуждение, обмен мнениями, вопросы).

Методическая цель: в ыявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, по изготовлению изделий для дальнейшей их реализации в собственной творческой деятельности при работе с бумагой и картоном.

Организация начала занятия

Способствует созданию эмоционально-положительного фона занятия.

Материалы и инструменты используемые в работе.

Приветствие друг друга, настраивает детей на работу в группе. Проводит вступительную беседу, объявляет тему, задачи занятия.


История возникновения изделий, показ изделий (фотоальбом с изделиями), слайдов.

Техника безопасности при работе с ножницами, резаком.

С учащимися идет:

объяснение новых приемов оформления изделия.

Способы и этапы работы.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний и

первичная проверка понимания нового учебного материала.








Подводит итоги занятия в форме беседы. Анализируют свою деятельность: выполнение и демонстрация работ.




Работа доставила прежде всего, огромное удовольствие, несмотря на некоторые трудности и большой объем. Мы занималась своим любимым делом. И это было наше первое изделие в области дизайна интерьера.

За время работы мы изучили много дополнительной литературы по теории дизайна. Освоили некоторые приемы композиции, можем теперь смелее работать с цветом, подбирать различные оттенки. Научилась сочетать разные материалы и техники, которые применили на практике. Открыли для себя много новых направлений и творческих идей.

Эти знания и умения, конечно, позволили нам более полно и ярко выразить свои мечты и фантазии.

Считаю, что все это в целом и помогло нам создать целостный гармоничный образ, воплотить свою мечту в реальность. Но нам не хочется на этом останавливаться, поскольку, на наш взгляд, тема работы очень многогранна и глубока. И нам еще предстоит сделать много открытий!

Список литературы

Белякова О.В. Большая книга поделок. – О.В. Белякова – М., 2009

Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –М., 1991

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. –Ярославль., 1998

Моргунова К. Современная вытынанка. –Донецк., 2015

Шиденко А. Открытки в технике Tunnel Book. - Ростов н/Д., 2015

Дадашова З. Р. Резаные открытки. - Москва., 2013

Аполозова Л.Г. Бисероплетение. – М.: Культура и традиции, 2010.

Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль: Академия развития, 2009.

Читайте также: